Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования видится в том, что полученные данные могут быть использованы в современном учебно-воспитательном процессеего важнейшей задачей является формирование такого сознания учащихся, в котором символические знаковые явления гармонично вписываются в общечеловеческие и национальные ценности, являющиеся регулятором не только субкультуры школьников, но и их мировоззрения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Символы в ходе развития историко-педагогического процесса
    • 1. 1. Использование символов в практике воспитания первобытного общества
    • 1. 2. Из истории педагогического символизма западноевропейской школы и педагогики
    • 1. 3. Символика в теоретических размышлениях отечественных педагогов и в практике образовательных учреяадений России (до октября 1917 г.)
  • Глава II. Опыт использования символов в отечественной школе и педагогике (с 1917 г. по настоящее время)
    • 2. 1. Символика в российской школе и педагогике с 1917 г. до начала 90-х гг. XX века
    • 2. 2. Проблема символов в современном российском обществе и школе
  • Глава III. Система повышения эффективности функционирования символов в целостном педагогическом процессе
    • 3. 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы применения символов в педагогической деятельности
    • 3. 2. Символ как понятие педагогической науки и феномен, присущий воспитанию: сущность, виды и функции
    • 3. 3. Условия и способы повышения эффективности функционирования символов в целостном педагогическом процессе
    • 3. 4. Экспериментальное исследование организации воспитательной работы с использованием символов

Педагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущим принципом государственной политики в области образования избран гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Реализация этих, без сомнения, важных идей стала предметом многих научно-педагогических поисков. Сегодня большую социальную значимость имеет вопрос выявления путей осмысления и интериоризации взрослеющим человеком системы гуманистических ценностей, составляющих основу всякой культуры.

Основным социальным средством сохранения и передачи духовно-практического опыта человечества является язык. «Все, что связано с личностью человека, этим неисчерпаемым космосом мироздания, находит наиболее полное выражение в организованной особым образом системе знаков, смысловых единиц — в языке» [132, 11], который в качестве способа существования культуры необычайно многолик. Символы выделяются среди прочих языковых средств способностью емко, наглядно и образно фиксировать и выражать духовные и материальные ценности. Свойство символов нести социально-значимое содержание делает их необходимой составляющей педагогической деятельности человека.

В процессе формирования ценностного мировосприятия взрослеющего человека обнаруживается неразрывная связь между нравственными и познавательными аспектами бытия. Символы выступают своего рода посредником между накопленными человечеством нравственными идеалами, ценностями познания и индивидуальным личностным опытом, содействуя его внутреннему, духовному обогащению. Со времен первобытного общества они служат регулятором сознания и поведения личности, являясь эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

Яркость, внешняя выразительность, эмоциональная насыщенность символов легко воспринимается детской психикой, открывает путь к познанию обобщенного, не лежащего на поверхности смысла и делает их универсальным средством педагогического взаимодействия (общения и деятельности), иногда более действенным и совершенным, чем словесное обращение.

Вместе с тем, несмотря на то, что символ давно и прочно вошел в арсенал средств педагогического взаимодействия, его воспитательная сущность и потенции изучены явно недостаточно. Понятие символа до сих пор не определено в педагогической науке, хотя есть философские основания для его разработки. Исследования символов в области педагогики носят обзорный и фрагментарный и характер. Лишь в некоторых немногих работах они составляют самостоятельный предмет изучения. Различные аспекты проблемы символа рассматриваются в исследованиях П. М. Золина, Н. Г. Салминой, Н. Е. Щурковой и JI.T. Потаниной. В статье П. М. Золина [62] предпринята попытка осмысления символики как явления социально-исторического и раскрытия ее воспитательного значения. Н. Г. Салмина [157] рассматривает способы включения знаков и символов в процессе обучения для кодирования и декодирования познавательной информации. Часто употребляя термин «знаково-символическая деятельность», Н. Г. Салмина не считает различия между знаком и символом существенными в рамках своего исследования. Н. Е. Щуркова и JI.T. Потанина [146] пишут о проблеме символического поведения и о его возможностях в формировании социально-ценностных отношений личности к миру и самому себе.

Изучение имеющейся литературы по проблеме символики свидетельствуют о том, что до сих пор не был проведен последовательный теоретико-педагогический анализ понятия символа. Вследствие этого остается без внимания специфика данного феномена, присущего воспитанию.

На наш взгляд, исследование явления и понятия символа следует начать с изучения особенностей и закономерностей его функционирования в ходе возникновения мирового историко-педагогического процесса, поскольку символы изначально были присущи воспитанию и сохраняют свое назначение на протяжении всего многовекового развития образования и педагогической мысли. Их возникновение и использование в практике воспитания — явление закономерное и исторически сложившееся.

Символы подвластны Духу времени: они живут, преобразуются, умирают, возрождаются, наполняясь новым содержанием, сообразно общественным, экономическим, политическим и культурным переменам. Символика есть хранилище воспитательных традиций и педагогических воззрений каждой культурно-исторической эпохи.

Логическим продолжением исторического исследования проблемы должен стать анализ условий и способов эффективного включения символов в качестве механизмов нравственного роста, развития познавательных интересов и трансляторов культурных ценностей в реальный педагогический процесс.

Изучение символики в настоящее время особенно важно, поскольку в последние десятилетия в нашей стране произошли глубокие изменения во всех сферах жизни, в том числе и в области образования как следствие отказа от прежней идеологии и системы ценностей. Одним из проявлений указанных изменений стало то обстоятельство, что символика Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, отражавшая идеалы воспитания советской эпохи, на сегодняшний день утратила свои воспитывающие и ценностно-ориентирующие возможности. Одновременно с этим в формировании социальной ситуации развития современного ребенка все более ощутимую, но далеко не всегда положительную роль начинают играть средства массовой информации, часто прибегающие к активному использованию символов с целью показать приоритет материальных благ в жизни современного человека, что не может не оказывать определенного воздействия на общественное сознание и, прежде всего, на формирование мировоззрения взрослеющего человека.

В этих условиях неизбежно встает вопрос о необходимости создания позитивной символики, отражающей духовные ценности и интересы общества, а также о профессиональном и обоснованном использовании ее в педагогическом процессе.

Сделать это представляется невозможным без специального исследования педагогического потенциала символов, что и побудило нас к научному поиску решения данной проблемы.

Таким образом, научные и методические основы эффективного функционирования символов в педагогическом процессе разработаны недостаточно, что выражается в существовании ряда противоречий, определяющих актуальность исследования:

— между декларированием высшими органами образования необходимости воспитания подрастающего поколения в духе гуманистических ценностей и отсутствием четко определенной системы средств (в том числе символических) для реализации данных целей;

— между достижениями отечественной и зарубежной философии в области исследуемой проблемы и недостаточной ее разработанностью в педагогической науке;

— между длительным исторически сложившимся опытом использования символов в практике воспитания и незнанием закономерностей, обусловливающих их становление и адекватное применение в современных образовательных условиях;

— между активной пропагандой посредством рекламных символов приоритета материальных благ в обществе и отсутствием символики духовно-ценностного содержания в социальном пространстве воспитательного процесса;

— между стремлением школьной практики внедрить символы в процесс воспитания и неопределенностью педагогических условий и способов, обеспечивающих их эффективное функционирование.

С учетом всего сказанного выше, был сделан выбор темы исследования, проблема которого представляет собой поиск ответа на вопрос: каковы закономерности, педагогические условия и способы эффективного функционирования символов в процессе воспитания как механизмов раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интересов и формирования ценностного отношения к данным сторонам духовной жизни человека.

Цель исследования: выявить закономерности, условия и способы эффективного функционирования символов в целостном педагогическом процессе в качестве механизмов нравственного роста, развития познавательных интересов и формирования ценностного отношения к перечисленным сферам духовной жизни личности на протяжении истории развития человеческой цивилизации и в настоящее время.

Объектом исследования является педагогический процесс, опосредованный символами.

Предмет исследования: закономерности, педагогические условия и способы эффективного функционирования символов в процессе воспитания.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование символов в педагогическом процессе будет эффективным, если:

— педагог обладает ценностным мировосприятием, которое лежит в основе его мыследеятельности по созданию символов;

— внутренним содержанием символов являются истинные человеческие ценности и ценностные отношения;

— в единстве реализуются деятельностный и коммуникативный подходы к осуществлению педагогического процесса, направленного на раскрытие заключенного в символах идейно-ценностного содержания;

— педагог имеет целостное представление о подходах к классификации символов, отбирает и использует различные, соответствующие данным подходам, виды символических средств, оптимальных в той или иной ситуации воспитания;

— используются игровые формы организации воспитательного взаимодействия, центральным смыслообразующим элементом которого являются символы;

— целенаправленно и систематично применяется технологический подход к созданию символов в ходе педагогического и детского творчества и включению их в воспитывающую деятельность.

Достижение цели исследования предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:

1. Охарактеризовать закономерности функционирования символов в ходе историко-педагогического процесса.

2. На конкретном историко-педагогическом материале, а также с учетом философских и психолого-педагогических оснований исследуемой проблемы раскрыть содержание понятия «символ» с точки зрения заложенных в нем педагогических идей и смыслов.

3. Определить и рассмотреть различные подходы к классификации символических средств воспитанияизучить и описать воспитательные функции символов.

4. Выявить условия эффективного использования символов в процессе воспитания.

5. Разработать и обосновать технологию конструирования символических средств воспитания в условиях профессиональной деятельности учителей и включения данных средств в реальный педагогический процесс в качестве инструмента развития нравственного потенциала и познавательных интересов учащихся, формирования ценностного восприятия названных аспектов человеческого бытия.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс идей, концепций, теорий и подходов, обеспечивающий наиболее полное и целостное описание и объяснение объекта и предмета исследования.

Идеи: отечественных и зарубежных философов о символическом языке культуры (С.С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, Н. Н. Рубцов, К. А. Свасьян, П. А. Флоренский, Э. Кассирер, А. Уайтхед, Э. Фромм, К. Юнг и др.), диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А. В. Брушлинский и др.), психолингвистики (И.А. Зимняя, Е. И. Исенина, А.А. Леонтьев), семиотики (В.В. Иванов, Ю. М. Лотман, Г. Г. Почепцов), использования языка жестов и телодвижений (Н.В. Белякова, Ю. А. Левада, А. С. Макаренко, Ф. Хофман).

Концепции', культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), формирования духовного мира человека (В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн), постижения значения (A.M. Коршунов, В.В. Мантатов) и личностного смысла (М.М. Бахтин,.

A.Н. Леонтьев, П.В. Симонов), ценностей и оценок художественных и иных творений (О.Г. Дробницкий, В.П. Эфроимсон).

Теории', содержания, организационных форм и методов воспитания (Ю.П. Азаров, JI.B. Байбородова, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, И. Т. Огородников, C.JI. Паладьев, М. И. Рожков, Е. И. Ромашкова, Е. Н. Степанов, В. А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова), информации (В.П. Зин-ченко, А. Моль, А.И. Черный), личностно-ориентированного образования и новых образовательных технологий (Н.В. Бордовская, А. П. Лиферов, Г. К. Селевко, И.С. Якиманская), знаков и знаковых систем (М.В. Гамезо, Г. А. Глотова, Н.Г. Салмина), воспитания и обучения (Н.Г. Груздев, Е.Н. Петрова), деятельности (А.В. Карпов, А. Н. Леонтьев, М.Б. Туровский), языкознания (Н.Я. Марр, Е.М. Верещагин).

Подходы. культурологический (И.В. Блауберг, П. Бицилли, Т. С. Злотникова, М. К. Мамардашвили, Н. Е. Щуркова, Э.Г. Юдин), парадиг-мальный и цивилизационный (М.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов и др.), системный (И.В. Блауберг, Ф. Ф. Королев, Э. В. Мирский, Э. Г. Юдин и др.), аксиологический (В.А. Василенко, С. И. Гессен, М. С. Каган, И. Б. Котова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и др.), герменевтический (Е.Б. Рашковский,.

B.В. Розанов, Г. Г. Шпет), антропологический (Б.М. Бим-Бад, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов и др.).

В исследовании использовались методы общенаучного и собственно педагогического познания: анализа и синтеза педагогических явленийединства логического и историческогоиндукции и дедукциианализа научной и художественной литературынаблюдениймоделированиярефлексии собственного педагогического опыта, вырабатываемого в ходе целенаправленной работы в классеобобщения и систематизации данного опытаформирующего эксперимента, системного количественно-качественного анализа полученных данных и статистической обработки эмпирического материала.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002;2003 гг.) — анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение ее состояния в теории и на практике, определение основных методологических характеристик исследования, цели и задач работы.

Второй этап (2003;2004 гг.) — обобщение исторического и теоретического материала, обеспечившего дальнейшую разработку педагогического аспекта решения проблемыпроведение формирующего эксперимента по апробации системы воспитательных дел и занятий, центральным элементом которых является символ как инструмент педагогического взаимодействия, направленного на раскрытие нравственного потенциала, развитие познавательных интересов учащихся и формирование ценностного отношения к данным сторонам человеческой жизни.

Третий этап (2004;2006 гг.) — завершение экспериментальной работы, подтверждающей эффективность разработанной технологии конструирования символов и включения их в реальный педагогический процессоформление исследования, формулирование общих выводов и заключения, составление списка литературы и приложений.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— определены основные этапы и закономерности функционирования символов в ходе историко-педагогического процесса, которые могут послужить основой для дальнейшего описания в теории и методике обучения и воспитания их дополнительных возможностей;

— раскрыты сущностные характеристики символа как социокультурного феномена, присущего воспитанию и дано его определение как категориального понятия педагогической науки;

— выявлены педагогические условия эффективного функционирования символов в процессе воспитания;

— разработаны продуктивные средства конструирования символов и включения их в процесс воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— обоснованы целесообразность и необходимость применения символов в качестве носителей ценностей и механизмов раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интересов и формирования мировосприятия учащихся;

— выявлены и систематизированы виды символических средств воспитания, дифференцируемых по различным основаниям;

— охарактеризованы функции символов, присущих воспитанию;

— установлены формы и способы организации воспитательной работы с использованием символов.

Практическая значимость исследования видится в том, что полученные данные могут быть использованы в современном учебно-воспитательном процессеего важнейшей задачей является формирование такого сознания учащихся, в котором символические знаковые явления гармонично вписываются в общечеловеческие и национальные ценности, являющиеся регулятором не только субкультуры школьников, но и их мировоззрения и ментальности уже в качестве полноценных субъектов всемирного исторического процесса. Представленная в диссертации технология конструирования символов в ходе педагогической мыследеятельности и включения их в воспитательное взаимодействие позволит систематично и целенаправленно использовать воспитывающий и развивающий потенциал символики в целях формирования мировосприятия и личностного становления учащихся. Основные положения и результаты исследования могут найти применение в создании учебными заведениями собственной оригинальной системы символических средств воспитания, направленных на приобщение учащихся к различным видам культуры и гуманистическим духовным ценностям и в то же время обеспечивающих сохранение и выражение самобытности воспитательного пространства образовательного учреждения. Положения и выводы исследования могут быть полезны и на уровне учебно-воспитательного коллектива класса, в условиях которого символы выступают в качестве средства отражения и реализации целей и принципов его жизнедеятельности и посредника в межличностных и деловых отношениях. Разработанный и описанный в приложении к диссертации методический комплекс обеспечивает реализацию воспитательной работы с использованием символов.

Личный вклад автора в исследование заключается в разработке программы исследования, организации экспериментальной работы по обозначенной проблеме, подготовке программы воспитательных дел с использованием символов, проведении семинаров по способам осуществления воспитывающей деятельности с включением символических средств.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается использованием методов, адекватных проблеме и предмету исследования, выдвинутой гипотезе и вынесенным на защиту положениямтеоретико-методологической базой, созданной на основе использования общепризнанных концептуальных положений, их обобщения в соответствии с целью и задачами проводимой работылогикой построения научно-исследовательской деятельности.

На защиту выносятся:

1. Закономерности становления и использования символов в ходе истори-ко-педагогического процесса:

— появление символов на ранних этапах становления человеческого общества обусловлено необходимостью выработки жизненно важных навыков общения и взаимодействия;

— существует взаимообратная связь между изменениями в сфере общественных, политических и экономических отношений и вытекающими из них нововведениями в области педагогической теории и практики, с одной стороны, и процессом возникновения и функционирования символов в ходе воспитывающей деятельности, с другой стороны;

— характер и специфика школьно-педагогической символики определяется принципами и наиболее значимыми особенностями жизнедеятельности человеческого общества в ту или иную культурно-историческую эпоху;

— в переломные моменты развития общества объединяющие и стимулирующие возможности символов реализуются наиболее полно, создавая условия для формирования мировоззрения, соответствующих ему способов поведения в новом жизненном и ценностном пространстве.

2. Сущностные характеристики символа: единство чувственно-воспринимаемой формы и смыслового наполнения, нацеленность на вызов эмоций, смысловая емкость и глубина, многозначность и многоаспектность, высокая степень обобщенности его внутреннего содержанияопределение символа как понятия педагогической науки.

3. Виды символических средств воспитания, дифференцируемых по различным основаниям: способу внешнего выражения, «широте символического поля», сфере применения в педагогической деятельности, устойчивости и постоянству в применении, характеру символического значения, социальной значимостифункции символов, присущих воспитанию: познавательно-мировоззренческая, адаптивно-регулятивная, инициирующая активность, коммуникативная и объединяющая.

4. Комплекс педагогических условий, повышающих эффективность применения символических средств: обеспечение ценностного содержания символов, включаемых в процесс воспитанияадекватное восприятие и понимание педагогом подлинных человеческих ценностей при планировании и реализации воспитательной работы с использованием символовединство деятельностного и коммуникативного подходов к осуществлению педагогического процесса, направленного на раскрытие заключенного в символах идейно-ценностного содержанияигровая форма организации воспитательного взаимодействия, опосредованного символамизнание и учет различных подходов к классификации символов.

5. Система средств, обеспечивающих создание символов участниками педагогического процесса и включение их в воспитательного взаимодействия с целью раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интересов и формирования ценностного отношения учащихся к данным аспектам жизни человека.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы обсуждались на областном и городском семинарах учителей начальных классов города Владимира, посвященных вопросам организации процесса воспитания в современной школена курсах повышения квалификации учителей при Владимирском областном институте повышения квалификации работников образованияна заседаниях кафедры педагогики начального образования Владимирского государственного педагогического университета (2002;2005 уч.г.). Материалы исследования широко используются в научно-экспериментальной работе учителей гимназии № 23 г. Владимира, работающей как инновационное образовательное учреждение.

Структура диссертации соответствует логике диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

На основании результатов проведенного исследования, подтвердившего справедливость первоначально выдвинутой гипотезы, можно сделать следующие выводы.

1. Становление и развитие символического языка как способа социального наследования и осуществления преемственности человеческой деятельности и общения происходило одновременно с возникновением и формированием социального института воспитания.

2. Анализ исторического развития и современного состояния теории и практики образования показал, что педагогический потенциал символов реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, в символах сосредоточены уникальные воспитательные ресурсы, которые позволяют рассматривать их в качестве продуктивного, создающего условия для формирования ценностного мировосприятия и личностного развития, средства осмысления и интериориза-ции взрослеющим человеком системы гуманистических ценностей, составляющих культуру человечества. Во-вторых, присущее символам диалектическое единство чувственно-воспринимаемой формы и обобщенного идейного содержания использовалось учеными прошлого и современности для отражения собственных научных воззрений относительно решения проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, что дает право говорить о символах как о носителях и трансляторах педагогических традиций, ценностей и концепций.

3. В диссертации были рассмотрены наиболее значимые этапы истории становления и использования символов в теории и практике воспитания. В результате были выявлены следующие закономерности функционирования данных символов в педагогическом процессе:

— возникновение символов на первых стадиях развития антропогенеза связано с естественной потребностью человека в общении, а также в поиске и приобретении необходимых для выживания навыков и способов жизнедеятельности;

— исходным моментом, ведущим к трансформации школьных и педагогических символов, является преобразование общественно-экономических и политических систем. Эти процессы ведут, с одной стороны, к качественно иному развитию педагогической теории и реформированию школы, а, с другой стороны, к изменению государственной и социальной символики. Таким образом, становление школьных и педагогических символов происходит в тесной связи с решением общегосударственных, социальных проблем и испытывает на себе двустороннее воздействие универсальной символики и новейших достижений педагогической мысли. В то же время нельзя не отметить наличия обратной связи между протеканием описанных выше процессов. Есть все основания полагать, что сформированная под воздействием общественно-политических, экономических и образовательных нововведений система воспитательных и педагогических символов также в свою очередь оказывала влияние на выработку мировоззрения, общественного сознания и обусловливала характер развития педагогического мышления и ценностей в различные исторические эпохи. Установленную закономерность можно представить в виде следующей схемы:

Изменение мировосприятия, социокультурного, политического и экономического устройства.

А / С т'.

Изменение государственной и социальной символики.

А / V.

Изменение взглядов на обучение и воспитание С V.

Изменение школьных и педагогических символов.

— характерные черты той или иной культурно-исторической эпохи, будь то рационализм и индивидуализм, или, напротив, коллективизм, определяли специфику школьно-педагогической символики. В зависимости от этого, она носила индивидуальный или всеобщий, универсальный характер;

— особую духовную и объединяющую силу символика приобретает в переломные моменты развития общества, она помогает подрастающему поколению ориентироваться в новых социокультурных условиях, способствует выработке мировоззрения, установок и форм поведения;

— немаловажную роль в становлении школьной и педагогической символики играли и играют этнические особенности государства. Они определяют специфику гражданского воспитания, соотношения национальных и общечеловеческих символов, используемых в педагогическом процессе.

4. Изучение философских и психологических оснований проблемы исследования, а также рассмотрение значимых с воспитательной точки зрения характеристик символа позволили раскрыть собственное понимание сущности символа как понятия педагогической науки.

5. Многообразие символических средств обусловило выделение и рассмотрение различных подходов к их классификации, что в свою очередь позволило составить целостное представление о системе данных средств и создало условия для разностороннего использования их в педагогическом процессе.

6. В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы познавательно-мировоззренческая, адаптивно-регулятивная, инициирующая активность, коммуникативная и объединяющая функции символики, которые раскрывают педагогический потенциал символов, а именно:

— возможность концентрации в них значимых с воспитательной точки зрения идей, смыслов, ценностей, познание которых способствует расширению представлений об окружающей действительности и выработке мировоззрения;

— способность инициировать, регулировать различные виды активности воспитанников;

— возможности установления межличностной коммуникации и осуществления обмена мнениями по поводу заключенного в символе идейно-ценностного содержания;

— способность формировать и укреплять межличностные и деловые отношения в ученическом коллективе на основе отраженных в символах общих целей, принципов и направлений его жизнедеятельности.

7. В исследовании было научно обосновано, что соблюдение системы выявленных и описанных выше педагогических условий способствует целенаправленному, систематичному и эффективному использованию символов в процессе воспитания в качестве трансляторов идейно-ценностного содержания.

8. Целесообразность применения разработанной технологии конструирования символов в ходе педагогического и детского творчества и включения их в воспитывающую деятельность обусловлена возможностью:

— вынесения творческого процесса создания и использования символов в ходе воспитывающей деятельности на более высокий уровень организации, упорядоченности, что обеспечивает реализацию поставленных целей;

— воспроизведения определенной последовательности действий технологической цепочки, гарантирующих достижение планируемого результата.

9. Эффективность функционирования символов в ходе педагогического взаимодействия, обнаруженная в статистически подтвержденной динамике процессов нравственного становления, развития познавательных интересов и формирования ценностного восприятия названных сторон жизни личности, обеспечивается комплексной реализацией разработанной технологией на всех ее уровнях — от творческого конструирования до включения в воспитывающую деятельность.

Анализ итогов проведенного исследования, с учетом раскрытых закономерностей, условий и способов функционирования, дает основание утверждать, что цель исследования достигнута: символы являются эффективным средством организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на осмысление нравственных ценностей, значимости познавательной деятельности и формирование системы ценностных отношений к окружающему миру, что обусловливает необходимость целенаправленного и систематичного их использования в процессе воспитания.

К перспективам исследования, на наш взгляд, следует отнести: более подробное, специальное изучение особенностей становления (наряду с нравственной и познавательной) эстетической составляющей общей культуры человека средствами символики в условиях воспитывающей деятельностирассмотрение возможностей и способов реализации педагогического потенциала символов в процессе обучения с учетом специфики конкретных учебных предметов. I i.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А., Символы мироустройства в сознании детей Текст./ Ю. А. Аксенова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 272с.
  2. Н.М., Природа человека Текст./ Н. М. Амосов. Киев: Наукова дум1. V. ка, 1983.-278с.
  3. .Г., Человек как предмет познания Текст./ Б. Г. Ананьев. Л.: Наука, 1968.-452с.
  4. И.Л., Происхождение человека и общества Текст. / И. Л. Андреев. -М.: Мысль, 1988.-415с.
  5. О.А., Березовая каша в субботник Текст. / О. А. Анищенко // Русская речь. 1997. — № 5. — С. 87−91
  6. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. Текст. М.: Аспект-пресс, 1994.- 350с.
  7. В.И., Символизм как социокультурная познавательно-практическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук Текст. / В. И. Антонов. М., 1995. -23с.
  8. И.И., Социология США: проблемы и поиски решений Текст. / И. И. Антонович. Минск: Высшая школа, 1976. — 397с.
  9. Е.Ю., Психология субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 126с.
  10. С.П., Первый звонок Текст. /С.П.Афанасьев. Кострома: Методический центр «Вариант», 2000. — 111с.
  11. А.П., Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дис. канд. психол. наук Текст. / А. П. Афанасьева. М., 2002.- 149с.
  12. Н.Ф., История социальной педагогики Текст. / Н. Ф. Басов. М.: Академия. — 2005. — 256с.
  13. Г. С., Познание, деятельность, общение Текст./ Г. С. Батищев // Теория познания. В 4 т. М.: Мысль, 1991. — Т.2. — 479с.
  14. М.М., К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. — С. 116−132
  15. А., Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994.-528с.
  16. А., Ленинская «Искра» о народном образовании Текст. / А. Беляева //Народноеобразование. 1981. -№ 1.-С. 80−81
  17. Н.В., Об одной малоизвестной проблеме педагогики Текст. / Н. В. Белякова // Вестник Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 13. Владимир, 2006. — С.11−13
  18. P.M., Берндт К. Х., Мир первыхсавстралийцев Текст. / P.M. Берндт, К. Х. Берндт. М.: Наука, 1981. — 447с.
  19. Ю.Л., Рыцарство Текст. / Ю. Л. Бессмертный // Большая советская энциклопедия: [В 30-ти т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия. — 1975. — Т.22. — С.455−456
  20. B.C., Культура. Диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 86−98
  21. П., Элементы средневековой культуры Текст. / П. Бицилли. -СПб: Мифрил, 1995 -243с.
  22. И.В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 327с.
  23. М.В., Творческий поиск российских школ начала XX века Текст. / М. В. Богуславский // Свободное воспитание. ВЛАДИ. — 1993. -Выпуск 2. — январь — февраль. — С. 50−55
  24. А.В., Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970. — 327с.
  25. В.А., Московское училище ордена св. Екатерины. Исторический очерк Текст. / В. А. Вагнер. М., 1903, — 528 с.
  26. Е.М., Язык и культура Текст. / Е. М. Верещагин. М.: «Русскийязык», 1976.-248с.
  27. В.К., Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142с.
  28. Г. Н., Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999. -168с.
  29. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии Текст. / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208с.
  30. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-методическое пособие Текст. / Е. Н. Степанов, J1.B. Байбородова, С. Л. Паладьев. — Псков: ПОИПКРО, 1994. 92с.
  31. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методическое пособие Текст. / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: Сфера, 2000, — 128с.
  32. .З. Словарь педагогических ситуаций Текст. / Б. З. Вульфов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 192с.
  33. Выготский J1.C., Орудие и знак в развитии ребенка Текст. / J1.C. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984, т.6. — С.5−90
  34. А.П., Школа Текст. / А. П. Гайдар. М.: «Советская Россия», 1974.- 182с.
  35. М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф., Психологические проблемы переработки знаковой информации Текст. / М. В. Гамезо, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин. М.: Мысль, 1977. — С5−48
  36. М.В., Роль знаковых моделей в формировании умственных действий Текст. / М.В. Гамезо// Вопросы психологии. 1975. — № 6. — С.50−53.
  37. Г., Игра в бисер Текст. / Г. Гессе. СПб.: Амфора, 1999. — 543с.
  38. Г. А., Человек и знак Текст. / Г. А. Глотова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та. — 1990. — 256с.
  39. И., Дидактические материалы по русскому языку Текст. / И. Голуб. -М.: В ЛАД ОС, 1997. С.255−256
  40. Т.С., Государственная символика России Текст. / Т. С. Голубева // Начальная школа. 2001. — № 7. — С.50−53
  41. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового Времени Текст. М.: АПН СССР, 1990. — 200с.
  42. В., Язык и философия культуры Текст. / В. Гумбольд. М.: Прогресс, 1983.-435с.
  43. А.Я., О кризисе современной исторической науки Текст. /
  44. A.Я. Гуревич // Вопросы истории. 1991. — № 2−3. — С.32−41
  45. В.В., Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика. 1986. — 240с.
  46. В.И., Толковый словарь живого великорусского языка Текст. /
  47. B.И.Даль. -М.: Изд-во «Терра», 1991. -Т.4. 684с.
  48. Дамаскин Иоанн, О сущем Текст. / И. Дамаскин // Антология мировой философии. -В 4 т. -М: Мысль, 1969. Т. 1, ч.2. -С621−625
  49. А.И., История педагогики Текст. / А. И. Джуринский. М.: Владос, 2000.-352с.
  50. Доброхотов A. JL, Символ в философии Текст. / A.JI. Доброхотов// Новая философская энциклопедия. В 4 т. -М.: Мысль, 2001. С. 532−534
  51. Д., Детский образ как фактор рекламного воздействия Текст. / Д. Донцов // Начальная школа. 1999. — № 12. — С. 107−112
  52. Г. Е., Очерки по истории Античной педагогики Текст. / Г. Е. Жураковский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 510с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: ИНФРА-М, 2000. — 52с.
  54. Зейлингер-Рубинштейн Е.И., Очерки по истории воспитания и педагогической мысли Текст. / Е.И. Зейлингер-Рубинштейн. JL: Изд-во ЛГУ, 1978. -108с.
  55. А., Школа 30-х гг. Текст. / А. Зиновьев // Университет и школа. -2000. № 2. — С.50−52
  56. В.П., Эргономика и информатика Текст. / В.П. Зинченко// Вопросы философии. 1986. — № 7. — С.53−64
  57. В.В., Нейролингвистика Текст. /В.В. Иванов// Биологические и кибернетические аспекты речевой деятельности. М.: Наука, 1985
  58. В.В., Очерки по истории семиотики в СССР Текст. / В. В. Иванов. -М: Наука, 1976.-329с.
  59. В.Ф., Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней Текст. /В.Ф. Иванов. М., 1999. — 541с.
  60. Л.Ф., Пятиклассники изучают символику современной России Текст. / Л.Ф. Иванова// Преподавание истории и обществознания в школе. -2002. № 8. — С.40−46
  61. Из истории русской культуры Текст. М.: Языки русской культуры, 2000. -Т.5. — 846с.
  62. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России Текст. / Под ред. Васильевой З. И. М.: Academia, 2001. — 416с.
  63. Ю.П., Рукопись монографии «Педагогическая дискуссия в отечественной педагогике 1950 года» Текст. / Ю. П. Истратов. Владимир
  64. Л.Б., Проблемы современной педагогической психологии Текст. / Л. Б. Ительсон. -М.: Знание, 1970. 358с.
  65. В.Т., Пионерские символы, ритуалы, традиции Текст. / В. Т. Кабуш. Минск: Нар. асвета, 1985. — 206с.
  66. М.С., Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328с.
  67. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: ИП РАН, 2004. — 424с.
  68. Л.А., Кондуит и Швамбрания Текст. / Л. А. Кассиль. М.: Сов. Россия, 1985.-287с.
  69. Э., Опыт о человеке Текст. / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. -780с.
  70. Э., Философия символических форм Текст. / Э. Кассирер. М.: Университетская книга, 2002. — 270с.
  71. В.П., Белеет парус одинокий Текст. / В. П. Катаев. М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 364с.
  72. Н.П., Диалектика знака и символа в духовном освоении действительности: Автореф. канд. философ, наук Текст. / Н. П. Катаева. Рига, 1990.-22с.
  73. Х.Э., Словарь символов Текст. / Х. Э. Керлот. М.: REEL-book, 1994.-603с.
  74. В.М., Символическая наглядность: прошлое или будущее Текст. / { В.М. Кларин// Магистр. 1996. — № 2. — С.51−67
  75. В.Н., Этическая культура школьников в контексте триады «Истина Добро — Красота» Текст. / В.Н. Клепиков// Педагогика. — 2006. — № 2. -С.29−37
  76. Г. Н., «Образ жизни» отечественной гимназии к. Х1Х-нач.ХХв. Текст. / Г. Н. Козлова // Педагогика. 2000. — № 64 83. Константинов Н. А., Очерки по истории средней школыТекст. / Н. А. Константинов. М.: Просвещение, 1956. — 279с.
  77. Г. Б., Воспитание в первобытном обществе: Возникновение, сущность, эволюция Текст. / Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 1993. — 91с.
  78. Г. Б., История педагогики Текст. / Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003.-296с:
  79. A.M., Мантатов В. В., Теория отражения и эвристическая роль знаков Текст. / A.M. Коршунов, В. В. Мантатов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.-214с.
  80. О.Е., «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.) Текст. / О. Е. Кошелова. М.: Изд-во УРАО, 2000. -320с.
  81. А.А., Ян Амос Коменский Текст. / А. А. Красновский. М.: Учпедгиз, 1953. -324с.
  82. Краткий словарь иностранных слов Текст. М.: Русский язык, 1979. -352с.
  83. Краткий справочник по педагогической технологии Текст./ Под ред. Щур-ковой Н.Е. М.: Новая школа, 1997. — 64с.
  84. И., Интересная находка Текст. / И. Кривонос // Народное образование. 1987. — № 11. — С.23−27
  85. Н.К., Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — Т.5. — 688с.
  86. Н., Российские гимназии начала века Текст. / Н. Кузьмин // Народное образование. 1992. — № 5−6 — С.84−89
  87. Н.В., Роль символа Текст. / Н.В. Кулагина// Инновационные процессы в образовании. Орел, 1995. — 208с.
  88. Н.В., Символ как средство мировосприятия и миропонимания Текст. / Н. В. Кулагина. Москва-Воронеж, 1999. — 192с.
  89. Н.В., Функции символов Текст. / Н.В.Кулагина// Развивающая психология основа гуманизации образования. — М.: МГУ, 1998. — Т.2.1. С.34−37
  90. Культура. Общение. Текст. Текст. / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М., 1988.135с.
  91. С., Введение в символическую логику Текст. / С. Лангер. М., 1993.-324с.
  92. А.Н., Боковиков А. К., Экспериментальная психология в российской рекламе Текст. / А. Н. Лебедев, А. К. Боровиков М.: Academia, 1995. -135с.
  93. Ю.А., Ритуал Текст. / Ю. А. Левада // Новая философская энциклопедия. В 4 т. -М.: Мысль, 2001. -С.458
  94. В.И., Полное собрание сочинений Текст. / В. И. Ленин. Т.7. — М.: Политиздат, 1976.-С.66
  95. А.А., Знак и деятельность Текст. / А. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1975 — № 10 — С. 118
  96. А.А., Психолингвистические проблемы массовой коммуникации Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — 278с.
  97. А.А., Язык пропаганды: социально-психологический аспект Текст. / А.А. Леонтьев// Язык как средство идеологического воздействия. -М.: ИНИОН, 1983.-283с.
  98. А.Н., Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат.-1975.-304с.
  99. А.Н., Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575с.
  100. Т., Поповичи Текст. / Т. Леонтьева// Родина. 2000. — № 5. — С.49.53
  101. А.П., Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства Текст. / А. П. Лиферов. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 108с.
  102. Д.С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б., Школа на Васильевском Текст. / Д. С. Лихачев, Н. В. Благово, Е. Б. Белодубровский. М.: Просвеф щение, 1990.- 157с.
  103. Личностно-ориентированная модель подготовки педагога нового поколения в системе непрерывного образования области Текст. Владимир, 1996.- 192с.
  104. А.Ф., Знак. Символ. Миф Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ,, 1982.-479с.
  105. А.Ф., История античной эстетики Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Высшая школа, 1963. — 583 с.
  106. А.Ф., Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 358с.
  107. А.Ф., Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. — 367с.
  108. А.Ф., Философия имени Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-269с.
  109. А.Р., Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-413с.
  110. А.С., Марш 30-го года Текст. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1967. — 311 с.
  111. А.С., Педагогическая поэма Текст. / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1979.-640с.
  112. А.С., Флаги на башнях Текст. / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1986.-491с.
  113. Н.Н., Духовные ценности русской народной педагогической культуры Текст. / Н.Н. Макарцева// Педагогика. 1998. — № 1. — С. 81−86
  114. М.К., Пятигорский A.M., Символ и сознание Текст. / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Языки русской культуры, 1999.-216с.
  115. М.К., Сознание это парадоксальность, к которой невоз-* можно привыкнуть Текст. / М.К. Мамардашвили// Вопросы философии.1989. № 7. — С.73−81
  116. Н.Я., Избранные работы Текст. / Н. Я. Марр. JL: Издательство АН СССР, 1933.-208с.
  117. Масонство и русская культура Текст. М.: Искусство, 1998. — 295с.
  118. В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме Текст. /
  119. B.А. Мелихов. Харьков, 1913
  120. Методика воспитательной работы Текст. / Под ред В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 144с.
  121. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в педагогическом процессе Текст. Д., 1991. — С.55−56
  122. В.Б., Пир мудрецов Текст. / В. Б. Миронов. М.: Б.н., 1994. -303с.
  123. М.В., Частные школы дореволюционной Москвы Текст. / М.В. Михайлова//Педагогика. 1998. — № 1. — С. 86−93
  124. А., Теория информации и эстетическое воспитание Текст. / А. Моль/ Под ред. Р. Х. Зарикова и В. В. Иванова. -М.: Мир, 1966. -351с.
  125. И.В., Таинственным путем Гермеса Текст. / И. В. Морозов. -Мн.: Ушверс1тэцкае, 1994. 303с.
  126. Л.И., Мифотворчество обыденного сознания Текст. / Л. И. Насонова. -М.: Мысль, 1993. -214с.
  127. А.В., Правовые символы: Автореф. дис. канд. юрид. наук Текст. / А. В. Никитин. Нижний Новгород. — 1999. — 31с.
  128. В.М., Первобытное искусство Текст. / В.М. Новиков// Введение в культурологию.-М.: Владос, 1996.-С. 119−126
  129. М., Символы Текст. / М. Новикова// Новый мир. 1995. — № 2.1. C.12−17
  130. С.И., Словарь русского языка: 70 000 слов Текст. / С.И. Ожегов/ Под ред. НЛО. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 921с.
  131. Педагогическая энциклопедия Текст. М., «Советская энциклопедия», 1966. -Т.З. — 880стлб.
  132. Л.Б., Искусство и кибернетика Текст. / Л. Б. Переверзев. М.:1. Искусство, 1966. 136с.
  133. Песталоцци. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф Текст. Челябинск: Урал LTD, 1997.-523с.
  134. А.В., Социальная символика: к определению понятия Текст. / А.В. Плахова// Категория исторических наук. JL, 1988. — С.49
  135. Э.А., Формационный и цивилизационный подходы Текст. / Э. А. Поздняков // Мировая экономика и международные отношения. -1990. № 5. — С.49−50
  136. Н.В., Образование в России в первой половине XIX века Текст. / Н. В. Полякова // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С.22−29
  137. В.В., Хорошилова Л. Б., Масонство и просвещение в России второй половины XVIII начала XIX вв. Текст. / В. В. Пономарева, Л.Б.Хорошилова// Педагогика. — 1998.- № 8. — С. 85−92
  138. Л.Т., Щуркова Н. Е., Символика поведения Текст. / Л. Т. Потанина, Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-96с.
  139. В.В., Словарь международной символики и эмблематики Текст. / В. В. Похлебкин. М.: Международные отношения, 1998. — 560с.
  140. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.-286с.
  141. В.Я., Фольклор и действительность Текст. / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1976.-376с.
  142. Е.К., Герб и флаг России Текст. / Е. К. Ривина. М.: АРКТИ, 2003. -64с.
  143. Е.К., Толстых В., Башлай Е., Детям о гербе и флаге России Текст. / Е. К. Ривина, В. Толстых, Е. Башлай// Детский сад от, А до Я. 2003. -№ 3. — С.41−53
  144. Е.К., Символы нации вечны Текст. / Е.К. Ривина// Учитель. -2003. № 2.-С.10−13
  145. М.И., Байбородова J1.B., Организация воспитательного процесса в школе Текст. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2001. -256с.
  146. Е.И., С.А. Исаева, И. Н. Попова, Организация и содержание работы в группе продленного дня Текст. / Е. И. Ромашкова, С.А. Исаева, И. Н. Попова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 144с.
  147. Н.Н., Символ в искусстве и жизни Текст. / Н. Н. Рубцов. М., Наука, 1991.- 174с.
  148. Н.Г., Сильнова О. В., Филимонова О. Г., Путешествие в страну «Символика» Текст. / Н. Г. Салмина, О. В. Сильнова, О.Г. Филимонова// Образование. 1999. — № 2. — С.82−89
  149. Н.Г., Знак и символ в обучении Текст. / Н. Г. Салмина. М.: Изд-воМГУ, 1988.-286с.
  150. B.C., Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Текст. / В. С. Селиванов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -336с.
  151. Т.Б., Горбатько О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения Текст. / Т. Б. Сергеева, О.И. Горбатько// Педагогика. 2006. — № 210. — С. 11−21
  152. Серебряный век. Поэзия. Текст. М.: ACT, Олимп, 1997. — 672с.
  153. И.М., Психология поведения Текст. / И. М. Сеченов. М.: Институт практической психологии, 1995. — 318с.
  154. И.Н., Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин Текст. / И.Н. Сиземская// Педагогика. -2001.-№ 1.-С. 63−67
  155. Символ Текст.// Эстетика. Словарь. -М.: Политиздат, 1989. -С.311−313ш 164. Символы, атрибуты, ритуалы Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина Текст. Владимир, 1979. — 32с.
  156. Символы Страны Советов. Герб, флаг, гимн СССР Текст. М.: Знание, 1984.-63с.
  157. В.А., Г.И. Чижакова., Введение в педагогическую аксиоло-) гиюТекст. / В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192с.
  158. Словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М.: ТЕРРА, 1996.-336с.
  159. Г. И., У истоков государственной общеобразовательной системы Текст. / Г. И. Смагина// Советская педагогика. -1987. № 6. — С. 120−122
  160. Г. Л., Социально-философские проблемы развития электронной техники Текст. / Г. Л. Смолян // Вопросы философии. 1984. — № 11 — С. 69−78
  161. Советский энциклопедический словарь Текст. М.: «Советская энциклопедия», 1985.- 1600с.
  162. А.Н., Социология и музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор. -М.: Советский композитор, 1975. 202с.
  163. А. Г., Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. М.: По- литиздат, 1972.-303с.
  164. В.Г., Психология трудных школьников Текст. / В. Г. Степанов. -М.: Академия, 1998.-320с.
  165. Е.Н. Формирование образа школы Текст. / Е.Н. Степанов// Директор школы. 2000. — № 4. — С. 17−19
  166. В.А., О поступках Текст. / В. А. Сухомлинский // Советская 1 педагогика. -1970. -№ 11. -С. 31
  167. Н., История христианской церкви Текст. / Н. Тальберг. М.: СП «Интербук», 1991. — 142с.
  168. В.Н., Миф. Ритуал. Символ. Образ Текст. / В. Н. Топоров. М.: Прогресс-культура, 1995. — 624с.
  169. О.В., Функции символического языка культуры в моделировании инвариантной структуры личностно-ориентированного урока: Авто-реф. дис. канд. пед. наук Текст. / О. В. Третьякова. Ростов н / Д, 2000. -23с.
  170. О.С., Некоторые функции средств общения Текст. / О. С. Уварова // Знак и общение. Фрунзе, 1974. — С.44−46
  171. Уроки добра и красоты Текст. Смоленск, 1995. — 214с.
  172. Успенский J1.B., Слово о словах. Ты и твое имя Текст. / JI.B. Успенский. -J1.: Лениздат, 1962.-634с.
  173. К., Селектор С., Символы наших ценностей и нашего поведения: их значение, типы и функции Текст. / К. Ушаков, С. Селектор// Директор школы. 2000. — № 4. — С. 17−24
  174. П.А., Иконостас: Избранные труды по искусству Текст. / П. А. Флоренский. М.: Искусство, 1995. — 254с.
  175. П.А., Итоги Текст. / П.А. Флоренский// Эстетические ценности в системе культуры. М.: Искусство, 1986. — С. 128
  176. П.А., Особенное Текст. / П. А. Флоренский. М.: Моск. рабочий, 1990.-46с.
  177. П.А., Сочинения в 2 т. Текст. / П. А. Флореский. М.: Мысль, 1990.-Т. 2.-880с.
  178. Дж., Энциклопедия знаков и символов Текст. / Дж. Фоли. М., Вече, 1997.-509с.
  179. Э., Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. -f 429с.
  180. С.А. Тимуровское движение Текст. / С. А. Фурин // Большая советская энциклопедия: [В 30-ти т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия. — 1976. — Т.25. — С.558
  181. Ф., Мудрость воспитания Текст. / Ф. Хофман. М.: Педагогика, 1979.- 158с.1., 192. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981.-528с.
  182. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России Текст. -М.: Просвещение, 1974.-527с.
  183. A.M., История образования в портретах и документах Текст. / A.M. Цирульников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272с.
  184. Человек античности: идеалы и реальность Текст. М.: Просвещение, 1992.-384с.
  185. С.А., Нестандартные праздники в школе Текст. / С. А. Шмаков. -М.: Новая школа, 1997. 429с.
  186. Юнг К., Человек и его символы Текст. / К.Юнг. М.: Серебряные нити, 1997.-368с.
  187. М.Г., История психологии Текст. / М. Г. Ярошевский. М.: Мысль, 1966. -479с.
  188. Fingesten P., The eclipse of symbolism Text. / P.Fingesten. Columbia, 1970. -358p.
  189. Glass G., Stanley J., Statistical methods in education and psychology Text. / G. Glass, J. Stanley. New Jersey, 1970. — 495p.
  190. Grotjahn M., The voice of the symbol Text. / M. Grotjahn. Los Angeles, 1971.-234p.
  191. Hamburg C.H., Cassirer’s concept of philosophy Text. / C.H. Hamburg // The philosophy of Ernst Cassirer. Evanston, 1949. — P.80−83
  192. Kroeber A.L., The nature of culture Text. / A.L. Kroeber. Chicago, 1952
  193. Langer. K., On Cassirer’s theory of language and myth Text. / K. Langer.— «The philosophy of E. Cassirer», New York, 1958. P. 379—400
  194. Lawrence K. Fr., The world as a communication network Text. / K. Fr, Lawrence // Sing images and symbols. N.-Y., 1966. — P.34−37
  195. Price H. H., Thinking and experience Text. / H. H. Price. London, 1957. -328p.
  196. Whitehead A.N., Symbolism. Its meaning and effect Text. / A.N. Whitehead. -* New York, 1958.-64p.
Заполнить форму текущей работой