Методика использования математических пакетов в профессиональной подготовке студентов вуза
Диссертация
Проведенный анализ современных методик преподавания различных дисциплин, изучаемых в высшей школе, а также подходов к использованию математических пакетов в высшей школе (С.П. Дьяконов, С. А. Дьяченко, Е. В. Клименко, Е. Г. Макаров, T.JI. Ниренбург, И. Н. Пальчикова, С.В. Порш-нев, Е. А. Рябухина, О. А. Соседко, В. Ф. Очков и др.) позволяет констатировать, что в настоящее время: отсутствует… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПАКЕТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Проблема обучения студентов использованию математических пакетов в учебном процессе высшей школы
- 1. 2. Сравнительная характеристика математических пакетов, используемых в обучении
- 1. 3. Психолого-педагогический анализ проблемы наглядности обучения студентов с использованием математических пакетов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПАКЕТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Проектирование методической системы обучения студентов использованию математических пакетов (на примере курса «Численные методы»)
- 2. 2. Методика обучения студентов использованию математических пакетов в профессиональной деятельности
- 2. 3. Опытно-поисковая работа и анализ ее результатов
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамов Ю. Ф. Картина мира и информация (философские очерки). Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1988. 162 с.
- Амосов А.А., Дубинский Ю. А., Копченова Н. В. Вычислительные методы для инженеров: Учеб пособие. М.: Высшая школа, 1994. 544 с.
- Апатова Н.В. Развитие школьного курса информатики. М., 1993.132 с.
- Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. С.153−173.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971. С.45−49.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 395 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методы. М.: Высшая школа, 1980. 389 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1988. 192 с.
- Бахвалов Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. 632 с.
- Бахвалов Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы: Учеб. пособие. М.: Наука, 1987. 463 с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992. 93 с.
- Беленкова И.В. Из истории парадигм образования //Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации Российского образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2003. С. 459.
- Беленкова И.В. Изучение некоторых вопросов курса «Численные методы» на профильном уровне общеобразовательной школы в рамках факультатива // Инновационные технологии в школе: Тез. докл. гор. науч. конф. Н. Тагил, 2001.С. 49−52.
- Беленкова И.В. Математические пакеты при изучении курса «Численные методы» в вузе // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: Материалы Междунар. конф. Екатеринбург, 2002. С. 70−73.
- Беленкова И.В. Методика преподавания курса «Численные методы» на физико-математических факультетах педагогических вузов // Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей НТГПИ / Нижнетаг. гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 2002. Вып. 4. С. 13−22.
- Беленкова И.В. Обзор методик преподавания курса «Численные методы» // О новых функциях преподавателей профессионального образования в современных условиях: Материалы регион, семинара, Красноярск, 23−24 сент. 2003 г. Красноярск, 2003. С. 126−129.
- Беленкова И.В. Организационные формы обучения в курсе «Численные методы» // Рейтинговая система оценки успеваемости студентов: Сб. науч. тр. семинара. Владивосток, 2003. С.111−112.
- Беленкова И.В. Сравнительный анализ программных средств для интерполирования функций // Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования: Материалы электр. науч.-практ. конф. Оренбург, 2003.
- Беленкова И.В. Сравнительный анализ программных средств для приближенного решения систем уравнений // Учен. зап. Нижнетаг. гос. пед. ин-та. Сер. Естеств. науки / Нижнетаг. гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 2002. Вып. 5. С. 46−51.
- Беленкова И.В. Сравнительный анализ программных средств для приближенного решения уравнений // Информатизация образования — 2003: Сб. тр. Всерос. науч.-метод. конф. /Под ред. С. В. Поршнева. Н. Тагил, 2002. С. 131−141.
- Беленкова И.В. Учебно-методические комплексы для высшего профессионального образования //Информатизация общего и педагогического образования главное условие их модернизации: Тез.выступл. участников Всеросс. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. С. 64.
- Беленкова И.В. Численные методы: Учеб. материалы к выполнению лаб. работ по курсу «Численные методы» / Нижнетаг. гос. пед. ин-т. Н. Тагил, 1996. 131 с.
- Беленкова И.В. Численные методы: Учеб.-метод. пособие / Нижнетаг. гос. соц.-пед. академия. Н. Тагил, 2003. 135 с.
- Беленкова И.В. Электронный учебник, как учебное средство нового типа //Информационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе: Материалы 1-й науч.-практ. конф. Н-Тагил: Изд-во НТГСПА, 2004. С.25−28.
- Беленкова И.В., Поршнев С. В. Место компьютера и информационных технологий в современном вузовском образовании // Педагогическая информатика, 2003. № 4. С.34−45.
- Беленкова И.В., Поршнев С. В. Методика организации учебного процесса при изучении курса «Численные методы» // Учен. зап. Нижнетаг. гос.пед.ин-та. Сер. Естеств. науки / Нижнетаг. гос. пед. ин-т.Нижний Тагил, 2003. Вып. 2. С. 12−23.
- Белова З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистического мышления учащихся. Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. 182 с.
- Березин В.Н. Методические функции наглядности в обучении математике: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 156 с.
- Березин И.С., Жидков Н. П. Методы вычислений. Т.1, 2. М.: Физ-матгиз, 1962. 794 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Богословский В.И., Извозчиков В. А., Потемкин М. Н. Информационно-образовательное пространство как информационно-образовательный хронотоп // Наука и школа, 2000. № 5. С.41−46.
- Болтянский В.Г. Формула наглядности: изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. 1970, № 5. С.46−60.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
- Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. М.: Учпедгиз, 1964. 64 с.
- Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов педвузов. Ставрополь, 1995. 206 с.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. М.: Наука, 1965. 268 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996. 265 с.
- Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев, 1986. 63 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. № 4. С. 12−18.
- Васильков Ю.В., Боровков А. В. Электронный учебник по численным методам оптимизации. РосАПО № 960 181 20.05.96.
- Васильков Ю.В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 256 с.
- Вержбицкий В.М. Основы численных методов: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. 705 с.
- Вержбицкий В.М. Численные методы (линейная алгебра и нелинейные уравнения): Учеб пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2000. 266 с.
- Вержбицкий В.М. Численные методы (математический анализ и обыкновенные дифференциальные уравнения).: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2001. 382 с.
- Возрастные и индивидуальные способности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.
- Воробьева Г. Н., Данилова А. Н. Практикум по вычислительной математике: Учеб. пособие для техникумов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. 208 с.
- Вычислительная математика: Учеб. пособие для техникумов / Данилина Н. И., Дубровская Н. С., Кваша О. П., Смирнов Г. Л. М.: Высшая школа, 1985. 239 с.
- Вычислительный практикум. Свердловск, 1986. 96 с.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Пиаже о развитии детского мышления. В кн.: Флейвен Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. 164 с.
- Гамезо Н.В. Знаки и знаковое моделирование познавательной деятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1977. 37 с.
- Гаркунов В.П. О типах наглядности и видах изображений // Советская педагогика, 1983. № 8. С.141−142.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
- Гинецинский В.И. Предмет психологии. Дидактический аспект. М.: Логос, 1994. 293 с.
- Говорухин В.Н., Цибулин В. Г. Введение в Maple. Математический пакет для всех. М.: Мир, 1997. 278 с.
- Говорухин В.Н., Цибулин В. Г. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100. М.: МО РФ, 2000. 26 с.
- Государственный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. ком. РФ по высш. обр-ю, 1995. 383 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: Пер с англ. /Предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1970. 271 с.
- Груздев В., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России, 1996. № 1. С 117−121.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология М., 1999. 147 с.
- Гурова Л.Л. Развитие мышления в процессе овладения компьютерной грамотностью: Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. 165 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 2000.423 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1957. 246 с.
- Демидович Б.П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М.: Физматлит, 1960. 659 с.
- Демидович Б.П., Марон И. А., Шувалова Э. В. Численные методы анализа. Приближение функций, дифференциальные уравнения / Под ред. Б. П. Демидовича. М.: Физматлит, 1962. 367 с.
- Денисова A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 445 с.
- Долинер Л.И. Киборгизация как один из принципов построения учебного процесса в условиях информатизации образования // Образование и наука: Известия УрО РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. № 4 (10). С.57−66.
- Дьяконов В. MATLAB: Учебный курс. СПб: Питер, 2001. 432 с.
- Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика. М.: Нол идж, 1999. 1296 с.
- Дьяконов В.П. Справочник по MAthCAD 7.0 PRO. М.: СК-ПРЕСС, 1998. 785 с.
- Дьяконов В.П. Справочник по MathCAD PLUS 6/0/ PRO. М.: СК-ПРЕСС, 1997. 765 с.
- Дьяконов В.П. Справочник по математической системе Mathematica. М.: СК-ПРЕСС, 1998.
- Дьяконов В.П., Абраменкова И.В. Mathcad 7.0 в математике, в физике и Internet. М.: Нолидж, 1999. 169 с.
- Дьяченко С.А. Использование интегрированной символьной системы Mathematica при изучении курса высшей математики в вузе: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 2000. 164 с.
- Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1999. 194 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Математика в школе. 1989. № 1. С. 14−31.
- Жданов С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Дис.. канд. пед. наук, в форме науч. докл. М., 1992. 36 с.
- Заболотный В. П. Философские проблемы информатизации // Проблемы информатизации. 1999. № 1. 129 с.
- Заварыкин В.М. и др. Техника вычислений и алгоритмизация: Вводный курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1987. 158 с.
- Заварыкин В.М. и др. Численные методы: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед ин-тов /В.М. Заварыкин, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Вычислительная математика. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. Свердловск: СГПИ, 1985. 76 с.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Вычислительная техника и программирование: Учеб. пособие. Свердловск, 1984. 102 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 188 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 207 с.
- Закон об образовании РФ. М., 1992. 23 с.
- Занков JI. В. Обучение и развитие: экспер. пед. исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960. 311 с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 192 с.
- Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука: Известия УрО РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. № 2 (14). С. 31−50.
- Зинченко В.П. Гуманитарные проблемы информатики // Вопросы философии. 1986. № 9. С. 45−52.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура / Новое мед. Мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 90−102.
- Информатизация образования 2002. Сборник трудов всероссийской научно-методической конференции. Н-Тагил, 7−10 октября 2002 г. /Отв. Ред. С. В. Поршнев, Н.-Тагил, 2002. 408 с.
- Иосилевский Л. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1. С.79−84.
- Исаков В.Н. Элементы численных методов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Валерьян Николаевич Исаков. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 192 с.
- Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педагогическом вузе новых информационных технологий на основе компьютерной системы Mathematica. Дис.. к.ф.-м.н. Москва, 2001. 254 с.
- Карпова Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. 158 с.
- Каханер Д., Моулер К., Нэш С. Численные методы и программное обеспечение. М.: Мир, 1998. 298 с.
- Клейман Г. М., Глен С. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Пер. с англ. М., 1987. 202 с.
- Клименко Е.В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. 189 с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 256 с.
- Козлов В.Н. Математическое моделирование процессов визуального восприятия и распознавания. Дис.. д-ра физ.-мат. наук. М., 1997. 211 с.
- Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. 164 с.
- Косарев В.И. 12 лекций по вычислительной математике (вводный курс): Учеб. пособие: для вузов. М.: МФТИ, 2000. 224 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. 168 с.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Кудрявцев Е.М. Mathcad 2000 Pro. М.: ДМК Пресс, 2001. 576 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1975.128 с.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 293 с.
- Кун Т. Структура научных революции. М.: Прогресс, 1977.300 с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: Моногр. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. 296 с.
- Лапчик М.П., Рагулина М. И., Хеннер Е. К. Математика и информатика: наука и образование. Межвуз. сб. науч. тр.: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. Вып.2. с. 93.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лойфман И .Я. Принцип наглядности и связь обучения с жизнью // Комплексное использование средств наглядности и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1985. С.41−48.
- Любутин К.П., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 204 с.
- Макаров Е.Г. Инженерные расчеты в MathCAD. Учебный курс. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
- Малиновская К.В. Понимание и его роль в науке // Философские науки/ 1974. № 1. С26−29.
- Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Дис.. д-ра пед. наук. СПб, 1993. 434 с.
- Марюков М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе: Дис.. д-ра пед. наук. Брянск, 1998. 244 с.
- Матросов A. Maple 6. Решение задач высшей математики и механики. БХВ-Петербург, 2001. 286 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психолог, труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
- Мингазов Э.Г. Это принцип обучения // Вестн. высш. школы. 1979. № 7. С. 11−15.
- Монахов В. М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии на уроках математики // Математика в школе. 1991, № 3. С.5−11.
- Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 1997. № 5. С. 52−55.
- Мудров А.Е. Численные методы для ПЭВМ на языках Бейсик, Фортран и Паскаль. Томск: МП «Раско», 1991. 272 с.
- Никольский Е.В. Визуализация функциональных зависимостей компьютерными средствами в курсе математики средней школы: Дис.. канд. пед. наук. Арзамас, 2000. 205 с.
- Ниренбург Т.Д. Методические аспекты применения среды Derive в средней школе: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1997. 168 с.
- Очков В.Ф. MathCAD 7 Pro для студентов и инженеров. М.: Компьютер Пресс, 1988. 126 с.
- Пальчикова И.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. 202 с.
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самы-гина Ростов н/Д, 1998. 544 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. Н. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 544 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общ. ред. B.C. Куку шина. Ростов н/Д.: Март, 2002. 202 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 504 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонова. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
- Первин Ю.А. Обучение программированию и использованию ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся общеобразовательных школ: на базе кабинета информатики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1987. 295 с.
- Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операционный аспект. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. 187 с.
- Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 212 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Опрос как средство обучения. М.: Педагогическое общество России, 1999. 155 с.
- Плис А.И., Сливина Н.А. MathCAD: математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. 656 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1999. 199 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации. II Международныйконгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996, № 5.
- Поршнев С.В. Вычислительная математика. Курс лекций. СПб: БХВ-Петербург, 2004. 320 с.
- Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете MATLAB. Учеб. пособие. М.: Горячая линия — Телеком, 2003. 592 с.
- Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете MathCAD. Учеб. пособие. М.: Горячая линия Телеком, 2002. 252 с.
- Потемкин В.Г. MATLAB. М.: Диалог-МИФИ, 1998. 452 с.
- Потемкин В.Г. Система MATLAB. М.: Диалог-МИФИ, 1997.589 с.
- Потемкин В.Г. Система инженерных и научных расчетов MATLAB 5.x. В 2-х т. М.: Диалог-МИФИ, 1999. 856 с.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М., 1971. 78 с.
- Пугач В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 209 с.
- Пулькин С.П. Теория и практика вычислений. М.: Просвещение, 1967. 157 с.
- Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автор, доклад по моногр. «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М., 1975. 39 с.
- Регинформ-99. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» 6−8 апреля 1999 г. Пермь, 1999. 225 с.
- Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1997. 500 с.
- Резник Н.А. Технология визуального мышления. В кн. Башмаков М. И. Теория и практика продуктивного обучения // Образование. 2000. 248 с.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 339 с.
- Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. № 1. С. 2−9.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
- Румшинский JI.3. Вычислительный лабораторный практикум. М.: Физматгиз, 1963.
- Рябенький B.C. Введение в вычислительную математику. М.: Наука, 2000. 396 с.
- Рябенький B.C. Лабораторный практикум по курсу «Основы вычислительной математики». М.: МЗ Пресс, 2001. 192 с
- Рябухина Е.А. Методическая система обучения вычислительной математике как инварианта специальных технических курсов: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. 255 с.
- Салманов О.Н. Математическая экономика с применением MathCAD и Excel. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 464 с.
- Сборник задач по методам вычислений: Учеб. пособие: для вузов / Под ред. П. И. Монастырного. М.: Физматлит, 1994. 320 с.
- Сетьков В.Ф. Наглядность как основание понимания научного знания: онтогносеологический аспект: Дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. 207 с.
- Сибирская М. П Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. СПб., 1997. 256 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
- Сливина Н., Чубров Е. Компьютер на уроках математики // Информатика и образование. 1993. № 4. С. 18.
- Смирнов А.В. Теория и методика применения средств НИТ в обучении физике: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. 439 с.
- Соколов B.C. О государственной политике и области образования // Педагогика. 1994. № 6. С. 13−17.
- Соседко О.А. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения информационных технологий: (на примере изучения теории графов). Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. 163 с.
- Стариченко Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий. Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 353 с.
- Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / О. А. Айт, Е. Е. Аронов, А. В. Батаршев и др.- Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева. М.: Высш. шк., 1990. 159 с.
- Тихомиров O.K. Информационные и психологические теории мышления. М., 1987. 146 с.
- Тхагапсоев Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. № 1. С. 61−72.
- Угринович Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. Для учителя: Из опыта работы / Сост. Н.Д. Угринович- Под ред. Л. П. Шило. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
- Урсул А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. 134 с.
- Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997, № 2. С. 3−11.
- Филатов O.K. Информатизация современных информационных технологий обучения в высшей школе. Ростов н/Д, 1997: ТОО «Мираж», 1997.213 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. 166 с.
- Хренов Л.С. Пятизначные таблицы тригонометрических функций. М.: Физматгиз, 1962. 85 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
- Черняк А.А., Новиков В. А., Мельников О. И., Кузнецов А. В. Математика для экономистов на базе MathCAD. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 496 с.
- Численные методы. Использование MATLAB, 3-е издание: Пер. с англ. М.: «Вильяме», 2001. 720 с.
- Численные методы: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / В. М. Заварыкин, В. Г. Житомирский В.Г., М. П. Лапчик. М.: Просвещение, 1990. 176 с.
- Чубров Е., Иванов С. ФОРМУЛА инструмент математического эксперимента // Информатика и образование. 1993. № 1. С. 46.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.208 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. 102 с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1980. 156 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М., 1973. 178 с.
- Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педвузе в условиях двухступенчатого образования. Дис.. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. 332 с.
- Швецкий М. В., Лаптев В. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика. 1994. № 2. С.7−16.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. 166 с.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. Дис.. д-ра пед. наук, Екатеринбург, 1995. 345 с.
- Штейнберг В.Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения // Школьные технологии, 2002. № 1. С.204−210.
- Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997.478 с.
- Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопросы философии. 1980. № 9. С.58−63.1. Анкета студента
- Считаете ли вы, что применение компьютера для преподавания курса «Численные методы» способствует повышению качества образовательного процесса и почему?
- Какое программное обеспечение следует, по-вашему, использовать при изучении курса «Численные методы»?
- Укажите положительные и отрицательные стороны использования компьютера в процессе обучения «Численным методам» (знаком + или V). Обязательно указать Другие:
- Какими учебниками и пособиями вы пользуетесь при подготовке и выполнении лабораторных работ?
- Демидович Б.П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М., 1960. 659 с.
- Демидович Б.П., Марон И. А., Шувалова Э. В. Численные методы анализа. Приближение функций, дифференциальные уравнения / Под ред. Б. П. Демидовича. М., 1962. 367 с.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Вычислительная математика. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. Свердловск: СГПИ, 1985. 144 с.
- Заварыкин В.М. и др. Техника вычислений и алгоритмизация: Вводный курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / В. М. Заварыкин, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
- Заварыкин В.М. и др. Численные методы: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. Спец. пед ин-тов / В. М. Заварыкин, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Вержбицкий В.М. Численные методы (линейная алгебра и нелинейные уравнения): Учеб пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2000. 256 с.
- Бахвалов Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. 632 с.
- Ю.Беленкова И. В. Численные методы./ Учеб. материалы для выполнения лаб. работ по курсу «Численные методы». Н-Тагил, 2003. 135 с. 1. ЛЕКЦИЯ
- ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ" План:
- Классификация методов решения систем линейных уравнений.
- Прямые методы. Метод Гаусса-Жордана.
- Итерационные методы. Метод простой итерации.
- Достаточные условия сходимости итерационного процесса.
- Практическая схема решения систем уравнений методом простой итерации.6. Метод Зейделя.
- Бахвалов Н.Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. С.250−323.
- Вержбицкий В.М. Численные методы (линейная алгебра и нелинейные уравнения): Учеб. Пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2000. С. 32−93.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Численные методы. М.: Просвещение, 1991. С. 24−61.
- Плис А.И., Сливина Н.А. MathCAD 2000. Математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 81−89.
- Пулькин С.П. Вычислительная математика. М.: Просвещение, 1974. С. 124−139.
- В настоящее время разработано много численных методов решения систем линейных уравнений на ЭВМ. Их можно разделить на два класса: прямые (точные) и итерационные.
- Прямые методы применяются на практике для решения систем на ЭВМ с числами порядка не выше 103.
- Итерационные методы являются приближенными. Они дают решение системы как предел последовательности приближений по единообразной схеме. К итерационным методам относятся: — метод простой итерации, — метод Зейделя, — метод релаксаций и др.
- На практике итерационные методы применяются для решения систем с числами порядка 106.
- Рассмотрим систему m-линейных алгебраических уравнений с п-неизвестными.а 'Х +а12 'Х2 + — + а1п 'Хп =ЬХ «2. •Х+а22-Х2±+а2п-Хп =Ь2amrxl+am2-x2+. + amn-xn=bm ^
- Определение 4. 2 системы линейных уравнений называются равносильными (эквивалентными), если каждое решение первой системы является решением второй и наоборот. 2. МЕТОД ГАУССА-ЖОРДАНА
- Пусть дана система трех линейных уравнений с тремя неизвестными. ап • хх + ап • х2 + а13 • х3 =ЬХ ¦ a2X-Xl+a22-x2+a23-x3=b2 (2)азГх1+а32-х2+а33-х3 = Ь3
- Мы же рассмотрим модифицированный метод Гаусса: метод Гаусса-Жордана, в котором совмещается прямой и обратный ход. Алгоритм преобразований (правило прямоугольника):
- Элементы разрешающей строки получаются из соответствующих элементов прежней строки делением на разрешающий элемент.
- Все элементы разрешающего столбца преобразованной таблицы, кроме разрешающего элемента, равны нулю.
- Все остальные элементы пересчитываются по правилу прямоугольника (4).3
- Рассмотрим пример решения системых, + 2×7 + 5*з = 7 < 2*, + 4×2 + 3*, = -64*, + *2 + 2*3 = 8 методом Гаусса Жордана с точностью? = 0,001.
- Для просмотра сути метода прямоугольника воспользуемся электронной таблицей. Запуск файла осуществляется по щелчку на значокметод прямоугольника.
- При чтении лекции можно раскрыть файл электронной таблицы в режиме написания формул, который позволяет на примере показать, как реализуется метод прямоугольника:
- Реализация метода Гаусса-Жордана в пакете MathCAD (используем для этого значок):1. N программа.
- Задание: Вычислить методом касательных корень уравнения (x-l)2 —— = Ос точностью 8=0,001. Ход работы:1. Задаем функцию^*):хf (x):= (х- I)2-у
- Определяем функции первой и второй производных этой функции: ff (x):=!f (x) dx2fff (x) := -i-f (x) dx
- Отделяем корни уравнения графически: х:=-1,-0.99. 25т-5 хх
- Корень принадлежит отрезку 0,1. Отрезок можно сузить, например, взять [0,0.5] а := 0 b := 0.5 х:= а, а + 0.1. b
- На отрезке существует корень, т.к. значения функции на концах отрезкаразных знаков f (0)=0,5- f (0,5)=-0,574f (x) = 0.5 0.257 0.029 -0.185 -0.386 -0.574
- Задаем число шагов и начальное приближение: п := 0. 50 := bt-l Xfl
- Записываем рекуррентную формулу метода касательных и распечатываем полученные значения:05 0.185 0.213 х = 0.213 0.213 0.213 .213 у
- Определим критерий достижения заданной точности при решении уравнения методом касательных и сравним его со значением е=0.001fWff (a)en =023 0.252 167×10−4