Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рробдама^ж1Спедова11Ия заключается в определении педагогических условий для успешного осуществления принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства. Основной целью нашего исследования является изучение влияния принципа преемственности при проведении занятий ИЗО в домашних условиях, в детском… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Определение преемственности в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Исторический аспект изучения преемственности и её значение в эстетическом воспитании детей на современном этапе
  • Глава. Н. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Психофизиологические особенности развития личности ребёнка
    • 2. 2. Изобразительная деятельность как составная часть художественно-эстетического воспитания детей
    • 2. 3. Игра как преемственная форма художественно-эстетического воспитания детей на занятиях ИЗО
    • 2. 4. Педагогические условия преемственности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников
  • Глава 111. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
    • 3. 1. Изучение преемственности в обучении детей изображению формы и цвета объектов окружающей действительности, а также их пространственных положений
    • 3. 2. Преемственность как средство развития выразительности детского рисунка на уроках декоративного рисования
    • 3. 3. Исследование преемственности в решении изобразительных задач на уроках тематического рисования
    • 3. 4. Осуществление принципа преемственности в индивидуальной работе с детьми на занятиях изобразительного искусства
    • 3. 5. Выводы по экспериментальной работе

Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

— Художественное-эстетическое воспитание является неотъемлемой V.

частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством) а иногда и самому создавать художественные произведения.(в связи с этим значение преподавания изобразительного искусства понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.

В современном обществе оценка культурных ценностей претерпевает существенные изменения. Это отражается как в общественной жизни людей, так и в искусстве. Все чаще можно наблюдать в повседневной жизни пренебрежительное отношение к окружающей природе и согражданам. У многих людей появляется стремление оградиться от происходящих событий, возникает желание в поиске личного благополучия. Такая тенденция в развитии духовной культуры обедняет личность каждого человека, снижает его эстетический и художественный потенциал, замыкает интересы только на узком круге вещей, потребностей и желаний. Воспитанный таким образом человек постепенно становится только простым потребителем тех культурных ценностей, которые были созданы до него другими людьми. При этом теряется вера в творческие возможности, и он перестает совершенствовать свои художественные способности.

Художественно/эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах развития личности, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшемоптимальными средствами формировать личность учащихся. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в учебных учреждениях, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом. Основной его особенностью следует выделить то, что оно позволяет устранить несоответствие между быстро возрастающими эстетическими потребностями ребенка и, несколько отстающими от них темпами развития способностей реализации этих потребностей на практике^).

Первостепенными задачами всей системы художеетвенно-эстетического воспитания детей являются поступательный рост их творческой активности, формирование у каждого ребенка необходимых знаний для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве, а также развитие умений и навыков, позволяющих выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности./.

Исходя из поставленных задач художественного воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста, особое внимание заслуживает общепедагогическая проблема преемственности в их обучении и воспитании, получившая свое отражение в работах Б. Г. Ананьева (6,7), Н. А. Ветлугиной (209), Е. Я. Голанта (55), М. А. Данилова (62), Б. Н. Есипова (72), А. В. Запорожца (76), В. С. Мухиной (143), А. П. Усовой (199), Е. А. Флериной (204), Д. Б. Эльконина (224), и многих других педагогов и психологов.

Вопросы преемственности в художественно-эстетическом воспитании средствами изобразительной деятельности и важнейшие положения о природе детского изобразительного творчества, условиях, обеспечивающих его развитие и совершенствование, нашли свое отражение в исследованиях Е. Л. Зелениной (77), Е. И. Игнатьева (78), Т. Г. Казаковой (88), Т. С. Комаровой (99, 101), В. С. Кузина (111, 112), О. Р. Лагутиной (118), Р.Н.-Афаыаеь@еш (12), Л. Н. Любарской (131), Б.М.Неменского' (147), К. В. Павлик (153), Н. П. Сакулиной (188), Я.Я.Чарыецкого- (211), Е. В. Шорохова (215, 216), Т. Я. Шпикаловой (220) и других ученых.

Однако проблему преемственностив—художественно-эстетическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов нельзя считать полностью решенной ни в теоретическом, ни в практическом плане. Изменение общественной обстановки в жизни страны обострило эту проблему и выдвинуло ее в педагогике на одно из первых мест. В последнее время наряду с общеобразовательной школой и детским садом, популярным стало образование и развитие сети частных школ, школ-колледжей, лицеев, дошкольных гимназий и других, альтернативных учебно-воспитательных учреждений. Появились также школы и детские сады с художественно-эстетическим уклоном. В практику работы школы активно внедряются различные авторские программы, появляются экспериментальные учебники по предмету «Изобразительное искусство», учителями и воспитателями ведется поиск новых приемов и методов работы с детьми. В свою очередь, начинания, предпринимаемые в этом направлении, требуют всестороннего рассмотрения с позиции соблюдения принципа преемственности в обучении и воспитании?^ jHaiiin наблюдения показали, что наряду с положительными успехами, присущими современному перестроечному этапу в системе народного образования, имеются также отдельные недостатки и упущения, требующие своего разрешения. В частности, многие дети до начала обучения в школе не имели возможность посещать детские сады, поэтому некоторые из них оказались лишенными целенаправленной подготовки к школьным условиям. В связи с этим уровень их умений и навыков в изобразительной деятельности, а также общий уровень художественного образования отстает, по сравнению с детьми, систематически занимавшихся изобразительным искусством под руководством педагогов. В результате чего включение этих детей в процесс обучения и воспитания в начальных классах оказывается сопряженным с рядом трудностей. У таких детей чаще появляется неуверенность в своих возможностях и из-за этого пропадает интерес занятиям, теряется основа для развития творчества^, другой стороны в некоторых дошкольных учреждениях (речь идет главным образом о 3-х годичных дошкольных гимназиях) можно наблюдать чрезмерное увлечение по подготовке детей к обучению в школе. В ряде случаев процесс воспитания и обучения в них строится по подобию школьного. Воспитатели и педагоги используют приемы и методы работы, характерные больше для начальной школы, тем самым искусственно стараются ускорить процесс развития воспитанников. Очень часто в воспитательной работе не учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, что в свою очередь также негативно влияет на их развитие. У детей быстро возникает утомляемость, появляется излишняя раздражительность, наблюдается увеличение количества физических заболеваний. Не всегда считается оправданным и стремление некоторых родителей — как можно больше дать знаний своему ребенку в раннем возрасте. Это часто приводит к тому, что ребенок теряет свою индивидуальность, привыкает уже с детства пользоваться готовой системой оценки окружающего мира, предлагаемой ему взрослым. Творческое начало ребенка попадает в зависимость от стереотипов мышления окружающих его людей и в результате становится искусственно! более логичным, теряет свою непосредственность, характерную для маленького художника.

Следует заметить, что в школах в ряде случаев учебно-воспитательный процесс планируется и проводится без учета опыта, накопленного ребенком в дошкольном возрасте. Таким образом, обучение и воспитание начинается как бы заново, а это уже является прямым нарушением принципа преемственности между ступенями детского развитийГ^.

Создавшиеся обстоятельства в системе художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют более внимательного изучения с позиции соблюдения преемственных связей в работе дошкольных учреждений, семьи и школы. Они служат обоснованием для внесения некоторых корректив в воспитательную работу с детьми данного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности, что и составляет актуальность нашего исследования.

Рробдама^ж1Спедова11Ия заключается в определении педагогических условий для успешного осуществления принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства. Основной целью нашего исследования является изучение влияния принципа преемственности при проведении занятий ИЗО в домашних условиях, в детском саду и начальных классах школы на художественно-эстетическое развитие ребенкаизучение возрастных особенностей изобразительной деятельности у детей и определение рациональных путей осуществления их эстетического воспитания с учётом данных особенностейпроведение сопоставительного анализа в наличии преемственных связей между различными типами дошкольных и школьных учебных заведений, имеющего перед собой цельвыявления и использования положительных результатов в педагогической практике работы с детьми по изобразительному искусству. занятиях изобразительного искусства в детском саду и начальных классах. детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также формы, методы и приемы, используемые в воспитательной работе школы и детского сада.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы выделили основные задами, которые сводятся к следующему:

1. Определить пути осуществления преемственности художественно-эстетического воспитания в изобразительной деятельности у детей разных возрастных групп.

2. Изучить и выявить наиболее действенные формы, методы и приемы работы с детьми по их художественному развитию на занятиях ИЗО.

3. Разработать и внедрить методику, позволяющую соблюдать и совершенствовать принцип преемственности в формах и методах работы с учащимися начальных классов на уроках изобразительного искусства. соблюдение принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей рассматриваемого возраста средствами изобразительной деятельности позволит: i явился учебно-воспитательный процесс на послужила изобразительная деятельность составило предположение о том, что.

— во-первых, обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, формирование познавательных процессов восприятия произведений искусства, а также целостное восприятие и отображение объектов окружающей действительности;

— во-вторых, создать представления о значении художественно-эстетического воспитания в жизни человека;

— в третьих, сделать для ребёнка более осмысленным процесс приобретения новых знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, являющихся основой для развития детского изобразительного творчества;

— в четвёртых, научить детей производить самостоятельный отбор способов и приемов выполнения работы в различных художественных материалах, добиваясь при этом наибольшей выразительности рисунков и изделий, что, в конечном счете, позволит повысить их эстетический вкус, послужит толчком для развития творчества в этой деятельности.

Мшгщодосимшжсм основой исследования явились положения философии и социологии о развитии личности, ее эстетической и художественной сущности, стимулах и мотивах художественной деятельности, оказывающих влияние на формирование эстетических качеств, прогрессивные концепции возрастной психологии и гуманистической педагогики по вопросам эстетического воспитания ребенка.

— анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

— изучение и обработка передового педагогического опыта;

— наблюдение за детьми в процессе изобразительной деятельности;

— беседы с детьми, родителями, воспитателями и учителями;

— изучение и анализ продуктов художественной деятельности ребенка;

— опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперимент). изобразительная деятельность детей 5−9-ти летнего возраста, 2740 рисунков, выполненные в детских садах № 1209, № 1412, начальной школе явились: нашего исследования послужила.

26 и частной школе «Виктория» г. Москвыдетских садах № 54, № 46 и школах № 2, № 15 г. Лесосибирскабеседы с детьми, родителями, учителями и воспитателяминепосредственные наблюдения за детьми в процессе выполнения изображений, их ответы на вопросы анкет.

1. определяется зависимость художественно-эстетического развития ребенка от единства форм, методов и приемов педагогического воздействия, применяемых в дошкольном и младшем школьном возрасте;

2. предлагается система проведения занятий ИЗО с соблюдением принципа преемственности в обучении детей изобразительной грамоте, формировании у них умения и навыков использования в рисунках художественных средств выразительности, доступных данному возрасту и способствующих развитию общей эстетической культуры ребенка;

3. выявляются действенные формы и методы работы с детьми, имеющими на период поступления в первый класс различный уровень художественно-эстетической подготовленности к занятиям по изобразительному искусству.

IeopeiMjjacKaaaHa!j^^ab исследования выражается в уточнении определения преемственности в художественно-эстетическом воспитании, изучении и выявлении зависимости развития детского изобразительного творчества от соблюдения преемственности форм, методов и приемов воспитания.

Дра1д^вш11аазнаним-0схь исследования заключается в том, что разработанная методическая система проведения занятий по изобразительному искусству позволяет эффективно осуществлять переход в художественном развитии детей, имеющих различную подготовленность, от дошкольного периода воспитания к школьному обучению и от одной возрастной группы учащихся к другой. Результаты и выводы приведенные в работе могут быть использованы при разработке вопросов преемственности |художественно-эстетического воспитания между детьми младшего школьного и подросткового возраста. состоит в том, что в нем:

1. В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста принцип преемственности является одним из основных условий для формирования эстетической культуры ребенка, служит залогом успешного осуществления художественного образования и гармоничного развития личности.

2. Соблюдение принципа преемственности в формах и методах педагогического воздействия является одним из стимулов для поддержания у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

3. Осуществление принципа преемственности в изобразительной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста способствует установлению прочных связей между различными видами занятий ИЗО, обеспечивает формирование умений и навыков осознанного переноса художественных способностей с одного вида рисования в другой, создавая тем самым дополнительные предпосылки для развития детского творчества.

СтУ-КЬУШ^иссвртцщ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по экспериментальной работе. V.

Подводя итоги работы, и сравнивая её результаты в начале и по окончанию эксперимента, мы отметили изменения в уровнях художественно-эстетического развития у детей экспериментальных и контрольных групп. При выставлении общей эстетической оценки мы опирались на знания, умения и навыки младших школьников по изобразительному искусству, учитывали степень разработанности у ребенка изобразительных способностей и художественных приемов, используемых для передачи^формыг цвета и пространства. Одновременно с этим обращалось внимание на сформированность умения воспринимать художественные произведения и-ебъекты действительности, подмечать в них эстетическую значимость. Помимо этого анализировалось умение детей применять в рисунках основные средства выразительности (ритмсшшшр]Щ^колоритцконтраст4^д4, а так же стремление к полному и осознанному переносу отдельных приемов и способов изображения из одного вида деятельности в другой.

Изучение художественных способностей учащихся, а также их отношения к процессу изображения, проводилось с помощью анализа детских работ, характеристик, даваемых на отдельных учащихся воспитателями и родителями, по результатам ответов на вопросы анкет приведённых в приложении 1. С целью подведения итогов экспериментальной работы мы определили три основных группы детей, условно соответствующих высокому, среднему и низкому уровню развития.

Первый уровень (высокий) — составили дети с желанием и увлечением занимающиеся изобразительной деятельностью и интересующиеся изобразительным искусством. Для детей данного уровня являлось характерным быстрое включение в работу по обсуждению сюжета изображения, целостное формирование первоначальных образов рисунка. Учащиеся с увлечением объясняли событие, разворачивающееся на картине илитгрортсходящее в жизни,-подмечали в нем характерные детали и выделяли выразительные средства, используемые художником. Работы детей, отнесенных к этому уровню, отличались богатством цветовых оттенков,) правильностью передачи формы и пространственных отношений между предметами. (При выполнении рисунков учащиеся умело осуществляли поиск наиболее выразительных средств изображения, проявляли способности к полному и осознанному переносу умений и навыков из одного вида деятельности в другой.

Второй уровень (средний) — образовали учащиеся, которые выполняли рисунки охотно, но требовали некоторого побуждения со стороны педагога иливоспитателя. У детей этого уровня художественно-эстетического развития мы отметили некоторые затруднения в самостоятельности выбора сюжета для изображения, замысел рисунка у них возникал не сразу и отличался некоторой неопределенностью образа, полнота которого раскрывалась по ходу работы. Данные учащиеся проявляли меньшую эмоциональность при обсуждении темы рисунка, выявлении художественных достоинств того или иного произведения. Они обращали внимание на использование изобразительных средств только после предварительного вопроса со стороны педагога, не всегда могли самостоятельно применить изученные ранее приемы изображения. Эстетическая оценка у детей отличалась неполнотой и поверхностностью.у.

Третий уровень (низкий) — отличался слабой сформированностью у ребенка художественных способностей. Учащиеся соответствующего уровня не умели самостоятельно воспринимать эстетическую значимость объекта, не выделяли в нем художественных особенностей. Изобразительные умения и навыки данных детей ограничивались использованием простых приемов и способов ведения рисунка, которые осуществлялись при помощи карандаша и кисти. Дети не испытывали большого желания изменять применение известного им ранее приема работы, нередко оставляли без внимания высказанные замечания. В рисунках дети использовали локальные цвета и не стремились к получению сложного цвета путем смешивания красок./ Передача пространства в рисунках отсутствовала.

При анализе выполненного изображения ребенок не мог объяснить целесообразность применения того или иного выразительного средства, часто не замечал допущенных ошибок. У детей этого уровня развития мы отметили не сформированность умения преодолевать возникающие в процессе работы трудности. Умения и навыки использования ранее освоенных способов деятельности очень слабые.

Мы проследили за изменениями, происходящими в восприятии и передаче формы, цветаи-нроетранственных отношенийна различных видах уроков ИЗО, и объединили их в один показатель, отражающий общий уровень художественно-эстетического развития детей определенного возраста.)Каждая возрастная группа отличалась различным соотношением высокого, среднего и низкого уровня, которые мы выделили для подведения итогов эксперимента.

Диаграмма 1, отражает изменение уровней художественно-эстетического развития у детей в экспериментальных группах.

Диаграмма 1.

О 96.

Изменение уровней художественно-эстетического развитияv Детей в экспериментальных группах.

20S-0.

47,596 п.

31,596.

46,596 ЗЭ96.

1 4,5%.

К-Улет 7-В лет 8−9 лет Э-1 О лет.

UL4-M низкий.

— высокий I 1 — средний.

Для сравнения результатов формирующего эксперимента с обычными условиями художественного развития учащихся была составлена диаграмма 2.

Диаграмма 2. i I Изменение уровней художественно эстетического развития у детей в контрольных группах.

5Q96.

О 96.

37,5196.

1 6,526.

1 896.

26,596.

33,596.

24,596.

1 8,596.

6−7 лет 7−8 лет.

Ш — высокий.

8−9 лет Э-1 О лет низкий средний.

Сравнивая между собой данные вышеприведенных диаграмм можно отметить, что экспериментальные группы детей уже на втором году обучения (7−8 лет) отличаются увеличением среднего уровня, который достигает в них 57%, для сравнения в контрольных — 54%. У детей 7−8 летнего возраста, обучающихся по экспериментально разработанной методике, намечается некоторое увеличение числа учащихся, соответствующих высокому уровню, который составляет 20%, (в контрольных — 18%). Одновременно уменьшается количество учащихся с низким уровнем художественно-эстетического развития — 23% (в контрольных — 28%).

Третий и четвертый год обучения характеризуются подъемом творческого развития ребенка. В экспериментальных группах происходит заметный рост числа детей соответствующих высокому уровню художественно-эстетического развития. Их показатели составляют 31,5% в 8−9 летнем и 39% в 9−10 летнем возрасте.

Показатели этого же уровня в контрольных группах значительно ниже и выражены в 26,5% (8−9 лет) и 33,5% (9−10 лет).

Наряду с этим на третьем и четвертом году экспериментальной работы происходит снижение числа детей, относящихся к третьему, выделенному нами как низкому уровню. В процентном соотношении они составили 21% (8−9 лет) и 14,5% (9−10 лет) у учащихся экспериментальных классов, и 24% (8−9 лет) и 18,5% (9−10 лет) у детей, не обучающихся по разработанной методике. l" Анализируя результаты проведенной работы, следует отметить, что соблюдение принципа преемственности позволилозначительно повысить уровень художественно-эстетического развития детей, сформировать у них устойчивый интерес к занятиям изобразительного искусства, а также осуществить подъем общей эстетической культуры. Последовательное и систематичное решение задач воспитательного процесса, проявляющееся как в формах и методах работы, так и в ее содержании обеспечило л поступательное развитие всех познавательных процессов у ребенка.

Итоги экспериментальной работы подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что соблюдение принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании у детей дошкольного и младшего школьного возраста оказывает влияние не только на эстетическую сторону в развитии личность/ Как показыт результаты бесед с детьми, родителями и v учителями, ребенок, повышая свою художественную культуру невольно меняет и свое отношение к сему окружающему в положительную сторону. В его поступках чаще, чем у детей, не обучавшихся по экспериментальной методике, наблюдается ответственность за порученное ему дело, изменяется нравственный облик, ч отношение к труду, возрастает эмоциональность и отзывчивость. При осуществлении принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании посредством изобразительной деятельности у ребенка ^ происходит изменение всей культуры поведения, формируется эстетическая и художественная оценка, отношение к происходящему событию, окружающим его людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование вопроса преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей, проведенное на занятиях изобразительного искусства, как в детских садах, так и в начальных классах показало, что проблема взаимосвязей между отдельными ступенями развития, а также формами и методами воспитательной работы остается одной из первостепенных и в настоящее время. Несмотря на значительные успехи в этом направлении ее нельзя считать полностью решенной, а для этого требуется продолжать поиск новых, более эффективных форм и методов воздействия на ребенка.

Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил гипотезу о том, что соблюдение принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей создает благоприятные условия для гармоничного развития личности, формирования эстетических и нравственных идеалов, расширяет у ребенка представления о красоте и гармонии в явлениях повседневной жизни, учит давать им эстетическую и художественную оценку.

В ходе обучающего эксперимента было выявлено влияние отдельных видов изобразительной деятельности на осуществление принципа преемственности при формировании у детей знаний, умений и навыков в передаче формы, цвета и пространственных отношений, определены условия развития выразительности детского рисунка, изучена зависимость творчества от форм педагогического руководства.

Так, например, экспериментальное изучение вопроса преемственности в рисовании с натуры показало, что этот вид занятий в большей мере способствовал расширению и углублению знаний ребенка о конструктивных особенностях предметов, служил дальнейшему накоплению представлений об окружающих объектах и явлениях действительности. Благодаря урокам рисования с натуры у детей формировались умения и навыки правильного видения и восприятия различных явлений природы, ее красоты и гармонии. Данный тип уроков являлся основным звеном для обучения детей способам выполнения реалистических изображений, что позволяло соединить между собой процессы восприятия и отображения.

Уроки декоративного рисования имели пропедевтическое значение для развития выразительности детского рисунка, служили действенной формой изучения особенностей художественного творчества ребенка. Они последовательно расширяли представления учащихся о способах преобразования природных форм в произведениях декоративно-прикладного искусства, формировали способности переноса полученных умений и навыков в другие виды изобразительной деятельности. Благодаря урокам декоративного рисования у детей развивалась эстетическая оценка предмета, формировались убеждения и взгляды о подлинной красоте и гармонии вещи, исключающие простое ее украшательство.

Занятия по тематическому рисованию отражали уровень детской самостоятельности в применении полученных знаний, умений и навыков, выявляли уровень художественных интересов и склонностей учащихся, определяли их отношение к изобразительному искусству. Помимо задач эстетического воспитания, на данных уроках осуществлялось формирование нравственных качеств личности. Дети учились давать оценку собственным поступкам и пытались соотнести их с действиями окружающих. При этом развитие нравственных сторон личности происходило неотъемлемо с совершенствованием у учащихся изобразительных умений и навыков. В рисовании на темы из повседневной жизни отражалось личностное отношение ребенка к происходящему.

Подводя итоги исследования можно коротко сформулировать его результаты в следующих выводах:

1. Принцип преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей способствует повышению общей эстетической культуры ребенка, развивает интерес к занятиям ИЗО, формирует целостные представления о красоте и гармонии в окружающей жизни и искусстве.

2. Благодаря преемственности в формах и методах обучения изобразительной деятельности (ролевая и художественно-дидактическая игра, учеба, творческо-поисковые задания, организация выставок и т. п.) у детей происходит более полное и осмысленное использование в рисунках уже имеющихся художественных способностей, получают интенсивное развитие познавательные интересы, а также расширяются и совершенствуются новые виды и приемы выполнения работы.

3. Последовательная смена заданий и упражнений, основывающаяся на применении уже имеющегося у ребенка опыта деятельности, обеспечивает активное включение учащихся в творческий процесс, устраняет неуверенность в своих способностях и служит первоосновой для осознанного усвоения изучаемого материала.

4. Уровень художественно-эстетического развития ребенка, достигаемый посредством применения экспериментально разработанной методики качественно отличается от уровня развития детей обучающихся в обычных условиях. При этом подтверждается гипотеза исследования о том, что принцип преемственности в художественно-эстетическом воспитании способствует формированию не только эстетических качеств личности, но и изменяет весь нравственный облик ребенка. Благодаря системности и последовательности проведения занятий ИЗО у детей воспитывается уважительное отношение к окружающим, улучшается поведение, проявляется стремление к творческому труду, а это в свою очередь отражается на развитии их общей эстетической культуры.

5. В решении изобразительных задач на различных видах занятий ИЗО принцип преемственности, основанный на последовательном и постепенном усложнении заданий и упражнений, способствует развитию и формированию навыков детского самоконтроля, позволяет ребенку выбрать для изображения наиболее выразительные средства, поддерживает у него устойчивый интерес к выполнению рисунка на протяжении всего занятия.

6. Осуществление принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста является успешным лишь в том случае, когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и, исходя из них, определяется тематика заданий, применяются те или иные формы работы.

Также следует заметить, что в исследовании предпринята попытка наметить некоторые пути преемственности для осуществления художественно-эстетического воспитания между младшим школьным и подростковым возрастом. Однако данный вопрос требует более глубокого теоретического и практического изучения и может явиться темой отдельного диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдукадиров Рохатали. Преемственность в эстетическом воспитании детей детского сада и учащихся первого класса школы (на занятиях и уроках по лепке и аппликации): Автореф. дис. канд пед. наук — Ташкент, 1987. — 17 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  4. Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1986. -176 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  6. .Г. О преемственности в обучении //"Советская педагогика", 1953. № 2. — С. 27.
  7. .Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М.: Просвещение, 1960. -173 с.
  8. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 302 с.
  9. А.И. Проблемы преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 15 с.
  10. С.А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников 1−4 классов на занятиях тематическим рисованием: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 180 с.
  11. Е.А., Селивон В. А. Изобразительная деятельность в подготовительных классах школы / Метод, пособие. Минск, 1985. — 90 е.: ил.
  12. Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной группы детского сада и учащихся 1 класса общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 272 с.
  13. Ю.А., Урунтаева Г. А. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников / Эстетическое воспитание дошкольников. Сборник научных трудов. Мурманск, 1993. — С. 33−39.
  14. Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры: (Пособие к спецкурсу для студентов фак. дошк. педагогики и психологии пед. вузов и воспитателей). Мурманск, 1995. — 56 с.
  15. К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1957. — 16 с.
  16. А.В. Художественное творчество и воспитание. М., Новая Москва, 1925.-243 с.
  17. А.А. Исследования эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в первом классе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1981.-200 е.: ил.
  18. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. -143с.
  19. С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции начального обучения // Начальная школа, 1986. № 10. — С. 2−7.
  20. .И. Воспитание искусством: Кн. для учителей начальных классов. -М., 1981.-94 с.
  21. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 с.: ил.
  22. Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. 2-е идз. — М.: Просвещение, 1964. — 184 е.: ил.
  23. П.П. Избранные педагогические произведения / Вступительная статья Ф.Королёва. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  24. З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. -175с.: ил.
  25. З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 1988.-223 е.: ил.
  26. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  27. Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, 1992. — 27 с.
  28. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учётом индивидуального подхода: Дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 380 с.
  29. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. М.: Просвещение, 1966. — С. 254−340.
  30. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188с.
  31. Е.А. О психологическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст). Минск, «Нар. Асвета», 1974. -126 с.
  32. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  33. Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. -М.: Педагогика, 1981. 87 с.
  34. Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  35. К. Духовное развитие ребёнка. М.: Изд. «Новая Москва», 1924. -556 е.: ил.
  36. А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  37. В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. Л.: «Художник РСФСР», 1975. — 227 с.
  38. Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1956. — 246 с.
  39. Л.А. Генезис сенсорных способностей. М.: Просвещение, 1976. -256 с.
  40. Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребёнка. -М.: Просвещение, 1968. 19 с.
  41. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  42. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского А. В. -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
  43. Н.Н. Восприятие картины /Под ред. доктора пед. наук Глинской И. П. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 32 е.: ил.
  44. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Гербова и др. М.: Просвещение, 1981. -256 с.
  45. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Анциферова А. А. и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 255 с.
  46. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
  47. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Минск, «Нар. Асвета», 1986. — 206 с.
  48. В.М. Фантазия как основа искусства. Прев. Л. А. Зандера. Под ред. проф. А. П. Нечаева. Спб., тип. т-ва М. О. Вольф, 1914.-146 с.
  49. Л.С. Собрание соч в 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. -431 с.
  50. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 е.: ил.
  52. С.Д. Обучение старших дошкольников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 258 с.
  53. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 кл. В кн: Преемственность учебно-воспитательной работы в 4−5 кл. — М.: Просвещение, 1955. — С. 5−21.
  54. Гегель Г. В. Ф. Наука логика. Пер. Б. Г. Столпнера / Под ред. М. Б. Митина Т.5. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937. — 715 с.
  55. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. -152 с.
  56. И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 271 с.
  57. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: из опыта работы. М.: Просвещение, 1978. -160 с.
  58. В.М. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 181 с.
  59. Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 159 е.: ил.
  60. А.А. Воспитание творческой активности у детей 4−7 лет средствами народного декоративного искусства: Дис. канд. пед. наук. -М., 1988.-229 с.
  61. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1995. — 61 с.
  62. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
  63. О.В. Эстетика (серия «Библиотека лицеиста»). М.: Издательский центр «Аз», 1995. — 274 с.
  64. А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  65. А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М., 1997. -84 с.
  66. К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! М.: Просвещение, 1993.-94 е.: ил.
  67. А.Е. Образовательное и воспитательное значение формирования умений и навыков // Советская педагогика, 1983. № 9. -С.24−27.
  68. А.Е. и др. Дидактика: Учеб. пособие для самостоятельной работы студентов фак. нач. классов. М.: Прометей, 1990. — 202 с.
  69. Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая группа): Кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1992. 143 е.: ил.
  70. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Под ред. В. И. Ядэшко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 413 с.
  71. О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. -260 с.
  72. .П. Урок в начальной школе. (Элементарная дидактика). М.: Гос. учеб.-пед. изд., 1944. — 79 с.
  73. Е.Ю. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста// Начальная школа, 1990. № 10. — С. 44−47.
  74. А.С. Оранжевый лев, Заметки об эстетическом воспитании в США. М.: Педагогика, 1971. — 272 е.: ил.
  75. А.С. Улыбка Джоконды, Вопросы эстетического воспитания. П., 1976.-200 с.
  76. А.В. Воспитание и обучение в детском саду. М.: Учпедгиз, 1976. — 178 с.
  77. Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительному искусству в четырехлетней начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -168 с.
  78. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  79. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 264 с.
  80. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста / Под ред. Е. И. Коваленко. Киев, «Рад. школа», 1987. -141 с.
  81. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов и др. 2-е изд. — Минск, «Нар. асвета», 1992. — 191 с.
  82. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа 1−4 классов общеобразовательной школы. М., 1991. -191 с.
  83. Изобразительное искусство: Программа 1−3 классов М., 1997.
  84. Изобразительное искусство и художественный труд: 5−8 кл.: Кн. для учителя / Н. Н. Фомина, А. А. Дмитриева, Н. А. Горяева и др.- Сост. Н. Н. Фомина. М.: Просвещение, АО «Учеб. лит.», 1995. — 272 е.: ил.
  85. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  86. Г. Н. Категория преемственности в марксистко-ленинской философии: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1970. — 18 с.
  87. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: (социол.-пед. аспект): Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1985. — 68 с.
  88. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 111 с.
  89. Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий): Пособ. для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  90. Т.Г. Я учусь рисовать- Для сред. дошк. возраста: Кн. для детей, воспитателей дет. сада и родителей / Худож. О. В. Кулькова. М.: Просвещение, АО «Учеб. лит.», 1996. — 95 е.: ил.
  91. П.Ф. Избранные пед. соч. / Под ред. А. М. Арсентьева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  92. Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -187 с.
  93. .М. О повторяемости в процессе развития. М.: Госполитиздат, 1961. -147 с.
  94. Г. Развитие художественного творчества ребёнка. М., 1914. -214 с.: ил.
  95. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — 304 с.
  96. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: «Искусство», 1971.-160 с.
  97. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -189 с.
  98. Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. учреждений. М.: Мнемозика, 1995. — 160 е.: ил.
  99. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991. -175 е.: ил.
  100. Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве//Дошкольное воспитание, 1991. № 12. — С. 56−58.
  101. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Общение и творчество. М.: Просвещение, 1990. -142 е.: ил.
  102. Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АО «Столетие», 1994. — 152 е.: ил.
  103. Я.А. Великая дидактика. В кн.: Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Под ред. проф. А. И. Пискунова. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  104. Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985. — 80 е.: ил.
  105. Н.М. Чудесная мастерская: Учеб. пособие по художественному труду для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. М.: Линка-Пресс, 1995. — 160 е.: ил.
  106. Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека:
  107. Метод, разраб. к программе «Изобразительное искусство иг художественный труд» 6 кл: Пособие для учителя. М., 1994. -139 с.
  108. Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984. -240 е.: ил.
  109. В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, «Рад. школа», 1986. — 95 с.
  110. Н.К. О дошкольном воспитании. 2-е изд., дополн. — М.: Просвещение, 1973. — 248 с.
  111. Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1−6 классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 209 с.
  112. B.C. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1981.- 120 с.
  113. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобраз. шк.» М.: Просвещение, 1984. -319 с.: ил.
  114. B.C. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1987. — 19 с.
  115. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995. — 240 е.: ил.
  116. К.В. Эстетическое воспитание: Пути преемственности. М.: Знание, 1986. — № 8. -63 с.
  117. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М. В. Гамезо и др.: Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. -176 е.: ил.
  118. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. — 207 е.: ил.
  119. О.Р. Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1992. — 189 с.
  120. В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Дис. канд. пед. наук. -М., 1985.-231 с.
  121. С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 1996. № 3. — С. 20−23.
  122. С.Д. Зависит от педагога//Художник, 1962. № 2. — С. 33−35.
  123. С.Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 1980. -272 с.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  125. А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — С. 303−323.
  126. К.М. О детских рисунках // Художественно- педагогический журнал, Спб., 1910. № 5. — С. 6−9.
  127. К.М. Рисование и лепка в начальной школе. 3-е изд., — Пб.: Начатки знаний, 1922. — 64 с.
  128. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
  129. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. -175 с.
  130. З.В. Конструирование: Пособ. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. — 159 е.: ил.
  131. В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: Дис.. доктор, пед. наук. Одесса, 1992. -343 с.
  132. Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. -168 с.
  133. А.А. Детская психология, учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 е.: ил.
  134. А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  135. Мелик-Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. Махачкала, 1988. — 123 с.
  136. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству: (Художественное развитие ребёнка в семье) М.: Искусство в школе, 1995. — 142 с.
  137. Методика эстетического воспитания учащихся 1−3 классов на уроках изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1982. — 94 с.
  138. Методические рекомендации по активизации художественно-творческой деятельности младших дошкольников на занятиях изобразительным искусством /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. -Л., 1985.-33 с.
  139. Мир детства: Дошкольник /В.Н.Аванесова, Л. А. Венгер. 2-е изд., доп. -М.: Педагогика, 1987. — 255 е.: ил.
  140. Мир детства: Мл. школьник /Л.И.Антропова, М. В. Айдарова и др. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 270 е.: ил.
  141. Морките-Бурокене Я. П. Дидактические основы и воспитательное значение рисования в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1959.-270 с.
  142. Л.В., Шанаева Н. А. Методические разработки по курсу «Художественно-эстетическое воспитание детей» от 4 до 7 лет: (из опыта работы) /Моск. учеб. фирма «Рекорд», Новокузнец. учеб. фирма «Обучение». М.: Валент., 1994. -102 с.
  143. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  144. B.C. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  145. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10 летних детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  146. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советская Россия, 1987. — 253 с.
  147. .М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. М.: Советская Россия, 1989. — 17 с.
  148. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  149. Обучение и воспитание детей с 6-ти летнего возраста в школе /Под ред. И. Д. Зверева, А. М. Пышкало. М.: Педагогика, 1987. — 216 с.
  150. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 183 с.
  151. Г. Япония: Эстетический вызов: (от рождения до школы) // Знание-сила. 1993. — № 6. — С. 112−117.
  152. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. 135 с.
  153. К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда в 1−2 классах общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972.-204 с.
  154. К.В. О художественных видах деятельности на уроках труда // Начальная школа, 1979. № 2. — С. 62−65.
  155. К.В. Методические рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1−3 классах общеобразовательной школы. -М. Прометей, 1982. 84 с.
  156. К.В. Изобразительная деятельность младших школьников (Метод, рекомендации для студентов педфака к проведению занятий поизобразительному искусству в младших классах общеобразовательной школы). М.: МГПИ Прометей, 1986. — 89 с.
  157. К.В. Свободная работа кистью без предварительного прорисовывания // Начальная школа, 1991. № 10. — С. 58−62.
  158. С.А. Проблема различных художественных материалов на занятиях ИЗО в начальной школе. М.: Просвещение, 1982. — 78 с.
  159. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / С. П. Баранов и др.: Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластёнина. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. -336 с.
  160. Педагогика искусства и школа. М.: Советский художник, 1982. — 292 с.
  161. Педагогика: Хрестоматия для учащихся пед. уч-щ / Сост. А. Е. Дмитриев. М.: Просвещение, 1985. — 415 с.
  162. Педагогический словарь (в двух томах). Т.2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 576 с.
  163. . Избр. психол. труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  164. Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. -176 с.
  165. Ю.А., Борисовская О. Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка // Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: АПН РСФСР, 1980. -С. 29−33.
  166. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников /Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1974. -143с.: ил.
  167. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста /Сост. С. А. Аничкин и др. Свердловск, 1982.-21 с.
  168. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе /Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. М.: АПН РСФСР, 1960. — 184 с.
  169. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1987. -191 с.
  170. Программа «Радуга» / М-во нар. образования РСФСР. п. Хадыга, 1993. -141 с.
  171. Программа «Развитие»: (основные положения), Детск. центр Венгера. -М.: Новая школа, 1994. 63 е.: ил.
  172. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 е.: ил.
  173. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981. — 224 е.: ил.
  174. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума) /Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. 351 с.
  175. Психология: Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 194 с.
  176. Развитие творческих способностей дошкольников: Из опыта работы дет. сада № 222 г. Красноярска / Подгот. Пушкарева В. И. и др. Ейск, 1993.-33 с.
  177. В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969. 109 с.
  178. Революция искусство — дети: Материалы и документы (1924−1929гг.) -М.: Просвещение, 1968. — 416 с.
  179. Е.К. Методика обучения основам композиции старших дошкольников и младших школьников (1−2 классов) в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 19 с.
  180. Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением /В.И.Бейер, А. К. Воскресенский, К. М. Лепилов и др. 2-е изд. -Петроград, 1918. — С. 1−99.
  181. К. Дети художники. Пер. под ред. и с предисл. Л. Г. Оршанского. -М.: В. М. Саблин, 1911.-84 е.: ил.
  182. Роль искусста в развитии способностей школьников /Р.Г.Рабинович и др.: Под ред. Чухман. М.: Педагогика, 1985. -142 е.: ил.
  183. Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1980. — 96 е.: ил.
  184. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1980. 239 е.: ил.
  185. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  186. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  187. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. -214 с.: ил.
  188. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 208 е.: ил.
  189. В.А. Когда ребенок рисует. Минск, 1990. — 70 с.
  190. А.С. Связь детского сада со школой // Детский сад, 1866. -№ 4. С. 121−126.
  191. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. — 372 е.: ил.
  192. Система эстетического воспитания школьников. /Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  193. В.М. Преемственность в обучении рисованию детей старшей группы детского сада и учащихся 1 класса школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1952. — 278 с.
  194. А.О. К впросу о понятии преемственности в марксисткой философии. В кн.: Методологические вопросы современной науки. -Воронеж, 1969. — С. 21−24.
  195. В.А. О воспитании /Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
  196. Л.С., Махлина С. Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск, 1993. — 184 с.
  197. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.- 132 с.
  198. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и псих.(дошк) /В.Б.Косминская и др. М.: Просвещение, 1985. — 255 с.
  199. А.П. Обучение в детском саду. 3-е изд. испр. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  200. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. /Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. — Т.2. — 438 с.
  201. Уроки изобразительного искусства: Метод, разраб. к типовой экспериментальной программе для общеобразоват. школ с 5-дневной учебной неделей /АПН НИИ худож. воспитания: Подгот. Г. С. Лепский и др. М.: Педагогика, 1983. -17 с.
  202. Философский энциклопедический словарь /Ред. С. С. Аверинцев и др. -2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  203. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 е.: ил.
  204. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334 с.
  205. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 е.: ил.
  206. Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. -141 с.
  207. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  208. В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса (на материале школ Латв. ССР): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1969. — 314 с.
  209. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  210. Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формированияхудожественных интересов учащихся 1 класса: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1978.-216 с.
  211. Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. -М.: Просвещение, 1991. -157 е.: ил.
  212. Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 252 с.
  213. С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. М.: Просвещение, 1964.-Т. 2.-476 с.
  214. Ф.И. Почему и зачем рисуют дети: Педологический и педагогический очерк. М.: Гос. изд., 1925. — 22 с.
  215. Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1975. — 72 е.: ил.
  216. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 112 е.: ил.
  217. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М.: Просвещение, 1981. -191 е.: ил.
  218. Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М.: Просвещение, 1984. — 207 е.: ил.
  219. Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 191 е.: ил.
  220. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. доктор, пед. наук. М., 1988. — 346 с.
  221. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. — 272 е.: ил.
  222. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 6−20.
  223. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-663 с.
  224. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  225. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  226. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
  227. Эстетическое воспитание в начальной школе (Сборник статей) / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1959. — 216 с.
  228. Эстетическое воспитание в школе /Под ред. Т. В. Шуртакова. Казань, 1991. -184 с.
  229. Эстетическое воспитание школьников и уч-ся ПТУ. М.: Просвещение, 1971.
  230. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. — 23 с.
  231. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  232. Bohm Gva Bildgestaltung Berlin, 1984. — 27 p.
  233. Didaktische Spiele fur das jungere Schulkind. Leit. M.Berge. Berlin, Volkund Wissen, 1980. -126 s.
  234. Gross K. Die Spiele der Menschen. Lend, 1899. — 231 s.
  235. Unterrichtspilfen Kunsterzienung. Berlin, 1983. -124 s.
  236. Hasdorf W. Zur Arbeit mit den Jungsten // Neue Erziehung im Kindergarten -№ 9. 1981.-S. 24−26.
  237. Meine R. Wir zeichnen und malen mit der Jundsten. Berlin: Volk und Wissen, 1959. — 51 s.
  238. Muller R. Volschulkinder malen und zeichnen. Berlin, 1969. — 76 s.
  239. Regel G. Die Schule um welt als Aufgabe der Farbe gestaltung // Farbe und Raum. № 6. -1974. — S. 56 — 57.
Заполнить форму текущей работой