Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства обучения. 
Роль и место средств обучения в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства обучения как составная часть материально-технического оснащения учебного заведения представляют собой совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания. В педагогической… Читать ещё >

Средства обучения. Роль и место средств обучения в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.

Средства обучения как составная часть материально-технического оснащения учебного заведения представляют собой совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.

В правильно организованном учебном познании студентам предоставлена возможность чувственного восприятия изучаемых явлений и объектов, которые не всегда могут быть непосредственно воспроизведены в учебном процессе. С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании студентов запечатлеваются образы этих явлений и объектов. Опираясь на наглядные образы, преподаватель подводит студентов к осознанию сущности явлений и объектов. Такой подход связан с абстрактным мышлением, с использованием абстрактных понятий. При этом наглядные образы обеспечивают связь мышления с изучаемыми объектами, явлениями, поставляют мышлению необходимую информацию, помогая раскрыть внутренние свойства явления, объекта.

Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники. В последние годы получили распространение такие новые средства обучения, как тренажеры, учебное телевидение, автоматизированные обучающие системы (АОС), компьютерная техника и др.

В педагогической литературе используются различные классификации средств обучения. В зависимости от формы организации познавательной деятельности студентов различаются средства для индивидуальной работы и для фронтальной, в зависимости от выполняемых средствами функций — на информационные, контролирующие, тренирующие и т. д.

На правильный выбор средств обучения преподавателями наиболее ориентирует классификация по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации.

Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).

Учебно-наглядные пособия — это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.

Учебно-наглядные пособия по способу отображения объекта изучения делятся на натуральные, изобразительные и знаковые.

Натуральные пособия представляют собой образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.

Изобразительные пособия дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т. д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды).

Знаковые пособия подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.

Вся эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации.

К вербальным (словесным) средствам обучения относят учебную и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.

Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.

Технические средства обучения (ТСО) — технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение.

Сами ТСО не содержат информации, она находится в носителях этой информации — слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах и т. д.

Задания для активизации учебно-познавательной деятельности.

  • 1. Соотнесите компоненты образовательного процесса с аспектами:
    • • ценностный;
    • • психологический;
    • • содержательный;
    • • операционально-технологический.
  • 2. Назовите факторы, определяющие формирование современного содержания образования.
  • 3. На основе системно-функциональной модели деятельности преподавателя составьте модель деятельности студента с учетом субъект-субъектных взаимоотношений.
  • 4. Классифицируйте методы обучения по следующим основаниям:
    • • способы познавательной деятельности и формы познавательной деятельености;
    • • этапы организации учебного занятия.
  • 5. Написать эссе по теме: От чего зависит выбор методов обучения.

Задания для самостоятельной работы:

  • 1. Подготовить сообщения (реферат) по организационным формам обучения, современным средствам обучения.
  • 2. Сделать сообщения по структуре образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  • 3. Написать эссе по теме: Особенности знаниевого и компе
Рекомендуемая литература:
  • 1. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластение [и др.]; под ред. В. А. Сластенин. — М" 2002.
  • 2. Общая и профессиональная педагогика: учеб, пособие для студентов пед. вузов / под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: ВентанаГраф, 2007. — 368 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой