Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во время эксперимента мы провели анкетирование с целью выявления личностной ориентации студентов и лицеистов на природно-рекреационную специализацию. Личностная ориентация включает в себя мотивационную сферу, профессиональные знания и умения, осведомленность в сфере профессиональных ценностей и принципах работы специалиста в области природных рекреационных ресурсов. Ваясность природной среды как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Социально-экономические аспекты профессиональной подготовки специалиста в области природной рекреации
    • 1. 1. Проблемы развития туризма на современном этапе
    • 1. 2. Характеристика рекреационных ресурсов края
    • 1. 3. Особенности подготовки профессиональных специалистов в условиях края
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Содержание, формы и методы профессиональной подготовки туристских кадров средствами природной рекреации
    • 2. 1. Модель профессиональной подготовки менеджера в области природной рекреации
    • 2. 2. Характеристика содержания учебных программ
    • 2. 3. Эффективные методы и формы обучения студентов средствами природной рекреации. v
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2.'

Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слолшвшаяся ситуация в экономике России и, в частности, в туристском секторе обязывает турагентства сместить приоритеты с международного выездного тзфизма, ставщего в последнее время менее доходным из-за снижения реального благосостояния потребителей, на въездной и внутренний туризм. Крайне неравномерное развитие рынка российского туризма характеризуется тем, что выездной туризм преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» [70] провозглашает приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, одншсо в стране наиболее активно все-таки функционирует рынок выездного туризма. Выезд туристов преобладает над въездом, что означает вывоз денег, валюты за рубеж, сокращение их поступления в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны. Перспективным для экономики страны является развитие туризма и экскурсий в рекреационной деятельности (сфере 1фатковременного и длительного отдыха населения). Все это обостряет необходимость прогнозирования территориального развития, управления и технологии новой отрасли непроизводственной сферы — рекреационного обслуживания. К социально-экономической проблематике туризма и экскурсий относятся некоторые аспекты территориального размещения туристскоэкскурсионных з^реждений, затрагивающие вопросы влияния туризма на формирование единой и региональных систем расселения в стране: воздействие туризма как фактора рационального использования трудовых ресурсовместо тзфизма в территориальном разделении труда и специализации районов страны по обслуживанию т) фистов и экскурсантовнациональноэтнографические, социальные и культурные особенности регионов. Указанные аспекты определяют региональное развитие туризма и экскурсий с учетом территориальных, природно-климатических, экономико-географических, социально-культурных и демографических факторов [84, 85]. Для этого необходимо: — дальнейшее развитие туризма и экскурсий с целью превращения их в повседневную потребность человека- - реализация программ развития, реконструкция и расширение материальной базы тзфизма и экскурсий, сети соответствующих организаций и З^реждений- - повышение социальной и экономической эффективности туристскоэкскурсионного дела, улучшение его технологий и управления- - осуществление необходимых мероприятий по развитию сети проката, производства туристско-экскурсионного инвентаря и снаряжения, улучшению рекламы туристских маршрутов, экскурсий [106, 107]. Тзфизм и экскзфсии — заметное явление в социальной инфраструктуре экологического развития страны, фактор рационального использования трудовых ресурсов, занятости населения страны и его оптимального расселения. Туризм и экскурсии оказывают влияние на формирование ресурсного потенциала региона страны и ее функциональную специализацию [79, 81]. В то же время использование рекреационных возможностей в целях туризма недостаточно развито по ряду причин, которые указываются многими исследователями. Одна из них — недостаточная подготовленность и отсутствие профессиональных кадров, способных хсвалифицированно и грамотно представлять туристско-экскзфсионные услуги с учетом возможностей региона. По нашим данным, в Красноярском крае, богатом природными ресурсами, на 40 предприятиях тзфистского профиля (турагентства, турбазы, гостиницы, турбюро) количество профессионально подготовленных специалиф стов составляет от всех работающих 4,5%.Отсутствует в перечне профессиональных квалифицированных кадров такая специальность, как гид-проводник. Этот специалист способен оказать первую медицинскую помощь туристам, приготовить для них пищу в полевых условиях, з^еет ориентироваться на местности, знает иностранные языки, повадки зверей и т. д.Все вышеперечисленное особенно актуализирует проблему подготовки менеджеров туризма, профессионально представляющих использование природного рекреационного потенциала в своей деятельности, что и определило выбор темы нашего исследования. Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров туризма. Предмет исследования: содержание, методы и формы использования природного рекреационного потенциала региона в профессиональной подготовке менеджеров туризма. Цель исследования состоит в разработке содержания, методов и форм использования рекреационного потенциала в профессиональной подготовке й и экспериментальной проверке их эффективности. Цель определяет задачи исследования: 1. Проанализировать социально-экономические аспекты подготовки туристских кадров в области рекреации (на примере Красноярского края).2. Разработать модель профессиональной подготовки менеджера туризма в области природной рекреации.3. Разработать и экспериментально проверить содержание учебных программ, методы и формы обучения менеджера туризма в области природной рекреации. Гипотеза исследования.Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала будет эффективна и способствовать продвижению туристского продукта на рынке услуг, если- - будет проанализирован природный рекреационный потенциал региона и на этой основе определены основные направления развития рынка туристских уснут- - будет разработана модель профессиональной подготовки менеджера туризма в области природной рекреации, раскрывающая содержание его деятельности (коммуникативной, природохранной, экологической, охотоведения сервисного, ориентации в природе и т. д.) — - будет разработано содержание учебных программ и определена последовательность их изучения в профессиональной подготовке менеджеров туризма- ,^ - будут выявлены эффективные методы и формы обучения менеджеров туризма средствами рекреационного потенциала региона. Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социальноэкономических условий на развитие личности. В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной подготовке (С.Я. Батышев (14,15), А. П. Беляева (18), В. П. Беспалько (19−22), А. Т. Глазунов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков (162−165), И. П. Смирнов и др.) — по общим принципам дидактики (Ю.К. Бабанский (7,8,9,10,11), П. Я. Гальперин (43), В. В. Давыдов (56), B.C. Леднев (142), Н. Ф. Талызина (210,211)) — педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (A.M. Новиков (162−165)) — по принципам функционирования образовательных заведений нового типа (А.А. Андреева, М. П. Ермошкин, Н. Н. Козлова, К. К. Кучинская, А. Корешнина, Н. П. Рудакова и др.)) — теории стадийности профессионального обучения (С.Я. Батышев (14,15)) — по личностнодеятельностному подходу к проектированию педагогичесгшх процессов (A.M. Новиков (162−165), Э.Г. Юдин) — по общетеоретическим вопросам пси" хологии (Л.С. Выготскр1Й (41), В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев (143,144), Л. Рубинштейн (211), К. К. Платонов и др.) — по вопросам туристского образования (В.А. Квартальнов (103−111), И. В. Зорин (73−87)) — педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (В.А. Кабачков (101), В. Д. Чепик (226−230), В. И. Жолдак (62,63,64) и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования (52,53,54).Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы: анализ педагогической, экономической, специальной, профессиональной литературы по проблеме нашего исследованияанкетирование студентов на входе и выходе процесса обучения (1,4 курсы) — опрос выпускников Восточно-Сибирского института туризма по данной специальностиэксперимент по созданию системы обучения менеджеров туризма, проводимый в Восточно-Сибирском институте туризматестовый контроль знаний и умений студентованализ выпускных квалификационных работ студентов РМАТ. Основой для исследования выступала многолетняя экспериментальная работа по созданию ба1салавриата по направлению «Менедлшент туризма» со специализацией в области природной рекреации в Восточно-Сибирском институте туризма — филиале РМАТ. Исследования производились в 1982;1999 гг. Первый этап (1981;1993 гг.) — включал в себя теоретический анализ научно-методической литературы и оценку опыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке кадров туристских профессийв этот период была сформулирована проблема исследования, определен его научный аппарат, выявлены основные направления исследования. Второй этап (1993;1996 гг.) — разработка методики и проведение формирующего эксперимента, апробация экспериментных учебных планов и программ, отслелшвание результатов, их оценка. Третий этап (1997;1998 гг.) — подведение итогов экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику работы, оформление диссертации. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в ВосточноСибирском институте туризма. Проведено анкетирование 50 студентов на входе и выходе процесса обучения по составу специальных знаний по туроперейтингуопрошено около 25 выпускников РМАТ на предмет трудоустройства в соответствии с профилем полученного образованияпроанализировано около 30 выпускных квалификационных работ выпус1шиков 1997;98 годов. Научная новизна исследования состоит в том, что: — на основе анализа социально-экономических аспектов профессиональной подготовки туристских кадров разработана модель профессиональной подготовки менеджера туризма в области природной рекреации- - разработано содержание обучения менеджеров туризма на основе взаимосвязи туристского образования и природного рекреационного потенциала региона- - выявлены эффективные методы обучения будущих менеджеров туризма средствами природной рекреации (например, такие как учебнотренировочные походы, тренинги в природной среде, деловые игры и т. п.).Практическая значимость исследования заключается в разработке: — пакета программ соответствующих курсов: «Краеведения», «Туристских ресурсов Красноярского края», «Анимации" — - ряда методических материалов и пособий для отдельных учебных курсов: «Спортивно-оздоровительный туризм», «Экскзфсоведения в туриз (Ф # ме», «Туристского паспорта региона на примере экскзфсионного и экологического туризма». Создание тзфистской фирмы «СТЭБ». Предложенные автором исследования модель и пакет программ Morjrr быть использованы в качестве типовых для обучения менеджеров туризма со специализацией в сфере рехфеационных ресурсов в высших учебных заведениях. Данная модель и пакет программ были внедрены в ВосточноСибирском институте туризма, имеющего уже два выпуска бакалавров по данной специализации. На защиту выносятся: 1. Содержательная модель профессиональной подготовки менеджера туризма в области природной рекреации.2. Пакет учебно-тематических планов и учебных программ специальных курсов, входящих в профессиональную подготовку менеджеров туризма в области природной рекреации.3. Совокупность эффективных методов и форм обз^ения будущих менеджеров туризма в природной рекреации. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре практического тзфизма ВСИТ РМАТна региональных семинарах (г. Красноярск 1999 г.), Владимир (1999 г.) — на ежегодных на) Д1но-практичес1Шх конференциях «Актуальные проблемы туризма — 1997;98 гг." — на Научнометодическом совете ВСИТ. Разделы данного исследования — струтстура спецкурсов и их содержание — вошли в утвержденный учебный план подготовки бакалавра и специалиста по менедлсменту туризма. Апробация результатов исследования проводилась диссертантом в процессе стаяшровок и семинаров.

Выводы к главе 2 Обобщен опыт эксперимента подготовки гидов-проводников, на основании которого разработана модель профессиональной подготовки менеджеров рекреационного туризма. Определился блок специальных дисциплин, способствующих формированию у студентов соответствующих знаний, умений, личностных качеств для работы в области рекреации и природной среды: спортивно-оздоровительный туризм, физическая культура, туристские ресурсу Красноярского края, краеведение, анимация.

Рассмотрено содержание обучения на основе интеграции теоретических курсов и специальных природных рекреационных знаний. Показана взаимосвязь теоретического обучения и практики в природной среде (экспедиции, учебно-тренировочных походы, экскурсии, самостоятельные исследования студентов и др.).

Рассмотрены возмоясности профессионального освоения практических видов деятельности в сфере менедясмента рекреационного туризма в процессе студенческих практик.

В процессе обучения студенты дополнительно изучают спортивно-оздоровительный туризм, физическую культуру, краеведение, анимацию, участвуют в походах и т. д., получают знания для отработки практических навыков в долясностях: туристский организатор, организатор спортивно-оздоровительной работы, помощник менедясера, руководитель спортивно-оздоровительных походов, выходного дня 1 категории слоясности, помощник аниматора.

Отслеясен профессиональный рост специалиста через практики и стаяси-ровки в различных предприятиях туристско-рекреационной направленности.

Проанализированы возмоясности природного рекреационного потенциала Красноярского края, его влияние на разработку рекреационных программ, обслуясивания туристов, на качество и уровень подготовки специалистов по менедясменту рекреационного туризма.

В главе представлены эффективные формы обучения будущих менедясеров туризма со специализацией в природной среде.

Критерием оценки эффективности оценки разработанных нами содер-ясания, форм, методов подготовки менедясеров туризма средствами природной рекреации в нашем исследовании является состояние профессионально-личностного развития специалиста.

Мы выделили соответствующие разделы обучения, формирующие профессионально-теоретические и профессионально-практические качества специалиста, что придает процессу профессионально-личностного развития целенаправленность, целостность, преемственность.

Реализация разработанной нами модели профессиональной подготовки менедясера туризма в области природной рекреации, а также разработанные содерясания учебных программ, методы и формы обучения позволили получить позитивные сдвиги профессиональной подготовки студентов, что выра-ясалось в освоении знаний и умений, и развитии профессионально-личностных качеств.

Заключение

.

Исследования, представленные в данной диссертационной работе о профессиональной подготовке менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона, проводимые в рамках эксперимента Восточно-Сибирским институтом туризма, филиалом Российской международной академии туризма, позволили прийти к следующему заключению:

Красноярский край, благодаря особому географическому положению и уникальному комплексу природных достопримечательностей, может представлять значительный интерес для туристских поездок россиян и иностранных граждан.

Долгие годы целенаправленно создавались ограничения для въезда гостей в Красноярский край, поэтому не строились гостиницы, кемпинги, мотели, пункты питания и бытового обслуживания соответствующего международного стандарта, а реконструкция имеющихся требуют значительных материальных затрат.

Весьма слаборазвитая инфраструктура въездного туризма не дает возможности получать сегодня доходы от этой потенциально эффективной отрасли, не способствует наполнению туристского рынка разнообразными услугами.

По результатам исследования очевидно, что внутренний туризм в крае имеет большой потенциал.

Проблемы подготовки профессиональных кадров занимают одно из ведущих мест в исследовании.

В мировой практике в сфере туризма сложились потребности в четырех основных специальностях на уровне высшего образования:

— Менеджер туризма — специалист по разработке и организации туристского обслуживания на маршруте.

— Экономист (финансовый менеджер).

— Аниматор — специалист по досуговым программам.

— Специалист, — отвечает за разработку и реализацию специальных двигательных режимов.

В практике современного туристского образования в России осуществляется подготовка специалистов двух профессий.

Отсутствие достаточного набора образовательных стандартов по подготовке специалистов по туристским специальностям и квалификациям становится тормозом для развития туризма и туристской деятельности.

Таким образом для решения вышеперечисленных проблем необходимо:

— унифицировать российские профессиональные стандарты с аналогичными международными стандартами;

— совершенствовать существующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Во второй главе диссертации нами представлено содержание учебных программ, формы и методы обучения, а также представлены опытно-экспериментальные исследования. Нами была исследована и создана модель профессиональной подготовки, которая раскрывает взаимосвязь содержания, форм и методов обучения и в результате формирует профессионально-личностные качества специалиста, необходимые в трудовой деятельности природной рекреации.

В основе построения модели подготовки специалиста средствами природной рекреации лежит профессионально-квалификационная характеристика менеджера туризма.

Подготовка специалиста, способного предоставлять квалифицированно туристские услуги в области природной рекреации, требует значительных корректив как в плане формирования знаний и умений, так и формировании важных личностных качеств.

Исходя из этого, модель в качестве структурных единиц включает содержание, методы и формы обучения и, как результат, перечень личностных качеств, которые должны быть у менеджера природной рекреации.

Личностная подготовка обусловлена особенностями трудовой деятельности менеджера туризма, гида-проводника, поэтому наряду с теоретическими знаниями мы выделили необходимость получения спортивной квалификации и спортивного разряда.

В модели мы рассматриваем содержание обучения на основе интеграции теоретических курсов и специальных природных рекреационных знаний.

Например, во время УТП проводились занятия, и студенты, участники путешествия, самостоятельно выполняя работу, научились:

1. Проводить бивуачные работы, в том числе:

— устанавливать и снимать палатки;

— разводить костер;

— сушить одежду и обувь;

— готовить пищу на костре;

— организовывать походные бани.

2. Тактике сплава на катамаране, в том числе:

— пониманию динамики речного потока;

— технике гребли веслом;

— технике отчаливания;

— технике чалки.

3. Выполнять спасательные работы, в том числе:

— организовывать самостраховки;

— организовывать страховки с берега;

— проводить спасательные работы (зачаливание аварийного катамарана);

— оказывать медицинскую помощь утопающим.

4. Ориентироваться на маршруте, в том числе, работать с картой и компасом на стоянке и во время движения.

5. Работать со снаряжением:

— собирать и разбирать катамараны;

— ремонтировать гондолы, катамараны;

— укладывать сплавсредства в транспортное состояние;

— укладывать вещи во время сплава;

— укладывать рюкзаки.

Как показали наши исследования, знания и умения формируются и совершенствуются в зависимости от профессиональных требований работодателя (турбаза, турклуб, турфирма и т. д.) и накопленного опыта, так как образовательной средой для подготовки специалиста является природная среда.

Ваясность природной среды как средства профессиональной подготовки состоит в том, что обучаемый, как субъект образовательного процесса, обогащается опытом самоорганизации, самореализации и индивидуально-личностного творчества. Таким образом, природная среда, выполняя функции обучения, становится развивающей и создает эталоны профессионального поведения и деятельности.

Во время эксперимента мы провели анкетирование с целью выявления личностной ориентации студентов и лицеистов на природно-рекреационную специализацию. Личностная ориентация включает в себя мотивационную сферу, профессиональные знания и умения, осведомленность в сфере профессиональных ценностей и принципах работы специалиста в области природных рекреационных ресурсов.

Исследование показало, что наиболее слабым звеном обучения менеджеров туризма в сфере природной рекреации были осведомленность в сфере профессиональных ценностей и принципов работы, а также содерясательный компонент, выраженный в конкретных профессиональных знаниях и умениях, причем эти два показателя оказались в одинаковой степени ^сформированными.

Внедрение в учебный процесс разработанного содерясания образования, а также методов и форм обучения в условиях природной рекреационной среды, обеспечили высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, что нашло подтверждение в результатах эксперимента, который мы представляли после первого и второго года обучения.

Нами выявлено, что эффективность профессионально-личностного развития специалиста обеспечивается посредством технологий, реализуемых в природной рекреационной среде.

Экспертные оценки, выставленные по пятибальной шкале, позволили установить рост готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях природного потенциала края с 2,5 до 4,7 баллаготовность к дальнейшему профессиональному росту с 3 до 4,5 балла. Существенным показателем является увеличение набора студентов по менедяшенту туризма и путешествий со специализацией в природной рекреационной среде (до эксперимента было 30 студентов, по окончании эксперимента — 50 студентов).

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Экономика и география международного туризма. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-С.299
  2. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика. 1980,-т. 1. — 230 с.
  3. Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 1996. -29 с.
  4. О.С. Новое управленческое мышление: Сущность и пути формирования. -М.: Экономика, 1991.
  5. А. Редкие и исчезающие животные Красноярского края: птицы, млекопитающие / Краен, гос. пед. ун-т.- Красноярск: КГПИ, 1988.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989−558 с.
  7. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников// Сов. Педагогика. 1983, -№ 3 — С. 99 — 106.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 1972. — 347с.
  9. Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1988. с. 480.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогически исследований. -М.: Педагогика, 1982. с. 192,
  11. JI.A., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятий) / Известия Ан СССР. Сер. геогр., -№ 1.- 1997.
  12. Ю.Н., Сухо б екая Т.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. — С. 152.
  13. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 1993. -с. 198.
  14. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, Поиск, Задачи, Пути реализации. М.: Высшая школа, 1987 — 340 с.
  15. В.А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Хрестоматия. Красноярск.: Кн. изд-во, 1995.
  16. Ю.Г., Квинт B.JL, Семенов В. Н. Технико-технический процесс и экономика Красноярского края. Красноярск, 1979.
  17. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. — № 3, — С.68−72.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-с. 123.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологи обучения. М.: ИРПОМо РФ, 1995. — 304с.
  20. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — с. 144.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -191с.
  22. П.С., Горбачева С. М., Чуйрова В. В. Почвы Красноярского края.-Красноярск, 1981.
  23. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -с. 400.
  24. Т.Н. Биоклиматичсеское районирование Красноярского края / Новосибирск: Наука, 1979.
  25. Т.Н. Географические закономерности сезонной ритмики природы Красноярского края. // География и хозяйство Красноярского края. Красноярск, 1975.
  26. И.В., Швейнова Т. Г. Методические вопросы интегрального анализа медико-климатических условий. МФГО СССР: Сб. Комплексные биоклиматические исследования. М., 1969.
  27. ВанГанди А.Б. 108 путей к блестящей идее: Как развиь свой творческий потенциал / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1996.
  28. Ю.А. Факторы формирования технологической структуры территориальных рекреационных систем В кн.: Теоретические основы рекреационной географии. — М.: Наука, 1975.
  29. Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. -М.: Наука, 1982.
  30. Ю.А., Мирошниченко Н. Н. Оценка природных условий для организации отдыха Изв. Ан СССР, Сер. геогр., 1969, — № 4.
  31. Ю.А., Филипович JI.C. Опыт выявления и картирования пейзажного разнообразия природных комплексов // Географические проблемы организации отдыха и туризма. М., 1969,
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. М.: Высшая школа, 1991.- 207с. ф
  33. А.А., Федорова А. А. Повышение педагогического мастерства в контекстном обучении. М., НИИВШ, 1987.- 46с.
  34. В.И. Избранные сочинения в 6 т. М., 1954.
  35. И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных ВУЗах. -М.: Знание, 1989. С. 69−76.
  36. И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Изд-во Дальнее. ун-та, 1993, — 196с.
  37. И.А., Митин A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 72с.
  38. А.И., Харитонов Н. З. Охрана природы М., Лесная промышленность, 1977.
  39. Временные правила соревнований по технике горного туризма. ЦСТЭ. -М., 1969.
  40. Л.С. Педагогическая психология. -М.: педагогика, 1991. -479с.
  41. Н.А., Михеев А. В., Галушин В. М. Охрана природы.- М.: Просвещение, 1975.
  42. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование Умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51с.
  43. A.M. Психология познавательной активности учащихся. Кишинев, 1975. — 104с.
  44. География Красноярского края: Программа для географического факта педагогического ВУЗа / Авт.-сост. В. А. Безруких, И. П. Панюшкина -Красноярск: КГПУ, 1998.
  45. География рекреационных систем СССР.- М.: Наука, 1980
  46. Геология и полезные ископаемые Красноярского края / гл. ред. С. С. Сердюк, А. Г. Еханин: Красноярскприродресурсы: КНИИГиМС.-Красноярск, 1998.
  47. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России./Педагогика, № 5, 1996. С.46−54.
  48. Н.А., Михеев А. В., Галушин В. М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.
  49. В.Н. Почвы Восточного Саяна .- М.: Наука, 1978.
  50. В.Н. Почвы Нияснего Приангарья и Енисейского кряяса. М.: Наука, 1967.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм» (проект) // Актуальные проблемы туризма 97.- М.: РМАТ, 1997 .- Вып. 1.- С. I860.
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Проект. //-М.: РМАТ, 1999, с. 47.
  53. И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования // Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М.: РМАТ, 1997, с. 84.
  54. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Изд. Наука, 1973.
  55. Единая всероссийская спортивная классификация: 1997−2000гг., Ч. 1. -М.: ГКФТ России, с.169−172.
  56. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. -JL, 1985, с. 133.
  57. Енисейский энциклопедический словарь./Гл. ред. Н. И. Дроздов. -Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998 .- 736с.
  58. .В. Экскурсоведение / Уч. пособие. Часть 1.- М.: Рекл. информбюро «Турист», 1992, с. 120.
  59. В.И. Социально-педагогические проблемы олимпийского движения // Социально-педагогические аспекты физической культуры: Сб. науч. трудов. Челябинск, 1994, с.40−45.
  60. В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн.1 М., 1992.
  61. В.И. Основы менеджмента / Уч. пособие. М., 1994.
  62. Закон РФ «Об образовании» / Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению СПб.: УМЦ, 1995.- 24с.
  63. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 ФЗ, М.: ПравительствоРФ, 1996
  64. Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (одобрен Советом Федерации 27.01.99 г.)
  65. Заповедники СССР. Справочник / Васильев И. Г., Горин Д. А., Рашек B.JI. и др. / Под редакцией Борина A.M. и Сырочковского Е.Е.- М.: Лесная промышленность, 1980.
  66. И.А. педагогическая психология: Уч. пособие, — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  67. И.А. Воздейственность выступления лектора.- М.: Знание, 1975.
  68. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. М.: Провещение, 1985.
  69. И.А. психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970.
  70. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  71. И.В. и др. география туризма и экскурсий в СССР: Уч. пособие .М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
  72. И.В. Менедясмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М.: РМАТ, 1997.-240с.
  73. И.В. Социально-экономическая программа долгосрочного развития рекреационных систем В кн.: Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслу-ясивания. — Минск, 1978.
  74. Г. И. Формирование содерясания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.-c.21.
  75. И.В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов.- М.: АО «ЦСТЭ-Интур», 1994. с. 407.
  76. И.В., Кривошеев В. М. К вопросу о рекреационных ресурсах В кн.: Актуальные проблемы самодеятельного туризма в свете решений XXVI съезда КПСС, — М., 1981.
  77. И.В., Мирошниченко Н. Н., Шильников JI.H. Рекреационная освоенность территории СССР. // Географические проблемы организации туризма и отдыха. Вып. 2, М., 1975.
  78. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды / Уч. пособие. -М.: Центр рекл.-инф. бюро «Турист», 1986, с. 101.
  79. А.Ф. Преемственность научного знания и принципов соответствия // Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 974.С. 112−132.
  80. В.В. Основные критерии оценки химического состава минеральных вод. М., 1982.
  81. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.
  82. Н.С. Охрана природы. М.: Пищевая промышленность, 1978.
  83. Использование краеведческих материалов в экскурсиях / Методические рекомендации / М., 1975.
  84. П.И. Туристская деятельность школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987.
  85. Е.Н. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем. / конспект лекций — М.: Рекл.-инф. бюро «Турист», 1992, — С.ЗЗ.
  86. Т.А. Программа учебной дисциплины «География туристских центров и регионов» для специальности 61 100 «Менедясмент». М. — 1997.
  87. Т.А. Программа учебной дисциплины «Рекреационное ресур-соведение» для специальностей 61 100 «Менедясмент».- М., 1997.
  88. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1974, 328с.
  89. М.С. Философия культуры. СПб., 1996, — 416с.
  90. В.А., Кузнецов В. М., Роговский Ю. М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. М., 1994.
  91. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1999, с. 78.
  92. П.Ф. Избрание педагогических сочинений. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  93. В.А. Профессонально-прикладная физическая подготовка уч-ся профессионально-технического образвоания. В. школа, 1991 г. Изд.: 230 ст.
  94. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика.-М.: Наука, 1993.-512с.
Заполнить форму текущей работой