Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы качества образования в СОГМА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поставленные задачи связаны с изучением представлений о деятельности СОГМА, а также позиций, касающихся качества предоставляемых медицинской академией услуг (оценка качества учебного процесса, в том числе деятельности центра практической подготовки, учебной практики, степени удовлетворенности аспирантов учебным процессом, работодателей выпускниками СОГМА, выпускников организацией образовательной… Читать ещё >

Развитие системы качества образования в СОГМА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История СОГМА начинается с 1939 года, когда в столице Северной Осетии — в г. Орджоникидзе (в настоящее время — Владикавказе) открылся медицинский институт, целью которого являлось восполнение врачебных кадров республики. За 77 лет своего развития вуз превратился в крупный учебный, научный и лечебный центр Северного Кавказа, располагающий необходимыми научно-педагогическими кадрами и материальнотехническими ресурсами для обеспечения высокого уровня подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских кадров и проведения научных исследований на передовых рубежах науки.

Миссией Академии является сохранение и развитие лучших традиций российской медицинской школы на основе достижений фундаментальной науки, высоких образовательных технологий и компьютеризации образования; обеспечения высокого уровня подготовки медицинских и фармацевтических кадров, обладающих как профессиональными, так и общекультурными компетенциями; генерирования знаний и создание современных технологий на базе фундаментальных и прикладных исследований.

В Академии проводится обучение по образовательным программам высшего образования — программам специалитета по 5 специальностям, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по 15 специальностям, программам ординатуры по 31 специальности; по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре по 26 специальностям. Подготовительное отделение готовит абитуриентов к поступлению в академию и проводит активную работу по профориентации молодых людей в сфере медицинских специальностей.

В состав Академии входят следующие структурные подразделения: 39 кафедр, клиника, стоматологическая поликлиника, центральная научно-исследовательская лаборатория, в которой сосредоточено современное научное оборудование, позволяющее сотрудникам проводить различные исследования более чем по 40 параметрам и показателям. В структуре Академии функционируют учебно-методическое управление, управление научными исследованиями, управление по стратегическому развитию и инновационной деятельности, информационно-технический отдел, центр практической подготовки, центр тестирования, служба качества, психолого-педагогическая служба, служба содействия трудоустройству выпускников, управление по безопасности, медицинский совет, совет по качеству, научный координационный совет, проблемные комиссии. Деятельность всех подразделений Академии направлена на организацию и совершенствование учебного процесса.

Совершенствование системы оценки качества образования для СОГМА выступает важной стратегической задачей, решение которой связано с достижением поставленной цели — созданием ведущего инновационного медицинского образовательно-научного и лечебно-диагностического центра, интегрированного в общероссийские и мировые образовательные и исследовательские процессы.

Для решения поставленных стратегических задач была выстроена структура Академии, определены факторы (организационные, методические, технологические), влияющие на процесс повышения качества образования (таблица 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на качество образования в вузе.

№.

Факторы, влияющие на качество образования.

Ответственные структурные подразделения.

1.

уровень подготовки абитуриентов.

подготовительное отделение.

2.

организация учебного процесса на кафедрах.

учебно-методическое управление, деканаты факультетов, кафедры, цикловые учебно-методические комиссии, центральный координационный учебно-методический совет.

3.

оснащение учебным оборудованием, учебниками и пособиями, вычислительной и оргтехникой.

ректорат, библиотека, кафедры.

4.

организация самостоятельной работы студентов на кафедрах.

учебно-методическое управление, деканаты факультетов, кафедры.

5.

мотивация студентов к лучшей учебе.

деканаты, кафедры, советы старост, студенческий комитет по содействию повышению качества образования.

6.

освоение и контроль практических навыков студентов.

кафедры, центр практической подготовки.

Приказом ректора СОГМА от 20.08.2014 г. № 209/о утверждено «Положение о внутренней системе оценки качества образования», которое устанавливает цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в вузе, ее организационную и функциональную структуру, реализацию и общественное участие в оценке качества образования [20].

В соответствии с п. 2.1.Положения внутренняя система оценки качества образования понимается как целенаправленное, специально организованное, непрерывное наблюдение за динамикой состояния образовательной деятельности и результатов подготовки обучающихся для оценивания и своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации.

Внутренняя система оценки качества образования включает в себя:

  • -текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию;
  • -компьютерное тестирование — участие в проектах: «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (ФЭПО) и др.;
  • -внутренние проверки структурных подразделений Академии;
  • -государственную итоговую аттестацию выпускников;
  • -самообследование;
  • -социологические опросы всех групп потребителей государственных услуг Академии;
  • -анализ отзывов работодателей о качестве подготовки выпускников.

Дополнительным инструментом внутреннего контроля качества образовательного процесса является ежегодно проводимая рейтинговая оценка деятельности кафедр и научно-педагогических работников.

Академией самостоятельно разработаны три вида рейтингов, отражающих учебно-методическую, воспитательную, организационную и общественную работу; научно-исследовательскую работу, а также лечебную работу научно-педагогических работников Академии.

Рейтинговая оценка работников дает возможность принимать необходимые управленческие решения, укреплять кадровый потенциал, является подспорьем при аттестации преподавателей, определении критериев эффективности их деятельности, их профессиональной мотивированности, что впоследствии позволяет обозначить приоритетные цели в области управления качеством.

Конкретные мероприятия по контролю качества подготовки студентов анализируются на заседаниях ученого Совета и Совета по качеству.

Мониторинг качества образования позволяет выявлять:

степень и полноту реализации ГОС ВПО и ФГОС ВПО;

соответствие качества подготовки выпускников Академии требованиям действующих образовательных стандартов;

качество учебных программ, учебников и учебных пособий, других материалов, рекомендуемых для изучения студентам;

качество деятельности преподавателей Академии;

соответствие квалификации научно-педагогических работников установленным требованиям к занимаемым должностям;

способы управления качеством образования в Академии;

методы стимулирования улучшения профессионального мастерства преподавателей Академии;

качество организации образовательной, научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов на кафедрах.

Налаженная система контроля качества позволяет готовить специалистов, уровень подготовки которых соответствует ГОС ВПО и ФГОС ВПО по специальностям и требованиям времени.

Служба качества Академии является обязательным участником в проектной деятельности формирования нормативной базы как в вопросах создания управляемой среды согласно требованиям ГОСТ ISO 9001:2011 (9001:2008) в разделе 4.2.3 (Стандарт управления документацией системы менеджмента качества СМК-СТО-4.2.3−02 от 11.06.2012) [21], так и содержательной части положений по деятельности и положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Службой проводится большая работа по повышению качества образования. Благодаря ее деятельности в настоящее время в СОГМА организован и активно функционирует Студенческий комитет по содействию повышению качества образования, который занимается сбором информации, необходимой для принятия нужных для совершенствования образовательного процесса Академии управленческих решений, участвует в разработке анкетных модулей и проведении анкетирования студентов и преподавателей, а также обработке результатов. Деятельность Студенческого комитета регламентируется соответствующими положениями [22].

В качестве одного из наиболее эффективных методов сбора информации выступают социологические опросы стейкхолдеров (анкетирование, интерактивный опрос студентов, преподавателей и др.).

Социологические опросы стейкхолдеров проводятся анонимно в целях определения степени удовлетворенности образовательным процессом (содержанием, организацией и качеством учебного процесса), а также качеством преподавания учебных дисциплин (работы отдельных преподавателей).

Анализ результатов анкетирования дает необходимую информацию, которая используется для коррекции содержания образования, внедрения инновационных форм и подходов к организации образовательного процесса, прохождения производственной практики студентами, влияет на принятие управленческих решений, в том числе при аттестации педагогических кадров.

Стремясь следовать основному принципу и требованиям ГОСТ ISO 9001:2011, раздела 7, п. 7.2.3 (связь с потребителем) и раздела 8, п. 8.2.1 (Удовлетворенность потребителей) [10,23], а также в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (глава 3, статья 28, пункт 13 — проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества; глава 12, ст. 89, пункт 7 независимая оценка качества образования, общественная и общественно-профессиональная аккредитация), руководство Академии в 2013 году приняло решение о проведении пятилетнего исследования, определяющего влияние социологических опросов стейкхолдеров на качество предоставления образовательных услуг в вузе.

В качестве стейкхолдеров были выбраны студенты, аспиранты, выпускники СОГМА, а также руководители медицинских учреждений РСО-Алания.

Поставленные задачи связаны с изучением представлений о деятельности СОГМА, а также позиций, касающихся качества предоставляемых медицинской академией услуг (оценка качества учебного процесса, в том числе деятельности центра практической подготовки, учебной практики, степени удовлетворенности аспирантов учебным процессом, работодателей выпускниками СОГМА, выпускников организацией образовательной деятельности и т. д.). В 2013;2014 гг. было опрошено 1324 респондента, по результатам определялась эффективность внедрения инновационных образовательных технологий повышения качества подготовки специалистов. Таким образом, стейкхолдеры выступили экспертами в определении путей и способов повышения качества профессионального образования. В данной статье представлены результаты опроса выпускников Академии и руководителей лечебно-профилактических учреждений Республики Северная Осетия-Алания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой