Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе
![Диссертация: Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе](https://westud.ru/work/2527483/cover.png)
Диссертация
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2002;2007 гг. и включало в себя три этапа: теоретический (2002;2003 гг.) — изучение психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме исследованияформируется научный аппарат исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотезавыявление сущностных характеристик, содержания профессиональной компетентности… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- С
- ГЛАВА 1. Формирование компетентности студентов педагогического вуза для реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе С
- 1. 1. Модернизация отечественной системы образования на современном этапе С
- 1. 2. Компетентностный подход к подготовке студентов педагогических вузов С
- 1. 3. Специфика профильного обучения в средней общеобразовательной школе С
- 1. 4. Профессиональная компетентность учителя технологии для реализации профильного обучения и модель ее формирования у студентов педагогического вуза С
- Выводы по главе 1 С
- ГЛАВА 2. Педагогические условия реализации модели формирования компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе для осуществления профильного обучения С
- 2. 1. Разработка содержания учебных предметов для студентов факультета «Технология и предпринимательство» с учетом особенности образовательной области «Технология» в профильном обучении С
- 2. 2. Включение студентов специализации «Конструирование и моделирование одежды» в процессы педагогического проектирования С
- 2. 3. Контекстный подход в формировании компетентности будущего учителя технологии для профессиональной ориентации школьников С
- 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе С
- Выводы по главе 2 С
- С. 154 С.157 С
Список литературы
- Абасов 3. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. № 8, 1999. -С.61−65.
- Абрамова М. Проектно-дизайнерская деятельность в образовании // Педагогика. № 7, 2001. — С. 101−102.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
- Аверичев Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого // Школа и производство. -№ 1, 1999. С. 15−22.
- Агибова И.М., Крахоткина В. К. Возможные формы организации связи «Школа-ВУЗ» // Профильная школа. № 2,2004. — С. 42−43.
- Агибова И.М., Крахоткина В. К. Подготовка преподавателя физики в университете к работе в профильных классах // Профильная школа. № 3, 2004. -С. 34−41.
- Айзенк Ганс Универсальные тесты профессора Айзенка / Ганс Айзенк- Пер. с англ. В. И. Ефремова. СПб.: Стела, 1996. — 142 с.
- Айзенк Ганс Юрген Классические IQ тесты: Коэффициент IQ интеллекта: узнайте истинные возможности вашего интеллекта. / Г. Ю. Айзенк. М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2001. — 191 с.
- Айзенк Ганс, Вильсон Гленн Как измерить личность=Кпоу your own personality / Г. Айзенк, Г. Вильсон- Пер. с англ. А. Белопольского /. М.: Когито-Центр, 2000. — 283 с.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии 1988. -№ 6. С.71−77.
- Аксенова Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 48−52.
- Александров Г. Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании / Г. Н. Александров, Н. И. Иванкова, Н. В. Тимошкина, T.JT. Чшиева // Educational
- Technologies and Societe 3(2), 2000. Интернет http: // ifets/ ieee. org/ russian/ periodical.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении. // Советская педагогика. № 2, 1953. — С. 23−35.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.: Аспект Пресс, 1982.569 с.
- Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. Монография -М., 1999−127 с.
- Андрианова Т.В., Ракитов А. И. Современные тенденции информатизации и медиатизация общества. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1991 -115 с.
- Антипова В.М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. № 8, 2006. — С.58−59.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M., Бородкина Г.В Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. -№ 5,1996.-С. 19−23.
- Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников. // Педагогика. № 3, 2005. — С. 49 — 55.
- Артёмова JI. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. № 4, 2003. — С.84−88.
- Артёмова JI.K. Модель выпускника-гимназиста профильного класса // Педагогика. № 9, 2004. — С. 53−57.
- Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. № 2, 2004. — С. 28−33.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика № 2, 1996.-С. 11−14.
- Африка Е. Готовимся к профильному обучению // Народное образование. -№ 8, 2004.-С. 28−31.
- Ахмадуллин JI.3., Загидуллина Г. М. Довузовское образование проблемы и перспективы развития / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. — М, 2000. — С. 17−19.
- Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // wwv.tltsu.ru:8080/razum/tltsu.ru/publectures/lecture 06. html
- Бармин Ю.Н., Гуревич М. И. Обучение «Технологии» в нижегородской области // Школа и производство. № 4, 1999. — С. 19−20.
- Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 2003. — 240с.
- Батышев С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. — 198 с.
- Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. № 3, 1996. — С. 98−102.
- Белошицкий А.В., Душкин А. В. Опыт дифференцированного обучения в техническом вузе // Педагогика № 7, 2004. — С. 51−54.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996.-318с.
- Беляев В.И. П.П.Блонский о народной трудовой школе // Школа и производство. № 2, 1999. — С. 4−7.
- Беляева А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика -№ 4, 1994.-С. 26−29.
- Беляева А.П. Тенденция развития профессионального образования // Педагогика № 6, 2003. — С. 21−27.
- Бердышев А.В. Технология в школе: предметно-функциональный подход // Школа и производство. № 2, 2002. — С. 7−11.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно * ориентированного обучения // Педагогика. № 4, 2003. — С. 41−45.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М, 1989. 144с.
- Бессонов Р.В., Околелов О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Профильная школа. № 7,2006. — С.23−29.
- Бим И. Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Профильная школа. № 6, 2004. — С. 12−16.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. 2-е изд. -М.:УРАО, 1998.-113с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода-М.: Наука, 1973−236 с.
- Богданова Д.А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование № 4, 1996.- С. 68−69.
- Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / В. И. Боголюбов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 188 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. № 3, 1994. — С. 123−128.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. -М., 1979. 40с.
- Болдышева Т.Н. Культура учебного труда студентов младших курсов:Учебное пособие. / Т. Н. Болдышева- МП РМФСР. -Томск: Издательство ТГПИ, 1985. -115 с.
- Болотин И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998, № 2. — С. 22 — 27.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика № 4, 1997. — С. 66−72.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10, 2003. — С. 8−14.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного образования // Математика в школе. —№ 3, 1988. С. 9−13.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2004. 352 с.
- Борздун В.Н., Вербицкая И. В., Заруба Н. А., Руднева E.JI. Профильное обучение в Кемеровской области: информационная поддержка и организационно-методическое сопровождение // Профильная школа. № 2, 2005.-С. 30−33.
- Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. № 4, 1993.-С. 3−15.
- Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ. М.: Издательский дом «Витязь-М», 2004.-208 с.
- Булатова Е.Б., Евсеева М. Н. Конструктивное моделирование одежды. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
- Бухтиярова И.Н. Изучение информационных технологий в старших классах // Школа и производство. № 5, 2001. — С. 75−77.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика № 10, 2003. — С. 51−55.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
- Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. № 8, 2003. — С. 19−22.
- Влазнев А.И., Филимонов В. А. Профильное обучение: варианты решения // Профильная школа. № 2, 2004. — С. 39−41.в
- Волов В.Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара: Рос. Академия наук. Самарский научный центр, 2000. — 137 с.
- Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя // Педагогика. № 8, 2003. — С. 53−59.
- Воронина Г. А. Вариативность как характеристика содержания профильного образования на примере темы «Основы генетики» // Профильная школа. № 1, 2005.-С. 23−26.
- Воронина Г. А. Подходы к отбору содержания естественнонаучного образования для профильных классов // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 1113.
- Воронина Т.П., Кашицин В. Н., Молчанова О. Т. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты М.: Изд-во «Информатика», 1995 — С. 56−62.
- Выготский JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487с- т.2. -504с- т.З. — 367с- т.4. — 432с- т.5. — 369с- т.6. — 397с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 197с.
- Гилева Е.А., Егоров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. № 4, 2001. — С. 25−28.
- Гильбух Ю. 3. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике// Педагогика, № 5, 1994. С. 80−82.
- Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. № 9,1991. — С. 46−50.
- Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. № 2, 1988. — С. 19.
- Годник С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / Воронеж, гос. ун-т- С. М. Годник, В. С.
- Листенгартен. Воронеж, 1997. — 51 с.
- Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования: Дис. канд.пед.наук. -М., 2001. -185 с.
- Гончаров Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы. //Советская педагогика. .-№ 2,1963. — С. 39 — 50.
- Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы. // Советская педагогика. № 6,1958. — С. 12 — 27.
- Господарик Ю.П. Дистанционное обучение и профилизация старшей школы // Профильная школа. № 3, 2005. — С. 3−10.
- Государственный Образовательный стандарт высшего профессионального образования. / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию М., 1995. — 383 с.
- Грабарь М. И Исследование факторов, влияющих на результаты педагогических экспериментов. // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С.34−40.
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. № 9, 2002. — С 113−122.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М.: Сентябрь, 1996.- 112с.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988. -79с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
- Даниличева Н.А., Балакирева J1.A. Психология профессионального выбора. -СПб, 1998. 105с.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика № 4, 2003. — С.21−26.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 336 с.
- Дмитриев В.Г. Новые информационные технологии в педагогическом процессе // Инновационные технологии № 1, 2005. — С. 125 — 127. ш
- Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика № 2, 2004. — С.54−59.
- Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России № 3, 1994. — С. 10−12.
- Дорофеев Г. В., Кузнецова JI.B., Седова Е. А. Профилированная школа в концепции школьного математического образования // Профильная школа. -№ 1,2004.-С. 7−14.
- Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика № 10, 2003. — С. 35−40.
- Дубровская Л.И., Хотунцев Ю. Л. Состояние и перспективы технологического образования школьников Москвы // Школа и производство. -№ 5, 2001.-С. 6−7.
- Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование. № 7, 2004. С. 101 -107.
- Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения // Педагогика. -№ 2, 2005.-С. 36−41.
- Ермаков Д.С., Петрова Г. Д. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения // Профильная школа. № 1, 2005. — С. 34−38.
- Жильцов П.А., Асирян М. А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. № 4, 1997. — С. 57−62.
- Жучков В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогических вузов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 64−69.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ.высш.уч.заведений / В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
- Заир-Бек Е.С., Тряпицына A.JI. Основные подходы к конструированию содержания образования в современной школе // Конструирование содержания школьного образования. — СПб: изд-во РГПУ, 1999. С. 3.
- Закон «Об образовании» // Вестник образования. № 7, 1996. — С.28−47.
- Захаров Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. М: Просвещение, 1983.-192 с.
- Звавич Л.И. Элективные курсы образовательной области «Математика» // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 14−18.
- Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд. Центр ЕПУ, 1998.- 197с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
- Исаева Т.Е. Классификация профессинально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. № 9, 2006. — С.55−60.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М. Политиздат, 1974. -328с.
- Казакевич В.М. Технологическое образование в век высоких технологий // Школа и производство. № 1, 2001. — С. 2−5.
- Казакова Е.И. Технологии проектирования личностных достижений: Метод, материалы. СПб.: Изд-во СПб, 1994. -17с.
- Казаринов А.С., Култышева А. Ю., Мирошниченко А. А. Технология адаптивной валидности тестовых заданий. Учебное пособие — Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
- Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников // Школа и производство. № 2, 2003. — С. 2−5.
- Карачев А.А. Государственные стандарты общего образования по технологии // Школа и производство. № 8, 2003. — С. 2.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань: изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход в обучении. Казань, 1986. -120с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — № 2, 1996. — С.24−32.
- Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. 2003 .№ 7. — С. 48−53.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвеш-ение, 1990.- 159 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е. А. Климов. М.: Академия, 2004.- 304 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 222с.
- Ковалева Г. PISA-2003: Результаты международного исследования // Народное образование. № 2, 2006. — С.37−43.
- Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в школе: основы тьюторского сопровождения // Завуч. Управление современной школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — № 8 — С. 114−115.
- Кожина О.А., Малюков Н. Н., Алямовская Н. А. Тестовые задания для образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 2, 1999. -С. 15−19.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений / И. А. Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-288 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. № 6,2002. — С. 16−23.
- Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий — М.: Изд-во МГУ, 2005 -20 с.
- Концепция непрерывного образования // Бюллетень ГК СССР по народному образованию // Высшее и среднее специальное образование. № 7, 1989. — С.12−28.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. — № 27. — С.22−46.
- Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. № 3, 2000. — С. 10−18.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционногообразования в России М.: Гос. Комитет РФ по высш. образованию, 1995 — 24 с.
- Концепция формирования технологической культуры молодёжи в общеобразовательной школе // Школа и производство. № 1, 1999. — С. 5−12.
- Копытов А.Д., Куровский В. Н. Интеграция науки, высшей школы, профессионального образования и производства в сельской местности: Монография. Томск: Томский ЦНТИ, 2005. — 167с.
- Коцюбинский А.О., Грошев С. В. Компьютер для художника: Практическое пособие. М.: ТРИУМФ, 2000. — 448 с.
- Краевский В.В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярожевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Кузнецов А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы. / Кузнецов А. А., Филатова Л. О. // Стандарты и мониторинг в образовании, № 3, 2003. С. 54 — 59.
- Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» // Профильная школа. № 3, 2005. — С. 19−22.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: ЛГУ, 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.-54с.
- Куприянов М.П. Профильное обучение как социально-педагогическая система трудового воспитания молодежи / М. П. Куприянов. М.: Социум, 2003.- 203 с. г*
- Куренова С.В., Савельева Н. Ю. Конструирование одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.
- Куровский В.Н. Педагогические основы интеграции общего и профессионального образования в сельской школе лесопромышленного района. Дисс. .д-ра пед. наук. Томск, 2002. 277 с.
- Кутовая Т.Н. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических школах (сравнительный анализ). -Казань, 1988.- 16с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин, 1980.-334 с.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 186 с.
- Лавров Н.Н. Проблемы стандартизации практической подготовки учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. № 5, 2002. — С. 12−14.
- Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш. школа, 1991. 224с.
- Лейбович А.Н. Элективные курсы образовательной области «Технология» // Профильная школа, № 2, 2005. С. 39.
- Леонгард Карл Акцентуированные личности / К. Леонгард- Пер. с нем.
- B.М.Лещинской. М.: Эксмо, 2002. — 446 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974 — 64 с.
- Лернер П. С. Новые педагогические технологии // Триместр. № 1, 1996.1. C.32−35.
- Лернер П. С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа.-№ 3,2004.-С. 12−17.
- Лернер П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании // Школа и производство. № 2, 1999. — С. 21−23.
- Лещинер В.Р. Технология — системообразующее звено учебного процесса // Школа и производство. № 5, 2001. — С. 7−8.
- Литова З.А. Помощь учащимся в работе над проектами // Школа и производство. № 1, 1999. — С. 28−29.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. -№ 9−10, 1992.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -191 с.
- Мартынова А.И. Автоматизированное проектирование одежды. // Швейная промышленность. № 1,2005. — С. 37−38.• 171. Марченко А. В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 7, 2000. — С. 3−6.
- Марченко А.В. О целях, задачах и особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология» // Школа и производство -№ 5, 1998.-С.11−13.
- Марченко А.В. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Технология» // Школа и производство. № 6, 1999. — С. 4−8.
- Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. № 4, 2000. — С.38−43.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Мельников М.А. Опыт дифференцированного обучения в советской среднейшколе. // Советская педагогика. № 9, 1962.- С. 98 — 109.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е. А. Климова.
- М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.-Пермь, 1990, — 110с.
- Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. № 3, 2006, -С.57−61.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. № 3, 1997. — С. 69−79.
- Мищенко А.И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования.-М.: Знание, 1991. -291 с.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Т. С. Сухобской. М., 1981.- 120с.
- Монахов В.Н. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. № 6, 2004. — С. 11 — 20.
- Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1972. -20с.
- Мотехина М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: Дис. канд.пед.наук. Тула, 2000. — 223 с.
- Мочалова П.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования Казань: Изд-во КГПУ, 1996 — 112 с.
- Немова Н.В. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки // Директор школы. № 3, 2005. — С. 39−45.
- Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация девятиклассников // Директор школы. № 5, 2005. — С. 41−49.
- Немова Н.В. Профилизация школы: определяем миссию и выбираем стратегию // Директор школы. № 2, 2005. — С. 41 -48.
- Немова Н.В. Профильное обучение старшеклассников новаяпедагогическая стратегия российской школы // Директор школы. № 10, 2004. 1. С. 49−58.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000. 71с.
- Новиков А.А. Преемственность в обучении технологии // Школа и производство. № 7, 2001. — С. 22 — 23.
- Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. № 3,1996. -С.3−8.
- Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. № 9, 2003. — С. 32−38.
- Новикова Т.Г., Пинская М.А,.Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. № 3, 2005.-С. 45−56.
- Новикова Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 4−11.
- О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 14−51−123/13 от 06.05.2004 // Профильная школа. № 4, 2004. — С. 7−10.
- О концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Решение Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ от 17. 10. 2002 г. http:// www. Profile-edu.ru.
- О мероприятиях по введению профильного обучения / справка МО РФ РАО // Официальные документы в образовании. № 34, 2003. — С.49−52.
- О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднегополного) общего образования / приказ МО РФ № 3506 // Вестник образования России.-№ 19, 2003.-С.6−7.
- О профильных учебниках: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 20.10. 2003. № 03−58−73ин/13−03.Ьйр://www. profile-edu. Ru
- Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» / письмо министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации // Школа и производство. № 6, 2000.-С. 6−7.
- Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология» //Вестник образования. № 10,1998. -С.76−81.
- Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации / приказ МО РФ № 237 от 7 июня 1993 г.
- Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования / приказ министерства общего и профессионального образования РФ№ 1236 // Школа и производство № 5, 1998.-С.9−10.
- Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образовании // Приказ Министра образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 273.
- Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования / Приказ министерства общего и профессионального образования РФ № 1235 // Школа и производство № 5, 1998. — С.8.
- Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003−04 учебном году // Официальные документы в образовании. 2003. № 16.-С. 6−7.
- Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования в условияхвведения профильного обучения / приказ МО РФ № 2757 // Общее образование
- России. Сборник нормативных и методических документов. М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. — С. 179−190.
- Об эксперименте по предпрофильной подготовке учащихся выпускных классов основной школы / письмо МО РФ № 03−51−161ин/13−03 // Вестник образования России. № 19, 2003. — С. 33−35.
- Об эксперименте по преподаванию «Технологии» в 10−11-м классах общеобразовательных учреждений // Школа и производство. № 6, 2001. — С. 412.
- Об эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Департамент образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ // Школа и производство. № 6, 2001. — С. 2−3.
- Образование для XXI века // Доклад ЮНЕСКО «Образовательная политика как отражение общенациональных интересов и их предъявление мировому сообществу». ЮНЕСКО. 1997. // http://www.spbpravo/ru
- Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. № 5,2003. — С. 27−33.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область «Технология» // Школа и производство. -№ 5, 1999.-С. 17−18.
- Овсянников В.И., Густырь А. В. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов М: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001 — 184 с.
- Околелов О.П. Дистанционное обучение. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 1999. — 83 с.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. -№ 2,1994.-С. 45−50.
- Околелов О.П. Электронный учебный курс // Высшее образование в России.№ 4, 1999.-С. 126−129.
- Орлов В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения: проблемы и решения // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 15.
- Орлов В.И. Содержательная учебная информация.// Педагогика. М. —1997.- № 1.-С.17−19.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. — 123с.
- Основы формирования содержания образования и базисный учебный план для профильной школы // Вестник образования: профильное обучение. Тематический выпуск // Материал подготовлен А. А. Кузнецовым. -Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2002. 136 с.
- Остапенко А.А., Скопин А. Ю. Модели профильного обучения в сельской школе // Профильная школа. № 4, 2004. — С. 11−53.
- Острейковский В. А. Информатика. М.: Высшая школа, 2003. — 319с.:ил.
- Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации. — Н. Новгород: НГЦ, 1998.- 118 с.
- Павлова М.Б., Гуревич М. И. Тенденции развития технологического образования // Школа и производство. № 8, 2002. — С. 2−3.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников М.: Вентана-Графф, 2003. — 296с.
- Павлютенков Е.М. Профессиональное становление молодежи на научную основу // Школа и производство. — № 11, 1990. — С.66−69.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред.Б. А. Федоришина. -Киев: Рад. Школа, 1980.—141с.
- Пайгусов А.И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета // Школьные технологии. М.: Изд-во «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2006. — № 2. — С. 81−83.
- Першукевич Г. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования. -Омск: ОГИС, 2004. 220 с. 234. Петерсон Л. Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода ' // Педагогика — № 9, 2004. — С. 21−27.
- Петунии О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Школьные технологии. М.: Изд-во «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2006. — № 1. — С.88−90.
- Пинский А.А. Проект «Новая школа»//ЗАВУЧ. № 8,2002. С. 50−59.
- Питт Дж. Научные и технологические знания: что между ними общего и в чем различия? // Школа и производство. № 3, 2002. — С. 7−9.
- Пичугина Г. В. Компетентностный подход к разработке стандартов технологической подготовки школьников и его реализация в учебном процессе //Профильная школа. -№ 2, 2004. -С.23−31.
- План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Официальные документы в образовании. 2003. № 22. С. 5−7.
- Платонов В.В. Педагогическая игра как метод проведения семинарских занятий // Школа и производство. № 6, 2002. — С. 6−7.
- Подгорная Е.Я., Стефанова Е. С., Либеров А. Ю. Профильное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 42−46.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование 1996, № 3. — С. 87−91.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. № 2, 2000. — С. 3 — 10.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе * образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272 с.
- Поляков В.А. Допрофессиональная подготовка // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Просвещение, 1998.-Т. 1. — 629с.
- Поляков В.А. Трудовое становление учащихся основной школы: Монография. Владимир: ООО «Изд-во Посад», 2003. — 175с.
- Портфолио достижений ученика шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе / Информационный центр Фонда поддержки российского учительства // Профильная школа. — № 5, 2004. — С. 43.
- Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С.3−11.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. Ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕРСЭ, 2003. — 768 с.
- Приказ Министерства образования РФ Ш 1050 от 30.05.1997 г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» // Бюл. М-ва общ. и нроф. образования РФ: Высш. и сред. проф. образование № 5, 1997. -С.1−21.
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» // Школа и производство. № 7, 2004. — С. 50−68.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования пок. технологии (базовый уровень) // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 60−68.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень) // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 69−77.
- Профессиональное образование. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Евфрон. Т.50. СПб., 1898. — 568 с.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-Екатеринбург, 1995. -39с.
- Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: метод, пособие / П. С. Пряжников. М.: Из-во «Ин. практ. психологии" — Воронеж: ППО „Модэк“, 1997.-64 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — 184 с.• 261. Пташкина Г. М. Использование компьютера на уроках по обработке ткани // Школа и производство. № 1, 2001. — С. 52.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. -М: „Когито-Центр“, 2001. 142с.
- Рассадкин Ю. Профильная школа в поисках базовой модели. // Директор школы. № 5, 2003. — С.11 — 18.
- Ревякина О.В. Автоматизированные методы художественного проектирования. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2003. — 78 с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984.- 141с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
- Родичев Н.Ф. Ресурсная карта образовательно-профессионального маршрута школьника в условиях профилизации старшей школы // Профильная школа. № 3,2005.-С. 11−18.
- Романовская М.Б. Преемственность профильного и профессионального образования // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 6−8.
- Руднев П. К вопросу о „дифференциации общего образования“ в средней школе. // Народное образование. № 1, 1963. С. 12 — 22.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М: Наука, 1979. 352 с.
- Рыжаков М. Справка о результатах анализа действующих учебников и возможных направлениях их доработки с целью использования на базовом и профильном уровнях в старшей школе, http://www.profile-edu.ru
- Рыжаков М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Профильная школа. М.: ЗАО Изд-во „Русский журнал“, 2006. — № 6. — С.3−12.
- Рыжаков М.В., Филатова JI.O. Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. № 6, 2004. — С. 6−11.
- Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников // Завуч. № 8, 2003. — С. 58−63.
- Сергиенко И.В. Концептуальные основы дистанционного обучения в высшей школе. Монография Казань: Изд-во Казанского гос. нед. ун-та, 2004. -252 с.
- Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред.В. Д. Симоненко. М.: Вентана179
- Граф, 2005. 368 с. — (Педагогическое образование).
- Симоненко В. Д. Основы технологической культуры: учеб. для учащихся 1011 кл. общеобраз. школ, гимназий, лицеев / В. Д. Симоненко, П. В. Матяш. М.: ИЦ „Вентана-Графф“, 2000. — 176 с.
- Симоненко В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство. № 6, 1999.-С. 3−5.
- Синклер А. Большой толковый словарь компьютерных терминов. Русско-английский, англо-русский. -М.: Вече, ACT, 1999. 512 с. — С.54.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М, 1986. -150 с.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. № 5,1973. — С. 72 — 80.
- Солов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании / А. В. Солов. // Информация и образование. № 1, -1996. С. 13−21.
- Ставрова О.Б. Использование программы Power Point для создания анимационного фильма // Школа и производство. № 5, 2002. — С. 44−46.
- Ставрова О.Б. Компьютер на уроках обслуживающего труда // Школа и производство. № 1, 2003. — С. 26−29.
- Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта // Школа и производство. № 8, 2002. — С. 28−33.
- Ставрова О.Б. Компьютерные программные средства в обучении технологии // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 21−22.
- Стандарт начального общего образования по технологии // Школа и ^ производство. № 4, 2004. — С. 3−5.
- Стандарт основного общего образования по технологии // Школа ипроизводство. № 4, 2004. — С. 5−13.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 13−18.
- Степанов С. Ю, Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. № 5, 1991. -С. 21.
- Татур Ю.Г., Михалева Т. Г., Печенюк Н. Г. Новые аспекты старых терминов (квалификационные характеристики сегодня) // Вестник высшей школы. № 12,1989.-С. 3−8.
- Тимофеева Ю.Ф. Общие сведения о технических системах // Школа и производство. № 8, 2004. — С. 12−13.
- Титарев Л.Г. Создание фундаментальных основ построения и функционирования информационной образовательной среды М: Информатика, 2003. — 98 с.
- Толкачева А.И. Дизайн трикотажных изделий. Омск: ОГИС, 2002. — 160 с.
- Толмачева Г. В. Дизайн костюма. Система перспективного проектирования костюма. Омск: ОГИС, 2004. — 52 с.
- Тхоржевский Д.А., Гетта В. Г. Основы проблемного обучения на уроках труда // Школа и производство. 1996. — № 4. — С.24−29.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192с.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие/ Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Усков М.М. Новые информационные и педагогические технологии в системе образования // Высшее образование в России 2002, № 3. — С. 13−18.
- Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / h Е. В. Ушаков. М.: Издательство „Экзамен“, 2005. — 528 с.
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования //
- Учительская газета. № 3, 2004.
- Филатова Jl.O. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения // Профильная школа. № 2, 2004.-С. 19−22.
- Филимонов В.А. Практическая направленность образования // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 2.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, -1989. -С.35−38.
- Хайбрахманова Г. Ф. Опыт дифференциации обучения в технологическом лицее //Педагогика. № 1,1995. — С. 64−66.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. -209 с.
- Хотунцев Ю.Л. Образовательная область „Технология“: достижения и нерешенные проблемы //Педагогика. № 1, 2001. — С. 107−109.
- Хотунцев Ю.Л. Технологическая подготовка школьников в современных условиях // Школа и производство. № 2, 2005. — С. 3−5.
- Хотунцев Ю.Л., Колмакова Н. Н. Подготовка учителей технологии в свете модернизации образования // Школа и производство. № 4, 2004. — С. 19−20.
- Хотунцев Ю.Л., Марченко А. В. Технология в школе и педвузе // Школа и производство. № 2, 2003. — С. 5−9.
- Хотунцев Ю.Л., Симоненко В. Д., Ушаков М. А., Бердышев А. В., Кожина О. А., Орлов Б. И. О содержании нового учебного предмета „Технология“ // Школа и производство № 4, 1993. — С.6−11.
- Чернилевский Д.В., Моисеев В. Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: ИГИУ, 2002.-С.31−35.
- Чернякова Э.Н., Шкроб О. Н. Урок-игра по моделированию одежды // Школа и производство. № 6, 1999. — С. 43−47.
- Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С. Н. Чистякова. Кемерово, 1995.-143 с.
- Чистякова С. Н, Родичев Р. Ф., Черкашии Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования // Профильная школа. № 2, 2005.-С. 40−43.
- Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа. № 5, 2004. — С. 5−10.
- Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. М.: Изд-во <(Народное образование», НИИ школьных технологий. — № 1, 2002. — С.101−108.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. № 2,1997. — С.21−29.
- Чудов В.Л.,.Шевченко С. И. Преподавание иностранных языков в профильном лицее // Профильная школа. № 6,2004. — С. 50−53.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шамаева A.M. О педагогической специфике профильного обучения / A.M. Шамаева // Психолого-педагогические исследования в системе образования:
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 5 ч.: Ч. 1. Москва Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. — С. 114−116.
- Шамаева A.M. Профильное обучение: Дидактический аспект / A.M. Шамаева. Липецк: ЛГТУ, 2004. — 150 с.
- Шамаева А. М. Информационные технологии в образовательном процессе профильных классов средней школы: материалы международной научно-практической конференции «Информатизации образования-2005» // Липецк: ЛГТУ, 2005. С.50−57.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М., 2000. 320с.
- Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. http://www.experirnent.lv/rus/biblio/pervie 4teniia/p4 elkonin. htm
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной щколе / И. С. Якиманская. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2000. — 111 с.
- Якушина Е.В. Обучение школьников работе в Интернете с целью профессиональной адаптации в обществе // Профильная школа. № 1, 2004. — С. 36−39.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. № 6, 1999. — С. 54−59.