Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный конфликт, способы его проявления и разрешения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разрешении социального конфликта в качестве методов достижения согласия используется принуждение или убеждение («сила права» или «право силы»). Принуждение в определенной ситуации может дать положительный эффект. Целесообразность силового давления зависит от таких факторов, как его легитимность, степень доверия, честность, точность оценки всех выгод и затрат. Нужно иметь в виду, что задача… Читать ещё >

Социальный конфликт, способы его проявления и разрешения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: социальный конфликт, нормативная регуляция.

Социальный конфликт — это сложное, многозначное, многомерное явление современного общества. Исследователи данного феномена имеют разные точки зрения как на определение самого понятия «социальный конфликт», так и на классификацию социальных конфликтов. Многие авторы рассматривают его через противоречия. Социальный конфликт — это проявление объективных или субъективных социальных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Социальный конфликт — это вид противоречия, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности, культуре, что приводит к противостоянию в виде атаки или самообороны. Ю. Г. Запрудский рассматривает социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особую форму исторического движения к новому социальному единству. Ф. Глазл социальный конфликт определяет как стечение обстоятельств, когда по меньшей мере один участник (одна сторона, т. е. человек, группа и т. д.) ощущает себя из-за поведения другого участника ущемленным, так как ему мешают осуществлять собственные намерения, следовать своим чувствам и представлениям. В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей.

Наиболее широкое распространение в России получает определение социального конфликта, данное Е. М. Бабосовым. Соци

альный конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника, и не позволяющей ему добиться реализации его интересов. Несмотря на большое количество определений, большинство ученых сходятся в том, что социальные конфликты — это все многообразие конфликтов и противоречий, происходящих в человеческом обществе. В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Социальные конфликты, хотя и являются одной из форм социального разногласия, в то же время они выполняют функцию по стабилизации общества, объединению противоборствующих сторон и обладают мощным социализирующим потенциалом. Американский социолог Л. А. Козер в своей работе «Функции социального конфликта» отмечает, что конфликт выполняет не только деструктивную (разрушительную) функцию, но и имеет значительный положительный эффект, который способствует развитию общества. В качестве конструктивной функции социального конфликта Л. Козер выделяет: образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; социализацию и адаптацию как индивидов, так и социальных групп; создание и поддержание баланса сил и власти; получение информации об окружающей среде (сигнализирует о проблемах); стимулирование нормотворчества и социального контроля; создание новых социальных институтов[1].

Социальные конфликты обусловлены социально-дезорганизационными процессами, социальной несправедливостью, социальным расслоением, депривацией, дезадаптацией и т. д.

В литературе выделяют следующие формы социального конфликта: словесную агрессию, физическую агрессию, скандал, бойкот, саботаж, забастовку, преследование, протест, бунт, терроризм, войну и революцию.

Социальные конфликты проявляются во всех сферах жизнедеятельности (экономическая, политическая, социальная, финансовая и др.). Р. Даль выделяет кумулятивные и перекрещивающиеся социальные конфликты, характеристика которых представлена в табл. 2.1.

Классификация и характеристика социальных конфликтов

Конфликты.

Пары антагонистов.

Уровень антагонизма.

Кумулятивные (усиливающиеся).

Постоянные биполярные (двусторонние).

Умеренная биполярность.

Поляризация.

Мультиполярные.

(многосторонние).

Умеренная мультиполярность.

Глубокая сегментация.

Перекрещивающиеся.

Меняющиеся.

Умеренные перекрещивающиеся конфликты.

Умеренная сегментация.

В качестве профилактических мер социального конфликта рассматриваются устранение причин конфликта, поддержка сотрудничества, социальное партнерство, институционализация отношений, воздействие норм. Очень важно при разрешении социальных конфликтов соблюдать нормы и права, а также осуществлять контроль за их соблюдением.

Существует несколько нормативных способов (методов) регуляции социальных конфликтов (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Методы регуляции социальных конфликтов

Методы регуляции.

Содержание метода.

Неформальный.

Соблюдение норм повседневного поведения.

Метод формализации.

Письменное или устное фиксирование норм с целью устранения неопределенности выражаемых ими требований, расхождений в их восприятии.

Метод локализации.

Привязывание норм к местным особенностям и условиям.

Метод индивидуализации.

Предполагает дифференциацию норм с учетом личностных особенностей и ресурсов людей.

Метод информации.

Разъяснение необходимости соблюдения норм (правовое воспитание).

Метод выгодного контраста.

Сознательное завышение норм, а затем постепенное их ослабление и фиксирование на психологически приемлемом уровне, который выше их стартового уровня.

Правовая норма, как и любая другая социальная норма, действует на поведение людей по трем каналам.

  • 1. Оказывает информационное воздействие, предлагая индивиду (социальной группе) варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствиях выбранного поведения, поступка.
  • 2. Декларирует ценности, признаваемые обществом и государством; здесь имеет место воспитательное воздействие права.
  • 3. Правовая норма выступает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует се требования. При нарушении нормы вступает в силу правоприменительный механизм, т. е. начинают функционировать учреждения и должностные лица, призванные применять право. По всем этим линиям право воздействует на причины конфликта, его предпосылки, развитие и разрешение, последствия конфликта.
  • 4. Социальный конфликт поддается нормативному регулированию в том смысле, что право и другие нормативные системы указывают дозволенные формы конфликтных взаимоотношений и запрещает другие, выходящие за допустимые пределы.

Социальный конфликт может быть разрешен как на ранних стадиях, когда потери сторон незначительны, так и на поздних. Социальный конфликт, как и любой другой, предполагает два варианта разрешения — разрешение конфликта самими участниками и разрешение с участием третьей стороны. Одним из эффективных способов разрешения конфликта считается способ, направленный на устранение противоречий, его обусловивших, что предполагает:

  • — устранение объекта конфликта;
  • — раздел объекта конфликта между сторонами;
  • — установление очередности или иных правил совместного использования объекта;
  • — компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
  • — разведение конфликтующих сторон;
  • — перенос отношений сторон в иную плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и др.

Разрешение социального конфликта — это достижение соглашения между его участниками по спорному вопросу. Такое соглашение может быть заключено в результате совпадения мнений сторон, в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы, под давлением одной из противоборствующих сторон. При разрешении социальных конфликтов часто используются такие технологии, как консенсус и компромисс.

Консенсус (согласие) представляет собой приемлемое для конфликтующих сторон решение, в выработке которого все члены группы сознательно и рационально принимают участие. Эта технология символизирует коллективное мнение участников этого решения. Может применяться в сфере социальной работы, когда в конфликте задействованы группы внутри социозащитных учреждений, социально-реабилитационных центрах. Технология консенсуса целесообразна, если:

  • — предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;
  • — обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;
  • — достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;
  • — стороны заинтересованы в долгосрочном, а не временном решении проблемы и др.

В процессе реализации технологии консенсус необходимо выделить общие подходы к достижению консенсуса, иметь в виду, что конфликтами следует управлять таким образом, чтобы не только минимизировать потери, но и максимально увеличить общую выгоду для противоборствующих сторон. Для этого необходимо заключить договор относительно норм и правил, которые позволили бы им определить реальное соотношение сил.

Введение

конфликта в некое нормативное русло как бы усиливает зависимость соперников друг от друга в самом процессе отстаивания противоположных целей и способствует разрешению конфликта в той мере, в какой последний институализируется, а принятые правила соблюдаются. Выделяют четыре способа достижения консенсуса:

  • 1) вырабатывается соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
  • 2) стороны приходят к соглашению в соответствии с законодательной или моральной волей внешней стороны;
  • 3) принятие соглашения навязывается одной из сторон;
  • 4) происходит самоликвидация конфликта, когда он просто теряет свою актуальность и разрешается самостоятельно.

При разрешении социального конфликта в качестве методов достижения согласия используется принуждение или убеждение («сила права» или «право силы»). Принуждение в определенной ситуации может дать положительный эффект. Целесообразность силового давления зависит от таких факторов, как его легитимность, степень доверия, честность, точность оценки всех выгод и затрат. Нужно иметь в виду, что задача конфликтолога, в роли которого могут выступать социальные работники, не только разрешать и предотвращать конфликты, но и пытаться трансформировать их насильственные формы в конституционно-законодательный и переговорный процесс, создавать условия для снижения уровня конфликтности, не допускать скрытых столкновений и человеческих жертв. В процессе разрешения социального конфликта следует применять методы, призванные поддержать честные переговоры, ослабить возможность использования нечестных приемов и не допускать превращения конфликтов в деструктивные процессы. Среди таких методов наиболее эффективными являются различные виды арбитража (обязывающий арбитраж, рекомендательный, арбитраж окончательного предложения, ограниченный арбитраж, посреднический арбитраж), которые представлены в табл. 2.3.

Виды арбитража, используемые при разрешении социальных конфликтов

Таблица 23

Вид арбитража.

Обязывающий.

Конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц для рассмотрения спора и вынесения окончательного решения, имеющего обязательную силу. Как и судебное разбирательство, арбитраж является состязательным процессом, направленным на решение спорных вопросов, но отличается от судебного процесса отсутствуем норм, регулирующих процесс представления и оценки доказательств, определенной процедуры разбирательства.

Рекомендательный.

Аналогично процедуре обязывающего арбитража. Отличие состоит в том, что решение, вынесенное нейтральным лицом, носит рекомендательный характер. В этом случае наряду с нейтральным слушателем может участвовать эксперт, который предоставляет сторонам конфликта квалифицированное заключение по спорным вопросам, а как его использовать стороны решают сами.

Арбитраж окончательного предложения.

Является разновидностью обязывающего арбитража, в котором каждая из сторон должна представить на рассмотрение свой вариант решения по данному спору. Арбитр выбирает любое из них без каких-либо изменений.

Ограниченный.

Также является разновидностью обязывающего арбитража. Особенностью является то, что стороны до начала разбирательства ограничивают свой риск поражения, устанавливая определенные пределы уступок. Эти ограничения сообщаются арбитру.

Посреднический.

Представляет форму смешанного урегулирования конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, нерешенные путем посредничества, будут решены с помощью арбитража. Стороны могут назначить какое-то лицо, которое будет совмещать функции посредника и арбитра.

Задача посредника в отличие от арбитра — найти некую формулу согласия, которая бы не затронула достоинства конфликтующих сторон, т. е. создала бы благоприятную обстановку. Функции посредников определяются пожеланиями сторон — участников конфликта и частично самим посредником. Они регулярно участвуют в консультациях по процедуре разрешения спора, но не в экспертизе самого предмета спора.

Компромисс, в отличие от консенсуса, ориентирован на решение спорной проблемы совместными усилиями сторон и в основном состоит из взаимных уступок. Применяемый при разрешении конфликта на всех уровнях, этот подход является классическим методом, но часто он не решает спора, а лишь откладывает решение на более поздний срок. Технология организации компромисса проста, применяется, когда проблема очевидна, ресурсы и время для решения проблемы ограничены, другие технологии (консенсус, сила, избегание и др.) не работают. Консенсус и компромисс взаимосвязанные явления; чаще всего они становятся возможны в результате переговоров конфликтующих сторон. Разрешение конфликта во многом зависит от компетенции третьей стороны (арбитра, посредника) и четкости предлагаемых процедур принятия решений. Одностороннее и совместное принятие решений различаются этапами прохождения процедуры:

  • — принятие решений и оповещение, мотивирование;
  • — консультации с конкретными лицами, принятие решений и оповещение о них;
  • — консультации с какой-либо группой лиц, принятие решений и оповещение о них;
  • — предложения по принятию конкретных решений какой-либо группой, имеющей определенные ограничения;
  • — предложения определенной группы по принятию конкретных решений.

Вопросы и задания

  • 1. Что понимается иод социальным конфликтом?
  • 2. Каковы характерные особенности социального конфликта (субъекты, противоречия, формы проявления и др.)?
  • 3. Охарактеризуйте методы нормативной регуляции в социальном конфликте. Приведите пример использования одного из методов в практике социальной работы.
  • 4. Заполните таблицу форм проявления социального конфликта. Определите, какие формы проявления социального конфликта наблюдаются в центрах социальной защиты. Приведите пример.

Форма проявления социального конфликта.

Характеристика формы.

Словесная агрессия.

Физическая агрессия.

Скандал.

Бойкот.

Саботаж.

Забастовка.

Преследование.

Протест.

Бунт.

Терроризм.

Война.

  • 5. Каким образом правовая или любая другая социальная норма действуют па поведение людей в конфликте? Приведите пример.
  • 6. Какое значение имеет правовая норма в разрешении социального конфликта?
  • 7. Охарактеризуйте способы достижения консенсуса.
  • 8. Какие виды арбитража используются при разрешении социальных конфликтов?
  • 9. Сравните технологии консенсуса и компромисса.
  • [1] Козер Л. А. Функции социального конфликта: пер. с англ. М., 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой