Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация общего образования, как общественный договор

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По ходу реализации проекта появились вопросы, которые волнуют учителей, руководителей. Прежде всего, остановлюсь на вопросе повышения учительской зарплаты. На встречах в коллективах, учителя постоянно задают вопрос о том, почему зарплата растет не за счет более высокой оценки труда учительства, а за счет серьезного повышения объема их работы. И, прежде всего, увеличения объема преподавания. Как… Читать ещё >

Модернизация общего образования, как общественный договор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искать пути общественного согласия особенно актуально сегодня, потому, что систему образования в очередной раз ждут очередные серьезные изменения. Вы знаете об Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с которым в 2013 году ожидается принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Все мы участвовали в его обсуждении, вырабатывали предложения, которые были направлены в Министерство образования и науки, профсоюзы и еще целый ряд инстанций. Новый закон будет играть принципиальную роль в судьбе российского образования. Его принятие предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов. Уверен, что, если удастся сделать новое образовательное законодательство действительно современным, отвечающим вызовам времени и чаяниям людей, то система образования в кратчайшие сроки вернет свои позиции.

Примеры того, что происходит, когда свои усилия объединяют общество и государство в новейшей истории образования имеются. Общепризнанно успешными в этом отношении являются приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный проект модернизации общего образования. Благодаря объединению федеральных и региональных ресурсов в 2006 — 2012 годах, в систему образования области обеспечен дополнительный приток финансовых средств, в сумме 2,4 млрд. рублей (ПНПО — 1,5 млрд руб., КПМО — 0,9 млрд руб.), что привело к устойчивым положительным изменениям в региональной системе образования.

Основные мероприятия приоритетного национального проекта «Образование»: поддержка лучших школ, вознаграждение за классное руководство, поддержка талантливой молодежи, поощрение лучших педагогических работников, развитие дистанционного образования детей-инвалидов позволили улучшить условия обучения в общеобразовательных учреждениях, стимулировали инновационную деятельность всех участников образовательного процесса, способствовали повышению качества обучения и воспитания учащихся.

Наблюдается позитивная динамика в сохранении контингента учащихся. Снизился отсев детей из школ до получения ими основного общего образования. Благодаря материальному стимулированию работы классных руководителей заметно уменьшилось количество правонарушений и преступлений, совершенных подростками.

Активно используется потенциал школ, получивших государственную поддержку в рамках проектов. На их базе проводятся курсы повышения квалификации педагогов, различные массовые мероприятия для учителей и учащихся.

Опыт лучших педагогов — победителей конкурсов по нацпроекту стал достоянием не только педагогических коллективов нашей области, им воспользовались для работы только за 2011 год 1728 учителей других регионов.

Национальный проект способствовал развитию системы общественного управления общим образованием. В школах активно создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации. На сегодняшний день 86% общеобразовательных учреждений имеют органы общественного самоуправления.

Направленность КПМО на поддержку учительства и создание современных условий обучения дает возможность решения наиболее острых проблем: повышения оплаты труда учителей и приведения материальной базы школ в соответствие с современными требованиями.

Приступая к реализации проекта, мы понимали, что в условиях ограниченности финансовых средств и достаточно сжатого периода его реализации, преобладания в системе образования малочисленных и малокомплектных школ, главное — создать для максимально большего числа детей, современные условия обучения и начать повышение заработной платы учителей. Поэтому было принято решение, направить большую часть средств на оснащение учебным оборудованием, проведение капитального ремонта зданий школ с наибольшей численностью учащихся. Имея в виду, что в будущем они смогут стать ресурсными центрами для находящихся по близости небольших начальных, основных и средних школ. И, именно с этой целью в области началось создание школьных округов.

Средства в объеме 227 млн. рублей, в том числе 215,7 млн. рублей федеральной субсидии, полученные в прошлом году и 652,7 млн. рублей, выделенные в этом были направлены на исполнение расходных обязательств области, предусмотренных Комплексом мер по модернизации системы общего образования. Это позволило обеспечить успешный переход на ФГОС, существенно повысить заработную плату учителям.

В этом году более 27 тыс. учащихся 1−3 классов муниципальных и государственных школ будут учиться по программам новых стандартов, все они обеспечены бесплатными учебниками. 100% руководителей и учителей школ, работающих по новому стандарту, прошли соответствующие курсы повышения квалификации.

Среднемесячная начисленная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений области за 6 месяцев этого года составила 14 126, 8 рублей, ее увеличение идет с опережением на 5 процентов. Вместе с тем, наши расчеты показывают, чтобы обеспечить рост среднемесячной зарплаты в 4 квартале 2012 года до уровня среднемесячной зарплаты по экономике области в 1 квартале этого года, потребуется дополнительно выделить из областного бюджета 18,6 млн. рублей. Поэтому департамент подготовил по данному вопросу проект закона Кировской области и обратился губернатору с просьбой внести его на рассмотрение Законодательного Собрания в порядке законодательной инициативы.

Комплексом мер предусмотрено проведение текущего и капитального ремонта зданий школ, приобретение для общеобразовательных учреждений учебно-лабораторного, спортивного, компьютерного, медицинского, кухонного оборудования, пополнение фондов школьных библиотек. Запланирована подготовка педагогов для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, а также внедрение современных образовательных технологий обучения, в том числе дистанционных. Уделяется внимание вопросам энергосбережения.

План мероприятий прошлого года полностью выполнен. И хотя подведение итогов 2012 года еще впереди, есть уверенность в том, что общее образование области заметно продвинется в модернизации материальной и информационной инфраструктуры школ.

По ходу реализации проекта появились вопросы, которые волнуют учителей, руководителей. Прежде всего, остановлюсь на вопросе повышения учительской зарплаты. На встречах в коллективах, учителя постоянно задают вопрос о том, почему зарплата растет не за счет более высокой оценки труда учительства, а за счет серьезного повышения объема их работы. И, прежде всего, увеличения объема преподавания. Как известно, в соответствии с новым законодательством рабочая неделя учителя составляет 36 часов и должна распределяться на две равные части: 18 преподавательских часов и 18 часов внеклассной работы. С переходом на новую систему оплаты труда учителя перестали понимать, сколько же им должны платить за 36-ти часовую недельную нагрузку. В условиях сокращения количества школьников и снижения общей численности учителей, руководители вынужденно предлагают учителям дополнительную учебную нагрузку по предмету, за счет чего и идет в основном повышение оплаты их труда. И получается, что учитель только ведет уроки и не занимается никакой внеклассной работой. Не потому, что он не хочет, для этого у него уже нет ни сил, ни времени. Сегодня это серьезный перекос в работе школ. Если ситуацию не поправить, то о воспитательной составляющей вообще надо забыть. И раньше учителя работали не 36 часов, а заметно больше. Но учитель в нашей стране никогда не был ремесленником, теперь же, он поставлен в такие условия, когда ему ничего не остается как «оттарабанить» 45 минут и выйти из класса.

Поэтому сегодня учителя правы, когда говорят о том, что растет совокупный доход, а не оплата за фиксированную нагрузку.

Государство сделало очень важный шаг, гарантировав зарплату учителя на уровне средней зарплаты, складывающейся в экономике региона. Теперь надо сделать еще один — базовую ставку учительской нагрузки привязать к средней зарплате в регионе.

И еще одно. Что будет с зарплатами учителей после 2013 года, когда закончатся федеральные деньги, отпущенные на модернизацию? Пока даже при условии федеральной поддержки не удается выровнять заработную плату учителей, работающих в разных регионах. По итогам первого полугодия зарплата учителей в Кировской области так и не смогла догнать учительскую зарплату в других регионах Приволжского федерального округа. Область по-прежнему занимает одно из последних мест, меньше наших учителей получают только в республиках Марий Эл и Мордовии. Вполне может так сложиться, что региону после 2013 года не удастся изыскивать средства на подтягивание учительской зарплаты до уровня средней зарплаты в регионе.

И еще. Думается, что в свое время ошибкой был отказ от фиксированной оплаты за базовую ставку учительской нагрузки. Это породило множество проблем и ни как не стимулирует творческий труд учителей. И чем быстрее эта ошибка будет исправлена, тем быстрее удастся преодолеть кадровую яму в нашей отрасли. Поэтому мы поддерживаем позицию Минобрнауки по закреплению в новом законе «Об образовании» единых подходов к определению уровня средней заработной платы педагогических работников.

Вместе с тем надо признать, что фонды оплаты труда в школах области выросли. При этом учителя до сих пор не понимают, как работает новая система оплаты труда. А разъяснительной работы с коллективами явно не достаточно. Слабо используются предоставленные возможности материального стимулирования учителей. Поэтому, важной задачей, которую должны решить руководители школ, это добиться того, чтобы весь процесс финансирования и распределения средств внутри коллектива стал отрытым и прозрачным.

Процессы закупок оборудования в этом году из-за больших объемов идут сложнее, но практически они близки к завершению. Поставка оборудования уже началась. Получены все школьные автобусы, ожидается оборудование для столовых. Мы ждем поставки большой партии компьютерной техники. Решены вопросы с увеличением скорости интернета. Успешно проходит повышение квалификации учителей.

Однако гораздо сложнее реализуется программа капитального ремонта. В таких районах как Богородский, Кильмезский, Котельничский, Пижанский, Свечинский, Советский, Фаленский, Яранский сорваны все сроки заявленных работ. И в этом, на мой взгляд, налицо явная недоработка руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров школ. За последние месяцы мы не однократно проводили собеседования с руководителями разных уровней, и создается впечатление, что некоторые из вас лишь созерцают происходящее, не считая нужным взять на себя инициативу, проявить настойчивость. И это беспокоит, потому что, начавшийся процесс восполнения используемых ресурсов ни в коем случае нельзя сорвать. В условиях прекращения федеральной поддержки после завершения программы модернизации нам просто не найти средств, чтобы одновременно повышать зарплату и совершенствовать материальную базу учреждений образования. Тем более, что анализ показывает, в создании базовых условий получения общего образования, область не прошла и половину пути. Особенно много работы по созданию современных условий предстоит выполнить в школах Богородского, Немского, Сунского, Унинского, Кильмезского, Нагорского, Малмыжского, Санчурского районов.

Вот почему, мы считаем, что в сегодняшних условиях недопустимо не использовать выделенные в рамках модернизации как областные, так и федеральные средства.

Стараясь привлечь деньги в отрасль, департамент на протяжении ряда лет выступает разработчиком, координатором, заказчиком бюджетных целевых программ, что позволяет направлять дополнительные финансовые ресурсы не только на совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений, но и проводить мероприятия направленные на достижение лучших образовательных результатов.

Пользуясь тем, что сегодня вместе с нами работает Е. Л. Низиенко, хотел бы озвучить следующее пожелание Министерству образования и науки РФ. В ряде стран центральное правительство оказывает специальную финансовую поддержку образованию тех регионов, которые в экономическом плане не способны справиться с объемом имеющихся обязательств. Я уже говорил о том, что в стране идет рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования. Этот вывод, если вы помните, сформулирован группой экспертов «Новая школа». Поэтому хотелось, чтобы министерство делало ставку на реализацию новых программ не только на конкурсной основе, но учитывая социально-экономическое положение дотационных регионов, обеспечивало поддержку развития их образовательных систем в приоритетном порядке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой