Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников
Диссертация
Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников детерминировано следующими психолого-педагогическими условиями: актуализация знаний об особенностях креативности, диагностики и условиях ее развития у детей младшего школьного возрастаразвитие у будущих учителей собственных креативных качеств и ценностного отношения к изучению творческой личности ребенкавключение студентов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Анализ понятия креативности в психологии и педагогике
- 1. 2. Особенности проявления креативности и педагогические условия ее развития младшем школьном возрасте
- 1. 3. Характеристика методов диагностики креативности детей
- 1. 4. Опыт построения модели готовности учителя к развитию креативности младших школьников
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
- 2. 1. Исследование исходного уровня готовности учителей начальных классов к развитию креативности детей
- 2. 2. Экспериментальная методика формирования готовности учителя к развитию креативности младших школьников
- 2. 3. Динамика развития исследуемой готовности учителей начальных классов
Список литературы
- Предложены темы для рефератов: «Развитие оригинальности творческого мышления младших школьников», «Тренинг как метод диагностики и развития креативности детей», «Развитие дизайнерских способностей младших школьников» и др.
- На занятиях по методике преподавания русскому языку и математике предлагать и учить студентов самостоятельно конструировать творческие задания, анализировать.
- Приведем примеры некоторых заданий из практикума, которые были использованы в работе со студентами.
- Предлагается план урока из методических рекомендаций, необходимо разработать свой, отличный по форме, заданиям, но на ту же тему урок.
- Сложность данного задания состояла в том, что, имея перед собой определенный стандарт, не всегда от него легко уклониться, найти свое оригинальное решение.
- Подготовить «речь-обращение» с целью организации проведения какого-то мероприятия (поход родителей вместе с детьми в театр, проведение совместного внеклассного мероприятия и т. п.) —
- Продумать различные варианты возможных организационных моментов в течение урока в различных классах (класс сильный, активный, но часто дети невнимательны- класс пассивный, много неуспевающих, многие рассеянны и т. п.) —
- НЕ ХОЧЕТ: работать творчески- работать над собой- владеть своими эмоциями- видеть индивидуальность, уникальность каждого ребенка- учиться новому- проявлять инициативу и активность.
- На информационно-деятельностном этапе первоначальное накопление теоретических знаний по проблеме креативности осуществлялось параллельно идентификации педагога с креативной личностью.
- Начинался спецкурс-практикум с вводного занятия. Оно включало: мини-конференцию «Что такое творчество?», работу по бригадам, упражнение «Выступления», коллективное составление терминологической цепочки.
- Мини-конференция «Что такое творчество?» игра с элементами «мозгового штурма».
- Работа по бригадам. Дифференциация понятий «учение» и «творчество».
- Упражнение «Выступления». Темы: «Творчество в педагогической деятельности», «Отличия творчески работающего учителя от традиционно?», «Какого ученика я хотел бы учить?»
- Вступительная часть. Ведущий предлагает участникам мысленно подготовиться к краткому выступлению на любую предложенную тему. Время выступления ограничивается 1−2 минутами и оценивается по критериям: «убедительность» и «интерес» (от 0 до % баллов).
- Итог занятия: коллективное составление терминологической цепочки (из понятий, связанных с процессом творчества).
- Деятельностное обеспечение функционировало в период реализации тренинговых программ, которые включали в себя систему специальных упражнений и практических занятий.
- Обшекреативный тренинг состоял из четырех программ: тренинг творческого общения, тренинг генерирования идей, тренинг рефлексии, тренинг творческого роста.
- Знакомство начиналось после вступительного слова ведущего-педагога, в котором говорилось о целях тренинга, кратко раскрывались основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждались и устанавливались принципы и правила работы тренинговой группы.
- Тренинг генерирования идей. Цель формирование и актуализация умений: выдвигать и анализировать идеи, развитие беглости мышления как свойства креативной личности.
- Тренинг рефлексии. Цель осознание роли рефлексии в творческом процессе, овладение различными технологиями «погружения в себя», позволяющими осуществлять поиск новых решений «в себе», «через себя».
- Поиск через рефлексию реализовался в направлениях: — «Я» как субъект творчества-- содержание предметного творчества, мое отношение к нему-- мое отношение к основным предметам-- мое ощущение, восприятие, понимание мира и данного предмета.
- Примеры тренинговых упражнений приведены в (П 3.2.).
- Итак, первый блок (Диагностика) спецкурса-практикума раскрывал теоретические и практические аспекты проблемы диагностики креативности младших школьников.
- Экспертная оценка поведения, конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, поделок и т. д.) учителями, родителями, воспитателями-
- Различные варианты метода наблюдения за детьми (контрольные наблюдения отдельных случаев жизни, опросник, психологическая характеристика)-4. Психологический тренинг-
- Проведение «пробных» уроков по специальным развивающим программам.
- И1) Неформализованные методы диагностики креативности: наблюдение. эксперимент, экспертные опенки поведения, продуктов деятельности детей, психологическая характеристика, опросник, тренинг.
- Второй блок (Развитие) спецкурса-практикума был посвящен приобретению студентами знаний методов, приемов, технологий и программ развития креативности детей и овладению первоначальным опытом применения их в учебной ситуации.
- Некоторые приемы и методы развития креативности детей, предложенные студентам на практических занятиях, приведены в П 3.4.
- В заключение занятия участникам предлагалось обсудить следующие вопросы: «Каковы их впечатления от данной работы? Трудно ли им было? Что именно? Что полезного они вынесли для себя?»
- Г. С.Альтшуллера, программы развития творческого потенциала учащихся Е. Н. Качаловой, А. Э. Симановского, Е. А. Яковлевой и др.
- И как завершающая ступень, самостоятельное составление собственных креативных программ для младших школьников, их презентация, коллективный анализ и последующее внедрение в практику образования.
- Почему ребята не приняли его? Выявить возможную причину поступка детей.
- Чтобы вы могли предложить в этом случае? Определить Ваши действия как учителя данного класса. Защитить свое решение.
- Как бы Вы лично разговаривали с детьми? Дайте оценку проведенной воспитательной беседе.
- Перед окончательным выходом на педагогическую практику студенты получили ряд заданий, в том числе:
- Провести апробацию собственной программы развития креативности младших школьников с целью проверки ее эффективности.
- Подведем итоги изложенному в параграфе материалу.
- Рассмотренная методика ОЭР по формированию готовности учителя к развитию креативности младших школьников, ее проведение позволили нам получить результаты, анализ которых представлен в (2.3.).
- Динамика развития исследуемой готовности учителей начальныхклассов
- Контрольный этап ОЭР проходил в педагогическом вузе в 1997/98 учебном году. В нем приняли участие те же группы, что и на формирующем этапе ОЭР:
- ЭГ студенты 5 курса «педколледж-вуз», которые прошли специально организованное обучение по экспериментальной методике (27 студентов) —
- КГ студенты 4 курса педагогического вуза, которые обучались в рамках традиционных программ, форм и методов обучения (24 студента).
- Обе группы обследовались по всему блоку методик на констатирующем этапе ОЭР и имели приблизительно одинаковый уровень готовности к развитию креативности младших школьников.
- Логика построения контрольного этапа ОЭР осталась та же, что и в констатирующем исследовании. Результаты данного этапа оценивались качественно и количественно.
- Выводы делались по каждому направлению исследования, что позволило судить о сформированности компонентов готовности: мотивационном, творческом и технологическом и в целом, всей готовности к развитию креативности младших школьников.
- Исследование самоактуализации будущих учителей начальных классов
- Исследуя студентов по самоактуализационному тесту (CAT), получили следующие средние показатели выраженности значений по каждой шкале теста, которые представлены в табл. 8.