Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущая роль в исследовании отведена концепциям: интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки, социокультурных факторов образования студента (Л.А. Волович, Г. Г. Габдуллин) — гуманизации и гуманитаризации образования студента средней профессиональной школы (Г.В. Мухаметзянова) — концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов) — экономического воспитания и образования (П.А. Атутов, В. П… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Социально-педагогические предпосылки формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа
    • 1. Формирование профессионально значимых качеств студента экономико-юридического колледжа как педагогическая проблема
    • 2. Нравственные ценности — базовый компонент содержания профессионально значимых качеств студента экономико-юридического колледжа
    • 3. Личностно — профессиональные ориентации студента экономико-юридического колледжа — интегративное педагогическое условие формирования профессионально-значимых качеств
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа
    • 1. Характеристика модели формирования профессионально-значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа
    • 2. Особенности организации опытно-экспериментальной работы
    • 3. Трудности реализации модели формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа и способы их преодоления
  • ВЫВОДЫ

Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема формирования научного мировоззрения, представляющая собой наиболее высокую форму общественного сознания, включающего систему философских, социально-политических и экономических знаний.

Важнейшей составной частью научного мировоззрения является экономическое сознание, обеспечивающее понимание экономической жизни общества и содействующее полноценной самореализации личности в условиях современного производства. Сегодня необходимо акцентировать внимание на создании конкретных условий для осознания подрастающим поколением необходимости уже в стенах средней профессиональной школы определения круга личностных интересов и потребностей. Эта определенность должна активизировать процесс социализации и самореализации.

В процессе развития экономического сознания особое значение следует уделять проблеме формирования профессионально значимых качеств молодежи, приобретающей в настоящий момент несомненную актуальность.

Современные реалии свидетельствуют, что наша страна находится на новом историческом этапе своего развития и ее стратегический курс четко определен: перевод экономики в русло рыночной экономики и частного капитала.

Неверно рассчитывать на возврат тех экономических отношений, которые существовали в дореволюционной России или пытаться перенести опыт экономического становления развитых стран на российскую почву. Возможно говорить лишь о процессе становления рыночных отношений в экономике. Пройдет достаточно много времени, прежде чем станет возможным констатировать установление в стране высокого уровня экономического и социального развития. Пока же, происходящие в обществе изменения повлекли за собой множество негативных последствий. Это и снижение уровня жизни населения, рост безработицы, правовой беспредел и т. п.

Этапу радикальной экономической реформы должен соответствовать и новый тип экономического мышления. Необходимо формирование у молодежи таких профессионально значимых качеств, которые позволили бы ей, эффективно применяя достижения современной науки и практики, активно и творчески участвовать в производстве.

Определяя становление современной экономики как рыночной, мы должны остановиться на таком моменте, как конкурентоспособность. Соответственно, в конкурентоспособной стране должно превалировать серьезное изучение экономики, молодежь следует вооружить умением наблюдать процессы, анализировать их и принимать самостоятельные действия. Основной способностью, на наш взгляд, является способность постоянно учиться и адаптироваться к изменениям.

В связи с этим возникает объективная необходимость целенаправленной подготовки учащейся молодежи к условиям современной им социально-экономической практики, что и предполагает в первую очередь последовательное формирование профессионально значимых качеств, позволяющих молодежи осознать и освоить свою жизнедеятельность в масштабах конкретного производства и всей системы хозяйствования.

Анализируя работы, посвященные данной теме, можно отметить, что ряд работ посвящены изучению мотивов, которыми руководствуется студент в своей учебной и коммерческой деятельности.

34), проблеме формирования конкурентно-способного специалиста в профессиональной школе (148). Авторами названных работ выявлены закономерности отсутствия модели воспитания готовности обучаемого к данной деятельности.

От выше обозначенной подготовки молодежи будет зависеть и успех рыночной экономики и полнота реализации личностноделового потенциала каждого члена общества. Преодоление некоторых сложившихся стереотипов мышления, обобщение зарубежной практики и необоснованный перенос этой практики в нашу действительность, не гарантируют успешного решения этих проблем.

Недостаточным оказывается непосредственное воздействие на сознание учащегося. Без целенаправленного изменения объективных условий становится невозможным формирование профессионально значимых качеств.

Формирование профессионально значимых качеств предполагает, как обязательное, научное управление. Поскольку мы ведем речь об учащейся молодежи, экономическое мышление которой еще не сложилось, следует учитывать и те проблемы, которые при этом возникают. Мы согласны с исследователями, утверждающими, что наши учебные заведения не располагают специально подготовленными учителями, действия, образ мышления и поведение которых были бы адекватны реалиям рыночной экономики. Только учитель, в полной мере владеющий экономическими знаниями, основами предпринимательской деятельности, новым экономическим мышлением, сможет обучить этому своих учеников. Некоторые институты уже открыли у себя соответствующие факультеты для подготовки таких специалистов.

Если ранее региональная политика полностью опиралась на спускаемую «сверху» территориальную специализацию, то сегодня прослеживается ориентация системы профессионального образования на социально-экономическую инфраструктуру региона, региональную систему непрерывного образования. Процессы регионализации способны изменить не только экономическую, но и духовную жизнь страны. В этом смысле большой интерес вызывает работа коллектива ИСПО РАО, который трактует среднее профессиональное образование через призму региональности как категорию бытия, т. е. «форму человеческого бытия, обусловленную условиями региона».

Как нецелесообразен прямой перенос опыта экономического развития других стран на нашу почву, так полезен, жизнеспособен и перспективен путь обращения к традициям своего народа. Учет особенностей национальных традиций, духовной культуры способствует полноценному развитию страны, т.к. служит формированию граждан нового поколения, профессиональная подготовка которых учитывает специфику региона.

Следовательно, достигается оптимальное совпадение потребностей региона в рабочей силе и интересов самой личности, сформировавшейся в процессе усвоения культурных ценностей, традиций и нравственных ориентиров конкретного региона.

Практический опыт в экономической деятельности позволяет учащимся испытывать чувство гордости от осознания собственной причастности к решению региональных проблем. Обучение через деятельность позволяет абстрактные теоретические знания трансформировать в умения и навыки, облегчает адаптацию учащихся к последующему их вхождению в социум.

Необходимо остановиться на таких умениях и навыках, как самоорганизация, самоконтроль. Для выработки данных качеств необходимо максимально широко использовать возможности ученического самоуправления.

Участие студентов в предпринимательской деятельности поможет не только учебному заведению в решении поиска источника дополнительного финансирования, не только заполнит определенную нишу в системе производства или услуг, но и послужит пробой самореализации, будет способствовать развитию у учащихся профессионально значимых качеств.

Формирование профессионально значимых качеств предполагает овладение студентом средней профессиональной школы экономическим мышлением, соответствующим новым экономическим условиям общественного развития.

Следует отметить, что проблема формирования экономического мышления была всегда актуальна, о чем свидетельствует и то внимание, которое уделяют ей современные ученые в своих многочисленных исследованиях. Имеется ряд содержательных работ философского, экономического и педагогического характера.

Несомненный интерес вызывают работы, в которых раскрываются общие вопросы формирования экономического мышления (Л.И. Абалкин, J1.C. Бляхман, А. К. Уледов, К. А. Улыбин и другие).

Немаловажное значение для нашей темы имеют труды основоположников теории и практики отечественной педагогики П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинско-го, С. Т. Шацкого. Созданные ими образовательно-воспитательные системы отвечали требованиям своего времени и, так или иначе, содействовали формированию профессионально значимых экономических качеств учащихся.

Значительный интерес для нашей работы представляли труды по проблемам экономического воспитания и обучения в средней общеобразовательной школе (Аменд А.Ф., Бадмаев С. Б., Березовская Д. А., Валиева З. А., Васильев Ю. А., Насимчук А. С., Сатаров А. Х. и другие), а также работы, посвященные вопросам формирования экономической грамотности и культуры, экономического сознания и мышления в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин (Александров М.Н., Антонов Д. А., Боград В. М., Дугаро-ва Д.Ц., Емельяненко С. М., Комарова Е. А., Михальченко Ю. И., Пилавов А. Ф., Плахотник О. В., Селищева В.А.).

Всестороннему изучению подвергается также вопрос формирования профессионально значимых экономических качеств у студентов высших учебных заведений (Аминов Г. А., Белова В. Б., Богуславский JI.Д., Перчикович Б. Я., Петере А. Г., Пилыцикова Т. Н., Розов В. К., Шутова Т.А.).

Особое значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие взаимосвязь трудового воспитания, политического образования с экономическим воспитанием и образованием молодежи (Атутов П.Р., Батышев С. Я., Калашников А. Г., Кочетов А. И., Смо-люк И.А.).

Поскольку учебные заведения всегда являлись главным общественным институтом воспитания, то и подготовка личности, мобильной и восприимчивой к новым социальным условиям, в решающей мере принадлежит именно им.

Цель воспитания заключается как в формировании свободной творческой личности, готовой к самореализации в новых экономических условиях общественного развития, так и в воспитании личности гражданина, профессионала, наделенного лучшими человеческими качествами — трудолюбием, честностью, чувством собственного достоинства, ответственностью, милосердием, способного мобильно адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.

Рыночные процессы усиливают значимость системы личностных ценностей, которые в свою очередь влияют на уровень сформированности профессионально значимых качеств. От уровня сформи-рованности профессионально значимых качеств зависят мотивы, которыми руководствуется в своей профессиональной деятельности личность. В этой связи необходим поиск новых подходов в экономической подготовке учащейся молодежи, пересмотр приемов и методов работы образовательных учреждений. Исходя из этого, следует осуществлять и социально-нравственную ориентацию подрастающего поколения. Одним из средств, способствующих эффективной реализации социально-нравственной ориентации учащейся молодежи, выступает ученическое самоуправление. В связи с тем, что эта проблема исследуется нами с учетом новых социально-экономических отношений, нельзя обходить вниманием проблему формирования новой этики, где доминантой является приобретательство. ^.

За последние годы заметно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Предприниматели, заботящиеся о процветании своего дела должны теперь заботиться и об охране окружающей среды, и о сокращении безработицы, и о своем личностном статусе. Культура предпринимательства наполняется новыми ценностями, показателем чего является спонсирование общественно-значимых мероприятий, цивилизованные способы решения конфликтных ситуаций, изменения стиля руководства.

Возникшее противоречие между потребностью общества в специалистах среднего звена с высоким уровнем сформированности профессионально значимых качеств и неразработанностью в современной науке концептуальной модели формирования профессионально значимых качеств студента средней профессиональной школы в сложных условиях становления рыночной экономики обозначило проблему научного исследования: каковы теоретические и методические основы формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Недостаточная научная разработанность и возрастающая актуальность данной проблемы, ее большая практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Цель исследования выражается в обосновании и опытно-экспериментальной проверке содержания и педагогических условий формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию Профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Гипотеза исследования: формирование профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа будет соответствовать требованиям науки, социальной практики и интересам самой личности, если:

— трансляция системы экономических знаний для студента будет базироваться на нравственных ценностяхf.

— содержание профессиональной подготовки будет наполнено социокультурными ценностями, формирующими профессиональную мотивацию и систему экономических знаний, а также навыков и умений, способствующих становлению инициативной, творческой личности;

— будут определены и выявлены педагогические условия, способствующие эффективности формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— будут выявлены и обобщены трудности реализации модели формирования профессионально значимых качеств студента, и определены способы их преодоления.

В соответствии с предметом, объектом, целью, и гипотезой исследования определены следующие задачи:

— раскрыть сущность и особенности формирования профессионально значимых качеств как базового компонента профессиональной деятельности студента регионального экономико-юридического колледжа;

— обосновать социально-нравственные ценности, входящие в содержание понятия «профессионально значимые качества» студента регионального экономико-юридического колледжа;

— теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, наиболее эффективно способствующих формированию профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности модели формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев, И. И. Божович, Л. А. Волович, JI.C. Выготский, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, М. А. Менчинская, Н.М. Талан-чук, Р. Х. Шакуров и др.).

Прежде всего мы исходили из фундаментальных положений теоретической социологии об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознанияпсихолого-педагогической теории о ведущей роли деятельности как источнике развития и формирования личностифилософское учение о мышлении, единстве и множественности его форм.

При организации исследовании использовались теоретические положения и выводы, структурированные по различным аспектам проектирования содержания общей средней и профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, Г. И. Ибрагимов, В. В. Краевский,.

B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др) — теории деятельности и методов образования (Н.Г. Алексеева, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, В. В. Крупное, А. Н. Леонтьев, Р. Х. Шакуров, Г. П. Щедровицкий) — формирования мотивационной сферы личности и установки (А.Н. Леонтьев,.

A. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д.Н. Узнадзе) — ценностных ориен-таций: через психологический аспект (Б.Г. Ананьев, В. М. Мясищев,.

C.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров), через социологический аспект (А.Г. Здравомыслов, И. С. Кон, П. Н. Осипов, В.А. Ядов) — целостного процесса формирования личности (М.А. Данилов, А. А. Кирсанов, Г. В. Мухаметзянова, Л.Ю. Сироткин) — развития личности в коллективе, ее социализации в молодежных организациях (А.В. Мудрик,.

B.Ш. Масленникова, М. Ш. Рожков, Т. М. Трегубова, Б. Е. Ширвиндт, М.М. $щенко) — самовоспитания в развитии общества и личности (А.А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. А. Донцов, П.Н. Осипов) — правового воспитания (Л.В. Лазарев, Г. Д. Маркова, А. В. Мицкевич, А. С. Пелих, М.В. Щербакова) — системно-ролевой технологии формирования мотивов поведения (Н.М. Таланчук) — воспитания социальной ответственности (А.Р. Гусейнов, Й. С. Кон, В. Ш. Масленникова, В. И. Сперанский, Л.Г. Спиркин).

Ведущая роль в исследовании отведена концепциям: интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки, социокультурных факторов образования студента (Л.А. Волович, Г. Г. Габдуллин) — гуманизации и гуманитаризации образования студента средней профессиональной школы (Г.В. Мухаметзянова) — концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов) — экономического воспитания и образования (П.А. Атутов, В. П. Попов, В. К. Розов, И. А. Сасова, A.M. Федоров) — формирования современного экономического мышления молодежи (Л. Антонова, А. А. Васильев, М. Б. Крылова, Л. П. Кураков, И. В. Липсиц, А. С. Нисильчук, А. С. Прутченков, И. А. Сасова, В.И. Слободчик). В диссертационном исследовании использовались выводы и рекомендации, касающиеся целей, содержания, условий, принципов формирования качеств личности, необходимых, для предпринимательства и бизнеса (А.И. Агеев, Б. М. Власова, А. И. Самоукина, Д.М. Шакирова).

Основные методы исследования.

Методика исследования была комплексной: в ходе работы широко применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, абстракция и экстраполяция) — педагогические методы исследования (контент — анализ психолого-педагогической и фи-лософско-экономической литературы по проблеме) — целенаправленг ные наблюдения за групповой и индивидуальной деятельностью студентов средней профессиональной школыанкетирование родителей, преподавателей и студентовбеседыинтервьюмассовый опросизучение документацииматематические методы исследования (количественная и качественная обработка результатов исследования).

Базой для осуществления экспериментальной работы явились Башкирский региональный экономико-юридический колледж, торго-во-кулинарный лицей № 134. В общей сложности исследованием было охвачено 300 студентов, 75 преподавателей. Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в течение шести лет и осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1993 — 1994 г. г.) — диагностический анализ литературы по теме исследования, теоретическое выявление и обоснование инновационных педагогических технологий профессионально значимых экономических качеств студента.

Второй этап (1995 — 1996 г. г.) — на этом этапе была сформулирована рабочая гипотеза исследования, определены его методы, изучалась и обобщалась теория вопроса, передового педагогического опыта средних специальных учебных заведений Башкортостана. Также была начата организация и проведение констатирующего экспериментаразработана программа преобразующего эксперимента.

Третий этап (1997 — 1999 г. г.) — проведение преобразующего эксперимента, в ходе которого верифицирована гипотеза исследования. В ходе третьего этапа был обобщен и систематизирован накопленный теоретический и практический материал, сформулированы основные теоретические выводы и рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается:

— в выявлении сущности и особенностей профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— в обосновании состава нравственных ценностей, входящих в содержание профессионально значимых качеств как базового компонента профессиональной подготовки личности студента регионального экономико-юридического колледжа;

— в теоретическом и экспериментальном обосновании структуры и содержания формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа, выраженном в трехуровневой модели:

— когнитивный аспект.

— плановая деятельность.

— профессионализация;

— в выявлении и реализации педагогических условий, способствующих эффективности формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа:

1) ученическое самоуправление — интегративная система личностного самопознания студента;

2) нравственные ценности, как базовый компонент формирования профессионально значимых качеств;

3) спецкурсы как инвариантный компонент учебного плана;

4) культура экономического мышления педагогов, ведущих спецкурсы;

— выявление трудностей реализации модели формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа и определение способов их преодоления.

Практическая значимость диссертации.

Теоретические положения результатов и выводов, полученных в ходе исследования, используются при разработке спецкурса «Профессионально значимые качества и проблема их формирования» в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, а также при чтении курсов «Педагогика» и «Методика воспитательной работы».

Разработана и экспериментально проверена модель формирования профессионально значимых качеств студента на базе Башкирского регионального экономико-юридического колледжа и торгово-кулинарного лицея № 134.

Материалы диссертации могут оказать определенную помощь методического характера в организации педагогического процесса многим субъектам воспитания.

Достоверность исследования детерминируется:

— применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам работы;

— опорой на современные данные фундаментальных философских и психолого-педагогических исследований;

— анализом педагогической практики, обобщением передового и массового опыта, а также результатами опытно-экспериментальной работы с использованием математических методов обработки эмпирического материала.

Основные положения, выносимые на защиту:

— модель формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— содержание, нравственного компонента формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— комплекс организационно-педагогических условий формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа;

— педагогический механизм упреждения трудностей реализации модели формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа и способы их преодоления.

Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексом теоретических и эмпирических методов, экономического мышления студента регионального экономико-юридического колледжа, длительной и масштабной апробацией результатов исследования, внедрением авторского спецкурса и методических рекомендаций в педагогическую практику, использованием метода математической статистики (х~) при обработке результатов, методологической обоснованностью исходных положений.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в процессе экспериментальной работы среди студентов Башкирского регионального экономико-юридического колледжа и учащихся лицея № 134. Апробация работы проходила на Российских научно-практических конференциях (г. Уфа 1994 — 1999 гг.) международной научно-методической конференции (г. Рязань 1999 г.).

Структура диссертации представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией (172 источника), приложениями.

ВЫВОДЫ.

— Результаты проведенного эксперимента позволяют считать целью воспитания — формирование человека, обладающего профессионально значимыми качествами: самостоятельного, ответственного, трудолюбивого, предприимчивого, эрудированного. Помощь в реализации этой цели способно оказать ученическое самоуправление, которое формирует уверенную в себе, способную к самостоятельным решениям, творческую личность.

— Нами проведен структурно-функциональный анализ содержания общеобразовательных предметов, трудового обучения и воспитания для формирования профессионально значимых качеств у студентов средней профессиональной школы.

Осуществляя системный подход к организации исследовательского проекта, приоритетным направлением является когнитивно-аксиологический, под которым подразумевается устремленность всех форм, методов, содержания эксперимента на личность обучаемого.

Определены возможности уже имеющихся традиционных форм и методов обучения и воспитания для формирования профессионально значимых качеств учащихся.

— Нам удалось доказать, что участие студентов средней профессиональной школы в реальной профессиональной деятельности является одним из главных условий для формирования профессионально значимых качеств и последующей самореализации.

— Мы разработали систему критериев, позволивших дать трехуровневую оценку сформированности профессионально значимых качеств у студентов средней профессиональной школы.

— Нами показана динамика развития сформированности профессионально значимых качеств у студентов средней профессиональной школы и ее зависимость от совершенствования учебно-воспитательного процесса.

— Мы определили педагогически эффективные условия, способствующие формированию профессионально значимых качеств студентов средней профессиональной школы: а) организация сотрудничества ученического и педагогического коллективов на основе гуманистических нормб) осуществление формирования профессионально значимых качеств учащихся в процессе включенности студентов средней профессиональной школы в управление делами своего коллектива, своего учебного заведения.

В процессе опытно-экспериментальной работы подтвердились достаточность и необходимость названных условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования профессионально значимых качеств учащихся средней профессиональной школы настолько сложна и многогранна, что в условиях ограниченного объема диссертационного исследования представляется невозможным осветить все ее аспекты. Исходя из этого, нами б, ыли вычленены самые существенные, узловые моменты проблемы и была предпринята попытка раскрытия вопросов практически неразработанных в современной педагогической науке.

Проведенное исследование позволило очертить и уточнить круг проблем, разрешение которых будет способствовать формированию профессионально значимых качеств студентов с его инновационно-прогностическими подходами, готовностью к оперативно-преобразующей деятельности.

В работе определяется недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, отрыв теоретических знаний студентов от их практического применения, формальный подход к вопросам интеграции обучения и производительного труда.

Одной из задач нашего исследования было выявление сущности и особенностей развития ученического самоуправления. В процессе решения данной задачи учитывались особенности социально-экономического развития общества, оказавшие определенное влияние и на развитие самоуправления в новых исторических условиях. Таковыми являются процессы приватизации, перехода к частной собственности и рыночным отношениям, последовательной демократизации и гуманизма всех сторон общественной жизни.

Сфера деятельности ученического самоуправления расширяется, так как оно способствует выполнению учебными заведениями социдльного заказа на формирование личности, свободно ориентирующейся в условиях изменяющейся социально-исторической практики, наделенной качествами (деловитостью, практичностью, предприимчивостью), определяющими сформированность экономического мышления. Названные личностные качества формируются при условии организации самоуправления в педагогически эффективных формах.

Исследование базового понятийно-терминологического аппарата выявило наличие множества различных трактовок рассматриваемых опорных понятий.

Многоаспектно проанализировано содержание понятий «Профессионально значимые качества», «Экономическое мышление», «Самоуправление», «Культура экономического мышления», «Региональный колледж».

Полученные в результате исследования данные позволяют констатировать, что эффективное решение проблемы исследования в решающей степени зависит от утверждения в средней профессиональной школе процессов демократизации и гуманизации, которые мы рассматриваем как объективную предпосылку и следствие развития самоуправления учащихся. В изыскании условий решения данной проблемы заключалась одна из задач данного диссертационного исследования.

В ходе осуществления поискового и констатирующего эксперимента мы определили следующие педагогические условйя формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа средствами самоуправленческой деятельности:

— обеспечение своевременной и регулярной педагогической диагностики сформированности профессионально значимых качеств студента;

— организация сотрудничества педагогического и ученического коллективов на основе гуманистичесих норм, нравственности;

— формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа в процессе включенности их в управление делами своего учебного заведения и в производственную деятельность;

— проведение регулярной и своевременной педагогической диагностики позволит выявить пробелы в формировании экономических знаний, прогнозировать результаты обучения и воспитания;

— обозначение социокультурных ценностей как базового компонента формирования экономического мышления;

— знание составляющих профессионально важных качеств личностиналичие у педагогов соответствующей социально-экономической подготовки;

— включенности регионального компонента в образовательный стандарт среднего профессионального образования.

В исследовании обосновывается и доказывается, что ученическое самоуправление обладает мощным воспитательным потенциалом и служит эффективным средством формирования профессионально значимых качеств учащихся. При этом утверждается, что самоуправление, если его рассматривать не только в педагогическом, но и в широком общественно-политическом плане, является также действенной школой выработки высокой управленческой культуры у каждого учащегося. Оно вооружает учащихся навыками и приемами организаторской деятельности, активно готовит последних к трудовой жизни.

Экспериментальная проверка закономерностей формирования профессионально значимых качеств студентов средней профессиональной школы показала взаимосвязь формирования отдельно взятых качеств, зависимость сформированности экономического мышления от психофизиологического созревания личности и от направленных педагогических комплексных воздействий. Доказано, что наиболее эффективно этот процесс осуществляется при включении студентов средней профессиональной школы в ситуацию самостоятельной постановки и решения творческих задач. *.

Проводя исследование, мы разработали систему критериев и показателей, позволяющих осуществить трехуровневую оценку сформированности профессионально значимых качеств:

1. Высокий уровень характеризует осознание необходимости экономических знаний и умений, сформированность представлений о сущности соответствующих качеств, успешная реализация их на практике, способность самостоятельно организовывать экономическую деятельность, умение критически оценивать экономическую действительность и умение принимать быстрые и нестандартные решения.

2. Средний уровень предполагает соотнесение осознания необходимости экономической подготовки с профессиональной деятельностью, владение правильными, но недостаточно полными представлениями о сущности профессиоанльно значимых качеств, организацию своей деятельности не по творческим побуждениям, а подчиняясь необходимости.

3. Низкий уровень соответствует безразличию к экономической подготовке, сформированности неверных представлений о сущности соответствующих качеств, формальному участию в экономической деятельности, исполнительской, репродуктивной деятельности.

В соответствии со сформулированными задачами был проведен структурно-функциональный анализ учебно-воспитательного процесса, откорректировано содержание общеобразовательных предметов, трудового обучения, учитывающие и ориентирующиеся на рыночную экономику. Нами были разработана модель формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа, способствующая интеграции студентов средней профессиональной школы в рыночную экономику. Реализация разработанной нами модели предполагает определенные условия, организацию участия учащихся в производственной деятельности с опорой на ученическое самоуправление.

Нами проанализированы и выделены учебно-воспитательные возможности традиционных форм и методов для формирования профессионально значимых качеств учащихся, которые мы дополнили спецкурсами и инновационными технологиями, включающими активный развивающий компонент, ответственный за формирование творческих способностей, самостоятельности и других качеств, характеризующих сформированность профессионально значимых качеств.

Мы определили, как важнейшие, для решения исследований проблемы следующие принципы учебно-воспитательной модели:

1. Выявление и принятие к сведению потребностей учащихся.

2. Гуманизация и демократизация всех составляющих разрабатываемой модели, допустимость их вариативности, ориентация на непрерывное развитие.

3. Адаптация и интеграция сконструированной модели в социум.

Круг проблем, охваченный нашим исследованием, перспективен для последующей экспериментальной деятельности. Мы имеем ввиду научную корректировку и более широкий круг базовых понятий рассматриваемой проблемы, дифференциации факторов, влияющих на формирование профессионально значимых качеств.

Использование целого комплекса методов (анкетирование, беседа, наблюдение, тесты, групповые дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций) позволило детально и всесторонне изучить личностные интересы студентов средней профессиональной школы, их ценностные ориентирыопределить типологию трудностей в формировании профессионально значимых качеств и обозначить механизмы их упреждения.

Проведенное исследование подтвердило сформированную гипотезу о том, что формирование профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа будет соответствовать требованиям науки, социальной практики и личностным интересам, если: трансляция учащимся системы экономических знаний будет базироваться на нравственных ценностяхсодержание профессиональной подготовки дополнить предметами, формирующими профессиональную мотивацию и систему экономических знаний, а также навыков и умений, способствующих становлению инициативной, творческой личности с экономическим мышлениембудут выявлены и обобщены трудности реализации модели формирования экономического мышления студентабудут определены и выявлены педагогические условия, способствующие эффективности формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа.

Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование динамики социокультурных ценностей реформируемой России, опосредующей процесс профессионально значимых качеств студента средней профессиональной школы и включение их в содержание социально-гуманитарных дисциплин, изучение преемственности формирования профессионально значимых качеств на разных ступенях общения личности (школа — профтехучилище — гимназия — лицейССУЗ — колледж — ВУЗ — система дополнительного образования).Перспективным нам видится исследование профессионально значимых качеств студентов регионального экономико-юридического колледжа в процессе их внеурочной трудовой деятельности.

Специальная задача — исследование подготовленности преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и путей формирования их компетентности в вопросах профессионально значимых качеств студента средней профессиональной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления.- М.: Экономика,-1987 192с.
  2. А.И. Влияние экономической подготовки на воспитание у будущих рабочих ответственности за выпуск продукции высокого качества.- М.: Высш.шк., 1980.- 88с.
  3. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.- М.: Наука, 1991 106 с.
  4. Ю.П. Радость учить и учиться.- М.: Политиздат, 1989 335 с.
  5. М.Н., Боград В. М. Опасения и надежды: Об экономическом эксперименте в Николаев, кораблестроительном институте. // Вестин. высш. шк., 1989.- № 7.- С.7−9.
  6. В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентаций.- М.: Мысль, 1983.- 222 с.
  7. Allport D. Pattern and Drowth in Personalite № 7, Holt, Rin-chart and — Winston, 1964.
  8. А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников:/ Челяб.гос.пед.ин-тут: Челябинск, 1988.-71с.
  9. .Г. Человек как предмет познания.- Л.:ЛГУ, 1968 -339 с.
  10. В.И. Менеджеры, способны ли Вы к риску?-Казань: Эвристика, 1991.- 18 с. (Лучшие психологические тесты).
  11. В.Л., Соснина Т. Н. Возрождение и развитие нравственных основ культур предпринимательства.
  12. С.Я. Материал о конкретной экономике // школа и производство.-- 1986 № 7.- С. 50.
  13. A.M., Осипович Л. Я. Задания для самостоятельной работы по основам экономических знаний: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 166 с.
  14. П.П. Трудовая школа // Избр. пед. ипсихол. соч.: Т.1 / Под ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1979.- С. 86−164.
  15. Л.С. Перестройка экономического мышления.-М.: Политиздат, 1990.- 271 с.
  16. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка,— М.: Знание, 1979.- 40 с.
  17. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1968.- 268 с.
  18. А.В. Экономические субъекты: их отражение в политической экономии и роль в хозяйственной практике //Экономические науки.- 1984.- № 7.- С. 3−11.
  19. P.M. Производственная адаптация рабочей молодежи в условиях развитого социализма.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1985.- 16 с.
  20. Р.Н. Роль экономического образования в системе воспроизводства квалифицированной рабочей силы в условиях развитого социализма: Дис. на соиск.учен. степени канд.эконом.наук.-М., 1985.-С.177.
  21. З.А. Экономическое воспитание старшеклассников в процессе профессиональной подготовки / на примере текстильного производства/: Автореф.дис.конд.пед.наук.- М.: НИИТО и ПО АПН СССР.1987.-С.19.
  22. З.А. Экономическое воспитание старшеклассников в процессе профессиональной подготовки/:Автореф.дис.на соиск. учен, степ.конд.пед.наук: (130 001)/ АПН СССР, НИИ труд. обучения и проф. ориентации М.: 1987.-16 с.
  23. JI.А. Интегративный подход к осуществлению процесса воспитания в средних ПТУ// Человеческий фактор проблемы подготовки.
  24. Е.Д. Социально-педагогические условия реализации воспитательных возможностей трудовой деятельности.
  25. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся /М.: Педагогика, 1983.- С. 96.
  26. О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений. (На примере трудовой подготовки).- Екатеринбург. 1993.- С. 180.
  27. Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе.-Казань: ИСПО РАО 1999 56с.
  28. Л.С. Мышление и речь II Собр.соч.: в 6 т. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика 1982.-Т.2.-С. 5−361.
  29. Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки внутришкольного управления Дис.на соиск.учен.степени доктора пед. наук.-Казань. 1990.
  30. П.Я. Психология мышления и учения при поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии (Отв.ред. Е.В. Шорохова). М.: Наука, 1966.- С. 236−277.
  31. П.Я. Типы ориентировки и активности учения //Вопросы психологии обучения: Тез.докл.конф. Киев: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-42−46 с.
  32. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР/Ред.коллегия: Б. Г. Ананьев и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- С.441−469.
  33. С.И. О некоторых приемах организации решения познавательных задач учащимися //На пути к единству педагогической теории и практики.- Гомель.: 1979 С.61−64.
  34. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект (Под ред.М.И. Махмутова). М.: Педагогика, 1985.- С. 152.
  35. В. В. Необходимость формирования теоретического мышления. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972.— С. 423.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986.- 240с.
  37. .С., Чернилевский Д. В. Формирование модели специалиста: цели обучения //Среднее специальное образование.-1987.-№ 2.-33−35 с.
  38. С.А. К вопросу о формировании профессионально значимых социально-экономических понятий // вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних профтехучилищах: Тез.докл. М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- С. 106−108.
  39. С.А. Рекомендации по использованию сведений о социально-экономической готовности учащихся ПТУ к труду для профилактики правонарушений // Развитие социальной активности подростка: тез.докл. НИИ ПТП АПН СССР. Казань, 1988.- С.82−85.
  40. С.А. Социально-экономическая подготовка учащихся ПТУ к труду в подрядной бригаде (на материале курсов политэкономии и «основ экономических знаний»): Автореф.дис. конд.пед. наук. Казань, 1989.-С. 17.
  41. В.К. Экономическое сознание как факторразвития общественного производства при социализме: Методический анализ -МН.: 1977.
  42. Н.Н. Профессиональное воспитание учащихся молодежи: профпедагогика.- М.: Высш. шк 1988.- С. 144.
  43. А.В. Диалектика становления мышления и сознания.- Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.- 152 с.
  44. Г. Б. Ученическое самоуправление как средство социально-нравственной ориентации старшеклассников в условиях демократизации и гуманизации школы. Дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук.- Казань, 1992.
  45. В.И. Противоречия процесса обучения: Свердловск: Ср. Урал. кн. изд-во, 1971.- 183 с.
  46. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников труду в условиях становления рыночных отношений: Аналитический обзор.- АПН СССР НИИ ТП и ПО, 1991.- 134 с.
  47. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986- С. 223.
  48. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе: Учеб. пособие Самара, 1994.- 227с.
  49. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел -М.: Педагогика, 1989.- 206, 2. с.:ил.-20 см.
  50. Ф.И. О показателях эффективности трудового воспитания школьников.- Педагогика, 1986.- вып.27 с.44−49.
  51. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Книга для старшеклассников -М.: Просвещение, 1991 128 с.
  52. Использование задач и упражнений в процессе изучения курса «Основы экономики труда и производства» в ПТУ: Метод, рек-ции. М.: Изд-во АПН СССР, 1978.- С. 21.
  53. Кабанова-Миллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, — М.: Педагогика, 1968.- 288 с.
  54. Кабанова-Миллер Е. Н. Обучать учащихся разумно учить-ся//Среднее специальное образование, 1965.-№ 8.~ С.5−9.
  55. А.Г. Проблемы политехнического образования. Избранные труды, Москва: Педагогика, 1990.- 366 с.
  56. Н.А. Единство трудового обучения и экономического воспитания: (школьников)// Сов. педагогика, 1987.-№ 12.-С. 17−19.
  57. Н.П. Развитие ученического самоуправления как фактор демократизации школы. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1988.— 155 с.
  58. В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса.- Воспитание школьников, 1993, № 2,3,4.
  59. К.Н. Педагогические проблемы производительного труда учащихся в профтехучилищах /Изд-во Высш.шк.М., 1973.
  60. Е.И. Экономическое воспитание как средство формирования трудовой дисциплины старшеклассников: Дис.канд. пед.наук. М.: 1991. — 228 с.
  61. А.А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе/ Казань, 1995 103с.
  62. А.А., Михайлова З. Е. Совершенствование организационных форм обучения в свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Метод, рек-ции- М.: Изд-во АПН СССР, 1987.- 60с.
  63. А.И. Экономическая психология.- М.: Экономика, 1987.- с. 304.
  64. И.Я., Попов В. Д., Эпштейн JI.E. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность.- М.: Экономика, 1979.-С.186.
  65. И.Я. и др. Варианты региональных концепций обучения естественнонаучным и общетехническим дисциплинам в ССУЗ М.:ИЧП «Издательство МАГИСТР», 1995 68с.
  66. Collins Dictionnary of Business-Bere, 1998.- 687р.
  67. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.- 285с.
  68. С.В. Производственные ситуации как средство формирования профессиональной самостоятельности учащихся средних профтехучилищ.
  69. А.И. Внедрение научных разработок по трудовому воспитанию в педагогическую практику. (Методическое пособие).-Минск, 1984.-С.101.
  70. Criddens A. Repleies anol Critigue//Reflexive madernization-Cambriage, 1995 364 p.
  71. H.K. О воспитании и обучении: Сб. избранных педагогических произведений М. Учпедгиз, 1946 — 320с.
  72. JI.H. Опыт эмпирического исследования самовоспитания коллектива старшеклассников: Монография. Хабаровск, 1993.
  73. Л.П., Соболев Е. Н., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников: М.: Просвещение. 1987.
  74. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./М. Политиздат, 1977 304с.
  76. Levy М. Modernization and the Struncture of Societies: A Setting for international Affairs Vol 1−2-Princeton, 1996.- 322 p.
  77. А.С. Лекции о воспитании детей. Воспитание в труде //соч. в 7 т.-М.:Изд-во АПН РСФСР.- 1957.-Т.5.- С.395−405.
  78. А. С. Проектировать лучшее в человеке/ Минск, 1989. 415с.
  79. М.Л. Экономическое мышление учащейся молодежи: Опыт и проблемы формирования: Учеб.пособие.- М.: ВКШ, 1989.- 127с.
  80. М.Л. Экономическое воспитание учащихся в процессе производительного труда: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1982.- 24с.
  81. М.Л., Петросян К. Ц., Соболева Е. Н. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формирования: М., 1989, — ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.- С. 128.
  82. К.Маркс. Экономические рукописи 1857−59гг.- 2-ое изд.-Т.46 42.- С.5−392- T.26.-4.IIL- С. 181.
  83. М.Е., Кочнева Л. Ф. Совершенствовать подготовку экономических кадров: москов. институт инженеров трансп. //ж-д трансп. 1989 — № 8.- С. 68−71.
  84. Maslow A. Motivation and Personality-New, Harper and Brothers.- 1954.
  85. И.К. Связь трудового и экономического воспитания школьников.- Сов. педагогика, 1989.- № 9.- С. 32−36.
  86. A.M. Проблемное обучение в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
  87. М.И. На пути к рынку/Средн.спец.образование, 1991.-№ 5.- С. 154.
  88. М.И. Принцип профессиональной направленности обучения.//Принцип обучения в современной педагогической теории и практике/Челяб.пед.ин-тут.Челябинск, 1985.-С.88−100.
  89. М.И. Рынок и профессиональное образование/Сов. педагогика, 1991.-№ 5.- С.85−92.
  90. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся/Казань ТГЖИ, 1993.- 88с.
  91. В.А. Развитой социализм:вопросы формирования общественного сознания.-М.: Полит. издат, 1986.-272 с.
  92. В.В. и др. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом (В.В. Медников, А. В. Бухвалов, А. О. Славнова, С-Петербург. Ун-тет экономики и финансов, 1992.151с.:табл.
  93. Н.А. Мышление в процессе обучения.// Исследование мышления в советской педагогике / Отв. ред. Е.В. Шорохо-ва.- М.: Наука, 1966.- С.349−387.
  94. Методика экономического образования и воспитания учащихся профтехучилищ: ВНИИ проф.техобразов./Под ред. В. А. Мосолова.- М.: Высш.шк., 1984.- 73 с.
  95. Методы педагогических исследований! Под.ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 246с.
  96. Н.В. Экономика и предпринимательство: Лекции, делов. игры и упражнения.- М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»: МП Паллада", 1994.-251 с. (серия «Российский лицей).
  97. В.И. Новое экономическое мышление. Вопросы методологии.- Харьков: Выща школа, 1989.- 183с.
  98. А.В., Петросян К. Ц., Пилипенко Н. Н. Экономический словарь. М.: Просвещение, 1985.- 256с.
  99. Г. В., Посталюк Н. Ю. Инновации в области среднего профессионального образования: региональный под-ход//Магистр. 1997 — СВ — С.1−6.
  100. А.Д. Россия: ценности общества на рубеже XIX века.- М., 1997.- 94 с.
  101. А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя М.: Просвещение, 1991.- 127с.
  102. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования/Специалист, 1998.- № 1.- 2−8 с.
  103. A.M. Профессиональное образование России (Пер спективы развития)/М.:ИЦП НПО РАО, 1997 254с.
  104. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе.-М.: Знание, 1988.- 80с.
  105. JT.M. Экономическое воспитание учащихся в училищах профессионально-технического образования, как педагогическая проблема/На материалах училищ г. Москвы). Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук.- М.-1976.- С. 21 7.
  106. П.Н. Новому обществу новую личность// Профессиональное образование.- 1996.-№ 1.- 12−22с.
  107. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности/Казань: ИССО РАО, 1996- 100с.111 .Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся/ Казань: Карпол, 1997 215с.
  108. П.Н., Вагапова Н. А., Шимрова JI.A. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы.- Казань: ИССО РАО, 1998.- 56 с.
  109. К.Ц. Веление времени: (Об экономике в шко-ле)//Школа и производство.- 1988.-№ 8 с.14−17.
  110. К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности//Методы социально-психологических исследований.- М.: Наука, 1975.- С.117−132.
  111. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов В. П. Экономическая культура: сущность, направления развития. М.: Мысль, 1987.- 269с.1 1. Поляков С. Д. Школа: поиск в пути: Кн. для учителя: Из опыта работы М.: Просвещение, 1989. 175с.- 20 см.
  112. С. Д. Формирование научного мировоззрения учащихся в системе их трудовой подготовки//Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников.- М.: 1987.-С.52.
  113. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи.- М.: Молодая гвардия, 1986 -288с.
  114. Попов В Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социалистическом обществе.- М.: Мысль.-239 с, 1981.
  115. В.Д. Экономика и психология. Некоторые вопросы теории и практики//Политическое образование. 1987.-№ 10.- С.31−38.
  116. В.Д. Новый тип экономического мышления. Некоторые вопросы его формирования у молодежи.- М.: Знание, 1985.- 40 с.
  117. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху.- Казань: Издательство Казан. университета, 1992.- 108 с.
  118. В.И. Педагогические основы ученического Самоуправления: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 126 с.
  119. В.В. Экономическое мышление трудящихся и хозяйственная практика: Политэкономический аспект.- Саратов, 1989.132 с.
  120. Н.П., Кузовкина Т. А. О показателях эффективности экономического образования.//Вестн. связи, 1985.-№ 5 С. 37−38.
  121. М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме.-М.:РАО, 1991 .—56с.
  122. В.К., Шемякин Б. П. Экономическое образование и воспитание школьников //Сов. пед., 1983.- № 11.- С.85−96.
  123. С.К. Психология успешного предпринимательства в США (Психологический ж-л.), 1993, — Т. 14.- № 15.- С.98−107.
  124. С.Л. Основы общей психологии/М.:Учпедгиз, 1946 704с.
  125. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Челябинск, 1984.- 17с.
  126. Д.Р. Экономика для школьников: Об экономическом воспитании уч-ся США: Ст. из США. // Экономика и орг.пром.пр-ва 1989.-№ 5.-С.158−161.
  127. Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж.Д., Хансен У. Л. Основные экономические понятия: структура преподавания.- М.: Аспект Пресс, 1995.
  128. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования./Дис.на со-иск. учен. степени доктора пед.наук.- М.:1990.
  129. И.А. Экономическое воспитание детей в семье,-М.:0-во «Знание» РСФСР, 1989 44,2. с.-20 см. — (В помощь лектору /О-во «Знание» РСФСР, Секция пропаганды педагогических и психологических знаний).
  130. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /Под ред. В. К. Розова -М.: Просвещение, 1988 -190, 2. е.- 22 см.
  131. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практич. задач (Методическое пособие для организаторов и преподавателей производственно-экономического обучения кадров: В.И. Матирко) -М.: Высш. шк.-1991 с.254- 1. с.-(Экономический всеобуч).
  132. Ъ9. Сидельковский А. П. Формирование у школьников экономической культуры: Сов. педагогика 1987.- № 1.- С.20−23.
  133. Сироткин J7.IO. Формирование личности: проблема устойчивости/ Казань: Изд. Казанского ун-та, 1992 175с.
  134. В.В. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика.- № 4.- 1981 .-76−84с.
  135. A.M. Методы активного обучения (Метод, пособие для преподавателей и организаторов профессионального и экономического обучения кадров).- М.: Высш.шк., 1991.- 175,1.с.-(экономич. всеобуч).
  136. И.А. Экономическое воспитание старшеклассников в процессе трудового обучения: Автореф.дис.канд.пед.наук-Киев, 1987.- С. 18.
  137. Совместная деятельность профтехучилища и базового предприятия по подготовке выпускников ПТУ и молодых рабочих к бригадной форме организации и стимулирования труда: Метод.рекоменд./ Под ред. В. Г Блуфорда.- М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- 84 с.
  138. В.Г. Экономическое образование старшеклассников в системе их политехнической подготовки: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М.: 1986.- 16с.14 В. Соловьев B.C. Личная нравственность и общее дело. Кн. Сочинения в двух томах.- Т.2.- 459−466 с.
  139. Д.Е. Формирование современного экономического мышления.-М.: Знание, 1984-С.4−11.
  140. B.C. Формирование конкурентно способного специалиста в профессиональной школе (на примере подготовки специалистов для сферы торговли и общественного пита-ния)/Дисс.канд.пед. наук.-Казань, 1999- 180с.
  141. В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста.— М.: 1 961 223 с.
  142. Н.М. Инновационные формы воспитания учащихся.- Казань: ИССО РАО, 1996.- 44с.151 .Твердохлебов Н. К. Совершенствование организационно-структурных форм и функций ученического самоуправления.-Дисс.канд.пед.наук.- 1981.- 212с.
  143. Л.П. Блочно-модульное построение курса истории Отечества для ССУЗ/Профес. образование, 1998.- № 2.- 89−95с.
  144. Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления.-Дис.канд.пед.наук.- Казань, 1990.
  145. А.Н. Изучение и формирование социально значимых мотивов труда у подростков: //Сов. пед., 1984.- № 3.- С.57−60.155 .Уледйв А. К. Общественная психология и идеология.-М.:Мысль, 1985.-268 с.
  146. К.А. Современное экономическое мышление.-М.: Политиздат, 1986.-239с.
  147. Ъ%.Файнберг И. М. Проблемные ситуационные задачи подготовки специалиста // Совершенствование педагогического мастерства преподавателей/Под ред. С. И. Архангельского.- М.: Знание, 1986.-90−98с.
  148. Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА-М, 1997 -СЗ.
  149. B.JT. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск. 1979.- 270с.
  150. Ь.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность/ М.: Педагогика 1986 -406с.
  151. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы/Сред.проф. образование: проблемы, поиски, решения,-М.: 1994, — 45−67с.
  152. Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей/ Проф. образование, 1998.-№ 1.- С. 3−18,123,160.
  153. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986.- 96с.
  154. А.Т. Совершенствование организации экономического образования и воспитания старшеклассников: Автореф.дис.канд. пед. наук-Киев, 1984.-25с.
  155. Хвв.Шумпетер Иозеф Алоиз Теория экономического развития,-М., 1982.-С. 197−261.
  156. Т.А. Экономическое образование в системе профессиональной подготовки будущего учителя трудового обучения./ Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Иркутск.-1996.- С. 168.
  157. П.Г. Очерки по философии образования/М.: 1993 412 с.
  158. Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1979 г.
  159. ПО.Эпштейн JJ.E. Экономика и ты.- М.: Молодая гвардия, 1972.!- 224 с. 171 .Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/ Самара, 1995.- 331с.
  160. Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентации у учащихся: Автореф.канд.пед.наук.- Челябинск, 1996.-21с.
  161. Предметы, введенные в учебный план торгово-кулинарного лш-ея с целью формирования у учащихся профессионально значимых экономических качеств
  162. Профессиональная подготовка общеобразовательный цикл кол-во часов распр по курсам1. Торговые вычисления 50 50 2. Учет и отчетность 50 50
  163. Основы бухгалтерской отчетности и анализ, хозяйственной деятельности 120 60 60
  164. Экономика отрасли 96 30 66
  165. Денежные обращения, финансы, кредит и налоговая система 60 20 406. Менеджмент 50 507. Маркетинг 56 56
  166. Внешнеэкономическая деятельность 56 569. Аудит 30 30
  167. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 60 6011 .Санитария и гигиена 17 17
  168. Деловая культура коммерсанта 100 80 20
  169. Делопроизводство и машинопись 50 50
  170. Цели и задачи преддипломной практики
  171. Виды работ (типовой перечень)
  172. Ознакомление с предприятием, его типом, структурой, спецификой работы и управления.
  173. Изучение организации охраны труда и противопожарной защиты на предприятии. Инструктаж по технике безопасности.
  174. Изучение должностных характеристик заведующей секцией, товароведа, руководителя предприятия.
  175. Изучение системы материальной ответственности на предприятии и организации, учета товарных и денежных средств, оперативного и планового контроля, организации договорных обязательств.
  176. Изучение организации торгово-технологического процесса торгового отдела и предприятия в целом.
  177. Изучение коммерческой деятельности предприятия и организации труда коммерсанта предпринимателя.
  178. Изучение организации труда торгового предприятия, т. е. устава штатного расписания, организация дела производства, управления и контроля.
  179. Изучение организации бухгалтерского учета, участие в проведении финансовых операций магазина.
  180. Целью производственной практики по специализации, как заключительного этапа учебно-производственного обучения и подготовка учащихся к самостоятельной работе при обслуживании покупателей.
  181. Инструктаж по безопасным условиям труда, ознакомление с торговым предприятием.
  182. Приемка и подготовка рабочего места к работе.
  183. Проверка наличия и исправности инвентаря и оборудования.
  184. Приемка товаров по количеству и качеству.
  185. Подготовка товаров к продаже.
  186. Размещение и выкладка товаров в торговом зале, оформление витрин.
  187. Участие в рекламе товаров, в рекламных мероприятиях проводимых предприятием.
  188. Участие в инвентаризации товаров и передаче материальных ценностей.
  189. Выполнение обязательных работ по эстетическому и культурному содержанию рабочего места.10. Обслуживание покупателей.
  190. Тренинг по предложению и рекламе товаров.1. Тематический планп/п Наименование темы осн. среднее образование полное среднее образованиедней часов дней часов
  191. Ознакомление с торговым инструктажем по распорядку дня торгового предприятия по правилам ТБ и пожарной безопасности. • 1 8 1 8
  192. Самостоятельное воспитание работ на конкретном рабочем месте (в секции) 9 64 9 64
  193. Обслуживание покупателей, тренинг по рекомендации товаров. 7 50 12 86
  194. Передача товарно-материальных ценностей, уборка рабочего места. 1 7 1 7
  195. Пробные квалификационные: работы. г 2 15 2 151. ИТОГО: 20 144 25 180
  196. Учебно-тематический план курса «Профессионально значимые качества специалиста» (30 часов)1. Тематика Количество часов1. Лекции Семинары1. Профессионально значимые качества специалиста 2 2
  197. Личностно значимые качества специалиста 2 2
  198. Умение общаться роскошь или необходимость? 2 2
  199. Качества, необходимые для достижения взаимопонимания в процессе общения с клиентом 4 2
  200. Самопознание пут к успеху 2 2
  201. Самовоспитание как фактор развития личности 2 4
  202. ПРОГРАММА КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ СТУДЕНТОВРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»
  203. Тема 1. Профессионально значимые качества специалиста
  204. Е.М., Догинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  205. М.С. Человеческая деятельность.- М.:Мысль, 1974.
  206. А.Б. Рождение специалиста. М., 1983.
  207. Е. В. Князева М.К. Технология успеха.- М., 1993.
  208. А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.
  209. П.Н. Новому обществу новую личность// Профессиональное образование.- 1996 — № 1. -С. 12−22
  210. Профессионально-этические нормы социальной работы — Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.
  211. К.Г. Этика деловых отношений.- Л., 1996
  212. Тема 2. Личностно значимые качества специалиста
  213. Тема 3. Умение общаться — роскошь или необходимость?
  214. Г. С. Введение в практическую психологию.- Брест, 1993.- № 1-С.5
  215. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество.- М.: Искусство, 1977. -№ 6.-С.5.
  216. Практическая психология образования/Под, ред. И. В. Дубровиной,-М., 1997, — 528 с. 4. Чернышева К. Г. № 9 стр 4.
  217. Ъ.Шепель В. М. Имиджиология: секреты личного обаяния.-М., 1994.- № 12-с.5г
  218. Тема 4. Качества необходимые для достижения в процессеобщения с клиентом
  219. Культура речи, общения и поведения. Понятия «коммуникативная компетентность».
  220. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов.- Казань, 1992.
  221. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л.: Лениздат, 1992.
  222. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992
  223. А.Ю. Управленческое общение: практические советы.- М., 1990.
  224. И.М. Психология взаимопониманиям).- Казань, 1991.
  225. Тема 5. Самопознание путь к успеху
  226. В.И. стр 8.- № 1,23. Осипов П. Н. стр 8.- № 5
  227. С.С. Познакомьтесь с собой Тула, 2000.5. Стиль жизни стр 7.- № 13.
  228. Тема 6. Самовоспитание как фактор развития личности
  229. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1.- Казань, 1996.
  230. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2.-Казань, 1998.
  231. П.Н. Сам себя воспитать должен- Казань: Кар-пол, 1995.
  232. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского СПб.: Питер Ком, 1998.
  233. Ь.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Ком, 1999.
Заполнить форму текущей работой