В структуру духовно-нравственного воспитания входит воспитание патриотическое. В процессе изучения окружающего мира патриотическое воспитание младших школьников осуществляется как на природоведческом, так и на обществоведческом материале. Природоведческие, географические аспекты содержания (необъятные просторы нашей Родины, ее природные богатства, красота природы…) способствуют формированию чувства патриотизма. В то же время, очевидно, что главная нагрузка в этой области ложится на обществоведческое содержание курса и, в первую очередь, на его историческую составляющую.
Любая историческая тема представляет возможности для рассмотрения «национальных свершений, открытий, побед». Даже такой мрачный период в жизни России как почти двух с половиной вековое «татаро-монгольское иго» (1243—1480 гг.) включал и ледовое побоище (Александр Невский), и сражение на Куликовом поле (Дмитрий Донской), и, наконец, освобождение Руси (Иван III). Однако наибольшую эмоционально-ценностную нагрузку в этом плане может нести урок или внеурочное мероприятие, специально посвященное национальным победам. С содержанием такого урока (тема «Слава России») можно познакомиться в пособии для учителя[1].
Патриотическое воспитание в педагогике традиционно соседствовало с воспитанием интернациональным. Формирование уважительного отношения к другим народам, их культурам, религиозным взглядам остается актуальной задачей и для современной школы. Не случайно в структуру учебных предметов начальной школы в соответствии с новым стандартом вводится курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Это направление учебно-воспитательной работы можно проиллюстрировать на примере урока «Расы и народы Земли»[2]. На этом уроке учеников знакомят с тем, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей (народов). Это отражено в основной мысли урока: «Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли». Для этого дается первичное представление о понятиях «раса», «народ» и «национальность», показывается различие в делении людей по расовому и национальному признаку, дети знакомятся с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности. Важно при этом способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умения видеть в каждом собеседнике прежде всего Человека. Воспитывается нетерпимое отношение к выражениям «низшая раса», «глупый» или «грязный народ», «черные» и др.
- [1] См.: Соловьева Т А., Рогалева Е. И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: деятельностный развивающий подход: 4 класс.
- [2] См .-.Данилов Д. Д., Сизова Е. В., Кузнецова С. С. Окружающий мир (Человек и человечество): 4 класс: методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2010.