Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждое из сформированных умений не только способствует освоению этих процессов, но является ценным «приобретением» дяя личности ребенка. Так, интеллектуально-познавательное умение, которым овладели дети на материале загадок, в целом способствовало повышению уровня умственного развития детей. У них появились новые знания о предметах, о способах их обследования Появился познавательный интерес… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТШЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГАДОК
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГАДОК ДЕТЬМИ 5−6 ЛЕТ
    • 1. Методика выявления знаний и умений, необходимых для отгадывания и придумывания загадок, у детей 5−6 лет
    • 2. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира и о жанре загадки
    • 3. Особенности умений отгадывать загадки у детей 5−6 лет
    • 4. Особенности умений придумывать загадки у детей 5−6 лет
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ОТГАДЦВАТЬ И ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГАДКИ
    • 1. Основное содержание и методика формирующего эксперимента
    • 2. Формирование интереса к загадкам и желания отгадывать и придумывать их у детей 5−6 лет
    • 3. Формирование системных знаний о предметах окружающего мира как условие становления умения отгадывать ж придумывать загадки
    • 4. Формирование знаний о жанровых особенностях загадки как условие развития умений создавать загадки

Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А к т у, а л ь н о с т ь п р о б л е м к" 1 решения^ ХХЗШ съезда Ео1щу" нистЕГчвской партии Советского Соэза указано, то главным условием успеха в реализации намеченного курои на ускорение социального и экономического щщщшл страны яшшвтт живое творчество масс. В «Основных Ш1Иравл|йиях р ^ р м ы об^ щеобразовательной и профессиональной школы» / 8 / поставдрна за, дача воениташш такой молодежи, которая сумела 6щ не толысо освоить оныт старших поколений" но и (c)бргащ1ь его еобствежшш творческими свершениями. Решение атой задачи требущ от современной педагогической науки разра#1ки цутей и ередсдав форщроваккя творческой активноети личности, начиная еашго р ш него возраста. Езйкеева, Т. Г. Казакова, Т.0.Кош1рова и д р. /, в щзыкадьнрй деятельности /Н.А.Ветлугнна* Й.1.Дзержйиекая, Р. Ж. Шиавник и др./. Внявлены йоказатвли творческой деятельноетж детей, некоторые общие закономерности ее развития, вжишив творч®(c)§ эа на всестороннее развитие личности ребенка, Оообое значение в доогкодьном возрасте нри (c)#рвтает развитие речевого творчтта. Процесс освоения речи pe6esK! Dii характеризуется как творческий, жротекакщий по законам творческой деятельности /113,149,166,207,262/, Вместе с тем, худоЖ9ственна>в речевое творчество наиболее сложно д щ дошкольников, так как связано с процессом переработки наглядро^образиых представлений и их пв|)едачвй на языке словесных знаков, который еще находится в дошкольном возрасте на начальной стадии развития /9,253/.В ряде работ /70, 87, 268 и др./ показана способность ребенка к словесному творчеству: сочинению сказок, загадок, Загадка издавна занимает устойчивое место в детской ррчи, Она привлекает ребенка наличием интересной познавательной задачи ярким образным языком, близким речи ребенка, возмолшоетью удовлетворить потребность в познании, в постоянном стремлении ребенка к неожиданным открытиям /74, 87, 207, 239, 243, 245/.В то же время остались не изученными педагогичаские условия, необходимые для обучения детей использованию загадок Д1Я развития детского творчества. В исследовании Г. Гучене, в работах Ю. Г. Илларионовой показана возможность обучения детей дошкольного возраста отгадыванию простейших загадок, Становится актуальшш вопрос изучения возможностей расшифровки детьми более сложных метафорических образов /отгадрЩйе метафорических загадок/ и условий Д1я создания детьми собетвещых речевых образов /.жрад|умыванй0 метафорических загадок/. Работа с загадками в недагогическом процессе детского сада позволит раскрыть перед детьми значительный пласт народной культуры, приобщить их к освоению важнейшей области оо]-щадьно-историчвок9Г0 опыта, заключенней в выра1Эительной образной форме загадки, Расшифровка и создание метафорических образов / отгадывание и придумывание загадок/ требуют от ребенка ожред^енных групп творческих умений, обеспечивающих етановлеше творческой художественной речевой деятельнооти, Ц е л ь и с е л е д о в, а н и я в изучшш содерщяия и методики формирования у детей 5−6 лет творческих р щ е вых умений, необходимых для от^'адывания и придаыванр: загадок. О б ъ е к т и с с л е д о в, а н и я — педагогщеский процесс, обеспечивающий формирование творческих речевых ущ^ НИИ у детей 5−6 лет в ходе отгадывания и нрид^умывания загадок. П р е д м е т и с с л е д о в, а н и я — творческие умения, их становление в процессе освоерш художественных р@^ чевых образов/ загадок/, Г и п о т е з, а и с с л е д о в, а н ж я| у детей 5−6 лет возможно сформировать группы умений, необходимых для овладения самостоятельной творческой деятельность®-. Эти уме, ния буд^т формироваться в процессе оСгучшия. детей эстетической^ воопрщтйю, отгадаванию и созданию художественных речевых образов загадок. Мы предполагаем также, что основными условиями освоения з^ддаственных образов загадок б|-Д]^ т г ф0||№-рованиа интереса к загадке, желания отгадывать и придумыватьфорщрование системных знаний о предметах и явлениях действительностиформирование знаний об особенностях и законах жанра загадкиобучение детей умениям творческой деятельности создания речевых образов загадок, З, А Д, А Ч И и с с л е д о в, а н и я: 1, Изучить особенности творческих зшений детей 5−6 лет при освоении художественных образов загадок, 2, Выяснить наличие и характер знаний детей о иредяетах окружающего мира как условия формирования творческой деятельности.З.Выяснить наличие знаний детей о жанре загадки" 4. Установить степень влияния знаний о предметах и знаний о загадке на процессы отгадывания и придумывания загадок деть-^ ми 5−6 лет, 5. Разработать требования к учебно-воснитатедьнору процессу формирования творческих умений, необходимых для освоения художественных образов загадок детьми 5−6 лет. Н, а у ч н, а я н о в и з н, а определяется разработкой нового подхода к вопросу о развитии самостоятельной творческой речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании на основе теоретического анализа творческого процесса по созданию речевого обр&за загадки выявлены группы умений, обеспечивающие творческую речевую деятельность. Доказано, что дети 5−6 лет овладевают этими умениями при условии специально организованного обучения. Определены педагдгические условия, обеспечивающие формирование у детей умений отгадывать и придумывать загадки, Экопериментально подтверждено положение, выдвинутое ранее в работах В. Й, 1огиновоЙ о влиянии системных знаний о предметах на становление самостоятельной речевой творческой деятельности ребенка, П р, а к т и ч е с к, а я з н, а ч и м о с т ь и с с л е д о в, а н и я: разработано содержание, формы, методы и последовательность работы по формированию у детей творческих умений в процессе обучения их отгадыванию и придумыванию загадок. Разработаны занятия и дидактические игры для детей 5−6 лет. Формы и методы обучения легко и органично вписываются в педагогически! процесс детского сада, поэтому материалы исследования могут быть использованы в практике работы старших групп дошкольных учреждений, в работе с б-летними детьми в подготовительных кяассах. Полученные результаты исследования могут использоваться при подготовке кадав для работы в детском cajoy, при чтении лекций и проведении практических занятий в дошкольных педагогических училищах, в щшв по методике развития речи детей дошкольного возраста, по детской литературе. М е т о д о л о г и ч е с к и е о с н о в ы исследования: марксистско-ленинская теория познания, положения марксистской эстетики о творчестве, теория всестороннего раз вития личности в условиях социализма, положение о роли деятельности в развитии личности, учение о происхождении языка, о единстве языка и мышления, о развитии личности как процессе освоения социально-исторического опыта. М е т о д ы и с с л е д о в, а н и я. йспо-1ьзовадась комплексная методика, включающая изучение и анализ постановлений Коммунистической партии и Советского правительствафилософской, лингвистической, психолого-педра?огической литературыразработку и проведвн: ие констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, направленных на решение поставленных задачкачественный и количественный анализ подученных в эксперименте данных с использованием методов математической статистики. Д о с т о в е р н о с т ь р е з у л ь т, а т о в и с с л е д о в, а н и я обеспечена ИСХОДНЫМИ методологическ ш й позициями, использованием комплексной методики, ее соответствием возрастным психическим особенностям доишольнжков/посильность заданий, использование игровых приешв, наглядности/: достаточным по объему ш. твриаломкачественным и количественным анализом полученных данных, использованием методов математической статистики. О с н о в н ы е п о л о ж е н и я, в ы д в и i* а е м ы е н, а з, а щ и т у: 1, Щм освоения деятельност! отгадывания и сочинения загадок детям необходимо овладеть системой знаний о предметах и жанре загадки, умениями интеллектуально-познавательного, образно-речевого и эмоционально-образного характера. 2. У детей 5−6 лет возможно еформировать указанные умения, необходимые дал самостоятельной речевой творческой деятельности по отгадыванию и придумыванию загадок.3. Формирование умений творческой речевой деятельности осуществляется в процессе обучения детей, имеющего свое содержание и методику, А п р о б, а ц и я р, а б о т ы. Основные положения работы, результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ЛГПЙ им. А, И. Герцена в 1981;1987 годахдокладывались на Герценовских чтениях в ЛГПЙ им. А. Й. Герцена в 1982, 1984, 1985, 1986 годахрассматривались на курсах повышения квалификации дошкольных работников при РОНО Кировского района города Ленинградаобсуждалйсь на 1енинградском городском активе преподавателей педагогических учшшщ в 1987 году. IfeTepnajm используются на семинарских занятиях по методике развития речи, в работе спецсеминаров на факультете дошкольного воспитания ЛГПИ ЙМ, А. И. Герцена, С т р у к т у р, а и о б ъ е м р, а б о т ы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем диссертации 172 страниц машинописного текста.

Список литературы

содержит 275 наименований. Текст иллюстрируется 26 таблицами, 2 гистограммами, 4 графиками. В приложении представлены: вопросы анкеты для воспитателей, загадки, иепользованные в констатирующем и формщрзгющем эксперименте, программа знаний и умений для детей старшего дошкольного возраста обеспечивающая освоение речевых образов и их созданиетабдицы, графики, фрагменты занятий с детьми во время формирующего эксперимента, рассказы детей о предаетах, загадки, сочиненные детьми. Работа выполнена в соответствии с проблемой научно-исследовательской работы кафедры дошкольной пэдагогикй ШШ. им. А. И. Герцена «Системное содержание знаний, навыков и умений как иедагогическое условие оптимизации учебно-воспитательного процесса в детском салу» / номер государственной регистрации 35 491 /.

Результаты исследования показывают, что у детей сформированы все группы творческих умений, которые к концу обучения достигли высоких уровней развития /Ш и 17/, Об этом свидетельствует полное освоение процессов отгадывания и придумывания загадок детьми.

Каждое из сформированных умений не только способствует освоению этих процессов, но является ценным «приобретением» дяя личности ребенка. Так, интеллектуально-познавательное умение, которым овладели дети на материале загадок, в целом способствовало повышению уровня умственного развития детей. У них появились новые знания о предметах, о способах их обследования Появился познавательный интерес к предметному миру, получило развитие образное и логическое мышление детей. Это нашло отражение в развитии наблюдательности, в более внимательном и дифференцированном восприятии действительности, что сказалось на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, в играх детей.

Упражнения в умении перекодирования способствовало развитию интеллекта ребенка, появлению образного видения мира. Попытки ребенка точно отразить в речи образ или представить речевой образ проявилась в резком увеличении числа детских вопросов, направленных на уточнение значений слов.

Овладение образно-речевым умением оказало существенное влияние на эстетическое и речевое развитие детей. Начало развития образного художественного мышления нашло свое выражение в эстетическом восприятии художественных образов литературных произведений, изобразительного искусства, в умении передать в образной речи свои впечатления. Освоение способов метафорического переноса, очевидно, будет способствовать правильному пониманию пословицы, басни. Однако, исследование этого вопроса впереди.

Появление у детей интереса к опыту народа, выраженному в загадке, свидетельствует о решении одной из задач нравственного воспитания.

Таким образом, результаты исследования показали, что освоение художественных образов загадок способствовало формированию творческих умений, что в свою очередь оказало влияние на умственное, речевое, эстетическое и нравственное развитие детей.

Данное исследование позволяет поставить ряд вопросов для дальнейшего изучения.

В нашем исследовании лишь описательно отмечено влияние сформированных умений на развитие личности ребенка. Следует более подробно изучить вопрос о возможности переноса этих умений на развитие творчества в других продуктивных видах деятел! ности дошкольников.

Дальнейшего исследования требует вопрос об индивидуальных особенностях детей в проявлении творческих способностей. В нашем исследовании проявились некоторые индивидуальные особенности в быстроте освоения творческих умений, в быстром нахождении образных сравнений, в создании интересных метафор. Однако, вопрос требует специального исследования.

Должен получить дальнейшее изучение вопрос о возможности развития творческой речевой деятельности на материале загадок у детей среднего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети активно осваивают сравнение, анализ, что может быть использовано для изучения разработанного содержания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.23. С. 189.
  2. К. Тезисы о Фейербахе // Марке К., Энгельс Ф., Соч.-2-е изд. Т.З. — С.1−4.
  3. К., Энгельс Ф. Критика политической экономии // Соч.- 2-е изд. Т.46. — С.113.
  4. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.20. -С.
  5. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Поли, собр.соч. 5-е изд. — Т.29. — С. 77 — 218.
  6. В.И. Ответ на запрос jsjsbsx эсеров: Заседание БЦИК 4 /17/ ноября 1917 года // Полн. собр. соч. 5-е изд. -Т.35. — С. 53−61.
  7. Материалы ХШ съезда КПСС. М.:Политиздат, 1986.-351 с.
  8. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.:Политиздат, 1984.112 с.
  9. А.А. Взаимодействие образных и символических стру. тур в развивающемся интеллекте ребенка // Проблемы возрастной психологии: Сб.научн.трудов /Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена. I., 1979. — С.3−19.
  10. Ю.Алекеиева С. Активизация словесного творчества детей //Дошкольное воспитание, 1970. — Jfe 9. — С.24−32. П. Ашнашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  11. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  12. .Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Психология речи/ Ученые записки ПИЙ им. А. И. Герцена. Л., 1946, -С.5−16.- Т.53.
  13. В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособив по спецкурсу для студентов филол.факультетов. М.: МГУ, 1969. — С.79−82.
  14. В.П. русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Исследования и тексты. М.: Учпедгиз. 1957. — 240 с.
  15. В.П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. -I.: Просвещение, 1983. 416 с.
  16. В.П. Эпитет в загадках //Эпитет в русском народном творчестве. 1980. — Выпуск 4. — 143 с.
  17. Н.Н. Образность мысли как фактор усвоения учебного материала детьми шестилетнего возраста: Автореф.дие. .канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1985. — 21 е.
  18. Арановская Дубовис Д. М. Пожимание сказки дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 1955. — & 10. — С.
  19. Аристотель. Об искусстве поэзии /Пер. с древнегреч. В.Г. Ашельрота- Ред.пер. и с коммент. Ф. А. Петровского. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
  20. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
  21. Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопросы философии. 1974. — № 5. — G.
  22. А.В. Роль слова в решении дошкольниками задач на выделение признаков объектов // Вопросы психологии. -1984. В 4. — С. 56−61.
  23. Г. Н. О системе работы над понятийной стороной слова с детьми 2−5 лет // ХХУ1 Герценовские чтения. Дошкольное воспитание. Л., 1974. — С.
  24. Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд.иед. наук: 13.00.01. Л., 1977. — 20 с.
  25. I.K. Особенности понимания загадок младшими школьниками // Ученые записки научно-иеслвдоватедьекого института психологии. Киев, 1956. — Т.5. — С.82−96.
  26. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис. .канд.пед. наук: 13.00.01. М., 1982.- 24 с.
  27. Бергсон Анри. Философия. /В попул.излож. ГЛ. Карра- Пер. с анг. Й.Румер. М.: Творчество, 1913. — 61 с.
  28. П.П. Память и мышление. M-I. :Соцэкгиз, 1935. -214 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 460 с.
  30. G.M. Учите детей сравнивать. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  31. С.М. «Художники» и «мыслители». О развитии воображения и образного мышления школьников // Семья и школа. 1975. — «2. — С.26−28.
  32. Ф.И. Общие понятия о свойствах эпической поэзии // Соч.Ф. И. Буслаева. Т.1. — С.55−77. — 1861.
  33. Василев Стефан. Теория отражения и художественное творчество/ Пер. с болгарского О.И.Попова- Предисловие Т.Павлова. М.:Прогреес, 1970. — 496 с.
  34. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. — $ 6. — С.31−35.
  35. Н.Б. О путях овладения систематизацией внешних свойств предметов в дошкольном детстве: Автореф. дис.. канд.нсихол. наук: М., 1971. 25 с.
  36. Н.Б. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. — № 11. — С. 32−35.
  37. Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.123−127.
  38. Н.А. Самостоятельная художественная деятель** ность дошкольников. М.: Просвещение, 1980. — 189 с.
  39. Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М. Шросвещение, 1985. -207 с.
  40. Л.Ф. Особенности формирования доказательств у детей дошкольного возраста: Автореф. дао. .канд. мсих. наук: Киев, 1970. — 16 с.
  41. Вопросы психологии творчества / Сборник статей- Саратовский гос.пед.ш-т. Саратов, 1968. — 112 с.
  42. Ю.Д. 0 практически-духовной природе художественного творчества // Творчество и социальное познание / Под ред. A.M.Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.:МГУ, 1987. -256 е.
  43. Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.:АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  44. I.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. -93 с.
  45. Д. С. Психология искусства / Общ. ре д. Вячеслава Иванова- Предися. А. Н. Леонтьева. М. Искусство, 1963.- 576 е.
  46. Галкина-Федорук Е. М. Слово и понятие. М.:Учпедгиз, 1956.- 54 е.
  47. Гадкина-Феррук Е. М. Язык как общественное явление. М.: Учпедгиз, 1954. — 44 с.
  48. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематическое мышления в процессе решения малых творческих задач // Воз росы психологии. 1980. -II, — С. 31−38.
  49. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — Л 5. — С.80−84.
  50. З.А. Соотношение действия, образа и речи в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. .канд.псих, наук: Л., 1961. 24 с.
  51. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961. — 471 с.
  52. Гегель Г. В. Ф. Эстетика // Собр.соч. в 4-х томах. М.'.Искусство, 1973.- 676 с.
  53. В. Особенности решения детьми старшего дошкольного возраста задач-шуток // Проблемы дошкольного воспитания: Краткие тезиеы докладов Всесоюзн. научн.студенч.конф. Ленинград, 5−7 апреля 1972. С. 127−130.
  54. М. Я купаю кисточку в воде. ¦ 0 метафоре // Дошкольное воспитание. 1976. — № 3. — С. 98−102.
  55. В.А. К вопросу об обобщении и конкретизации в процессе предметных понятий у детей дошкольного возраста // Учен.зап./ Ленингр. гос.иед.ин-т им"А.И.Герцена. -1948. Т.65. — С. 83−91.
  56. Д.П. Вопросы абстракции и образование понятия. -М.:АПН СССР, 1961. 351 с.
  57. Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. — Л 3. — С.56−65,
  58. Ю.А. Игры в загадай. Магадан: Книа. издательство, 1966. — 38 о.
  59. В.Е. Художественный метод фольклора // Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. — С. 214−265.
  60. А. К психологии образного мышления/ Сборник научн.тр./Вильнюсский государств. университет, — Вильнюс, 1967.
  61. Г. Использование народных загадок в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 720. Вильнюс, 1968, — 33 с.
  62. Г. Появление метафор в словесном творчестве детей 5−9 летнего возраста. Вильнюс, 1967. — 30 с.
  63. В.В. Развитие обобщений у детей: Тез.докл.2 Все-союзн.симпо зиума психологов.-Тбилиси, 1974.-С.423−426.
  64. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка.-Л.: Просвещение, 1978. 142 с.
  65. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.- 94 с.
  66. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2. — G. 107−114.
  67. А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
  68. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста // Советская педагогика. -1973. № 1. — С. 30−36.
  69. А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. -М.: Просвещение, 1964. С. 183−264.
  70. А.В., Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1963. — 228 с.
  71. Й.Д., Поддьяков Н. Н., Пышкало A.M. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста в школе и в детском саду // Советская педагогика. 1983. — № 9. — С.44−50.
  72. И.А. Речевая деятельность и психология речи //Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974.- С.64−72.
  73. Зшновский ЮДПсихо-физиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание.- 1983. Л 2. — С.41−44.
  74. Ю.Г. Учите детей отгадывать загадай: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1985, — 160 t
  75. Исследование проблем психологии творчества /Отв.ред.Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  76. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  77. А.И. Особенности сравнения у шадших школьников: Автореф. дие.. канд. не д. наук: Киев, 1958. 21 с.
  78. М. Лекции, но марксистско-ленинской эстетике. Диалектика искусства / Часть П. Л.: ЛГУ, 1964. — 232 G.
  79. М.С. Проблема творчества в свете марксистской теории деятельности // Проблемы философии. Киев, 1978.- С.45−62.
  80. И.Б. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  81. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972. -151 с.
  82. Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве: Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспи тание. 1978. — № 12. — С.63−69.
  83. Т. Характеристика сравнения у детей старшего дошкольного возраста в условиях заданий разного вида //Проблемы дошкольного воспитания: Краткие тез.докл.Всесоюэн. научн.студ.конф., Ленинград, 5−7 апреля 1972, Л., 1972, — С.44−47.
  84. Кныш Л/Фантазия обогащает мысль, мысль-фантазию: К проб лемам обучения в школе. С иредисл.ред. :"Фантазия и еероль в развитии личности».//Народное образование. -1966. № 9. -С. 11−16.
  85. В.И. Отражение в языке сравнения как ожерации шшления // Учен. записки ЛГПИ им. А.й.Герцена. 1962.-Т.233. — С. 185−194.
  86. й.М. Загадка в сказке // Учен. зажиски/ ЛГУ.-1941. Вып. 12. — С.81−87.
  87. Коменский Ян Амос. Мир чувственных веще! в картинках или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни /Пер. с латин.Ю.Н.Дрейзина- Под ред. А. А. Красновского. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1957. — 351 с.
  88. Е.й. Формирование социально активной позиции школьников в процессе художественно-речевой деятельности- Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1986. -21с
  89. A.M. Ленинская теория отражения и творчество.-М.: Знание, 1980. 44 с.
  90. A.M. Отражение, познаше, творчество // Творчество и социальное познание/ A.M.Коршунов, С.С.Гольдент-рихт. М.: МГУ, 1982. — С.7−39.
  91. й. О развитии художественного восприятия шадших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1975. — $ 12.-С. 8−10.
  92. Н.й. Фольклорное произведение как художественное целое // Проблемы славянского фольклора / Кравцов Н.И.-М.: Творчество, 1942. С. 7−49.
  93. Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1973, — 288 с.
  94. Н.К. 0 задачах художественного воспитания// Педагогические сочинения. Т.2. — С.347−368. — М.:Изд-во АПН РСФСР. 1959.
  95. Н. Художественное слово в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1984. — Л 2. -С. 15−18.
  96. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. I.: Знание, 1967. — 38 е.
  97. Курочкина Н. А, Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1985, — С.37−35.
  98. С.Г. Поэтика русского фольклора: Учебное ноеобие для филол. фак. ун-тов. М.:Высшая школа, 1981.- 221 с.
  99. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.-96 е.
  100. Ю.И. Семантическая структура загадки // Паремиоло-гический сборник. Пословица. Загадка. Структура, смысл, текст./ Под ред. Г. Л. Пермякова. М.: Наука, 1978. -283 с.
  101. А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С.21−28.
  102. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Наука, 1971. — 40 с.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. -М.: МГУ, 1972. — 576 с.
  104. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. 1979.- № 2. С.3−13.
  105. Леушина А.^. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. -Т.35. — С.21−73.
  106. A.M. Некоторые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошкольного возраста //Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1966. — Т.319. — С.3−27.
  107. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие по спецкурсу для студ.жед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. 176 е.
  108. В.И. Особенности познания детьми дошкольного возраста свойств и качеств различных штериалов // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1964. — Т.270.- С.101−115.
  109. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста /3−6 лет/ знаний о материалах и их признаках: Автореф.дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. Ленинград, 1965.- 18 с.
  110. В.И. К вопросу о развитии словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1970.- Т.340. С.32−47.
  111. В.И. К вопросу о структуре и содержании знаний детей дошкольного возраста // НУ Герценовские чтения: Дошкольное воспитание. Л., 1972. — С.21−24.
  112. В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи // Дошкольное воспитание, 1973.- № 4. С.71−76.
  113. В.И., Орлянская И. А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста //Умственное воспитание детей в детском саду/ Сборник под ред.В.М.Ло-гиновой. Л., 1981. — С.48−58.
  114. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .докт. пед. наук: 13.00.01. Ленинград, 1984. — 40 с.
  115. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1978. — 218 с.
  116. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. -319 с.
  117. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. — 93 е.
  118. Е.Д. Вопросы восприятия поэзии в школьном возрасте //Вопросы психологии. 1978. — 1 6.- С.135−141.
  119. А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание. -1960. & 7. — С.40−48.
  120. А.А. О построении метода изучения умственного развития детей //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. -JI., 1962. С.3−17.
  121. А.А. Очерки психического развития ребенка. -2-е изд. М.: Просвещение, 1965. — 235 с.
  122. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 266 с.
  123. Г. М. Физиологические основы развития речи/физиология высшей нервной деятельности ребенка/ Под ред.З. И. Коларовой. М.: Медицина, 1968. — С.97−114.
  124. Ю. Занятия мо родному языку с включением сло-варно-логических упражнений в старших группах детского сада: Методические рекомендации. Пенза, 1973. — 22 с.
  125. В.И. Понимание образной речи детьми мяадшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пе д. наук по психологии. М., 1954. — 16 с.
  126. .И. Формирование теоретического мышления на образной основе// Вопросы жсихологии. 1981. — И 1.1. С.90−99.
  127. С.Я. Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. М.: Сов. писатель, 1964. — 542 с.
  128. И.П. Сравнение и его роль жри формировании представлений и шонятий //Ученые записки/ Кабардин.нед.ин-т.- 1956. Выи.9. — С. 107−120.
  129. А.Н. Наблюдение над многозначностью слов в устной речи дервоклассника//Речевое развитие младших школьников: Сборник/Под ре д. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — С.10−26.
  130. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 208 е.
  131. Н.А. Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной рабо ты: Автореф.дис. .канд. пед. наук: 13,00.01. Тбилиси, 1972. — 19 с.
  132. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Чувство и образ //Семья и школа. 1983. — J# 5. — С.40−43.
  133. Мелик-Пащаев А., Новлянская 3. На пути к творческим задачам// Семья и школа. 1983. — Л 10. — С.37−40, 47−50.
  134. Н.А. Мышление в процессе обучения//Исследова-ние мышления в советской жсихологии/Под ред.Е.В.Шорохо-вой. М.: Наука, 1966, — С.248−387.
  135. А.С. Художественный образ. Эстетический анализ.-М.: Изд-во МГУ, 1980. 97 с.
  136. Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающее мышлению: Автореф. дне. .канд.жеихол.наук. М., 1954. — 16 е.
  137. В.В. Загадка, разгадка да семь верст правда в ней //русская речь. 1979. — Ш 4. — С.46−52.
  138. В.В. русские народные загадки. 1.: Наука, 1978. — 180 с.
  139. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. — 47 с.
  140. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблемы сознания / Материалы симпозиума. М., 1966. — С.126−132.
  141. Надирашвили Генетико-пеихологичеекие вопросы некоторы: форм общения: Тез.докл.на съезде об-ва психологов, Москва, 1963 г./ АПН РСФСР. Вып.1. — М., 1963. — С.84−87.
  142. Н.Н. Влияние содержания и языковых средств народной сказки на образность и выразительность речи старших дошкольников? Автореф.дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. Киев, 1982. — 16 е.
  143. В. Как понимают и объясняют тексты дошкольники: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание 1985. — W 1. — С.47−49.
  144. К.Д. О возможном уровне обобщения в мышлении детей 6−7 лет. Материалы диагностики умственного развития: Тез.докл.на Ш съезде об- ва психологов ССОР, Москва, 9−12 июля 1968 г. М., 1968. — Вып.З. — С.43−44.
  145. М.В. Загадка художественного образа Художественный образ в историческом процессе. — М.:Знание, 1972. — 32 с.
  146. .П. Ступеньки творчества. Знание М., 1976. -95 с.
  147. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 155 с.
  148. Ю. Загадки как средство развития речи детей // Дошкольное воспитание. 1977. — & 4. — С.92−94.
  149. А., Шоу Дх., Саймон Г, А. Процессы творческого мышления // Психология мышления/ Пер. с нем. и англ.- Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965,. — 532.
  150. О детском творчестве: Сборник статей/ Отв.ред.З.В.Лишт-ван, Ростов на Дону: 1972. — 83 с.
  151. А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  152. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение 1968. — 208с.
  153. А.Е. Эмоции и воспитание. -М.: Педагогика, 1983. 80 с.
  154. Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис. .канд.пед.наук- 13.00.01. -Киев, 1967. 17 с.
  155. Основы теории речевой деятельности/Отв.ред.АД.Лвонтьев.- М.: Наука, 1974. 368 с.
  156. Д.А. О приемах обучения детей среднего дошкольного возраста умственным действиям/Дошкольное воспитание. 1970. — * 6. — С.30−34.
  157. П.А. Приемы сравнения предметов в разных видах деятельности // Дошкольное воспитание.-1973. Л 11.- С.29−32.
  158. Д. Художественно-речевая деятельность ребенка в семье //Дошкольное воспитание. 1984. — Ш 4.-С.57−62
  159. Панфилов В. З, Взаимоотношение языка и мышения. М.: Наука, 1971. — 232 с.
  160. Г. В. Работа над загадками в первом классе -как средство развития мышения и речи учащихся //Умственное развитие младших школьников /Сборник научных трудов- ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л: 1974. — С.
  161. Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами языка художественных произведений. Л., 1976. — 40 с.
  162. Л.А. Обучение родноку языку //Вопросы обучения в детском саду: Сб.научн.тр./Под ред.А. П. Усовой. -М. -йзд-во АПН РСФСР, 1952. 60 е.
  163. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./Под ред.В. А. Ротенберг, В. М. Кжарина.-М. :Педагогика, 1981.
  164. К.К. Проблемы способностей. М.:Наука, 1972. -312 с.
  165. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  166. Н.й. Система познавательных заданий как средство развития мышления учащихся подготовительных классов: Автореф.дие.канд.нед.наук:13.00.01.-Киев, 1985.- 17 с.
  167. Н.Н. Мышление дошкольника.- М. Педагогика, 1977. 272 с.
  168. Н.Н. Творчество как проблема личности //Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.170
  169. А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения //Дошкольное воспитание. 1970. — $ 7. — С.8−13.
  170. А.И. Особенности формирования умений выразитель ного чтения стихотворений детьми 6−7 лет. Подготовительная к школе группа: Автореф.дие. .канд.нед.наук: 13.00.01. Ж, 1971. — 17 с.
  171. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  172. Н.Н. Пути обучения операции сравнения //Советская педагогика. 1979. -13, — С.101−105.
  173. А.А. Мысль и язык. Одесса: Гос. изд-во Украины, 1922. — 188 с.
  174. Программа воспитания и обучения в детском саду /Утвержд. Мин.просвещ.РСФСР. М.- Просвещение, 1985.- 174 е.
  175. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения/Под ред.С.I.Рубинштейна.-М. .'Педагогика, 1960.- 168 с.
  176. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.-М.:Просвещение, 1965.-295 с.
  177. Психология процессов художественного творчества .'Сборник статей/АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры- Отв.ред.Б. С. Мейяах.Н.А.Хренов. Л.:Наука, 1980.-285 с.
  178. Психологические исследования представлений ж воображения: Сборник статей/Отв.ред.Е. И. Игнатьев.-М.:Из-во АПН РСФСР, 1956. 248 с.
  179. Психологические исследования творческой деятельностц/Отв. ред.Тихомиров. М.:Наука, 1975. — 253 с.
  180. Псияолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста//Вопросы психологии.-1984.- Л 5. С. 49−86.
  181. М.Г. Загадки в работе- с дошкольниками//Дошкольное воспитание. 1961. — № 3. — С.63−64.
  182. .Н. К типологии природы фольклора и его специфики //Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора.-Л., 1976. С.177−203.
  183. А.Н. Развитие мышления дошкольников в процессе решения практических задач //Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению: Сборник научн.тр./Свер-дл.гос.пед.ин-т. Свердловск, 1981. — С.56−64.
  184. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника/ ЛГПИ им. А.й.Герцена. Л., 1976. — 134 с.
  185. В.А. 0 природе художественного обобщения,— М.: Соцэгиз, 1960, 143 с.
  186. В.А. Художественный образ:Стеногр.публ.лекции.- М.:Знание, 1955. 29 с.
  187. Родари Джанни. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Джанни Родари: Пер. с ит.Ю. А. Добровольской. М. :Прогресс, 1978. — 212 с,
  188. Д. Э. Деленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов: Пособив для учителя.-3-е исир.издание. — М. :Просвещение, 1985. — 399 с.
  189. Ясское народное поэтическое творчество/М.А.Вавилова, В. А. Василенко, Б. А. Рыбаков и др.- Под ред.А. М. Новиковой.- 2-е изд.-М. :Высш.школа, 1978. 440 с.
  190. С.Л. К психологии речи /Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. — Т.35, — С.6−21.211. 1убинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.:Учшедгиз, 1946. — 704 с.
  191. р.Б., Сенкевич А. И. Сборник игр, стихов, загадок, потешек для детей дошкольного возраста.-Кишинев, 1964. 126 с.
  192. д.в. Основные типы умозаключений, Спб, 1898.
  193. Рыбакова М, М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Москва, 1952. 15 с.
  194. М.А. Загадки. М.-Л.: Академия, 1932. — 18 с.
  195. Д.Н. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Сост.Д. Н. Садовников.-М.: йзд-во МГУ, 1959. 335 с.
  196. П.Г. Игры детей: Учебное пособие.-I., 1973.-90ш
  197. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Н.А.Ветлугина, Й. Л. Дзержинская.В.А.Езикеева и др.- Под ред.Н.А.Ветлугиной- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1980. 208 с.
  198. А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения. Образ и понятие.//Психология речи: Сборник/Ученые записки ДГПЙ им. А. И. Герцена. I., 1941.1. Т.35. С.138−201.
  199. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. — 211 с.
  200. А.С. Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей.-йзд-во Барозданой. Спб. 1884.
  201. В.К. Художественный образ в искусстве.-М.: Myзгиз, 1961. 28 с.
  202. Е.О. Влияние материала задачи на способ ее решения у дошкольников //Новые исследования в психологии. 1982. — № 2. — С.57−61.
  203. Ю.М. Русский фольклор, -М.:Учпедгиз, 1941.-557с.
  204. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей.Сравнение и познание отнс шений предметов.-М. :Просвещение, 1966. 224 с.
  205. О.И. Восприятие русской волшебной сказки дет ми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .кан
  206. Р. Методика ознакомления детей с художественным еловой/Дошкольное воспитание. -1980. Ш7. -С. 6−10.
  207. I.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности.-М. .'Политиздат. 1985. — 415 е.
  208. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф.дио. .канд.пед.наук:13.00.01.-М., 1984.- 16 с.
  209. Н.Н. Пути создания художественного образа. -М.: Знание, 1984. 64 с.
  210. В.А. Этюды о комзиунистическом воспитании //Народное образование. 1967. — Л 2. — С.38−46.
  211. В.А. Сердце отдаю детям. -Киев, 1974. 287 е.
  212. В.А. Рождение гражданина. -М.:Молодая гвардия, 1979. 288 с.
  213. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
  214. Теория эстетического воспитания: Сборник научн. трудов/ Редакторы Н.А.1?ушавв, В. И. Лейбсон.-М., 1977. 65 с.
  215. Х.М. К проблеме формирования понятий у детей дошкольного возраста//Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сборник.-М.:Просвещение, 1968. -С. 124−154.
  216. .М. Психологические вопросы художественного во спи танид//Известия АПН РСФСР. -М., 1947.-Выи.11.- С. 19.
  217. Е.й. Развитие речи детей. -М.:Просвещение, 1967.-214 с.
  218. Уемов А. И. Вещи, свойства, отношения.~М. :АН СССР. 1963.-184
  219. У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1958. — Л 5. — С.98−107.242 243 244 245 246 248 447 787 256 688 215 890 853 888
  220. А.П., Пеньевская Л. А. и др.Занятия в детском садупо русскому языку. М. Учпедгиз. — 184 с.
  221. А.П. Обучение в детском саду. Изд.2-е/Под ред.
  222. A.В.Запорожца. М.:Просвещение, 1970. — 206 с.
  223. О.С. Развитие словесного творчества детей 6−7 лет //Дошкольное воспитание.- 1972. № 8. — С.24−32. Ушинекий К. Д. Родное слово.-Собр.соч.:В 11-ти т.-М.-Л., 1948. — Т.2. — 656 с.
  224. B.Н.Шацкой. М.:АПН РСФСР, 1961. — 334 е.
  225. Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара 1976 г. в Москве/Под ред.Н. А. Ветлугиной. М., 1977. — 50 с.
  226. Фребель Фридрих. Педагогические сочинения: Детский сад/ Под ред.Д. Н. Королькова.-М., 1913.- 2,2. 363 с. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессощнательноьщг/ Пер. с нем.Я.М.Когана- С предисл. Шевелева Е. А. -М. Современные проблемы, 1935. — 318 с.
  227. П. Эмоции//Экспериментальная психология.-М., 1875. С.112−195.
  228. Фридман Л. М, Как научиться решать задачи: Книга для учащихся. М.:Просвещение, 1984. — 175 с. Фурман А. В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся//Вопросы психологии.-1985. -В 2. — С.68−72.
  229. Р.И. Народное творчество как средство воспитан1УЬлюбви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дне. .канд.пед.наук:13.00.01.-М.Д984. 16 е.
  230. Характеристика связной речи детей 6−7 лет: Сборник научн. тр./НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР- Под ред. д.п.н. Т. А. Ладыженской. М., 1979. — 108 с.
  231. Художественное творчество и ребенок: Монография/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  232. Художественные средства русского народного поэтического творчества. Символ, метафора, паралделизм//Фолькдор как искусство слова/Редкол. :В. П. Аникин и др.-М. :йзд-во МГУ, 1981. Вып.5. — 127 с.
  233. Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3-х до 5 лет:Автореф.дие. .канд, психол. наук,-М., 1953.- 16 с.
  234. С.М. Способы формирования художественно-речевой деятельности старших дошкольников:Автореф.дщс. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1982. — 19 е.
  235. К.И. От двух до пяти. 19-е изд-е.-М.Просвещение, 1966. 399 с.
  236. Н.И. Возможный механизм перехода от чувственно1 познания к отвлеченному мышлению//Вопросы психологии.-1978. № 6. — С.52−65.
  237. К. Ознакомление с книгой и устным народным творче ством в детском саду//Дошкольное воспитание.-1985.-Л 3. С.4−6.
  238. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольникам/Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста
  239. Шеварев П.А.О роли ассоциаций в процессе мышленвд//йссле-дования мышления в советской психологии.-М., 1966.-С.388−436.
  240. Шевцова Е. Использование народного творчества в развитии навыков художественно-речевой деятельности: Младшая группа
  241. Дошкольное воспитание. 1986. — № 5. — С.13−17.
  242. А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми/Дудожественное творчество и ребенок: Моногра-фия-/Дод ред.Н. А. Ветлугиной./М.:Педагогика, 1972.-С.99−111.
  243. Шиф Ж.й. К психологии сравнения//Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно-отсталых детей.-М., 1941.1. С.27−70.
  244. Л. Д. Особенности освоения дошкольниками значения слов, отражающих видовые и родовые понятия предметного содержания/ /Содержание обучения и воспитания детей в детском саду/ ЛПШ им. А. И. Герцена. Л., 1978.- С.113−127.
  245. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности//Советская педагогика.-1983. № 11. — С.46−51.
  246. Д.Б. Психология игры.-М.-.Педагогика, 1978.^304 с
  247. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвое ния знаний. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  248. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет, сада /А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д.Коше-лева и др.- Под ред.А. Д. Кошелевой. М, — Просвещение, 1985. — 176 с.
  249. П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 48 е.198
Заполнить форму текущей работой