Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация технологий воспитания и обучения в основных образовательных областях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципы опоры на положительное и разумной требовательности к ребенку выражаются в технологиях самовоспитания и саморазвития, которые оперируют способностями ребенка, желанием «быть, как взрослый» и самостоятельностью действий. Если педагог при этом не будет использовать методы и приемы, направленные на стимуляцию действий ребенка, поддержку его стремлений сделать что-то самому, то любая ошибка… Читать ещё >

Классификация технологий воспитания и обучения в основных образовательных областях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать

  • • классификацию педагогических технологий;
  • • особенности использования технологий общения в процессе воспитания и обучения дошкольников;

уметь

  • • дифференцировать технологии воспитания и обучения;
  • • давать характеристику и оценку развивающего эффекта педагогических технологий;

владеть

• навыками использования технологии воспитания и обучения в практике работы детского сада, ценностным отношением к использованию технологий игрового и деятельностного обучения в образовательном процессе ДОУ.

Технологии воспитания

Понятие «технология воспитания» связано с понятием педагогической технологии. Оно было выделено благодаря попыткам исследователей конкретизировать принципы воспитания. Так, для реализации принципа активности технология воспитания выстраивается таким образом, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в разных видах деятельности. Для этого описывается подробный план действий, обеспечивающий реализацию данного принципа: педагогический процесс должен предоставить ребенку место, время и материал для того, чтобы ребенок не оставался пассивным, постоянно включался в разные виды взаимосвязанной деятельности. Для усиления общей активности ребенка подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Таким образом, можно сделать вывод, что технологии также конкретизируются в средствах и методах воспитания.

Принципы опоры на положительное и разумной требовательности к ребенку выражаются в технологиях самовоспитания и саморазвития, которые оперируют способностями ребенка, желанием «быть, как взрослый» и самостоятельностью действий. Если педагог при этом не будет использовать методы и приемы, направленные на стимуляцию действий ребенка, поддержку его стремлений сделать что-то самому, то любая ошибка ребенка может приводить к безоговорочному прекращению деятельности. Если же педагог лаконично укажет на ошибку и в то же время отметит то положительное, что у ребенка уже получилось или обязательно получится, то мотивация к продолжению деятельности тут же возрастает. В конечном итоге, ребенок в старшем дошкольном возрасте переходит на более высокий уровень развития, характеризующийся способностью к самоизменению на основе осознания и анализа увиденных ошибок.

В то же время, развитие и реализация принципов воспитания на практике не означает наличия технологии. Возможность ее создания и описания определяется другим: наличием цели, возможностью объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития, проектированием и моделированием связанной с этим деятельности. В этом плане «воспитательная технология» является синонимом термина «технология воспитания», по обычно используется с целью описания более общих целей и представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Технология воспитания более специализирована в том смысле, что может быть дополнена конкретным понятием (например, технология нравственного воспитания). Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н. Е. Щурковой[1]), которая включает в себя культивирование настроения доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытую помощь; авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко), т. е. «оглашение его достоинств»; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическую оценку.

Таким образом, воспитательная технология выражает воспитательные пути и средства их достижения и не может рассматриваться вне временной характеристики. Точнее, воспитательная технология представляет собой последовательную реализацию комплекса форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это облегчает задачу педагогов: например, в инструментально-технологизированных методиках воспитания прописывается каждый шаг деятельности, поэтому по ним довольно легко обучить любого ребенка и взрослого. Однако использование инструментальной технологии теми взрослыми, которые пытаются настойчиво реализовать детальный и пошаговый план действий без всяких изменений, необходимых в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к детям, наоборот, ограничивает действия педагогов и их творчество. Данную проблему должны решить личностно-ориентированные технологии воспитания.

Личностио ориентированные технологии предполагают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта. В отличие от однозначных «программных» представлений, в данных технологиях субъектно-смысловое воспитание преобладает над информационным, поэтому способствует формированию у ребенка осмысленной картины мира. Кроме того, технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции педагога и субординизированной позиции воспитанника в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько обучает и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует ребенка к развитию, создает условия для самодвижения. Таким образом, личностно ориентированные технологии позволяют реализовать индивидуальный подход к воспитанникам с учетом их знаний и представлений, интересов к разным видам деятельности и способностей, игровых навыков и умений. Так, любая роль должна соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, что делает решение задач посильным для него. Доступный уровень задач обеспечивает уверенность в своих силах, проявление активности и самостоятельности. Однако для развития детей необходимо предусмотреть последовательное усложнение задач, которое может быть реализовано в виде игровых проблемных и педагогических ситуаций, вопросов, игровых заданий, правил и т. д. Как следствие, получается, что включение задач личностного и делового общения в контекст жизненных проблем и смысло-поисковый диалог выступают приоритетными условиями и средствами организации педагогического взаимодействия ребенка и взрослого.

Само педагогическое взаимодействие тоже становится отправной точкой для поиска и создания новых технологий. Так, технология педагогического взаимодействия строится на принципе уважения к личности ребенка, когда педагог создает все условия, чтобы поддержать в группе положительную атмосферу, дать ребенку почувствовать свою ценность, неповторимость, нужность кому-то, почувствовать, что его любят и в него верят. Методы и приемы для конкретизации данной технологии являются личностно-ориентированными. В. Л. Петровский связывает их с реализацией принципов признания, понимания и принятия ребенка («правилом „трех П“»)[2]. Перестройка методов и форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и воспитанника, приводит к возможности самоизменения субъекта воспитания и обучения ребенка, «самостоятельно прокладывающему себе пути саморазвития»[3] (В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко и др.). Воспитание при этом трудно разделить на отдельные воспитательные операции, невозможно осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Технологичность осуществляемого при этом педагогического взаимодействия заключается в том, что персонализация и диалогизация протекают в определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении воспитательных задач — к постепенному нарастанию собственной активности воспитанника до полной саморегуляции в педагогическом процессе и появлению отношений партнерства между ним и педагогом. Поэтому связанная с ней технология гуманистического личностно-ориентированного воспитания, по мнению Е. В. Бондаревской[4], предполагает:

  • • монографическое изучение истории и узловых событий жизни ребенка;
  • • педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности;
  • • эмпатическое принятие ребенка таким, какой он есть;
  • • совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития;
  • • адаптацию воспитательных средств к характеру ребенка;
  • • вовлечение его в педагогические и жизненные события;
  • • раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.

При этом педагогический инструментарий любой воспитательной технологии представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Реализация данного педагогического инструментария в воспитательной технологии направлена на достижение двух целей:

  • 1) формирования необходимых личностных свойств человека в рамках деятельностного компонента (собственно воспитания) модели;
  • 2) оценки (диагностики) достигаемого воспитательного эффекта, как показателя ее результативной составляющей.

В конкретной технологии воспитания (например, определенных качеств личности) должна быть прописана именно та совокупность возможных педагогических действий, которая наилучшим образом будет способствовать решению данной воспитательной задачи[5]. Педагог должен знать не только алгоритмы действий, формы воспитания, но и уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания.

Сам выбор адекватного метода и техники его использования зависит от многих факторов: цели и содержания воспитания, степени воспитанности воспитанников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания.

  • [1] Щуркова Н. Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха (Культурасовременного урока). М., 1997.
  • [2] Петровский В. Л. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  • [3] Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. нед. учеб, заведений /В. А. Сластенин [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
  • [4] Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29—36.
  • [5] — При этом необходимо дифференцировать понятия технологии и техники: под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моментыпедагогического общения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой