Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка научно обоснованной программы воспитания детей от 2 месяцев до 8 лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое задание, которое получил НИИ ДВ, — разработать программу для нового типа дошкольного учреждения «ясли-сад». Коллектив научных сотрудников — педагогов и психологов — был высоко квалифицированным, знающим практику и науку, способным на научной основе разработать документ, позволяющий осуществлять всестороннее развитие детей. В НИИ ДВ было восемь лабораторий — раннего возраста (руководитель… Читать ещё >

Разработка научно обоснованной программы воспитания детей от 2 месяцев до 8 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе общественного воспитания детей все дети были разделены на две группы: дети раннего возраста — от рождения до 3 лет и дети дошкольного возраста — от 3 до 7 лет. Учреждения для детей раннего возраста (ясли) находились в подчинении Министерства здравоохранения, а учреждения для детей дошкольного возраста (детские сады) подчинялись Министерству просвещения (позднее — образования). Педагогическая работа с детьми в яслях велась, но главной целью этого типа учреждений было сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому с детьми работали медицинские сестры. В яслях был один методист-педагог, который обучал сестер-воспитателей педагогической работе с детьми.

Когда дети после яслей переходили в детский сад, то работа в первой младшей группе (3—4 года) в первые полгода сводилась к «выравниванию уровня развития» детей. Обнаруживались явная задержка в их развитии и необходимость интенсивной работы по ликвидации недостатков воспитания в яслях. Такое явление приобретало массовый характер, если учесть, что к концу 1950;х гг. охват детей общественными дошкольными учреждениями по стране составлял примерно 60—70%. Такая ситуация не могла не озадачить правительство страны, и поэтому в 1959 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «Об объединении яслей и детских садов» с подчинением учреждения нового типа Министерству просвещения.

В 1960 г. произошла реорганизация Академии педагогических наук: она была разделена на отдельные институты, одним из которых был научно-исследовательский институт дошкольного воспитания (НИИ ДВ). Возглавил этот уникальный, единственный в мире научно-исследовательский институт известный психолог, академик А. В. Запорожец, а его заместителем была назначена А. П. Усова — педагог.

Первое задание, которое получил НИИ ДВ, — разработать программу для нового типа дошкольного учреждения «ясли-сад». Коллектив научных сотрудников — педагогов и психологов — был высоко квалифицированным, знающим практику и науку, способным на научной основе разработать документ, позволяющий осуществлять всестороннее развитие детей. В НИИ ДВ было восемь лабораторий — раннего возраста (руководитель Е. И. Радина), нравственного воспитания (В. Г. Нечаева), физического воспитания (М. Ю. Кистяковская), эстетического воспитания (Н. А. Ветлугина), умственного воспитания (Н. Н. Поддъяков), развитие речи (Ф. А. Сохин), подготовки детей к школе (Т. В. Тарунтаева), психологии развития ребенка (Л. А. Венгер), и каждая из них разрабатывала свой раздел в программе.

Новая программа воспитания детей, вышедшая в 1962 г., была основана на принципе преемственности разных этапов дошкольного детства и призвана способствовать непрерывному и последовательному развитию ребенка. Отличие новой программы от предыдущей — «Руководства…» 1953 г. — заключается не только в расширении нижней границы возраста, она также предусматривала другой принцип организации воспитательной[1] (воспитательно-образовательной) работы, которая была равномерно распределена между занятиями и временем вне занятий в других видах детской деятельности.

В практике реализации предыдущей программы — «Руководства…» 1953 г. — был выявлен существенный недостаток: все содержание воспитательной работы было рассчитано на обучающие занятия, а вне занятий она практически не проводилась. Поэтому в новой программе конкретно определены объем знаний, умений и навыков, которыми дети должны были овладеть на обучающих занятиях, а также содержание образовательной работы с детьми вне занятий.

Структура новой программы также была изменена: программный материал дан, но видам детской деятельности: бытовая деятельность в повседневной жизни, игра, обучение на занятиях, трудовая деятельность. Такая структура облегчала планирование педагогического процесса. Составление воспитателями перспективного и календарного планов работы на основе предложенных программой задач воспитания и обучения, их распределение между занятиями и самостоятельной детской деятельностью были основаны на возрастном принципе комплектования групп.

Многокомплектное дошкольное учреждение включало группы детей раннего и дошкольного возраста. Принцип комплектования групп по новой программе был возрастной — в группах должны были находиться дети примерно одного возраста. В структуру программы была введена подготовительная к школе группа.

Еще одним нововведением стал иной подход к организации жизни детей, в основе которого лежала игра. Восполняя недостаток внимания к игровой деятельности, присущий «Руководству…» 1953 г., в новой программе в организации жизни основное место отводится играм детей. В режиме дня четко закреплено время для игр, в каждой возрастной группе предусмотрены конкретные игры, необходимые для решения определенных педагогических задач. Данные рекомендации существенно облегчали воспитателям реализацию нового подхода, который был определен А. П. Усовой как основополагающий: игра как форма организации детской жизни. Новый подход означал существенную перестройку воспитательного процесса, в результате которой задачи воспитания и обучения ребенка должны были решаться через игру. Игра как форма организации детской жизни предполагала не только выделение в распорядке дня каждой возрастной группы специального времени для игр, но и рекомендации по их содержанию. Игры детей младшего возраста должны были отражать быт детского сада, а игры детей постарше — труд людей за его пределами, события общественной жизни, способствующие воспитанию моральных качеств и начал коллективизма. Кроме этого, новая программа ориентировала воспитателей на использование при обучении детей на занятиях игровых методов и приемов, широкое применение дидактических игр, способствующих закреплению приобретенных знаний, умений и навыков.

В Программе был введен раздел «Труд», в котором представлены разные формы организации труда детей в разных возрастных группах.

Программа 1962 г. переиздавалась девять раз (последнее издание — 1978 г). При каждом переиздании происходила некоторая переработка и вносились дополнения с учетом получения новых научных данных о развитии ребенка.

  • [1] В программе 1962 г. для обозначения педагогической работы с детьмииспользовался термин «воспитательная работа», который включал решениене только воспитательных, но и обучающих задач. Термин «воспитательно-образовательная работа» появился в программе 1984 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой