Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально проверить результативность предложенной методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, социологические, психолого-педагогические идеи и теории, в частности, идеи гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский) — теория психического развития личности (Л.С.Выготский… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Возможности реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях пенитенциарной образовательной среды
    • 1. 1. Исторический анализ становления деятельностного подхода в условиях пенитенциарной системы России
    • 1. 2. Особенности обучения и воспитания подростков в специальных школах закрытого типа
    • 1. 3. Состояние географической подготовки воспитанников в практике специальной общеобразовательной школы закрытого типа
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Теоретические основы реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа
    • 2. 1. Модель реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа
    • 2. 2. Методические условия реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. Реализация деятельностного подхода при обучении географии учащихся специальной общеобразовательной школы закрытого типа в условиях обучающего эксперимента
    • 3. 1. Методика организации экспериментального обучения географии на основе деятельностного подхода в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа
    • 3. 2. Ход и результаты обучающего эксперимента
  • Выводы по 3 главе

Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость реализации деятельностно-го подхода при обучении географии воспитанников специальных общеобразовательных учреждений закрытого типа обусловлена социальным заказом общества — адаптацией несовершеннолетних граждан, совершивших правонарушения и особенностями образовательной среды подобных учебных заведений.

В начале XXI века российское общество испытывает серьезные трудности в связи с проявлением различных кризисных ситуаций в социальной жизни.

В связи с экономическим спадом в современной России проявились серьезные изменения в сфере духовности: ориентация на западные прагматические образы жизни, переоценка ценностей, рост преступности среди населения, что отразилось на нравственном здоровье нации. Болезненное утверждение рыночных отношений вызвало рост социально незащищенных граждан, в составе этих групп населения значительное место занимают несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, а также проживающие в неблагополучных семьях, которым необходима общественно-государственная защита.

Именно эти дети оказались в экономическом, педагогическом и воспитательном вакууме, что требует принятия конкретных мер социально-педагогической поддержки, в первую очередь, оказание помощи в личностном становлении на основе жизненного самоопределения.

В большой степени это касается учащихся с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения, что требует разработки конкретных социально-педагогических программ: образовательных, реабилитационных, воспитательных, досуговых, которые направлены на решение актуальных проблем социально дезадаптированных детей в реалиях современной жизни.

В настоящее время в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11−18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащие уголовной ответственности, либо освобожденные в установленном законом порядке от наказания. Продолжительность пребывания подростков в исправительно-воспитательном учреждении определяется судом и не может превышать трех лет[111].

Важность возвращения в общественную жизнь и производство отторгнутых несовершеннолетних граждан диктует необходимость максимального снижения рецидива во время постшкольного реабилитационного периода.

Поэтому одной из важных задач является создание различных типов общеобразовательных заведений, в которых должны активно решаться вопросы социализации: с одной стороны, организация учебно-воспитательного процесса, содействующего адаптации личности к общественным условиям, усвоение социального опыта, с другой — создать интегрирующую систему обучения, воспитания и развития, которая будет содействовать самореализации учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей, привитию знаний, умений и навыков активной жизни и деятельности.

В работе с учащимися с девиантным поведением особое значение приобретают вопросы моделирования содержания педагогического процесса как единой системы учебной и внеурочной деятельности, оказывающей комплексное воспитательное влияние на личность.

В решении этих задач важнейшее место занимает географическая подготовка, которая содействует становлению ребенка как субъекта собственной жизни на основе инициирования творческой активности, самостоятельности, самодеятельности, приводя его к жизненному самоопределению.

Но «перевоспитание настоящее, полное перевоспитание, гарантирующее от рецидивов, возможно только при полной средней школе» [66, т.1,с.72]. Необходимо уточнить, что в настоящее время мы не можем рассчитывать на полное образование в силу того, что срок пребывания воспитанников в школе ограничен девятым классом.

Имея незаконченное основное общее образование, ученики 5−8 классов, покинув специальную школу, вынуждены продолжать учебу до окончания девятого класса в обычном общеобразовательном учреждении.

При изучении процесса социальной адаптации выпускников специальных школ закрытого типа становится все более очевидно, что только обладая высоким уровнем знаний, сформированностью умений и навыков по всем школьным дисциплинам, в том числе и по географии, выпускники специальных общеобразовательных школ закрытого типа могут достаточно безболезненно адаптироваться в прежнюю школьную среду, покинутую ими несколько лет назад.

Анализ повторного рецидива показал, что чем выше качество знаний выпускников по учебным предметам, в том числе и по географии, тем реже они совершают повторные нарушения закона.

Сформировать высокий уровень знаний у воспитанников с ограниченными способностями, имеющих проблемы школьной адаптации с использованием традиционных методов и средств обучения очень трудно, а подчас практически невозможно. Возникает проблема поиска новых методов и средств решения этой задачи. Положительные результаты в обучении детей с нарушенным темпом развития дает применение методических систем на основе деятельностного подхода [106].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена сложившимся в практике преподавания географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа противоречием между потребностью общества и возможностями специального закрытого учебного учреждения в сфере обучения и воспитания подростков, совершивших уголовнонаказуемое деяние.

Цель исследования заключается в совершенствовании географической подготовки воспитанников специальных общеобразовательных школ закрытого типа на основе реализации деятельностного подхода в учебном процессе. Объект исследования: деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе при обучении школьному курсу географии воспитанников специальных общеобразовательных школ закрытого типа.

Предмет исследования: методика реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

Гипотеза исследования состоит в том, что обучение географии в школах закрытого типа будет более эффективным, если будет:

— дано методологическое обоснование методам, формам и средствам обучения географии, способствующим активизации учебной деятельности воспитанников специальной общеобразовательной школы закрытого типа;

— учтены психолого-педагогические основы деятельности в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа;

— определен алгоритм действий, стимулирующих учебную мотивацию воспитанников с ограниченными способностями;

— разработана и внедрена в практику модель методики реализации деятельностного подход в учебно-воспитательном процессе при обучении школьному курсу географии воспитанников специальных общеобразовательных школ закрытого типа;

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести исторический анализ становления и развития деятельностного подхода в обучении и перевоспитании подростков в учреждениях пенитенциарной системы России.

2. Выявить особенности обучения и воспитания подростков в специальных школах закрытого типа.

3. Проанализировать состояние географической подготовки воспитанников специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

4. Сконструировать модель методики географической подготовки на основе деятельностного подхода в специальной общеобразовательной школе закрытого типа.

5. Определить методические условия реализации деятельностного подхода при обучении географии в специальной общеобразовательной школе закрытого типа.

6. Разработать методические рекомендации реализации деятельностного подхода в обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школе закрытого типа.

7. Экспериментально проверить результативность предложенной методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, социологические, психолого-педагогические идеи и теории, в частности, идеи гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский) [34, 55, 113, 117]- теория психического развития личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, А.Н.Поддьяков) [23, 59, 82]- теории целостного подхода (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, С.Л.Рубинштейн) [62, 91]- теория развивающего обучения (П.Я.Гальперин, А. В. Усова, В.П.Сухов) [24,107]- теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) [30, 59, 109, 145]- теория деятельностного подхода при обучении географии (И.И.Баринова, С. В. Васильев, Г. С. Камерилова, В. В. Краевский, И. С. Матрусов, В. П. Сухов Н.Ф.Талызина, В. А. Щенев, Г. И. Щукина и др.) [7, 16, 17, 50, 107, 109, 132, 133]- теории экологического образования (С.В.Алексеев, Н. Д. Андреева, И. И. Баринова, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, В. Д. Сухоруков, Д.П.Финаров) [2, 7, 83, 100, 104, 119 ];

В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И.И.Баринова, С. В. Васильев, В. П. Соломин, В. П. Сухов, В. Д. Сухоруков. Д.П.Финаров) [8, 17, 105, 107, 118]- теория и положения методики формирования понятий (Н.Е.Кузнецова, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич и др.) [83, 107];

Психолого-педагогические основы исследования составили: труды С. Д. Дерябо, JI.C. Выготского, В. А. Левина, Н. М. Мамедова, С. А. Лисицына, И. С. Урсу [32, 23, 35, 36, 59, ]- теория психологии личности (Л.С. Выготский, А .Я. Дудецкий, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн) [23, 35, 59. 91]- теория формирования географической культуры как части общей культуры личности (Н.Н.Баранский, И. И. Баринова, Н. М. Сватков, А. В. Даринский, В. П. Максаковский, Д.П.Финаров) [6, 7, 96, 67−71, 118−119]- анализ инновационных методов в отечественной и зарубежной литературе (М.В.Кларин) [53,54]- анализ особенностей географического образования (Н.В.Шкарбан, Н. П. Ермошкина, Т.А.Беднягина) [131,11]- идеи реализации индивидуального и личностно-ориентированного подхода (А.В .Хуторской, Н. Н. Петрова, Н. Ф. Винокурова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Г. С.Камерилова) [121, 122, 81, 19, 20, 37, 50]- наглядности в обучении (Л.В.Занков, М.И.Подболотова) [45, 99]- а также опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (В.В.Николина) [75, 76]- средств обучения (Ю.Г.Барышева, В. П. Голов, А. В. Жучкевич, В. Ю. Соловьева, Н. Г. Люхина и др.) [9, 10, 27, 28, 42].

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования:

1. теоретические — анализ проблемы реализации деятельностного подхода при обучении географии на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературыа также образовательных стандартов, программ и учебников по географии 6−9 классов, с целью выявления в них объективных возможностей использования деятельностного подхода в процессе обучения;

2. эмпирические — наблюдения за деятельностью воспитанников и преподавателей, собеседования, анкетирование, опрособобщение передового педагогического опытапедагогический эксперимент;

3. статистические — математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 1985 по 2007 год на базе Сланцевской специальной образовательной школы закрытого типа, с 2004 по 2009 год на базе Сланцевской школы-интерната основного общего образования № 1, Сланцевской средней школы № 6. Общее количество воспитанников, участвовавших в апробировании экспериментальной методики, составило 4281 человек.

Первый этап (1985—1991 гг.) — поисково-теоретический. Анализ проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе, изучение нормативно-правовой документации по географическому образованиюопределение методологического аппарата исследования.

Второй этап (1991;2005 гг.) -экспериментальный. Выявление условий, влияющих на образовательный процесс в специальной школе закрытого типаразработка теоретической модели географической подготовки школьников в основу которой был заложен деятельностный подход в обучении.

Третий этап (2005;2009 гг.) — обобщающий. Проведение проверки эффективности методической модели на практике, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование основных теоретических выводов и практических рекомендацийоформление рукописи диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

2. Экспериментальная методика обучения географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа на основе деятельностного подхода.

3. Результаты исследования, полученные в ходе экспериментального обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что предметом специального изучения в методике обучения географии впервые явилась проблема реализации деятельностного подхода при обучении географии в 6−9 классах в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типавпервые в истории отечественной школьной географии был проанализирован процесс становления деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типаопределены методические условия реализации деятельностного подхода при обучении географии в специальной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности специального общеобразовательного закрытого учреждения, влияющие на образовательный процесстеоретически обоснована и сконструирована модель организации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной школы, направленная на повышение эффективности географической подготовки учащихся и их адаптации в постшкольных условияхразработана методика организации деятельностного подхода при обучении воспитанников специального закрытого учреждения курсу географии 6−9 классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику географической подготовки воспитанников специальных общеобразовательных школ закрытого типа внедрена методика, в основу которой положен деятельностиый подход при обучении географииразработаны методические рекомендации для учителей географии специальных школ по организации деятельностного подхода при обучении учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса по географии в 6−9 классах специальных школ закрытого типа, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, в процессе подготовки будущих учителей географии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемы, методологической и теоретической обоснованностью направлений решения проблемыадекватностью методов исследования его целям и задачамсопоставимостью результатов теоретического и экспериментального исследования с педагогической практикойанализом материала, полученного в ходе исследованиядостаточной продолжительностью эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на городских и районных семинарах для учителей географии в 1993, 1994, 1995, 1997 годахна Всероссийских семинарах директоров и заместителей директоров по учебной работе специальных школ для детей с девиантным поведением (1991, 1996 гг.) — на семинаре учителей Ленинградской специальной школы для детей с девиантным поведением в 1993 годуна семинаре председателей комиссий по делам несовершеннолетних Ленинградской области в 1999 г.- со студентами и магистрантами РГПУ им. А. И. Герцена (2008 год) — на научно-практических конференциях на базе РГПУ им. А. И. Герцена в 2008 и 2009 годахна заседаниях отделения географического образования Русского географического общества в 2009 и 2010 гг.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по 3 главе.

1. Методика географической подготовки основана на применении эффективных методов и приемов обучения, позволяющих организовать самостоятельную деятельность воспитанников как в стационарных, так и условиях природных полигонов.

2. В результате реализации деятельностного подхода в обучении повысилась эффективность географической подготовки, что выразилось в улучшении усвоения понятий, совершенствовании умений выявлять причинно-следственые связи и выводить географические закономерности.

3. Качество географической подготовки оказывает существенное влияние на снижение уровня послешкольного повторного рецидива.

4. Результаты обучающего эксперимента подтвердили, что особое значение для оптимизации образовательного процесса в условиях специальной школы имеет реализация деятельностного подхода при обучении географии. Реализация деятельностного подхода привела к повышению уровня географической подготовки, что подтверждает гипотезу исследования.

Заключение

.

С конца XIX века желание педагогов максимально направить деятельность подростков в учреждениях пенитенциарной системы на обучение и перевоспитание постепенно трансформируется от наказания трудом к реализации деятельностного подхода в обучении. Исходя из цели исследования в работе дано теоретическое обоснование необходимости реализации деятельностного подхода при обучении географии в специальных общеобразовательных школах закрытого типа.

В ходе исследования был проанализирован опыт становления и развития деятельностного подхода в педагогике и методике обучения географии, который показал, что работ, посвященных этой проблеме применительно к условиям специальной школы, чрезвычайно мало.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено низкое качество географической подготовки воспитанников специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

В разработанной нами модели реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа выявлены особенности организации учебного процесса в преподавании географии на основе деятельностного подхода, которые учитывают социально-педагогическую запущенность, низкий уровень формирования учебных навыков и психического развития, отсутствие положительной мотивации к обучению и социальной адаптации.

Разработанные методические рекомендации по реализации деятельностного подхода при обучении географии в условиях специальной школы закрытого типа легли в основу обучающего педагогического эксперимента.

Результаты экспериментального обучения подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы и позволяют утверждать, что цель исследования нами достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Николина В. В. Население и Хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.-320 с.
  2. С.В. Экология: Наука и область образования. Методические рекомендации. СПб., 1994. — 55 с.
  3. Е., Ширген А. Исправительно- воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и детей заброшенных в связи с законодательством о принудительном воспитании. Саратов, 1893.
  4. Д.Н. Курс лекций по общей географии (литографии). М., 1887. — 260 с.
  5. И.Г. Исправительные колонии и приюты для несовершеннолетних преступников. Н. Новгород. 1877. с. 36
  6. Н.Н. Методика преподавания экономической географии. 2-е издание, переработанное. М.: Просвещение, 1990. — 303с.
  7. И.И. Возможности курса физической географии СССР в экологическом образовании учащихся. // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Часть 1. Таллин, 1980. — С. 129−132.
  8. И. И. Бондарев А.Г. Школьное географическое образование и географическая культура. // География и культура. Сборник материалов к IX съезду Географического общества. Л.: ГО СССР. СССР, 1990. -С. 21−24.
  9. Ю.Г. Использование средств обучение в преподавании географии." М.: Академия Педагогических наук СССР, 1984. 156с.
  10. Ю.Г. Кабинет географии. М.: Академия педагогических наук, 1983.- 130с.
  11. Т.А. Сельская школа: наука-практике. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2006. 56с.
  12. П.Н. Учебник всеобщей географии. Курс первый. СПб., 1887. -236с.
  13. В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.- Издательство С-Петербургского университета, 2001. — 469с.
  14. А.В. Экологическое образование: Проблемы и процессы современного развития. М., 1996. — 129с.
  15. С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -91с.
  16. С.В. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования. Дисс.докт.пед.наук 13.00.02/ Васильев С. В. РГПУ им. А. И. Герцена. СПБ. — 2006. 275с.
  17. В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. — 560с.
  18. Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. — 76с.
  19. Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. — 41с.
  20. В. О преподавании географии с точки зрения новейших требований. — Варшава, 1903. 29с.
  21. М.В. Региональный компонент в образовании / Академические чтения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — Выпуск 3. С. 121, 122.
  22. JI.C. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. -316с.
  23. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — т.1. — С. 441 469.
  24. Т.П., Неюпокова Н. П. «Начальный курс географии. 6 класс», -М: Дрофа. 2003. 126с.
  25. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8−9 классов общеобразовательной школы / Под редакцией С. В. Васильева, О. В. Гаврилова. М.:1. Изд-во МГУ, 2004. 88с.
  26. В.П. Средства обучения географии и условия их использования. -М.: Просвещение, 1987. 283с.
  27. В.П. Теоретические основы создания и применения системы средств обучения географии в общеобразовательной школе. Дисс. докт. пед. наук в форме науч. доклада. М., 1993. — 53с.
  28. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сборник научных трудов СГТГУПМ / Под ред. И. Ю. Алексашиной С-Пб, 1996. — 160с.
  29. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Просвещение, 1972. -423с.
  30. А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие для студентов географических специальностей пединститутов. М.: Просвещение, 1975. — 363с.
  31. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону: Феникс, 1996. — 480 с. 33. Детское чтение. 1889. № 6.
  32. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Просвещение, 1955.
  33. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: изд. СМГПИ им. Карла Маркса, 1974. 152с.
  34. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). -Смоленск: издание СГУ, 1997. 88с.
  35. И.В., Коринская В. А., Щенев В. А. География. Наш дом Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001, 401с.
  36. Ежегодник Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1895 г. Варшава. 1896. с. 71−74
  37. И.К. Очерк жизни Герда А.Я. СПб., 1889
  38. Н.Н. Исследовательская деятельность школьников при обучении географии в условиях сельской школы. Дис. Канд.пед.наук: 13.00.02/ Ерохина Н. А. РГГГУ им. А. И. Герцена.-СПб., 2007.- 160с.
  39. Журнал для воспитания. 1858. N 12. с. 327−328-
  40. В.А. Наглядность в преподавании географии. М.: Высшая школа, 198. -208с.
  41. Закон Российской Федерации «Об образовании». — 2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2000, — 52с. (Серия «Федеральный закон»)
  42. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Педагогика, 1960. — 211с.
  43. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. — 192с.
  44. Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии. 6 кл. М.: Экзамен. 2006. 223 с.
  45. Исторический вестник. 1887. Т. XXIX. N 9.С.650−659-
  46. О. А., А .Я. Герд. Избранные педагогические труды. М., 1953. с. 151
  47. Г. С. Экология города. Урбоэкология. Учебник для 10−11 классов. -М.: Просвещение, 1997, 197с.
  48. М.Н. Московский городской исправительный приют в 18 671 868 г. Б.м., Б.г. с. 1−4
  49. А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления. Киев, 1878. с. 107- 108
  50. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1986. — 75с.
  51. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
  52. Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. В. П. Краснова.- М.: Учпедгиз, 1939. 340с.
  53. Т.С., Макарский A.M., Полевые уроки по геоэкологии: Книга I. Опыт работы летнего школьного лагеря.- СПб., 1995.-163с.
  54. О.В. «Материки и океаны», 7 кл. М.: Дрофа. — 192с.
  55. В.В. А.С. Макаренко и современная школа. // Школьные технологии. М. Народное образование. 1998. № 5. С.3−24
  56. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психо-дидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. N 6. С. 25—30.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  58. А.Н. Психологические особенности деятельность преподавателя. М.: Знание, 1981. — 196с.
  59. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186с.
  60. О.В. Педагогическая психология воспитания., М., Академкнига., 2003. 332с.
  61. Н.В. Методика использования учебных моделей в курсе географии 6−8 классов. Дис. канд.пед.наук: 13.00.02/ Люхина Н. Г. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2005. — 182с.
  62. А.С. Соч. в 7 т., М., Педагогика. 1984. — 921с.
  63. В.П. Географическая картина мира. Глобальные проблемы. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. — 160с.
  64. В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, — 1998. — 416с.
  65. В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. — 96с.
  66. В.П. О сквозных направлениях в школьной географии // География в школе. 1998. № 1, С.45−50.
  67. В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Владос, 2001.-368с.
  68. Могилевские губернские ведомости. 1871. N 90., с.305−306, 3, С.-Петербургские ведомости. 1871. 7 ноября, с.4
  69. Московский городской Рукавишниковский приют. М., 1889. с. 99
  70. Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 кл. М Вако 2005. 287с.
  71. В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-47с.
  72. В.В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. — 55с.
  73. Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения общепринятых знаний и всеобщего благополучия. // Прибавление к Московским ведомостям. 1783, № 82. С.27−35.
  74. Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч.- 2003. № 8.
  75. Отчет о деятельности С.-Петербургского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. С основания Общества по 1 января 1873 г. СПб., 1873. с. 47.
  76. Н.Н. О новых подходах к содержанию школьной географии // География в школе № 2. 1998. с.54−56.
  77. А.Н. Исследовательское поведении. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 231с.
  78. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы. 13,00.02 Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Л., 1980. — 392 с.
  79. Постановление Совета Министров СССР от 31 июля 1964 года N 635 // О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища.
  80. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докл. Всесоюзной конференции. Часть I. Таллин, 1980.-224с
  81. Программа реформ П. А. Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002. 895с.
  82. С.А. Стандарт образования как модель, мера и норма образованности. // Образовательные стандарты и оценка. СПб.: Образование, С.10−14.
  83. П.А. Санкт-Петербургская земледельческая колония.// Журнал гражданского и уголовного права. М., 1877. Кн.4., с. 151, 209, 225, 226.
  84. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. / Главный редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, т.1, 1993.- 608с.
  85. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. 2-е издание. М.: Педагогика, 1946. -290с.
  86. Русская школа. 1892. Кн. 9. с. 61−62
  87. Русская школа. 1985.Кн. 4., с. 88-
  88. JI.X. Преступные дети и исправительные заведения. Ровно, 1898. с. 39
  89. С.-Петербургские ведомости. 1871. 7 ноября, с.4
  90. Н.М. География: наука и школьный предмет. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-75с.
  91. Н.М. Основы планетарного географического прогноза. М.: Мысль, 1974. — 198с.
  92. Свод законов Российской империи. T.XV. Законы уголовные. СПб., 1832. с. 126.
  93. В.Ю. Методика использования локальных учебно-методических комплексов при формировании эколого-краеведческих знаний в школьном географическом образовании: Дисс. канд.пед.наук: 13.00.02/В.Ю.Соловьева. СПб., 2006. — 146с.
  94. В.П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте Естествознания педагогического университета. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-224с.
  95. В.П., Станкевич П. В. Экологическое поведение как основа формирования экологической культуры // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. Материалы семинара. СПб.: Образование, 1994. с.8−10.
  96. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / ост. Губко А. Т. М. :Педагогика. 1991. 317с.
  97. Судебная газета. 1883. N 46.
  98. В.Д. Теория геопространственных систем. Смоленск: Ойкумена, 2000. — 192с.
  99. В.Д. Конструктивные функции географических знаний. // Теория и методика обучения географии. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., Теса. 2004. с.8−12.
  100. В.Г. Суслов. Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии. С-Пб, учебно-консультационный центр «Пилигрим» 2000. 68с.
  101. В.П. Деятельностный подход в развивающем обучении школьников. БГПИ. Уфа, 1997. — 132с.
  102. Д. Исправительные колонии и приюты в России. СПб. 1882. с. 15
  103. Н.Ф. Психологические и педагогические проблемы содержания и внедрения ТСО. М., МИФИ, 1985. — 615с.
  104. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под редакцией В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352с
  105. Типовое положение о специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением. // Постановление правительства РФ от 25.04.95, № 420.
  106. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: Мысль, 1970. — 99с.
  107. Л.Н. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1989. 346с.
  108. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1916. с.137−140.
  109. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (издание 1885 г.) СПб., 1902. с. 169.
  110. Ученые записки Юрьевского университета. 1893. N 4.с. 65−70
  111. А.Д. Отчет по обозрению С.-Петербургской земледельческой колонии Московского Рукавишниковского приюта для малолетних преступников. Киев, 1876.
  112. Д.П. Основные направления совершенствования эколого -краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. Материалы семинара. СПб.: Образование, 1994. -С. 6, 7.
  113. Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края / Природные и культурные наследие Петербурга / Под редакцией В. П. Соломина и др. СПб.: Образование, 1995. -С.74−75.
  114. О.В. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Российской империи в XIX — начале XX века. // Известия Российского педагогического университета имени А. И. Герцена., СПБ., 2007. С. 267−270.
  115. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.-544с.
  116. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя / А. В. Хуторской.- М.: Владос-Пресс, 2005. 383с. — (Педагогическая мастерская).
  117. Циркулярное распоряжение министра юстиции (о формах и обрядах судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних). // Юридическая газета. 1897. № 71. с. З
  118. ЦГАЛО. Ф. 793. On. 1. Д. 4647.
  119. Х.М. Отношение действующего уголовно-процессуального Законодательства к малолетним и несовершеннолетним в России // Дети-преступники: Сб ст. / Под ред. М. Н. Гернета. М., 1912. с.49
  120. В.Ф. Куда и как исчезли тройки? М.: Просвещение, 1990. -195с.
  121. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. 1987. 218с.
  122. М.В. Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса, 1884. с. 5
  123. С.Т. Избранные педагогические сочинения.- В 2 т. Т 1. М, 1980, с.4
  124. С.Т. Пед. соч. в 4-х тт., т.2. М., 1964, с. ЗЗ
  125. Н.В. Основные тенденции развития природоохранительного просвещения в общеобразовательных школах капиталистических стран Европы. Автореф. канд. пед. наук. М., 1977. — 22с.
  126. В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии.М.: Просвещение, 1979.- 93с.
  127. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352с. Экология, культура, образование. / Материалы к конференции. — М.: МГПИ, 1989. — 242с.
  128. Экология и география: Проблемы подготовки учителя / Тезисы докладов М., 1995. — 189с
  129. Экологические императивы устойчивого развития России. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып.5. СПб.: 1996. — 192с.
  130. Экологическое картографирование на современном этапе. // Тезисы докл. X Всесоюзной конференции по тематическому картографированию. Кн. I. Л.: Изд-во ГО СССР, 1991. — 162с.
  131. Экологическое образование. Материалы международного семинара. -СПб.: Образование, 1997. 114с.
  132. Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. Обнинск,. 1997. — 139с.
  133. Экологическое образование в школе: концепция. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994. — 32с.
  134. Экологическое образование: Концепции и технологии. Сборник научных трудов / Под редакцией профессора С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282с.
  135. Экологическое образование и устойчивое развитие. М.: Изд-во РАГС, 1996.-214с.
  136. Экологическое образование школьников / Под редакцией И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной: НИИСиМО Академии педагогических наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. 160с.143. Экохроника. 1995. № 2.
  137. Г. Н. Физическакя география. 6 кл. Методическое пособие. СПб. Паритет 2002, — 158 е.-
  138. Д.Б. Избранные психологические труды,— М.: Просвещение. 1989.-555с.
  139. Юридический вестник. 1886. N XXVI. Кн. VI-VII. с. 583
  140. Г. А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Экология и география: Проблемы подготовки учителя. М.: ТЭКО центр, 1995. с.32−45.
  141. С.К. Роль экспедиционных исследований в экологическом воспитании учащихся сельской школы. / Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области: материалы конференции. Челябинск: ФАКЕЛ ЧГПУ, 2001. с. 31.
  142. Почасовое планирование учебного материала по географии (на основе применения СЗМ)1. Тема Кол1. Вид деятельности вочасов1. Раздел 1. Введение 3
  143. География как наука. Методы изучения Рабочая тетрадь, СЗМ-1 11. Земли
  144. Древние и современные географиче- Рабочая тетрадь, СЗМ-2 1ские открытия и исследования
  145. Земля — планета Солнечной системы1. Рабочая тетрадь, СЗМ-З 1
  146. Раздел 2. Виды изображения 7поверхности Земли
  147. Понятие о плане местности Рабочая тетрадь, СЗМ-4 Пр. р-та 1 1
  148. Масштаб Рабочая тетрадь, СЗМ-5 Пр. р-та 2 1
  149. Ориентирование Рабочая тетрадь, СЗМ-6 Пр. р-та 3 1
  150. Изображение на плане неровностей Рабочая тетрадь, СЗМ-7 Пр. р-та 4 1земной поверхности
  151. Составление простейших планов мест- Летний полевой практикумности 1
  152. Подготовка к взаимоконтролю 1 '
  153. Взаимоконтроль 1 Расширенный контроль понятий 1
  154. Раздел 3. Географическая карта 8
  155. Форма и размеры Земли Рабочая тетрадь, СЗМ-8 Пр. р-та 5 1
  156. Географическая карта Рабочая тетрадь, СЗМ-9 Пр. р-та 6 1
  157. Градусная сеть на глобусе и карте Рабочая тетрадь, СЗМ-10 Пр. р-та 7 1
  158. Географические широта, долгота, ко- Рабочая тетрадь, СЗМ-11 Пр. р-та 8 2ординаты
  159. Изображение на физических картах Рабочая тетрадь, СЗМ-12 Пр. р-та 9высот и глубин 1
  160. Урок открытых мыслей «Значение пла-нов местности и географических карт» 1
  161. Подготовка к взаимоконтролю
  162. Взаимоконтроль 2 Контроль понятий, теории и практических умений 11. Раздел 4. Литосфера 10
  163. Земля и ее строение Рабочая тетрадь, СЗМ-13 Пр. р-та10 1
  164. Ърные породы и минералы Рабочая тетрадь, СЗМ-14 Пр. р-та 11 1
  165. Движения земной коры Рабочая тетрадь, СЗМ-15 Пр. р-та 12 1
  166. Вулканы, горячие источники, гейзеры Рабочая тетрадь, СЗМ-16 Пр. р-та 13 1
  167. Рельеф суши, горы Рабочая тетрадь, СЗМ-17 Пр. р-та 14 1
  168. Равнины суши Рабочая тетрадь, СЗМ-18 Пр. р-та 15 1
  169. Рельеф дна Мирового океана Рабочая тетрадь, СЗМ-19 Пр. р-та 16 1
  170. Подготовка к взаимоконтролю — 3 1
  171. Взаимоконтроль 3 Сдача минимума и понятий 1
  172. Взаимоконтроль 3 Контроль теоретического материала 11. Раздел 5. Гидросфера 12
  173. Вода на Земле Рабочая тетрадь, СЗМ-20 1
  174. Части Мирового океана Рабочая тетрадь, СЗМ-21 Пр. р-та 17 1
  175. Некоторые свойства океанической во- Рабочая тетрадь, СЗМ-22 1ды 1
  176. Волны в океане Рабочая тетрадь, C3M-23 1
  177. Океанические течения Рабочая тетрадь, СЗМ-24 Пр. р-та 18 1
  178. Воды суши. Подземные воды Рабочая тетрадь, СЗМ-25 1
  179. Реки Рабочая тетрадь, СЗМ-26 Пр. р-та 19 1
  180. Озера. Искусственные водоемы Рабочая тетрадь, СЗМ-27 Пр. р-та 20 1
  181. Ледники Рабочая тетрадь, СЗМ-28 Пр. р-та 21 1
  182. Подготовка к взаимоконтролю 1
  183. Взаимоконтроль 4 Сдача минимума и понятий 1
  184. Взаимоконтроль 4 Контроль теории1. Kb
  185. Раздел 8. Население Земли Человечество единый биологический вид Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов Человек — часть биосферы Рабочая тетрадь, СЗМ-42, видеоурок Рабочая тетрадь, C3M-43 Рабочая тетрадь, СЗМ-44, видеоурок 1 1 1
  186. Резерв Проведение уроков открытых мыслей, сдача контролей по предыдущим темам. 8
  187. Карта для быстрой проверки умений по определению географических координат1. ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ
  188. Лист рабочей тетради по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки» после выполнения практических заданий1. Si &-и
Заполнить форму текущей работой