Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация исследования по формированию УУД младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве методики № 3 использовали тест на оценку самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах» Л. А. Ясюковой, целью которой является изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД. На листочках написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа… Читать ещё >

Организация исследования по формированию УУД младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того, чтобы проверить эффективность методики использования педагогических технологий при формировании УУД младших школьников на уроках технологии необходимо изучить изначальный уровень определенных характеристик личности исследуемого класса. Для младших школьников класса, который участвовал в эксперименте, мы подобрали методики, которые, на наш взгляд, более адекватно способны показать уровень развитости данных показателей школьников: Методика сформированности познавательных способностей Мюнстенгера, методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой, тест на оценку самостоятельности мышления Л. А. Ясюковой.

Вышеупомянутые методики были выбраны с учетом того, что способны сформировать или развить определенные виды УУД у младших школьников: познавательные и коммуникативные способности, самостоятельность, самоорганизацию, положительное отношение к предмету и т. д.

Методика Мюнстенберга направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой. Ее целью является выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Тест на оценку самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах» Л. А. Ясюковой. Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 3 класса МБОУ СОШ № 83 города Воронежа. В данном классе обучается 18 человек, из которых 7 девочек и 11 мальчиков, средний возраст испытуемых составляет 10−11 лет.

Целью проведения исследования стало выявление изначального уровня некоторых характеристик младших школьников, отвечающих требованиям нового стандарта и входящих в состав УУД, и проверка эффективности разработанной методики использования педагогических технологий при формировании УУД.

Для этого в начале исследования была проведена методика Мюнстенберга, направленная на определение избирательности внимания, диагностику концентрации внимания и помехоустойчивости.

Учащимся предлагался бланк с буквенным текстом, где «спрятаны» слова, задача испытуемых заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст найти и подчеркнуть эти слова.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). В тексте содержится 25 слов. Хорошим считается результат — 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.

В качестве методики № 2 мы использовали методику выявления коммуникативных склонностей учащихся, составленную на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой. Учащимся необходимо ответить на 20 вопросов, отвечая «да» или «нет». Отвечать необходимо не обдумывая, быстро.

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

Низкий уровень — 0,1 — 0,45;

Ниже среднего — 0,46 — 0,55;

Средний уровень — 0,56 — 0,65;

Выше среднего — 0,66 — 0,75;

Высокий уровень — 0,76 — 1.

В качестве методики № 3 использовали тест на оценку самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах» Л. А. Ясюковой, целью которой является изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД. На листочках написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Учащимся необходимо прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который кажется правильным. Правильный ответ подчеркивается. Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ. За каждое совпадение дается 1 балл, подсчитывается общая сумма баллов. Затем с помощью нормативной таблицы для начальных классов определяется уровень развития самостоятельности мышления.

В результате проведения данного исследования были выявлены следующие данные.

Результаты по методике № 1. Методика Мюнстенберга.

0−15 баллов (низкий уровень).

15−20 баллов (средний уровень).

20−25 баллов (высокий уровень).

3 класс — 18 чел.

3 чел — 16,67%.

8 чел — 44,4%.

7 чел — 38,9%.

Результаты методики №1.

Рис. 1 Результаты методики № 1

Результаты по методике № 2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой.

Низкий уровень (0,1 — 0,45).

Ниже среднего (0, 46 — 0, 55).

Средний уровень — 0,56 — 0,65;

Выше среднего — 0,66 — 0,75;

Высокий уровень — 0,76 — 1.

3 класс — чел.

3чел.- 16,67%.

  • 4 чел. -
  • 22,2%
  • 6 чел. -
  • 33,3%

3 чел. — 16,67%.

2 чел. — 11,1%.

Результаты по методике № 3. Тест на оценку самостоятельности мышления Л. А. Ясюковой.

Уровень показателя.

Высокий (7 баллов).

Средний 3−6 баллов).

Низкий (0−2 балла).

Кол-во человек 18.

0 чел — 0%.

10 чел — 55,6%.

8 чел — 44,4%.

Результаты методики №3.

Рис. 2 Результаты методики № 3

Таким образом, можно сказать о том, что в данном классе, процент испытуемых, имеющих средний уровень рассматриваемых показателей, составляет приблизительно менее 50%, уровень же низких и высокий по исследуемому показателю наблюдается лишь у небольшого количества учащихся данного класса. Можно сказать о том, что в 3 классе преимущественно средний и ниже среднего уровень исследуемых характеристик личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой