Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2002;2007 гг. и включало в себя три этапа: теоретический (2002;2003 гг.) — изучение психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме исследованияформируется научный аппарат исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотезавыявление сущностных характеристик, содержания профессиональной компетентности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА 1. Формирование компетентности студентов педагогического вуза для реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе С
    • 1. 1. Модернизация отечественной системы образования на современном этапе С
    • 1. 2. Компетентностный подход к подготовке студентов педагогических вузов С
    • 1. 3. Специфика профильного обучения в средней общеобразовательной школе С
    • 1. 4. Профессиональная компетентность учителя технологии для реализации профильного обучения и модель ее формирования у студентов педагогического вуза С
  • Выводы по главе 1 С
  • ГЛАВА 2. Педагогические условия реализации модели формирования компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе для осуществления профильного обучения С
    • 2. 1. Разработка содержания учебных предметов для студентов факультета «Технология и предпринимательство» с учетом особенности образовательной области «Технология» в профильном обучении С
    • 2. 2. Включение студентов специализации «Конструирование и моделирование одежды» в процессы педагогического проектирования С
    • 2. 3. Контекстный подход в формировании компетентности будущего учителя технологии для профессиональной ориентации школьников С
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе С
  • Выводы по главе 2 С
  • С. 154 С.157 С

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одним из этапов осуществления модернизации базового звена системы образования — общеобразовательной школы — является переход ее старшей ступени на профильное обучение, как систему специализированной подготовки, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Однако реализация такого подхода возможна только в условиях новой дидактической системы, определяемой как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию. Такие системы должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для данной школы, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения.

Успешное решение этих сложных задач требует подготовки компетентных учителей, умеющих использовать свою автономию в интересах обучаемых и их родителей, с учетом необходимости ориентации на социальный заказ школе. Необходимость осуществления такой подготовки на основе компетентностного подхода обусловлена как внешними, так и внутрисистемными причинами.

Социально-экономические изменения в стране предъявили новые требования к профессиональным кадрам, а, следовательно, и новые требования к общему образованию, так как ориентация школы на академические и энциклопедические знания выпускника устарела с точки зрения новых запросов рынка труда. Образование в современных условиях должно быть нацелено на формирование у выпускника качеств, которые способны удовлетворить запросы работодателей: умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативным и предрасположенным к инновациям.

Ориентация России на сотрудничество с развитыми странами требует адекватных решений по обеспечению аутентичности российского образования, необходимой для вхождения отечественного образования в общий контекст европейских тенденций глобализации, перехода к информационному обществу и формированию единого общеевропейского образовательного пространства.

Общеевропейский интерес к компетентностному подходу инициирован, прежде всего, Болонской декларацией о <ооне европейского высшего образования". Одной из главных причин необходимости общеевропейской интеграции (и не только в сфере высшего образования) явилось наметившееся отставание Европы от Соединенных Штатов, Японии, Южной Кореи. В качестве стратегической цели предлагалось обеспечить конкурентоспособность европейцев на мировом рынке труда и мобильность трудовых ресурсов. Болонское соглашение, направленное на создание к 2010 г. в Европе единого образовательного пространства, предполагает разработку и принятие общеевропейских квалификационных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход.

После присоединения России к Болонской конвенции в сентябре 2003 г. в отечественном образовании стал набирать силу вектор развития, одним из системообразующих компонентов которого является компетентностный подход к определению содержания образования.

С этих позиций рассматривается необходимость модернизации традиционной дидактической системы вузовского педагогического образования и создания условий, позволяющих каждому студенту приобрести умения и навыки самостоятельно проектировать процесс обучения соответственно потребностям, способностям и возможностям учеников, ожиданиям их родителей, удовлетворяя общественные потребности, выраженные в виде общих целей образования и программ обучения.

Модернизированная дидактическая система должна включать формирование у студентов профессиональной компетентности, являющейся интегративной личностной характеристикой и включающей в себя совокупность компетентностей: педагогического проектирования, технологической, информационной, профориентационной и др.

Исходя из специфики профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, разработка и реализация этой концепции предполагает научное обоснование содержания и процесса формирования указанных компетентностей у студентов в педагогическом вузе. Для обоснования соответствующих элементов дидактической системы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых-педагогов.

Модели компетентностного образования представлены в работах Э. Ф. Зеера [107], A.M. Новикова [193], Дж. Равена [262], М. А. Чошанова [320].

Исследование профессионально-педагогической компетентности учителя связано с работами Н. В. Кузьминой [146], А. К. Марковой [167], Л. М. Митиной [180]. В современной российской педагогике исследования в этом направлении продолжают Т. Ю. Базаров [26], Е. В. Бондаревская [53], И. А. Зимняя [109], Т. Е. Исаева [111], В. В. Краевский [141], В. А. Метаева [179], Г. А. Пахомова [17], Г. В. Пичугина [239], А. М. Шамаева [323, 327], Б. Д. Эльконин [332].

Специфика профильного обучения отражена в исследованиях И. Л. Бим [41], Г. А. Ворониной [65, 66], В. В. Гузеева [81], Д. С. Ермакова [94, 95], Т. М. Ковалевой [127], П. С. Лернера [161, 162], Н. В. Немовой [187, 188, 189,190], А. А. Пинского [236, 237], М. В. Рыжакова [273, 274], Л. О. Филатовой [304], С. Н. Чистяковой [317, 318, 319], А. М. Шамаевой [323, 324, 325, 327] и др.

Исследованию возможностей и специфики метода проектов уделено значительное внимание в работах В. В. Гузеева [82], П. С. Лернера [161, 163], Н. В. Матяш [174], М. Б. Павловой [229], Е. С. Полат [244, 245], Е. М. Ретивых [279], В. Д. Симоненко [277, 279] и др. Они дают обширный материал для осмысления перспектив использования проектной деятельности на уроке и во внеурочной системе, ее роли в развитии мотивации, самостоятельной деятельности, творческих способностей в учебно-воспитательном процессе.

Теоретические и практические проблемы проектирования педагогических систем различных уровней рассмотрены в исследованиях В. П. Беспалько [38],.

В.В. Гузеева [81], Е.С. Заир-Бек [102], И. А. Колесниковой [129], Г. Н. Александрова [12], В. И. Боголюбова [45], В. А. Болотова [50] и др.

Подготовка учителя к профессиональной деятельности традиционно является предметом всестороннего изучения педагогической науки. Ее исследованию посвящены работы В. П. Беспалько [39], В. И. Загвязинского [100, 101], Н. В. Кузьминой [145, 147, 148], В. А. Сластенина [283], В. Д. Шадрикова [322], И. Ф. Исаева [110] и др.

Методологические основы профориентации (понятие, содержание, принципы, формы и методы) рассмотрены в трудах Е. М. Павлютенкова [230, 231], С. Н. Чистяковой [317, 318], Е. А. Климова [123, 124, 125].

Подготовка учителя трудового обучения рассматривается в работах В. Д. Симоненко [278, 279], Д. А. Тхоржевского [298], Ю. Л. Хотунцева [311] и др.

Однако, несмотря на фундаментальность целого ряда обозначенных исследований, эти разработки не затрагивали научного обоснования формирования компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в средней общеобразовательной школе, что сдерживает процессы модернизации в базовом звене отечественной системы образования.

Таким образом, возникло противоречие между потребностями общества, образовательных систем в подготовке учителей, обладающих компетентностью для решения задач по реализации профильного обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практики подготовки таких специалистов в педагогическом вузе.

Преодоление указанного противоречия составляет научную педагогическую проблему разработки модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии к профильному обучению школьников и выявления педагогических условий ее эффективной реализации в вузе.

В связи с этим, определена тема нашего исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе».

Цель исследования: разработать модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в средней общеобразовательной школе и выявить педагогические условия ее реализации в педагогическом вузе.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в педагогическом вузе к реализации профильного обучения школьников.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе можно считать эффективным, если: выявлен компонентный состав профессионально-педагогической компетентности учителя технологии, разработаны критерии оценивания и критериальные показатели уровня её сформированностиразработана теоретическая модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии, ориентированного на профильное обучение в общеобразовательной школевыявлены педагогические условия реализации разработанной модели, включающие освоение студентами следующих компетентностей: вариативного представления учебного материала в виде модулей профильных и элективных курсовпроектирования технологий обучения (в том числе на основе гипертекста) — проектирования контекста педагогической деятельности, включающего образы действий тьютора и фасилитатора для сопровождения школьника в процессе профессионального самоопределения.

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования намечено решение следующих задач:

1. Провести теоретико-педагогический анализ научной литературы по проблеме исследования и выявить компонентный состав профессиональной компетентности учителя для профильного обучения школьников в общеобразовательной школе.

2. Разработать, внедрить в педагогическом вузе модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии.

3. Выявить педагогические условия реализации модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в педагогическом вузе и экспериментально проверить их эффективность.

4. Выявить критерии формирования профессиональной компетентности у студентов и разработать показатели их оценивания.

5. Подготовить учебно-методические материалы для формирования профессиональной компетентности учителей технологии специализации «Конструирование и моделирование одежды».

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическими основаниями явились положения концепций и теорий: общая теория развития и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Божович, В. Д. Шадриков, и др.) — исследования трудового и политехнического образования (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко) и профессиональной ориентации (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова), работы педагогов и психологов по теории компетентностного подхода: Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, И. А. Зимней, Дж. Равена, Т. Е. Исаевой, М. А. Чошанова и др.

Важное методологическое значение имели: Концепция трудовой подготовки и профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (1993) — Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001) и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Министерства образования РФ (2002).

Методы исследования. Теоретический анализ психологической, педагогической, экономической, социологической литературы и практического опытанаблюдение (непосредственное, включенное) — собеседование, анкетирование, интервьюированиеконстатирующий и формирующий экспериментыкачественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической статистики.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2002;2007 гг. и включало в себя три этапа: теоретический (2002;2003 гг.) — изучение психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме исследованияформируется научный аппарат исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотезавыявление сущностных характеристик, содержания профессиональной компетентности будущего учителя технологии, обоснование модели их формирования в педагогическом вузеразработка методик опытной работы и педагогического экспериментаэкспериментальный (2003 — 2005 гг.) — внедрение модели формирования профессиональной компетентности студента педагогического вуза к реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школеразработка программы диагностики изменений в профессиональной подготовке студентадиагностический и формирующий экспериментыобобщающий (2004 — 2007 гг.) — обобщение и систематизирование полученных результатовзавершение научных обоснований основных положений исследованияработа над текстом диссертации.

Научная новизна исследования: — выявлены компоненты профессиональной компетентности учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе (педагогического проектирования, технологический, информационный, профориентационный) и соответствующие им компетенцииразработана комплексная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе, включающая цели, задачи, принципы, содержательно-технологические компоненты образовательного процессавыявлены педагогические условия реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии (включение студентов в процессы педагогического проектирования модулей профильных и элективных курсов, технологии обучения и контекста педагогической деятельности) и экспериментально обоснована их эффективностьразработаны критерии формирования профессиональной компетентности студентов (сформированность технологической компетентностисформированность информационной компетентности, сформированность профориентационной компетентности) и критериальные показатели их оценивания на разных уровнях — высоком, среднем, низкомразработаны программы, содержание учебных дисциплин специализации «Конструирование и моделирование одежды», направленные на формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии для профильного обучения школьников и методические рекомендации к ним.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и теоретически обоснованы компоненты профессиональной компетентности учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: педагогического проектирования, технологический, информационный, профориентационный и соответствующие им компетенцииразработана и обоснована комплексная теоретическая модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии, ориентированная на включение студентов в процессы педагогического проектирования;

— выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе.

Практическая значимость исследования:

— разработаны и внедрены в образовательную практику Томского государственного педагогического университета (на факультете технологии и предпринимательства) и Томского областного института повышения квалификаций и переподготовки работников образования программы и содержание учебных предметов: «Конструирование одежды», «Конструктивное моделирование одежды», «Компьютерное моделирование одежды», «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства" — подготовлены методические рекомендации для студентов и преподавателей по освоению разработанных курсов;

— личностнои практико-ориентированный характер формирования профессиональной компетентности подкрепляется проектно-дизайнерской деятельностью будущих учителей технологии в рамках созданной автором студенческой дизайн-студии «Ветер перемен».

Научно-методические результаты исследования могут быть применены в других образовательных учреждениях общего и профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечены релевантностью методологии характеру поставленных задачиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, применением эмпирических, теоретических и статистических методов, проведением психолого-педагогического исследования в единстве теории и практики, репрезентативностью выборки, внедрением положительных результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Профессиональная компетентность учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе включает в качестве компонентов следующие компетентности: технологическую, образованную компетенциями технологического проектирования, вариативного представления учебного материала, проектирования системы диагностических процедуринформационную с соответствующими компетенциями поиска и рационального использования информации, осуществления дистанционной формы обучения на основе модульных и гипертекстовых технологий, в работе с системами машинной графикипедагогического проектирования, включающую компетенции проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, проектирования содержания элективных курсов и технологии их освоения, использования стимулирующих возможностей дизайн-проектированияпрофориентационную, образованную компетенциями отображения процесса и содержания будущей профессиональной деятельности в содержании учебных курсов, осуществления профессионально-педагогической диагностики учащихся, осуществления фасилитационной функции педагогического взаимодействия, тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников.

2. Комплексная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в общеобразовательной школе, на основе которой организован учебный процесс по специализации «Конструирование и моделирование одежды».

3. Совокупность педагогических условий реализации разработанной модели: включение студентов в процессы педагогического проектирования модулей профильных и элективных курсов в образовательной области «Технология», проектирования технологии обучения, проектирования контекста педагогической деятельности.

База исследования: факультет технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета, Томский областной институт повышения квалификаций и переподготовки работников образования, Городской научно-методический центр, школа № 25 г. Томска, школа № 87 г. Северска, Новиковская средняя школа Асиновского района и Улу-Юльская средняя школа Первомайского района Томской области.

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось в процессе разработки и реализации на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ комплексной педагогической модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии (в процессе работы над содержанием и технологией преподавания дисциплин, входящих в блок дисциплин специализации «Конструирование и моделирование одежды» подготовки учителей технологии: «Конструирование одежды», «Конструктивное моделирование одежды», «Компьютерное моделирование одежды», «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства», над проектом «Разработка проектно-конструкторской документации заданного вида одежды" — в создании и руководстве работой студенческой дизайн-студии «Ветер перемен» на базе факультета технологии и предпринимательства).

По теме исследования под руководством диссертанта успешно выполнялись курсовые и выпускные квалификационные работы студентами ФТП ТГПУ (в 2006 году одна из них была удостоена диплома открытого конкурса за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации при Санкт-Петербургском отделении Международной Академии наук высшей школы по направлению 61 — «Проблемы развития высшей школы" — коллекция дизайн-студии «Ветер перемен» в 2007 г. удостоена диплома регионального конкурса дизайнеров и модельеров «Пространство стиля — 2007»).

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях (международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса» (г. Омск, 2004 г.), международной научно-методической конференции «Теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов» (г. Томск, 2005 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров» (г. Томск, 2006 г.), международной научно-практической конференции «Технологическое образование: состояние, проблемы и перспективы» (г. Брянск, 2007 г.), международной научно-практической конференции «Наука и технологии: шаг в будущее» (г. Днепропетровск, 2007 г.), ежегодных всероссийских научно-практических конференциях «Наука и образование» (г. Томск 2002;2007гг.), Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование качества образования в педагогическом университете» (г. Томск, 2004 г.), в работе теоретического семинара Института теории образования Томского государственного педагогического университета (2003;2007гг.) — на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университетав 28 публикациях материалов в теоретических и научно-методических изданиях (в том числе в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, выпускаемых в Российской Федерации: «Профильная школа», «Философия образования», «Вестник ТГПУ»).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по главе 2 1. Общими задачами технологического образования студентов являются: f вооружение их технологическими знаниями, умениями и навыками, воспитание у них технологически важных качеств личности, т. е. элементов технологической компетентности. Формирование технологической компетентности у будущих учителей в педагогическом вузе осуществляется вовлечением их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий, имеющих реальную личностную и общественную значимость. Результатом решения этой задачи является появление у студентов следующих компетенций: технологического проектированиявариативного представления учебно-методических материалов для профильного и предпрофильного уровней подготовки на разных уровнях сложности с учетом образовательных потребностей обучающихсяпроектирования системы диагностических процедур.

2. Компетентность будущего учителя технологии в педагогическом проектировании успешно формируется в процессе освоения им целого ряда учебных дисциплин при выполнении заданий проектного содержания, в том числе, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Высокая эффективность формирования этой компетентности достигается включением студентов в процессы проектирования элективных и профильных курсов, создания электронных учебников и приобретения навыков реализации дистанционных форм обучения. Результатом решения этой задачи является появление у студентов следующих компетенций: проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегосякомпетенция проектирования содержания элективных и профильных курсов и технологии их освоениякомпетенция в работе с системами машинной графики, программным обеспечением общего и специального назначения, компетенция проектирования и осуществления дистанционной формы обучения с использованием гипертекстовых и модульных технологий.

3. Компетентность учителя в профессиональной ориентации школьников является важной составляющей его готовности к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. Особые требования к сформированное&tradeтакой компетентности предъявляются учителю технологии. Результатом решения этой задачи является появление у студентов следующих компетенций: отображения процесса и содержания будущей профессиональной деятельности обучающихся в содержании профильных и элективных курсовосуществления фасилитационной функции педагогического взаимодействия, профессионально-педагогической диагностики учащихсяосуществления тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников.

4. Формирующий и констатирующий эксперименты осуществлялись посредством последовательного включения комплекса факторов воздействия на процесс формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной модели.

Заключение

.

Целью представленного исследования являлось: разработать модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в средней общеобразовательной школе и выявить педагогические условия ее реализации в педагогическом вузе.

В процессе проведения исследования были получены следующие результаты:

1. Осуществлен анализ проблемы подготовки будущих педагогов к реализации профильного обучения в условиях модернизации базового звена системы российского образованияобщеобразовательной школы. Выявлены компоненты профессиональной компетентности учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе (педагогического проектирования, технологический, информационный, профориентационный) и соответствующие им компетенции.

2. Разработана и внедрена в образовательный процесс на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ комплексная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии по специализации «Конструирование и моделирование одежды», включающая цели, задачи, принципы, содержательно-технологические компоненты образовательного процесса.

3. Выявлены педагогические условия реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии (включение студентов в процессы педагогического проектирования модулей профильных и элективных курсов, технологии обучения и контекста педагогической деятельности) и экспериментально обоснована их эффективность.

4. В опытно-экспериментальной работе отражены принципиальные положения разработанной модели, разработанной с учетом специфики предмета «Технология»: интегрированное&trade-, систематизированного обобщения теориивозможности создания материального и личностного образовательного продукта в виде проектаготовности использовать различные способы и средства дистанционного обучения в зависимости от специфики учебного материалаосуществления целевой профессиональной ориентации школьников.

5. Разработаны критерии формирования профессиональной компетентности студентов (сформированность технологической компетентностисформированность информационной компетентности, сформированность профориентационной компетентности) и критериальные показатели их оценивания на разных уровнях — высоком, среднем, низком.

6. Статистический анализ результатов эксперимента, проведенный в программе «Statistica 6.0» с использованием критерия Стьюдента и парного критерия Вилкоксона, подтвердил достоверность различий между уровнями сформированное&tradeпрофессиональной компетентности студентов в начале и конце наблюдений для контрольной и экспериментальной групп. Для студентов контрольной группы достоверные различия в уровне профессиональной компетентности между начальной стадией наблюдений и стадией формирующего эксперимента выявлены только по первому критерию — «Сформированность технологической компетентности», в то время как для студентов экспериментальной группы разница в уровне профессиональной компетентности между начальной и конечной точками эксперимента статистически значима по всем трем критериям. Таким образом, можно считать экспериментально доказанной эффективность предложенной модели формирования в педагогическом вузе профессиональной компетентности будущего учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе.

7. Разработаны и внедрены в образовательный процесс на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ программы, содержание учебных дисциплин специализации «Конструирование и моделирование одежды», направленные на формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии для профильного обучения и методические рекомендации к ним.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что задачи, поставленные в работе решены, а цель исследования — достигнута.

Полученные результаты позволяют наметить некоторые направления дальнейшего исследования проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к реализации профильного обучения:

— проектирование и применение на практике наиболее объективных, оптимальных средств измерения учебных достижений учащихся, ориентированных не только на контрольную, но и на обучающую, развивающую, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и другие функции;

— содержание и условия осуществления тьюторского сопровождения в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории школьника;

— использование средств фасилитации для повышения эффективности педагогического взаимодействия и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. № 8, 1999. -С.61−65.
  2. М. Проектно-дизайнерская деятельность в образовании // Педагогика. № 7, 2001. — С. 101−102.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
  4. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого // Школа и производство. -№ 1, 1999. С. 15−22.
  5. И.М., Крахоткина В. К. Возможные формы организации связи «Школа-ВУЗ» // Профильная школа. № 2,2004. — С. 42−43.
  6. И.М., Крахоткина В. К. Подготовка преподавателя физики в университете к работе в профильных классах // Профильная школа. № 3, 2004. -С. 34−41.
  7. Айзенк Ганс Универсальные тесты профессора Айзенка / Ганс Айзенк- Пер. с англ. В. И. Ефремова. СПб.: Стела, 1996. — 142 с.
  8. Айзенк Ганс Юрген Классические IQ тесты: Коэффициент IQ интеллекта: узнайте истинные возможности вашего интеллекта. / Г. Ю. Айзенк. М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2001. — 191 с.
  9. Айзенк Ганс, Вильсон Гленн Как измерить личность=Кпоу your own personality / Г. Айзенк, Г. Вильсон- Пер. с англ. А. Белопольского /. М.: Когито-Центр, 2000. — 283 с.
  10. М.К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии 1988. -№ 6. С.71−77.
  11. Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 48−52.
  12. Г. Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании / Г. Н. Александров, Н. И. Иванкова, Н. В. Тимошкина, T.JT. Чшиева // Educational
  13. Technologies and Societe 3(2), 2000. Интернет http: // ifets/ ieee. org/ russian/ periodical.
  14. .Г. О преемственности в обучении. // Советская педагогика. № 2, 1953. — С. 23−35.
  15. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.: Аспект Пресс, 1982.569 с.
  16. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. Монография -М., 1999−127 с.
  17. Т.В., Ракитов А. И. Современные тенденции информатизации и медиатизация общества. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1991 -115 с.
  18. В.М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. № 8, 2006. — С.58−59.
  19. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M., Бородкина Г.В Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. -№ 5,1996.-С. 19−23.
  20. И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников. // Педагогика. № 3, 2005. — С. 49 — 55.
  21. JI. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. № 4, 2003. — С.84−88.
  22. JI.K. Модель выпускника-гимназиста профильного класса // Педагогика. № 9, 2004. — С. 53−57.
  23. И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. № 2, 2004. — С. 28−33.
  24. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика № 2, 1996.-С. 11−14.
  25. Е. Готовимся к профильному обучению // Народное образование. -№ 8, 2004.-С. 28−31.
  26. Ахмадуллин JI.3., Загидуллина Г. М. Довузовское образование проблемы и перспективы развития / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. — М, 2000. — С. 17−19.
  27. Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // wwv.tltsu.ru:8080/razum/tltsu.ru/publectures/lecture 06. html
  28. Ю.Н., Гуревич М. И. Обучение «Технологии» в нижегородской области // Школа и производство. № 4, 1999. — С. 19−20.
  29. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 2003. — 240с.
  30. С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. — 198 с.
  31. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. № 3, 1996. — С. 98−102.
  32. А.В., Душкин А. В. Опыт дифференцированного обучения в техническом вузе // Педагогика № 7, 2004. — С. 51−54.
  33. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996.-318с.
  34. В.И. П.П.Блонский о народной трудовой школе // Школа и производство. № 2, 1999. — С. 4−7.
  35. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика -№ 4, 1994.-С. 26−29.
  36. А.П. Тенденция развития профессионального образования // Педагогика № 6, 2003. — С. 21−27.
  37. А.В. Технология в школе: предметно-функциональный подход // Школа и производство. № 2, 2002. — С. 7−11.
  38. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно * ориентированного обучения // Педагогика. № 4, 2003. — С. 41−45.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
  40. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М, 1989. 144с.
  41. Р.В., Околелов О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Профильная школа. № 7,2006. — С.23−29.
  42. Бим И. Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Профильная школа. № 6, 2004. — С. 12−16.
  43. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. 2-е изд. -М.:УРАО, 1998.-113с.
  44. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода-М.: Наука, 1973−236 с.
  45. Д.А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование № 4, 1996.- С. 68−69.
  46. В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / В. И. Боголюбов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 188 с.
  47. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. № 3, 1994. — С. 123−128.
  48. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. -М., 1979. 40с.
  49. Т.Н. Культура учебного труда студентов младших курсов:Учебное пособие. / Т. Н. Болдышева- МП РМФСР. -Томск: Издательство ТГПИ, 1985. -115 с.
  50. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998, № 2. — С. 22 — 27.
  51. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика № 4, 1997. — С. 66−72.
  52. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10, 2003. — С. 8−14.
  53. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного образования // Математика в школе. —№ 3, 1988. С. 9−13.
  54. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2004. 352 с.
  55. В.Н., Вербицкая И. В., Заруба Н. А., Руднева E.JI. Профильное обучение в Кемеровской области: информационная поддержка и организационно-методическое сопровождение // Профильная школа. № 2, 2005.-С. 30−33.
  56. В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. № 4, 1993.-С. 3−15.
  57. С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ. М.: Издательский дом «Витязь-М», 2004.-208 с.
  58. Е.Б., Евсеева М. Н. Конструктивное моделирование одежды. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  59. И.Н. Изучение информационных технологий в старших классах // Школа и производство. № 5, 2001. — С. 75−77.
  60. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика № 10, 2003. — С. 51−55.
  61. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  62. О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. № 8, 2003. — С. 19−22.
  63. А.И., Филимонов В. А. Профильное обучение: варианты решения // Профильная школа. № 2, 2004. — С. 39−41.в
  64. В.Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара: Рос. Академия наук. Самарский научный центр, 2000. — 137 с.
  65. Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя // Педагогика. № 8, 2003. — С. 53−59.
  66. Г. А. Вариативность как характеристика содержания профильного образования на примере темы «Основы генетики» // Профильная школа. № 1, 2005.-С. 23−26.
  67. Г. А. Подходы к отбору содержания естественнонаучного образования для профильных классов // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 1113.
  68. Т.П., Кашицин В. Н., Молчанова О. Т. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты М.: Изд-во «Информатика», 1995 — С. 56−62.
  69. JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487с- т.2. -504с- т.З. — 367с- т.4. — 432с- т.5. — 369с- т.6. — 397с.
  70. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 197с.
  71. Е.А., Егоров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. № 4, 2001. — С. 25−28.
  72. Ю. 3. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике// Педагогика, № 5, 1994. С. 80−82.
  73. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. № 9,1991. — С. 46−50.
  74. , М. Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. № 2, 1988. — С. 19.
  75. С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / Воронеж, гос. ун-т- С. М. Годник, В. С.
  76. Листенгартен. Воронеж, 1997. — 51 с.
  77. С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования: Дис. канд.пед.наук. -М., 2001. -185 с.
  78. Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы. //Советская педагогика. .-№ 2,1963. — С. 39 — 50.
  79. Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы. // Советская педагогика. № 6,1958. — С. 12 — 27.
  80. Ю.П. Дистанционное обучение и профилизация старшей школы // Профильная школа. № 3, 2005. — С. 3−10.
  81. Государственный Образовательный стандарт высшего профессионального образования. / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию М., 1995. — 383 с.
  82. Грабарь М. И Исследование факторов, влияющих на результаты педагогических экспериментов. // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С.34−40.
  83. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. № 9, 2002. — С 113−122.
  84. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М.: Сентябрь, 1996.- 112с.
  85. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988. -79с.
  86. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
  87. Н.А., Балакирева J1.A. Психология профессионального выбора. -СПб, 1998. 105с.
  88. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика № 4, 2003. — С.21−26.
  89. Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 336 с.
  90. В.Г. Новые информационные технологии в педагогическом процессе // Инновационные технологии № 1, 2005. — С. 125 — 127. ш
  91. Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика № 2, 2004. — С.54−59.
  92. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России № 3, 1994. — С. 10−12.
  93. Г. В., Кузнецова JI.B., Седова Е. А. Профилированная школа в концепции школьного математического образования // Профильная школа. -№ 1,2004.-С. 7−14.
  94. Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика № 10, 2003. — С. 35−40.
  95. Л.И., Хотунцев Ю. Л. Состояние и перспективы технологического образования школьников Москвы // Школа и производство. -№ 5, 2001.-С. 6−7.
  96. Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование. № 7, 2004. С. 101 -107.
  97. Д.С. Элективные курсы для профильного обучения // Педагогика. -№ 2, 2005.-С. 36−41.
  98. Д.С., Петрова Г. Д. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения // Профильная школа. № 1, 2005. — С. 34−38.
  99. П.А., Асирян М. А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. № 4, 1997. — С. 57−62.
  100. В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогических вузов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 64−69.
  101. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ.высш.уч.заведений / В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
  102. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  103. Заир-Бек Е.С., Тряпицына A.JI. Основные подходы к конструированию содержания образования в современной школе // Конструирование содержания школьного образования. — СПб: изд-во РГПУ, 1999. С. 3.
  104. Закон «Об образовании» // Вестник образования. № 7, 1996. — С.28−47.
  105. Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. М: Просвещение, 1983.-192 с.
  106. Л.И. Элективные курсы образовательной области «Математика» // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 14−18.
  107. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд. Центр ЕПУ, 1998.- 197с.
  108. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  109. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  110. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  111. Т.Е. Классификация профессинально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. № 9, 2006. — С.55−60.
  112. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М. Политиздат, 1974. -328с.
  113. В.М. Технологическое образование в век высоких технологий // Школа и производство. № 1, 2001. — С. 2−5.
  114. Е.И. Технологии проектирования личностных достижений: Метод, материалы. СПб.: Изд-во СПб, 1994. -17с.
  115. А.С., Култышева А. Ю., Мирошниченко А. А. Технология адаптивной валидности тестовых заданий. Учебное пособие — Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
  116. А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников // Школа и производство. № 2, 2003. — С. 2−5.
  117. А.А. Государственные стандарты общего образования по технологии // Школа и производство. № 8, 2003. — С. 2.
  118. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань: изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
  119. А.А. Индивидуальный подход в обучении. Казань, 1986. -120с.
  120. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — № 2, 1996. — С.24−32.
  121. Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. 2003 .№ 7. — С. 48−53.
  122. Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвеш-ение, 1990.- 159 с.
  123. Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е. А. Климов. М.: Академия, 2004.- 304 с.
  124. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 222с.
  125. Ковалева Г. PISA-2003: Результаты международного исследования // Народное образование. № 2, 2006. — С.37−43.
  126. Т.М. Организация профильного обучения в школе: основы тьюторского сопровождения // Завуч. Управление современной школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — № 8 — С. 114−115.
  127. О.А., Малюков Н. Н., Алямовская Н. А. Тестовые задания для образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 2, 1999. -С. 15−19.
  128. И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений / И. А. Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-288 с.
  129. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. № 6,2002. — С. 16−23.
  130. Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий — М.: Изд-во МГУ, 2005 -20 с.
  131. Концепция непрерывного образования // Бюллетень ГК СССР по народному образованию // Высшее и среднее специальное образование. № 7, 1989. — С.12−28.
  132. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. — № 27. — С.22−46.
  133. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. № 3, 2000. — С. 10−18.
  134. Концепция создания и развития единой системы дистанционногообразования в России М.: Гос. Комитет РФ по высш. образованию, 1995 — 24 с.
  135. Концепция формирования технологической культуры молодёжи в общеобразовательной школе // Школа и производство. № 1, 1999. — С. 5−12.
  136. А.Д., Куровский В. Н. Интеграция науки, высшей школы, профессионального образования и производства в сельской местности: Монография. Томск: Томский ЦНТИ, 2005. — 167с.
  137. А.О., Грошев С. В. Компьютер для художника: Практическое пособие. М.: ТРИУМФ, 2000. — 448 с.
  138. В.В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  139. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярожевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  140. А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы. / Кузнецов А. А., Филатова Л. О. // Стандарты и мониторинг в образовании, № 3, 2003. С. 54 — 59.
  141. А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» // Профильная школа. № 3, 2005. — С. 19−22.
  142. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: ЛГУ, 1985. — 32 с.
  143. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
  144. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.-54с.
  145. М.П. Профильное обучение как социально-педагогическая система трудового воспитания молодежи / М. П. Куприянов. М.: Социум, 2003.- 203 с. г*
  146. С.В., Савельева Н. Ю. Конструирование одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.
  147. В.Н. Педагогические основы интеграции общего и профессионального образования в сельской школе лесопромышленного района. Дисс. .д-ра пед. наук. Томск, 2002. 277 с.
  148. Т.Н. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических школах (сравнительный анализ). -Казань, 1988.- 16с.
  149. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин, 1980.-334 с.
  150. Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 186 с.
  151. Н.Н. Проблемы стандартизации практической подготовки учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. № 5, 2002. — С. 12−14.
  152. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш. школа, 1991. 224с.
  153. А.Н. Элективные курсы образовательной области «Технология» // Профильная школа, № 2, 2005. С. 39.
  154. Леонгард Карл Акцентуированные личности / К. Леонгард- Пер. с нем.
  155. B.М.Лещинской. М.: Эксмо, 2002. — 446 с.
  156. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.
  157. И .Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974 — 64 с.
  158. П. С. Новые педагогические технологии // Триместр. № 1, 1996.1. C.32−35.
  159. П. С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа.-№ 3,2004.-С. 12−17.
  160. П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании // Школа и производство. № 2, 1999. — С. 21−23.
  161. В.Р. Технология — системообразующее звено учебного процесса // Школа и производство. № 5, 2001. — С. 7−8.
  162. З.А. Помощь учащимся в работе над проектами // Школа и производство. № 1, 1999. — С. 28−29.
  163. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  164. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. -№ 9−10, 1992.
  165. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  166. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -191 с.
  167. А.И. Автоматизированное проектирование одежды. // Швейная промышленность. № 1,2005. — С. 37−38.• 171. Марченко А. В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 7, 2000. — С. 3−6.
  168. А.В. О целях, задачах и особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология» // Школа и производство -№ 5, 1998.-С.11−13.
  169. А.В. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 6, 1999. — С. 4−8.
  170. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. № 4, 2000. — С.38−43.
  171. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  172. М.А. Опыт дифференцированного обучения в советской среднейшколе. // Советская педагогика. № 9, 1962.- С. 98 — 109.
  173. B.C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е. А. Климова.
  174. М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с.
  175. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.-Пермь, 1990, — 110с.
  176. В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. № 3, 2006, -С.57−61.
  177. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. № 3, 1997. — С. 69−79.
  178. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования.-М.: Знание, 1991. -291 с.
  179. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Т. С. Сухобской. М., 1981.- 120с.
  180. В.Н. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. № 6, 2004. — С. 11 — 20.
  181. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1972. -20с.
  182. М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: Дис. канд.пед.наук. Тула, 2000. — 223 с.
  183. П.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования Казань: Изд-во КГПУ, 1996 — 112 с.
  184. Н.В. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки // Директор школы. № 3, 2005. — С. 39−45.
  185. Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация девятиклассников // Директор школы. № 5, 2005. — С. 41−49.
  186. Н.В. Профилизация школы: определяем миссию и выбираем стратегию // Директор школы. № 2, 2005. — С. 41 -48.
  187. Н.В. Профильное обучение старшеклассников новаяпедагогическая стратегия российской школы // Директор школы. № 10, 2004. 1. С. 49−58.
  188. A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000. 71с.
  189. А.А. Преемственность в обучении технологии // Школа и производство. № 7, 2001. — С. 22 — 23.
  190. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. № 3,1996. -С.3−8.
  191. С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. № 9, 2003. — С. 32−38.
  192. Т.Г., Пинская М.А,.Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. № 3, 2005.-С. 45−56.
  193. Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 4−11.
  194. О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 14−51−123/13 от 06.05.2004 // Профильная школа. № 4, 2004. — С. 7−10.
  195. О концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Решение Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ от 17. 10. 2002 г. http:// www. Profile-edu.ru.
  196. О мероприятиях по введению профильного обучения / справка МО РФ РАО // Официальные документы в образовании. № 34, 2003. — С.49−52.
  197. О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднегополного) общего образования / приказ МО РФ № 3506 // Вестник образования России.-№ 19, 2003.-С.6−7.
  198. О профильных учебниках: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 20.10. 2003. № 03−58−73ин/13−03.Ьйр://www. profile-edu. Ru
  199. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» / письмо министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации // Школа и производство. № 6, 2000.-С. 6−7.
  200. Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология» //Вестник образования. № 10,1998. -С.76−81.
  201. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации / приказ МО РФ № 237 от 7 июня 1993 г.
  202. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования / приказ министерства общего и профессионального образования РФ№ 1236 // Школа и производство № 5, 1998.-С.9−10.
  203. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образовании // Приказ Министра образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 273.
  204. Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования / Приказ министерства общего и профессионального образования РФ № 1235 // Школа и производство № 5, 1998. — С.8.
  205. Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003−04 учебном году // Официальные документы в образовании. 2003. № 16.-С. 6−7.
  206. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования в условияхвведения профильного обучения / приказ МО РФ № 2757 // Общее образование
  207. России. Сборник нормативных и методических документов. М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. — С. 179−190.
  208. Об эксперименте по предпрофильной подготовке учащихся выпускных классов основной школы / письмо МО РФ № 03−51−161ин/13−03 // Вестник образования России. № 19, 2003. — С. 33−35.
  209. Об эксперименте по преподаванию «Технологии» в 10−11-м классах общеобразовательных учреждений // Школа и производство. № 6, 2001. — С. 412.
  210. Об эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Департамент образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ // Школа и производство. № 6, 2001. — С. 2−3.
  211. Образование для XXI века // Доклад ЮНЕСКО «Образовательная политика как отражение общенациональных интересов и их предъявление мировому сообществу». ЮНЕСКО. 1997. // http://www.spbpravo/ru
  212. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. № 5,2003. — С. 27−33.
  213. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область «Технология» // Школа и производство. -№ 5, 1999.-С. 17−18.
  214. В.И., Густырь А. В. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов М: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001 — 184 с.
  215. О.П. Дистанционное обучение. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 1999. — 83 с.
  216. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. -№ 2,1994.-С. 45−50.
  217. О.П. Электронный учебный курс // Высшее образование в России.№ 4, 1999.-С. 126−129.
  218. В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения: проблемы и решения // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 15.
  219. В.И. Содержательная учебная информация.// Педагогика. М. —1997.- № 1.-С.17−19.
  220. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. — 123с.
  221. Основы формирования содержания образования и базисный учебный план для профильной школы // Вестник образования: профильное обучение. Тематический выпуск // Материал подготовлен А. А. Кузнецовым. -Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2002. 136 с.
  222. А.А., Скопин А. Ю. Модели профильного обучения в сельской школе // Профильная школа. № 4, 2004. — С. 11−53.
  223. В. А. Информатика. М.: Высшая школа, 2003. — 319с.:ил.
  224. М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации. — Н. Новгород: НГЦ, 1998.- 118 с.
  225. М.Б., Гуревич М. И. Тенденции развития технологического образования // Школа и производство. № 8, 2002. — С. 2−3.
  226. М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников М.: Вентана-Графф, 2003. — 296с.
  227. Е.М. Профессиональное становление молодежи на научную основу // Школа и производство. — № 11, 1990. — С.66−69.
  228. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред.Б. А. Федоришина. -Киев: Рад. Школа, 1980.—141с.
  229. А.И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета // Школьные технологии. М.: Изд-во «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2006. — № 2. — С. 81−83.
  230. Г. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования. -Омск: ОГИС, 2004. 220 с. 234. Петерсон Л. Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода ' // Педагогика — № 9, 2004. — С. 21−27.
  231. О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Школьные технологии. М.: Изд-во «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2006. — № 1. — С.88−90.
  232. А.А. Проект «Новая школа»//ЗАВУЧ. № 8,2002. С. 50−59.
  233. Дж. Научные и технологические знания: что между ними общего и в чем различия? // Школа и производство. № 3, 2002. — С. 7−9.
  234. Г. В. Компетентностный подход к разработке стандартов технологической подготовки школьников и его реализация в учебном процессе //Профильная школа. -№ 2, 2004. -С.23−31.
  235. План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Официальные документы в образовании. 2003. № 22. С. 5−7.
  236. В.В. Педагогическая игра как метод проведения семинарских занятий // Школа и производство. № 6, 2002. — С. 6−7.
  237. Е.Я., Стефанова Е. С., Либеров А. Ю. Профильное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 42−46.
  238. Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование 1996, № 3. — С. 87−91.
  239. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. № 2, 2000. — С. 3 — 10.
  240. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе * образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272 с.
  241. В.А. Допрофессиональная подготовка // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Просвещение, 1998.-Т. 1. — 629с.
  242. В.А. Трудовое становление учащихся основной школы: Монография. Владимир: ООО «Изд-во Посад», 2003. — 175с.
  243. Портфолио достижений ученика шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе / Информационный центр Фонда поддержки российского учительства // Профильная школа. — № 5, 2004. — С. 43.
  244. М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С.3−11.
  245. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. Ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕРСЭ, 2003. — 768 с.
  246. Приказ Министерства образования РФ Ш 1050 от 30.05.1997 г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» // Бюл. М-ва общ. и нроф. образования РФ: Высш. и сред. проф. образование № 5, 1997. -С.1−21.
  247. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» // Школа и производство. № 7, 2004. — С. 50−68.
  248. Примерная программа среднего (полного) общего образования пок. технологии (базовый уровень) // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 60−68.
  249. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень) // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 69−77.
  250. Профессиональное образование. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Евфрон. Т.50. СПб., 1898. — 568 с.
  251. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-Екатеринбург, 1995. -39с.
  252. Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: метод, пособие / П. С. Пряжников. М.: Из-во «Ин. практ. психологии" — Воронеж: ППО „Модэк“, 1997.-64 с.
  253. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — 184 с.• 261. Пташкина Г. М. Использование компьютера на уроках по обработке ткани // Школа и производство. № 1, 2001. — С. 52.
  254. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. -М: „Когито-Центр“, 2001. 142с.
  255. Ю. Профильная школа в поисках базовой модели. // Директор школы. № 5, 2003. — С.11 — 18.
  256. О.В. Автоматизированные методы художественного проектирования. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2003. — 78 с.
  257. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984.- 141с.
  258. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
  259. Н.Ф. Ресурсная карта образовательно-профессионального маршрута школьника в условиях профилизации старшей школы // Профильная школа. № 3,2005.-С. 11−18.
  260. М.Б. Преемственность профильного и профессионального образования // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 6−8.
  261. П. К вопросу о „дифференциации общего образования“ в средней школе. // Народное образование. № 1, 1963. С. 12 — 22.
  262. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М: Наука, 1979. 352 с.
  263. М. Справка о результатах анализа действующих учебников и возможных направлениях их доработки с целью использования на базовом и профильном уровнях в старшей школе, http://www.profile-edu.ru
  264. М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Профильная школа. М.: ЗАО Изд-во „Русский журнал“, 2006. — № 6. — С.3−12.
  265. М.В., Филатова JI.O. Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. № 6, 2004. — С. 6−11.
  266. В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников // Завуч. № 8, 2003. — С. 58−63.
  267. И.В. Концептуальные основы дистанционного обучения в высшей школе. Монография Казань: Изд-во Казанского гос. нед. ун-та, 2004. -252 с.
  268. В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред.В. Д. Симоненко. М.: Вентана179
  269. Граф, 2005. 368 с. — (Педагогическое образование).
  270. В. Д. Основы технологической культуры: учеб. для учащихся 1011 кл. общеобраз. школ, гимназий, лицеев / В. Д. Симоненко, П. В. Матяш. М.: ИЦ „Вентана-Графф“, 2000. — 176 с.
  271. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство. № 6, 1999.-С. 3−5.
  272. А. Большой толковый словарь компьютерных терминов. Русско-английский, англо-русский. -М.: Вече, ACT, 1999. 512 с. — С.54.
  273. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М, 1986. -150 с.
  274. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. № 5,1973. — С. 72 — 80.
  275. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании / А. В. Солов. // Информация и образование. № 1, -1996. С. 13−21.
  276. О.Б. Использование программы Power Point для создания анимационного фильма // Школа и производство. № 5, 2002. — С. 44−46.
  277. О.Б. Компьютер на уроках обслуживающего труда // Школа и производство. № 1, 2003. — С. 26−29.
  278. О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта // Школа и производство. № 8, 2002. — С. 28−33.
  279. О.Б. Компьютерные программные средства в обучении технологии // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 21−22.
  280. Стандарт начального общего образования по технологии // Школа и ^ производство. № 4, 2004. — С. 3−5.
  281. Стандарт основного общего образования по технологии // Школа ипроизводство. № 4, 2004. — С. 5−13.
  282. Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 13−18.
  283. Степанов С. Ю, Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. № 5, 1991. -С. 21.
  284. Ю.Г., Михалева Т. Г., Печенюк Н. Г. Новые аспекты старых терминов (квалификационные характеристики сегодня) // Вестник высшей школы. № 12,1989.-С. 3−8.
  285. Ю.Ф. Общие сведения о технических системах // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 12−13.
  286. Л.Г. Создание фундаментальных основ построения и функционирования информационной образовательной среды М: Информатика, 2003. — 98 с.
  287. А.И. Дизайн трикотажных изделий. Омск: ОГИС, 2002. — 160 с.
  288. Г. В. Дизайн костюма. Система перспективного проектирования костюма. Омск: ОГИС, 2004. — 52 с.
  289. Д.А., Гетта В. Г. Основы проблемного обучения на уроках труда // Школа и производство. 1996. — № 4. — С.24−29.
  290. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192с.
  291. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие/ Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  292. М.М. Новые информационные и педагогические технологии в системе образования // Высшее образование в России 2002, № 3. — С. 13−18.
  293. Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / h Е. В. Ушаков. М.: Издательство „Экзамен“, 2005. — 528 с.
  294. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования //
  295. Учительская газета. № 3, 2004.
  296. Jl.O. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения // Профильная школа. № 2, 2004.-С. 19−22.
  297. В.А. Практическая направленность образования // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 2.
  298. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, -1989. -С.35−38.
  299. Г. Ф. Опыт дифференциации обучения в технологическом лицее //Педагогика. № 1,1995. — С. 64−66.
  300. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. -209 с.
  301. Ю.Л. Образовательная область „Технология“: достижения и нерешенные проблемы //Педагогика. № 1, 2001. — С. 107−109.
  302. Ю.Л. Технологическая подготовка школьников в современных условиях // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 3−5.
  303. Ю.Л., Колмакова Н. Н. Подготовка учителей технологии в свете модернизации образования // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 19−20.
  304. Ю.Л., Марченко А. В. Технология в школе и педвузе // Школа и производство. № 2, 2003. — С. 5−9.
  305. Ю.Л., Симоненко В. Д., Ушаков М. А., Бердышев А. В., Кожина О. А., Орлов Б. И. О содержании нового учебного предмета „Технология“ // Школа и производство № 4, 1993. — С.6−11.
  306. Д.В., Моисеев В. Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: ИГИУ, 2002.-С.31−35.
  307. Э.Н., Шкроб О. Н. Урок-игра по моделированию одежды // Школа и производство. № 6, 1999. — С. 43−47.
  308. С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С. Н. Чистякова. Кемерово, 1995.-143 с.
  309. Чистякова С. Н, Родичев Р. Ф., Черкашии Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования // Профильная школа. № 2, 2005.-С. 40−43.
  310. С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 5−10.
  311. С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. М.: Изд-во <(Народное образование», НИИ школьных технологий. — № 1, 2002. — С.101−108.
  312. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. № 2,1997. — С.21−29.
  313. Чудов В.Л.,.Шевченко С. И. Преподавание иностранных языков в профильном лицее // Профильная школа. № 6,2004. — С. 50−53.
  314. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  315. A.M. О педагогической специфике профильного обучения / A.M. Шамаева // Психолого-педагогические исследования в системе образования:
  316. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 5 ч.: Ч. 1. Москва Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. — С. 114−116.
  317. A.M. Профильное обучение: Дидактический аспект / A.M. Шамаева. Липецк: ЛГТУ, 2004. — 150 с.
  318. А. М. Информационные технологии в образовательном процессе профильных классов средней школы: материалы международной научно-практической конференции «Информатизации образования-2005» // Липецк: ЛГТУ, 2005. С.50−57.
  319. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М., 2000. 320с.
  320. .Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. http://www.experirnent.lv/rus/biblio/pervie 4teniia/p4 elkonin. htm
  321. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной щколе / И. С. Якиманская. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2000. — 111 с.
  322. Е.В. Обучение школьников работе в Интернете с целью профессиональной адаптации в обществе // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 36−39.
  323. Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. № 6, 1999. — С. 54−59.
Заполнить форму текущей работой