Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования Э. Ж. Далькроза, Н. Г. Александровой, Л. Н. Алексеевой, М. А. Румер позволили включить музыкально-ритмическую деятельность в программы по музыкальному образованию детей ДОУ и начальной школы для развития у детей музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности в выполнении движений (образно-игровых, танцевальных), для формирования умений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Коммуникабельность: структурно-функциональный анализ
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты развития коммуникабельности у детей с ослабленным здоровьем
    • 1. 3. Организационные основы развития коммуникабельности у детей средствами музыкально-ритмической деятельности
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Методика организации музыкально-ритмических занятий с соматически ослабленными детьми младшего школьного возраста
    • 2. 2. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования

Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко в России количество соматически ослабленных детей в настоящее время достигает 60% от общей численности детского населения страны. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения (И.Г.Беспалько, А. Н. Леонтьев, Е. М. Мастюкова, Ю. С. Шевченко и др.).

В психолого-педагогической литературе «коммуникабельность» (синоним понятия «общительность») определяется как черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с другими людьми (А.И.Аржанова, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, М. С. Каган, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев и др.). В социально-педагогической литературе коммуникабельность рассматривается как способность к лёгкому установлению социальных контактов (Е.Д.Бреус, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Д. Майерс, В. А. Макаренко, В. Н. Панфёров и др.).

Развитая коммуникабельность входит в структуру коммуникативных способностей (позитивное эмоциональное восприятие человека человеком, умение и способность установить контакт, соблюдение в общении социальных норм поведения и т. д.) индивида. Она является необходимым условием нормального психического развития (эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики) младшего школьника, позволяет ему устанавливать контакты с окружающим миром и проявляется в культуре его поведения.

Вопросы развития коммуникабельности у детей рассматривались Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, И. А. Джидарьян, Е. П. Ильиной, Г. А. Ковалёвым, М. И. Лисиной, Л. А. Петровской, А. Г. Рузской и др. Исследователи утверждают, что коммуникабельность оказывает влияние на коммуникативную деятельность и составляет основу возникновения социального опыта ребёнка, который впоследствии развивается и обогащается посредством организации коммуникативной деятельности.

Коммуникабельность находит своё отражение у детей младшего школьного возраста в их способности управлять своим поведением при взаимодействии с партнёром, в установлении с окружающими людьми эмоционально-окрашенных отношений, в согласовании своих действий с членами социума. У детей младшего школьного возраста нарушения внутреннего ритма жизнедеятельности (учащённое сердцебиение, затрудненное дыхание) приводят к возникновению ощущения дискомфорта, напряженности, следствием чего является неадекватность поведения, двигательная заторможенность или расторможенность партнеров в общении (В.Гёбель, М. Глёклер, Е. М. Мастюкова, Ю. С. Шевченко, Р, Штайнер, В. НЛгодинский и др.).

Ритм лежит в основе деятельности всего человеческого организма (А.А. Богомолец). В медицинской и психолого-педагогической литературе ритм определяется как равномерное чередование каких-либо элементов, влияющих на процессы жизнедеятельности личности и ее психофизическое развитие, как «смыслообразующее звено» коммуникативной деятельности (Ф.Ницше). Исследования Н. А. Бернштейна, Н. Д. Гордеевой показали, что в процессе любой деятельности развитое чувство ритма позволяет ребёнку выполнять действия с большей экономией сил, совершать целесообразные, упорядоченные движения и испытывать позитивные эмоциональные переживания.

По мнению психологов (В.В.Ковалёв, В. Н. Мясищев, С. Б. Семичев и др.) ритмика как система физических упражнений, построенных на связи музыки с движением, является одним из основных средств сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов жизнедеятельности ребёнка. Ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств. Н. А. Власова, В. И. Выготская, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, В. И. Дресвянников, В. А. Кручинина, A.M. Кыштымова, З. Е. Лунина, Н.А. Pay, Е. Ф. Шершенёва, Ю. А. Флоренская и др. в своих работах отмечают возможности ритмики в устранении различных отклонений физического здоровья детей, повышение их двигательной активности, стимулирующей общение соматически ослабленных детей со сверстниками.

В музыкальной педагогике вопросами, связанными с использованием музыкально-ритмической деятельности в воспитании и обучении детей занимались Э. Ж. Далькроз, Н. Г. Александрова, JI.H. Алексеева, А.О. Артболев-ская, П. А. Вейс, А. В. Кенеман, К. Орф, М. А. Румер, Р. Штайнер. Они отмечали, что «ритм есть движение», в образовании которого под музыку на занятиях ритмикой участвует всё тело.

Исследования Э. Ж. Далькроза, Н. Г. Александровой, Л. Н. Алексеевой, М. А. Румер позволили включить музыкально-ритмическую деятельность в программы по музыкальному образованию детей ДОУ и начальной школы для развития у детей музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности в выполнении движений (образно-игровых, танцевальных), для формирования умений пространственно-временного ориентирования. Возможности музыкально-ритмической деятельности в устранении недостатков развития коммуникативной сферы у детей в указанных учебных заведениях фактически не используются, хотя имеются исследования зарубежных учёных (К.Орф, Р. Штайнер), которые рассматривают музыкально-ритмическую деятельность детей как средство творческого самовыражения, средство общения и социализации. Таким образом, возникают противоречия:

— между социальной значимостью развития коммуникабельности для формирования гармонично развитой личности младшего школьника и низким уровнем её развития у соматически ослабленных детей младшего школьного возраста;

— между теоретической и практической разработанностью проблемы развития коммуникабельности детей в психологии и педагогике и отсутствием подобных исследований в области музыкального обучения и воспитаниямежду целесообразностью привлечения музыкально-ритмической деятельности к развитию коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса в музыкально-педагогической практике.

Данные противоречия обозначили проблему исследования: возможно ли развить коммуникабельность соматически ослабленных детей в процессе музыкально-ритмической деятельности? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности».

Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей музыкально-ритмической деятельности в развитии коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на музыкально-ритмических занятиях с соматически ослабленными детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика организации музыкально-ритмической деятельности, способствующая развитию коммуникабельности младших школьников, в том числе и соматически ослабленных детей.

Гипотеза исследования: музыкально-ритмическая деятельность будет являться эффективным средством развития коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста при условии:

— присутствия на музыкально-ритмических занятиях целевой установки на развитие у ребёнка эмоциональности, коммуникативной компетентности, субъектной когнитивности;

— использования методов: конгруэнтной коммуникации, обеспечивающей согласованность поведения партнёров с требованиями ситуации, поведенческого тренинга, способствующего достаточно быстрому и результативному обучению ребёнка новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара, интерактивного обучения, обеспечивающего обучение, погружённое в общение, и алгоритма «дыхание-ритм-движение-слово» во всех видах музыкально-ритмической деятельности;

— применения разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности: ритм-дыхание, ритмические игры, ритмопластика, ритмословия, геометрия ритма, ритмо-образы окружающего мира, танцевальные ритмы, инструментальное исполнение ритма.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить критерии, показатели и уровни развития коммуникабельности у соматически ослабленных младших школьников.

3. Разработать и теоретически обосновать методику организации музыкально-ритмической деятельности, способствующую развитию коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста.

4. Апробировать методику организации музыкально-ритмической деятельности, способствующую развитию коммуникабельности младших школьников.

Методологической основой исследования явились: — положения психофизиологии о личности как субъекте деятельности и общения (П.К.Анохин, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, А.А.Ухтомский);

— психолого-педагогическая концепция деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, ПЛ. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

— положения о личности как выразителе отношений к различным сторонам окружающей жизни (В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн);

— концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин);

— основные положения музыкальной психологии о воздействии музыки на развитие личности (В.В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В.И. Петру-шин, Б. М. Теплов и др.);

— положение теории и методики музыкального обучения о необходимости двигательной активности детей на уроках музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, К. Орф, Н. А. Терентьева, Л. В. Школяр, Б. Л. Яворский и др.);

— работы по развитию детей с отклонениями в развитии (Л.С.Выготский, Е. М. Мастюкова, Ю. С. Шевченко, Р. Штайнер);

— работы зарубежных авторов, рассматривающих значение музыкально-ритмической деятельности в развитии личности ребёнка (I. Horny, L. Pals, J. Zinke, W. Veit, P. Штайнер).

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыкально-психологической литературы по теме исследованияэмпирические — психолого-педагогические наблюдения, беседы с детьми, анкетирование родителей, социометрия, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе — ориентационно-подготовительном (1998;1999), изучалась и анализировалась литература по проблеме, на основе которой уточнялись теоретические положения исследования, систематизировался комплекс значимых для исследований терминов, формулировалась тема, определялись предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

На втором этапе — постановочно-преобразующем (2000;2002), уточнялись психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкально-ритмических занятий в развитии коммуникабельности детей младшего школьного возраста. Выбирались диагностические методики для определения уровня развития коммуникабельности детей с ослабленным здоровьем. Проводился формирующий эксперимент. Осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе — итоговом (2003;2005), проводился анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследованияформулировались выводыосуществлялось литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность использования музыкально-ритмической деятельности для развития коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста.

2. Разработана методика организации музыкально-ритмической деятельности, способствующая развитию коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста, предусматривающая поэтапное восприятие детьми ритмов окружающего мира через эмоционально-чувственные и мышечные ощущения и творческое воплощение их в движении, последовательное применение различных видов музыкально-ритмической деятельности (ритм-дыхание, ритмические игры, ритмопластика, ритмословия, геометрия ритма, ритмо-образы окружающего мира, танцевальные ритмы, инструментальное исполнение ритма) на основе алгоритма «дыхание-ритм-движение-слово», использование методов конгруэнтной коммуникации, поведенческого тренинга, интерактивного обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается: в конкретизации содержания компонентов понятия «коммуникабельность» применительно к младшему школьному возрасту: эмоциональности (адекватная эмоциональная реакция на действия партнёра, эмоциональная стабильность, эмоциональная интуиция), коммуникативной компетентности (потребность в общении со взрослыми, со сверстниками, потребность к совместному действию со взрослыми и сверстниками, выбор адекватных вербальных и невербальных средств общения), субъектной когнитивности (осуществление контроля над своим поведением, осознанная согласованность действий с партнёром по общению, осознание своей значимостив теоретическом обосновании алгоритма действий детей «дыхание-ритм-движение-слово» на каждом музыкально-ритмическом занятиив теоретическом обосновании применения различных видов музыкально-ритмической деятельности (ритм-дыхание, ритмические игры, рит-мословия, ритмопластика, геометрия ритма, ритмо-образы окружающего мира, танцевальные ритмы, инструментальное исполнение ритмов).

Практическая значимость исследования связана с разработкой методики проведения музыкально-ритмических занятий, позволяющих обеспечить оптимизацию процесса развития коммуникабельности у соматически ослабленных детей. Представленный материал может использоваться при организации занятий ритмикой в различных детских образовательных учреждениях.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-ритмическая деятельность, активизируя двигательную, эмоционально-волевую, познавательную и социально-нравственную сферы, является эффективным педагогическим средством для развития коммуникабельности соматически ослабленных младших школьников и устранения у них затруднений в общении.

2. Методика организации музыкально-ритмической деятельности, способствующая развитию коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста, предусматривает поэтапное восприятие детьми через эмоционально-чувственные и мышечные ощущения ритмов окружающего мира и творческое воплощение их в движении, последовательное применение различных видов музыкально-ритмической деятельности на основе алгоритма «дыхание-ритм-движение-слово» и использование методов конгруэнтной коммуникации, поведенческого тренинга, интерактивного обучения.

3. Оптимальными видами музыкально-ритмической деятельности, обеспечивающими успешное развитие коммуникабельности у соматически ослабленных младших школьников, являются ритм-дыхание, ритмические игры, ритмопластика, ритмословия, геометрия ритма, ритмо-образы окружающего мира, танцевальные ритмы, инструментальное исполнение ритма.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования на базе образовательного учреждения № 14, школы № 43 г. Новоуральска в течение пяти лет в условиях естественного учебно-воспитательного процессав процессе обсуждения материалов исследования на ежегодных педагогических советах учрежденийв выступлениях на международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях (г. Ярна, Швеция — 2004; г. Екатеринбург — 2002, 2003, 2004; г. Новоуральск — 1999, 2002, 2003, 2004) — через опубликование научноисследовательских материаловчерез проведение мастер-класса по программе «Азбука ритма» в рамках международного семинара в г. Екатеринбурге (2001, 2002) и фестиваля педагогического мастерства в г. Новоуральске (2004, 2005).

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В настоящее время рост соматической ослабленности среди детского на селения страны требует от педагогов и родителей поиска новых здоровье сберегающих методик обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Развитая коммуникабельность способствует формированию эмо циональной, познавательной и коммуникативной сфер соматически ослаб ленного ребёнка младшего школьного возраста.1. Коммуникабельность представляет собой целостное свойство лично сти (способность к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания, самостоятельному выбору средств вербальной и не вербальной коммуникации), оказывающая влияние на коммуникативную деятельность и составляющая основу возникновения социального опыта ре бёнка.2. Критериями коммуникабельности у соматически ослабленных детей младшего школьного возраста являются: эмоциональность (адекватное эмо циональная реакция на действия партнёра, эмоциональная стабильность, эмоциональная интуиция) — коммуникативная компетентность (потребность в общении с взрослыми, со сверстниками, потребность к совместному дейст вию с взрослыми и сверстниками, выбор адекватных вербальных и невер бальных средств общения) — субъектная когнитивность (осуществление кон троля над своим поведением, осознанная согласованность действий с партнё ром по общению, осознание своей значимости).3. Методика организации музыкально-ритмической деятельности, на правленная на развитие коммуникабельности у соматически ослабленных де тей младшего школьного возраста, включает этапы: восприятие окружающе го мира детьми через ощущение ритмовэмоциональночувственное воспри ятие образов через мышечное ощущение ритматворческое воплощение детьми образов в движении, реализует целевую установку на развитие эмо циональности, коммуникативной компетентности, субъектной когнитивности у ребёнка, опирается на систему методов: конгруэнтной коммуникации (обеспечение согласованности поведения партнёров с требованиями комму никативной ситуации) — поведенческого тренинга (обеспечение возможности достаточно быстрого и результативного обучения ребёнка новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репер туара) — интерактивного обучения (обучения, погружённого в общениеосоз нание ребёнком ценности других людей и формирование потребности в об щении с ними, в их поддержке) с включением алгоритма «дыхание-ритм движение-слово» во все виды музыкально-ритмической деятельности.4. Апробация разработанной методики по организации музыкально ритмической деятельности в общеобразовательных школах г. Новоуральска показала её эффективность в развитии коммуникабельности соматически ос лабленных детей младшего школьного возраста. Диссертационное исследования предполагает дальнейшее изучение раз вития коммуникабельности в процессе музыкально-ритмической деятельно сти у соматически ослабленных детей подросткового возраста с активным использованием элементов танца.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.З. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. — 1989. — № 7.-С. 40−43.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  3. Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии: Сб. науч. и метод, статей. — Омск: Мир музыки, 2003.-196 с.
  4. В.В. Музыка. 1−4 классы, 5−8 классы: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 90с.
  5. Н.Г. Ритмическое воспитание. М.: Политиздат, 1924.
  6. Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения // Завуч. 1999.-№ 3.-С.113 — 126.
  7. Л.Н. Музыка для всех и каждого // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. М.: Просвещение, 1999. С. 159 — 171.
  8. Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 21 с.
  9. Ю.Б. Музыка и её воспитательная функции // Домашнее воспитание.-1998.- № 4. -С.57−61.
  10. Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  11. Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 16 с.
  12. Альманах музыкальной психологии / Ред. сост.: М. С. Старчеус. М.: Просвещение, 1994. — 206 с.
  13. Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
  14. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  15. Г. М. Социальная психология. М.: Педагогика, 1996. — 416 с.
  16. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Просвещение, 1987. — 47 с.
  17. О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы // Музыкальное воспитание в школе. М.: Просвещение, 1986. — Вып. 17. С.5−15.
  18. А.И. Психологические основы М.: Педагогика, 1970. — 284 с.
  19. Р.Ю. Новые очерки по психологии искусства. / Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1994.-352 с.
  20. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, JI.H. Коми-сарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -248 с.
  21. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. — М.: Просвещение, 1971. — 344 с.
  22. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JL: Музыка, 1973. — 44 с.
  23. В.В. Человекознание: в 3-х книгах. Самопознание. Кн. Первая.-Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1998. 286 с.
  24. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития- Пер. с англ. М.: Владос, 200. — 350 с.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Просвещение, 1979. -486 с.
  26. А.С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /Урал. гос. пед. ун-т- Рос.гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 208 с.
  27. А.С. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург, 1995.- 151 с.
  28. А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1999. -170 с.
  29. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1996. — 349 с.
  30. Н.А. О построении движений М.:Политиздат, 1947. — 206 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190 с.
  32. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр /Пер. с англ. О. Ю. Поповой. — М.: Теревинф, 200. 112 с.
  33. А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995. — 328 с.
  34. А.А. Психология общения. М.: Издательство московского психолого-социального института, 2002. — 320 с.
  35. Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. / Педагогика -1992. № 5−6. — С.32 — 37.
  36. Е.И. Механизмы умственной деятельности. (Динамические временные связи). М.: Просвещение, 1976. — 248 с.
  37. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  38. Болезни органов дыхания. / Справочник педиатра. Под. ред. академика РАМН М. Я. Студеникина. М.: Медицина, 1987. — 586 с.
  39. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т.- пер. с англ. / Ребер Артур. ООО Издательство ACT- Издательство ВЕЧЕ, 2001. — 592 с.
  40. М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). -М.: Педагогика, 1991. 125 с.
  41. В. Антропософская медицина. М.: Издательство Центр вальдорф-ской педагогики, 1997. — 126 с.
  42. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  43. А.А., Шукуров Э. Д., Токоев М. В. Знание и общение. В кн.: Философские проблемы психологии общения. — М.: Просвещение, 1977. — С. 145−156.
  44. JI.C. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии /Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1985. — 201 с.
  45. С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 21 с.
  46. А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей.- СПб.: Питер, 2000. 220 с.
  47. А.К. Структура музыкального произведения. М.: Музыка, 1948. -238 с.
  48. Г. А. О тайнах речи цветка. Екатеринбург: Центр АМБ, 2002. -154 с.
  49. Г. А. Секреты советы связной речи. Сборник — 3. — Ново-уральск, 2005. — 68 с.
  50. И.А., Полужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. — М.: МГУ, 1980.-192 с.
  51. ., Димень Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. / Пер. с венгер. Данилова Ю. А. М.: Мир, 1981. — 248 с.
  52. П. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы. //Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975.- 128 с.
  53. Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973. — 68 с.
  54. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  55. JI.A. О некоторых проблемах познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования). М.: Просвещение, 1980. — 362 с.
  56. Т.Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1993. — № 1. — С. 61−64- № 2. — С. 64−67-
  57. Н.А. Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  58. Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. — М: Просвещение, 1968.-415 с.
  59. В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  60. Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 1996. — 240 с.
  61. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И. С. Якиманский. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  62. Г. А. Логопедическая ритмика М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  63. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей / Ред. сост. В. И. Руденко, В. А. Натансон. М.: Музыка, 1981. — 231 с.
  64. В. Психология душевных волнений. //Психология эмоций: Тексты. М.: Просвещение, 1984. — С. 49 — 50.
  65. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В, В, Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  66. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
  67. Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл: Эксмо, 2003.-512 с.
  68. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Питер, 1997. — 144 с.
  69. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.-91 с.
  70. В. Формирование человека посредством музыки. /Пер. с нем. Н. Т. Григорьевой. М.: Парсифаль, 1997. — 160 с.
  71. .А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики //Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 94 100.
  72. О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Педагогика, 1993. 185 с.
  73. П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека. Соотношение биологического и социального в человеке. — М.: Просвещение, 1975. 289 с.
  74. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Просвещение, 1978. 120 с.
  75. Л.А. Начальная стадия развития способностей.//Проблема способностей. — М.: Политиздат, 1962. — 218 с.
  76. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб: А.О. «СФЕРА», 1994.-160 с.
  77. М. Музыкальная гамма и схема эволюции. М.: Сфера, 1999. -261 с.
  78. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1976.- 256 с.
  79. В., Глёклер М. Ребёнок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей /Пер. с нем. под. ред. Н. Федоровой. М.: Энигма, ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 592 с.
  80. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Педагогика, 1999 — 280 с.
  81. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. М.: Тривола, 1995. — 324 с.
  82. О.В. Развитие языка эмоций у детей. // Вопросы психологии. -1995.-№ 2- С. 137−150.
  83. В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М.: Просвещение, 1993.-203 с.
  84. A.JI., Мясищев В. Н. Влияние музыки на человека./Вопросы психологии, 1975.-№ 1.-С. 18−24.
  85. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  86. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии.- 1996. -№ 1.-С. 19−22.
  87. В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  88. Э. Ритм. М.: Педагогическое общество России, 2002. 248 с.
  89. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  90. И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981. — С. 127 — 158.
  91. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  92. О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003. 22 с.
  93. В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками // Невропатология, психиатрия и психология, 1936, т.5 вып. 5−6. С. 948 — 952.
  94. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Педагогика, 1978.
  95. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988, № 6.- С. 52 59.
  96. О.М. Пути активизации воображения дошкольников//Во просы психологии. 1987, № 1.- С. 44−51.
  97. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Педагогика, 1973. С. 8 — 16, С. 20 -21.101.3агвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  98. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  99. А.В. Избранные психологические труды. Т. 1, 2. Развитие произвольных движений. М.: Просвещение, 1986. — 364 с.
  100. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. / Под. ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. — 268 с.
  101. А.В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. — 304 с.
  102. В.П. Восприятие как действие. //Вопросы Психологии. 1967, № 1. С.23−29.
  103. В. П. Интуиция Н.А. Бернштейна: движение это живое существо// Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 21 — 26.
  104. А.Н. Некоторые вопросы теории и методики музыкально -ритмического воспитания. / Учёные записки, МГПИ, т. 145, вып. 10. М., 1964.
  105. А.Н. Музыкально ритмическое воспитание детей пяти и шести лет в детском саду: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1964. — 22 с.
  106. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с. Ш. Иванов Ю. Н. Ритмодинамика. М, 1997. // Три ключа. М.: изд. Дом 111. Амонашвили, 1999.-С. 137- 142.
  107. К.Е. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 464с.
  108. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. —207 с.
  109. Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004. — 288 с.
  110. Из прошлого советской музыкальной культуры. Выпуск 3. / Сост. Т. Н. Ливанова. М: Советский композитор, 1982. — 279 с.
  111. Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. //Вопросы психологии. 1961, № 1. — 16−22.
  112. Е.П. Искусство общения //Пед. поиск / Сост. И. Н. Баженова. -М., 1990.-С. 211−216.
  113. Е.П. Психология. Спб.: Питер, 2004. — 560 с.
  114. Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. -384 с.
  115. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  116. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штайнера /Пер. с нем. Д. Виноградова, под ред. Н. Коноваленко М.: Парсифаль, 1996. -208 с.
  117. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / сост. В. И. Викторов. М.: Педагогика, 1981 — 192 с.
  118. Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  119. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.-319с.
  120. О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.
  121. Г. А. Методы педагогической диагностики: Учеб. Пособие. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 43 с.
  122. Г. А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников: Метод, рекомендации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.- 32 с.
  123. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников: Метод, рекомендации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.-31 с.
  124. Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива: Метод, рекомендации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. — 34 с.
  125. В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр Академия, 2000. -304 с.
  126. И.Л. Сюжетная игра и психологическое здоровье дошкольни-ков.//Начальная школа: плюс минус. — 2000. — № 7.
  127. Климова Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье, /пер. с чеш. А. В. Можейко. — Минск, 1981. — 174 с.
  128. А.Г. Психология личности. Л.: Лениздат, 1963. — 262 с.
  129. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994−344 с.
  130. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-217 с.
  131. С.В. Учитель ученик. — М.: Просвещение, 1984. — 29 с.
  132. Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1999. 147 с.
  133. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
  134. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погружённое в общение. — М.: «НСТ», Институт психологии РАН, 1997. — 224 с.
  135. Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. — 224 с.
  136. Краткий словарь современных понятий и терминов/Авторы Н.Г. Буни-мович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова, В. А. Макаренко, Л. Д. Петрова, С. Н. Табунов / Сост. И общ. Ред. Доцента В. А. Макаренко. -М., 1993. 510 с.
  137. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989.-479 с.
  138. Е.Д. Музыка: 1−4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 207 с.
  139. В.П., Егоров Б. П. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Академия, 2000. 272 с.
  140. И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой): Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Флинта: Наука, 1999. — 120 с.
  141. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. докт. психол. наук. С-Пб., 1991. — 32 с.
  142. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. -544 с.
  143. В.А. и др. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция./В.А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Педагогика, 2001. — 288 с.
  144. Н.Н. Психический мир /Под ред. М. Г. Ярошевского М.: -Просвещение, 1996. — 386 с.
  145. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  146. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1972−575 с.
  147. А.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1983.-392 с.
  148. А.А. Психология общения. Тарту. 1973. — 208 с.
  149. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни //Вопросы психологии. 1978, № 5. С.73−78.
  150. М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. исслед. акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  151. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. -1972. № 4. — С. 18−35.
  152. А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т, 1998.-160 с.
  153. А.Ф. Школа самовыражения. Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т, 1998.-248 с.
  154. А.Д., Дмитриев В. А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Монография./ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2002. — 161 с.
  155. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Педагогика, 1984. 464 с.
  156. .Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Просвещение, 1975. -С. 124−125.
  157. А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела /Пер. с англ. С.Коледа. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. 84 с.
  158. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей /Науч. исслед. Ин-т дефектологии им. Акад. Пед. наук СССР.-М., 1989.-104 с.
  159. А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребёнка.// Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 19 — 23.
  160. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -320 с.
  161. Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. Пер. с англ. Пре-дисл. А. Я. Варга. -М.: Ин-т практ. психологии, 1994.-368 с.
  162. Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1991.-80 с.
  163. И.П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск, 1991.-256 с.
  164. Е.М. Виды и причины отклонений в развитии у детей. М.: Просвещение, 1996.- 224 с.
  165. Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Педагогика, 1992. 326 с.
  166. И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. / Сост. Медведева И. Я., Шишова Т. Я. М.: Просвещение, 2002. — 240 с.
  167. Л.С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. / / Дефектология 2001. -№ 6 — С .48−59.
  168. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Просвещение, 1976. -254 с.
  169. Методы педагогических исследований /Под ред.В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  170. Методы системного педагогического исследований / Под ред. Н.В. Куз-миной. М.: Издательство ЛГУ, 1980. — 172 с.
  171. Л.Г. Формирование чувства ритма у школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд.пед. наук. Н. Новгород, 1993. -24 с.
  172. Л.Г. Динамика изменений чувства ритма у школьников с задержкой психического развития от 7 до 16 лет. // Дефектология 2001.- № 6С. 19−24.
  173. СЛ. Коммуникативное самосознание: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1988. — 25 с.
  174. М.А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000. — 112 с.
  175. М.Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. 1995. — № 5 — С. 51 —61.
  176. В.П. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении, // Эволюция биохимии и физиологии. — М., 1993. — № 1 С. 289−292.
  177. В.П. Невербальная коммуникация//Психологический ж/л -1993. -т.14-№ 1. С.18−23
  178. А.В. Общение школьников. М.: Педагогическое общество России, 1987.-80 с.
  179. А.В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  180. А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
  181. Музыка души. Введение в музыкотерапию./Составлено по лекциям Ан-тонио Менегетти. Пер. с итальянского. — СПб.: Питер, 1992. -86 с.
  182. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1979. — 121 с.
  183. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-ная ритмика./Е.А. Медведева, J1.H. Комисарова, Г. Р. Шашкина, О.Л.Сергеева- Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр Академия, 2002. — 224 с.
  184. Музыкальное образование в школе: Уч. пособие для студентов муз. фак. И отделений высших и средних пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, И. В. Кадобнова и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: ИздательскийЦентр Академия, 2001. 232 с.
  185. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  186. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Ин-т практ. Психологии, 1998.-488 с.
  187. В.Н. «Об исследовании общения» // Личность и малая группа. Л.: Питер, 1974. — 270 с.
  188. Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  189. Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. — 306 с.
  190. Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  191. Л.Д. Фольклорная арт-терапия СПб.: Речь, 2002. — 240 с.
  192. .М. Эмоционально-образное познание в развитии чнловека //Вопросы психологии. — 1991. № 3. — С. 9−16.
  193. Р.С. Психология. В 3 х кн. Вып. 1. Общие основы психолгии. 2 изд. — М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
  194. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений. В трёх книгах. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2002. — Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  195. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. С.50−64.
  196. Ф. Соч.: В 3-х т. М.: Рипол Классик, 1998. Т.1. — 832 с.
  197. Новейший философский словарь/Сост.А. А. Гришанов.-Мн., 1999. -873 с.
  198. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  199. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2000. 192 с.
  200. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и другие- / Под ред. Н. А. Кушаева. — М.: Просвещение, 1986 -240 с.
  201. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  202. М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5−7 лет: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. —М., 1973. —21 с.
  203. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов пед. вузов /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001. — 512 с.
  204. Педагогический словарь. 1−2 том. М.: АПН РСФСР, 1960. — 512 с. k
  205. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 512 с.
  206. В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. —384 с.
  207. В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М.: Владос, 1999.-176 с.
  208. В.И. Основы содержания музыкального образования // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С.45−56.
  209. . Речь и мышление ребёнка. СПб.: Питер, 1994. -256 с.
  210. Платон. Государство, 111 398 Е 399 с. // Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика.-М.: Политиздат, 1960.-С. 129, С. 401.
  211. К.К. Будущее и способности. М.: Политиздат, 1970. — 222 с.
  212. К.К. Проблемы способностей М.:Просвещение, 1973. — 180 с.
  213. М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. — Ростовна Дону: Феникс, 2002. — 352 с.
  214. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Владос, 2001. —320с.
  215. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под. Ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  216. СВ. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). — СПб. Союз, 1998. — 256 с.
  217. С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста./ Автореф. дис. канд.пед. наук. — Екатеринбург, 1999.
  218. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кинарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- /Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 368 с.
  219. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. -240 с.
  220. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  221. Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя, О. И. Усановой. М.: Вита-Пресс, 1995. — 224 с.
  222. Проблемы музыкального ритма: Сб. статей. / Сост. В. Н. Холопова. М.: Педагогика, 1978. — 293 с.
  223. Программа «Гармония» /Авторы и сост. К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко. -М.: Просвещение, 1995.
  224. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1−3 классы / Авторы и сост. Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Лисенкова, Г. С. Тарасов. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  225. Т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. — М.: Просвещение, 2003 256 с.
  226. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и другие / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1991 — 303 с.
  227. О.П. Музыкальное развитие детей. В двух томах М.: Просвещение, 2000. — 528 с.
  228. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Педагогика, 1994.-140 с.
  229. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  230. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Подред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
  231. Развитие общения у дошкольников. Под.ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
  232. С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968. — С.113.
  233. А.А., Бордовская Н. В., Розум СИ. Психология и педагогика /Под общ. ред. проф. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  234. Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1979 328 с.
  235. Г. С. Уроки музыки в начальных классах / Под ред. Л. Б. Занкова. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  236. Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-336 с.
  237. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1 — А — М — 1993. — 608 с.
  238. Т.Т. Музыкально ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  239. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  240. Л.С. Основы психологии СПб.: Питер, 1999. -720 с.
  241. С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение М.: Музыка, 1972.-334с. Рогов Е. И. Психология общения. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-336 с.
  242. М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса // Сб. статей Музыкальное воспитание в школе сост. О.А. Апраксина- М.: Педагогика, 1979 Вып. 14. — С. 89−94.
  243. НА. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. — М.: Издательство Гном и Д, 1997.-32 с.
  244. П.О. О физиологии эмоционально — эстетических процессов / Содружество наук и тайны творчества. М.: Просвещение, 1968, С. 286 -294, С. 300- 326.
  245. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. — 2001. — № 7 — С. 27 — 31.
  246. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  247. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: педагогика, 2001. — 208 с.
  248. И.М. Избранные труды. М.: Политиздат, 1935. — С. 283 — 285.
  249. Т.В. Эмоциональный мозг: физиология, невропатология, психология эмоций. М.: Просвещение, 1987. — 429 с.
  250. Словарь музыкальных терминов./ Сост. И. Кочнева, А. Яковлева. Л.: Музыка, 1988.-236 с.
  251. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Издательский центр Академия, 2002. — 368 с.
  252. М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990.- 320 с.
  253. Современный словарь понятий и обществоведческих терминов/Автор и сост. Н. Е. Яценко. -М.: Просвещение, 1992−960 с.
  254. Современные технологии воспитания дошкольников/ Урал. гос. пед. унт- ООО Иноземье- /Отв. ред. И. С. Зимина.- Екатеринбург, 2000.-72 с.
  255. А.Н. Воспитательная роль музыки. — JL: Музыка, 1975. — 63 с.
  256. А.Н. Содержательность музыки. Музыкальный образ и знак // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — JL: Сов. Композитор, 1981. —Вып.2. С. 11−121.
  257. Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. — 62 с.
  258. Танец и ритмика в начальной школе. Методическое пособие/Под ред. Е.В. Коноровой-М.: Педагогика, 1960−321 с.
  259. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. // Генезис сенсорных способностей. /Под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1976.-256 с.
  260. К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.-176 с.
  261. .М. избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. -328 с.
  262. O.K. Психология мышления.-М.:Просвещение, 1984.-293 с.
  263. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). -Екатеринбург, 2001. 141 с.
  264. Тушина 3., Харламов Ю. Ритм и культура танца. JL: Лениздат, 1926. -С.ЗЗ.
  265. Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. М.: Просвещение, 2000 — 96 с.
  266. А.А. Физиологическая лабильность и равновесие. /Собр.соч.т.6. -JL: Политиздат, 1962. -560 с.
  267. М. Осознание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста. — М.: Медицина, 1994. 191с.
  268. .Е., Сайкина Е. Г. С, А ФИ — ДАН СЕ. Танцевально — игровая гимнастика для детей. — СПб: Детство — Пресс, 2000. — 352 с.
  269. Г. А. Эмоционально волевая сторона деятельности личности. // Общая психология. /Под. ред. АБ. Петровского. — М.: Просвещение, 1976. — С.361—388.
  270. А. У. Личность, сознание и общение- к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. -М.: Педагогика, 1979.-С. 17−35.
  271. В. Н. Русская музыкальная ритмика М.:Музыка, 1983.-280 с.
  272. В.Н. Музыкальный ритм: очерк. М.: Музыка, 1980. — 71 с.
  273. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе./ Сост. О.А. апраксинв. — М.: Просвещение, 1987. 272 с.
  274. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  275. Е.Д. Нейропсихология. М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
  276. Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М.: Российская медицинская академия последипломного образования., 1997.-49 с.
  277. Л.М., Защеринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) СПб.: «Детство — пресс», 2000. -384 с.
  278. Р. Лечебно-педагогический курс / Материалы лекций, прочитанных в Дорнахе с 25 июня до 7 июля 1924 года для врачей и лечебных педагогов. Великобритания, 1993.
  279. К. Э. Жак Далькроз и его система. — Питер, 1924. — С.89.
  280. Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: Педагогика, 2000. -224с.
  281. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  282. Д.Б. Психология игры. М.: Международная педагогическая академия, 1996. -224 с.
  283. Эмоциональное здоровье ребёнка. /Пер. с англ. П. К. Руснака. М.: Просвещение, 1996. — 400 с.
  284. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Педагогика, 1990.- 197 с.
  285. .Л. Конструкция мелодического процесса. М.: Политиздат, 1929.-C.il.
  286. В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М.: Знание, 1985.- 192 с.
  287. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997- № 4 -с. 20−27.
  288. П. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  289. Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  290. Horny, Ilse. «Eurythmic — die heilende Bewegungskunst». Verein fur ein er-weitertes Heilwesen, Bad Liebenzell 1982.
  291. Pals, Lea van der: «Was ist Eurythmie?, Dornach 1974.
  292. Zinke, Joanna:"Luftlautformen», (Privatdruck).
  293. Летние ритмические фантазии.2. Осенний вальс.
  294. Осенний ритмический калейдоскоп.4. Снежный вальс.5. Зимнее веселье.6. В весёлом ритме бубенцов.7.В ритме весеннего утра.8. Майский лендлер.
  295. Ритмический рисунок солнца. Раздел: «Когда мои друзья со мной». Темы занятий:1. Ритмы народных танцев.
  296. Осенний блюз в нашем дворе.
  297. В ритме ходит песенка по кругу.4. Предновогодняя карусель.
  298. У Снежной королевы нынче танцы.6. Уютный танец круговой.7. Полётность ритма.8. Такой прекрасный полонез.
  299. Я зову тебя играть, ритм попробуй угадать.
  300. Танцуем, как умеем. Раздел: «Моя семья». Темы занятий:1 .Осеннее танго.
  301. Новогодние ритмы и фантазии.3. Бал в зимнем лесу.4. Танго для мамы.5. Менуэт с бабушкой.6. Семейная тарантелла.7. Ритмы Победы.
  302. Вот и стали мы на год взрослей. Раздел: «В мире животных». Темы занятий:
  303. Музыкально-образные картинки с лесными животными.
Заполнить форму текущей работой