Ролевая игра как средство формирования профессиональной коммуникативности студентов
Диссертация
Проблема коммуникативной компетенции исследуется в работах Ю. Н. Емельянова, Г. А. Кудрявцевой, Г. С. Трофимовой и др. (97- 258- 313). Однако недостаточно хорошо изученной и освещенной за последнее время остается проблема формирования коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности обучаемых, связанных с формированием профессионально значимых коммуникативных умений студентов языковых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность профессиональной коммуникативности студента языкового факультета
- 1. 2. Сущность ролевой игры как дидактического средства формирования профессиональной коммуникативности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
- 2. 1. Модель профессиональной коммуникативности как педагогическая цель высшей школы
- 2. 2. Технология организации и проведения ролевой игры на занятиях по английскому языку
- 2. 3. Результаты экспериментального исследования и их интерпретация
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 192 с. — (Руководство практического психолога).
- Аксенова Г. И. Субъектное обучение в высшей школе: новый подход // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научной конференции Института психологии / Институт психологии РАН. М., 1997. — С. 85−93.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сб. науч. тр. / AITH СССР, НИИ общ. и пед. психологии / Ред. кол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1983. — 83 с.
- Алексеева И.Н. Коммуникативно-ориентированная форма обучения научному стилю речи / Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе / Н. С. Власова, И. Н. Алексеева, И.Р. Бараба-нова и др. М.: Рус. яз., 1990. — 230 с.
- Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М.: Изд-во Педагогика, 1991, — 136 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Учебник для фак. психологии ун-тов. -М: Изд-во МГУ, 1980.-415 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 240 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. — 156 с.
- Аникеева Н. Г1. Учителю о психологическом климате в его коллективе. -М.: Просвещение, 1983. -96 с.
- Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: Типология и историко-культурологический анализ. СПб, 1994. — 39 с.
- Алпатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 17 с.
- Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1966. — 279 с.
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистические и дидактические аспекты): Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997.-32 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Афанасьев В.Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976. — № 2. — С. 30−36.
- Афанасьева Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности (на примере подготовки инженер.-преподават. кадров): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. -16 с.
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. -М., 1996.-320 с.
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. М., 1985. — 139 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические трудь: / Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 19 с.
- Баранов А. Категории искусственного интеллекта в лингвистической семантике. Фреймы и сценарии. М., 1987. — 216 с.
- Барышникова Н.Г. Психологические проблемы организации ролевого общения на уроке иностранного языка // Вопросы психологического обоснования обучения иностранным языкам: Сб. науч. трудов. М., 1982. — Вып. 187. -С. 114−123.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-316с.
- Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-С. 98−103.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Березина Н.Е. Обучение письменным формам делового общения в ситуациях вхождения в сферу профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 17 с.
- Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 17 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1998. — 399 с.
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использование критериев качества усвоения знаний //Сов. педагогика. 1968. — № 4. — С. 52 — 69.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2. — С. 20−30.
- Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально- психологической подготовки / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 183−204.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 194 с.
- Борзенко С.Г. Обучение иностранных студентов-медиков профессиональному общению на русском языке: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
- Бориско Н.Ф. Обучение устной монологической речи с использованием видеофонограммы в интенсивном курсе на начальном этапе языкового вуза. (На материале немецкого языка): Автореф. дис. канд. пед. наук, — Киев, 1987. 226 с.
- Брудный А.А. К анализу процесса понимания текстов // Знак и общение. Фрунзе, 1974. — С. 3−6.
- Брюйн Поль де. Подготовка кадров для управления предприятиями. -М.: Прогресс, 1968. 103 с.
- Буева Л.П. О методологии изучения сознания личности в социалистическом обществе // Общественная психология и коммунистическое воспитание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — С. 40−94.
- Вайсбурд М.Л., Рубинская Б. И. Деятельностный подход при отборе коммуникативного минимума для среднего этапа обучения // Иностр. языки в школе. 1996. — № 2. — С 11−15.
- Васильев Ю.В. Межпредметные связи в учебном процессе педагогических училищ // Советская педагогика. 1971. — № 1. — С. 21 -48.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. -336 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 78−100.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985. — 196 с.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности. Л., 1989.-74 с.
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении: Индукция, дедукция, гипотеза. Казань, Таткнигоиздат, 1975. — 160 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование профессионального мышления у студентов педвуза // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Казань, 1989. — 144 с.
- Вишнякова Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 112 с.
- Власов Л.М., Сементовская В. К. Деловое общение. Л.: Лениздат, 1980.-80 с.
- Воробьев Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика. М.: Наука, 1979. — Вып. 11. — С. 102−124.
- Воскресенская К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи // Ученые записки Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 1964. -№ 223. — С. 142−148.
- Воспитателю о личностном общении: Психология общения // ИМО «Творческая педагогика». М.: М.П. «Новая школа», 1994. — 77 с.
- Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии: Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 488 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62−76.
- Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии // Вопросы теории и истории психологии: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1.-С. 238−290.
- Газман О.С. Проблемы формирования личности школьника в игре // Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985. — 139 с.
- Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1973. — С. 349−372.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Гарифуллина М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1987. 18 с.
- Гвишиани Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии): Мо-ногр. М.: Высш. шк., 1986. — 280 с.
- Гельми Г. Коммуникативность и ситуативность при развитии устных речевых навыков и умений в процессе обучения русскому языку. Вкн.: Методика преподавания русского языка за рубежом. М.: Рус. яз., 1982. — С. 130−135.
- Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Высшая школа, 1974. — 20 с.
- Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 61−77.
- Голод В.И., Шахнарович A.M. Коммуникативные и когнитивные аспекты текста как единицы речевой деятельности: Сб. науч. тр. / МГИИЯ им. М. Тореза, 1985. Вып. 252. — 217 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 101−111.
- Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
- Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 56−65.
- Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград: КГУ, 1996. — 105 с.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград: КГУ, 1995.-94 с.
- Гребенюк О.С. Примерная номенклатура целей учебно-воспитательного процесса: Методические рекомендации для преподавателей средней школы и ПТУ. Калининград, 1991. — 14 с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. — 572 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Гройсман А. Л. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 175−203.
- Гурьянова О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999.- 17 с.
- Далецкий Г. Б. Практикум по риторике: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. М.: Издательский центр A3, 1995. — 87 с.
- Даниленкова Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов на лекциях по педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 1995." 16с.
- Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.310с.
- Демин М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 168 с.
- Деширева Т.И. Субъектно-объектные отношения в разноструктурных языках. М.: Наука, 1985. — 168 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Добрович А.Б. Общение, наука и искусство. М.: Знание, 1980. — 160 с.
- Долькова М.Б. Система подготовки студентов педвузов к осуществлению МПС в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. -16 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации // Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. — 284 с.
- Дуранов М.Е. Воспитание мотивов учения у старшеклассников. Челябинск: Чел. ГУ, 1978. — 138 с.
- Емельянов С.В., Бурков В. Н. и др. Метод деловых игр. М.: Высш. шк., 1976.-87 с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 106 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения: Пособие для студентов психологов. -Ярославль, 1979. 96 с.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 272 с.
- Ефимов В.М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: Наука. — 187 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 246 с.
- Жучок П.М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики // Советская педагогика, 1965. — № 6. — С. 83−96.
- Заботкина В.И. Когнитивно-прагматические концепты лингвистических исследований // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований: Сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. Калининград, 1999.-С. 4−9.
- Завалишина Д.Н. Профессионализация в контексте жизни человека. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-С. 10−11.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения: В 2-х ч. М.: Логос, 1992. — 163 с.
- Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. — № 12. — С. 10−16.
- Зимняя И.А. Функциональная психологическая система формирования и формулирования мысли посредством языка. М., 1985.- 121 с.
- Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Над-кова Думка, 1982. — 114 с.
- Иванова Т.В. Формирование у будущих учителей ИЯ умений использования активных форм обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Уфа, 2000.- 18 с.
- Игровая терапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожкова. Ташкент, 1979. — 208 с.
- Игры Обучение, тренинг, досуг: В 4-х кн. / Под ред. В.В. Петру-синского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- ИЗ. Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 1971. — 224 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — 512 е.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
- Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. ~ 288 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-319 с.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация: Учеб пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1990. — 152 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. ~ 190 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. — 146 с.
- Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Кашина Е.Г. Деловая ролевая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 152 с.
- Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Рус.яз., 1992. — 254 с.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 176 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Ковальчук М.А. Личностное и ролевое общение в интенсивном обучении иностранным языкам // Активизация учебной деятельности в преподавании иностранных языков на неязыковых факультетах университета: Сб. науч. трудов. Днепропетровск, 1983. — С. 19−26.
- Кожина М.И. Стилистические проблемы теории речевой коммуникации. Основы теории речевой деятельности. -М., 1974. 212 с.
- Колесникова О.А. Использование ролевой игры для обучения педагогическому общению на иностранном языке (англ. яз., язык, вуз): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
- Колесов В.В. Культура речи культура поведения. — Л., 1988.216 с.
- Колетвинова Н.Д. Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 21 с.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы языкознания. 1979. — № 6. — С. 9−14.
- Комина Н.А. Текстообразующая роль коммуникативной интенции. -Калинин, 1983. 136 с.
- Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы / Под ред. Е. И. Пассова. М.: Просвещение, 1985. — 124 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989.255 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач // Учебное пособие для студентов пединститутов. М., 1987. — 66 с.
- Коновалова Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 16 с.
- Коровянская Е.П., Юдин О. В. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии. 1980. — № 1.-С. 112−115.
- Королев С.И. Проблема ситуации при обучении иностранным языкам // Проблемы обучения иноязычной речи. Владимир, 1969. — С. 5766.
- Королева Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста // Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957. — С. 38−40.
- Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
- Корсакова Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 1997. — 17 с.
- Коршунова Л.Б. «Ситуация», «речевая ситуация» и «тема» как методические понятия: Тез. докл. 3-ей науч.-метод. конф. русистов по актуальным вопросам преподавания русского языка как неродного. Рига, 1971.-С. 35−36.
- Косова Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 21 с.
- Красильникова Н.В. Методика взаимосвязанного обучения разным видам чтения на 1 курсе неязыкового вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1985.-23 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
- Крюков М.М. Образность деловой игры II Использование деловых игр в совершенствовании систем управления. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1982.- С. 29−50.
- Кубрякова Е.С. Роль словообразования в языковой картине мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Изд-во «Наука», 1988.-248 с.
- Кудрявцева Т.С. Что значит обучать языку // Что значит знать язык и владеть им / И. М. Шанский, Т. С. Кудрявцева и др. Под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-е, 1989. — 135 с.
- Кузнецов В.В. Методика разработки педагогических игр: Методические рекомендации. М.: ВИМЦ, 1988. — 26 с.
- Кузнецова И.В. Потребность человека в эмоционально-доверительном общении // Психология XXI века: Тез. Междунар. меж-вуз. науч.-практ. студ. конф. СПб, 1999. — С. 98−99.
- Кузьмин Н.Н. Взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла как необходимое дидактическое условие формирования общих естественно-научных понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1985. 19 с.
- Кузьмин Ю.И. Кодирование звуковой структуры речевых сообщений человеком при восприятии и образовании речи. Л: 1980. — 218 с.
- Кузьмина Е.В. Особенности индивидуального подхода к ученику при обучении иноязычному устноречевому общению на основе учебно-речевых ситуаций (англ. яз. 8- 9-е классы ср. школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 21 с.
- Кузьмина Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. -М., 1973.-204 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. -57 с.
- Куракин А.Т. Моделирование в исследованиях системных объектов в области теории воспитания // Структурно-системные исследования явлений и процессов. М., 1970. — 86 с.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач / В кн.: Проблемы общения в психологии. М.: «Наука», 1981.-С.92−121.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во ИУ, 1985.- 104 с.
- Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. 1969. — № 6. — С. 150−158.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979. -№ 1.-С. 121−132.
- Леонтьев А.А. К определению речевой ситуации / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1998.-С. 161−162.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 27−32.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973. — 208 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-211 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.- 302 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — С. 34−72.
- Леонтьев А.Н. К определению речевой ситуации // Речевая ситуа-тивность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе: Тез. докл. XI науч.-метод. конф.- М., 1973. С. 24−28.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1965. — 528 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам. М., 1972. — 237 с.
- Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Предисл. и приложение Н. И. Гез. ~ М.: Высш. шк., 1988. 127с.: ил. -(Б-ка преподавателя). — На англ. яз.
- Лившиц О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1990. — 20 с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.64 с.
- Линчевский Э. Э Психологические аспекты взаимопонимания. Прогнозирование в процессе общения. Л.: Знание, 1982. — 36 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лиховицкий М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе // Иностранные языки в школе. 1984. — № 2. — С. 18−23.
- Логинова Е.Ф. Лингводидактический аспект межпредметных связей при обучении русскому языку нерусских: Автореф. дис. канд пед наук. -М., 1980.-24 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лошкарева Н.А. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Советская педагогика, 1973. № 10. — С. 31−38.
- Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 16 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Марисова Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения. -Берлин, 1978.-58 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -191 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 192 с.
- Маслыко Е.А. Устное иноязычное общение как предмет обучения иностранным языкам / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. — С. 211−218.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. М.: АПН СССР, 1983. — 83 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 268 с.
- Махмутов М.И., Ибрагимов Т. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 88 с.
- Методические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Шорохов. М.: Наука, 1975. — 295 с.
- Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979. -Вып. 5.- 160 с.
- Мете Н.А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи / Н. А. Мете, О. Д. Митрофанова, Т. Б. Одинцова. М.: Рус.яз., 1981. — 141 с.
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 32 с.
- Миненкова О.П. Использование игры в подготовке социальных работников в профессиональной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань, 1999. 21 с.
- Минерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1976. — 299 с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1981.-239 с.
- Мирзоян A.JI. Использование ролевых игр для обучения профессиональному диалогическому общению на ИЯ (неязык.вуз, англ. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 19 с.
- Мириманова М.С. Субъективный тезаурус модель для психологии // Проблемы связности и цельности текста. — М., 1982. — 186 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция личности и трудовая активность сельских школьников // Новые исследования в психологии. 1988. -№ 2 (39).-С. 52−57.
- Митина JI.M. Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−32.
- Михалевская Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях). СПб, 1993. — 56 с.
- Могилевич Б.Р. Педагогическая система формирования учебно-речевой деятельности студентов (на материале изучения иноязычных страноведческих текстов): Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998.-21 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. И. Смирновой. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984.- 177 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
- Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 120 с.
- Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах / Под ред. А. Е. Кибрика и А. С. Нариньяни. М.: Наука, 1987. — 280 с.
- Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. — 114 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высш. шк., 1981. —183 с.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: Лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Рус. яз., 1983. -176 с.
- Мрякина Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 1997. — 16 с.
- Мудрик А.В. Коммуникативная структура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / АПН СССР, врем. науч. исслед. коллектив «Школа». — М., 1989. — С. 56−67.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Негневицкая Е.И. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. 1987. — № 6. — С. 27−34.
- Никандров Н.Д., Карминская Л. И. Обучение как специально организованный процесс общения. М., 1987. — 50 с.
- Новиков А.И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. — 294 с.
- Новиков Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникаций. М., 1984. — 250 с.
- Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. Л., 1991.31 с.
- Обозов Н.Н. Психология делового общения. Л., 1991.-29 с.
- Обозов Н.Н. Социально-психологический подход и его роль в профессиональном воспитании студентов // Содержание и методы профессионального воспитания студентов: Сб. науч. тр. ~ Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981. С. 21−25.
- Образцова Л.Ю. Формирование профессиональной направленности при обучении иностранному языку // Методика преподавания иностранных языков в вузе. Л.: ЛГУ, 1978.-Вып. 1,-С. 61−63.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 302 с.
- Общие основы педагогики. -М.: Просвещение, 1967. 133 с.
- Олейник Т.И. Интенсификация обучения диалогической речи в VII классах средней школы с помощью ролевой игры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1986. — 23 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Прогресс, 1991. — 287 с.
- Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987. -239 с.
- Павлова Н.Д. Коммуникативная семантика речи // Психол. журн. -1991.-Т. 12. -№ 2.~С. 18−27.
- Павлова Н.Д. Системный подход в исследованиях вербальной коммуникации // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — С. 68−69.
- Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Сов. Педагогика. 1990. — № 11. — С. 64−69.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.-208 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1988.-С. 162−173.
- Пассов Е.И., Стояновский A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. — С. 18−22.
- Первин JI., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М: Педагогика, 1990. — 221 с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирования умений у будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984. — 20 с.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его формирование у студентов // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сб. науч. тр. Казань, 1989. — 144 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982. — 239 с.
- Пидкасистый Г1.И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 207 с.
- Пидкасистый Г1.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ. Рос. Педагогическое агентство. -М., 1996.-207 с.
- Поддъяков Н. Открытие: потенциал игровой позиции // Педагогический вестник. ~ М., 1995. С. 3−5.
- Понутриева В.Л. Коммуникативные умения учителя как условия активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 16 с.
- Постовалова В.И. Существует ли языковая картина мира? // Язык как коммуникативная деятельность человека. -М., 1987. 184 с.
- Потылико Г. П. Культура общения и личность. Киев: О-во «Знание» УССР, 1984.-33 с.
- Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (на материале изучения педагогических дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1998. — 21 с.
- Профессиональная подготовка учителя в системе университетского образования: Материалы научных исследований / Науч. ред. проф. О.С. Гребенюк- Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 90 с.
- Пустосмехова Л.Н. Особенности организации ролевой игры с опорой на телевизионные передачи при обучении иностранному языку на разных этапах обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1999. 22 с.
- Пучков П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998.- 19 с.
- Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с анг. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001.142 с.
- Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Изд-во «Центр», 1996. -332 с.
- Рапопорт С. Х Искусство и эмоции. Изд. 2-е доп. — М.: Музыка, 1972.- 168 с.
- Реан А.А. Категория «общение» в современной общей психологии и психологии личности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — С. 70.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985.-206 с.
- Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. — 143 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Л., 1972. — 238 с.
- Роовет Э.И. Обучение речевому общению / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1998.-С. 219−223.
- Рубан Э.М. Создание речевых ситуаций на уроке // Ученые записки Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской. 1962. -Т. 110. — С. 75−86.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 370 с.
- Садовская А.С. Использование ролевых игр в процессе релаксопеди-ческого обучения иностранному языку // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. -Пермь: ПГТИ, 1980. С. 94−100.
- Сажко Л.А. Обучение устному иноязычному общению с применением ролевых игр в 5-ом классе средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 23 с.
- Самсонова Н.В. Формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 1995. -17 с.
- Сафина З.Р. Формирование у будущих учителей готовности к инновационной дидактической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Бирск, 1997.-24 с.
- Сахарова Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи // Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991. — С. 180−187.
- Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-175 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 250 с.
- Семенец Н.Л. Учебно-речевая ситуация // Аудиовизуальные средства в преподавании иностранного языка в транспортных вузах. Днепропетровск, 1969. — С. 6−14.
- Семенова Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений у студентов педвуза: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1984.-22 с.
- Сериков В.В. Методология личностного подхода в образовании: проблема целостности // Целостный учебно-воспитательный процесс. -Волгоград, 1994. 146 с.
- Симеонова И.И. Создание коммуникативной обстановки на уроке ИЯ как один из способов интенсификации учебно-речевой деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978, — 17 с.
- Симонов В. Г1. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 192 с.
- Скалкин В.А. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1998.-С. 173−180.
- Скалкин В.А., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус. яз., 1991. -С. 154−161.
- Скаткин М.Н. Методология и практика педагогических исследований: В помощь начинающему преподавателю. М.: Педагогика, 1986. -115 с.
- Слухай Т.А. Развитие речевой деятельности студентов в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 18 с.
- Смирнова JI.H. Тематический аспект организации материала по специальности / Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. М.: Наука, 1976. — С. 90−98.
- Содержание и методы профессионального воспитания студентов: Сб. науч. тр. Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981. — № 90. — 102 с.
- Содержание, формы и методы обучения в высшей школе и средней специальной школе // Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М.: НИИВШ, 1983. — Вып. 10.-44 с.
- Соковников В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения: Науч. тр. 1987. — Вып. 1. — С. 1824.
- Солганин Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.
- Сорокин Ю.А., Марковина И. Ю. Культура и ее этнопсихологическая ценность // Этнонсихолингвистика. М.: Наука, 1988. — 267 с.
- Социология: Курс лекций. М.: Владос, 1995. — 192 с.
- Спирин А.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дис. док. пед. наук. Л., 1980. — 34 с.
- Стерлин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания / РАН, Ин-т языкозн. М., 1996. — С. 97−113.
- Столин В.Е. Педагогическая технология в системе подготовки учителя // Теория и практика управления методической подготовкой специалиста в педагогическом вузе: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. -Орск: Изд-во Орского пединститута, 1996. С. 64.
- Столин Е.В. Совершенствование познавательной деятельности школьников средствами межпредметных проблемных заданий: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 19 с.
- Стрельцова Г. Д. Способы коммуникативного воздействия на примере синтаксиса устной речи // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. — С. 39−41.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: Из опыта работы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. — С. 2465.
- Стуканов А.А. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 22 с.
- Сыроежин И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: НИИВШ, 1981. — (Обзорная информация НИИВШ. Серия 4. Обучение в высшей и средней специальной школе. Вып. 6). — С. 43−67.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986.-С. 4−34.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
- Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович.- М., 1979. С. 62−64.
- Тарасов Е.Ф. Социальные взаимодействия в речевом общении // Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1979. — С. 8−15.
- Тарасов Е.Ф. Функциональная модель диалогического общения / Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. -Горький, 1966. С. 22−25.
- Тарнакина Н.В. Обучение иностранных студентов-нефилологов устному рассуждению (на материале учебных текстов по физике): Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1985. — 16 с.
- Телюк А.В. Социальные функции общения / Актуальные вопросы марксистской гносеологии и социологии. М.: Политиздат, 1977. — С. 106−121.
- Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 2000. — 27 с.
- Умапский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Ушакова Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — С. 165.
- Фастовец Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А.-М.: Рус. яз., 1998.-С. 187−193.
- Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин: Пособие для учителей: Сб. статей / Под ред. В. Н. Федоровой. -М.: Просвещение, 1980. С. 3−12.
- Ферапонтов Г. А. Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 14 с.
- Филатов В.М. Обучение инициативной речи с использованием ситуативно-ролевых игр на I курсе языкового педвуза (нем. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
- Фонарев А.Р. Психологические особенности профессионализации личности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — С. 130−132.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высш. шк., 1989.- 159 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Фролова Г. М. Использование ситуаций ролевого общения для профессионально-методической подготовки студентов (англ. яз., язык, вуз): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1987 24 с.
- Халева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высш. шк., 1989. — 238 с.
- Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992. — 304 с.
- Хроменков И.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Чеботарева Е.Ю. Психологическая характеристика типов речевых действий // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Института психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — С. 166−167.
- Черкасова Е.Р. Политехнический аспект межпредметных связей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 19 с.
- Чигринов В. И, Мельникова С. И., Мураховский А. А. Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.- Харьков: ХГУ, 1987. 91 с.
- Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сб. ролевых игр. М., 1991. — 101 с.
- Чурасова В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческой группе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1991. 19 с.
- Чурилин Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984. — 21 с.
- Шавир П.А. О структуре и критериях профессиональной направленности студентов // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень: Изд-во «Тюменская правда», 1981. — С. 5−13.
- Шакуров Р.Х. К категориальному аппарату социальной психологии // Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 101−111.
- Шакуров Р.Х. Новый подход к разработке теории мотивации // Сред, спец. образование: состояние, проблемы, тенденции: Тез. докл. науч. конф. ИССОРФО. Казань: ИССО РАО, 1993.-С. 106−107.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Российская Академия образования Поволжское региональное отделение. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 236 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.-209 с.
- Шестопалов Ю.А. Общение: возможность и действительность. -Фрунзе: Илим, 1985. 1 76 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 534 с.
- Широкова. И.К. Устойчивость общения пар студентов в связи с некоторыми индивидно-личностными особенностями // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума. JL, 1973. — С. 18−19.
- Шмаков С.А. Игра учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240 с.
- Шмидт Райнер. Искусство общения. М., 1992. — 79 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1996. — 191 с.
- Шубин Э. Г1. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
- Шувалова Н.В. Обучение групповому (полилогическому) общению на уроках английского языка в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-797 с.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблема совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980. — С. 3−42.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 704 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 64 с.
- Юдин Э.Г. Методологические проблемы системного подхода в социальных исследованиях // Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. -М., 1970. С. 43−78.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.- 192 с.
- Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993, — 202 с.
- Юсупов И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Казань, 1989. — 144 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы: Библиотека журнала. М.: Сентябрь, 1996.-96 с.
- Янковская Т.И. Формирование навыков профессионально-направленного продуктивного билингвизма у студентов-нефилологов педвуза в процессе обучения русскому языку (на материале физического факультета): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. — 18 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986.-231 с.
- Allport L. Pattern and growth in personality. New-York: Holt, Rinehart, Winston, 1961. -237 p.
- Allright R.L. The Importance of interaction in Classroom Language Learning. Applied Linguistics. Oxford University Press, 1984. — V.5. — #2. — Pp. 156−171.
- Ariew R. and Frommer J.G. Interaction in the Computer Age // Interactive Language Teaching by Wilda M. Rivers. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — 228 p.
- Bachman, L. F. Communicative Language Ability: Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford Univ. Press, 1990. — P. 81−110.
- Bligh, D., Ebrahim, G.J., Jaques, D., Piper, D.W. Teaching Students. A EUTS Production. Devon, England: Exeter University Teaching Services, 1975.- 221 p.
- Bygade, M. Speaking. Language Teaching: A Scheme for Teacher Education / Ed. C.N. Candlin & H.G. Widdowson. Oxford Univ. Press, 1987. -121 p.
- Byrne, D. Teaching Oral English. Longman Group Ltd, 1978. — 320 p.
- Canale, M. 1983. On Some Dimensions of Language Proficiency in Oiler, 1983.-Pp. 333−342.
- Canale, M. and Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Dublin: New Dimensions, 1980. -348 p.
- Cantor, N., Mischel, W., & Schwartz, J.C. A prototype analysis of psychological situations/ Cognitive Psychology. 1982. — Pp. 45- 77.
- Cattell, R.B. Personality and learning theory. New York: Springer- Sar-bin T.R., 1979.-209 p.
- Comeau R.F. Interactive Oral Grammar Exercises: Interactive Teaching by W.M. Rivers. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — 228 p.
- Debizer F. Dramatization, Simulation, jeux de roles. Le Francais dens Le Monde, 1976. — Pp. 24−26.
- Die Pietro Robert J. Strategic Interaction: learning language through scenarios. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. — 155 p.
- Gerhard U. Rollenanalyse als Kritische Soziologie. Berlin, 1971.408 s.
- Givon, T. Mind, Code and Context. Essays in Pragmatics. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Hillsdale, New Jersey, London, 1996. — Pp. 70−73.
- Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N.Y., 1959. — Pp. 16−19.
- Gower, R. Teaching Practice Handbook. Heinemann Educational Books Ltd, 1983. — 187 p.
- Gross N., Mason W.S., McEacherin A.W. Exploration in Role Analysis. -N.Y., 1958.-371 p.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching. (Longman Handbooks for Language Teachers) — New ed. — Longman Group UK Limited 1991.-296 p.
- Hohmann H.-O. Das Spiel mit dem Rollenspiel. Zielsprache Englisch, 1977. — #4,-S. 4−61.
- Hymes, D. On communicative competence. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1971.-321 p.
- Hymes, D. 1972. 'On Communicative Competence ' in J.B. Pride and J. Holmes (eds): Sociolinguistics Harmondsworth. Penguin. — Pp. 269−293.
- Hymes, D. Toward Linguistic Competence. Philadelphia, Pa.: Graduate School of Education. University of Pennsylvania, 1982. -216 p.
- John, V. Communicative competence of low-income children: assumption and programs / Report of Language Development Study Group. Ford Foundation, 1967. — Pp. 24−38.
- Johnson D.W., R.T. Johnson and E.J. Holubec. Structuring Cooperative Learning: Lesson Plans for Ts. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1987. -259 p.
- Johnson D.W., R.T. Johnson. Circles of Learning Cooperation in the Classroom. Alexandria, Ya: Association for Supervision and Curriculum Development, 1984.-217 p.
- Johnson D.W., R.T. Johnson. Learning Together and Alone: Cooperation, Competition and Individualization. N.Y.: Prentice-Hall, 1975. — Pp. 65−79.
- Johnson D.W., R.T. Johnson. Social Skills for Successful Group Work // Education Leadership. Y. 47. — # 4. — Pp. 31−35.
- Johnson, K. Communicative approaches and communicative processes. -1979.- Pp. 45−63.
- Jones К. Shipwrecked! From Nine Graded Simulations for Communicative Skills. ILEA, 1974. — 58 p.
- Jones Ken H. Simulations in Language Teaching. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. — 122 p.
- Knight M. Role Play. Zielsprache Englisch. — 1977. — #2. — P. 6−11.
- Ladousse G.P. Role Play. Resourse Books for Teachers / Series Editor: Alan Maley. Oxford: Oxford University Press. — Eighth impression. — 1994. — 181 p.
- Lee W.R. Language Teaching Games and Contests. Oxford: Oxford Univ. Press. 1987.-Pp. 147−156.
- Linton R. The study of man. New York: Appletion Century, 1986. — Pp. 133−134.
- Littlewood, William T. Communicative Language Teaching. (New directions in language teaching). — Cambridge: Cambridge University Press, 1983. — Pp. 49−64.
- Livingstone C. Role Play in Language Learning. Harlow (Essex): Longman, 1986.-94p.
- Maley A., Duff A. Drama Techniques in Language Learning. Moscow: «Prosveshcheniye», 1981.-95 p.
- Mead G.H., Morris C. W. (Ed) Mind, Self and Society from the stand point of a social behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1984. -Pp. 35−38.
- Mey, J. Pragmatics. An Introduction, Blackwells. Oxford, 1996. — Pp. 303−304.
- Miller, G., & Steinberg, M. Between people. Chicago: Science Research Associates, 1975. — Pp. 38−39.
- Munby, J. Communicative Syllabus Design. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. — 128 p.
- Perrott, E. Effective Teaching: A Practical Guide to Improving Your Teaching. London: Longman, 1982. — 227 p.
- Pike K.L. Language in Relations to United Theory of the Structure of Human Behavior: Part 1. Glendale, Cal., 1954. — Pp. 1−6.
- Sarbin T.R. Role Theory // Handbook of Social Psychology / W. Lindsey (Ed). Cambridge: Mass, Addison Wecsley, 1954. — Pp. 11−18.
- Savignon, S. Communicative Competence: an Experiment in Foreign Language Teaching. Center for Curriculum Development, 1972. — 347 p.
- Schank, R., & Abelson, R. Scripts, plans, goals and understanding. Hillsdale. N.Y.: Erlbaum. — 1977. — Pp. 25−37.
- Scher, A. and Verrall, Ch. 100 + ideas for drama. London: Heinemann Educational Books, 1975. — 131 p.
- Schwerdfeger J.C. Gruppenarbeit im Fremdsprachenunterricht. Quell moyer Heiderberg, 1977. — 192 s.
- Sheils J. Communication in the Modern Languages Classroom // Learning and Teaching Modern Languages for Communication: Project No. 12 of the Council of Europe. Strasbourg: Council of Europe, Publishing and Documentation Service, 1993. — 177 p.
- Shoemaker Connie L., Shoemaker Floyd F. Interactive Techniques for the ESL classroom. Boston, Massachusetts: Heine and Heile Publishers. A Divisione of Wadsworth, Inc, 1986. — 162 p.
- Stevick, E. Teaching and Learning Languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. — Pp. 6−7.
- Sturtridge, G. Role-play and Simulations // In Johnson K. And Morrow K. Communication in the Classroom: Longman Handbooks for Language Teachers / Edited by Keith Johnson & Keith Morrow. Longman Gr. Ltd, 1981. — 152 p.
- Teacher Learning in Language Teaching / Edited by Donald Freeman and Jack C. Richards: Cambridge Language Teaching Library. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 388 p.
- Topfer В.A. Dynamische Wortschatzvernittelung // Neure Sprachen, 1964.-# 3.-398 p.
- Wallace M.J. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach // Cambridge Teacher Training and Development / Series Editors: M. Williams and T. Wright. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. -7th printing. — 180 p.
- Weiss, F. Types de communication et activites communicatives en classe // LFDM. -1984. № 183. — Pp.47−51.
- Widdowson, H.G. Teaching Language as Communication. Oxford: Oxford University Press, 1978. — 264 p.
- Wilkins D.A. Linguistics in Language Teaching. Edward Arnold, 1972. -Pp. 45−49.
- Wullen T.L. Uberlegungen zum Rollenspiel. Zielsprache Englisch, 1977. — #4.-Pp. 15−16.
- Yalden, Janice. Principles of Course Design for Language Teaching: Cambridge Language Teaching Library. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 7lh printing. — 207 p.
- Сферы индивидуальности Профессионально значимые компоненты психических сфер Формируемые способности
- Педагогическая импровизация
- Педагогические зоркость и слух
- Педагогическое предвидение
- Педагогическая наблюдательность
- Педагогическое воображение
- Педагогическое прогнозирование1. Педагогическое творчество
- Волевая Терпение и владение собой в педагогическом общении > проявление волевых качеств в ситуациях поиска, моделирования и создания
- Настойчивость в осуществлении педагогической деятельности, в достижении педагогических целей, целей самоактуализации, саморазвития собственных вариантов учебных и профессиональных задач.
- Эмоциональная Эмпатия, сочувствие, радость, детскость, открытость, толерантность > проявление чувств, сопутствующих поиску, открытиям
- Умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением > адекватная самооценка собственных творческих возможностей и достижений
- Умение управлять эмоциональной атмосферой в педагогической системе
- Предметно-практическая Педагогические способности > нетипичное для окружающих поведение (способность быстро ориентироваться в новой информации, принимать нестандартные решения и т. п.)1. Педагогические умения
- Этическое поведение > непредсказуемость поворотов мысли, действий и поступков для окружающихисследовательские умения и навыки, способности их применять в области педагогической деятельности.
- Экзистенциальная Уверенность в выборе профессии > понимание своего творческого потенциала в сфере высшего образования и будущей профессиональной деятельности
- Собственная профессиональная позиция (концепция, идея)
- Осознанное отношение к себе как к индивидуальности и педагогу
- Свобода в проявлении себя как индивидуальности в профессиональной деятельностисвободная позиция в учебной и учебно-исследовательской деятельности
- О, HJ О ^ стремление к источный стиль общения с социаль- никам ассоциаций, обеспечиным профессиональным опы- вающих догадки и т. п.том > самостоятельное соз
- Умение регулировать свою пе-дагогическую деятельность иотношение к ней