Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены и систематизированы инновационные формы и методы активизации учебной деятельности студентов в процессе специальной подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников (научно-исследовательская работа студентов, эвристические методы — ТРИЗ, АРИЗ, мозговой штурм и др.). На основе принципов теории проблемного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников
    • 1. 1. Деятельность по руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ педагогического опыта подготовки будущих учителей к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников
    • 1. 3. Проектирование модели формирования готовности будущих учителей технологии к руководству декоративно прикладным и техническим творчеством школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация учебной деятельности по формированию готовности к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников
    • 2. 3. Ход и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Комплексный подход к постановке образовательного процесса является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных аспектов всестороннего развития личности, как эстетическое и трудовое воспитание. Существенное значение в реализации единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством.

Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению моделей и изделий декоративно-прикладного искусства воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.

Необходимость развития технического и декоративно-прикладного творчества школьников ставит, в свою очередь, задачу подготовки квалифицированных педагогических кадров, способных развивать у детей элементы творчества.

Профессиональная подготовка педагогов-руководителей техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников — одна из важнейших задач высшей школы. Рассмотрению проблем высшего педагогического образования посвящены исследования С. И. Архангельского, И. А. Зимней, С. И. Зиновьева, А. Д. Сазонова, В. А. Сластенина.

Проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов решались рядом исследователей: O.A. Абдуллиной, В. П. Беспалько, В. Г. Рындак, В. А. Сластениным, Э. Ш. Хамитовым, Н. М. Яковлевой, которые раскрывают сущность и структуру педагогической деятельности как творческого процесса.

Вопросы творческого подхода к деятельности учителя исследовались в работах В. И. Андреева, A.C. Гаязова, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, A.B. Кирьяковой, В. В. Краевского, А. З. Рахимова. Реализация такого подхода осуществляется при использовании достижений психолого-педагогических наук, внедрении в школу творческих методов обучения и воспитания, при использовании средств, повышающих познавательную активность учащихся. Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого.

Интерес для нас представляют исследования в области политехнического образования (П.Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, С. Я. Батышев, Р.З. Тагариев), в которых рассматриваются вопросы формирования у студентов политехнических знаний в процессе трудовой подготовки и на занятиях по техническому и декоративно-прикладному творчеству.

Решению теоретических и практических вопросов подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к различным направлениям профессиональной деятельности посвящены исследования Ю. К. Васильева, Э. Д. Новожилова, C.B. Сальцевой, В. А. Полякова, С. Д. Чуркина.

Развитие технического творчества в учебной и внеклассной деятельности, а также в кружковой работе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования исследовали В. А. Горский, Б. М. Игошев, Д. М. Комский, Ю. С. Столяров.

Эффективность формирования творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Вопросы процесса руководства в педагогической деятельности поднимаются в работах B.C. Безруковой, М. М. Поташника, В. П. Стрезикозина, М. Н. Терехина. Профессиональная деятельность педагога рассматривается ими как организационно-управленческий процесс.

Проблема формирования готовности будущих педагогов к руководству техническим творчеством учащихся рассматривалась в работах л Н. В. Быстровой, В. Г. Козлова, С. М. Саламатовой,. С их точки зрения, детское декоративно-прикладное и техническое творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Для школьников характерно стремление работать сообща, коллективно. Такое стремление, воспитываемое с дошкольных учреждений, находит яркое выражение в учебной творческой деятельности. Исследования проблем коллектива и его влияния на личность ребенка обращают внимание на важность включения воспитанника в систему коллективных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Такая включенность приводит к существенным личностным изменениям (коррекция мо* тивов, социально-ценностная ориентация и др.).

При подготовке будущих учителей технологии необходимо уделить внимание непосредственному их участию в техническом и декоративно-прикладном творчестве. Развитию художественных и технических способностей студентов посвящены исследования, подтверждающие возможность использования организационных форм работы, отличных от стандартных учебных планов. В их числе вариативные курсы «Основы декоративного искусства» (Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин) — интегративный спецкурс «Народные промыслы и ремесла» (Ф.Ф. Абазов) — спецкурс «Декоративно-прикладное искусство народов Башкортостана и эстетическая культура будущих учителей» (З.Ф. Исламова) — курсы «Художественная роспись» и «Технология изготовления декоративных изделий из кожи» (В.П. Наумов) и ряд других. • Проблемы конструкторско-технологического образования в школе и вузе рассматривались Л. А. Болотиной, В. И. Качневым, Т. В. Кудрявцевым, Н. Ф. Хорошко. Психологические основы способностей к художественноконструкторской деятельности исследовались A.A. Мелик-Пашаевым, В. А. Моляко. В процесс управления творческой деятельностью учащихся они 9 включают методы диагностики творческих способностей, которые помогут понять, в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя. A.M. Василевская, А. П. Зверик, Э. Ф. Зеер, А. Н. Лук рассмотрели различные аспекты развития творческого мышления в целом и технического творческого мышления в частности, диагностики способностей к творчеству, психологическую структуру, динамику развития творческой деятельности. Д. Б. Богоявленская, Г. М. Лисовская исследовали соотношения рационального и интуитивного мышления в ходе обучения и развития творческой деятельности. В. И. Андреев, Э. де Боно анализировали принципиальные возможности обучения творчеству и разрабатывали системы тестов.

По вопросам методологии решения задач с техническим и конструк-* торским содержанием проведены исследования в работах Г. С. Альтшуллера,.

Г. А. Балла, A.B. Брушлинского, М. И. Денисова, Дж. Пойа, И. М. Низамова, А. Ф. Эсаулова и предложена стройная система условий, способствующих развитию индивидуальных творческих возможностей и готовности учащихся к нестандартным методам решения технических задач, помогающих, в свою очередь, выявить таящиеся в каждом подростке творческие способности, расковать воображение учащихся, научить их критически осмысливать современные технологии и производственные процессы, воспитать тягу к изобретательской и рационализаторской деятельности, техническому творчеству.

За последние годы вопросам формирования готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся были посвящены дис-% сертационные исследования A.B. Агеева, В. П. Басаргина (физический факультет), Н. Ф. Домонова, В. А. Герасева, Б. В. Сименач (индустриальнопедагогический факультет), С. Ю. Широковой, В. П. Наумова (технолого-экономический факультет).

Таким образом, сформировалась достаточная научно-методическая и психолого-педагогическая база для подготовки учителя, способного организовать творческую деятельность учащихся в процессе их технологического образования.

Проведенный анализ содержания образовательной области «Технология» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 30 600 — «Технология и предпринимательство», нормативных документов, программ, учебной и учебно-методической литературы, с исследованиями вопросов формирования конструкторских знаний и умений, развития навыков художественной, декоративно-прикладной творческой деятельности, показывает, что в педагогических вузах подготовке руководителей декоративно-прикладного и технического творчества школьников уделяется недостаточное внимание.

На основе теоретического анализа литературы, изучения современного состояния исследований технологического образования, собственного опыта работы в школе и вузе нами была определена проблема, выявлены и сформулированы противоречия между объективно существующими потребностями общества в разносторонне подготовленном учителе, способном осуществлять руководство декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и реальным содержанием профессиональной готовности учителя технологиимежду имеющимися потенциальными возможностями профессиональной подготовки к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, организационно-управленческих и содержательных сторон такого рода педагогического образования.

Важность и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Подготовка будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников» .

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что подготовка будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников будет более эффективной, если:

— разработана модель готовности будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников;

— спроектирована модель процесса формирования готовности к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников;

— при подготовке студентов реализован интегративный подход к содержанию и организации технической и декоративно-прикладной творческой деятельности;

— при обучении студентов решению технических и композиционных задач будут использованы эвристические методы активизации учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы подготовки учителей к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников и практический опыт ее осуществления.

2. Спроектировать модель процесса формирования готовности к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников.

3. Выявить и обосновать педагогические условия подготовки студентов технолого-экономического факультета — будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников, экспериментально проверить их эффективность.

4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации к курсам: «Декоративно-прикладное искусство» и «Основы творческой деятельности».

Методологической основой исследования являются положения закона диалектического развития личности и формирования профессиональных качествположения психологии и педагогики о развитии творческой личноститеория деятельности, культуры личностиинтегрированный подход к формированию содержания образовательных областейпроектный подходмоделирование образовательных процессовтеория решения конструкторских задач.

Теоретической основой исследования послужили также работы по формированию личности будущего специалиста-учителя с позиции идей творческой деятельности (В.Г. Рындак) — педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.З. Рахимов) — личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и технологического (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ф. Ш. Терегулов и др) подходовинтегративного подхода к процессу технологического образования (М.Н. Берулава, Ю.А. Самарин) — системного подхода к формированию технологической культуры (П.Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, В. Д. Симоненко, H.A. Томин) — системного подхода к высшему образованию (В.П. Беспалько, Э.Ш. Хамитов), непрерывному образованию (Б.С. Гершунский,.

Н.Д. Никандров), дополнительному образованию (C.B. Сальцева, А.И. Щетинская), воспитанию молодежи средствами искусства (Ю.Б. Алиев,.

Э.Т. Ардаширова, JI.C. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев и др.).

Решению поставленных задач способствовало использование научно-педагогических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблемеизучение и обобщение опыта деятельности педагогических вузов по улучшению качества подготовки специалистовметоды эмпирического исследования (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, наблюдение, анкетирование) — педагогический экспериментметоды математической статистики.

Исследования проводились поэтапно.

На первом этапе (1997;1998 г. г.) проводился теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы. Были определены исходные теоретические позиции и гипотеза, объект, предмет, цели и задачи исследования. Разработана программа констатирующего эксперимента и содержание опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1998;2000 г. г.) осуществлялся констатирующий эксперимент с целью выявления уровней теоретической и практической подготовленности студентов к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников. Разработаны и внедрены содержание, разнообразные активные формы обучения. В качестве основных средств были предложены учебные программы курсов «Основы творческой деятельности», «Декоративно-прикладное искусство», включающие в себя систему творческих заданий и задач. Определена тематика курсовых и дипломных проектов, тематика самостоятельных научных исследований.

На третьем этапе (2000;2002 г. г.) по разработанной программе обобщены и проанализированы теоретический и практический материал, результаты исследования. Были сформулированы основные выводы и практические рекомендации, осуществлено внедрение результатов исследования в практику. Оформлен текст диссертации.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе технолого-экономического факультета Стерлитамакского государственного педагогического института, Дворца пионеров и школьников и станций юных техников г. Стерлитамака. Различными видами экспериментальной работы были охвачены преподаватели и учащиеся средних школ №№ 7, 10, 29, 31.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: уточнены компоненты готовности специалиста, способного осуществлять руководство декоративно-прикладным и техническим творчеством школьниковсоздана модель профессиональной подготовки, построенная на основе интегрирования содержания декоративно-прикладной и творческой технической деятельностиустановлены критерии оценки уровня подготовленности студентов технолого-экономического факультета к руководству деятельностью школьников по декоративно-прикладному и техническому творчеству.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций по организации и руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников. Апробированы программы проведения кружковых занятий со студентами по художественной обработке древесины и металла. Предложены методические рекомендации «Технология художественной обработки материалов», «Курсовое проектирование по техническому творчеству», «Практикум в учебных мастерских», учебные программы «Основы творческой деятельности» и «Декоративноприкладное искусство», которые могут быть полезны преподавателям школ и педагогических вузов в процессе изучения методики преподавания техноло-^ гии, декоративно-прикладного и технического творчествапри организации кружковой и самостоятельной работы в вузе, школе и учреждениях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициямиадекватностью использованных методов целям и задачам исследованияопытной проверкой результатов исследования в строго учитываемых и контролируемых условияхприменением методов статистической обработки полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность учителя технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников, содержащая когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты, отражает его способность к предметно-преобразовательной деятельности и является показателем сформированности знаний и умений руководства этой деятельностью школьников.

2. Педагогические условия (проектирование процесса подготовкиинтегрирование содержания декоративно-прикладной и технической творческой деятельностииспользование проектной методики обученияиспользование эвристических методов) позволяют осуществлять более эффективную подготовку будущих учителей технологии к профессиональной деятельности в процессе руководства техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников образовательной области «Технология».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были изложены на заседаниях кафедр научных основ управле.

• ния школой, педагогики Башкирского государственного педагогического университета, кафедры технологии Стерлитамакского государственного педагогического института, на Всероссийских и Республиканских научнопрактических конференциях: «Технологическая и экономическая подготовка студентов в педагогическом вузе «(Москва, 1998 г.), «Совершенствование подготовки учителя технологии в педвузе» (Москва, 1999 г.), «Технологическая и экономическая подготовка в школе и вузе» (Москва, 1999 г.), «Студенческая наука в новых условиях: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 1999 г.), «Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего» (Уфа, 1999 г.), «Актуальные проблемы преподавания физики и астрономии в школе и вузе» (Стерлитамак, 2000 г.), «Технологическое образование в педагогических вузах и общеобразовательных учреждениях» (Киров, 2001), «Проблемы вузовской и школьной педагогики» (Глазов, 2001), «Технология, предпринимательство, экономика» (Тула, 2002), «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002), «Методология и методика изучения основ наук в современных условиях» (Бирск, 2002), а также на занятиях со студентами технолого-экономического факультета и со слушателями Башкирского института развития образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности, выявленных педагогических условий подготовки будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников позволили сформулировать следующие выводы:

1. Результатом подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников, состоящую из трех блоков дисциплин (технико-технологического, специального и методического), а также курсового и дипломного проектирования — является готовность студентов к осуществлению названной деятельности.

2. Когнитивный компонент в структуре готовности к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников формировался в системе их профессиональной подготовки. Предложенные нами курсы «Основы творческой деятельности» и «Декоративно-прикладное искусство» содержат интегрированный учебный материал.

3. Проектно-конструкторская, художественная деятельность в процессе выполнения творческих заданий (проектов) — решение технических задач с творческим содержаниемизготовление различного рода моделей техники, станочных приспособлений и других видов практической работы способствовало формированию деятельностного компонента.

4. Формирование мотивационного компонента готовности будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников осуществлялось на занятиях предложенных нами курсов. В процессе использования различных форм обучения (научно-исследовательская работа, деловые игры, кружковые занятия, упражнения направленные на развитие творческого воображения и т. д.) — эвристических и логических методов решения технических задач (метод фокальных объектов, морфологический анализ, вепольный анализ, метод «маленьких человечков», алгоритм решения изобретательских задач и т. д.) — участие в работе кружков по художественной обработке материалов (кожа, соломка, береста), дало положительные результаты: повысился интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству и уровень творческих способностей студентов.

5. Особое место в подготовке руководителя исследуемой деятельности школьников отводилось педагогической практике, как одному из средств вовлечения студентов в реальную, активную, профессионально-практическую деятельность.

Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности разработанных педагогических условий подготовки будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, требуют внесения изменений в систему профессиональной подготовки будущих учителей. Повышению профессиональной мобильности студентов технолого-педагогического факультета должно способствовать использование в процессе обучения в вузе не только предметов психолого-педагогического цикла, но и специальных учебных курсов, нацеленных на подготовку студентов к проведению учебно-воспитательной работы, организации творческой предметно-преобразовательной деятельности школьников. Это предполагает владение знаниями из области технического и декоративно-прикладного творчества.

Анализ педагогического опыта, учебных занятий, активности студентов во время них, степени понимания и усвоения изучаемого материала, диктует необходимость поиска новых путей, направленных на комплексное решение проблем повышения качества знаний у студентов и создания благоприятных условий для их обучения. В нашем исследовании определены педагогические условия подготовки студентов технолого-экономических факультетов педвузов к деятельности по техническому и декоративно-прикладному творчеству, выявлены знания и умения, требуемые в процессе руководства этой деятельностью школьников.

Определены и систематизированы инновационные формы и методы активизации учебной деятельности студентов в процессе специальной подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников (научно-исследовательская работа студентов, эвристические методы — ТРИЗ, АРИЗ, мозговой штурм и др.). На основе принципов теории проблемного обучения, профессиональной направленности и мотивации учения и труда разработана система творческих конструкторских задач, направленных на развитие творческого технического мышленияпредложена система творческих проектов по декоративной обработке материалов, формирующих художественно-преобразовательные знания и уменияпредложена тематика курсовых и дипломных проектов, охватывающая достаточно широкий круг вопросов методики преподавания технологии в школе и организации внеклассной и внешкольной работы с учащимисявыделена удовлетворяющая цели подготовки совокупность требований к ним.

Предложенная и апробированная нами модель подготовки к руководству деятельностью школьников в области технического и декоративно-прикладного творчества состоит из трех блоков дисциплин.

Блок общетехнической подготовки, к которому относятся сведения политехнического характера. Это дисциплины тесно связанные с техникой и технологией. К ним относятся «Машиностроительное черчение», «Технология конструкционных материалов», «Технологических практикум», «Детали машин» (и курсовое проектирование по деталям машин), «Основы проектирования оснастки», «Резание материалов. Станки и инструменты» (и курсовое проектирование) и др. Сведения этих предметов служат основой формирования знаний и умений в области технического конструирования.

Специальная подготовка к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников осуществляется посредством инвариантных курсов «Основы творческой деятельности», «Декоративно-прикладное искусство», «Основы моделирования и конструирования», и различных спецкурсов («Основы художественно-конструкторской деятельности») и курсов по выбору («Эстетика и дизайн», «Основы оформительского дела»). Данные дисциплины знакомят будущих учителей технологии с этапами технического и художественного конструирования, основами декоративной обработки материалов, методами решения конструкторских задач и т. п.

Методическая подготовка студентов к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников происходит на занятиях следующих дисциплин «Методика преподавания технологии» (и курсовая работа), «Методика графической подготовки», «Основы теории трудовой подготовки школьников», «Учебно-материальная база». Которые позволяют сформировать теоретические знания организации и руководства творческой предметно-преобразовательной деятельностью школьников на учебных занятиях и в системе кружковой работы. Практические умения и навыки формируются в процессе педагогических практик и при осуществлении руководства действующими объединениями школьников по техническому и декоративно-прикладному творчеству.

Каждая из названых сторон, при ее целенаправленном использовании, обеспечивает вклад в подготовку руководителей декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников. Задача состоит в том, чтобы получить не просто сумму вкладов, а обеспечить их органическую связь, придать им характер целостности.

Организационно-методическая система подготовки учителей технологии нуждалась в определении содержания и функций компонентов профессиональной готовности будущих учителей технологии к педагогической деятельности. Мы обосновали структуру указанной готовности в соответствии с логикой формирования ее структурных компонентов.

В специальных исследованиях готовность понимается как психологическое состояние и качественная характеристика личности. В широком смысле «готовность к определенному виду деятельности» — это мотивированный данным видом деятельности комплекс знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения социально значимых целей, результатов.

Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава отношений, сформированности и зрелости профессиональных качеств личности (ценностных ориентаций, убеждений, направленности личности, нравственных и психологических качеств и др.).

Готовность будущего учителя технологии к профессиональной педагогической деятельности является показателем полноценной подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы вузов позволили установить, что показателем готовности будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников является процесс его педагогической деятельности. Он направлен на передачу им знаний и умений из области технического творчества, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, выявление исходного и достигнутого уровня в подготовке школьников, определение целей и задач учебных занятий, планирование учебной деятельности, организацию процесса обучения, контроль и оценку работ учащихся, повышение творческой активности и самостоятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам определить следующий состав профессиональной готовности будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников:

— когнитивный компонент отражает наличие теоретических знаний, что обеспечивает осознанную деятельность, как в области декоративно-прикладного и технического творчества, так и при руководстве этой деятельностью школьников;

— деятельностный компонент отражает взаимосвязь и преемственность форм, методов, технологий обучения студентов в ходе профессионально-педагогической подготовки и выделяет знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные при руководстве техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников;

— в основе мотивационного компонента лежит формирование, воспитание качеств личности, определяющих позицию и направленность к творческой педагогической деятельности в области декоративно-прикладного и технического творчества.

Опыт лучших преподавателей свидетельствует, что задания интегра-тивного характера, показ связи знаний, полученных на уроках различных предметов, вызывает у студентов живой интерес. Студенты должны осознавать важность приобретения знаний на занятиях различных предметов, уметь осуществлять межпредметный перенос знаний. Реализация интегративного подхода помогает понять необходимость, важность изучения всех предметов учебного плана.

Следует учитывать и возможности реализации других видов интегра-тивных связей: по формируемым у студентов обще учебным умениям, методам и средствам обучения и воспитания, всестороннего развития.

В соответствии с одной из исходных позиций нашего исследования мы не меняем действующего содержания профессиональной подготовки. Однако, отдельные компоненты этого содержания и процесса формирования специалиста в вузе ориентируем на творческую деятельность. При этом, осуществляя такую ориентацию, мы рассматриваем задачи творческой подготовки не вместо задач формирования учителя технологии, а вместе с ними, т. е. дополняя существующие.

Экспериментальная проверка предложенного нами процесса подготовки будущих учителей технологии к руководству техническим и декоративно-прикладным творчеством школьников подтвердила выдвинутую гипотезу.

Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы и могут быть использованы при разработке соответствующих разделов педагогики и методики трудовой подготовки, а также при повышении квалификации учителей технологии (трудового обучения), обучении студентов пединститутов, руководителей кружков технического и декоративно-прикладного творчества школьников. Данное исследование не претендует на полное освещение всех затронутых вопросов. Дальнейшее изучение данной проблемы может быть направлено:

— на внедрение инновационных технологий в процесс обучения учителей технологии руководству предметно-преобразовательной деятельностью школьников;

— на разработку учебно-методического обеспечения вводимых специализаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1990.— 141 с.
  2. И.Н. Подготовка студентов педвузов к руководству формированием детского коллектива: Дисс.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1984,—155 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.-.Наука, 1980.-335 с.
  4. Актуальные проблемы современного образования: Научное издание. /Под ред. Махмутова М. И. — Казань: Центр инновационных технологий, 2001. —390 с.
  5. П.Н. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения в I-VII классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук.— М., 1989. — 16 с.
  6. Н.П. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения в I-VII классах: Дисс. .канд. пед. наук.— М., 1989.— 181 с.
  7. В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. — Ташкент: Фан, 1980.— 151 с.
  8. В.Е., Андрианов П. Н., Путилин В. Д. Дидактические основы развития технического творчества в процессе трудового обучения учащихся городских школ / Под ред. П. Н. Андрианова. — М., 1976. — 188 с.
  9. Г. С. Творчество как точная наука.- М.: Советское радио, 1976.- 195 с.
  10. А.Ф. Теория и практика допрофессиональной социализации старшеклассников: Автореф. дисс. докт. пед. наук.—Уфа, 2001.
  11. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.—М" 1985.—31 с.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988.-236 с.
  13. С.М. Педагогические условия подготовки студентов к использованию компьютерных технологий (на примере технолого-педагогического факультета педвуза). Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— Уфа, 2000.-18 с.
  14. В.А. Педагогические основы рациональной организаторской внеклассной работы в области техники- Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—М., 1971.—27 с.
  15. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1994. 32 с.
  16. Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике Метод, пособие для преподавателей и студентов пед. вузов, училищ, колледжей / Правление общества «Знание» России. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — М.: ТОО «Интел Тех», 1994. — 32 с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-метод. пособие.— М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  18. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  19. В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— М., 1968.— 24 с.
  20. Р.М. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя // Проблемы управления общеобразовательной школой. Вып. 2. Уфа, 1994. — 16 с.
  21. P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 2000. -35 с.
  22. P.M., Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. — Уфа: Китап, 2001. — 264 с.
  23. А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. —М.: Экономика, 1988. — 251 с.
  24. П.Р. Технология как предметная область трудовой подготовки школьников // Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докл. на научно-практ. конф. Брянск: БГПИ, 1994.-С. 4−10.
  25. П.Р. Технология как система // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. — М.: Изд-во РАО, 1996. — С. 8−20.
  26. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М., 1973. — 392 с.
  27. К.Ш. Формирование готовности школьников к труду в условиях рыночной экономики. -Уфа: Изд-во Башкирск, гос. пед. ин-т, 1993. -26 с.
  28. К.Ш. Логико-методологические аспекты педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Вып. 7. -Уфа: Изд-во Башкирск, гос. пед. ин-т, 1997. С.3−5.
  29. К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи. Монография. Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмы», 2001. — 207 с.
  30. К. Ш. Амиров А.Ф. Школа. Труд. Рынок: Монография. Изд-е 2-е, доп. и перераб. — Уфа: БГПУ, АН РБ. 2001. — 382 с.
  31. К.Ш., Амиров А. Ф. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий. — Уфа, 1994. —16 с.
  32. К.Ш., ПравдинЮ.П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учеб. пособие.—Уфа, 1988.—79 с.
  33. К.Ш., Юричка Ю. И. Социально-педагогические основы реабилитации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Уфа: Изд-во Башкирск, ин-та повышения квалификации работников образования, 1995. -34 с.
  34. Л.Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа:: Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Казань, 1996.— 25 с.
  35. И.И. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий как средство развития технического творчества школьников (на примере трудового обучения в 1У-Х кл.): Автореф. дисс. .канд. пед. наук.—М., 1975.—26 с.
  36. Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию : (Кружковая работа в 4−6 кл.): Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук.—М., 1983. — 15 с.
  37. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  38. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1976.-687 с.
  39. В.И. Развитие творческой активности подростков во взаимосвязи художественной и технической деятельности: Дисс.. канд. пед. наук.—М, 1976.—126 с.
  40. Безмоздин J1.H. Художественно-конструкторская деятельность человека. — Ташкент: «Фан», 1975.—243 с.
  41. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж. ин-та, 1993. — 320 с.
  42. П.И., Белан Е. П. Подготовка учителей интегративного предмета «Технология» // Школа и производство.— № 4. — С.90−93.
  43. A.A. Курс «Основы художественного конструирования» в педагогическом институте // Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте. — Вып. 1.— Л., 1975. -С.10−16.
  44. A.A. Межпредметные связи в процессе подготовки учителей черчения, рисования и трудового обучения //Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте. — Вып.2 — Л., 1977. —С. 3—10.
  45. В.И. Техническое творчество: Методические проблемы.-Ульяновск: Приволжск кн. изд-во. Ульяновск, отд-ние, 1975. 56 с.
  46. A.A. Формирование обобщенных конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— Челябинск, 1993.— 17 с.
  47. В.Л., Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления. Уфа: Баш. гос. пед. ин-т, 1992. — 141 с.
  48. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—М., 1998. 22 с.
  49. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелос АРВ, 2000. — 340 с.
  50. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  51. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 392 с.
  52. А.Н. Теоретические основы общетехнической подготовки в системе непрерывного образования. — М.: Москов. гос. пед ун-т, 1991.— 169 с.
  53. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  54. Л.А. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся IX-X кл. в процессе трудового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.— М., 1977.— 24 с.
  55. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т.— Гл. ред. A.M. Прохоров.— М.: Советская энциклопедия, 1974.
  56. И.В. Конструирование в курсе черчения: Учебное пособие.-Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1987.-156 с.
  57. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи: о нещаблонном мышлении: Пер. с англ. М., 1976. — 275 с.
  58. Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1969. 350 с. ил.
  59. А.Д. Графическая деятельность/Диссертационное исследование процесса формирования графических знаний, умений и навков у учащихся средней общеобразовательной школы/: Дис. .докт. пед. наук.-М., 1968.-760 с.(3 т.).
  60. A.B. Воображение и творчество // Проблема научногои технического творчества: Тез. докл. М.: 1967. С. 97−104
  61. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  62. O.A. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Брянск, 1999. -18 с.
  63. В.П. Взаимосвязь трудового и эстетического воспитания в общественно полезной деятельности учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995.—20 с.
  64. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей.—Рига: Изд-во «Лиес-ма», 1976.—128 с.
  65. Буш Г. Я. Тайны изобретательства. —Рига: Изд-во «Лиесма», 1973. — 96 с.
  66. В.М., Быстрова Н. Б. Программы организации творческой деятельности в процессе подготовки учителя технологии // Проблемы подготовки учителя технологии и предпринимательства.—Часть 2.— Брянск, 1995.—С. 13 14.
  67. Н.В. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Дисс. канд. пед. наук.—М., 1994.— 176с.
  68. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978.-175 с.
  69. С.М. Психология технического изобретательства: Автореф. дисс. докт. психол. наук.—Горький, 1952.—30 с.
  70. Ю.П. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самовысвобождающейся личности. Ставрополь, 1996.- 142 с.
  71. В.Г. Активизация технического творчества студентов: Учеб. пособие.—Красноярск: Изд-во Красноряск. ун-та, 1991. 160 с.
  72. И.П. О понятиях «лидерство» и «руководство» в группах // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми.— JL, 1970.— С. 45−46.
  73. JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967.— 78 с.
  74. A.C. Общество, государство, воспитание гражданина. Уфа, 2001.-117 с.
  75. В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских знаний и умений у будущих учителей трудового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—Челябинск, 1995.— 19 с.
  76. В.А. Педагогические условия формирования художественно- конструкторских знаний и умений у будущих учителей трудового обучения: Дисс. канд. пед. наук.— Челябинск, 1995.—208 с.
  77. В.А. Творчество на уроках черчения: Кн. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-144 с.
  78. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  79. В.Г., Плуток А. М. О комплексном характере подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся // Школа и производство.—№ 4.— 1987. С.59−60.
  80. В.А. Техническое конструирование: Для руководителей технических кружков школ и внешкольных учреждений.— М.: Изд-во ДОСААФ, 1977. — 128 с.
  81. В.А. Техническое творчество юных конструкторов. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1980.— 144 с.
  82. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника специальности «30 600 — Технология и предпринимательство» М., 1995. — 31 с.
  83. Э.П., Заяц Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования.—Киев: Об-во «Знание» УССР, 1975.— 20 с.
  84. E.H. Педагогические условия предметной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства в пед. вузах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Брянск, 1998.-21 с.
  85. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.— М.: Терра, 1994. — Т.4. — 688 с.
  86. С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Омск, 1999. 16 с.
  87. Н.Ф. Система подготовки студентов пединститута к организации внеклассной работы по физике в средней школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— М., 1975.— 20 с.
  88. А.Г. Методические условия конструкторско-технологической подготовки будущих учителей технологии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Брянск, 1999. 19 с.
  89. В.Н. Психология общих способностей (Серия «Мастера психологии»).-СПб.: «Питер», 1999.-368с.
  90. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук.- М.: 1983. -356 с.
  91. В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, 1984. 152 с.
  92. А.Ф., Руткевич М. Н. Век науки и искусство. — М.: Молодая гвардия, 1965. — 267 с.
  93. Т.Н. Трудовое обучение как средство эстетического воспитания младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— М., 1994.—16 с.
  94. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  95. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  96. В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  97. Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки к защите кандидатских диссертаций по педагогическим наукам: Метод, рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 34 с.
  98. Л.А. Организованный досуг как фактор воспитания и развития учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Липецк, 1998. — 19 с.
  99. З.Ф. Решение задач на занятиях в школьных мастерских: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—М., 1970.— 19 с.
  100. Г. Е., Зеленко Н. В. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством школьников // Школа и производство. 1986. -№ 12.-С. 57−60.
  101. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  102. С.И. Учебный процесс в современной высшей школе. -М.: Высшая школа, 1975. 360 с.
  103. И.И., Орехов А. Н. Обучение рациональным приемам //
  104. Вестник высшей школы. 1987.- № 5 — С. 22 — 26.
  105. Р.Ш., Абазов Ф. Ф. Интегративный курс «Народные промыслы и ремесла» // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя.—Тула: Изд-во Тульск, ун-та, 1996.— С. 86—87.
  106. ИсламоваЗ.Ф. Народное искусство как средство формирования этно-эстетической культуры будущих учителей начальных классов (На материале декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана): Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук.- Уфа, 1999. — 18 с.
  107. В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 38−45
  108. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В. А. Полякова. — М.: Просвещение, 1987.—191 с.
  109. И.Г. Формирование творческих способностей студентов в процессе трудового и эстетического воспитания: Дисс.канд. пед. наук—М., 1989.— 197 с.
  110. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИВШ, 1977. — 64 с.
  111. B.C. Система подготовки студентов физико-математического факультета пединститута к руководству физико-техническими кружками: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—М., 1986.—16 с.
  112. A.A. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство.—1997.—№ 2.—С. 10−11.
  113. В. И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: Автореф. дисс. докт. пед. наук.— Казань, 1982.—35 с.
  114. Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед.наук.—Челябинск, 2000. 19 с.
  115. Е.А. Психология и профессия // Школа и производство. -2000. № 6. — С. 71−79.
  116. В.Г. Педагогические условия подготовки студентов педвузов к организации технического творчества сельских школьников: Дисс.. канд. пед. наук.—Казань, 1992.— 199 с.
  117. П.П. Генезис природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры: Монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1995. — 148 с.
  118. В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников: Дисс.. канд. пед. наук.— М. 1 986 184 с.
  119. КомскийД.М. Подготовка руководителей детской технической самодеятельности в области радиоэлектроники, автоматики и кибернетики в педагогическом институте: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— М., 1963.— 20 с.
  120. Ю.А. Внутришкольный менеджмент.— М.: Новая школа, 1993.—140 с.
  121. Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в республике Башкортостан на 2001 -2005 г. г.
  122. Под ред. Чл.-корр. РАО Ахиярова К. Ш. — Уфа, 2001. — 46 с.
  123. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  124. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Самарск. гос. пед. ин-та, 1994. — 165 с.
  125. Краткая методика художественного конструирования.— М.: ВНИИТЭ, 1966.—280 с.
  126. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова. A.C. Вишнякова- Сост. М. Н. Колмакова, B.C. Суров. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Политиздат, 1988. 367 с.
  127. Краткий политический словарь / В. П. Абаренков, А. Г .Аверин, Ю. А. Агешин и др.- Сост. и общ. ред. JI.A. Оникова и Н. В. Шишлина. — 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 367 с.
  128. Краткий словарь по социологии /Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. — М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  129. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996. — 344 е.: ил.
  130. О.В. Педагогические условия формирования учебно-творческой деятельности будущих учителей технологии: Дис.. канд. пед. наук.—Уфа, 1998.- 176 с.
  131. Т.В. Психология технического мышления.— М.: Педагогика, 1975.—304 с.
  132. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для асп. и соиск. ученой степени-М.: «Ось-89», 1997.—208 с.
  133. В.В. Методологические основы непрерывной технологической подготовки в системе «семья—школа—ВУЗ». Самара: Самарск. гос. техн. ун-т, 2000. — 76 с.
  134. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб.—М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  135. A.B., Капустин B.C., Шайхелисламов Р. Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в 5−11 классах // Школа и производство.— 1997.—№ 1.—С. 6−9.
  136. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1972.—304 с.
  137. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, — 1969. — С.413−418.
  138. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — С.415 (Сер. «Педагогика и психология»)
  139. П.С. Проектирование по «Технологии» // Школа и производство — 1997. — № 3 — С. 15−19.
  140. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Оренбург, 2000. 21 с.
  141. ЛиньковаН.П. Откуда берутся изобретатели.- М.: Педагогика 1977. -78 с.
  142. Лук А. Н. Мышление и творчество.— М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  143. ЛындаА.С. Методика трудового обучения: Учебное пособие для пединститутов по специальности «ОТД и Т».— М.: Просвещение, 1977. — 232 с.
  144. Д.Б. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1999. — 21 с.
  145. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ефрона. — M.: ТЕРРА, 1994. — 536 е.: ил.
  146. МарчакМ.П. Пути и средства подготовки студентов педвузов к руководству техническим творчеством учащихся (на материале подготовки учителей общетехнических дисциплин и труда): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1988.-235 с.
  147. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального заведения к деятельности социального педагога. Автореф. Дис. д-ра. пед. наук. Казань, 1996. — 32 с.
  148. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-182 с.
  149. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88 с.
  150. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин / Под ред. Д. А. Тхоржевского.— М.: Просвещение, 1982. — 286 с.
  151. Е.А. Образовательный стандарт подготовки студентов ССУЗ энергетического профиля. ИССО РАО, 1997. — 56 с.
  152. Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход к обучениишкольников.—Казань: Изд-во «Мирас», 1997.—255 с.
  153. В.А. Психология творческой деятельности.—Киев: Об-во «Знание» УССР, 1978 — 48 с.
  154. A.A. Обучение техническому творчеству в педвузе.—Киев: Вища школа, 1981. — 112 с.
  155. Д.Т. Дидактические условия интегративного обучения в сельской общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1998. 166 с.
  156. .О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущих учителей трудового обучения- Автореф. дисс.. канд. пед. наук.— Киев, 1991.—23 с.
  157. А.Я. Анализ учебно-воспитательных ситуаций: Методические указания к курсу «Методика воспитательной работы». — Челябинск, 1989.— 41 с.
  158. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 144 с.
  159. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  160. НизамовИ.М. Формирование познавательных и практических умений у школьников: Учеб.-метод. пособие.— Уфа: Изд-во Башкирск. гос. пед. ин-та, 1991.— 126 с.
  161. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.:1. МИРОС, 1997.- 142 с.
  162. Н.Д. Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Сов. педагогика. 1982. — № 4. -С. 90 — 92.
  163. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже ты-сячилетий. М.: Пед. общество России, 2000.
  164. НовацкийТ. Основы дидактики профессионального обучения: Пер. с польск. — М.: Высшая школа, 1979. — 284 с.
  165. А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Педагогический поиск, 1994. -122 с.
  166. А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития. М., 1997. — 254 с.
  167. А.М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000, — 268 с.
  168. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики).— М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
  169. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учебное пособие. М.: МГПУ, ЦКФЛ РАО. 1996. 240 е., ил.
  170. ОконьВ. Введение в общую дидактику (С предисл. Т.А. Хмель). -М.: Высщ. шк., 1990. 381 с.
  171. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведковой. — 18-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1986. —797 с.
  172. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. Итоговый материал семинаров рабочей группы Комиссии по реформированию образования // Первое сентября.— 1997.—19 августа.
  173. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского.— М.: Высшая школа, 1977.— 504 с.
  174. Основы художественного конструирования: Практикум для технических вузов / A.B. Фольта, Н. Д. Бевз, Р. Смолинский, П. В. Юрковский.— Киев: Вища школа, 1978.— 142 с.
  175. М.Б. Технология — новый учебный предмет в школе. — Санкт-Петербург: Изд-во «Либра», 1993.— 140 с.
  176. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе подготовки учащихся профтехучилищ: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991. -479 с.
  177. .Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство. -Л., 1973-С. 5−12.
  178. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -638 с.
  179. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. — М.: Школа-пресс, 1997—512 с.
  180. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной.— М.: Просвещение, 1977.— 384 с.
  181. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание /Педагогика.— 1995.—№ 4—С. 59−63.
  182. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся // Дидактический анализ процесса т структуры воспроизведения творчества.
  183. М: Педагогика, 1972. -184 с.
  184. И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 620 с.
  185. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  186. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  187. В.А., Чистякова Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5, С. 5−9.
  188. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  189. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  190. .В. Проблема подготовки студентов к руководству техническим творчеством школьников (На материале студенческого конструкторского бюро пединститута): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1979. —195 с.
  191. ПосталюкН.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 204 с.
  192. Программа развития образования республики Башкортостан на 1993−1998 гг. Уфа, 1993. — 78 с.
  193. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
  194. Программы педагогических институтов: Техническое моделирование и конструирование. Начертательная геометрия и черчение.— М.: Просвещение, 1978.— 23 с.
  195. Программы пединститутов: Методика преподавания ОТД и ТО. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. Учебная технологическая практика. Практикум в учебных мастерских.— М.: Просвещение, 1980.— 89 с.
  196. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология 1−4, 5−11 кл. / Под. ред. Ю. Л. Хотунцева,
  197. B.Д. Симоненко.— М.: Просвещение, 1995.— 224 с.
  198. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.— М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.— 512 с.
  199. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие для студентов / М. К. Акимова, Г. А. Берулава, Е. М. Борисова и др.- Под ред. K.M. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  200. В.Д. Социальная направленность технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1976. — 79 с.
  201. В.Д. Развитие творческой активности учащихся профтехучилищ в учебное и внеучебное время: Методические рекомендации.— М.: Высшая школа, 1983.— 46 с.
  202. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы /А.П. Дьяченко, Г. В. Горченко, А. И. Степанов и др.- Науч. ред.
  203. C.B. Рахманин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991.— 160 с.
  204. В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физики: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 1972
  205. В.М. Теория и методика подготовительной деятельности учителя технологии: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — Челябинск 1997 -35 с.
  206. А.З. Психодидактика: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во «Творчество», 1996. — 191 с.
  207. А.З. Психология творчества: Учебное пособие. Уфа: НОК, 1995.-121 с.
  208. Э.В. Взаимосвязь творческого и исполнительского компонентов деятельности учащихся на занятиях по техническому труду: Дисс.. канд. пед. наук.—М., 1984. — 163 с.
  209. Рос. Пед. Энциклопедия: В 2 тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998 — 672 е., ил. Т.2 — 1999.
  210. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 246 с.
  211. СЛ. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973 —416 с.
  212. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя: теория и диагностика. М., 1994. — 114 с.
  213. А.Д. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя / Под ред. д-ра пед наук, проф. А. Т. Маленко. Челябинск — Курган: Изд-во Челябинск, и Курган, гос. пед. ин-тов, 1994. — 110 с.
  214. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 240 с.
  215. С.М. Формирование у студентов конструкторских знаний и умений в процессе трудовой подготовки на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—М., 1986.— 17 с.
  216. СальцеваС.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Оренбург: ОГПУ, 1986.- 150 с.
  217. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.— М., 1998.-246 с
  218. A.JI. Руководитель: слово и дело: (Социально-психологич. аспекты). — М.: Политиздат, 1983. —159 с.
  219. В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—М., 1994.— 20 с.
  220. С.М. Дидактические основы формирования и развития содержания учебных дисциплин в техническом вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 1993.— 21 с.
  221. .В. Дидактические условия формирования системы кон-структорско-технологических знаний и умений у студентов (на материале подготовки учителей общетехнических дисциплин): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Киев, 1982. -19 с.
  222. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997.— 264 с.
  223. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. JL: Изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1976. — С. 30−47.
  224. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.— 160 с.
  225. СливковаМ.Г. Психологические особенности решения конструкторских задач: Дисс. канд. психол. наук.— М., 1974.— 163 с.
  226. Словарь прикладной социологии /Сост. К.В. Шульга- Ред кол.: Г. П. Давидюк и др. М.: Изд-во Университетское, 1984.- 317 с.
  227. Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: Кн. для учащихся ст. классов сред, общеобразоват. шк. / Сост. Н. С. Чернавин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.—288 с.
  228. В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
  229. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. —271 с.
  230. Л.П. Педагогические условия подготовки учащихся в кружках технического моделирования к творческой деятельности на производстве: Автореф. дисс. канд. пед. наук.— М., 1986.— 18 с.
  231. .А. Дидактические проблемы руководства детским техническим творчеством // Детское техническое творчество. — Владимир, 1970.—128 с.
  232. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсунов, К. В. Шульга. — Изд. 2-е. перераб. и доп. —Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
  233. Социология / Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский. — М.: Мысль, 1990. — 446 с.
  234. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В. А. Сластенина.— Ярославль. 1976.— 130 с.
  235. А.П. Техническое творчество как средство подготовки старшеклассников, к труду на автоматизированном производстве: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—М, 1985.— 17 с.
  236. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-736 с.
  237. В.П. Руководство учебным процессом в школе. — М.: Просвещение, 1972. — 270 с.
  238. Студия дизайна: (Методические материалы в помощь организаторам кружков и студий дизайна) / М-во нар. обр-я УССР- Сост. П. А. Петропавловский.— Киев, 1991. — 51 с.
  239. ТагариевР.З. Формирование творческой личности — социальная функция современной сельской школы // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. — М.: Изд-во РАО, 1996. — С.3−8.
  240. Р.З. Экологическое образование сельских школьников. -М.:РАО, 1996.-257 с.
  241. М.Г., Хамитов Э. Ш. Общественно-полезный труд и воспитательная работа в сельской школе // Сов. педагогика. 1988. —№ 12. -С. 16- 19.
  242. O.A. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология»: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Брянск, 2000. -25 с.
  243. Ф.Щ. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. -296 с.
  244. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование — новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа, 1998. — 232 с.
  245. М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1982. —128 с.
  246. Техническое конструирование и моделирование: Учебное пособие для пединститутов по специальности 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / В. В. Колотилов, Ю. И. Иванов, В. А. Рузанов и др.- Под общей ред. В. В. Колотилова. М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
  247. Н.Д., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущих учителей в процессе вузовской общепедагогической подготовки. — Челябинск: Челябинск, гос. пед ин-т, 1986. — 72 с.
  248. Е.В. Формирование диагностических умений у будущих учителей-воспитателей в процессе вузовской подготовки: Дисс.. канд. пед. наук.—Уфа, 1995.— 193 с.
  249. ТрубинаЛ.Н. Формирование индивидуально-творческих умений в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей труда: Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук.—Челябинск, 1998. 18 с.
  250. Трудовое воспитание и обучение в школах республики / Сб. статей. Составитель З. М. Тагирова.—Уфа: Башкирск. кн. изд-во, 1989. 184 с.
  251. C.B. Экономическая подготовка разновозрастных школьников в системе дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—Уфа, 1999.-20 с.
  252. Д.А., ГеттаВ.Г. Внедрение проблемного обучения на уроках труда // Школа и производство.— 1997.— № 4.— С. 6−16.
  253. Ю.С. Подготовка студентов педвуза к осуществлению политехнического образования школьников (на материале производственно-технологической практики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1977.19 с.
  254. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника.—М.: АПП ЦИТП, 1992.— 168 с.
  255. Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду: Учебно-методическое пособие. М., 1986.
  256. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  257. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования. Образовательная область «Технология». Проект // Школа и производство.- 1997. № 3 — С. 2−14.
  258. Е.А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду (в условиях Центра творчества): Авто-реф. дисс. канд. пед. наук.—М., 1999. 18 с.
  259. Философский энциклопедический словарь-М.:ИНФРА-М, 1998.576 с.
  260. B.C. Измышления о педагогике. Уфа: Башкирск. кн. изд-во, 1998.—96 с.
  261. Г. Ф. Производственная графика в системе многоуровневой подготовки специалистов на художественно-графическом факультете. Уфа: БГПИ, 1994.- 110 с.
  262. Г. Ф. Уроки черчения уроки откровения: Учебное пособие. — Уфа: Китап, 2000. — 2000. — 224 с.,'ил.
  263. Э.Ш. Основы педагогической профориентации: Учеб. пособие для студентов и слушателей ФПК. Москва-Уфа: Изд-во Башкир, гос. пед. ин-та, 1990. — 173 с.
  264. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Юрист, 1997.—512 с.
  265. Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников: теория и практика.— Ставрополь: Изд-во Ставропольск. гос. пед. ин-та, 1993.—Часть 1 —260 с.
  266. Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников: теория и практика.— Ставрополь: Изд-во Ставропольск. гос. пед. ин-та, 1994.— Часть 2.— 266 с.
  267. Ю.Л., Симоненко В. Д. Коцепция и содержание экспериментальной программы образовательной области «Технология» // Учитель Башкортостана. 1996. — № 5. — С. 84−85.
  268. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина O.A. Проекты в школьномкурсе «Технология» // Школа и производство.—№ 4.— С. 84−89.
  269. Художественное проектирование: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд 7 Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин и др.- Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина.— М.: Просвещение, 1979.— 175 с.
  270. С.Д. Научно-методические основы технолого-экономической подготовки студентов в педагогическом вузе: Монография. -М.: Моск. Пед. ун-т, 1997. 357 с.
  271. Е.М. Формирование профессиональной направленности технического творчества студентов педвуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.—М., 1979.— 19 с.
  272. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
  273. Ф.В. Педагогический менеджмент. Уфа, 2000. — 260 с.
  274. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980.-357 с.
  275. С.Ю. Подготовка будущих учителей технологии к руководству художественно-конструкторской деятельностью школьников: Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 189 с.
  276. Школа и выбор профессии / Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. -М.: Педагогика, 1987. 176 с.
  277. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований // Сб. научн. трудов. Под ред. Ю. И. Юричка. Вып. 3. М.: 1998. -230 с.
  278. Экспериментальная программа образовательной области «Технология».—М., 1994.—270 с.
  279. П.К. «Изобретательство и привилегия», Спб., 1997. -126 с.
  280. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Дисс. докт. психол. наук.— JL, 1974.—364 с.
  281. А.Ф. Психология решения задач.— М.: Высшая школа, 1972.—216 с.
  282. К.Г. Основы управления школой. Уфа: БГПИ, 1998. -144 с.
  283. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-214с.
  284. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  285. С.И. Педагогические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах средствами интеграции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. -20 с.
  286. П.М. Технические способности и их изучение у учащихся // Вопросы психологии способностей школьников. — М., 1964. — С. 207−227.
  287. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: изд-во Челябинск, гос. пед. института, 1991. -128 с.
  288. Madigan S., Rouse М. Picture memory and visual generation processes //The American Journal of Psychology. 1974. — Vol. 87. — P. 151 — 158
  289. Percival F., Eillington H.A. Handbook of Educational Technology. L., 1984.- 12 p.
  290. Rosman Josef The psychology of the invent, 1931.- 214 p.
  291. Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с декоративно-прикладным творчеством. Ваши искренние ответы помогут повысить качество профессиональной подготовки будущих учителей технологии.
  292. Располагаете ли Вы знаниями, позволяющими разграничить понятия ДПИ и искусство (подчеркнуть нужное).
  293. Да Затрудняюсь ответить Нет
  294. Закончите предложение. Декоративно-прикладное искусство-это.
  295. При разработке изделий ДПИ наиболее важное значение имеет:
  296. Утилитарное назначение Художественная выразительность
  297. При разработке изделия, композиции нужно ли учитывать выразительные свойства и особенности обработки материала? Назовите эти свойства и особенности. Приведите примеры.
  298. Какие средства композиции Вы знаете? (перечислите)
  299. Можно ли использовать средства композиции в конструировании технических изделий, (нужное подчеркнуть)
  300. Да. Нет. Другой вариант ответа.
  301. Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с руководством внеклассной и внешкольной деятельностью школьников. Ваши искренние ответы помогут повысить качество профессиональной подготовки будущих учителей технологии.
  302. Владеете ли Вы знаниями из области руководства, достаточными для осуществления данной деятельности? (нужное подчеркнуть)
  303. Да Нет Затрудняюсь ответить
  304. Что, по Вашему мнению входит в понятие руководства?
  305. Существуют ли, какие-либо особенности руководства внеклассной и внешкольной деятельностью школьников? Если да, то дайте краткую характеристику.
  306. Какие факторы нужно учитывать при организации внешкольной деятельностью учащихся (перечислите)?
  307. Вставьте недостающие на Ваш взгляд этапы процесса руководства
  308. Целеполагание. Результат.
  309. Какие методы вовлечения школьников в творческую деятельность, вы можете назвать?
  310. Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с творческой деятельностью в области техники. Ваши искренние ответы помогут повысить качество профессиональной подготовки будущих учителей технологии.
  311. Какими качествами характера личности должен обладать, с Вашей точки зрения, человек творческий? Имеет ли значение род деятельности?
  312. Непохожесть, оригинальность, уникальность. .Продолжите ряд.
  313. Что по Вашему мнению означают понятия «стереотип мышления», «инерция мышления».
  314. Находчивость, изобретательность. Продолжите ряд.
  315. Можно ли развить изобретательность, или это врожденное качество?
  316. Да. Нет. Другой вариант ответа.
  317. Какие методы поиска решений изобретательских задач Вы знаете? (перечислите)
  318. Чему, с вашей точки зрения, наиболее подчинены законы изобретательства? (Нужное подчеркнуть и пояснить)
  319. Интуиции. Логике. Другой вариант ответа.1. Благодарим Вас за ответы.
Заполнить форму текущей работой