Конкретные ситуации как метод инициации смыслообразования в учебном процессе
Диссертация
Однако положительные тенденции, связанные с деполитизацией и деи-деологизацией образования, не разрешили основного противоречия между ценностными ориентациями учащихся и отчужденным от их личностной сферы характером изучаемого в рамках учебных курсов учебного материала. По данным психологических исследований за последнее десятилетие не только снизились интроспективные потребности подростков… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТРАКТОВОК МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
- 1. 1. Инновационный подход к современному пониманию методов обучения как дидактической категории
- 1. 2. Методы обучения и их смыслообразующий потенциал
- 1. 3. Учебная ситуация как система операционализации методов обучения и инициация смыслообразования учащихся
- Выводы к Главе 1
- ГЛАВА II. МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ КАК УЧЕБНЫХ
- 2. 1. Модель построения обучения с включением конкретных ситуаций как смысловой выбор в учебном контексте
- 2. 2. Компоненты и структура конкретных ситуаций в учебном процессе
- Выводы к Главе II
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
- 3. 1. Реализация модели построения процесса обучения с использованием метода конкретных ситуаций
- Характеристика основных этапов исследования
- 3. 2. Диагностика влияния включения конкретных ситуаций в учебный процесс
- 3. 2. 1. Результаты исследования учебных умений
- 3. 2. 2. Диагностика эффективности использования конкретных ситуаций в обучении с использованием тренажеров
- 3. 2. Диагностика влияния включения конкретных ситуаций в учебный процесс
Список литературы
- Абакумова И.В. Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла // Вестник ОГУ. 2002. № 8. — С. 14 — 19.
- Абакумова И.В. Личностные смыслы в образовательном процессе // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. -Ростов-на-Дону, 1997. Т. 3. Вып. 1. С. 3 — 5.
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003.-480 с.
- Абакумова И.В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону, Изд-во Рост, ун-та, 2006. — 362 с.
- Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004. с. 283.
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
- Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М.: Педагогика, 1989.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
- И. Асмолов А. г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Астардурьян А.П., Малиночка Э. Г. Дидактическая структура учебной ситуации // Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях: Мат-лы 1 Всерос. Науч.-практ. конф. Ч. 1. Славянск-на-Кубани, 2003.-С. 10−14.
- Атутов П.Я., Скаткин М. Н., Турбовской Я. С. Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985. — 236 с.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Батов В.И. По ту сторону слова. Очерки прикладной психогерменевтики: от Иисуса Христа до Владимира Высоцкого. М.: МПА, 2001. — 268 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Свердловск. Обл. ИУУ, 1992. — 94 с.
- Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности, автореф. на соиск. уч. ст. доктора наук. Ростов-на-Дону, 2003. — 49 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -JL: Просвещение, 1970.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6 — 13.
- Братченко С. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиции гуманистической психологии // Журнал практического психолога. М.: Фоли-ум, 1998. № 1.-С. 19−31.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -С. 201 -223.
- Братченко С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.- М.: «Высшая школа», 1988. — С. 482 — 491.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. канд. дисс. Л., 1987, — 23 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3 — 11.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003.-240 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.-М.: Просвещение, 1984.
- Василкж Ф.Е. Психотехника выбора Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — С. 284 — 315
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: «Высшая школа», 1991.
- Вербицкий A.A. Контекст как смыслообразующая психологическая категория. // Ярославский психологический вестник. Вып. 15, Москва-Ярославль, 2005.
- Веряев A.A. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. — С. 8−15.
- Взрослые и дети в образовательном пространстве: Научно-методический сборник / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 228 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательский Дом Ш. Амона-швили, 1996, Т. 2. — С. 5 — 362.
- Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: «Высшая школа», 1994.
- Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М.: Издательская корпорация «Логос», 1994.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Просвещение, 1987.
- Границкая A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. -М., Просвещение, 1991. С. 173.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. — 560 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. -СПб., 1997.-С. 143−156.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогические технологии эвристического типа // Высшее образование в России. 1996. № 1.-С. 117−121.
- Гукаленко О.В., Ильевич Т. П. Инновационные технологии: проектирование учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполага-ния: Учебно-методическое пособие. Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. — 96 с.
- Гукаленко О.В., Левицкая И. Б. Инновационные технологии: воспитание ценностного отношения к семье в условиях школьного образования: Учебно-методическое пособие. Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. — 96 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
- Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. С. 146 — 169.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1960.
- Дидактика: Пер. с нем. / Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН М, 2000. — 135 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования (3 -изд.). М.: Из-дат. центр «Академия», 2000, — С. 386.
- Дубровина И.В., Данилова Е. Е., Прихожан А. Н. Психология. М.: Издат. центр «Академия», 2003, — С. 464.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983.-С. 62−101.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. 2, доп., испр. и переб. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое Знание. Самара, 1998.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. — С. 65 — 81.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Иванников В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985.№ 3.-С. 113−123.
- Игнатьева H.H. Разнообразие путей достижения целостных знаний будущих специалистов // Интеграция в педагогике и образовании. Самара: СИПК, 1994.-С. 22−31.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагоическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии, 1985, № 4. -С. 56−64.
- Карпов A.B. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. -М.: Политиздат, 1977.
- Китайгородская Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам. // Вестник МГУ, сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 1.- С. 32−39.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф.. д-ра психол. наук. -М., 1991.
- Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5.-С. 19−26.
- Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Колесникова Б.Д. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. -С. 37−45.
- Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-С. 191−211.
- Кондратьева СВ. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
- Конопкин O.A., Моросанова В, И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18 25.
- Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 27 39.
- Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). Авторская редакция. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 608 с.
- Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. — С. 221.
- Коточигова Е.В. Творчество в системе ценностей педагога. // Ярославский психологический вестник. М.: 2005, Вып.15. — С. 162.
- Коханова J1.A. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы.1987. № 2. С. 78 — 81.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2003. — 256 с.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Крылова Н. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. С. 185−204.
- Кузьмина Н.В. Решение педагогических задач // Основы вузовской педагогики: Учебное пособие для студентов университета / Отв. ред Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1972. — С. 233 — 241
- Куклин В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 29 — 37.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
- Кульневич C.B. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
- Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Наука, 1984.-С. 180.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 92 — 121.
- Ю1.Левшин Л. А. Логика педагогического процесса // Вопросы философии. № 5. 1978.
- Леднев B.C. Содерание образования. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. 1946. № 1 2. — С. 65 — 72.
- Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М.Г. Ярошев-ского. -М.: Наука, 1991.-С. 184- 187.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Леонтьев А.Н., Розанова T.B. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60−77.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
- Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. М.: Наука, 1993.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -С. 156- 177.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15 — 26.
- Леонтьев ДА., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. -С. 97−111.
- Лернер И.Я. Современные методы обучения. М.: Педагогика, 1967.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. A.A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. -С. 37−52.
- Малиночка Э.Г. Предмет, задачи и методы педагогики // Педагогичка. Уч.-метод. пособ. / Под ред. Э. Г. Малиночки. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1992.-С. 4−7.
- Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология.-М.: Наука, 1981.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.
- Маслоу Абрахам. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. Серия «Актуальная психология».
- Матюнин Б.Г. Соотношение знания, незнания и творческого безмыслия // Педагогика. 1994. № 2. С. 19−22.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машекуашева М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов будущих педагогов. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. наук, Ростов-на-Дону, 2004. — 22 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Молчанова Т.К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1995.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков. -Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. — М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — С. З 5 — 41.
- Немов P.C. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- Ш. Ножин Е. А. Диалогизация монолога // Слово лектора. 1988. № 2. С. 39−45.
- Нуркова В.В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник. М.: Юрайт — Из-дат, 2004.-484 с.
- Обучение и развитие. / Под ред. J1.B. Занкова. М.: Педагогика, 1966.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. школа, 1990. — 384 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. — М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — С. 162 — 177.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП АПН СССР, 1979.-С. 36−44.
- Педагогика: Учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общенство России, 2002. — 608с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.И. Бабаева- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.
- Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 29 — 39.
- Пинский А.Н. Образование свободы и несвобода образования. М.: Изд-во УРАО, 2001.-232 с.
- Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. -М.: Прогресс, 1985.
- Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М: Наука, 1977. -С. 5−20.
- Практическая психология для преподавателей М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 328 с.
- Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
- Психология. Словарь Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С. Братусем) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. -С. 3 19.
- Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. М.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Реан A.A. Психология адаптации личности. СПб., 2002, с. 349.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Рогов М.Г. Ценностно-мотивационная сфера личности студентов. // Ярославский психологический вестник. -М.: 2005, Вып.15. С. 93 — 96.
- Роджерс К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Челове-ко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 60 — 82.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Наука, 1986. — С. 201 — 230.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М.: Наука, 1984. — С. 235−237.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
- Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. С. 256.
- Ситуационные деловые игры на тренажере. Плавание в стесненных водах: Учебное пособие. Ч. 2 / Под ред. Ю. А. Пескова. М.: Мортехинформрек-лама, 1993.- 115 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика / Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14 — 22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Наука, 1995.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995.
- Современные образовательные технологии и проблема становления личности специалиста. Материалы научно-методической конференции, Часть 2. Ростов-на-Дону, 2000. — С. 80.
- Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. Вып. 1. -М.: НИИВШ, 1994.
- Соколова Е.Т., Столин Б. В. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 58 — 79.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31 — 40.
- Стеценко А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 26 -37.
- Столин В.В. Самосознание личности. -М.: Просвещение, 1982.
- Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3.-С. 38−46.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. -М.: Педагогика, 1984.
- Субботский Е.В. Онтогенез сознания и основы рациональности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 1. С. 63 — 74.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2003. — С. 128.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 344 с.
- Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. -С. 133−150.
- Тихомиров O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи//Вопросы психологии. 1969. № 4. -С. 66- 84.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
- Управление качеством образования. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 1996.
- Управление познавательной деятельностью учащихся. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. Т. 2.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1985.
- Фоменко В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях. Инновационная школа № 1 Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.-С. 13−19.
- Фоменко В.Т., Абакумова И. В., Ефименко В. Н. Образование как мно-госферное пространство и его технологическое обеспечение / Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов 1-го Международного конгресса.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Фэйдимер Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. М.: ВИНИТИ, 1996.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М.: Просвещение, 1988. — С. 30 — 41.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред А. А. Бодалева. М: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. — С. 17 — 35.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 84−95.
- Чистяков Г. Д. Понимание и усвоение знаний // Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. -С. 105- 125.
- Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности. Психология личности: Сборник статей — Сост. А. Б. Орлов. -М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — С. 52 — 62.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74 — 80.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии, 1991, № 1,-С. 44−52.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 13 — 28.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002.-224 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28 — 37.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
- Bruner J. The course of cognitive growth. Amer. Psychologist. 1964. V. 19 (1). -P. 1−15.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983.
- Heidegger M. Existence and being. Chicago: Regnery, 1949.
- Heidegger M. The way back into the ground of metaphysics. N.Y.: Meridian, 1956.-P. 206−221.
- Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. V. 99. P. 3 — 40.
- Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person // Journal of Humanistic Psychology. 1978. № 9. P. 145−152.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965.