Формирование учебной деятельности учащихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы: На примере изучения географии
Диссертация
Разработка дидактических основ построения системы развивающего обучения различных учебных дисциплин основной школы является актуальной проблемой педагогической науки. Известно, что основополагающей идеей развивающего обучения выступает соотношение между развитием и обучением, имеющее принципиальное значение для определения стратегии образовательного процесса. Согласно концепции Л. С. Выготского… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
- 1. 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
- 2. 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
- 2. 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 3. СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УСВОЕНИЯ ИХ ШКОЛЬНИКАМИ
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335с.
- Айдарова Л.И., Горская Л. Я., Цукерман Г. А. Психологические проблемы введения первоклассника в ситуацию исследования родного языка. // Вопросы психологии, 1976. № 2. — С.83
- Алгушаева В.Р. Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность. / Автореф. Дис.канд. педю наук. Pi НУ им. А. И. Герцена. — С-Петербург, 1997. — 18 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. -М.: Советское радио, 1976. -195с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. 560с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240с.
- Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. Казань: Дом печати, 1997. — 144с.
- Асадуллин P.M. Человек как объект системного педагогического анализа. // Педагогический альманах. Уфа, 1998. — Вып.1. — С.52 — 69 .
- Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов. Уфа: БГПИ, 1999. — 145с.
- Атутов II.P. Технология как системаЛ Проблемы развития личности в условиях сельской школы. М.: Изд-во РАО, 1996. — С.8−20.
- Ахияров К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. Учебное пособие. / Башк.гос.пед.ин-т., Бир-ский гос.пед.ин-т. Уфа, 1988. — 80с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 196с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения, М.: Педагогика, 1987.-256 с.
- Бабанский Ю.К. 'Избранные педагогические труды / Сост. М.КЭ.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 556с.
- Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. -303с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М:. 1967. С.86−95.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Екатеринбург. 1997. -185с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, ВГУ, 1983. — 175 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: 1995.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе.-М., 1959.-С. 11−12.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология учения. // Психологическая наука в СССР -М., 1960. Т.2. — С.311.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Божович Е.Д. Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам. М.: Просвещение, 1975. -95с.
- Браверман Э.М. Развивающее обучение на занятиях по физике.// Физика в школе, 1998. № 1. — С.23−28.
- Брунер Дж. Процесс обучения М: АПН РСФСР, 1962. — 256с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Брушлинский AB. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности. // Псих, журнал., 1994. № 3. — С.17−23.
- А.У.Варданян, Г. А. Варданян. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся. //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. БГПИ: Уфа, 1985. С.23−39.
- Вербицкий A.A. Методологические проблемы непрерывного образования.// Новые методы и средства обучения. Непрерывное образование: методология и практика, 1990. № 4(12). — С.3−30.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. -М.: 1987.-304с.
- Воронцов А.Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения. //Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс», в.5. М.: Изд-во «Русская энциклопедия», 1996.- С.77−91.
- Воронцов А.Б. География. 6−8 класс. Программа.(Система Д. Б. Эльконина -В.В.Давыдова.). М.: ЦПНО «Развитие личности», 1998. — 68с.
- Воронцов А.Б. Наброски к построению образовательного пространства в подростковом возрасте в рамках системы развивающего обучения.// Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс». М.: ЦПНО «Развитие личности», 1998. — № 7−8. — С.26−44.
- Воронцов А.Б. Организация и проведение стартовых и итоговых проверочных работ в системе Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова. 1−7 классы. Рабочие материалы. — М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. — 104с.
- Воронцов А.Б. Подходы к построению курса географии в 6−7 классах в образовательной системе Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова.// Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс». — М.: ЦПНО «Развитие личности», 1998. — № 7−8. — С. 26−44.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина- В. В. Давыдова. М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. — 360с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. — М.?Просвещение, 1967. — 215с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН, РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В .В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. — 255с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -Т.1. — С.441−469.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. -М.: 1966.
- Гегель. Энциклопедия философских наук: Т.1. Наука логики. М.: Мысль, 1975.-452с.
- Герасимова Т.П., Грюнберг Г. Ю., Неклюкова Н. П. Физическая география. Учебник 6 класса. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
- Герасимова Т.П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии. М.: Просвещение, 1991. — 176с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1988. — 608 с.
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: 1981.
- Грейвз Норман Дж. Оценка качества программы и эффективности обучения географии.//Новые взгляды на географическое образование: Пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ. / Под ред. В. П. Максаковского и Л. М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. — С.373−436.
- Грицишин Б.М. Целеполагание в условиях урока. //Советская педагогика, 1985,-№ 2.-С. 46−50.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.- М.: Просвещение, 1983. 144с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. С. 424.
- Давыдов В.В. Содержание и структура УД школьников //Формирование УД школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 10−21.
- Давыдов В.В. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск: Пеленг, 1995. — 144с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения! М: ИНТОР, 1996. — 544с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация обучения в 5−9 классах средней школы. //Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс», в.5.- М.: Изд-во «Русская энциклопедия», 1996. -С.6−37.
- Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: 1975.
- Дорн В, Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. М.: Педагогика, 1970. — 239с.
- Дорофеева E.H. Педагогические условия графического образования младших школьников. Канд. дисс. БГПИ. — Уфа, 1998. — 218с.
- Дусавицкий А.К. Развивающее образование. Основные принципы. Харьков: Центр психологии и методики развивающего обучения, 1996. — 46с.
- Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: принципы системы и подготовка учителей.//Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс», с.в.5. М.: Изд-во «Русская энциклопедия», 1996. — С.38−49.
- Дусавицкий АХ Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего. развития. // Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс». -М.: ЦПНО «Развитие личности», 1998. № 7−8. — С. 4−20.
- Душина И.В., Понурова Г .А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. — 192с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Сред.-урал кн. изд-во, 1971. -183с.
- Загвязинский В.И. О движущих силах учебного процесса //Сов. педагогика, 1973. № 6. — С.66−74.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
- Загузов Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки к защите кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.пед.ун-та, 1995. -34с.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -192с.
- Зак A 3. Как определить уровень развития мышления школьников, М.: Знание, 1982. — 152с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 152с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. Учебно-методическое пособие. М.: 1992. — 162с.
- Зак A 3. Развитие умственных способностей у младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994. — 320с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т.2: Развитие произвольных движений. — М.: Педагогика, 1986. — 296с.
- Захарова A.B. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. /Формирование учебной деятельности школьников, -М.: 1982.-С. 107−114.
- Захарова A.B. Боцманова М. Э. Как формировать самооценку школьника.// начальная школа, 1992. № 3. — С.58−65
- Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург- Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 1998. 126с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пособие для высш. пед. учеб. заведений. Р-на Д: Феникс, 1997. — 477с.
- Игнатьева Г. А. Технология формирования учебной деятельности учащихся в процессе изучения единого курса «География России». Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1996. -17с.
- Ильина Т.Н. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 490с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. -200с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие у учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 241с.
- Кабанова-Меллер E.H. Приемы учебной работы и их классификация. // Сов. педагогика, 1975, — № 2. -С.41−48.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.- Педагогика, 1981. — 210с.
- Коган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Козлова ПЛ. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической деятельности. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, СГПИ, 1995. — 145 с.
- Кириенко Н.Н. Развитие творческой деятельности учащихся в условиях коллективной работы при изучении экономической и социальной географии мира. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1993. -18с,
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989, 160с.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: 1988.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 77с.
- Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов вузов непсихоло-гич. спец. Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. -295с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. -165с.
- Крупина О.В. Педагогические условия формирования учебно-творческой деятельности будущих учителей технологии. Канд.дисс. Б’ГПИ. Уфа, 1998. -182с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещения, 1972.-255с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы. -2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224с. ч
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. Унта, 1981. — 548с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М. Политиздат, 1977. -304с.
- Леонтьев А.Н. Анализ деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1983. № 2. -С.9.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. ВВ. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. -391с.
- Лернер И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся // Сов. педагогика. -1974. № 7. — С. 28−37.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 79с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. -191с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика, 1998. № 2.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М: Процесс, 1970, -315с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: 2-е изд. испр. и доп. М.: Прометей, 1996. — 463с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М: 1984.-344с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психолог. Журнал. 1981. Т.2,. — № 5. — С.3−22.
- Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе. // География в школе, 1998. № 2. — С.5−8.
- Максаковский В.П. О сквозных направлениях в школьной географии. //География в школе, 1998. № 1. — С.45−50.
- Максаковский В.П. Территориальный и комплексный подходы в школьной географии. // География в школе, 1998. № 6. — С.46−51.
- Маликова P.C. Формирование у школьников действия планирования как необходимое условие экологического образования.// Современные экологические проблемы (Межвузовский сборник научных трудов). 25-литею ЕГФ посвящается. Уфа, 1998. -С. 282−290.
- Маликова P.C., Сухов В. П. Технология деятельностного подхода в курсе географии 6 класса. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей общеобразов. школ, лицеев и гимназий. Уфа: БашГПИ, 1996. — 64с. ?
- Маликова P.C. Формирование учебной деятельности школьников (на примере преподавания географии). Научно-практическое пособие. Уфа: Баш. ГПИ, 1998. — 120с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М.: Педагогика, 1974. — 239с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -96 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М:. Просвещение, 1990. 192с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1977. -240с.
- Менчинская H.A. Применение знаний в учебной практике школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 375с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избр. психол. тр. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 218с.
- Мухамедьянова Г. М. Педагогические условия преемственности содержания образования в различных типах общеобразовательных школ (на примере республики Башкортостан). Канд. дисс. БГПИ. Уфа, 1996. 165 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией / Пособие в помощь начинающему педагогику-исследователю. М.: Педагогический поиск, 1994. — 123с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИ-РОС, 1997.- 144с.
- Новые взгляды на географическое образование: Пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ. / Под ред. ВЛ. МаксаковскогО и Л. М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986.-463с.
- Обучение географии по усовершенствованной программе. / Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1984. — 175с. (Б-ка учителя географии)
- Омарова Г. Взаимное обучение. // Народное образование, 1991. № 7. -с.45−46.
- Общие основы педагогики /Под ред. Ф. Ф. Королева и Е. В. Гмурмана. М:. Просвещение. — 1967. — 391с.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М: Просвещение, 1967.
- Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В Помощь учителю начальных классов. Авторы: Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: «Пеленг», 1993. — 61с.
- Пашканг К.В. Природные комплексы и их изучение. //География в школе, 1998.-№ 6.-С.3−11
- Педагогическая психология, т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1968. — С.430.
- Педагогика. /Под ред. Бабанского Ю.К.- М.: Просвещение, 1988. 478с. Профессиональная педагогика /Под ред. С. Я. Батышева. — М., 1997. — С.265.
- Педагогика./Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Российского педагогическое агентство, 1995. — 637с.
- Педагогический словарь. Т.2. — М.: Просвещение, 1960. — 464с.
- Петров A.B. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 261с.
- Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции. Вопросы философии, 1990. № 5. — С. 79−92.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1990. — 240 с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления.//Вопросы психологии", 1965. -№ 6. С.ЗЗ.
- Подольский А.И. Формирование системы мышления при изучении физических понятий как предпосылка развития творческого мышления школьников. // Пути формирования творческого мышления школьников. Уфа: БГТ1И, 1983. — С.39−49.
- Подольский А.И. Роль обобщенных учебных действий в формировании у учащихся творческого мышления при изучении физических понятий. //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: БГ’ПИ, 1985. -С.88−99.
- Подольский А.И. Формирование учебной деятельности школьников на уроках физики. Магнитогорск: Изд-во МагГПИ, 1996. -156с.
- Подольский А.И. Физика 7. Пробный учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. — Уфа: Изд-во «Творчество», 1997. — 208с.
- Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей (перевод с англ). Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1961. — 207с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 452 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 141с.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144с.
- Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие: Опыт программно-целевого упр.: Пособие для руководителей образовательных учреждений. Рос. акад. Образования, Институт упр. образованием. М: Новая школа, 1996. — 318с.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под. ред. М. А. Данилова и ШГБолдырева. М: Педагогика, 1971. -С.81.
- Профессиональная педагогика. 7 Под ред. С. Я Батышева. М.: 1997. -С.265.
- Психология воспитания. / Под ред. В.АЛетровского. М.: Аспект Пресс, 1992. — 152 с.
- Психология. Словарь. / Под общей ред. В. А. Петровского, М.Г. Ярошевско-го/ 2-е изд., испр. и доп: — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Учебное пособие. Уфа, 1989. — 168с.
- Рахимов А.З. Педагогическая технология деятельностного подхода в обучении. Уфа, 1991. -57с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. Дисс. доктора психолог, наук /Росс, академия образования. Псих, инст-т. М., 1993. -306с.
- Рахимов А.З. Деятельностный подход как основное условие развития творческих способностей. //Теория и практика развивающего обучения: итоги и перспективы. Уфа: Наука, образование, культура, 1995. — с. 11−18.
- Рахимов А.З. Психодидактика. Учебное пособие. Уфа: Творчество, 1996. — 191с.
- Репкин ВВ. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. //Вестник Харьковского университета. Харьков: Вшца школа, 1977,-№ 155.-С.38−43.
- Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность: цикл лекций / Пед центр «Эксперимент». Рига: Пеленг, 1992. — 42с.
- Репкин А.В. Что такое развивающее обучение? Науч. попул. очерк. -Томск: Пеленг, 1993. — 63с.
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. -Томск: Пеленг, 1997. -286с.170.-Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 207с.
- Рогенберг B.C., Бондаренко С М. Мозг. Обучение. Здоровье. Книга дня учителя. М.: Просвещение. — 239с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. // Ученые записки высшей школы г. Одессы, 1922. Т.2. — С. 153.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — № 3. -328с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: 1958. — 147с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1973.-416с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. АПН СССР. М: Педагогика, 1989. — 323с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения./Нии общ. И пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
- Рындина В.В. Методические рекомендации по преподаванию географии в начальных классах. М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова, 1998. — 88с.
- Сатбалдина С.Т. Логико-структурный анализ и организация учебной деятельности школьников как условие их творческого мышления при изучении химии. //Пути формирования творческого мышления школьников. Уфа, 1983. — С.28−38.
- Сатбалдина С.Т. Организация учебной деятельности при изучении химии: Учеб. пособие. Уфа: БГПИ, 1989. — 112 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206 с.
- Сластенин В.А., Подымалова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: 1997. — 224с.
- Сиденко, А С Основы теории развивающего обучения. Физика в школе. 1997.- № 5. С.77: 1998. — № 1. — С.20−23.
- Соломович ГЛ. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся. //География в школе. 1998. — № 4. — С.58−60.
- Сикора М. К проблеме развивающего обучения. //Сов. Педагогика, 1988. -№ 8. С.22−24.
- Сухов В.П. Физическая география: Нач. курс: Пробный учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. -192 с.
- Сухов В.П. Деятельностный подход в развивающем обучении школьников. /БГПИ. Уфа, 1997. — 132с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения -М: Изд-во Моск. Ун-та, 1969. -133с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975. -344с.
- Талызина. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Просвещение, 1983. 175с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
- Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: Ред.-изд. центр «Помощь», 1996. — 139с.
- Терегулов Ф.Ш. Исходные условия формирования мыслительной деятельности школьников. //Пути формирования творческого мышления школьников. Уфа: БГПИ, 1983. — С.83−90.
- Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа: Изд-во БИРО, 1998. — 232с.
- Тулькибаева H.H., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. Челябинск: Изд-во '41 НУ, 1998. -161с.
- Урок в системе развивающего обучения. (Из опыта работы). / Под ред. А. К. Дусавицкого. Харьков: Центр психологии и методики развивающего обучения, 1996. — 46 с.
- Усова A.B., А.А.Бобров. Формирование у учащихся учебных умений. М: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1987. — В.7. — 80с.
- Философско-психологические проблемы развития образования: Теория и практика развивающего обучения. М.: Интор, 1994. — 128с.
- Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. -240с.
- Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
- Фридман Л.М. Организация контрольных оценок. //Педагогический опыт глазами психолога. М.: 1987, С. 177−223.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: 1997. — 288с.
- Хазиев B.C. Измышления о педагогике. Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. — 200с.
- Хамитов Э.Ш. Развивающее обучение и воспитание в формировании творческой личности. //Теория и практика развивающего обучения: итоги и перспективы. Материалы Междунар. научно-практич. конф., 28−30 сент. 1995 г. Уфа: БГПИ- АРУ, 1995. — С.З.
- Харламов И.В. Деятельностный подход к обучению. // Советская педагогика, 1986. № 4. — С.62−67.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. — 80с.
- Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1990. № 1. — С. 41−49.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -320с.
- Шакурова Л.Ф. Дидактические основы обобщения естественнонаучных знаний. Канд.дисс. БГПИ. Уфа, 1997. -С. 170.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
- Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. -320с.
- Шубине кий B.C. Формирование диалектического мышления школьников. -М.: Знание, 1979. -48с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. // В кн. Логика и педагогика. М.: 1993. — С.25.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пос.дпя пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
- Эльконин Д Б. Психология обучения младшего школьника. М: Знание, 1974. — 64с.
- Эльконин Д.Б. Размышления над проектом. // Коммунист, 1984. № 3, — С. 54−60.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под. ред. Д. И. Фельдштейна /Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. М: Международная педагогическая академия, 1995. -224с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: 1978. — с.266.
- Якиманская И.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
- Якиманская И. С Знания и мышление школьника. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1985. — № 9, -78с.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Cognitive Domain, Loog-man, 1956, London, UK.
- Dom W, Jabn W, Vorstellungs und Begriffsbildung im Geographieunterricht/ Volk und Wissen Volkseigener Vwerlag Berlin. — 1966. -240s.
- Geographie in Ubersishten. Volk und Wissen Volkseigener Verlag Berlin, 1980. -365s.
- Lompscher J. Psychologische Analizen der Lemtatigkeit. Berlin, 1989.
- Selz O. Versuche zur Hebung des Intelligenzniveraus. Zeischrift fur Psychologie. 1935. — № 4.1. ПРИЛОЖЕНЙЯ