Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование речевой культуры младшего школьника в процессе обучения родному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость связана с разработкой научно-методических рекомендаций по использованию системы приемов, направленных на формирование у младших школьников умений создавать высказывания с соблюдением требований, ориентированных на нормативы культуры речи. Полученные результаты исследования, экспериментальная методика могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования культуры речи младших школьников
    • 1. 1. Определение понятия «культура речи»
    • 1. 2. Язык и речь как две стороны одного явления и их соотнесение с логическим мышлением
    • 1. 3. Речь как условие овладения языком и психологические основы ее развития у младших школьников
    • 1. 4. Психолингвистические предпосылки и дидактические задачи развития монологической речи в начальной школе
      • 1. 4. 1. Организация вербальной среды как основа формирования речевой культуры младших школьников
      • 1. 4. 2. Роль антиципации в развитии речи младших школьников
      • 1. 4. 3. Обогащение словарного запаса как важнейшее условие формирования культуры речи детей
      • 1. 4. 4. Диалог как источник речевой деятельности и текстовое образование
      • 1. 4. 5. Обучение монологическому высказыванию с учетом психолингвистической теории языкового развития младшего школьника
    • 1. 5. Критерии уровня развития умений продуцировать текст в соответствии с требованиями культуры речи
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация методической системы, способствующей формированию культуры речи учащихся начальной школы
    • 2. 1. Определение значения понятий «система», «методическая система», «языковая система»
    • 2. 2. Программа формирования культуры речи на основе текста как литературного образца
    • 2. 3. Обучение по экспериментальной методике
      • 2. 3. 1. Контрольные срезы (констатирующий эксперимент)
      • 2. 3. 2. Описание методики развития монологической речи
      • 2. 3. 3. Результаты итогового эксперимента

Формирование речевой культуры младшего школьника в процессе обучения родному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации — проблема культуры речи.

Важнейшим средством пробуждения самосознания ребенка, стимулом его духовного развития, согласно отечественной дидактической традиции, является обучение родному языку, составляющему основу национально-культурной самоидентификации человека. Овладению нормами языка, правильному употреблению родного языка младшими школьниками способствует постижение результатов словесных произведений вообще и художественных текстов в частности.

В современном начальном образовании реализация функций языка сводится к созданию немногочисленного набора строго определенных школьных жанров письменной речи, к анализу литературных источников в соответствии с заданным планом, к использованию разговорно-обиходного стиля литературного языка.

Допущение узкого восприятия и воспроизводства речи приводит к тому, что уже на ранних этапах упускается возможность приобщить ребенка к многовековой культуре своего народа, его духовному и нравственному опыту, который зафиксирован не только в произведениях, но и в традиционных формах речевого поведения. Вместе с тем изучение данной проблемы несет и глубокие гуманистические традиции, когда приобщение к культуре речи рассматривается в связи с общими проблемами становления личности (одно из качеств образованного человека — владение культурой речи).

Обзор литературы по культуре речи охватывает труды Л. А. Введенской, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Б. Н. Головина, JI. К. Граудиной, Н. А. Ипполитовой, В. Г. Костомарова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, И. Г. Милославского, М. В. Невежиной, С. И. Ожегова,

JI. Г. Павловой, П. С. Пустовалова, Д. Э. Розенталя, М. П. Сенкевич, Л. И. Скворцова, Н. Ф. Титовой, Л. В. Успенского, Е. В. Шарохиной,

Е. Н. Ширяева, Л. В. Щербы и др. [27, 31, 32, 42, 90, 95, 135, 139, 145, 166, 172, 184, 197, 198, 203 и др.]

Термин «культура речи» прочно вошел в науку и жизнь. Он говорит о признании в последние десятилетия новой отрасли знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности ее реальных свойств и особенностей.

Культура речи определяется различно. Так, в «Словаре лингвистических терминов» о «культуре речи» читаем:

1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли.

2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный историческии период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формирования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота". [173, 112]

Е. Н. Ширяев определяет культуру речи, во-первых, как владение нормами языка и выбор средств, «позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в * достижении поставленных задач коммуникации" — во-вторых, как область языкознания, нацеленную на нормализацию речи. [95,11]

Б. Н. Головин в культуре речи видит три объекта дисциплины — коммуникативное совершенство, совокупность знаний и умений, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное общение, и область лингвистических знаний о речевой коммуникации. [42]

JI. И. Скворцов определяет культуру речи как, с одной стороны, владение нормами литературного языка, с другой — как раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации. [185]

Г. О. Винокур под «культурой речи» понимает умение выбирать и использовать средства языка — фонетические, лексические, грамматические связи в предложении и в компоненте текста. [32]

Мы рассматриваем культуру речи не только как владение нормами литературного языка, но и как умение выбирать и использовать средства языка в предложении, компоненте текста, тексте, в процессе речевой деятельности.

Речевая деятельность — необходимая и достаточная среда для формирования культуры речи младших школьников, которая обеспечивается конкретными слышимыми и воспроизводимыми высказываниями.

Показателем культуры речи учащихся начальной школы является умение использовать возможности языка в соответствии с целями высказывания.

Проблема культуры речи младших школьников в настоящее время является актуальной по причине того, что традиционно ее относят к «атрибуту взрослого языка». Но современные программы предъявляют высокие требования к речи выпускника начальной школы. Данное противоречие послужило основанием для создания теоретически обоснованной методической системы речевого развития, которая позволит организовать работу по формированию речевой культуры младших школьников в процессе обучения родному языку.

Целью исследования является разработка и научное обоснование системы приемов, способствующих формированию культуры речи учеников * начальной школы на основе текста как литературного образца.

Объектом исследования является совершенствование речевой культуры младших школьников.

Предметом — дидактическая интерпретация психолингвистической теории в методике обучения родному языку в начальной школе.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем следующее поло-f> жение: эффективность применения методической системы по формированию у младших школьников культуры речи повысится, если в основу обучения положить идеи психолингвистической теории и систему приемов (алгоритмов), позволяющих повысить речевую активность, а также организовать такую речевую среду, которая обеспечит качественное присвоение младшими школьниками вербального опыта.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

— изучить лингвистическую, педагогическую, психологическую, методическую литературу для определения возможностей формирования культуры речи в процессе обучения учащихся начальной школы;

— сформулировать теоретические основы программы экспериментального обучения;

— выявить условия, при которых реализация системы приемов будет наиболее эффективна;

— определить круг умений, необходимых для продуцирования собственного высказывания, в котором будет выражен замысел и соблюдены требования, ориентированные на нормативы культуры речи;

— экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы приемов по формированию речевой культуры младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ научной литературы в области языкознания, психологии, лингвистике текста, педагогики, теории речевой деятельности и методики преподавания русского языка в начальной школе;

— наблюдение за процессом обучения младших школьников,

— анкетирование учителей;

— констатирующие срезы и анализ речевых, логических ошибок учеников;

— эксперимент.

Исследование проводилось с 2000 года по 2005 год.

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучалась лингвистическая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Выяснялись особенности современных представлений о продуцировании текстов и актуальность обучения созданию текстов на основе литературного образца как эталона высокой речевой культуры. Для выявления условий присвоения вербального опыта младшими школьниками и сформированно-сти речевых умений проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2004 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы. С учетом выбранных лингвистических и психолого-педагогических позиций определялись методические условия обучения младших школьников правильной монологической речи, выбирались критерии уровней развития умений продуцировать текст в соответствии с требованиями культуры речи. Была разработана система приемов и проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) обрабатывались и интерпретировались результаты исследования, формулировались выводы об эффективности системы приемов, оформлялись материалы диссертации. На базе СОШ (средняя общеобразовательная школа) № 1, ООШ (основная общеобразовательная школа) № 7 города Южно-Сахалинска и СОШ № 9 с углубленным изучением корейского языка и культуры проводились семинары и мастер-классы для учителей начальных классов.

Научная новизна исследования состоит в методической интерпретации основ речевой деятельности и теоретическом обосновании методики формирования культуры речи младших школьников на основе литературных образцов, в частности

— в выявлении продуктивных условий, при которых формируется интерес к продуцированию авторских текстов и возрастает речевая активность,

— в обнаружении эффективных приемов обучения младших школьников правильной монологической речи, основанных на психолингвистической теории,

— в создании продуктивной методической системы формирования нормированной речи.

Теоретическая значимость заключается в обосновании методики формирования культуры речи младших школьников с точки зрения идеи понимания текста, которая базируется на основе свертывания речевого произведения к исходной (ядерной) схеме, выделении его смысла и формулировании этого смысла средствами родного языка собственными мыслями.

Практическая значимость связана с разработкой научно-методических рекомендаций по использованию системы приемов, направленных на формирование у младших школьников умений создавать высказывания с соблюдением требований, ориентированных на нормативы культуры речи. Полученные результаты исследования, экспериментальная методика могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации учителей, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам совершенствования речевой деятельности учащихся начальных классов.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается опорой на достижения лингвистики, психологии, педагогики и методики развития речи учащихсявыбором методов исследова ния, адекватных целям и задачамдостижением положительных результатов эксперимента, который проводился в СОШ № 1, СОШ № 2 города Шахтер-ска Сахалинской области.

Заключение

Проведенное исследование явилось основанием для следующих выводов:

1. По нашему мнению, целенаправленно начинать работу по формированию речевой культуры необходимо именно в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в период до десяти лет у детей в наибольшей степени развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка.

2. Результаты экспериментального обучения подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность методической системы по формированию у младших школьников культуры речи повысится, если в основу обучения положить идеи психолингвистической теории и систему приемов (алгоритмов), позволяющих повысить речевую активность, а также организовать такую речевую среду, которая обеспечит качественное присвоение младшими школьниками вербального опыта.

3. В данном исследовании определены пути реализации культуры речи в учебном процессе: эталоны высокой культуры речи (национальный литературный язык, язык писателей — классиков, лучшие произведения литературы) — организация гармоничной вербальной средыметодическая система формирования культуры речи на основе текста как литературного образца.

4. Формированию речевой культуры способствует качественное присвоение вербального опыта. Условиями присвоения вербального опыта являются:

— комфортная обстановка для вербальных потребностей младших школьников;

— совершенствование словаря школьников;

— умение отбирать и употреблять слова в свойственных им значениях в зависимости от цели высказывания.

5. Методическая система позволяет совершенствовать следующие умения младших школьников:

— выбирать точное слово для передачи замысла;

— употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом;

— отбирать и употреблять то или иное слово в свойственном ему значениивыделять главную мысль в предложении, тексте;

— создавать монологические реплики с помощью своего собственного лексического и грамматического состава;

— продуцировать тексты описательного типа на основе использования синтаксической конструкции и словарного состава авторского текста;

— пересказывать текст подробно;

— извлекать необходимую и достаточную информацию из текста без потерь в смыслах и эмоциях;

— выделять смысловые опоры, существенные детали;

— формулировать идею произведения.

6. Реализации выше перечисленных умений способствует совокупность следующих приемов формирования основ речевой культуры:

— антиципация (смысловая догадка);

— выделение смысловых опор;

— подробный пересказ текста (отрывка);

— диалог с автором текстом;

— сжатый пересказ текста;

В процессе антиципации первостепенное значение отводится практике, а формирование культуры речи является следствием развернутых суждений речевого опыта.

Выделение смысловых опор представляет собой процесс сжатия текста без потери основы.

Пересказ текста позволяет обогатить речь учащихся, учит продуци-" ровать собственный текст в соответствии с нормами литературного языка.

Диалог с автором текста служит дидактическим условием и средством решения задач развития монологической речи. Этот прием доступен ученикам начальной школы, что доказано экспериментально и позволяет отойти от сложившейся практики вопросно-ответного анализа.

Совокупность приемов работы и условий качественного присвоения ч вербального опыта позволяет учащимся проявлять речевую активность и самостоятельность в процессе обучения родному языку.

7. Формирование культуры речи младших школьников на основе текста как литературного образца по предлагаемой методике создает оптимальные условия для совершенствования умений строить собственное высказывание в соответствии с замыслом и нормами литературного языка. h

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Психология усвоения языка (Построение экспериментального курса русского языка на начальном этапе обучения): дисс.. докт. психол. наук. -М., 1982.
  2. О. А. Техника быстрого чтения. — Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
  3. Г. М. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. 2000. — № 3. — С. 12−19.
  4. А. Детская речь. // Русский филологический вестник. / Под ред. Смирнова А. И. Варшава: В типографии М. Земкевича и В. Нолковского, Краковское предместье. — № 415 (15). — 1883. — т. X. — № 3. — С. 86−120.
  5. Л. Ю. Педагогическая поддержка речевой деятельности младшего школьника // Ученые записки ИНПО / сост. О. С. Орлов. — Великий Новгород: НовГУ, 2000. С. 100−104.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  7. Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
  8. В. А. Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку // Ученые записки МГИИЯ. М., 1940. — Т. 1. — С. 7−34.
  9. Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 136.
  10. О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 608 с.
  11. Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: дисс.. докт. пед. наук. М., 2000.
  12. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  13. М. М. Марксизм и философия языка // Бахтин М. М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. — С. 298−456.
  14. В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1977.-176 с.
  15. В. Детская речь. // Русский филологический вестник.-1886.-Т. 16.-Xo3.-C. 73- 102.
  16. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.-Т. 1.-384 с.
  17. Л. Я. Путь слова. М.: Советсткий писатель, 1974.
  18. А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
  19. А. В. Мышление как прогнозирование (логико-психологический аспект). М.: Мысль, 1979.
  20. Е. Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. — 1988.-№ 4.-С. 70−78.
  21. Л. П. Социальная среда формирования гармоничной личности. -М.: Наука, 1972.-48 с.
  22. В. А. Учет особенностей диалогического текста в обучении устной речи. — Киев: Вицца школа, 1983.
  23. Ф. И. О преподавании отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. — 512 с. 24.25,2629,30,31
Заполнить форму текущей работой