Формирование современных пространственно-временных представлений у учащихся в курсе физики средней школы
Диссертация
Некоторые аспекты проблемы формирования пространственно-временных представлений у школьников были отражены в работах, посвященных методике преподавания СТО в формированию диалекти-ко-материалистического мировоззрения (Пинский А.А., Зорина Л. Я., Нудельман Р. Э., Дробат А. С., Мощанский В. Н., Пустильник И. Г., Сиэппи А. О. и др.)* Однако эти работы не решают существующей проблемы полностью, т. к… Читать ещё >
Содержание
- Ь -L JJ
- Глава I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В НАУЧНОМ И УЧЕБНОМ ПОЗНАНИИ
- I. Основные этапы развития представлений о пространстве и времени в науке. Современные физические представления о пространстве и времени
- 2. Изучение понятий пространства и времени в школьном курсе физики
- 3. Предложения по логике введения и характеру изучения
- '' - «¦»" современных научных Подставлений о пространстве и времени
- Глава II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ НА МАКРОУРОВНЕ
- I. Формирование понятий пространства и времени при изучении механики (пропедевтика)
- 2. Формирование понятий пространства и времени при изучении электродинамики и оптики (пропедевтика)
- 3. Формирование современных представлений о пространстве и времени при изучении основ СТО
- 4. Результаты экспериментального преподавания
- Глава III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРВДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ НА МЕГА- И МИКРОУРОВНЕ
- I. Развитие пространственно-временных представлений при изучении элементов ОТО
- 2. Методика ознакомления учащихся с пространственновременными закономерностями в микромире
- 3. Методика проведения обобщающей лекции
- Пространство и время и современная научная картина мира"
- 4. Результаты экспериментального преподавания
Список литературы
- Маркс К. и Энгельс Ф. Диалектика природы. Полн.собр.соч., 2-е изд., т.20, с.346−626.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.ообр.соч., 5-е изд., т.18,-525 с.
- Ленин В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, -782 с.
- Программа КПСС. М.:Политиздат, 1976. -142 с.
- Аронов Р.А. Взаимоотношение пространства и времени и простран-ства-времени.Философские науки, 1972, № 4,с.35−43.
- Аронов Р.А. Соотношение феноменологических и динамических симметрии в физике элементарных частиц. Вопросы философии, 1969, te I, с.78−86.
- Apohdb Р.А. О гипотезе прерывности пространства и времени. Вопросы философии, 1957, № 3, с.80−92.
- Аронов Р.А. Эволюция представлений о пространстве и времени. Физика в школе, 1961, К" 3, с.11−16.
- Аверьянов Б.М. Простой вывод формул замедления времени и сокращения длины в теории относительности. Физика в школе, 1973, № 2, с.54−55.
- Акоста В., Кован К., Трем Б. Основы современной физики.-М.:Просвещение, 1981. -495 с.
- Александров А.Д. Пространство и время в современной физике в свете философских идей Ленина. -М: 1970.-59 с.
- Андреев Э.П. Пространство микромира. -М.:Наука, 1969,-85 с.
- Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. -М.:Мысль, 1966.- 200 с.
- Бакенов Л.Г. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Б кн.: Философия естествознания.-М.:1966.410 с.
- Беккер"Р. «Теория электричества, т.п. Электронная теория, раздел Е, Гостехиздат, 1941. 391 с.
- Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире. М.: Наука, 1970. — 359 с.
- Блудов М.И. Беседы по физике. ч.Ш.-М.:Просвещение, 1970.-253 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. -Менчинская Н.А.
- М.:Изд.Акад.пед.наук РСФСР, 1959.-346 с.
- Бонди Г. Относительность и здравый смысл. -М.:Мир, 19б7. -162с.
- Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории.-М.:Мир- 1972.104 с.
- Бом Д. Специальная теория относительности. -М.:Мир, 1967.-285с.
- Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М.:Мир, 1972. -368 с.
- Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.:Изд.И-Л, 1963. -533с
- Бройль Л. де.Введение в волновую механику. -Киев, Гос.научн. техн.изд.Украины, 1934. -232 с.
- Бройль Л. де По тропам науки. -М.: йзд. И-Л, I962.-407 с.
- Буховцев Б.Б. Учебное пособие для IX класса средней школы.-М.: Просвещение, 1979. -254 с.
- Вайскопф В. Физика в XX веке. УФН. т.101, вып.4,-М.:Наука, 1970. -с.729−738.
- Ванеев А.А., Дубицкая З. Г., Ярунина Е. Ф. Преподавание физикив X классе средней школы. Пособие для учителей. 2-е изда.-М.: Просвещение, 1978.- 173 с.
- Валихаджаев Нов--ые методы специальной теории относительности. Дис.канд.пед.наук. -Ташкент, I968.-I89 с. л
- Власова К.Н. Формирование понятия о системе отсчета при изучении основ механики и электродинамики в средней школе. Дисс. канд.пед.наук. — Куйбышев, 1971. — 245с.
- Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М.:Атом-издат, 1979. -158 с.
- Гершенцон Е.М., Малов Н. Н. Курс общей физики. Механика.-М.: Просвещение, 1979. 238 с. л •
- Гинсбург В.Л. О теории относительности. -М.: Наука», 1979. 236 с.
- Гладков К.А. Атом от, А до Я. -М.:Атомиздат, 1974. 270 с.
- Готт B.C. Пространство и время микромира. М.:1964. — 40 с.
- Готт B.C. Удивительный неисчерпаемый познаваемый мир. -М.: Знание, 1974. 222 с.
- Готт B.C. Филосо^сике вопросы современной физики. М.:Высшая школа" 1972 415 с.
- Голин Г. М. Развитие пространственно-временных понятий у учащихся в процессе обучения физике в старших классах средней школы. Дис.канд.пед.наук.- Баку, 1968. — 216 с.
- Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. -М.: Прогресс, 1969.-590 с.
- Данилов М.А. Логика объяснения нового материала. Докл. АПН РСФСР, Ш 4. 1957. с.33−37.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.:АПН РСФСР, I960.-368 с.- 189
- Детлаф А.А., Яворский Б. М. Курс физики. т.Ш. Изд.3-е. М.: Высшая школа, 1979. — 510 с.
- Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. Пособие для учителей. -М.Просвещение, 1970. 192 с. г* —
- Дробат А.С. Основы специальной и элементы общей теории относительности в школьных курсах физики и астрономии. Дис. .канд.пед.наук. М.: 1969. -271 с.-
- Зайцев М.Г. Геометрическая иллюстрация основных положений специальной теории относительности. Физика в школе. 1978, й 2, с.49−51.
- Зоммерфельд А. Электродинамика. Лекции по теоретической физике.т.Ш, ИЛ, 1958. — 501 с. 54. Зорина Л. Я. Идеи специальной теории относительности в курсе физики средней школы. — Дис. .канд.пед.наук. — М.:1965.-151 с.
- Зорина Л.Я. Теория относительности в школьном курсе физики.
- Советская педагогика, 1965, № 3, с.21−24. 56. Зубов В. Г. Физика 8. Экспериментальный учебник для УШ класса средней школы. М.: Просвещение, 1976. — 240 с.
- Иванова Л.А. К изучению относительности механического движенияв курсе физики средней школы. Физика в школе, 1961,№ 4,с.72−76
- Иванов А.И. К изучению основ теории относительности. Физика в- 190 -школе, 1967, № 5. с.75−77.
- Иродов И.Е. Основные законы механики. М.:Высшая школа, 1978.-240 с.
- Каменецкий С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.:Просвещение, 1974. — 384 с.
- Каменецкий С.Е., Пустильник И. Г. Электродинамика в курсе физики средней школы. -М.:Просвещение, 1977. 125 с.
- Кэменецкий С.Е. Проблемы изучения основ электродинамики в курсе физики средней школы. Автореф. дис.. дон.пед.наук. М.: 1978. — 44 с.
- Каменецкий С. Е. Пономарева А.В. Опыт организации факультативных занятий в школе. Физика в школе, 1967, № 3, .с.34−59.
- Киттель Ч., Найт У., Рудерман М. Берклеевский курс физики, т.Г, Механика. М.: Наука, 1975. — 478 с.
- Кикоин И.К., Кикоин А. К. Физика. Учебник для УШ класса. М.: Просвещение, 1977. — 224с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.Учпедгиз, 1955. 651 с.
- Коростелина Г. А., Розенберг Н. И. Формирование понятия об относительности движения в УШ классе. Физика в школе, 1972, № 4,с.47−53.
- Коломин В. И. Основные свойства пространства и времени. Учебные материалы к эксперименту. -М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. -34 с.
- Коломин В. И. Современные представления о пространстве и времени. Учебные материалы к эксперименту. 1*.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 41с.
- Коломин В.И. Роль понятия «система отсчета» в формировании пространственно-временных представлений у учащихся 8-х классов. Физика в школе, 1982, № 3, с.43−44.- 191
- Кузнецов Б.Г. Относительность. М.:3нание, 1969. -155 с.
- Кузнецов Б.Г. Беседы о теории относительности. М.:Наука, 1965. -222 с.
- Кузнецов С.Н. Об изучении теории относительности в курсе физики средней школы. Физика в школе, 1967, № 4, с.68−72.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Теория поля. 6-е изд. М.:Наука, 1973, -504 с.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика и электродинамика. М.: Наука, 1969. -271 с. 1. Г- Г"
- Ландау Л.Д., Румер Ю. Б. Что такое теория относительности. М.: Советская Россия, 1963. -74 с.
- Линднер Г. Картины современной физики. М.:Мир, 1977.-270 с.
- Логвинов И.И., Рубинштейн Д. Х. О введении современных научных представлений в курсе физики средней школы. Известия АПН РСФСР. Вып.129. М.:Просвещение, 1963. -с.59−65
- Логвинов И. И. Рубинштейн Д.Х. О введении основных положений теории относительности и квантовой механики в курсе физики средней школы. Известия АПН РСФСР. Вып.141. -М.: Просвещение, 1965. -с.45−60.
- Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. М.:Наука, 1972. -437 с.
- Малов Н.Н. О преподавании СТО в X классе. Физика в школе, 1974, № 3. -с.55.
- Матвеев А.Н. Механика и теория относительности.- М.:Высшая школа, 1976. -415 с.
- Малинин А.Н. К методике изложения темы «Основы теории относительности». Физика в школе, 1981, № 2, с.38−42.
- Методика преподавания школьного курса физики. ч.1, Общие вопросы.-М.:изд.МШИ им. В. И. Ленина, 1979. -247 с.
- Методика обучения физике б школах СССР и 1ДР. Под ред.В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншмана, К.Либерса. М. Просвещение, 1978. -223 с.
- Методика преподавания физики в УШ-Х классах средней школы. Часть I. Под ред.В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.Просвещение, 1979. -320 с.
- Методика преподавания физики в УШ-Х классах средней школы. Часть П. Под ред.В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.Просвещение, 1980. -351 с.
- Минковский Г. Пространство и время. В кн. Принцип относительности. — М.: 1973. с.165−170.
- Молчанов Ю.Б. Время в классической и релятивистской физике. «-М.:1966. -239 с.
- Мостепаненко М.В. Материалистическая сущность теории относительности Эйнштейна. -М.- Изд. Соц-экон.лит., 1962. -226 с.
- Мостапенко A.M. Пространство-время и физическое познание. -М.:Атомиздат, 1975. -215 с.
- Мостапаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега и микромире. -М.Политиздат, 1974. 240 с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1976. -158с.
- Мултановский В.В. Изучение основных динамических закономерностей движения с релятивистскими скоростями. Известия АПН РСФСР. Вып.141. -М.Просвещение, 1965. с.61−67.
- Мултановский В.В. Преподавание темы „Основы теории относительности в X классе“. Физика в школе, 1973,№ 2. -с.28−34.
- Марион Дж.Б. физика и физический мир. -М.:Мир, 1975, -623 с.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Учебник для X класса средней школы.-М.:Просвещение, 1979. -319 с.
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии.Пер.г»
- А.Н.Крылова. Изд. Николаевской морской академии. Вып.1У., 1915. -276 с.
- Неванлинна Р. Пространство, время и относительность. М.: ~ Мир, 1966. -229 с.
- ЮО.Носова Т. Н. и др. Механика. Факультативный курс. -М.:Просве-щение, 1971. -246 с.
- Ю1.Нудельман Р. Э. Изложение теории относительности в средней школе. Дисс.. канд.пед.наук. -Владимир, 1969. -335 с.
- Орир Да. Физика. t. I-П, -М.:Мир, 1981.- 622 с.
- ЮЗ.Орир Дж. Популярная физика. М.:Мир, 1964. — 446 с.
- Ю4.Пановский В., Филипс М. Классическая электродинамика- Физмат-гиз, 1963. 432 с.
- Ю5.Пеннер Д. И., Угаров В. А. Электродинамика и специальная теория относительности. -М.:Просвещение, 1980. -271 с.
- Пинский А.А. Релятивистские идеи в преподавании физики.-Дисс. .док.пед.наук. М.:1974. — с.
- Пинский А.А. Задачи по физике. -М.:Наука, 1977.-288 с.
- Полемика Г., Мбница и С.Кларка. Изд. ЛГУ, I960. -136 с.
- Ю9.Предводителев А. С. Учение о пространстве и времени в современной науке. В кн.:История и методология естественных наук. Вып.П. Физика. Изд. Московского Университета, 1963.с.3−94.
- ПО.Преподавнние физики и астрономии в средней школе. Пособие для учителей./Под ред.Л.И.Резникова/ -М.:Просвещение, 1970. -336 с.
- I.Программы восьмилетней и средней школы. Физика и астрономия. -М.:Просвещение, 1980. -47 с.
- П2.Путилов К. А., Фабрикант В. А. Курс физики. т.Ш. -М.:Физматгиз- 1963. -634 с.
- Ш. Пустильник И. Г., Угаров В .А. Специальная теория относительности в средней школе. М.:Просвещение, 1975. -142. с.
- Рейхенбах Г. Направление времени.-М.:Иностр.лит., 1962. -395с.
- Резников Л.И., Эвенчик Э. Е., Юськович В. Ф. Методика преподавания физики в средней школе, т.I, Механика.-М.:Изд.Академии пед. наук РСФСР, 1958. -286 с.
- Ыб.Розенталь М. М. Принципы диалектической логики. М.:йзд. соц.эк.лит., 1970. -478 с.
- Роджерс Э. Физика для любознательных. -М.:Мир, 1970, т.п. -651 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.:Педагогика, 1973. -423 с.
- П9.Румер Ю. Б. Овчинников Н.Ф. Пространство-время, энергия-импульс в структуре физической теории. Вопросы философии, 1968, Ш 4, с.82−92.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для УШ-Х классов. 4-е изд. -М.:Просвещение, 1979.-159 с.
- Свидерский В.И. Пространство и время. М.: 1958. -200 с.
- Сивухин Д.В. Общий курс физики, т.1, Механика. М.:Наука, 1974. -519 с.
- Сиэппи А.О. Содержание и вопросы методики преподавания теории относительности в средней школе. Дис. .канд.пед.наук.-М.:1972. 171 с.
- Соколовский Ю.И. Теория относительности в элементарном изложении. -М.:Наука, 1964. -174 с.
- Соколовский Ю.И. Элементы теории относительности в школьном курсе физики. Известия АПН РСФСР. Вып.141. -М.:Просвещение, 1965. -с.45−60.
- Coxop A.M. Логическая структура учебного материала. Дис. док.пед.наук. -М.:1971. -299 с.
- Спасский Б.П. История физики. ч.П. -М.:Высшая школа, 1977. -308 с. л*128Стручков В.В., Яворский Б. М. Вопросы современной физики. Пособие для учителей. -М.:Просвещение, 1973. -495 с. О
- Тейлор Э., Уилер Дж. Физика пространства-времени. -М.:Мир, 1971. «-319 с.
- Толанд Дж. Письма к Серне. Избр.соч. М-Л.: Госиздат, 1927. -192 с.
- Турышев Н.К. Преподавание физики в УШ классе. Пособие для учителей. -М.Просвещение, 1977. -190 с.
- Угаров В. А. Специальная теория относительности. 2-е изд. -М.: Наука, 1977. -383с.
- Угаров В.А., Яворский Б. М. Изложение специальной теории относительности в средней школе. Физика в школе, 1969, № 2. -с.65−68.
- Утияма Р. Теория относительности. -М.:Атомиздат, 1979. -2CJI с.
- Фейнман Р. Характер физических законов. -М.:Мир, 1968. -231 с.
- Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Фейнмановские лекции по физике. t. I-П. -М.:Мир, 1976. -437 с.
- Физика. Часть I. Вселенная. Перевод с англ. под ред.А. С. Ахматова. -М.:Наука, 1973. -431 с.
- Физический энциклопедический словарь, т.4 -М.:1965. -с.227.
- Фок В. А. Теория пространства, времени и тяготения. -М.:Гос-техиздат, 1955. -504с.
- Франкфурт У.И. Специальная ш общая теория относительности. -М.:Наука, 1968. -329 с.
- Хайкин С.Э. Физические основы механики. -М.:Наука, 1971. -751с. 142. Чудинов Э. М. Пространство и время в современной физике. -М.:1. Знание, 1969.-47с.
- Чудинов Б.М. Теория относительности и философия. М.:Политиздат, 1974. -303 с.
- Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. -М.:Учпедгиз, 1955. -263 с.
- Шахмаев Н.М. Элементарный курс физики. Экспериментальный учебник для УШ класса средней школы. -М.:Просвещение, 1978.-с25£
- Шахмаев Н.М. Физика. ч. П-М.:Высшая школа, 1977. -303с,
- Школьникам о современной физике. /Под ред.В.З.Кресина/ -М.:Просвещение, 1978. -191 с,
- Шмутцер Э. Теория относительности. Современное представление. -М.:Мир, 1981. -228 с.
- Ыйглане Х.Х. В мире больших скоростей. -М.:Наука, 1967. -261 с.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т.1, -М.:Наука, 1965.-699с.
- Эйнштейн А. Полн.собр.соч., т.1У, -М.:Наука, 1967. -598 с.
- Эллиот Л., Уилкокс У. Физика. -М.:Физматгиз, 1963. -807с.
- Элышн Д.Г. Восприятие времени. -М.:Изд.Акад.пед.наук РСФСР, 1962. -309 с.
- Яворский Б.М., Пинский А. А. Основы физики, т.1, -М.:Наука, 1974. -495 с.
- Яворский Б.М., Пинский А. А. Основы физики. т. П, -М.:Наука, 1972. -732.
- Яворский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики. Пособие для учителей. -М.:Просвещение, 1980. -318 с.