Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве
Диссертация
Анализ проведённого исследования мотивационно — ценностной сферы личности молодого учителя в рамках констатирующего этапа эксперимента показал, что в подоснове мотивов лежат потребности личности. Проведённый корреляционный анализ показателей удовлетворённости молодых учителей своим трудом выявил значимые корреляционные связи между факторами, способствующими успешности профессионального… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального становления молодого учителя в условиях муниципального образовательного пространства
- 1. 1. Профессиональное становление молодого учителя как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве
- 1. 3. Муниципальное образовательное пространство как организационнопедагогический феномен
- Резюме
- Глава 2. Особенности профессионального становления молодого учителя в условиях муниципального образовательного пространства
- 2. 1. Диагностика процесса профессионального становления молодого учителя
- 2. 2. Взаимодействие субъектов муниципального образовательного пространства в процессе профессионального становления молодого учителя
- 2. 3. Динамика процесса профессионального становления молодого учителя в условиях муниципального образовательного пространства
- Резюме
Список литературы
- Алфёров, Ю.С., Лазарев, B.C. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю. С. Алфёров, В. С. Лазарев М.: Р<�рс-сийское педагогическое агентство, 1997.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев, т.1 М.: Наука, 1980.
- Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. В. 2. — Л.: ЛГУ, 1964. Ананьев, Б.Г. О проблеме современного человекознания/ Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования /А.Г. Асмолов М.: МГУ, 1983. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Ба-банский М.: Педагогика, 1989.
- Бакурадзе, А.Б. Важнейшие факторы справедливость и адекватность оценки труда / А. Б. Бакурадзе // Директор школы. — 1997.-№ 1.- С.9−13.
- Барсукова, Л.Я. «Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города / Л. Я. Барсукова //Автореф. дис. .канд пед. наук -Брянск, 2002. -173 с.
- Батракова, С.Н. Основы профессионального педагогического общения / С. Н. Батракова Ярославль: Изд. ЯГУ, 1986.- 80 с.
- Белозерцев, В.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / В. П. Белозерцев М.: Педагогика, 1989.-206 с.
- Белорусия: Путь к новым горизонтам / Под общ ред. Е. М. Кожокина М., 1996.
- Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.
- Борисова, Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. / Л. Г. Борисова Л.: Знание, 1983.- 80 с.
- Вершловский, С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя / С. Г. Вершловский JL: Знание, 1983.
- Вершловский, С.Г. и др., Учитель-методист-наставник стажёра / С. Г. Вершловский М.: Просвещение, 1988 г., 144 е.
- Вершловский, С.Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования / С. Г. Вершловский // Советская педагогика -1986.-№ 2.- С. 71−75.
- Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский М.: Сентябрь, 2002.-160 с.
- Вершловский, С.Г., Лесохина, JI.H. Профессиональная деятельность молодого учителя (Социально-психологический аспект) / С. Г. Вершловский, JI.H. Лесохина М.: Педагогика, 1982−144 с.
- Вершловский, С.Г., Литвинова, Н.П. Симонова, Т. М. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симонова // Советская педагогика 1984.- № 4. С. 76−81.
- Вершловский, С.Г. Учитель-методист-наставник / С. Г. Вершловский М.: Просвещение, 1988.
- Вершловский, С.Г., Онушкин, В.Г, Кулюткин, Ю. Н. Профессия — учитель: беседы с молодыми учителями /С.Г. Вершловский, В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин М.: Педагогика. — 1987.
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов М.: «Экономиста», 2004. — 528 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Галактионова, Т.Г. Студент в поле информации и коммуникации / Т. Г. Галактионова СПб.: РЕТЯОЗ, 2000. — 61с.
- Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логика / Г. Гегель М.: Мысль, 1974. 224 с.
- Герцберг, Ф. Двухфакторная теория мотивации / Ф. Герцберг-М.: Наука, 1986.
- Гинецинский, В.И. Антропогогика индивидуализации / В. И. Гинецинский В.И. С-Пб.: Учебное пособие С-Петербургского университета, 2005. 1
- Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика 1998.- № 5. — С.42.
- Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин М.: Просвещение, 1965.
- Гусинский, Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова М.: Логос, 2000.
- Гусинский, Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Три этапа восхождения к профессии / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова // Первое сентября. 2000.- № 41.
- Дефектологический словарь, 2-е изд, дополненное / М.: Педагогика, 1970. 503 с.
- Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. М. 1978.
- Загородникова, Г. Н., Рябов, А.Е. В «зеркале» учительских оценок: методика измерения степени удовлетворённости педагогов своим трудом / Г. Н. Загородникова. А. Е. Рябов // Директор школы.-2001.- № 9.
- Зайцев, В.Г. Становление педагогического мастерства молодого учителя основа развития проявления особенностей лично-~ сти педагога / В. Г. Зайцев // Директор школы. — 2003. -№ 6.
- Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным / В. И. Зверева М.: Центр «Педагогический поиск». — 2004.
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер Свердловск: СИПИ, 1987. — 55 с.
- Зубов, H.H. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений / H.H. Зубов М.: АРК-ТИ, 2002.-144с.
- Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях / Л. П. Ильенко М.: АРКТИ, 2003.
- Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методическойработой в общеобразовательных учреждениях / Л. П. Ильенко 1. М.: АРКТИ, 2003. j1
- Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контексте новых социальных измерений / В. И. Бочкарев, М. И. Мухин, В. А. Мясников, В.Д. Путилин- Отв. ред. В. А. Мясников М.: Институт теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 1998.-64 с.
- Калмыкова, И.Р. Портфолио как средство самоактуализации и развития личности / И. Р. Калмыкова // Сб. научных трудов / Ярославль: Ярославский институт региональных образовательных технологий. 2003.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов н/Д. — 1996.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М., Педагогический поиск, 2000.
- Кон, И. С. Социализация и воспитание молодёжи / И. С. Кон // Новое мышление / Под ред. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1989. — 255с.
- Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов М.: Мысль, 1996.
- Корсак, Г. Б. Межличностные отношения в студенческой группе как фактор профессионального формирования личности будущего учителя / Г. Б. Корсак // Сб. Совершенстование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза.- М., 1985.
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.
- Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы, высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1981. -№*2.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина // Л.: ЛГУ, 1970. — 104 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности / Н. В. Кузьмина // Л.: ЛГУ, 1967. — 104 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя / Н. В. Кузьмина II Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина, Н.В., Реон, A.A. Профессионализм педагогической деятельности / Методическое пособие // Н. В. Кузьмина, A.A. Реон / Рыбинск: РПУ, 1993.- 54 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Ку-люткин М.: Просвещение, 1985.-128с.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. — № 2.
- Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Кн. для учителя // Н. В. Кухарев М.: Просвещение, 1990.-159с.
- Лазарев, B.C., Афанасьева, Т.П., Елисеева, И.А., Пуденко, Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев, Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, Т. И. Пуденко -Ml: РАО. 1995 г.
- Левитан, K.M. Личность педагога: становление и развитие / K.M. Левитан Саратов: СГУ, 1991.
- Левчук, Л.В. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) / Л. В. Левчук // Народное образование. -1997. № 3, С. 94.
- Лесохина, Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя / Сб. Особенности социально-профессиональной позиции молодого учителя // Л. Н. Лесохина Л.: ЛГУ, 1981.
- Лизинский, В.М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе / В. М. Лизинский М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
- Лизинский, В. М «Работа администрации школы с учителем / В. М. Лизинский М.: Центр Педагогический поиск, 2002.-160 с.
- Липатова, И. А Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» / И. А. Липатова // Управление школой.- 2004 г. -№ 31.
- Лушников, И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И. Д. Лушников М.: Просвещение, 1991. — 185 с.
- Макаренко, A.C. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / A.C. Макаренко М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова-М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1993.-190 с.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Полное собрание сочинений. Т. 19./ К. Маркс, Ф. Энгельс -М.: Наука, С. 378.
- Маслоу, А. Мотивация и личность. А. Маслоу СПб., Каро, 1996.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: Тесты.- М., МГУ, 1994.
- Мацкевич, A.JI. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста / A.JI. Мацкевич // Автореферат дис.канд. псих наук. JL, 1987.- 17с.
- Мигаль, В.И., Мигаль, Е.А. Управление современной школой / В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль // В. № 1, М.: Учитель, 2003. — 62 с.
- Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков // Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
- Мижериков, В. А, Ермоленко, М. Н. Введение в педагогическую деятельность /В.А.Мижериков, М. Н. Ермоленко М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2002. — 73 с.
- Митина, JI.M. Психология процесса развития учителя / JI.M. Митина М.: Сентябрь, 1998. 200с.
- Митина, JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л. М. Митина М.: Сентябрь, 1999.-192 с.
- Михайлов, H.H. Социализм и разумные потребности личности / H.H. Михайлов М.: Политиздат, 1982.
- Модернизация системы управления образованием в Московской области / Материалы областной научно-практической конференции. (22 марта 2007 г.) // Сост. С. Г. Косарецкий / Под ред.
- A.М.Моисеева М.: АСОУ, 2007.-140 с.
- Мозгарёв, Л.В. Алгоритм профессионального развития педагога / Л. В. Мозгарёв // Сб. научных трудов. В.2 / Профессиональное педагогическое образование: личностный подход / Под ред.
- B.И.Лещинского, Е. Е. Седовой, Т. Е. Стародубцевой // Воронеж: Воронежский ГПУ, 2003.
- Молчанова, Т.К., Виноградова, Н.К. Составление образовательных программ (практические рекомендации) / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова // М.: УЦ Перспектива, 2004 г.
- Мороз, А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей / А. Г. Мороз // Психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете. Днепропетровск: ДГУ, 1980.
- Мороз, А.Г. Адаптация! молодого учителя в педагогическом коллективе / А. Г. Мороз // Сб. Проблемы совершенствования послевузовского образования молодых учителей в свете решений 27 съезда КПСС.- Гродно, 1988.' .
- Мясников, В.А. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контексте новых социальных измерений / В. А. Мясников М., Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 1998. — 64с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3.- С. 3−10.
- Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: АСАЕ) Е
- MIA, АПК и ПРО, 2003. с. 70.
- Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт / Т. Г. Новикова // Практика административной работы в школе. -2003.-№ 7, — С.3−7.
- Носкова, О.Г., Климов, Б.А. История психологии труда в России / О.Т.Носкова- Е.А.Климов-М^: МГУ, 1982.
- Овдей, С.В. Проблемы социально- психологической- и профессиональной адаптации молодых учителей / С. В. Овдей // Авто-рефдис.канд. исихол. наук. Д., 1978. -17 с.
- О комплектовании 10-х классов ОУ, участвующих в эксперименте по профильному обучению / Письмо МО РФ от о6.05.04 № 14−15−1.23/13.
- Ожегов, С. И- Словарь русского языка / С. И. Ожегов // Изд. 18. М.: Просвещение, 1986 г. — 311с.
- Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков // Под ред. Б. А. Федоришина. Киев:1. Рад. школа, 1980.
- Павлютенков, Е.М., Крыжко, В.В. Психология в практике менеджера образования / Е. М. Павлютенков, В. В. Крыжко СПб.: Каро, 2001.
- Парыгин, Б.Л. Основы социально-психологической теории / Б. Л. Парыгин -М.: Мысль, 1971.
- Педаяс, М.-И.Я. Роль различных факторов развития в профессиональной адаптации учителя / М.-И.Я. Педаяс // Автореф. дис. канд пед. наук -Тарту, 1973 г. 43 с.
- Педаяс, М.-И.Я. Об учителе и для учителя / М.- И. Я. Педаяс -Таллин, 1983.
- Пинский, A.A. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента. Профильная школа / A.A. Пинский М.: Педагогический поиск, 2003.- № 1.- С.42−46.
- Подготовка публичных докладов муниципальных систем образования и общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации / Под ред. Мерцаловой Т. А., Косарецкого С. Г. М.: АСОУ, 2007. — 52 с.
- Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской федерации об образовании / В. М. Полонский М.: Мирос, 1995, с. 7.
- Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация / В.М.
- Полонский// Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995.
- Поляков, В.А., Чистякова, С.Н. и др. Профессиональное самоопределение молодёжи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика 1993. № 5. — С.27- 33.
- Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова М.: Педагогика, 1983.-128 с.
- Порфирьева, P.A. Гуманизация образования как фактор преобразования общества / P.A. Порфирьева // Дис. .канд. фил. наук,-Москва, 1992.- 104 с.
- Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности / Н.Ю. Поста-люк // Казань: Изд. Казанского университета, 1989.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников // М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
- Психология. Словарь // Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского /Изд. 2-е, испр. и доп.М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Психология формирования и развития личности / Ред. Анциферова Л. И. М.: Наука, 1981.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. С.372
- Роботова, A.C. Шапошникова, И.Г., Хоменко, И. А. Что могут делать для организации взаимодействия с родителями методические объединения / А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова,• И. А. Хоменко // Директор школы. 2000. — № 6.- С.26−32.
- Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов -М.: Дело, 1999.-512 с.
- Рожок, Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов //Автореферат дисс. .канд. психолог, наук, М. 2000.
- Росинский, В.Н. Школа Достоевского / В. Н. Росинский М.: Наука, 1978 г.-С. 39.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Гл. ред. В. В. Давыдов // М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1. — 1993. — 569 с.
- Рубцова, С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учётом региональных особенностей / С. Ю. Рубцова // Дисс.. канд. пед. наук. -М.- 2003.- 177 с.
- Саитбаева, Э.Р. Теоретические основы самоопределения педагога профессионала в системе дополнительного педагогического образования / Э. Р. Саитбаева // Автореферат дисс.. доктора пед. наук. — М., 2002 г. — 42 с.
- Светенко Т.В., Галковская И. В. Большая книга о маленькой школе / Т. В. Светенко, И. В .Галковская // Псков: 111'НИ, 2003,-С.242.
- Селектор, С. Когда формируется команда. Об инновационном поведении и мотивации / С. Селектор // Директор школы — 1995. -№ 4. с. 9.
- Симонов, В.П. Планирование в образовательных учреждениях / В. П. Симонов // Учебно-справочное пособие (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Книга вторая). Авторское издание. — М., 2004. — 127 с.
- Ситаров, В.А. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В.Г.Маралов
- M.: ACADEMIA, 2000. 216 с.
- Сластёнин, В.А. Учитель и время / В. А. Сластёнин // Советская педагогика -1990.-№ 9.- С.3−9.
- Сластёнин, В.А. Формирование личности советского учителя в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластёнин М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластёнин, В.А. Формирование социально-активной личности учителя / В. А. Сластёнин // Советская педагогика, 1981.- № 4 — С.76−84.
- Сластёнин, В.А., Исаев ИФ. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев М.: Школа-Пресс, 1998.
- Сластёнин В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко М.: Школа-Пресс, 1997. — 201 с.
- Словарь «Психология» / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского // Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Советский энциклопедический словарь / М.: Советская энциклопедия, 1991.
- Современная философия: словарь и хрестоматия / Ростов н/Д.: Феникс, 1993.
- Сухомлинский, В.А. «Разговор с молодым директором школы» / В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения в 3 т. Т. З — М.: Педагогика, 1981.- С.7−181.
- Сычёв, Ю.В. Микросреда-и личность / Ю. В. Сычёв // Философские и социологические аспекты. ~М.: Мысль, 1974.
- Тарабрин, Л.П. Особенности профессиональной адаптации учителя к педагогической работе в условиях крайнего севера,/ Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М.- 2003. — 17 с.
- Титова, Т.Н. Нормативно-правовые основы формирования единого образовательного пространства в СНГ» / Т. Н. Титова // Народное образование.- 1998. № 5.
- Третьяков, П.И. Практика управления? современной' школой / П. И. Третьяков, М., Новая школа, 1998.-202 с.
- Тряпицын, А. В i Подготовка- студентов * педагогических вузов к решению- управленческих задач развития школы: / A.B.Тряпицын //Автореф. дис. канд пед. наук. СПб., 2000-- 18 с. -?:.
- Филиппов- Ф. Р. Школа и социальное развитие общества / Филиппов Ф. Р. // М.: Педагогика- 1990: 158 с. -
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- 6-е изд.- М.: Политиздат, 1991.
- Хамидулина, H.A. Профессиональная адаптация- молодых зрителей в современных социально-экономических условиях / Н. А. Хамидулина //Дисс. канд пед.наук.- Кемерово, 2000. -167 с.
- Хмара, С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя / С. А. Хмара // Дисс.. канд пед. наук. Череповец,. 2000. — 173 с.
- Хоменко, И.А. Введение в педагогическую деятельность / И.А. Хоменко// Профессиональное становление педагога / гл. 6. Уч. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000- - 208 с.
- Чекалева, Н.В. Теоретические основы учебно-методическогопедагогическом вузе / Н. В. Чекалева Омск: ОГУ, 1998.
- Чурекова, Т.М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы / Т. М. Чурекова Кемерово, 1989.- 207 с.
- Чурекова, Т.М. Факторы, влияющие на профессиональную адаптацию молодых учителей-выпускников университета / Т. М. Чурекова // В межвуз. c6i Профессиональная ориентация в школе и вузе.- Кемерово, 1991.- С. 104−113.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности (систе-могенетический подход) / В. Д. Шадриков Ярославль: ЯГУ, 1979.-91 с.
- Шакуров, Р.Х. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров -М.: Просвещение, 1990 г. — 207 с.
- Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко М.: Центр Педагогический поиск, 2001.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / С. М. Шацкий М., 1980. — 717 с.
- Шопенгауэр, А. О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Т.1. Критика кантовской философии М.: Наука. -1993.
- Щербаков, А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / А. И. Щербаков -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980.-166 с.