Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок)
Диссертация
Каждое из сформированных умений не только способствует освоению этих процессов, но является ценным «приобретением» дяя личности ребенка. Так, интеллектуально-познавательное умение, которым овладели дети на материале загадок, в целом способствовало повышению уровня умственного развития детей. У них появились новые знания о предметах, о способах их обследования Появился познавательный интерес… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТШЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГАДОК
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГАДОК ДЕТЬМИ 5−6 ЛЕТ
- 1. Методика выявления знаний и умений, необходимых для отгадывания и придумывания загадок, у детей 5−6 лет
- 2. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира и о жанре загадки
- 3. Особенности умений отгадывать загадки у детей 5−6 лет
- 4. Особенности умений придумывать загадки у детей 5−6 лет
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ОТГАДЦВАТЬ И ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГАДКИ
- 1. Основное содержание и методика формирующего эксперимента
- 2. Формирование интереса к загадкам и желания отгадывать и придумывать их у детей 5−6 лет
- 3. Формирование системных знаний о предметах окружающего мира как условие становления умения отгадывать ж придумывать загадки
- 4. Формирование знаний о жанровых особенностях загадки как условие развития умений создавать загадки
Список литературы
- Маркс К. Капитал.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.23. С. 189.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Марке К., Энгельс Ф., Соч.-2-е изд. Т.З. — С.1−4.
- Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии // Соч.- 2-е изд. Т.46. — С.113.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.20. -С.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Поли, собр.соч. 5-е изд. — Т.29. — С. 77 — 218.
- Ленин В.И. Ответ на запрос jsjsbsx эсеров: Заседание БЦИК 4 /17/ ноября 1917 года // Полн. собр. соч. 5-е изд. -Т.35. — С. 53−61.
- Материалы ХШ съезда КПСС. М.:Политиздат, 1986.-351 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.:Политиздат, 1984.112 с.
- Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических стру. тур в развивающемся интеллекте ребенка // Проблемы возрастной психологии: Сб.научн.трудов /Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена. I., 1979. — С.3−19.
- Ю.Алекеиева С. Активизация словесного творчества детей //Дошкольное воспитание, 1970. — Jfe 9. — С.24−32. П. Ашнашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
- Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Психология речи/ Ученые записки ПИЙ им. А. И. Герцена. Л., 1946, -С.5−16.- Т.53.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособив по спецкурсу для студентов филол.факультетов. М.: МГУ, 1969. — С.79−82.
- Аникин В.П. русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Исследования и тексты. М.: Учпедгиз. 1957. — 240 с.
- Аникин В.П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. -I.: Просвещение, 1983. 416 с.
- Аникин В.П. Эпитет в загадках //Эпитет в русском народном творчестве. 1980. — Выпуск 4. — 143 с.
- Антонова Н.Н. Образность мысли как фактор усвоения учебного материала детьми шестилетнего возраста: Автореф.дие. .канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1985. — 21 е.
- Арановская Дубовис Д. М. Пожимание сказки дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 1955. — & 10. — С.
- Аристотель. Об искусстве поэзии /Пер. с древнегреч. В.Г. Ашельрота- Ред.пер. и с коммент. Ф. А. Петровского. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
- Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопросы философии. 1974. — № 5. — G.
- Атемасов А.В. Роль слова в решении дошкольниками задач на выделение признаков объектов // Вопросы психологии. -1984. В 4. — С. 56−61.
- Бавыкина Г. Н. О системе работы над понятийной стороной слова с детьми 2−5 лет // ХХУ1 Герценовские чтения. Дошкольное воспитание. Л., 1974. — С.
- Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд.иед. наук: 13.00.01. Л., 1977. — 20 с.
- Балацкая I.K. Особенности понимания загадок младшими школьниками // Ученые записки научно-иеслвдоватедьекого института психологии. Киев, 1956. — Т.5. — С.82−96.
- Белякова Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис. .канд.пед. наук: 13.00.01. М., 1982.- 24 с.
- Бергсон Анри. Философия. /В попул.излож. ГЛ. Карра- Пер. с анг. Й.Румер. М.: Творчество, 1913. — 61 с.
- Блонский П.П. Память и мышление. M-I. :Соцэкгиз, 1935. -214 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 460 с.
- Бондаренко G.M. Учите детей сравнивать. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Бондаренко С.М. «Художники» и «мыслители». О развитии воображения и образного мышления школьников // Семья и школа. 1975. — «2. — С.26−28.
- Буслаев Ф.И. Общие понятия о свойствах эпической поэзии // Соч.Ф. И. Буслаева. Т.1. — С.55−77. — 1861.
- Василев Стефан. Теория отражения и художественное творчество/ Пер. с болгарского О.И.Попова- Предисловие Т.Павлова. М.:Прогреес, 1970. — 496 с.
- Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. — $ 6. — С.31−35.
- Венгер Н.Б. О путях овладения систематизацией внешних свойств предметов в дошкольном детстве: Автореф. дис.. канд.нсихол. наук: М., 1971. 25 с.
- Венгер Н.Б. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. — № 11. — С. 32−35.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.123−127.
- Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятель** ность дошкольников. М.: Просвещение, 1980. — 189 с.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М. Шросвещение, 1985. -207 с.
- Войтко Л.Ф. Особенности формирования доказательств у детей дошкольного возраста: Автореф. дао. .канд. мсих. наук: Киев, 1970. — 16 с.
- Вопросы психологии творчества / Сборник статей- Саратовский гос.пед.ш-т. Саратов, 1968. — 112 с.
- Воробей Ю.Д. 0 практически-духовной природе художественного творчества // Творчество и социальное познание / Под ред. A.M.Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.:МГУ, 1987. -256 е.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.:АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский I.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. -93 с.
- Выготский Д. С. Психология искусства / Общ. ре д. Вячеслава Иванова- Предися. А. Н. Леонтьева. М. Искусство, 1963.- 576 е.
- Галкина-Федорук Е. М. Слово и понятие. М.:Учпедгиз, 1956.- 54 е.
- Гадкина-Феррук Е. М. Язык как общественное явление. М.: Учпедгиз, 1954. — 44 с.
- Гальперин П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематическое мышления в процессе решения малых творческих задач // Воз росы психологии. 1980. -II, — С. 31−38.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — Л 5. — С.80−84.
- Ганькова З.А. Соотношение действия, образа и речи в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. .канд.псих, наук: Л., 1961. 24 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961. — 471 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика // Собр.соч. в 4-х томах. М.'.Искусство, 1973.- 676 с.
- Глущенко В. Особенности решения детьми старшего дошкольного возраста задач-шуток // Проблемы дошкольного воспитания: Краткие тезиеы докладов Всесоюзн. научн.студенч.конф. Ленинград, 5−7 апреля 1972. С. 127−130.
- Голуб М. Я купаю кисточку в воде. ¦ 0 метафоре // Дошкольное воспитание. 1976. — № 3. — С. 98−102.
- Горбачева В.А. К вопросу об обобщении и конкретизации в процессе предметных понятий у детей дошкольного возраста // Учен.зап./ Ленингр. гос.иед.ин-т им"А.И.Герцена. -1948. Т.65. — С. 83−91.
- Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятия. -М.:АПН СССР, 1961. 351 с.
- Гранин Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. — Л 3. — С.56−65,
- Гурьянов Ю.А. Игры в загадай. Магадан: Книа. издательство, 1966. — 38 о.
- Гусев В.Е. Художественный метод фольклора // Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. — С. 214−265.
- Гучас А. К психологии образного мышления/ Сборник научн.тр./Вильнюсский государств. университет, — Вильнюс, 1967.
- Гучене Г. Использование народных загадок в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 720. Вильнюс, 1968, — 33 с.
- Гучене Г. Появление метафор в словесном творчестве детей 5−9 летнего возраста. Вильнюс, 1967. — 30 с.
- Давыдов В.В. Развитие обобщений у детей: Тез.докл.2 Все-союзн.симпо зиума психологов.-Тбилиси, 1974.-С.423−426.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка.-Л.: Просвещение, 1978. 142 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.- 94 с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2. — G. 107−114.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
- Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста // Советская педагогика. -1973. № 1. — С. 30−36.
- Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. -М.: Просвещение, 1964. С. 183−264.
- Запорожец А.В., Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1963. — 228 с.
- Зверев Й.Д., Поддьяков Н. Н., Пышкало A.M. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста в школе и в детском саду // Советская педагогика. 1983. — № 9. — С.44−50.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи //Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974.- С.64−72.
- Зшновский ЮДПсихо-физиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание.- 1983. Л 2. — С.41−44.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадай: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1985, — 160 t
- Исследование проблем психологии творчества /Отв.ред.Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.
- Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Кагаяьняк А.И. Особенности сравнения у шадших школьников: Автореф. дие.. канд. не д. наук: Киев, 1958. 21 с.
- Каган М. Лекции, но марксистско-ленинской эстетике. Диалектика искусства / Часть П. Л.: ЛГУ, 1964. — 232 G.
- Каган М.С. Проблема творчества в свете марксистской теории деятельности // Проблемы философии. Киев, 1978.- С.45−62.
- Калошина И.Б. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972. -151 с.
- Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве: Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспи тание. 1978. — № 12. — С.63−69.
- Киселева Т. Характеристика сравнения у детей старшего дошкольного возраста в условиях заданий разного вида //Проблемы дошкольного воспитания: Краткие тез.докл.Всесоюэн. научн.студ.конф., Ленинград, 5−7 апреля 1972, Л., 1972, — С.44−47.
- Кныш Л/Фантазия обогащает мысль, мысль-фантазию: К проб лемам обучения в школе. С иредисл.ред. :"Фантазия и еероль в развитии личности».//Народное образование. -1966. № 9. -С. 11−16.
- Кодухов В.И. Отражение в языке сравнения как ожерации шшления // Учен. записки ЛГПИ им. А.й.Герцена. 1962.-Т.233. — С. 185−194.
- Колесиицкая й.М. Загадка в сказке // Учен. зажиски/ ЛГУ.-1941. Вып. 12. — С.81−87.
- Коменский Ян Амос. Мир чувственных веще! в картинках или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни /Пер. с латин.Ю.Н.Дрейзина- Под ред. А. А. Красновского. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1957. — 351 с.
- Коротеева Е.й. Формирование социально активной позиции школьников в процессе художественно-речевой деятельности- Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1986. -21с
- Коршунов A.M. Ленинская теория отражения и творчество.-М.: Знание, 1980. 44 с.
- Коршунов A.M. Отражение, познаше, творчество // Творчество и социальное познание/ A.M.Коршунов, С.С.Гольдент-рихт. М.: МГУ, 1982. — С.7−39.
- Котова й. О развитии художественного восприятия шадших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1975. — $ 12.-С. 8−10.
- Кравцов Н.й. Фольклорное произведение как художественное целое // Проблемы славянского фольклора / Кравцов Н.И.-М.: Творчество, 1942. С. 7−49.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1973, — 288 с.
- Крупская Н.К. 0 задачах художественного воспитания// Педагогические сочинения. Т.2. — С.347−368. — М.:Изд-во АПН РСФСР. 1959.
- Кулакова Н. Художественное слово в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1984. — Л 2. -С. 15−18.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. I.: Знание, 1967. — 38 е.
- Курочкина Н. А, Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1985, — С.37−35.
- Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учебное ноеобие для филол. фак. ун-тов. М.:Высшая школа, 1981.- 221 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.-96 е.
- Левин Ю.И. Семантическая структура загадки // Паремиоло-гический сборник. Пословица. Загадка. Структура, смысл, текст./ Под ред. Г. Л. Пермякова. М.: Наука, 1978. -283 с.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С.21−28.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Наука, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. -М.: МГУ, 1972. — 576 с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. 1979.- № 2. С.3−13.
- Леушина А.^. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. -Т.35. — С.21−73.
- Леушина A.M. Некоторые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошкольного возраста //Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1966. — Т.319. — С.3−27.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие по спецкурсу для студ.жед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. 176 е.
- Логинова В.И. Особенности познания детьми дошкольного возраста свойств и качеств различных штериалов // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1964. — Т.270.- С.101−115.
- Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста /3−6 лет/ знаний о материалах и их признаках: Автореф.дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. Ленинград, 1965.- 18 с.
- Логинова В.И. К вопросу о развитии словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами // Ученые записки/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1970.- Т.340. С.32−47.
- Логинова В.И. К вопросу о структуре и содержании знаний детей дошкольного возраста // НУ Герценовские чтения: Дошкольное воспитание. Л., 1972. — С.21−24.
- Логинова В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи // Дошкольное воспитание, 1973.- № 4. С.71−76.
- Логинова В.И., Орлянская И. А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста //Умственное воспитание детей в детском саду/ Сборник под ред.В.М.Ло-гиновой. Л., 1981. — С.48−58.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .докт. пед. наук: 13.00.01. Ленинград, 1984. — 40 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1978. — 218 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. -319 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. — 93 е.
- Любимова Е.Д. Вопросы восприятия поэзии в школьном возрасте //Вопросы психологии. 1978. — 1 6.- С.135−141.
- Люблинская А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание. -1960. & 7. — С.40−48.
- Люблинская А.А. О построении метода изучения умственного развития детей //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. -JI., 1962. С.3−17.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. -2-е изд. М.: Просвещение, 1965. — 235 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 266 с.
- Лямина Г. М. Физиологические основы развития речи/физиология высшей нервной деятельности ребенка/ Под ред.З. И. Коларовой. М.: Медицина, 1968. — С.97−114.
- Яяховская Ю. Занятия мо родному языку с включением сло-варно-логических упражнений в старших группах детского сада: Методические рекомендации. Пенза, 1973. — 22 с.
- Малинина В.И. Понимание образной речи детьми мяадшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пе д. наук по психологии. М., 1954. — 16 с.
- Малютин Б.И. Формирование теоретического мышления на образной основе// Вопросы жсихологии. 1981. — И 1.1. С.90−99.
- Маршак С.Я. Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. М.: Сов. писатель, 1964. — 542 с.
- Матвеев И.П. Сравнение и его роль жри формировании представлений и шонятий //Ученые записки/ Кабардин.нед.ин-т.- 1956. Выи.9. — С. 107−120.
- Матвеева А.Н. Наблюдение над многозначностью слов в устной речи дервоклассника//Речевое развитие младших школьников: Сборник/Под ре д. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — С.10−26.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 208 е.
- Мезурнишвили Н.А. Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной рабо ты: Автореф.дис. .канд. пед. наук: 13,00.01. Тбилиси, 1972. — 19 с.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Чувство и образ //Семья и школа. 1983. — J# 5. — С.40−43.
- Мелик-Пащаев А., Новлянская 3. На пути к творческим задачам// Семья и школа. 1983. — Л 10. — С.37−40, 47−50.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения//Исследова-ние мышления в советской жсихологии/Под ред.Е.В.Шорохо-вой. М.: Наука, 1966, — С.248−387.
- Мигунов А.С. Художественный образ. Эстетический анализ.-М.: Изд-во МГУ, 1980. 97 с.
- Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающее мышлению: Автореф. дне. .канд.жеихол.наук. М., 1954. — 16 е.
- Митрофанова В.В. Загадка, разгадка да семь верст правда в ней //русская речь. 1979. — Ш 4. — С.46−52.
- Митрофанова В.В. русские народные загадки. 1.: Наука, 1978. — 180 с.
- Мэляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. — 47 с.
- Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблемы сознания / Материалы симпозиума. М., 1966. — С.126−132.
- Надирашвили Генетико-пеихологичеекие вопросы некоторы: форм общения: Тез.докл.на съезде об-ва психологов, Москва, 1963 г./ АПН РСФСР. Вып.1. — М., 1963. — С.84−87.
- Наеруллаева Н.Н. Влияние содержания и языковых средств народной сказки на образность и выразительность речи старших дошкольников? Автореф.дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. Киев, 1982. — 16 е.
- Недоспасова В. Как понимают и объясняют тексты дошкольники: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание 1985. — W 1. — С.47−49.
- Некрасова К.Д. О возможном уровне обобщения в мышлении детей 6−7 лет. Материалы диагностики умственного развития: Тез.докл.на Ш съезде об- ва психологов ССОР, Москва, 9−12 июля 1968 г. М., 1968. — Вып.З. — С.43−44.
- Нечкина М.В. Загадка художественного образа Художественный образ в историческом процессе. — М.:Знание, 1972. — 32 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества. Знание М., 1976. -95 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 155 с.
- Новикова Ю. Загадки как средство развития речи детей // Дошкольное воспитание. 1977. — & 4. — С.92−94.
- Нъюэлл А., Шоу Дх., Саймон Г, А. Процессы творческого мышления // Психология мышления/ Пер. с нем. и англ.- Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965,. — 532.
- О детском творчестве: Сборник статей/ Отв.ред.З.В.Лишт-ван, Ростов на Дону: 1972. — 83 с.
- Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение 1968. — 208с.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. -М.: Педагогика, 1983. 80 с.
- Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис. .канд.пед.наук- 13.00.01. -Киев, 1967. 17 с.
- Основы теории речевой деятельности/Отв.ред.АД.Лвонтьев.- М.: Наука, 1974. 368 с.
- Острунская Д.А. О приемах обучения детей среднего дошкольного возраста умственным действиям/Дошкольное воспитание. 1970. — * 6. — С.30−34.
- Острунская П.А. Приемы сравнения предметов в разных видах деятельности // Дошкольное воспитание.-1973. Л 11.- С.29−32.
- Панкратова Д. Художественно-речевая деятельность ребенка в семье //Дошкольное воспитание. 1984. — Ш 4.-С.57−62
- Панфилов В. З, Взаимоотношение языка и мышения. М.: Наука, 1971. — 232 с.
- Пархоменко Г. В. Работа над загадками в первом классе -как средство развития мышения и речи учащихся //Умственное развитие младших школьников /Сборник научных трудов- ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л: 1974. — С.
- Пархоменко Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами языка художественных произведений. Л., 1976. — 40 с.
- Пеньевская Л.А. Обучение родноку языку //Вопросы обучения в детском саду: Сб.научн.тр./Под ред.А. П. Усовой. -М. -йзд-во АПН РСФСР, 1952. 60 е.
- Пестолоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./Под ред.В. А. Ротенберг, В. М. Кжарина.-М. :Педагогика, 1981.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.:Наука, 1972. -312 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Подгорная Н.й. Система познавательных заданий как средство развития мышления учащихся подготовительных классов: Автореф.дие.канд.нед.наук:13.00.01.-Киев, 1985.- 17 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника.- М. Педагогика, 1977. 272 с.
- Подщьяков Н.Н. Творчество как проблема личности //Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.170
- Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения //Дошкольное воспитание. 1970. — $ 7. — С.8−13.
- Полозова А.И. Особенности формирования умений выразитель ного чтения стихотворений детьми 6−7 лет. Подготовительная к школе группа: Автореф.дие. .канд.нед.наук: 13.00.01. Ж, 1971. — 17 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Поспелов Н.Н. Пути обучения операции сравнения //Советская педагогика. 1979. -13, — С.101−105.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса: Гос. изд-во Украины, 1922. — 188 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Утвержд. Мин.просвещ.РСФСР. М.- Просвещение, 1985.- 174 е.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения/Под ред.С.I.Рубинштейна.-М. .'Педагогика, 1960.- 168 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.-М.:Просвещение, 1965.-295 с.
- Психология процессов художественного творчества .'Сборник статей/АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры- Отв.ред.Б. С. Мейяах.Н.А.Хренов. Л.:Наука, 1980.-285 с.
- Психологические исследования представлений ж воображения: Сборник статей/Отв.ред.Е. И. Игнатьев.-М.:Из-во АПН РСФСР, 1956. 248 с.
- Психологические исследования творческой деятельностц/Отв. ред.Тихомиров. М.:Наука, 1975. — 253 с.
- Псияолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста//Вопросы психологии.-1984.- Л 5. С. 49−86.
- Пулях М.Г. Загадки в работе- с дошкольниками//Дошкольное воспитание. 1961. — № 3. — С.63−64.
- Путилов Б.Н. К типологии природы фольклора и его специфики //Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора.-Л., 1976. С.177−203.
- Пушкина А.Н. Развитие мышления дошкольников в процессе решения практических задач //Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению: Сборник научн.тр./Свер-дл.гос.пед.ин-т. Свердловск, 1981. — С.56−64.
- Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника/ ЛГПИ им. А.й.Герцена. Л., 1976. — 134 с.
- Разумный В.А. 0 природе художественного обобщения,— М.: Соцэгиз, 1960, 143 с.
- Разумный В.А. Художественный образ:Стеногр.публ.лекции.- М.:Знание, 1955. 29 с.
- Родари Джанни. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Джанни Родари: Пер. с ит.Ю. А. Добровольской. М. :Прогресс, 1978. — 212 с,
- Розенталь Д. Э. Деленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов: Пособив для учителя.-3-е исир.издание. — М. :Просвещение, 1985. — 399 с.
- Ясское народное поэтическое творчество/М.А.Вавилова, В. А. Василенко, Б. А. Рыбаков и др.- Под ред.А. М. Новиковой.- 2-е изд.-М. :Высш.школа, 1978. 440 с.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи /Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. — Т.35, — С.6−21.211. 1убинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.:Учшедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн р.Б., Сенкевич А. И. Сборник игр, стихов, загадок, потешек для детей дошкольного возраста.-Кишинев, 1964. 126 с.
- Рутковский д.в. Основные типы умозаключений, Спб, 1898.
- Рыбакова М, М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Москва, 1952. 15 с.
- Рыбникова М.А. Загадки. М.-Л.: Академия, 1932. — 18 с.
- Садовников Д.Н. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Сост.Д. Н. Садовников.-М.: йзд-во МГУ, 1959. 335 с.
- Саморукова П.Г. Игры детей: Учебное пособие.-I., 1973.-90ш
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Н.А.Ветлугина, Й. Л. Дзержинская.В.А.Езикеева и др.- Под ред.Н.А.Ветлугиной- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1980. 208 с.
- Семенова А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения. Образ и понятие.//Психология речи: Сборник/Ученые записки ДГПЙ им. А. И. Герцена. I., 1941.1. Т.35. С.138−201.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. — 211 с.
- Симонович А.С. Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей.-йзд-во Барозданой. Спб. 1884.
- Скатерщиков В.К. Художественный образ в искусстве.-М.: Myзгиз, 1961. 28 с.
- Смирнова Е.О. Влияние материала задачи на способ ее решения у дошкольников //Новые исследования в психологии. 1982. — № 2. — С.57−61.
- Соколов Ю.М. Русский фольклор, -М.:Учпедгиз, 1941.-557с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей.Сравнение и познание отнс шений предметов.-М. :Просвещение, 1966. 224 с.
- Соловьева О.И. Восприятие русской волшебной сказки дет ми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .кан
- Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным еловой/Дошкольное воспитание. -1980. Ш7. -С. 6−10.
- Столович I.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности.-М. .'Политиздат. 1985. — 415 е.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф.дио. .канд.пед.наук:13.00.01.-М., 1984.- 16 с.
- Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа. -М.: Знание, 1984. 64 с.
- Сухомжинский В.А. Этюды о комзиунистическом воспитании //Народное образование. 1967. — Л 2. — С.38−46.
- Сухомжинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев, 1974. 287 е.
- Сухомяинский В.А. Рождение гражданина. -М.:Молодая гвардия, 1979. 288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
- Теория эстетического воспитания: Сборник научн. трудов/ Редакторы Н.А.1?ушавв, В. И. Лейбсон.-М., 1977. 65 с.
- Тепленькая Х.М. К проблеме формирования понятий у детей дошкольного возраста//Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сборник.-М.:Просвещение, 1968. -С. 124−154.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного во спи танид//Известия АПН РСФСР. -М., 1947.-Выи.11.- С. 19.
- Тихеева Е.й. Развитие речи детей. -М.:Просвещение, 1967.-214 с.
- Уемов А. И. Вещи, свойства, отношения.~М. :АН СССР. 1963.-184
- Ульенкова У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1958. — Л 5. — С.98−107.242 243 244 245 246 248 447 787 256 688 215 890 853 888
- Усова А.П., Пеньевская Л. А. и др.Занятия в детском садупо русскому языку. М. Учпедгиз. — 184 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. Изд.2-е/Под ред.
- A.В.Запорожца. М.:Просвещение, 1970. — 206 с.
- Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6−7 лет //Дошкольное воспитание.- 1972. № 8. — С.24−32. Ушинекий К. Д. Родное слово.-Собр.соч.:В 11-ти т.-М.-Л., 1948. — Т.2. — 656 с.
- B.Н.Шацкой. М.:АПН РСФСР, 1961. — 334 е.
- Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара 1976 г. в Москве/Под ред.Н. А. Ветлугиной. М., 1977. — 50 с.
- Фребель Фридрих. Педагогические сочинения: Детский сад/ Под ред.Д. Н. Королькова.-М., 1913.- 2,2. 363 с. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессощнательноьщг/ Пер. с нем.Я.М.Когана- С предисл. Шевелева Е. А. -М. Современные проблемы, 1935. — 318 с.
- Фресс П. Эмоции//Экспериментальная психология.-М., 1875. С.112−195.
- Фридман Л. М, Как научиться решать задачи: Книга для учащихся. М.:Просвещение, 1984. — 175 с. Фурман А. В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся//Вопросы психологии.-1985. -В 2. — С.68−72.
- Халикова Р.И. Народное творчество как средство воспитан1УЬлюбви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дне. .канд.пед.наук:13.00.01.-М.Д984. 16 е.
- Характеристика связной речи детей 6−7 лет: Сборник научн. тр./НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР- Под ред. д.п.н. Т. А. Ладыженской. М., 1979. — 108 с.
- Художественное творчество и ребенок: Монография/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Художественные средства русского народного поэтического творчества. Символ, метафора, паралделизм//Фолькдор как искусство слова/Редкол. :В. П. Аникин и др.-М. :йзд-во МГУ, 1981. Вып.5. — 127 с.
- Циванюк Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3-х до 5 лет:Автореф.дие. .канд, психол. наук,-М., 1953.- 16 с.
- Чемортан С.М. Способы формирования художественно-речевой деятельности старших дошкольников:Автореф.дщс. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1982. — 19 е.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. 19-е изд-е.-М.Просвещение, 1966. 399 с.
- Чуприкова Н.И. Возможный механизм перехода от чувственно1 познания к отвлеченному мышлению//Вопросы психологии.-1978. № 6. — С.52−65.
- Шаранюк К. Ознакомление с книгой и устным народным творче ством в детском саду//Дошкольное воспитание.-1985.-Л 3. С.4−6.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольникам/Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста
- Шеварев П.А.О роли ассоциаций в процессе мышленвд//йссле-дования мышления в советской психологии.-М., 1966.-С.388−436.
- Шевцова Е. Использование народного творчества в развитии навыков художественно-речевой деятельности: Младшая группа
- Дошкольное воспитание. 1986. — № 5. — С.13−17.
- Шибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми/Дудожественное творчество и ребенок: Моногра-фия-/Дод ред.Н. А. Ветлугиной./М.:Педагогика, 1972.-С.99−111.
- Шиф Ж.й. К психологии сравнения//Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно-отсталых детей.-М., 1941.1. С.27−70.
- Щербатых Л. Д. Особенности освоения дошкольниками значения слов, отражающих видовые и родовые понятия предметного содержания/ /Содержание обучения и воспитания детей в детском саду/ ЛПШ им. А. И. Герцена. Л., 1978.- С.113−127.
- Щукина Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности//Советская педагогика.-1983. № 11. — С.46−51.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.-.Педагогика, 1978.^304 с
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвое ния знаний. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет, сада /А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д.Коше-лева и др.- Под ред.А. Д. Кошелевой. М, — Просвещение, 1985. — 176 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 48 е.198