Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задачи контрольного этапа эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке… Читать ещё >

Задачи контрольного этапа эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • · выявить профессиональные предпочтения учащихся в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова,
  • · выявить дальнейшие жизненные планы учащихся,
  • · определить изменение показателей заинтересованности испытуемых,
  • · определить преобладающие мотивы личности учащихся (таким образом, провести повторную диагностику мотивационной сферы учащихся),
  • · сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы.

Для повторной диагностики использовались все те же методики, как и на констатирующем этапе (см. приложение), что дало возможность сопоставить данные, полученные на констатирующем этапе, и на основе их сравнения сделать конкретные выводы:

  • 1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, направленный на выявление профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий выше упомянутого автора.
  • 2. Анкета, выявляющая дальнейшие жизненные планы учащихся (составлена администрацией гимназии для 10 класса)
  • 3. Методика определения преобладающего мотива личности.

Таблица 8 Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова

Тип профессии.

Количество учащихся.

Отношение к общему числу учащихся в классе.

Характерные учебные предметы.

констатир этап.

контрольный этап.

констатир этап.

контрольный этап.

Человек-техника.

43%.

34%.

математика, физика.

Человек-человек.

23%.

28%.

гуманит. предметы.

Человек-природа.

17%.

17%.

биология, химия.

Человек-знак.

13%.

4%.

математика, ИВТ.

Человек-худ.о…

Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности (один человек мог выбрать несколько направлений).

Таблица 10 Выявленные склонности по предметным направлениям

Направления.

Предметные направления.

Количество выборов.

констат. этап.

контрольный этап.

Математика.

Химия.

Изобразительное искусство.

Предметы.

Биология.

Физика.

Музыка.

История.

Иностранный язык.

География.

Спорт.

Техника.

Педагогика.

Сценическое искусство.

Другие направления.

Журналистика.

Право.

Военные специальности.

Медицина.

Радиоэлектроника.

Экономика.

В результате на контрольном этапе 12 учащихся выбрали биологию в качестве профильного направления. В сопоставлении в другими предметами этот рейтинговый показатель находится на достаточно высоком уровне. Следует также отметить, что интерес учащихся к биологии по сравнению с констатирующим этапом увеличился в два раза, что свидетельствует о формировании достаточно устойчивой положительной мотивации к изучению курса биологии. Следует отметить, что дети более осознанно стали подходить к выбору предметных направлений, необходимых им для будущей профессиональной деятельности, сопоставляя их с конкретной сферой деятельности.

В беседе с учащимися 10А класса нами было установлено, что большинство детей выбрали сферу своей будущей профессиональной деятельности. Данное предположение подтвердил и анализ ответов учащихся на вопрос анкеты о правильности выбора профессии. Большинство детей (83%) ответили, что уверены в правильности своего выбора, этот показатель намного выше, чем на констатирующем этапе исследования (тогда лишь 38% учащихся были уверены в правильности своего выбора).

Таблица 11 Уверенность учащихся в правильности выбора профессии

Вариант ответа.

Абсолютно уверен.

Скорее уверен, чем неуверен.

Скорее неуверен, чем уверен.

Совсем неуверен.

Этап эксперим.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Количество учащихся.

В ходе повторного выявления особенностей мотивационной сферы учащихся было определено, что на контрольном этапе социальные мотивы преобладают у 25% учащихся, моральные — у 12%, самовоспитания — у 38% и познавательные мотивы у 25% учащихся.

Результаты контрольной диагностики преобладающих мотивов обучения сравнили с данными констатирующего этапа и выявили следующие отличия: у 20% учащихся преобладающими стали мотивы самовоспитания и у 15% — познавательные.

Таблица 12 Преобладающие мотивы в обучении

Вариант ответа.

Социальные.

Моральные.

Самовоспитания.

Познавательные.

Этап эксперим.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Количество учащихся.

Учащимся также предлагалось оценить, помогли ли им уроки по общей биологии и занятия элективного курса «Твои возможности, человек» определиться с выбором будущей профессии, сферой деятельности.

Многие дети (86%) отметили, что данные занятия помогли им сделать свой выбор, понять, что именно привлекало их в той или иной профессии, почему не нравился какой-то вид деятельности.

Таблица 13 Роль уроков по общей биологии и занятий в рамках элективного курса «Твои возможности, человек» в определении профессионального будущего учащихся

Вариант ответа.

Уроки определенно помогли определиться с выбором профессии.

Уроки никак не повлияли на выбор профессии.

Уроки в какой-то мере помогли определиться с выбором профессии.

Количество учащихся.

Таким образом, по результатам диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что в ходе апробирования разработанной методики организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса «Твои возможности, человек» повышается мотивация достижения у учащихся и увеличивается роль познавательных стимулов.

Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие профессионального самоопределения учащихся.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было определено, что у учащихся сформированы стимулы, определяющие развитие профессионального самоопределения, а на контрольном этапе зафиксировано использование испытуемыми мотивов другой направленности. При этом процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса «Твои возможности, человек».

Основываясь на результатах диагностики контрольного этапа эксперимента и сравнения их с данными констатирующего этапа, был сделан вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса «Твои возможности, человек» повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения гимназистов.

На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке заданий профориентирующей направленности, реализованных на уроках общей биологии в 9 (III четверть 2006;2007 учебного года) и 10 классах (I четверть 2007;2008 учебного года). Параллельно составлена программа элективного курса «Твои возможности, человек», способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Занятия по разработанной программе были проведены в сентябре-ноябре 2007 года (I и II учебные четверти). На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги. В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса «Твои возможности, человек» повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения школьников. Мы убедились, что процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой