1. Помня о трех общих принципах воспитания, создайте мысленно педагогическую реакцию на следующие эпизоды:
• ученики рассказывают историю про убийство…;
• вы расстаетесь с детьми перед каникулами…;
• мальчик вошел в класс с котенком в руках…;
• ветер сильно и неожиданно распахнул окно во время занятий…;
• вы входите в учебную аудиторию, видите оставшиеся на доске записи после предыдущих занятий…
2. А теперь попробуйте использовать предлагаемые вам технологические приемы, чтобы реализовать принцип «принятия ребенка как данности»:
• прием «он пока не знает…» в эпизоде грубости ученика;
• прием «он пока не умеет…» при жалобе девочек на поведение одного из мальчиков;
• прием «наверное, вам не довелось видеть…», когда дети смеются, увидев, как мужчина целует руку дамы;
• прием «зато он…» при обвинении ученика в каких-то недостатках характера;
• прием «как жаль, что вы пока не понимаете…» в эпизоде некрасивого поведения.
3. Педагог отмечает неряшливость внешнего вида своих учеников. Будет ли его волновать этот маленький вопрос, и является ли этот вопрос педагогической проблемой?
4. Проиграйте, пожалуйста, игру «Да — нет — может быть»[1]. Удается ли вам обнаружить трудность восхождения человека на вершину культуры? Что скажете детям по окончании данной игры?
5. Используйте разные формы обращения к одному и тому же человеку, проследите реакции человека на разность форм обращения. Проанализируйте свои наблюдения.
6. Мальчик упал, ему больно, он плачет. Как выглядит проявленное к нему гуманное отношение? Как реагирует педагог-гуманист? Видите ли вы в этом маленьком эпизоде принципиальное отличие?
7. А теперь мысленно проанализируйте самые различные эпизоды обыденной школьной жизни с точки зрения гуманного и с точки зрения гуманистического отношения к детям. Удастся ли вам точно сформулировать разницу в действиях?
8. Школьники задумали устроить праздничный вечер, посвященный традиционному дню святого Валентина. Что говорит на это педагог гуманный? Что скажет или добавит к этим словам педагог-гуманист? Определите профессиональные причины повсеместного превращения такого праздника в шабаш.
[1] См.: Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. — М., 2004.