Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация форм воспитательной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы взаимодействия школьников между собой в классе, школе, т. е. в близкой социальной среде: дебаты, тематический диспут, игра с деловым акцентом, дидактический театр, общественный смотр знаний; концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», художественные выставки в классе или школе; спектакли, коллективное творческое дело, трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, туристический… Читать ещё >

Классификация форм воспитательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собирать такую «коллекцию» не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожей на нее.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие[1].

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие[2].

Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения[1].

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Признаки могут быть количественными: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто данная форма используется в воспитательной работе.

По времени проведения все формы можно разделить следующим образом:

  • — кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • — продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  • — традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

  • — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • — деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • — инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

  • — результатом является информационный обмен;
  • — результатом является выработка общего решения (мнения);
  • — результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть следующими:

  • — индивидуальными (воспитатель — воспитанник);
  • — групповыми (воспитатель — группа детей);
  • — массовыми (воспитатель — несколько групп, классов).

В документах и материалах Федерального государственного образовательного стандарта, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются классификации форм на основе следующих признаков:

  • 1. виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);
  • 2. способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);
  • 3. характер включения учащихся в деятельность {формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);
  • 4. способ организации {организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);
  • 5. взаимодействие с другими коллективами и людьми {"открытые", проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);
  • 6. способ влияния педагога {непосредственные и опосредованные);
  • 7. степень сложности {простые, составные, комплексные).

Особенно важна для педагога классификация форм в зависимости от уровня воспитательных результатов детей. Ценным помощником при определении содержания и форм внеурочной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д. В. Григорьева и П. В. Степанова.[4] Опираясь на него, представим в обобщенном виде формы воспитательной деятельности детей.

Формы деятельности детей в зависимости от уровня воспитательных результатов.

Уровень результата.

Общая характеристика результата.

Формы деятельности.

Первый уровень.

Приобретение социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Формы взаимодействия учителя и ученика: беседа, рассказ, игра с ролевым акцентом, олимпиады, факультативы, посещение театров, музеев, галереи; занятия в кружках, объединениях; социальная проба, участие в делах класса, школы, экскурсии, туристические поездки.

Второй уровень.

Получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе.

Формы взаимодействия школьников между собой в классе, школе, т. е. в близкой социальной среде: дебаты, тематический диспут, игра с деловым акцентом, дидактический театр, общественный смотр знаний; концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», художественные выставки в классе или школе; спектакли, коллективное творческое дело, трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, туристический поход, краеведческий клуб.

Третий уровень.

Получение опыта самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, приобретает то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина, проявление гражданской идентичности.

Формы взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, социально-моделирующая игра, исследовательские проекты, школьный музей-клуб, внешкольные акции, благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности; художественные акции в социуме, социально-образовательный проект, туристическая экспедиция, поисковая работа, создание экологической тропы.

В соответствии с видами деятельности детей можно представить некоторые формы ее организации (табл. 8) в первичном коллективе, школе, социуме.

Формы организации деятельности детей.

Вид деятельности.

Средства организации деятельности.

В первичном коллективе.

В школе.

В социуме.

Познавательная.

Индивидуальные конкурсы и соревнования, конкурс кроссвордов, дискуссия, технологии развития критического мышления, «образ и мысль», «мастерская».

Школьные олимпиады, конкурсы эрудитов, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», интеллектуальные игры, создание научного общества, дидактический театр

Интернет-конкурсы, участие в муниципальных городских, областных проектах, социальных акциях, создание региональных муниципальных объединений одаренных (талантливых) детей.

Трудовая.

Встречи с людьми труда, различных профессий, оформление кабинета, беседы, дискуссии, подготовка подарков для младших детей, родителей, школе.

Выращивание овощей, цветов, рассады в теплицах, кружки, мастерские, трудовые операции по благоустройству кабинетов, школы, ремонтные бригады, изготовление и ремонт оборудования, изготовление кормушек.

Озеленение села, улицы, лагерь труда и отдыха, экскурсии на производство, охрана и посадка леса, благоустройство дворов, улиц, скверов, детских спортивных и игровых площадок.

Туристско;

краеведческая.

Рефераты, сообщения, операции «Бабушкин сундучок», составление туристских маршрутов, создание родословной, герба семьи, написание сочинений, стихов, конкурсы.

Краеведческий музей, туристский клуб, туристско-краеведческие фестивали, конференции, программа «От всей души», занятия в кружках народных промыслов, общество охраны природных памятников.

Походы и экспедиции, знакомство с чудомастерами, краеведческие исследования, народные праздники, праздники урожая, создание экологической тропы, школьное лесничество.

Художественная.

Беседа, встречи с творческими людьми, конкурсы, выставки творческих работ, творческие поздравления для младших детей, семейные творческие конкурсы.

Кружки художественной на правленности (танцевальный, ИЗО, вязания и т. п.), выставки, праздники семьи, постановка спектаклей, конкурсы видео творчества.

Посещение театров, выставок, участие в областных и муниципальных конкурсах творческих работ.

Окончание табл. 8

Вид деятельности

Средства организации деятельности

В первичном коллективе

В школе

В социуме

Спортивно;

оздоровительная.

Конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики, оздоровительные семейные прогулки, походы, беседы, дискуссии о правилах здорового образа жизни, тестирование, мастер-классы, тренинги.

Спортивные соревнования, спортивные семейные конкурсы, совет физкультуры и здоровья.

Участие в областных, городских и муниципальных соревнованиях, создание семейных клубов «За здоровый образ жизни».

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.

Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся следующие: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние педагога на детей более заметно, на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В связи с этим важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам взаимодействия педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль в этих формах: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы.

Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму по следующей схеме:

  • 1) название формы;
  • 2) продолжительность проведения;
  • 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;
  • 4) количество участников;
  • 5) кто организует деятельность;
  • 6) характер влияния педагога;
  • 7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

  • [1] Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — С. 93.
  • [2] Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 80.
  • [3] Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — С. 93.
  • [4] Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой