Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика индивидуальной образовательной деятельности ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивационный компонент. Являясь субъектом деятельности, ребенок способен управлять ею (в разной степени) и осуществлять ее настолько, насколько он имеет потребность в ней и стремление решать поставленные задачи. Таким образом, мотивы возникают на основе потребностей, но у разных людей могут формироваться различные мотивы и по-разному реализоваться в деятельности. Источником основных мотивов… Читать ещё >

Характеристика индивидуальной образовательной деятельности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация индивидуальной образовательной деятельности ребенка — главная забота педагога дополнительного образования. При этом важно, чтобы происходило формирование в сознании ребенка не только образа мира, но образа самого себя, который испытывает потребность в совершенствовании, стремлении к лучшему, что позволяет ему осознать себя как субъекта жизнедеятельности, смысл своего существования, определить свое место в жизни.

Педагогу ДО необходимо понимать процессы организации и самоорганизации индивидуальной образовательной деятельности.

Рассматривая содержание и структуру индивидуальной образовательной деятельности ребенка как вида деятельности, необходимо определить понятия «деятельность» и «образование».

Проанализировав подходы к трактовке и содержанию понятия «деятельность», можно сделать следующие выводы:

деятельность является выражением человеческой активности (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. А. Реан, Г. В. Суходольский);

деятельность всегда целенаправленна; цель — регулятор и системообразующий фактор деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. А. Реан, В.Д. Шадриков);

деятельность носит систематический характер, то есть она длительна по выполняемым действиям (А.Н. Леонтьев);

деятельность направлена на преобразование действительности и самого себя (А.В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов);

деятельность человека всегда выражается через взаимодействие с окружающей действительностью (социальная обусловленность деятельности) (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Г. В. Суходольский, Y. Engestrom);

деятельность человека всегда предметна, предмет деятельности определяет ее мотивы (П.Я. Газьперин, А.Н. Леонтьев);

деятельность является индивидуальным процессом присвоения социального опыта через систему различных действий (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплое, В.Д. Шадриков).

Основываясь на теоретических воззрениях С. Л. Рубинштейна, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова, деятельность мы понимаем как осознанную, целенаправленную активность человека, которая выражается через взаимодействие с окружающей средой.

В психологии принято выделение трех основных видов деятельности, рассматривающихся в онтогенезе: игра, учение и труд. Виды деятельности также принято различать в зависимости от ее предмета и цели, каждый из которых имеет свою структуру, особенности и реализуется в конкретных сферах человеческой деятельности — художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и т. д.

В качестве специфического вида деятельности человека выступает образовательная деятельность, которая связана с процессом образования человека на протяжении всей его жизни. Изучение философской трактовки понятия «образование» показало, что большинство исследователей (Д.Л. Андреев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В.М. Розин) рассматривает его как особый вид человеческой деятельности, используя понятия «образование» и «образовательная деятельность» как синонимы, понимая их как усвоение системы знаний, умений и навыков и приобретение компетенций.

Многие ученые выделяют четыре аспекта трактовки образования: как ценности, как системы, как процесса, как результата.

Ценностная направленность характеризуется через государственную, общественную и личностную значимость образования, где оно является интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства; средством решения проблем в пользу общества и страны; условием высокого уровня жизни человека, обеспечивающим реализацию его способностей и интересов.

Процессуальная сторона образования предполагает качественные изменения в человеке, происходящие через взаимодействие педагога и воспитанника. Образование как процесс включает в себя педагогические цели и прог нозируемые результаты образования, содержание, формы, средства образования и педагогические технологии.

Образование в качестве результата характеризуется как образ, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта, и как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений человека, которые позволяют ему адекватно действовать в различных жизненных ситуациях (образованность).

Рассматривая понятие «образование» с различных точек зрения, можно сделать вывод о том, что оно характеризуется целенаправленностью, результативностью, динамичностью, личностной и социальной значимостью.

По мнению А. М. Новикова, «образование — это создание у человека образа окружающего мира и самого человека, своего „Я“ в этом мире». Деятельность как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью является основанием процесса образования. Образовательная деятельность определяется А. М. Новиковым как «развитие жизненного опыта человека» через взаимодействие с окружающим миром и может осуществляться в различных образовательных учреждениях, в библиотеке, музее, на экскурсии и т. п., дома как деятельность ребенка, организуемая им совместно с педагогом и направленная на создание индивидуального образовательного результата[1].

Образовательную деятельность ребенка в ДО можно рассматривать во всех этих формах. Педагог сопровождает деятельность ребенка, то есть создает условия для его самоопределения, саморазвития, самореализации в образовательной деятельности, оказывает при необходимости помощь и поддержку в данном процессе.

Специфическими особенностями образовательной деятельности А.М. Новиков называет следующие:

субъектность, способность определять индивидуальные цели деятельности и быть ответственным за сделанный выбор и его результат, преобразовывать себя;

сознательную направленность на достижение поставленных индивидуальных образовательных целей;

самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самоанализ субъекта деятельности;

в основном практический и индивидуальный характер деятельности, что не исключает взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

самооценку результата деятельности, который выражается в изменениях, происходящих в процессе ее осуществления;

— результаты образовательной деятельности — элементы освоенного опыта (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, личностные качества).

Н.В. Примчук выделяет в индивидуальной образовательной деятельности ребенка две ее составляющие:

  • — деятельностное содержание — осуществление учебнопознавательной деятельности, построение собственного образовательного маршрута;
  • — смысловое содержание — субъектность данного вида деятельности, осознанное отношение и ответственность за собственное образование на протяжении всей жизни.

Обобщая различные мнения, индивидуальную образовательную деятельность (ИОД) ребенка можно определять как персональный процесс сознательного овладения способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы.

Индивидуальная образовательная деятельность ребенка — процесс построения собственной образовательной траектории, который включает в себя учение, воспитание и развитие субъектом самого себя.

Индивидуальная образовательная деятельность детей в системе дополнительного образования имеет ряд особенностей:

  • -добровольное включение в деятельность;
  • -профессиональная и практическая направленность содержания деятельности, которое включает в себя решение актуальных проблем ребенка;
  • -использование форм, методов, средств обучения, приближенных к условиям школы (проектная деятельность, дискуссия, игровые технологии, групповая и парная работа и др.);
  • -освоение способов решения актуальных воспитательных и образовательных проблем, связанных с реализацией ФГОС общего образования;
  • -овладение опытом коллективной творческой деятельности в исследовательской работы;
  • -активное взаимодействие с педагогами образовательных учреждений, учителями и классными руководителями.

Индивидуальная деятельность ребенка в дополнительном образовании является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, особенностям мотивации, по осуществлению управления и руководства.

Представим структуру индивидуальной образовательной деятельности ребенка через взаимосвязь ее компонентов (рис. 1).

Мотивационный компонент. Являясь субъектом деятельности, ребенок способен управлять ею (в разной степени) и осуществлять ее настолько, насколько он имеет потребность в ней и стремление решать поставленные задачи. Таким образом, мотивы возникают на основе потребностей, но у разных людей могут формироваться различные мотивы и по-разному реализоваться в деятельности. Источником основных мотивов образовательной деятельности ребенка является их потребность в самореализации, самоутверждении, личностном развитии и успехе. Направление и характер этих процессов определяются индивидуальными особенностями детей, что еще раз доказывает индивидуальный характер образовательной деятельности.

Взаимосвязь компонентов индивидуальной образовательной деятельности ребенка.

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов индивидуальной образовательной деятельности ребенка.

Мотивационный компонент образовательной деятельности включает в себя осознание личностной и социальной значимости выбранной деятельности, возможных проблем, которые могут возникнуть, осуществление анализа имеющихся знаний и опыта, которые помогут добиться успеха. Мотивация образовательной деятельности детей в системе ДО может зависеть от достижений ребенка в общеобразовательной школе, от их профессиональных планов и намерений, индивидуальных и личностных особенностей; от профессионализма педагога, его роли и позиции; от заинтересованности и поддержки родителей, друзей; от характера взаимодействия субъектов образовательного процесса; от удовлетворенности ребенка общей организацией дополнительного образования в детском коллективе УДО.

Целевой компонент. Цель — идеальное предвидение результата, его предвосхищение. Следовательно, цели образовательной деятельности должны задаваться и определяться конечными результатами деятельности: формированием компетенций, овладением способами индивидуального и личностностного развития, самореализации и т. д. В случае, когда цель определяется самим субъектом, она осознанна и присвоена, деятельность обретает творческий, продуктивный характер. При выработке целей ребенком важно соблюдать предъявляемые к ним требования. Цели должны быть:

  • -понятными ребенку;
  • -четко и конкретно сформулированы;
  • -реальными, достижимыми, не должны выходить за рамки возможностей ребенка в данной деятельности;
  • -диагностичными, то есть ребенок имеет возможность и знает, как измерить и оценить степень достижения целей;
  • -перспективными, что позволяет постоянно находить новые источники для развития деятельности;
  • -ограничены сроками, что поможет планировать, контролировать и осмысливать каждый этап деятельности.

Осмысление и осознание будущей деятельности происходит в процессе участия ребенка в целеполагании, который включает в себя выдвижение и обоснование целей, определение путей их достижения, создание образа желаемого результата. Результатом целеполагания индивидуальной образовательной деятельности ребенка выступают индивидуальные близкие, промежуточные и отдаленные цели, условия и средства их достижения, что находит отражение в образовательной программе, образовательном маршруте, плане.

Содержательный компонент. Содержание индивидуальной образовательной деятельности детей определяется:

  • — мотивами образовательной деятельности ребенка;
  • -целями, задачами воспитания и образования ребенка; -индивидуальными потребностями и возможностями воспитанника;
  • -образовательными и профессиональными планами ребенка;
  • -его имеющимися достижениями;
  • -условиями и особенностями семейного воспитания;
  • -заказом родителей;
  • -основной образовательной программой (ООП) учреждения, включающей требования к предметным, метапредметным и личностным результатам ее освоения, компетенции;
  • -особенностями содержания дополнительного образования; -условиями образовательной деятельности, которые задаются ФГОС общего образования и включают в себя требования к ООП, педагогическому составу, организации образовательного процесса и т. д.

Содержание индивидуальной образовательной деятельности ребенка выражается в видах и объемах выполняемых им работ в системе общего и дополнительного образования.

В системе дополнительного образования ребенку предоставляется право выбора профиля объединений, образовательных программ, планов, уровня их освоения, что позволяет повысить субъектносгь ребенка при организации его образовательной деятельности. Это, в свою очередь, повышает степень самостоятельности и ответственности ребенка за результат деятельности.

Индивидуальная образовательная деятельность должна быть личностно и профессионально направлена, поэтому важно предоставлять детям весь спектр видов деятельности, в которых они могут проявить свою познавательную и социальную активность, самовыразиться, самоутвердиться и самосовершенствоваться.

Действенно-практически и компонент. Любая деятельность состоит из ряда последовательных действий. После постановки целей важно определить способы их достижения. Постановка цели и установление путей ее достижения должны быть тесно связаны с проблемами, потенциалами и потребностями, которые определились на первых этапах деятельности. Способы достижения поставленной цели могут определяться на основе овладения способами практической деятельности, опыта формирования личностных качеств, прогнозирования дальнейшей профессиональной деятельности. В системе дополнительного образования это могут быть:

  • -учебная деятельность — самостоятельная работа на занятиях и во внеучебное время (выполнение практических, исследовательских, творческих работ);
  • -творческая самостоятельная деятельность по применению приобретенных на занятиях знаний, умений;
  • -самостоятельная работа в библиотеках, сети Интернет; -научно-исследовательская деятельность (участие в научных объединениях, исследовательских работах, подготовка докладов на конференции, подготовка публикаций, участие в конференциях, конкурсах, а также их подготовка и организация);
  • -практическая подготовка к планируемой профессиональной деятельности (прохождение социально-профессиональных практик, выполнение проектов, участие в конкурсах мастерства); -организаторская деятельность;
  • -коллективная творческая деятельность;
  • -досуговая деятельность (участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях, посещение театра, кино, выставок и др.);
  • -неформальное общение.

Дополнительное образование ребенка является важным средством становления личности, если раскрываются, учитываются и развиваются индивидуальные ресурсы ребенка, стимулируются процессы его саморазвития и самообразования. Для того чтобы научить ребенка самостоятельно мыслить и действовать, стремиться к самосовершенствованию, важно создавать проблемные ситуации, ситуации свободного, добровольного выбора, самостоятельного и ответственного принятия решений, предоставлять возможность участия в различных видах деятельности.

Контрольно-оценочный компонент включает в себя сопоставление хода, промежуточных и итоговых результатов деятельности с поставленными целями и задачами, со средствами их достижения. Контроль позволяет соотносить результаты своей индивидуальной деятельности и конкретных действий с образцами и идеалами, осуществлять коррекцию своих действий как по ходу деятельности, так и по ее завершении.

Рефлексивно-результативный компонент включает в себя способы осмысления и анализа тех изменений, которые произошли в процессе выполнения деятельности. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних состояний. Рефлексия собственной деятельности способствует развитию критического мышления, повышению адекватности самооценки, получению объективной информации о себе, о результате деятельности. Рефлексивность обеспечивает целенаправленность, возможность идеального предвосхищения, упорядоченность и осмысленность поведения, отчет в своих действиях. Педагогам необходимо создавать рефлексивную среду, развивать у детей рефлексивность, включая их в процессы анализа и самоанализа деятельности.

Образовательный результат. Образовательные результаты ребенка — ожидаемые и измеряемые конкретные достижения. Ориентиром для оценки результатов образовательной деятельности студента могут выступать знания, умения, навыки, способности, развитие сфер индивидуальности, личностных свойств и качеств, важных для реализации профессиональных замыслов, планов. В соответствии с ФГОС общего образования это предметные, метапредметные и личностные результаты, представленные в виде компетентностей, способов освоения и преобразования социального опыта.

Педагогам ДО важно учитывать взаимосвязь компонентов индивидуальной образовательной деятельности и с учетом этого осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка, развитие его самостоятельности и превращение его в активного субъекта собственной образовательной деятельности.

Современная система дополнительного образования создает предпосылки для индивидуализации образовательного процесса, организации индивидуальной образовательной деятельности, индивидуальной траектории, предоставляя возможность выбора индивидуального пути в образовании, с самого начала ставя воспитанника в позицию субъекта этого выбора.

Таким образом, индивидуальная образовательная деятельность направлена на решение актуальных образовательных проблем каждого ребенка; ориентирована на образовательные потребности, достижения и личностные устремления ребенка; предполагает активность и субъектность воспитанника в решении собственных образовательных проблем.

Сущность индивидуальной образовательной деятельности, ее субъектный характер проявляются в том, что сам ребенок осмысленно и самостоятельно проходит свою траекторию (свой путь) образования и развития. Важным средством организации такой деятельности являются индивидуальные образовательные программы, планы, маршруты, которые могут разрабатываться в школе, учреждениях дополнительного образования и предусматривают участие субъектов образовательного процесса, заинтересованных в проектировании индивидуальной образовательной деятельности каждого ребенка.

  • [1] Новиков А. М. Основания педагогики. — М., 2010. — С.25.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой