Используются такие методы и приемы:
- · сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семья на отдыхе», «Принимаем гостей», «Ребенок родился»;
- · индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений;
- · проблемные ситуации, близкие опыту детей, в том числе и театрализованные проблемные ситуации (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную);
- · изготовление подарков к женским и мужским праздникам;
- · обучение умению делать комплименты, чувствовать и замечать, когда нужна помощь, сочувствие, понимание (когда мальчики открывают перед девочками двери, девочки должны поблагодарить их, чтобы был стимул и желание проявлять знаки внимания);
- · дидактические игры (для того, чтобы ребенок мог сравнивать себя не только с противоположным полом, но и с представителем своего пола старшего возраста (юношей, мужчиной, стариком) — одежда для разных возрастов — «Одень куклу-мальчика как ребенка, юношу, взрослого человека».
Еще один аспект проблемы — интерес детей к половым органам. Известно, что до 1 года дети тщательно изучают свое тело, особенно его нижнюю часть. В 3−4 года прибавляется изучение различных ощущений от частей своего тела. Поэтому эпизодическую (отличать от онанизма) «игру» ребенка с половыми органами не стоит расценивать как отклонение в развитии — это лишь проявление любопытства, за которое ребенка нельзя ругать. Намного правильнее и эффективнее будет просто отвлечь ребенка на что-то интересное для него.
Дети также проявляют интерес к строению половых органов у особ противоположного пола. Они взаимоизучают друг друга путем игр во врача, подсматривают друг за другом в туалетах. Особенно это касается детей, которые не имеют братьев и сестер. Конечно, такое поведение шокирует родителей и воспитателей. Но, опять же, детьми в таких случаях руководит любознательность. Сделав для себя выводы, что девочки отличаются от мальчиков «ниже живота», ребенок, как правило, утрачивает интерес к этому вопросу.
Для эффективности работы по половому воспитанию важен контакт педагогов и родителей дошкольного учреждения: родительские собрания, семинары, выступления специалистов и родителей.
Половое воспитание дошкольников должно ориентироваться на то, чтобы сегодняшние малыши, став взрослыми, смогли создать счастливую гармоничную семью.
Одно из важнейших условий реализации этой цели — преодоление разрозненности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.