Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Санитарно-профилактическая работа с родителями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, плавание. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети… Читать ещё >

Санитарно-профилактическая работа с родителями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание здорового ребенка возможно лишь при осуществлении единых требований воспитания в семье и в дошкольном учреждении. Пропагандистами здорового образа жизни ребенка в семье являются медицинский персонал дошкольного учреждения, воспитатели и заведующий. Цель санитарного просвещения родителей — создание в семье оптимального режима жизни ребенка Еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение врач, медицинская сестра и воспитатель проводят инструктаж и знакомят родителей с правилами и требованиями, которые необходимо выполнять по уходу за ребенком, с основами рационального питания в соответствии с его возрастом, средствами закаливания, мерами профилактики инфекционных заболеваний, с режимом жизни в яслях и садах. В беседе следует подчеркнуть обязательность соблюдения такого же режима и дома, указывать на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении.

Санитарное просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении (по содержанию и по времени сообщения знаний детям). Такой параллелизм в действиях семьи и дошкольного учреждения поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний. Кроме того, с родителями детей каждой возрастной группы проводят специальные беседы на определенные гигиенические темы. Обычно такие беседы продолжаются не более 25—30 мин, строятся они на конкретном материале и иллюстрируются примерами из жизни детей. Во время беседы родителям задают заранее подготовленные вопросы. Помимо групповых, проводятся и индивидуальные беседы с отдельными родителями: медицинский работник рассказывает о состоянии здоровья ребенка, его развитии, дает конкретные рекомендации.

В выходные дни и особенно во время отпуска, когда ребенок остается с родителями, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т. д. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи.

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, плавание. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия. Ребенок 5—7 лет должен делать 13—17 тысяч шагов в год. В это количество входит не только ходьба, но и бег, и прыжки, и другие виды движений. Занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей, включающей постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. Эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Вечером, необходимо пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка — это время общения, а 20—30 мин, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, для настроения. Дома ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. Это полезно для воспитания трудовых навыков и является одной из форм двигательной активности. Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны. Установлена связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

К сожалению, в некоторых семьях, а следовательно, для некоторой части подрастающего поколения препятствием на пути достижения этой цели может стать алкоголь. Сегодня во всем мире среди основных причин, сокращающих продолжительность жизни человека, алкоголь стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.

Токсичность алкоголя для организма детей и подростков в несколько раз сильнее, чем у взрослых. Организм детей и подростков отличается интенсивностью всех процессов, большей скоростью всасывания, большим содержанием воду в тканях и особенно головном мозге, а также большей реактивностью, что делает его сильно уязвимым к алкоголю, который, неограниченно растворяясь в воде, обезвоживает ткани и тем самым усиливает повреждающее действие. В медицинской практике известны случаи отравляющего воздействия алкоголя на детский организм даже через кожные покровы. Так, 6-месячной девочке от воспаления легких делали спиртовые компрессы на грудную клетку 3 раза в день в течение 3−5 ч. У ребенка на третий день в выдыхаемом воздухе ощущался запах спирта, развилось тяжелое отравление: бледность кожи, холодный пот, расслабление мускулатуры, высокая температура, потеря сознания. Только на 3−4-е сутки девочка пришла в сознание.

Употребление алкоголя даже в небольших дозах у детей и подростков может вызвать острое алкогольное опьянение, которое нередко сопровождается серьезными осложнениями (потерей сознания, развитием острого психоза, судорог и др.) или заканчивается летальным исходом.

Пьющие родители лишают семью материальных средств, что ухудшает питание, а это сказывается на физическом развитии детей. Тяжелая моральная обстановка в семье, скандалы, грубость по отношению к матери, к самому ребенку — все это приводит к развитию нервности у детей дошкольного возраста. Они испытывают страхи, плохо спят, недосыпают. Поведение родителей, заболевания, крайне непоследовательно, оценка ими явлений и суждения зависит от настроения, что дезориентирует ребенка, задерживает его психическое, интеллектуальное развитие и порождает неврозы и психопатические черты характера. Дети из таких семей не получают необходимого воспитания в раннем детстве и представляют собой случай «педагогической запущенности», когда низкое интеллектуальное развитие связано не с болезнью мозга, а с дефектом раннего воспитания. Такие дети начинают отставать от своих сверстников, постепенно становятся «трудными» детьми, они плохо усваивают программу детского сада, а затем и школьную и подчас рано бросают школу.

Многочисленные исследования утверждают, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детстве. Антиалкогольное воспитание следует начинать раннего дошкольного возраста и проводить его в возрастной преемственности. Прежде всего, семья должна стать пропагандистом здорового образа жизни и в ней должна быть создана антиалкогольная атмосфера. У ребенка необходимо выработать отрицательное отношение к алкоголю, переходящее с возрастом в убеждение. Выработанное в дошкольном возрасте отрицательное отношение к алкоголю, послужит хорошей основой для закрепления этих установок у подростков с расширением их познаний о вреде алкоголя для здоровья об отрицательном влиянии на развитие силы, на достижение спортивных успехов и т. д.

Другим направлением антиалкогольного воспитания является решение общих задач воспитания, развитие у детей интереса, целеустремленности, желания ставить задачи и добиваться их выполнения, развивать их моральные и волевые качества. Созданию антиалкогольной обстановки в семье должны способствовать воспитатели, педагоги, медицинские работники дошкольных учреждений. Необходимо расширять знания родителей о вредном влиянии алкоголя на детский организм и разъяснять, какие последствия при их недооценке и попустительстве грозят ребенку в будущем. В контакте с родителями они должны выявлять пьющих родителей, ограждать детей от их влияния, вплоть до обращения на работу, а в особо злостных их проявлениях обращаться к общественности и к советским органам, согласно Кодекса о браке и семье РФ о лишении родительских прав. Следует также указать, что отечественное законодательство административную и уголовную ответственность, как родителей, так и других лиц за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Формы и методы санитарно-просветительной работы с родителями многообразны. Организуются школы матерей, отцов, где занятия проводятся ежемесячно, а также очно-заочные школы, в которых часть материала изучается самостоятельно. Работу в этих школах проводят врач, медицинская сестра, которая оформляет помещение наглядным материалом, подбирает литературу, а также воспитатели. Широко используются и индивидуальные собеседования с родителями, на которых с учетом особенностей развития конкретного ребенка, состояния его здоровья даются рекомендации, разработанные врачом.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой