Задачи контрольного этапа эксперимента
На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке… Читать ещё >
Задачи контрольного этапа эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- · выявить профессиональные предпочтения учащихся в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова,
- · выявить дальнейшие жизненные планы учащихся,
- · определить изменение показателей заинтересованности испытуемых,
- · определить преобладающие мотивы личности учащихся (таким образом, провести повторную диагностику мотивационной сферы учащихся),
- · сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы.
Для повторной диагностики использовались все те же методики, как и на констатирующем этапе (см. приложение), что дало возможность сопоставить данные, полученные на констатирующем этапе, и на основе их сравнения сделать конкретные выводы:
- 1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, направленный на выявление профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий выше упомянутого автора.
- 2. Анкета, выявляющая дальнейшие жизненные планы учащихся (составлена администрацией гимназии для 10 класса)
- 3. Методика определения преобладающего мотива личности.
Таблица 8 Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова
Тип профессии. | Количество учащихся. | Отношение к общему числу учащихся в классе. | Характерные учебные предметы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
констатир этап. | контрольный этап. | констатир этап. | контрольный этап. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек-техника. | 43%. | 34%. | математика, физика. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек-человек. | 23%. | 28%. | гуманит. предметы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек-природа. | 17%. | 17%. | биология, химия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек-знак. | 13%. | 4%. | математика, ИВТ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек-худ.о… Детям также предлагалось перечислить, какие их предметных направлений будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности (один человек мог выбрать несколько направлений). Таблица 10 Выявленные склонности по предметным направлениям
В результате на контрольном этапе 12 учащихся выбрали биологию в качестве профильного направления. В сопоставлении в другими предметами этот рейтинговый показатель находится на достаточно высоком уровне. Следует также отметить, что интерес учащихся к биологии по сравнению с констатирующим этапом увеличился в два раза, что свидетельствует о формировании достаточно устойчивой положительной мотивации к изучению курса биологии. Следует отметить, что дети более осознанно стали подходить к выбору предметных направлений, необходимых им для будущей профессиональной деятельности, сопоставляя их с конкретной сферой деятельности. В беседе с учащимися 10А класса нами было установлено, что большинство детей выбрали сферу своей будущей профессиональной деятельности. Данное предположение подтвердил и анализ ответов учащихся на вопрос анкеты о правильности выбора профессии. Большинство детей (83%) ответили, что уверены в правильности своего выбора, этот показатель намного выше, чем на констатирующем этапе исследования (тогда лишь 38% учащихся были уверены в правильности своего выбора). Таблица 11 Уверенность учащихся в правильности выбора профессии
В ходе повторного выявления особенностей мотивационной сферы учащихся было определено, что на контрольном этапе социальные мотивы преобладают у 25% учащихся, моральные — у 12%, самовоспитания — у 38% и познавательные мотивы у 25% учащихся. Результаты контрольной диагностики преобладающих мотивов обучения сравнили с данными констатирующего этапа и выявили следующие отличия: у 20% учащихся преобладающими стали мотивы самовоспитания и у 15% — познавательные. Таблица 12 Преобладающие мотивы в обучении
Учащимся также предлагалось оценить, помогли ли им уроки по общей биологии и занятия элективного курса «Твои возможности, человек» определиться с выбором будущей профессии, сферой деятельности. Многие дети (86%) отметили, что данные занятия помогли им сделать свой выбор, понять, что именно привлекало их в той или иной профессии, почему не нравился какой-то вид деятельности. Таблица 13 Роль уроков по общей биологии и занятий в рамках элективного курса «Твои возможности, человек» в определении профессионального будущего учащихся
Таким образом, по результатам диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что в ходе апробирования разработанной методики организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса «Твои возможности, человек» повышается мотивация достижения у учащихся и увеличивается роль познавательных стимулов. Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие профессионального самоопределения учащихся. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было определено, что у учащихся сформированы стимулы, определяющие развитие профессионального самоопределения, а на контрольном этапе зафиксировано использование испытуемыми мотивов другой направленности. При этом процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации уроков по общей биологии и занятий элективного курса «Твои возможности, человек». Основываясь на результатах диагностики контрольного этапа эксперимента и сравнения их с данными констатирующего этапа, был сделан вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса «Твои возможности, человек» повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения гимназистов. На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке заданий профориентирующей направленности, реализованных на уроках общей биологии в 9 (III четверть 2006;2007 учебного года) и 10 классах (I четверть 2007;2008 учебного года). Параллельно составлена программа элективного курса «Твои возможности, человек», способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Занятия по разработанной программе были проведены в сентябре-ноябре 2007 года (I и II учебные четверти). На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги. В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса «Твои возможности, человек» повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения школьников. Мы убедились, что процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся. |