Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика организации игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ц В основе многих игр лежит соревнование, которое придает игре движение, дает толчок к развитию игровых ролей. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр. В соревновании необходимо, чтобы у играющих была примерно одинаковая умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет; Игра не возникает стихийно… Читать ещё >

Методика организации игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает детская игра.

Любая игра имеет свои нюансы, поэтому для каждого вида игры существует своя методика организации.

Так, дидактическая игра без правильного педагогического руководства не достигнет цели. Прежде всего, к ней надо готовиться самому учителю, кроме того, хорошо подготовить всех детей, чтобы не получилось, что играют только единицы. Очень важно знание детьми правил, без которых будет затруднено развитие игровых действий.

Дидактические игры не так просты в организации, как кажется на первый взгляд. Поэтому подчас они превращаются в учебное занятие.

Миронова Р.М. предлагает такую структуру организации дидактической игры: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за партой, объединяясь в группы и т. п.) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых заданий); показ педагогом выполнения отдельных действий; проведение игры; подведение итогов и объявление победителей [12, с.112−113].

Познавательные игры требуют большой подготовки от учителя: знание энциклопедической литературы, умение подобрать задания, подготовить оборудование, умело организовать игру.

Для правильной организации игры важны даже незначительные нюансы: оборудование надо придумывать самое простое, чтобы не затруднять себя и тех, кто помогает. В то же время оно «правдоподобное» (так говорят младшие школьники); призы обязательны, но лучше «самоделки» (сюрприз одной группы — другой и т. п.); количество игроков лучше определять по жребию (по считалочке), чтобы не было обид со стороны детей (может быть по желанию, по очереди и т. п., т. е. как договоритесь); очень важно подобрать познавательные задания, подготовить к их выполнению игроков (если дети не ответят на одно-два задания, интерес к игре сразу падает); надо стремиться давать подробные ответы на вопросы (если дети этого не делают, дополнения должен сделать ведущий, как правило, педагог), чтобы в ней могли при желании принять участие все дети [5, с.51].

Как правило, интеллектуальные игры — это небольшие логические задания для детей. На первый взгляд кажется, что они не составляют трудностей для ребенка. На самом же деле дети напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу. Если с игрой справляются не все дети; задания выполняют одни и те же, а другие лишь свидетели результата, значит, игра методически неверно организована. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо:

  • а) задания разнообразить по степени сложности, чтобы каждый младший школьник мог проявить свой интеллект;
  • б) давать достаточно времени для размышления, не спешить с ответом при нескольких поднятых руках детей;
  • в) четко и ясно обосновывать ответы, чтобы всем было понятно;
  • г) очень хорош вариант участия детей в игре парами, группами, где им легче выстроить логику рассуждения, поделить радость успеха на всех — важно не только развитие интеллекта, но и нравственное начало в любой из игр;
  • д) наибольшего успеха добиваются в интеллектуальных играх при условии, если они организуются систематически, поэтому этот вид игр целесообразно использовать как в школе, так и (по рекомендации учителя) в семье [5, с.53].

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой заключается в стимулировании позитивного отношения детей к игре; привлечении детей к выбору сюжета; разработке игры (условий, правил); помощи детям сделать игру творчеством, действием. Необходимо заранее позаботиться об атрибутах, по возможности не вмешиваться в игру, не нарушать сложившийся в игре эмоциональный климат, обязательно подвести ее итоги.

В модели «Ориентир» используются игры-драматизации, но при условии, если основную нагрузку при подготовке берут на себя родители, а также сами участвуют в игре, что усиливает радость детей. При организации таких игр необходимо соблюдать следующее: подбирать несложный сюжет, на основе которого составлять сценарий; к разработке сценария обязательно привлекать детей, особенно участников — это позволит им легче и быстрее заучить содержание ролей; роли потруднее поручать старшим (учитель, воспитатель, родители, старшие дети и др.), что облегчит игру, а также поспособствует позитивному общению старших и младших; лучше, когда костюмы, атрибуты к игре сделают родители; подвести итоги игры обязательно, но целесообразнее на следующий день [5, с.57].

В структуре подвижной игры ученые выделяют: содержание, игровые действия, правила. И очень важно, чтобы все эти компоненты игры гармонично сочетались при ее организации. Для этого учителю важно соблюдать ряд требований:

ц начинайте с несложных игровых действий;

ц учите детей играть: одну и ту же игру повторяйте несколько раз, напоминайте детям о ней в другие дни;

ц подготовив новую игру, не забывайте о полюбившихся детям играх, с них и начинайте играть;

ц не навязывайте ребятам игру, особенно новую, если у них нет желания играть;

ц регулируйте двигательную активность детей: сдерживайте азарт одних и привлекайте к игре, с помощью определенных поручений, других — малоподвижных;

ц вовремя переключайте детей с подвижной игры на более спокойную; подчас в игре они чрезмерно устают, что небезопасно для здоровья;

ц поощряйте младших школьников, которые находят новые игры, организуют их;

ц не стремитесь разучивать одновременно несколько подвижных игр, пусть дети сначала освоят правила одной игры, научатся в нее играть;

ц новые игры вводите постепенно и в подходящий момент;

ц с первых дней пребывания детей в школе начинайте готовить себе помощников, объединив этих ребят в группу «затейников» ;

ц оборудуйте вместе с учащимися специальное место (помещение, спортивная зона во дворе школы и т. п.), где будете играть;

ц проводите с родителями целенаправленную работу по использованию подвижной игры в домашних условиях (во дворе, в лесу и т. п.) [5, с.58−59].

Что касается организации отдельно взятой игры, то важно прислушаться к методическим рекомендациям таких авторов, как Былеева Л. В., Коротков И. М., Геллер Е. М., Волчок И. П. и др.:

  • 1. Необходимо начинать игру организованно и своевременно, по условному сигналу.
  • 2. Важно приучать детей сознательно выполнять правила игры.
  • 3. В процессе игры способствовать развитию творческой инициативы участников.
  • 4. Руководитель должен заинтересовать игрой, приобщить к ней детей.
  • 5. Важно добиваться выполнения участниками игры правил и обязанностей.
  • 6. В процессе игры необходимо наблюдать за настроением детей, эмоциональным напряжением.
  • 7. Надо следить за тем, чтобы в процессе игры между игроками были здоровые, дружеские отношения.
  • 8. Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.
  • 9. Особое внимание надо уделять детям (быть к ним ближе, взять за руку и т. п.), с которыми не хотят играть.
  • 10. При выборе игры важно учитывать: возраст детей, оборудование помещения, количество участников, наличие инвентаря и т. п.
  • 11. При объяснении нужно стоять так, чтобы (водящего) все видели.
  • 12. Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе игры.
  • 13. Хорошо сначала провести репетицию игры, сообщив, что результат не будет защитываться.
  • 14. Распределение ролей в ходе игры целесообразно менять.
  • 15. В конце игры желательно подвести итоги [3; 9; 4]

Однако существуют и общие правила, которые обязательны при использовании детской игры в учебно-воспитательном процессе. Шмаков С. А. рекомендует придерживаться следующих правил:

ц дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, программы игры. В игре с правилами им должны быть понятны все правила. Для ролевых игр необходимо ясное представление о характере героев, которых они изображают;

ц в игре необходимы определенные трудности, препятствия, которые нужно преодолевать, давать выход энергии;

ц В основе многих игр лежит соревнование, которое придает игре движение, дает толчок к развитию игровых ролей. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр. В соревновании необходимо, чтобы у играющих была примерно одинаковая умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет;

ц игре противопоказано принуждение в любой форме. Свободное и добровольное вовлечение детей в игру гарантирует сохранение игрового настроения;

ц в игре желателен юмор. Дети очень ценят шутку, веселье, смех. Элементы юмора могут быть использованы в названии чего-либо, в званиях, звучании ролей. Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Шуточный характер часто носят поощрения и наказания в играх;

ц не менее важно правильное оборудование и оснащение игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами [17, с. 192−194].

Чтобы добиться в игре хорошего воспитательного эффекта, необходимо стремиться к тому, чтобы игра радовала ребенка; необходимо создавать условия для развития у детей интереса к игре, активности в ней; необходимо радоваться вместе с детьми успеху, помогать освоить игровые действия и др.

Богданова О.С., Петрова В. И. рекомендуют независимо от вида игры особое внимание обратить на обучение детей правилам честной игры:

  • 1. Только честная игра равных, иначе победа неинтересная.
  • 2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине, может, и произошло поражение. Если он не прав — объясни в чем.
  • 3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  • 4. Если выиграл — радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
  • 5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках [2, с.85].

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой