Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов
Диссертация
В педагогической науке накоплены знания о культуротворческом воздействии образовательной среды профессионального учебного заведения на личность учащегося (Гейжан Н.Ф., Патралов Б.С.), о формировании образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования (Катунова М.Р.), об образовательной среде как системообразующем факторе системы повышения квалификации педагога (Воронцова В. Г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Образовательная среда педагогического колледжа как объект исследования
- 1. 2. Образовательная среда педагогического колледжа как источник профессионального самоопределения студентов
- 1. 3. Ценностные ориентации как ядро профессионального самоопределения студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа
- 1. 4. Поэтапное освоение студентами образовательной среды педагогического колледжа как путь их профессионального самоопределения
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЭТАПНОГО ОСВОЕНИЯ ИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
- 2. 1. Возможности образовательной среды экспериментального педагогического колледжа для профессионального самоопределения студентов
- 2. 2. Профессиональное самоопределение студентов на этапах осознания себя в среде и использования среды
- 2. 3. Профессиональное самоопределение студентов на этапе преобразования среды
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдукаликова А.Ж. Особенности профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей.- Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Алматы. 1995.
- Абдуллина О.А., Загвязникова Н. Н. Педагогическая практика студентов: Уч. пособие. -М.: Просвещение, 1989. 175с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.- 299 с.
- Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей / Под ред. И. С. Батраковой. JL: Изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 44с.
- Акулова О.В., Батракова И. С., Богданова Р. У. и др. Педагогический практикум. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 86с.
- Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
- Андреева Ж.О., Ермолаева М. Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа / проект «призвание"/ СПб. 2001.
- Аникаева Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед.наук. -СПб., 2001.
- Анисимов О. С., Глазачев С. Н. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. труд. Волгоград, 1996.
- Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. Авт.канд. пед. наук.- Уфа, 1997. 22с.
- Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Научно-методическое пособие. Тула: ТПУ, 1993. — 23 с.
- Анцибор М.М. Актуализация учебно-познавательной деятельностистудентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М.: Прометей, 1980.-240с.
- Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999 г. № 4 с. 117−121.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 86с.
- Афанасьев Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцов С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М.: РГПУ, 1999. — 55с.
- Балабанова Н. В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности. Краснодар, 2002.
- Балакирева J1.A., Н. А. Даниличева. Психология профессионального выбора ООО „СЛП“ СПб., 1998. 144 с.
- Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб. РГПУ им. А. И. Герцена, 1995 — 23 с.
- Батракова И.С., Чекалева Н. В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки // Педагогика в вузе: Наука и учебный предмет. СПб., 2000. — С. 319−335.
- Бернштейн М.С. Методика и техника обследования среды в Америке. -М.: Работник просвещения, 1930. 90с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -191с.
- Беспалько В.П., Татур Ю.С, Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 142с.
- Бессонов Б.Н., Ващекин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Ю. Образование — прорыв в XXI век. — М.: Изд-во МРУ К, 1998. — 242с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во
- Академии пед. наук РСФСР, 1961. С. 50.
- Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности // Моделирование воспитательных систем: теория и практика. Сб.науч. трудов. /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. С. 130−133.
- Большая Советская Энциклопедия. М., 1973. — 1336с.
- Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования. Дисс.докт.пед.наук. СПб., 1999. — 365с.
- Бронский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дисс. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1993. — 212с.
- Буева Л.П. Личность и среда. //Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. Докл. М., 1972. — С. 3−6.
- Введение в педагогическую культуру. Уч. пособие /Под общ. ред. Бон-даревской Е.В. Ростов- на — Дону: РГПУ, 1995. — 172с.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения //Хрестоматия по педагогической психологии. -М., 195. С. 326−332.
- Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во ТУ, 1989. — 336с.
- Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
- Воронин A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы. Дисс. канд.пед.наук. Брянск, 1995. — 207с.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход. Автореф. дис. докт. пед. наук. -СПб, 1997.
- Воротникова Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъектапрофессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Воронеж. 2001.-24 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. // Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 572 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2.-М., 1995 .
- Галактионова Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд. пед.наук.-СПб., 1997.
- Гейжан Н.В. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Д.: 1984. — 206 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Выща школа, 1986. — 200с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.-86 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.-М., 1988.
- Гиницинский В.Н. Основы теоретической педагогики. Уч. пособие. -СПб.: СпбГУ, 1992.-154с.
- Глазычев B.JI. Опыт средового подхода к пониманию механизмов культуры //Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого. Ч. 1. Пермь, 1981. — С. 101−104.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Гришин Д.М., Прокопенко В. И. Педагогика: основные понятия, схемы, таблицы /Уч. пособ. Калуга, КГПУ, 1991. — 111с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. -М., 1997.
- Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 336с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа : история и современность -М.1992, С. 41.
- Диалог в обучающей системе./Е.И. Машбиц и др. Киев, 1989. — 184с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
- Дудина М.Н. Педагогика (долгий путь к гуманистической этике) Екатеринбург: Наука, Уральское отделение, 1998. — 311 с.
- Журавлев В.В. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средних школ. Ростов-на-Дону, 1972. — 199 с.
- Журкина A.M., Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово, 1998.- 199 с.
- Захарова JI.H. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.-С. 42−46.
- Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
- Зимняя Н.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997,477с.
- Зинкевич Е.Р. Становление педагогического колледжа как личностно и профессионально ориентированной образовательной системы. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- СПб., 2000.
- Зинченко В. П. Образ и деятельность.- М., 1997.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //Психологический журнал. 2000. -N.12.
- Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к ислледованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина // Известия Российской Академии Образования.- 2000.-№ 3
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности./ Под. ред. B.C. Мухиной. М., Мысль 1989.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: „Петербург — XXI век“, 1997.- 160с.
- Каташев В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996. -32 с.
- Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба-учреждения дополнительного образования детей. Дисс. канд. пед наук. -СПб, 1998.-239с.
- Квеско Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление. Философско-методологический анализ. Томск, 1998. — 186с.
- Кирий Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1998.20 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.-66
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.// вопросы психологии 1993 № 1, с. 13−23.
- Ковалев Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы.//Учителю об экологии детства.- М., 1996. с. 189−199.
- Коган JI.H. Социальная среда воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и его среда: Сб. науч.тр. Свердловск, 1980. — С. 3−9.
- Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культу-ра.-СПб, 1999.
- Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. // Педагог. 1999. — № 2. — С.26−32.
- Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Автореф-т. докт.пед.наук. -СПб., 2000. 36 с.
- Коменский Я.А. Избранные пед.сочин. М., 1955. — 210с.
- Компаниченко. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. — Хабаровск, Дальневосточ. регионал. центр изучения пробл. будущего поколения, 1994. — 51 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Константинова Р.В. Проблема создания содержательной среды учебного процесса в контексте профессиональной подготовки творческого педагога. // Из опыта реформирования процесса подготовки будущих педагогов. Кемерово, 1998.-С.З-44.
- Концепция развития социально-педагогического колледжа на период 2000—2005 гг. Воронеж. 2000. с 100−101.
- Котиленков Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Минск, 1979. — 22 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во ун-та, 1994, С.32−33.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-164с.
- Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. — 145с.
- Крапивская JI.B. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
- Краткий психологический словарь /под ред. Петровского А. В. и Яро-шевского М.Г. -М.: Политиздат, 1985, С. 80−81.
- Крылова Н.Б. Среда: социокультурная, образовательная. Образование через сообщество // „Новые ценности образования: тезаурус“. М.: АО
- ВННИМП-ВИТА», 1995.-С. 91−94.
- Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 195 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
- Кульневич С.В. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: Учебно-метод. пособие. Воронеж, 1998. -196 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности. Учебное пособие. Воронеж, 1997.-184 с.
- Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития.- Елец, 2002.
- Кухарчук A.M., Ценциппер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся, Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с. -99
- Лабунская Н.А. Педагогическое исследование современного студента (Студент при получении образования): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999.-76с.
- Ластовка В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Кемерово., 2000,19 с.
- Латино-русский словарь / под ред. Дворецкого И. Х. М., 1976, Русск. яз. — 1096 с.
- Лебедев В.О., Николавич Д. А. Теория организаций: Уч.пособие. -СПб., 1998.-31с.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Пособия. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 91 с.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М.: Прогресс Универ. 1993 — 207 е.-103
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. — М.:1. Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М, 1983.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл, 1992.
- Лесохина Л.Н. Образование в структуре педагогической деятельности: Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1991.-32 с.
- Лисовский В.Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 1990 г.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. — 318с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977. — Т.1. — 399 с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. Т.5. -М., 1960.
- Макареня А.А. Методологические основы создания культуротворче-ской среды подготовки учителя. Авторефт. докт.пед.наук. М., 1998. — 26 с.
- Максимова О.А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс 1999 № 6 с. 132.
- Маликина Е.В. Самоопределение старшеклассников в условиях вариативного обучения. Автореф. дисс.канд.пед.наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, — 1995. — 21 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. докт.пед.наук. -М., 1997.-493с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
- Матусевич В.А., Оссовский В. Я. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова Думка, 1982. С.29−34.
- Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной средывуза. Автор-т. канд.пед.наук. СПб., 1999. — 23с.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для уч. / под ред. Чистяковой С. Н. М.: Просвещение, 1997. — 187с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. — 216с.
- Мичурина Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования.- Автореф. дисс.канд.пед.наук. -Кемерово. 1999.-23 с.
- Моложавенко В.А. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Дисс. канд.пед.наук. Тюмень, 1998. — 170с.
- Моложавый С.С. Учет среды и работы дет. учреждений. М., 1925. -137 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.-364с.
- Назарова Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204с.
- Нежурина М.И. Принципы организации и разработки информационной образовательной среды для дистанционного обучения. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1998.-167с.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение «Владос», 1994, в 2-х книгах, книга 1 — 576 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
- Нийт Т., Раудсепп М. Новые и старые книги по психологии среды.// Человек в социальной и физической среде /Под ред. X. Лийметса, Т. Нийта, М. Хейдментса. Таллин, 1983.- С. 171−186.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика1998 № 3 (май).
- Никитина Н.Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика.- М., 2004.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 75с.
- Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.-279с.
- Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. № 7. -М., 1997.-248 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. Н. Б. Крылова. М., 1995.
- Носова Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Авто-реф.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., А 36,1993.-960с.
- Омельяненко В.П., Вовк Л. П., Омельяненко С. В. Задания и педагогические ситуации. М.: Просвещение, 1993. — 271с.
- От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2.-М.Д995
- Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя. //Педагогика, 1990, № 11. С.64−69.
- Пальянов М.П. Формирование профессиональной направленности школьников. Томск: Томский гос. пед. ин-т им. Ленинского комсомола, 1988, 98 с.
- Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тез. докл.-М, 2000.
- Парагизин В.Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987. — 140 с.
- Патралов Б.С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся, СПб, 1994.-87 с.
- Пашковская И.Н. Социально- педагогические основы профессионального самоопределения педагога. Автореф. дисс. канд. пед. Наук. СПб.2002.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
- Пенкрат А.В. Мотивы выбора профессии. Минск, 1986.-149с.
- Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Спец.-Лит., 1999. -72 с. / под ред. Вершловского С.Г.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на Дону., 1996.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, Российский открытый университет. -М.: ТОО «Горбунок». 1992. С.48−49.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержанием/Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
- Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965, 365 с.
- Подготовка специалистов в области образования: основные направления совершенствования. Вып. IV. СПб.: Образование, 1996. — 176с.
- Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Омск., 2000.
- Попов В.А., Кондратьева О. Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 № 6 с. 53.
- Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. -221с.
- Портянская Л.А. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса. Автореф. .кан.пед.наук. М., 1996. — 22с.
- Практикум по педагогике. Уч. пособие. /Под ред. З. И. Васильевой. -М.: Просвещение, 1988. 144с.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1993, С.ЗО.
- Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях. Ч 2. Кемерово. 1996.
- Проданов И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 239с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Москва Воронеж, 1997. 80 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 1996. — 96 с.
- Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. Изд-во СПб Ун-та, 1998. 239 е.-169
- Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1997. 439 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. П. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. JL, 1991.- 65с.
- Раудсепп М. Среда как место для поведения // Человек в социальной и физической среде. Таллинн, 1983. — С. 143−165.
- Редько Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности. Автореф. канд.пед.наук. Ростов-на- Дону, 1996.-27с.
- Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск., 1999.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов- на- Дону, 1994.-239с.
- Рогожин С.В. Теория организации: Уч. пособ. М., 1998. — 57с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М., 1990. 109 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова. В 2-х томах. Том 1. -М, 1993. 608с.
- Росстальной А.С. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущих педагогов. Дисс.канд.пед.наук. Ростов- на- Дону, 1988. — 183с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1946. — 564 с.-180
- Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии.М., 1976.
- Рубцов В.В. о проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Вторая Российская конференция по экологич. психологии: Тез.докл. М., 2006.
- Рябченко A.M. Взаимосвязь общественной и профессиональной направленности личности как фактор воспитания учащихся: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1979. — 19 с.
- Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е. В. М., 1987.
- Сазонов И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1999.-22 с.
- Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Вып. 12 / Под ред. Т. Г. Браже, М. М. Заборщиковой. СПб, 1999.
- Самооценка в деятельности студентов. / Под ред. Е. А. Залучековой. -М.: НИИВО, 1992.-52с.
- Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Нар. образование, 1996. 111с.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. -183
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 134с.
- Семенов В.Ю. Педагогика среды в условиях развитого социализма. Уч.пособ. Свердловск, 1980. — 72с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464с.
- Симоненко В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение. Брянск, 1995, с. 21−22.
- Сластенин В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя. // Педагогика. -1996. № 1. — С. 17−39.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991.- № 10. — С. 79−84.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализации целей образования в пространстве культуры. // Новые ценности образования.-М., 1995.- С. 177−184.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности.- М., 1995.
- Смятских JI.A. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России. Автореф. на соискание научной степени канд.пед.наук -М. 1992.
- Соколов В.М., Захарова А. А., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. М., 1994. — 160с.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление студента с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Автореф.канд.пед.наук. Казань, 1997. — 36с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. -М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Сороковых Г. В.Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов./Шедагогика 2004.№ 1, с.62−68.
- Социально-психологические основы средообразования. Тезисы конф. / Под ред. Т. Шита, М. Хейдметса, Ю. Крусвалла. Таллин, 1985. — 301с.
- Среда //Разработка терминологического аппарата дизайна. / Под ред. Г. Л. Демосфенова. М.: ВНИИТЭ, 1982. — С. 109−110.
- Степаненков Н.К. О характере профессиональной направленности учащихся. Минск: «Университетское», 1993. — 189 с.
- Степаненков Н.К. Системный подход к профессиональной ориентации учащихся. Минск: «Университетское», 1991. — 38 с.
- Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1999. -23 с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: изд-во «Флинта», 1999.-268 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1980. Т.2. — 384 с.
- Тарасов С. В. Философия современной школы./Юбразование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты.- СПб, 1998.
- Темуров Ф.А. Формирование профессиональных интересов старших классов. Ташкент. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1967. — 21 С.-212
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 197 с.
- Ткаченко А.С. Формирование профессиональной направленности у учащихся среднего специального учебного заведения. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —М., 1978. — 20 с.
- Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде./ Под ред. В. И. Панова. М., 1997. — 157с.
- Третьянов П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М. 1995. — 201с.
- Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. //Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западно-европейского опыта. Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285с.
- Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, В. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 462с.
- Условия формирования профессиональной направленности /Леонтьев В. Г. Новосиб.пед.ин-т, 1982. — 120 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988, Т. 2.-322с.
- Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560с.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989, 540 с.
- Фомичева Т.В. Психологические основы выбора профессии учащимися выпускных классов. Вопросы психологии, 1966, № 1. С.5−7. -225
- Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. В 2-х томах. Том 1. М.: Педагогика, 1986. — 392с.
- Ходякова Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования. -Волгоград, 2003.
- Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. Киев, 1992. — 30 с.
- Царева Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей. Дисс. докт.пед.наук. Казань, 1997.-431с.
- Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Дисс. докт. пед. наук. СПб, 1998.- 534с.
- Человек и среда: психологические проблемы. /Под ред. Т. Нийта, М. Хейдмента, Ю. Круусвалла. Таллин, 1981. — 236с.
- Человек, среда, пространство. Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. / Отв.ред. П.Тульвисте. Тарту, 1979.-162с.
- Человек. Среда. Общение. Сб.науч. тр. Таллин, 1990. — 167с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды /Пер. с чешек. И. И. Попа. -М.: Мысль, 1989.- 174с.
- Чистякова С.Н. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М.: 1989. — 83 с.
- Чистякова С.Н. Я и моя профессиональная карьера. Кемерово: Обл. ИУУ, 1999.-50c.-232
- Шабашина Е.П. Развитие профессионального самоопределения выпускника лицея: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Оренбург, 1998.20 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, — 1984. — 96 с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982
- Шалаев И.К., Веряев A.JI. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998.- С.23−27.
- Шаров А.С. Формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
- Шафранский К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентацияхличности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108−115.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. Т. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. -304 с.
- Шиян Л.К. Управление педагогическими системами: Уч. пособие. Рязань, 1998.-181с.
- Шкопоров Н.Б. Психологическое пространство личности и гипотеза проникновения в среду: теоретический анализ. // Психология. № 3. — 1988. -С. 106−108.
- Шремф Л.А. Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города. М., 1998. — 23с.
- Щекатунов А.Д. Образовательная модель «школа школа искусств» как личностно- развивающая система. Дисс.канд.пед.наук. — Волгоград, 1995.-77с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах. /Рук. авт. колл. С. Я. Батышев. Том 1. М., 1998. — 566с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
- Южаков З.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление. Саратов: СГУ, 1986. — 156 с.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся.-Киев, 1983, С. 7.-242
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.-М., 1997.-288с.