ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

НаправлСния формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π¦Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ΅ смыслового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° тСкстов создаСт Π±Π°Π·Ρƒ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ пСрСнСсти ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ умСния Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ситуации. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅Π³ΠΎ экспСримСнта ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ трудности смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкстов, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ повлияли Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

НаправлСния формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ обучСния Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ тСкста ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для учащихся с 5 ΠΏΠΎ 11 класс, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку ΠΈ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ задания, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ тСкст, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ тСкст Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ части, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½ тСкста, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ характСристики Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ гСроя ΠΈ Ρ‚. Π΄.

НСобходимо Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся умСния ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… тСкстов ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСс ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌ, содСрТащимся Π² Ρ‚Скстах.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ тСорСтичСскиС полоТСния.

Анализ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ лингвистики ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…олингвистики ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любой тСкст характСризуСтся рядом ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, основныС ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… — ΡΠ²ΡΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ срСди ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ тСкста Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ тСкст ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ структуру (Π·Π°Ρ‡ΠΈΠ½, основная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΠ½Ρ†ΠΎΠ²ΠΊΠ°). ΠŸΡ€ΠΈ отсутствии ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ части Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΡΠ²ΡΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ тСкста. Абзацы, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… состоят тСксты, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ сСмантико-синтаксичСскиС Ρ†Π΅Π»Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅. Π’ Ρ‚СкстС Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ затСкст (ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Ρ‚СкстС события) ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Скст (скрытая информация). Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ лингвистичСской характСристикой тСкста являСтся способ распрСдСлСния смысла Π² Ρ‚СкстС. ВыдСляСтся извСстная информация — Ρ‚Π΅ΠΌΠ°, ΠΈ Π½ΠΎΠ²Π°Ρ — Ρ€Π΅ΠΌΠ°. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°-рСматичСской связью.

Для смыслового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° тСкста Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ тСкстовыС умСния: Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Π° тСкста, Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстового Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, сокращСниС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкстовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ скрытой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста. Анализ тСкста осущСствляСтся благодаря ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ опСрациям: Π²Ρ‹Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ структурной ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ тСкста; идСнтификация тСкстовых сообщСний; Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста; актуализация мСтафоричСского пСрСноса; установлСниС нСявно Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ — Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄; минимизация тСкста.

Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π»Π΅Π³Π»ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ выдСлСния Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ постоянной ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ прСпятствуСт Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ языковой личности. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, лСксичСского ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСского строя, Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ трудности Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅, письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ тСкстов.

Π¦Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ΅ смыслового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° тСкстов создаСт Π±Π°Π·Ρƒ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ пСрСнСсти ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ умСния Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ситуации. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅Π³ΠΎ экспСримСнта ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ трудности смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкстов, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ повлияли Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста.

ΠŸΡ€ΠΈ составлСнии Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкста, ΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π’. К. Π’ΠΎΡ€ΠΎΠ±ΡŒΠ΅Π²ΠΎΠΉ [8], диссСртационныС исслСдования Н. Π‘. ΠžΠ·Π΅Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ [37], Π›. Н. ΠœΠΎΡ‡Π°Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ [32] ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π“. Π’. Π‘Π°Π±ΠΈΠ½ΠΎΠΉ.

ΠœΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ направлСния Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ смысловой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ тСкстовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ:

  • 1 Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстов срСди Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… языковых Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†; 2 Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹;
  • 3 Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ умСния сТатия ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚ывания тСкста; 4 Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ выявлСниСм скрытых смыслов;
  • 5 Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ тСкстового ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°.

По ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ΅ возрастания слоТности; ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ связано с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ мСсто; порядок Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ опрСдСляСтся с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ возрастания языковых ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… трудностСй с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ онтогСнСтичСского развития рСчСязыковых ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстов срСди Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… языковых Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†.

  • -сравнСниС тСкста ΠΈ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° слов ΠΈΠ· Π½Π΅Π³ΠΎ;
  • -сравнСниС тСкста ΠΈ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎ Ρ‚СматичСскому ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ;
  • -сравнСниС тСкста ΠΈ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎ Ρ‚СматичСскому ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ;
  • -сравнСниС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ сравнСния дСлаСтся Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ тСкстом ΠΈ ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ.

Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹.

— ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† простых ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ‚СкстС;

ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† слоТных ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ‚СкстС;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ отсутствии ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†;

вставлСниС Π²Ρ‹Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ части Π² Ρ‚Скст;

Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Π²Ρ‹Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ части ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ…;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ трСхчастного тСкста ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π° с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°;

составлСниС тСкста ΠΈΠ· Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… частСй;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° Π°Π±Π·Π°Ρ†Ρ‹;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π° с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° Π°Π±Π·Π°Ρ†Π½ΠΎΠ΅ Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅;

объСдинСниС Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π°Π±Π·Π°Ρ†Π΅Π² Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ Π‘Π‘Π¦;

Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° Π‘Π‘Π¦ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π° Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΠ΄Π΅Π΅ΠΉ.

Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ умСния сТатия ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚ывания тСкста.

А) Π‘ΠΆΠ°Ρ‚ΠΈΠ΅ тСкста:

составлСниС (Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ исходного) Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ тСкста ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ сокращСния ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ², Π²Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… конструкций, ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»Π΅ΠΉ;

— ΠΏΠΎΠΈΡΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ Π°Π±Π·Π°Ρ†Π΅;

ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ² ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ тСкста;

ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ тСкста;

ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ Π½Π° Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ тСкста;

Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… слов Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ;

поиск Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ частотных слов Π² Ρ‚СкстС;

Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… слов Π² Ρ‚СкстС;

Π‘) Π Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкстовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ:

распространСниС простых ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ;

конкрСтизация ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π² Ρ‚СкстС;

Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ понятий Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ‚СкстС;

составлСниС Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ;

составлСниС Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ глагольной Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ;

составлСниС Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ составлСнного ΠΏΠ»Π°Π½Π°;

— ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… слов;

Π΄ΠΎΠ±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… суТдСний ΠΊ Ρ‚Сксту;

Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ ΠΈ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅;

Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ сСрСдинС ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ;

Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ;

Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ выявлСниСм скрытых смыслов;

ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° описания Π² Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠ΅, тСкстС (ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ тСкстовыС элСмСнты с ΠΏΡ€ΡΠΌΡ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ);

ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° описания Π² Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠ΅, тСкстС (ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ тСкстовыС элСмСнты с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ);

ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ², содСрТащих ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ (ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ тСкстовыС элСмСнты с ΠΏΡ€ΡΠΌΡ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ);

ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ², содСрТащих ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ (ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ тСкстовыС элСмСнты с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ);

— ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ характСристик Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π±Π΅Π· использования лСксики тСкста;

ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, скрытого смысла всСго тСкста.

Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ тСкстового ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°.

Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… слов Π² Ρ‚СкстС Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΠΌΠΈ;

Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π° лСксичСских ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² Ρ‚СкстС Π½Π° ΡΠΈΠ½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΡ‹, мСстоимСния, мСстоимСнныС слова;

ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„Ρ€Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΌ тСкста.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ