Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы
Диссертация
Проведенная нами теоретическая и опытно — экспериментальная ра бота позволяет сделать следующие выводы.1. Современный этап развития общества характеризуется усилением влияния человеческого фактора на все стороны его жизни. И, как следствие, возрастает внимание к системам и методам управления, основанным на че ловекоцентристском подходе. При этом управление ппсолой как организа цией должно носить… Читать ещё >
Содержание
- I глава. Проблема мотивации трудовой деятельности в психологии и социальном управлении
- 1. 1. Эволюция управленческой мысли о мотивации к труду
- 1. 2. Анализ основных мотивационных теорий
- Выводы по I главе
- II глава. Мотивационно-целевая деятельность руководителя школы как вид управленческой деятельности
- 2. 1. Мотивационно — целевая деятельность в управленческом цикле
- 2. 2. Основы технологии мотивационно — целевой деятельности
- 2. 3. Состояние мотивационно — целевой деятельности в практике внутришкольного управления
- Выводы по II главе
- III глава. Партисипативные методы мотивации
- 3. 1. Понятие «партисипативность» и «участие в управлении» в управленческой и педагогической литературе
- 3. 2. Методы мотивационно — целевой деятельности руководителя школы
- 3. 3. Апробация технологии мотивационно — целевой деятельности на примере реализации идеи партисипативности
- Выводы по формирующему эксперименту
- Выводы по III главе
Список литературы
- Аверченко Л. К. и др. Психология управления — М. — Новосибирск, 1997.
- Агеев В. Межгрупповое взаимодействие: социально — психологические проблемы.-М., 1990.
- Алексеев В. П., Барулин Б. А^стуальные проблемы марксистско — ленинской философии. — М., 1989.
- Анохин П. К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. — М., 1972.
- Анохин П. К. Проблемы принятия решений. — М., 1976.
- Арская Л. П. Японские секреты управления. — М., 1991.
- Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. — М., 1993.
- Балл Г. А., Бургин М. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии, 1994 № 4. 56.
- Васильев И. А. Мотивация и контроль за действием. — М., 1991.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
- Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. — М., 1925.
- Виханский О. С, Наумов А. И. Обучение менеджменту. — М., 1994.
- Внутриппсольное управление: вопросы теории и практики / Шамова Т. И., ред.-М., 1991.
- Вортман М. А., Лифшиц А. Управление персоналом в зарубежных фрфмах. — Иваново, 1995.
- Вудкок М., Френсис М. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
- Габдуллин Г. П. Перестройка школы: проблемы управления. — Казань, 1990.
- Гастев А. К. Трудовые установки. Структура. Анализ. Обоснование. Курсы.-М., 1924.
- Годфруа Ж. Что такое психология Т. 1. — М-Л 95"2.
- Годфруа Ж. Что такое психология Т. 2. — М., 1992,.
- Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. — М., 1995.
- Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. — М. — Новосибирск, 1997.
- Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. — Новосибирск, 1995.
- Давьщенко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. — М. — Белгород, 1995.
- Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения.-Калуга, 1993.
- Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979.
- Диагностика успешности учителя / Морозова Т. В., сост. — М., 1998.
- Дизель П. М., Раньян Мак — Кинли У. Поведение человека в организации. — М., i 9 9 2.
- Доценко В. Л. Психология манипуляции. — М., 1997.
- Друкер П. Ф. Эффективный управляющий. — Б. м., 1994.
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.
- Загуменнов Ю. Л. Совершенствование внутриппсольного управления на основе его демократизации. — Минск, 1986.
- Закон Российской Федерации об образовании. — М., 1992.
- Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — М., 1981.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
- Иванова Н. Между идеальным и реальным// Директор школы. — 1998, № 1.
- Ивенский Л. М. Управленческая культура и метауправление. — Йошкар — Ола, 1993.
- Итшин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. -1995, № 2.
- Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. -1984, № 6.
- Кабаченко Т. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. — М., 1996.
- Каверин Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. — 1987, № 5.
- Кадры управления. Проблемы и система работы в России и за рубежом.-М., 1992.
- Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. — М., 1989.
- Казаринов м. Ю. Детериминизм в сложных системах управления и самоорганизации.-Л., 1990.
- Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. — М., 1979.
- Капто А. В. Организация внутриппсольного управления. — М., 1991.
- Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. — М., 1994.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. — М.
- Козлов В. Д. Управление организационной культурой. — М., 1990.
- Как работает японские предприятия/ Монден Я., ред. — М., 1989.
- Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно — воспитательного процесса и управление школой. 4.1, 2. — М., 1997.
- Конаржевский Ю. А. Формирование педагогического коллектива. — М., 1997.
- Конституция (Основной Закон СССР). — М., 1977.
- Коротков В. М. Самоуправление школьников. — М., 1981.
- Костюк Г. РЬбранные психологические труды. — М., 1988.
- Кричевский В. Ю. Управление школьным коллективом. — Л., 1985.
- Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. — М., 1996.
- Кричевский Р. Л., Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. — Кишинев, 1991.
- Крупская Н. К. О ппсольном самоуправлении/ Сборник статей и выступлений. — М., 1964.
- Ксенчук Б. В., Киянова м. К. Технология успеха. — М., 1993.
- Кузнецов А. В. «Соучаствующее управление» и его эффективность // Идеологические аспекты исследования массового сознания. — М., 1989.
- Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив.-Л., 1974.
- Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М., 1994.
- Кунц Г., О' Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. ТЛ, 2. — М., 1981.
- Ладанов и. Д. Психология управления рыночными структурами. — М., 1997.
- Лазарев В. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. — М., 1995.
- Лазарев В. С, Поташник М. М. Как разработать программу развития школы.-М., 1993.
- Ленин В. И. О задачах профсоюзов. — Полное собрание сочинений. Т. 37. -м. , 1963.
- Ленин В. И. О привлечении масс к управлению государством. — М., 1962.
- Ленин В. И. Что такое Советская власть? — Полное собрание сочинений. Т. 38.-М., 1963.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. — М., 1983.
- Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности. — М., 199.
- Лизинский В. М. Диагностико — аналитические процедуры и активно — игровые формы в управлении школой. — М., 1996.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1993.
- Личность и деятельность. — Л., 1982. Вып. 11.
- Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М., 1991.
- Ломов Б. Ф. и др. Теория функциональных систем в физиологии и психологии.-М., 1978.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
- Макаренко А. Сочинения в семи томах. Т. 1,2, 5.- М., 1962.
- Макиавелли Н. Избранные сочинения. — М., 1982.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1982.
- Маслоу А. Психологические резервы личности. — М., 1986.
- Менеджмент в управлении школой / Шамова Т. И., науч. редактор. — М., 1992.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.
- Методики социально-психологической диагностики личности и грзчх- пы.-М., 1990.
- Методы системного педагогического исследования/ Кузьмина Н. В., Л. Д980.
- Милютин И. Н. Морально-педагогическое стимулирование воспитательной деятельности руководителей в процессе внутрипшольного руководства и контроля. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук. — Казань, 1982.
- Михайлов Ф. Б. Методы управления персоналом. — М., 1995.
- Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М., 1987.
- Морозова Т. В. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. — М., 1996.
- Мярья Т. Ю. Социально-психологические проблемы коллегиального управления. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. наук. — Л., 1982.
- Мячин Ю. Н. Категория «разврхтие». — Оренбург, 1993.
- Научно — технический словарь/ Яновский Р. Г., ред. — М., 1987.
- Немов Р. Психология. — М., 1990.
- Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. — Спб., 1995.
- Олсегов И. Словарь русского язьпса. — М., 1990.
- Орлова Т. В. Самоуправление в обгцеобразовательной школе. — М., 1988.
- Основы внутришкольного управления / Худоминский, ред., — М., 1987.
- Паркинсон Н., Рустомджи М. К. Бизнес — это люди. — М., 1995.
- Педагогические технологии ЯПамова Т. И., Третьяков П. И., науч. ред. -М.-Тюмень, 1994.
- Пикельная В. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект.-М., 1990.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М., 1986.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1976.
- Платонов О. А. Основные понятия и критерии концепции качества трудовой жизни // Труд за рубежом. — 1990, № 3.
- Подсосова И. А. Мотивация как фактор управления социально — экономическими процессами. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. — Л., 1991.
- Поляков Д. В поисках педагогической инноватики. — М., 1993.
- Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1989.
- Пригожий А. И. Современная социология организаций. — М., 1995.
- Примерное содержание воспитания пшольников / Марьенко И. С, ред. -М., 1984.
- Проблемы управления трудовыми коллективами / Неймер Ю. Л., ред. — Харьков, 1976.
- Психологическая теория коллектива /Петровский А. В., ред. — М., 1979.
- Психологические механизмы целеобразования / Тихомиров О. К., ред. -М., 1977. ИЗ. Психологические рекомендации о путях повышения эффективносги труда учителя / Маркова А. К., ред, — М., 1987.
- Психологры. Словарь. — М., 1990.
- Раченко И. П. НОТ учителя. — М., 1989.
- Роджерс К Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. — М., 1994.
- Ропаков Н. И. Категория «Цель»: проблемы исследования. — М., 1980.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. Т.1. — М., 1989.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. Т.2. — М., 1989.
- Рубинштейн Л. Принципы и пути развития психологии.- М., 1991.
- РумянцеваВ.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности.//В кн. Личность и деятельность. Вып. 11. -Л. , 1982. 123−133.
- Русалов В. М., Кошман А. Дифференциально — физиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде / В кн. Психофизиологические исследования интеллектуальной регуляции и активности. — М., 1980.
- Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М., 1996.
- Совершенствование внутришкольного управления на основе его демократизации. — Минск, 1986.
- Сосновский Б. А. Мотив и смысл. — М., 1993.
- Социальное управление. Словарь — справочник / Добреньков В. И., ред. -М., 1994.
- Сцелл Дьордь Участие, контроль работников и самоуправление. — М., 1994.
- Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М., 1978.
- Тидор И. психология управления: от личности к команде. — Петрозаводск, 1996.
- Третьяков П. И. Практика управления современной школой. — М., 1995.
- Трубшпсов Н. Н. О категориях «Цель», «средство», «результат». — М., 1968.
- Трудовой коллектив как объект и субъект управления / Пашков А. С, ред.-Л., 1980.
- Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Социально — педагогические проблемы учительского труда. — М., 1975.
- У истоков НОТ / Корицкий Э. В., ред. — Л., 1990.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. — М., 1988.
- Управление исследованиями и инновациями / Форти А., сост. — М., 1993.
- Управление развитием инновационных процессов в школе /Шамова Т. И., Третьяков П. И., науч. ред. — М., 1995.
- Управление развитием школы / Поташник М. М., Лазарев В. С, ред. — М., 1995.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Лазарев В. С, ред.-М., 1987.
- Управление экономикой. Словарь / Белоусов Р. А., ред. — .
- Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. — М., 1996.
- Ушаков К. М. Подготовка кадров образования. — М., 1997.
- Ушаков К. М. Техника организации командной работы // Директор школы, 1994, № 4.
- Ушаков К. М. управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы.-М., 1995.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М., вып. 1, 1994.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М., вып. 3, 1994.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М., вып. 4, 1994.
- Философский энциклопедический словарь / Ильичев Л. Ф., науч. ред. — М., 1983.
- ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. -М., 1986.
- Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. — М., 1994.
- Цандер Э. Руководство малыми и средними предприятиями. — Обнинск, 1994.
- Цельнер Клаус — Петер Что такое «модель Гарцбурга» // Проблемы теории и практики управления. 1992, № 1.
- Шакуров Р. X. Демократизация — не панацея.//Специалист. — 1994, № 4.
- Шакуров Р. X. Мотивы и стимулы педагогического труда: ориентация на личность // Специалист, 1994, № 2.
- Шакуров Р. X. социально — психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М., 1982.
- Шалаев И. К, Повышение профессионализма руководителя школы на основе знания мотивационного программно — целевого управления / В кн. Повышение профессионализма руководителя школы в условиях перестройки. — М. — Барнаул, 1992.
- Шалаев И. К. Программно — целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной ппсолы: сущность и эффективность. Автореферат., д. п. н. — М., 1987.
- Шамова Т. И. и др. Оценка управленческой деятельности руководителем ппсолы. — Вологда, 1995.
- Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении ппсолой. — М., 1992.
- Шамова Т. И., Нефедова К. А. Планирование работы в школе. -М., 1984.
- ШпорчукМ. Поддержание активности в большом коллективе.// Экономист, 1993, № 3.
- ЭнцЕжлопедический словарь. Т. 3./ Введенский Б. А., ред. — М., 1955.
- Эффективный менеджер. Книга 3. Управление людьми.
- Эффективный менеджер. Книга 4. Мотивация Вашего коллектива.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты.-Л., 1988.
- Ямбург Е. А. Эта «скучная» наука управления. — М., 1992.
- Янг Системное управление за рубежом. — М., 1972. С Основные мотивационные факторы