Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интегративный подход к изучению регионального компонента школьной географии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой процесса изучения географии Владимирской области в раках факультативного курса стала опора на исследовательскую деятельность учащихся, что явилось третьим методическим условием разработанной методики. В диссертации обосновано, что важным методическим условием реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии является усиление самостоятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
    • 1. 1. Интегративный потенциал географии как науки
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы изучения регионального компонента школьной географии на интегративной основе
    • 1. 3. Интегративный потенциал регионального компонента школьного географического образования
    • 1. 4. Состояние практики преподавания регионального компонента школьной географии
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
  • Глава 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
    • 2. 1. Основные принципы реализации методики интегративного подхода
    • 2. 2. Методика интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии
    • 2. 3. Методические условия изучения регионального компонента школьной географии на основе интегративного подхода
    • 2. 4. Результаты педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Интегративный подход к изучению регионального компонента школьной географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные интегративные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной и культурной областях находят свое отражение в развитии системы образования, в усилении ее интеграционных тенденций. В этой связи важное значение приобретает инте-гративный подход к обучению, который предполагает синтез идей целостного взгляда на мир и различных способов его познания.

Изучение интеграции в отечественном образовании на современном этапе идет через теоретическое рассмотрение ее содержательной (Т.К. Александрова, И. Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, М. И. Берулава, И. Д. Зверев, В.Н. Максимова) и процессуальной сторон (М.С. Гапеенкова, К. Ю. Колесина, В. К. Сидоренко, М.А. Шаталов). Согласно исследованиям интегративных тенденций в современном образовательном процессе, интеграция определяется как одно из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного образования (А.Я. Данилюк, К. Ю. Колесина, Е. А. Паладянц, С. С. Пичугин, О. В. Сюткина, Е.Б. Шоштаева). В исследованиях отмечается, что интегративное обучение выполняет культуротворче-скую, аксиологическую и деятельностную функции.

Уникальной возможностью для реализации интегративного подхода обладает школьная география, интегративный потенциал которой отражен в Государственном образовательном стандарте и Концепции модернизации географического образования, где подчеркивается комплексный характер его содержания, основанный на идее целостности географии, реализуемой, в том числе на основе комплексного страноведения, а также культурологического, аксиологического и деятельностного принципов обучения. Различные проблемы реализации интегративного подхода на основе изучения географии разработаны Г. П. Аксакаловой, К. К. Беалиевым, Л. И. Елховской, JI.M. Панчешниковой, H.H. Петровой, A.A. Стромом, Н. И. Федорак. В настоящее время активно ведутся поиски оснований для осуществления процесса интеграции. В качестве подобных оснований может выступать региональный компонент школьной географии, выделенный на основе школьного краеведения. Интегративные основы школьного географического краеведения раскрыты в трудах Д. Н. Анучина, Г. П. Аксакаловой, A.C. Баркова, A.B. Даринского, И. С. Матрусова, К. Ф. Строева, А. З. Сафиулина, М. А. Никоновой, Д. П. Финарова. Региональный краеведческий материал, являясь наиболее значимым и доступным для учащихся, инициирует культурологические, аксиологические и деятельностные аспекты образовательного процесса, способствует реализации идей гуманизации и делает процесс обучения личностно-ориентированным. Современные исследования в области изучения регионального компонента школьной географии освещают отдельные аспекты данной проблемы (O.A. Бахчиева, A.B. Любишева, В. М. Лянцевич, В. А. Шеманаев, В.А. Щенев). Они касаются реализации культурологических идей в изучении регионального компонента школьной географии, выявляют его интегративный потенциал. Однако в теории и методике обучения географии вопрос о реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента на основе принципов комплексного страноведения, культурологического, аксиологического и деятельностного не нашел достаточного отражения.

Практика изучения регионального компонента школьной географии показала, что региональная география, имея интегративный потенциал, способствует реализации культурологической, аксиологической, деятельностной функций образовательного процесса. Учителя и учащиеся проявляют интерес к интегративному изучению регионального компонента школьной географии, однако эта работа носит эпизодический, фрагментарный характер. Это объясняется отсутствием методической системы реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии, что сказывается на качестве обучения. Учителя географии затрудняются в методике реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии в связи с актуализацией страноведческих, культурологических, аксиологических и деятельностных идей, заложенных в новых направлениях модернизации школьного географического образования.

Вследствие этого сложилось противоречие между востребованностью интегрированного изучения регионального компонента школьной географии на основе комплексного страноведения, культурологических, аксиологических и деятельностных аспектов процесса обучения и не разработанностью методики реализации интегративного подхода к его изучению. Это противоречие определило актуальность и выбор темы нашего исследования «Интегративный подход к изучению регионального компонента школьной географии».

Таким образом, цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс изучения регионального компонента школьного географического образования.

Предмет исследования — методика реализации интегративного подхода при организации учебно-воспитательного процесса по изучению регионального компонента школьной географии.

Гипотеза исследования: реализация интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии будет эффективной, если выявлены его теоретические основы, включающие научно-географические, психолого-педагогические и методические аспектыразработанная методика отражает страноведческий, культурологический, аксиологический и деятельностный потенциал интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географииразработан комплекс методических условий, способствующих реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии, обеспечивающих взаимосвязь урочной и внеурочной.

Л деятельности учащихся, интегративных методов и форм обучения.

Исходя из цели и рабочей гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы и состояние проблемы использования интегративного подхода в изучении регионального компонента школьной географии.

2. Разработать методику изучения регионального компонента школьной географии на основе интегративного подхода.

3. Определить методические условия, влияющие на эффективность реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ научной, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение нормативных и программно-методических документов в области географического образованиятеоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемыконструирование методики интегративного подхода и разработка методических основ ее реализации с использованием синтеза, сравнения, обобщенияизучение и анализ передового педагогического опыта;

— эмпирические: анкетирование учителей и учащихсяизучение педагогического опыта, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учителей и школьников, собеседование с ниминаблюдение за учебным процессомпедагогический эксперимент, проведение контрольных срезов.

Методолого-теоретические основы исследования.

Научные основы исследования составили: современные идеи географической науки, отражающие ее интегративный потенциал (И.П. Герасимов, И. М. Маергойз, В. В. Максаковский, Н. С. Мироненко, B.C. Преображенский) — идеи региональной географии и комплексного страноведения (H.H. Баранский,.

Я.Г. Машбиц, И. М. Маергойз, Н.С. Мироненко), идеи географического краеведения (Д.Н. Анучин, H.H. Баранский, A.C. Барков, A.B. Даринский, М.А. Нико-нова, К. Ф. Строев, Д.П. Финаров).

Психолого-педагогическую и методическую основы исследования составили: идеи культурологической парадигмы образования (Е.В. Бонда-ревская) — идея аксиологического подхода как методологического принципа педагогических исследований (Е.В. Бондаревская, Т. И. Власова, В.В. Нико-лина) — идея деятельностного подхода как способа реализации культурологических основ образования (Н.Г. Алексеев, И. И. Булычев, Э. И. Комарова,.

A.B. Леонтович, А. Н. Леонтьев, Н.Р. Ставская) — теория интеграции в обучении (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, Н. Ф. Винокурова, А .Я. Данилюк, И. Д. Зверев, К. Ю. Колесина, А. Н. Лошкарева, В.Н.Максимова) — теоретические положения школьного географического образования (И.И. Баринова, Н. Ф. Винокурова, И. В. Душина, Г. С. Камерилова, В. П. Максаковский,.

B.В. Николина, H.H. Петрова, М. В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков) — теоретические положения реализации межпредметных связей в школьной географии (К.К. Беалиев, Л. И. Елховская, Н. И. Федорак, A.A. Стром), теоретические идеи краеведческого подхода (H.H. Баранский, И. И. Баринова, Н. Ф. Винокурова, A.B. Даринский, В. П. Дронов, Г. С. Камерилова, И. С. Матрусов, Л. Н. Махинько, В. В. Николина, М. А. Никонова, К. Ф. Строев, В. А. Щенев, Д.П. Финаров) — теоретические идеи обеспечения национально-регионального компонента Государственного стандарта школьного географического образования (Г.П. Аксакалова, O.A. Бахчиева, Л. Ф. Греханкина, О.М. Кривошап-кина, В.М. Лянцевич).

Основные этапы и экспериментальная база исследования.

Методические исследования проводились в 3 этапа в школах г. Владимира и Владимирской области. На первом этапе исследований (1997— 2000 гг.) было проведено изучение и анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, опыта педагогической практики по проблеме исследования. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была подтверждена актуальность проблемы, определены цели и сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе исследований (2000;2002 гг.) были конкретизированы цели изучения регионального компонента, принципы построения методики, выявлены методические условия эффективной реализации интегративно-го подхода к обучению регионального компонента школьной географии, разработан экспериментальный материал.

На третьем этапе исследований (2002;2004 гг.) был проведен формирующий эксперимент, проанализированы результаты исследования предложенной методики и сформулированы практические рекомендации по реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в методике изучения регионального компонента школьной географии обоснованы страноведческий, культурологический, аксиологический, деятельностный принципы реализации интегративного подхода к обучению. Разработана методика реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компонентыопределены методические условия, включающие систему межпредметных текстов и заданий, межпредметную интеграцию на основе интегрированных уроков и комплексного краеведческого факультатива, активизацию исследовательской деятельности учащихся в рамках полевого экспедиционного практикума.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает теоретические основы методики изучения регионального компонента школьной географии методологией интегративного подхода, идеями культу-росообразного и деятельностного образования и воспитания, раскрывает их значимость и педагогическую ценность. Решается методическая проблема отбора и структурирования регионального географического содержания на основе страноведческого, культурологического, аксиологического и деятельностного принципов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная методика реализована в практике общеобразовательных школ, опубликована в статьях автора, в учебно-методической литературе, что обеспечивает возможность её использования в школьной географии при изучении регионального компонента в русле интегративного подхода. Разработанные система межпредметных вопросов и заданий, серия интегрированных уроков по курсу «География Владимирской области», программа комплексного краеведческого факультатива «Земля Владимирская: вчера, сегодня, завтра» и полевой практикум «Солоухинскими тропами» в рамках представленного факультатива могут быть использованы при изучении регионального компонента школьной географии. Подготовлен и апробирован комплект (рабочие материалы и рабочая тетрадь) материалов для учащихся по изучению географии Владимирской области. Результаты исследований могут быть учтены в процессе подготовки и повышении квалификации учителей географии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, обсуждались на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях по географическому краеведению в г. Владимире (1999, 2000, 2001 гг.), семинарах для учителей Муромского района Владимирской области (2000,.

2001 гг.) — на заседаниях кафедры социальной и экономической географии МГОПУ (1999, 2000, 2001 гг.) и кафедры географии ВГПУ (1999, 2000, 2001,.

2002 гг.), кафедры естественно-математического и географического образования и Ученом Совете ВИПКРО (2004, 2005 гг.).

По различным аспектам диссертационного исследования опубликовано 12 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологические основы реализации интегративного подхода при изучении регионального компонента школьной географии, включающие научно-географические, психолого-педагогические и методические аспекты.

2. Методика реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии, основанная на принципах комплексного страноведения, культурологическом, аксиологическом и деятель-ностном, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный структурные компоненты.

3. Методические условия реализации интегративного подхода включающие: использование системы межпредметных текстов и заданий, направленных на актуализацию культурологических и ценностных аспектов содержания регионального компонента, осуществление межпредметной интеграции в рамках интегрированных уроков и комплексного краеведческого факультатива «Земля Владимирская: вчера, сегодня, завтра» и развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность в рамках полевого экспедиционного практикума «Солоухинскими тропами».

Структура диссертации отражает логику исследования и включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

1. На основе выделенных научных, психолого-педагогических и методических основ, позволяющих реализовать интегративный подход к обучению, нами предложена методика изучения регионального компонента школьной географии на основе интегративного подхода. Методологическим основанием разработки предложенной методики стала идея гуманизации, реализуемая на основе комплексного страноведения, культурологического, аксиологического и деятельностного принципов.

2. В основу разработанной методики реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии нами была положена дидактическая система процесса обучения, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты образовательной системы. Целевой компонент раскрывается в контексте формирования географической культуры как интегративного качества личности средствами краеведения. Структурирование содержания осуществлялось нами в логике комплексной страноведческой характеристики территории, предложенной Я. Г. Машбицем, и раскрывалось в следующей последовательности: визитная карточка родного краятерритория, географическое положениеприродаисторико-географические этапы развитиянаселение, расселение и культурахозяйстворайонысостояние окружающей природной среды и природопользованиеперспективы развития. Культурологические и аксиологические аспекты содержания были представлены контекстно во всех содержательных блоках программы в логике обогащения содержания регионального компонента.

Процессуальный компонент представлен мотивационно-ценностным, информационно-деятельностным и творческо-деятельностным этапами изучения содержания регионального компонента. Предложенные этапы выделялись нами на основе единства содержательных и процессуальных сторон процесса обучения и отражали единство синтеза и анализа в географии. Мо-тивационно-ценностный этап реализуется в рамках содержательного блока визитная карточка" родного края, имеет целью формирование обзорного представления о территории родного края, о его своеобразии, обеспечивая, таким образом, первоначальный синтез содержания регионального компонента школьной географии. Информационно-деятельностный этап осуществляет аналитическую функцию, поскольку предусматривает покомпонентное изучение территории родного края и соответствует содержательным блокам: географическое положение, историко-географические этапы развитияприроданаселение и культурахозяйство. Творческо-деятельностный этап предполагает изучение содержания регионального компонента, отличающегося наиболее высокой степенью комплексности, в рамках изучения отдельных районов области, состояния окружающей природной среды и перспектив развития территории, обеспечивая синтез обобщенного знания в комплексном культурологическом аспекте на завершающем этапе обучения.

Результативный компонент методики реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии представлен критериями, позволяющими диагностировать уровень развития всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. Выбранные критерии были направлены на определение сформированности знаний о родном крае, ценностных отношений и уровней познавательной активности.

3. В диссертации раскрыта совокупность методических условий, позволяющих реализовать интегративный подход к изучению регионального компонента школьной географии. Нами выявлены и обоснованы следующие методические условия: 1) использование системы межпредметных текстов и заданий, направленных на актуализацию культурологических и ценностных аспектов содержания регионального компонента- 2) осуществление межпредметной интеграции в рамках факультативного курса «Земля Владимирская: вчера, сегодня, завтра" — 3) усиление самостоятельности и творческой активности учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Первое методическое условие предполагает отбор и использование в процессе изучения межпредметных текстов и заданий, с целью осуществления интеграции содержания на мотивационно-ценностном и информационно-деятельностном этапах обучения формирования культурологических знаний и фиксации эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Для того, чтобы ценности были оценены школьниками, выбраны ими и включены в их личностную систему ценностей, кроме текстов необходимо использовать совокупность ценностно-ориентированных заданий. Задания имели разную степень комплексности и включались в учебный процесс последовательно по мере возрастания глубины интегративных связей, выявляемых в ходе их выполнения.

Вторым методическим условием стало осуществление межпредметной интеграции в рамках факультативного курса «Земля Владимирская: вчера, сегодня, завтра». Реализация факультатива предусмотрена на третьем твор-ческо-деятельностном этапе изучения региональной географии и предполагает комплексное изучение территории области на основе активизации самостоятельной познавательной деятельности и повышения общего культурного уровня школьниковвоспитания патриотических чувств, на основе формирования национального самосознания. Межпредметная интеграция в рамках факультатива обеспечивалась проведением интегрированных занятийусилением внимания к вопросам населения и культуры, которые составляют ядро комплексных страноведческих характеристик и комплексным региональным проблемам (экологической и социально-экономической).

Основой процесса изучения географии Владимирской области в раках факультативного курса стала опора на исследовательскую деятельность учащихся, что явилось третьим методическим условием разработанной методики. В диссертации обосновано, что важным методическим условием реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии является усиление самостоятельности и творческой активности учащихся. Установлено, что развитие этих качеств осуществляется в результате исследовательской деятельности школьников в рамках экспедиционного краеведческого практикума, значение которого заключается в ознакомлении школьников с методами научных исследований и развитии у них познавательного интереса и творческой активности. В процессе подготовки и проведения практикума учащиеся освоили такие методы научных исследований как литературный, картографический, сравнительно-описательный, исторический, статистическийнаучились вести беседы с местными жителями и старожилами, фиксировать воспоминания.

4. Эффективность разработанной методики проверялась в опытно-экспериментальной работе по результатам анкетирования, анализа контрольных работ, диагностических заданий, тестирования учащихся в экспериментальных и контрольных группах. Экспериментальные классы обучались в рамках разработанной нами методики изучения регионального компонента школьной географии на основе интегративного подхода, а контрольные — в рамках традиционных методов обучения. В целом в ходе экспериментальной работы выявлена адекватность разработанной методики целевым установкам и содержанию изучения регионального компонента школьной географии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ теоретической литературы позволил выделить теоретико-методологические основы реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии. Научными основами послужили современные интегративные тенденции географической науки. Было выявлено, что перспективы интеграции научных дисциплин географического знания связаны с развитием идеи комплексного страноведения и актуализацией культурологической и аксиологической концепций в географии. Психолого-педашгические основы позволили уточнить принципы интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии, которые отражают современные культурологические, аксиологические и деятельностные идеи, заложенные в основных направлениях модернизации отечественного образования.

2. Разработанная методика реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии включает единство целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент раскрывается в контексте формирования географической культуры как интегративного качества личности средствами краеведения. Структурирование содержания осуществляется в логике комплексной страноведческой характеристики территории. Культурологические и аксиологические аспекты содержания были представлены контекстно во всех содержательных блоках программы в логике обогащения содержания регионального компонента. Процессуальный компонент представлен моти-вационно-ценностным, информационно-деятельностным и творческо-деятельностным этапами. Результативный компонент методики реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии представлен критериями, позволяющими диагностировать уровень развития всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой.

3. В диссертационном исследовании выделены три методических условия, способствующих реализации теоретических положений методики: использование системы межпредметных текстов и заданий, направленных на актуализацию культурологических и ценностных аспектов содержания регионального компонентаосуществление межпредметной интеграции в рамках интегрированных уроков и факультативного курса «Земля Владимирская: вчера, сегодня, завтра» и усиление самостоятельности и творческой активности учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность в рамках комплексного экспедиционного практикума «Солоухинскими тропами».

4. Эффективность методики реализации интегративного подхода к изучению регионального компонента школьной географии доказана в опытно-экспериментальной работе. В ходе интерпретации результатов сделаны выводы о эффективности разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов, J1.C. Формирование и усложнение информационной функции географии / J1.C. Абрамов // География в школе. — 1998. — № 5. — С. 3−7.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1999. — 224 с.
  3. , Г. П. К истории вопроса о реализации краеведения и краеведческого принципа обучения / Г. П. Аксакалова, Н. И. Яковлева // Географическое краеведение: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 1999. -С. 5−8.
  4. , Г. П. Региональный компонент и подготовка учителя географии / Г. П. Аксакалова // Географическое краеведение в школе и вузе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2000. — С. 6−7.
  5. , А.И. Наш край Московский /А.И. Алексеев, Н. М. Молева, В. А. Низовцев и др. М., 1997. — 234 с.
  6. , H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень, 1996. — 216 с.
  7. , Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович, A.C. Обухов // Исследовательская деятельность учащихся: Сб. ст. М., 2003. — С. 7−11.
  8. , Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. М., 2003. — С. 15−17.
  9. , Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Ангархаева. Улан-Удэ, 2003. — 18 с. 11 .Анучин, В. А. Теоретические основы географии / В. А. Анучин. М., 1972. -430 с.
  10. , Г. Я. Интегрированные уроки / Г. Я. Арефьева, М. В. Смирнова // География в школе. 2002. — № 3. — С. 70−75.
  11. , Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. М., 1988. — 239 с.
  12. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М., 1983. — 161 с.
  13. , П.Я. География Приморского края / П. Я. Бакланов, Ю. Б. Зонов, М. Г. Романов и др. Владивосток, 1997. — 187 с. 1 б. Бакулин, В. В. География Ханты-Мансийского автономного округа / В. В. Бакулин, В. В. Козин, Т. К. Орлова и др. М., 1996. — 214 с.
  14. , H.H. Исторический обзор учебников географии (1876−1934) / H.H. Баранский. М., 1954. — 504 с.
  15. , H.H. Методика преподавания экономической географии / H.H. Баранский. М., 1990. — 452 с.
  16. , H.H. Становление советской экономической географии: Избр. тр. / H.H. Баранский. М., 1980. — 288 с.
  17. , К.К. Межпредметные связи в обучении физической географии: дис.. канд. пед. наук / К. К. Беалиев. М., 1987. — 254 с.
  18. , B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
  19. , B.C. Экономическая и социальная география Ставропольского края / B.C. Белозеров, К. А. Магомедов. Ставрополь, 1996. — 312 с.
  20. , М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах / М. Н. Берулава. Томск, 1988. — 219 с.
  21. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М., 1989.- 192 с.
  22. , В.М. Эффективность обучения (методологический анализ определения этой категории в дидактике) / В. М. Блинов. М., 1976. — 192 с.
  23. , Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. -Н. Новгород, 1996. 76 с.
  24. , Н.Ф. Формирование у учащихся знаний социальной экологии на межпредметной основе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Винокурова. М., 1988. 15 с. Ъ9. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
  25. Л.С. Выгодский. М., 1991. — 110 с. 40. Выгодский, Л. С. История развития высших психических функций /
  26. Л.С. Выгодский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982−1984. — Т. 3. — С. 301. 4. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. — М., 1991. -312с.
  27. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выгодский. М., 1984. — Т. 4: Детская психология. — 432 с.
  28. Географический энциклопедический словарь. М., 1989. — 904 с.
  29. Географическое краеведение: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 1999. — 123 с.
  30. География Владимирской губернии. Курс родиноведения / сост. И. С. Смирнов. Владимир, 1896. — 174 с.
  31. География и школьное краеведение / под ред. Н. Е. Дика. М., 1971. — 149 с.
  32. География и экология Рязанской области / сост. О. Г. Обухова // География в школе. 1997. — № 3. — С. 49−57.
  33. География Камчатской области / под ред. А. Г. Волкова. Петропавловск-Камчатский, 1994. — 256 с.
  34. География Нижегородской области / под ред. Г. С. Кулинич, В.В. Николи-на. Н. Новгород, 1991. — 286 с.
  35. География Смоленской области / под ред. А. П. Катровского. Смоленск, 1998.-319 с. 51 .Голубчик, М. М. География Мордовской АССР / М. М. Голубчик, В. П. Нарежный, А. И. Салищев. Саранск, 1986. — 142 с.
  36. , М.М. История географии / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов, Г. Н. Максимов. Смоленск, 1998. — 224 с.
  37. ЬЪ.Горбанев, В. А. Концепция обновления географического образования в российской школе / В. А. Горбанев // География в школе. 1996. — № 6. -С. 41−44.
  38. , Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания географического образования средней школы / Л. Ф. Греханкина // Географическое краеведение: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 1999. — С. 20−22.
  39. ЪЪТубский, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой. М., 2004. — 576 стр.
  40. , С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо- под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Пановой. М., 1997.-222 с.64'Дорофеев, A.A. География Тверской области: кн. для учителя /
  41. A.A. Дорофеев, A.A. Ткаченко, A.C. Щукина и др. Тверь, 1992. — 136 с.
  42. , О.Б. География Юрьев-Польского района / О. Б. Дубин,
  43. , И.В. Как учить школьников географии: пособие для начинающих учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов по географ, спец. / И. В. Душина, Г. А. Понурова. М., 1996. — 192 с.
  44. , Л.И. Методика реализации межпредметных связей в процессе изучения курса экономической географии: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Елховская. М., 1985. — 134 с.
  45. , A.C. Формирование основ научного мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Ермошкина. М., 1987. — 16 с.
  46. В.Н. Максимова. М., 1981. — 167 с. 15. Ивановский, В. А. Проблемы региональных компонентов школьных курсовгеографии / В. А. Ивановский // География в школе. 1999. — № 1. — С. 43. 76. Ивановский, В. А. Ставропольский край: природа, население, хозяйство /
  47. В.А. Ивановский. Ставрополь, 1996. — 258 с. 11. Исаченко, А. Г. География в современном мире: кн. для учителя / А. Г. Исаченко. — М., 1998. — 160 с.
  48. , А.Г. Теория и методология географической науки /
  49. A.Г. Исаченко. М., 2004. — 400 с.
  50. Использование межпредметных связей при изучении общего обзора курса физической географии СССР: метод, рекомендации / сост. Л. П. Гутовская. -Л., 1983.-43 с.
  51. История Владимирского края в XX столетии / под ред. Д. И. Копылова. -Владимир, 1999. 143 с.
  52. История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в. / под ред. Д. И. Копылова. Владимир, 1998. — 200 с.
  53. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение / E.H. Кабанова-Меллер. М., 1981. — 189 с.
  54. , Г. С. Изучаем экологию города / Г. С. Камерилова. Н. Новгород, 1996.-76 с.
  55. , НА. География Владимирской области / И. А. Карлович,
  56. B.В. Кузнецов, В. П. Нехайчик, П. А. Серегин. Владимир, 1996. — 125 с. ЪЪ. Карпов, Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся /
  57. Ю.В. Карпов, Н. Ф. Талызина. М., 1989. — 40 с.
  58. , H.A. Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии / H.A. Кильдяшова, Т. С. Суравегина // География в школе. 1998. — № 3. — С. 36−41.
  59. , К.Ю. Построение процесса обучения на интегрированной основе: дис. канд. пед. наук / К. Ю. Колесина. Ростов н/Д, 1995. — 18 с. 88 .Колодина, O.A. Социально-экономическая география Оренбургской области / O.A. Колодина. Оренбург, 1995. — 164 с.
  60. Ю.Коложвари, И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, J1. Сеченикова // Народное образование. 1996. — № 1. — С. 87−89.
  61. , Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования / Б. Д. Комиссаров. М., 1991. — 160 с. 91 .Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. М., 1976.-С. 203.
  62. , И.Н. Культурологический принцип в российской научной и учебной географии на рубеже XIX—XX вв.еков / И. Н. Корнев // География в школе.-2001.-№ 1.-С. 34−40.
  63. , И.Н. Культурологическое обучение географии: национально-региональный компонент / И. Н. Корнев // География в школе. 2005. — № 6.-С. 38−45.
  64. Корнев, И. Н Об образовательных целях школьной географии и педагогической ценности страноведения / И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк // География. -2002.-№ 2.-С. 1−5.
  65. , И.Н. Опыт разработки стандарта регионального географического образования в Свердловской области / И. Н. Корнев, В. Г. Капустин, С. Н. Поздняк // География в школе. 1999. — № 6. — С. 57−61, 76.
  66. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии / под ред. И. С. Матрусова. М., 1963. — 184 с.
  67. , Е.А. Возможности использования интегрированного обучения при изучении регионального компонента / Е. А. Куликова // Географическое краеведение: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 1999. — С. 61−63.
  68. , Е.А. Использование знаний школьников по другим предметам при изучении регионального компонента школьной географии / Е. А. Куликова // Вопросы подготовки учителя географии: тез. Всерос. конф.-Пенза, 1998.-С. 16−17.
  69. , Е.А. Применение межпредметных связей в формировании у учащихся образа «малой Родины» на уроках географии / Е. А. Куликова // Окружающая среда и человек: материалы науч.-метод. студ. конф. Ставрополь, 1998.-С. 28.
  70. , C.B. Совсем необычный урок: практ. пособие / C.B. Куль-невич, Т. П. Лакоценина. Воронеж, 2001. -160 с.
  71. , В.И. Жанровый подход к проведению уроков географии / В. И. Кучинский, С. П. Докиш // География в школе. 2000. — № 4. — С. 72−77.
  72. , A.B. Исследование как основа построения образовательной деятельности / A.B. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. М., 2003. — С. 3−7.
  73. , A.B. Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология / A.B. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. М., 2003. — С. 28−35.
  74. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1977.-С. 102.113 .Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И Я. Лернер. -М., 1978. 48 с.
  75. , A.B. Определение содержания культурологических знаний в курсах географии основной школы: дис.. канд. пед. наук /
  76. B.П. Максаковский. М., 1982. — 96 с. 1 9. Максаковский, В.П. О понятии «географическая культура» / В. П. Максаковский // Советская педагогика. 1984. — № 1. — С. 43−49.
  77. , В.П. О сквозных направлениях в школьной географии / В. П. Максаковский // География в школе. 1998. — № 1. — С. 45−50.121 .Максаковский, В. П. Преподавание географии в зарубежной школе /
  78. B.П. Максаковский. М., 2001. 368 с.
  79. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М., 1987. — 160 с.
  80. , Е.А. Региональный компонент как интегрирующий фактор общего плана / Е. А. Маркова // Географическое краеведение: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2001. — С. 113−117.
  81. , Е.А. Солоухинскими тропами / Е. А. Маркова // География и экология в школе XXI века. 2005. — № 1. — С. 71−75.
  82. , М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков / М. В. Мартынова. Томск, 2003.-13 с.
  83. , JI.H. Системно-культурологические основы школьного краеведения: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Махинько. М., 1999. — 214 с.
  84. , Я.Г. Основы страноведения: кн. для учителя / Я. Г. Машбиц. -М., 1999.-268 с.
  85. Методика обучения географии в средней школе / под ред. И.С. Матрусо-ва. М., 1985.-214 с.
  86. Методика обучения географии в школе / под ред. JI.M. Панчешниковой. -М., 1997.-320 с.
  87. Методика преподавания региональной географии в школе / под ред. М. А. Никоновой. М., 2003. — 188 с.
  88. Методика страноведческого исследования. Экономическая и социальная география / под ред. Н. С. Мироненко, С. С. Каринского и др. М., 1993. — 152 с.
  89. Население и хозяйство Кировской области / под ред. Г. М. Алалыкиной,
  90. A.Г. Шурыгиной. Киров, 1997. — 237 с.
  91. Наука и искусство географии: спектр взглядов ученых СССР и США. -М., 1989.- 156 с.
  92. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: сб. науч. тр. / под ред. Е. Д. Божович. М., 1995.-96 с.
  93. , В.В. Метод проектов в географическом образовании /
  94. B.В. Николина // География в школе. 2002. — № 6. — С. 37−43.
  95. , В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учеб. пособие / В. В. Николина, Г. П. Шалфицкая. Н. Новгород, 2002. — 72 с.
  96. , В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде / В. В. Николина. Н. Новгород, 1996. — 56 с. 141 .Никонова, М. А. Географическое краеведение в общеобразовательной школе / М. А. Никонова. М., 1979. — 146 с.
  97. , A.A. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Ниязова. Екатеринбург, 2003. — 21 с.
  98. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2001. — 272 с.
  99. , A.C. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / A.C. Обухов // Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. М., 2003. — С. 48−56.
  100. , КВ. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 2003. -21 с.
  101. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1984. — С. 471.
  102. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / сост. H.H. Петрова. М., 2000. — 96 с.
  103. Очерки истории географической науки в СССР / под общ. ред. И. П. Герасимова. М., 1976. — 186 с.
  104. , Н.Г. Региональный компонент образования в Амурской области / Н. Г. Павлюк // География в школе. 2002. — № 7. — С. 61−62.
  105. , Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Паладянц. Ставрополь, 1999. — 19 с.
  106. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2003. — 458 с.
  107. , JI.A. Интегрированный урок и методика его проведения / Л. А. Петренко, О. М. Дубровская // Школа духовности. 2001. — № 2. — С. 53−76.
  108. , H.H. Методика преподавания географии в дифференцированной школе / H.H. Петрова. М., 2000. — 335 с.
  109. , H.H. Методические основы разработки современного школьного курса географии: автореф. дис.. д-ра пед. наук / H.H. Петрова. М., 2000.-41 с.
  110. , H.H. О новых подходах к содержанию школьной географии / H.H. Петрова // География в школе. 1999. — № 1. — С. 54−56.15Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М., 1994. — 205 с.
  111. , С.С. Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук/ С. С. Пичугин. — Уфа, 2003. 25 с.
  112. , A.A. География и родная природа / A.A. Половинкин. — М., 1953.- 159 с.
  113. , B.C. География в меняющемся мире. Век XX. Побуждения к размышлению / B.C. Преображенский, Т. Д. Александрова, JI.B. Максимова. М., 1997. — 273 с.
  114. , B.C. О чем спорят географы? / B.C. Преображенский. -М., 1990.-48 с.
  115. , B.C. Поиск в географии: кн. для учителя / B.C. Преображенский. М., 1986. — 224 с.
  116. Программа туристко-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»: письмо заместителя министра образования Российской Федерации руководителям органов управления образованием субъектов РФ. 17 с.
  117. Рабочая тетрадь по географии Владимирской области / сост. В. В. Кузнецов, О. В. Гаврилов, JI.E. Сафонова, Е. А. Маркова, П. А. Серегин. М., 2003. -16 с.
  118. Региональный компонент в обучении географии: материалы докл. науч.-метод. конф., 11−12 окт. 2001 г. Рязань, 2001. — 44 с.
  119. Региональный компонент в системе школьного образования: тез. регион, науч.-практ. конф. Владимир- Муром, 1999. — 184 с.
  120. , C.B. Чем плоха современная география, почему школьной географии суждено стать страноведением и что такое, наконец, страноведение / C.B. Рогачев // География. 2001. — № 22. — С. 3−6- № 23. — С. 15−18.
  121. , И.Н. Интегративная роль школьной географии / И.Н. Розанова-2000.-№ 5.-С. 38−42.
  122. , С.А. Интегративный подход к подготовке учителей начальных классов (логический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Самсиков. Рязань, 2000. — 23 с.
  123. МЪ.Сараева, A.M. Природно-социальная география Орловской области: прогр. курса для профильного IX класса 11-летней школы / A.M. Сараева // География в школе. 1996. — № 5. — С. 435.
  124. , Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем / Ю. Г. Саушкин. М., 1980. — 269 с.
  125. , А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе / А. З. Сафиулин. М., 1979.
  126. Пб.Сафиуллин, А. З. Основы географического краеведения в сельской школе / А. З. Сафиулин. М., 1976. — 132 с.
  127. Ш. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М., 1998.-326 с.
  128. Семенов-Тян-Шанский, В. П. Район и страна / В.П. Семенов-Тян-Шанский. М.- Л., 1928.-311 с.
  129. , В.А. Дидактика / В. А. Ситаров. М., 2002. -365 с.
  130. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 576 с.
  131. , JI.H. Природа эстетической ценности / JI.H. Столович. М., 1972.-С. 31.
  132. , К.Ф. Краеведение / К. Ф. Строев. M., 1974. — 136 с.
  133. , О.В. Межпредметная интеграция в современном отечественном и зарубежном образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Сюткина. Киров, 2000. — 18 с.
  134. , A.C. География Татарской АССР / A.C. Тайсин. Казань, 1990. -124 с.
  135. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М., 2003. — 1582 с.
  136. Учебные материалы по географии Владимирской области / под ред. В. В. Кузнецова, О. В. Гаврилова. М., 2003. — 38 с.
  137. Учебные стандарты школ России. М., 1998. — Кн. 2: Математика. Естественнонаучные дисциплины. — 274 с.
  138. , К.Д. Избранные сочинения / К. Д. Ушинский. М., 1945.
  139. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по географии // Вестн. Образования России. 2005. -№ 2, 3. — С. 16−19.
  140. , Г. Ф. Интегративные связи и тенденции в программах средней общеобразовательной школы / Г. Ф. Федорец // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1985. — С. 31−41.
  141. , H.B. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Федяинова. Омск, 2003. — 18 с.
  142. Физическая география Ставропольского края / под ред. А. К. Серебрякова. Ставрополь, 1995. — 245 с.
  143. , Д.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области / Д. П. Финаров, С. П. Семенов. СПб., 1997. — 223 с.
  144. , Д.П. Тематическое поурочное планирование школьного курса «Петербурговедение» / Д. П. Финаров, О. Н. Любимова // География в школе. 2003. -№ 5. — С. 52−53.
  145. , JI.A. Урок-экспертиза «Проблемы охраны и преобразования природы родного края» (IX класс) / Л. А. Флеонова // География в школе. -1999.-№ 1.-С. 45.
  146. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному / A.B. Хуторской. М., 2005. — 383 с.
  147. Школьное геоэкологическое образование: метод, пособие / под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2002. — 120 с.
  148. , Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Шоштаева. Карачаевск, 2003. — 23 с.
  149. , В.А. Культурологический принцип в изучении географии своей области / В. А. Щенев // География в школе. 2001. — № 5. — С. 44−53
  150. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М., 1979. — 160 с.
  151. Щукина, Г. И Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М., 1971.-352 с.
  152. , ДБ. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989.-560 с.
  153. , В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М., 2000. -456 с. 1. Интернет-ресурсы
  154. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru/
  155. Сайт Федерального агентства по образованию РФ http://www.ed.gov.ru/pp/
  156. Сайт Федерации Интернет образования http://www.fio.ru/
  157. Сайт Департамента образования Вологодской области http ://www.edu3 5.ru
  158. Сайт Департамента образования г. Москвы http://www.educom.ru
Заполнить форму текущей работой