Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров — педагогов-психологов в вузе
Диссертация
Актуальность исследования. Российская система педагогического образования в настоящее время находится на пути решения задач обеспечения нового качества подготовки будущих педагогов, владеющих профессиональными компетенциями. Общая стратегия реализации компетентностного подхода определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Концепцией долгосрочного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров — педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки
- 1. 1. Исследовательская компетенция как психолого-педагогический феномен
- 1. 2. Исследовательская компетенция будущих бакалавров — педагогов-психологов
- 1. 3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров — педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки
- Выводы по первой главе
- Глава II. Реализация организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров — педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки
- 2. 1. Ориентирование будущих бакалавров — педагогов-психологов на исследовательскую деятельность как организационно-педагогическое условие формирования их исследовательской компетенции
- 2. 2. Включение будущих бакалавров — педагогов-психологов в исследовательскую деятельность как организационно-педагогическое условие формирования их исследовательской компетенции
2.3. Обогащение опыта исследовательской деятельности будущих бакалавров -педагогов-психологов в процессе практической подготовки как организационно-педагогическое условие формирования их исследовательской компетенции .122
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
- Адольф В.А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007. 204 с.
- Андреев В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения // Современная высшая школа. 1978. № 1. С. 25−27.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981. 240 с.
- Андриенко A.B. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2001. 220 с.
- Анцыферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., 1961. 151 с.
- Артюшкин О.В., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности // Сб. научных трудов. Вып. 11. Новосибирск, 2002. 208 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 316 с.
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М., 2006. 72 с.
- Бауман 3. Индивидулизированное общество/ пер. с англ.- под ред. B.JI. Иноземцева. М., 2005. 390 с.
- Белых С.JI. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. A.C. Обухова. Ижевск, 2008. 72 с.
- Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М., 2008. 128 с.
- Беспамятных Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб, 2002. 20 с.
- Богословский В.И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность реализация в Болонском процессе: методическое пособие для студентов. СПб., 2007. 55 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 173 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8−14.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах, воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 1999. 560 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогический компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23−31.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием: (на материале подготовки педагога и психолога): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 353 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского Университета, 1984. 200 с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51−55.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 204 с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М., 1999. 75 с.
- Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М., 2004. 84 с.
- Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / Под ред. В .А. Сластенина. М., 2004. 192 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М., 2000. 336 с.
- Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000. 112 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002. 400 с.
- Гиннэ C.B., Игнатова В. В. Формирование базовых аналитических умений будущих инженеров-механиков: монография. Красноярск. 2007. 256 с.
- Горбунова JI.H. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования: дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. 412 с.
- Давыдов В.П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. М., 2006. 128 с.
- Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 35−44.
- Деркач A.A. Акмеологическая культура личности. Содержание, закономерности, механизмы развития. М., 2006. 496 с.
- Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студентов в образовательном процессе вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2003. 198 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология в образования: учебное пособие 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. 592 с.
- Елагина Л.В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода (методология, теория, практика): автореф. дис.. д-рапед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2009. 59с.
- Еремина О.В. Развитие научно-исследовательской деятельности бакалавра юриспруденции: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2011.22 с.
- Жук O.JI. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие- под общ. ред. O.JI. Жук. Минск, 2007. 192 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23−30.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007. 240 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. 382 с.
- Зимняя И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М., 2001. 170 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34−42.
- Зимняя И.А. Материалы к семинару «Компетентностный подход в современном образовании». Пермь: ПГТУ, 2004. 15 с.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14−20.
- Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии, № 5. 2007. С. 51−62.
- Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003. 101 с.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. 2008. № 1. С. 4−24.
- Игнатова В.В. Психологические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск. 2000. 272 с.
- Ильина Н.Ф. Подготовка учителя к созиданию новой школы // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научно конференции. Т. 1 / ред. кол. / М. И. Шилова (отв. ред.). Красноярск, 2009. 380 с.
- Ильина Н.Ф. Организация исследовательского обучения в педагогическом вузе // Инновации в образовании. 2010. № U.C. 70−77.
- Ильясов И.И. Проектирование курсов обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей. М., 1994. 208 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных. М., 1988. 319 с.
- Канторович Н.Я. Технология личностно-ориентированной подготовки будущего учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности: монография. Новокузнецк, 2005. 158 с.
- Козырева Е.Ч. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 1999. 17 с.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М., 2007. 288 с.
- Кондрух В.И. Теоретические основы построения педагогической системы исследовательской подготовки преподавателей профессионально-педагогического колледжа: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2001. 363 с.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 175 б-р от 29.12.2001 г. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.html (дата обращения: 22.12.2011).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 22.12.2011)
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2006. 400 с.
- Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие. М., 2007. 352 с.
- Красноперова H.A. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2004. 196 с.
- Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М., 2007. 288 с.
- Кулюткин Ю. Н. Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. 156 с.
- Ларионова О. Компетентность основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 118−122.
- Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5−12.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.
- Леонтович A.B. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: автореф. дис.. канд. пс. наук: 19.00.13. М., 2003. 20 с.
- Лингводидактический энциклопедический словарь (некоторые термины и определения) URL: http://www.elective.ru/arts/lan06-t0517-p26046.phtml (дата обращения: 25.02.2012)
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.46−57.
- Макет ФГОС ВПО. М., 2007. 22 с.
- URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/22 0207m.htm
- Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР (Материалы 1-й Всесоюзн. Конф.). М., 1981. С. 13−15.
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования. М., 2011. 144 с.
- Методическое руководство для студентов к написанию курсовых работ по педагогике / сост. Т. И. Петрова, O.A. Сидоренко, Т. А. Шкерина, А. И. Шилов, Е. А. Авдеева. Красноярск, 2011. 80 с.
- Настройка образовательных структур в Европе. URL: http ://www.unideusto.org/tuningeu/images/stories/documents/General brochure Russia n version. pdf (дата обращения: 1.06.2012)
- Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1969.448 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: http://dvfu.ru/umu/zakrf/doktrinl.htm (дата обращения: 20.06.2012)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Д. А. Медведев Пр-272 04 февраля 2010 г. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 22.12.2011).
- Нелюбов С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2001. 18 с.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. 302 с.
- Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе. М., 2009. 134 с.
- Новиков A.M. Методология образования. М., 2002. 320 с.
- Новиков A.M. Новиков Д. А. Методология научного исследования. М., 2010. 280 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН. М., 1993. 960 с.
- Осипова С.И. Инновационный подход к подготовке преподавателей для системы профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. С. 72−75.
- Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. 336 с.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для вузов. М., 2009. 192 с.
- Пассов Е.А. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М., 1993. 159 с.
- Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод, пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. М., 2010. 160 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. 640 с.
- Педагогическая аксиология: монография / отв. ред. д-р пед. наук. проф. Г. И. Чижакова, д-р пед. наук, проф. В. А. Сластенин. Красноярск, 2008. 294 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962. 219 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. 247 с.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2007. 266 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007. 368 с.
- Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых // Педагогика. 2005. № 5. С. 71−78.
- Психологическая помощь. Электронный ресурс. URL: http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher/ (дата обращения: 12.05.2012)
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д, 1998. 543 с.
- Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971. 176 с.
- Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Ряписов H.A. Механизм оценки компетенций в системе управлением образованием: монография. Новосибирск, 2007. 127 с.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ги) / http://www.researcher.ru/index.html (дата обращения: 12.05.2012)
- Саволайнен Г. С. Социокультурное взаимодействие в образовательном процессе педагогического вуза и школы: обновление содержания, технологий подготовки и мониторинга: монография. Красноярск, 2005. 316 с.
- Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.256 с.
- Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138−143.
- Сельдимирова P.A. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Новокузнецк, 2004. 342 с.
- Сенько Ю.В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания: учеб. пособие. М., 2007. 189 с.
- Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. Новосибирск. 2008. 166 с.
- Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1998. № 9. С. 41−42.
- Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. 192 с.
- Слободчиков В.И. Основы педагогической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М, 2000. 416 с.
- Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М., 1979. 624 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 304 с.
- Собкин B.C., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. Т. XI XII. Вып. XXI. М., 2007. 200 с.
- Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. URL: http: mon.gov.ru/dok/akt/4674. (Дата обращения: 8.09.08)
- Социальный энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках- редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М., 1998. 488 с.
- Степанова И. Ю., Адольф В. А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: монография. Красноярск, 2009. 520 с.
- Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: методическое пособие. СПб., 2008. 179 с.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль, 2008. 256 с.
- Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. М., 2006. 72 с.
- Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. Киев. 2002. 286 с.
- Сухина H.A. Формирование исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2006. 161 с.
- Сычкова Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета. Магнитогорск. 2002. 223 с.
- Тавелевич A.M. Учебный словарь лингводидактических терминов: теория и практика преподавания языков и культур. Омск. 2004. 51 с.
- Талманова Т.М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 217 с.
- Тарасова С.И. Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2001. 190 с.
- Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20−26.
- Туркина М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2000. 205 с.
- Ушаков A.A. Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 411−415.
- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-k-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-profilnogo (дата обращения: 20.06.2012)
- Феськова E.B. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности. Красноярск, 2004. 110 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильечев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. М., 1983. 840 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991. 474 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд. М., 2001. 719 с.
- Фокин Ю.Г. Определение основных терминов дидактики высшей школы // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор, информ. НИИВО. Вып.4. 1995. 60 с.
- Холодцова И.И. Учебно-исследовательская деятельность как средство профессиональной ориентации старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 23 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.1. С. 58−64.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М., 2002. 437 с.
- Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2011. 190 с.
- Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 11−16.
- Чикишева A.C. Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2006. 178 с.
- Чикунова Г. К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 166 с.
- Шаповалов A.A. Аз буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул. 2002. 123 с.
- Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2001.24 с.
- Шипилова Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2001.24 с.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. 320 с.
- Шишов С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования образование в мире. 2001. № 4. С. 8−19.
- Шкерина JI.B. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Красноярск. 2005. 274 с.
- Шкуркина JI.H. Управление профессиональным развитием учителей в условиях инновационно образовательной практики школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2002. 19 с.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков: монография. Улан-Удэ, 1994. 236 с.
- Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педвуза: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1977. 192 с.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. Красноярск, 2008. 152 с.
- Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. URL: http://www.сое.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework EN. pdf (Дата обращения: 10.05.08)
- Francois Fluckiger. Understanding Networked Multimedia. Prentice Hall, 1995. 600 p.
- Hadfield Jill Classroom Dynamics. Oxford University Press, 1992. 180 p.
- Hartig J., Klieme E. Moglichkeiten und Voraussetzungen technologiebasierter Kompetenzdiagnostik Eine Expertise im Auftrag des Bundesministeriums fur Bildung und Forschung. Bildungsforschung Band 20. Bonn, Berlin 2007. s. 108.
- Heinrich P. Kelz. Interkullturelle Kommunikation und WirtschaftsdeutschDidaktik / In: Das Wort Germanistisches Jahrbuch./ -DAAD-/Hg. / M., 2000−2001.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 march, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
- Klieme E. Leutner, D. Kompetenzmodelle zur Erfassung individueller Lernergebnisse und zur Bilanzierung von Bildungsprozessen. Beschreibung eines neu eingerichteten Schwerpunktprogramms bei der DFG. Zeitschrift fur Padagogik, 52. 2006. s. 876−903.
- McCelland D.C. Testing for competence rather than for „intelligence“. American Psychologist. 28. 1973. p. 1−14.
- Mertes L. Thinking and writing // Middle School Journal. 1991. Vol. 22. p.
- Weinert F.E. Konzepte der Kompetenz. Paris: OECD. 1999.
- White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review. 1959. № 66. p. 297, 333.
- Методика 1. Карточка-задание на выявление отношения будущих бакалавров 1111 к исследовательской деятельности и представлений о ней и ее компонентах (для студентов первых курсов).
- Методика 2. Карточка-задание на выявление отношения будущих бакалавров ПП к исследовательской деятельности и представлений о ней и ее компонентах (для студентов четвертых курсов).
- Методика 3. Эксресс-диагностика изучения значимости различных видов компетенций для будущих бакалавров 1111.
- Методика 4. Опросник на выявление понимания и признания будущими бакалаврами ПП профессиональной значимости овладения исследовательской компетенцией.
- Методика 5. Анкета М. А. Туркиной. Готовность к исследовательской деятельности.
- Методика 6. Тест 1 выявление у будущих бакалавров 1111 понимания сущности основных исследовательских умений, составляющих основу исследовательской компетенции (1 вариант).
- Методика 7. Тест 2 выявление у будущих бакалавров 1111 понимания сущности основных исследовательских умений, составляющих основу исследовательской компетенции (2 вариант).
- Методика 8. Задание 1 выявление у будущих бакалавров 1111 уровня сформированности когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО („Логика научного исследования“).
- Методика 9. Карта оценивания уровня сформированности технологического компонента ИК будущих бакалавров 1111.
- Методика 10. Учебно-профессиональные задания исследовательского характера по дисциплинам „Теоретическая педагогика“ и „Теория обучения и воспитания“.
- Уважаемые студенты! Вам предлагается ответить на вопросы карточки с целью выявления Вашего отношения к исследовательской деятельности, представлений о ней, об умениях, которыми должен обладать педагог-психолог -исследователь.
- Дайте определение понятию „исследовательская деятельность“?
- Необходимы ли исследовательские умения педагогу-психологу?
- Назовите основные, на Ваш взгляд, исследовательские умения?
- Необходима ли специальная Вам подготовка к написанию исследовательских работ? Проводится ли она? Если да, то в каких видах учебной и внеучебной деятельности?
- С какими трудностями Вы сталкивались при написании исследовательских работ?1. Сообщите о себе:1. ФакультетКурс
- Благодарим за участие в нашем исследовании!
- Уважаемые студенты! Вам предлагается ответить на вопросы карточки с целью выявления Вашего отношения к исследовательской деятельности, представлений о ней, об исследовательских умениях, которыми должен обладать педагог-психолог.
- Какие виды профессиональной деятельности педагога-психолога Вы знаете?
- Какие умения более, а какие менее нужны в профессиональной деятельности будущему педагогу-психологу?
- Какое значение имеют исследовательские умения в профессиональной деятельности педагога-психолога?
- Помогут ли исследовательские умения в учебно-познавательной деятельности при обучении в вузе? Дайте аргументированный ответ.
- Могут ли исследовательские умения сформироваться сами по себе, без целенаправленной для этого работы?
- С какими трудностями Вы сталкивались при написании исследовательских работ?1. Сообщите о себе:1. ФакультетКурс
- Благодарим за участие в нашем исследовании!
- Уважаемые будущие бакалавры педагоги-психологи!
- Цель: определить степень значимости различных видов компетенций для будущих бакалавров 1111.
- Организационно-управленческая5. Коммуникативная6. Аналитическая7. Исследовательская8. Математическая9. Информационная10. Методическая1. Сообщите о себе:1. Ф.И.О.1. ФакультетКурсГруппа1. Спасибо за работу!
- Выявления уровня сформированности мотивационного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров 1111.
- Ключ к обработке экспресс-диагностики
- Уровень сформированности мотивационного компонента ИК Суммарный количественный показатель (баллы)высокий от 1 до 3 включительносредний от 4 до 7 включительнонизкий от 8 и более
- Уважаемые будущие бакалавры ПП!
- Цель: выявление понимания и признания будущими бакалаврами 1111 профессиональной значимости овладения исследовательской компетенцией.
- Современное общество нуждается в людях склонных и готовых к исследовательской деятельности
- Исследовательские умения являются профессионально важными умениями будущего бакалавра ППО
- Применение исследовательских умений значительно облегчает решение учебно-профессиональных задач
- Исследовательские умения не пригодятся в моей будущей профессиональной деятельности
- При решение учебно-профессиональных задач я постоянно использую исследовательские умения
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение определять проблему исследования, ее актуальность
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение определять объект и предмет исследования
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение определять цель и задачи исследования
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение определять гипотезу исследования
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение проводить педагогический эксперимент
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение статистически обрабатывать результаты эксперимента1. Утверждения Отношения
- Да (согласен) Иногда (сомневаюсь) Нет (не согласен)
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение анализировать.
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение организовать исследовательскую деятельность учащихся
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение вести научную дискуссию, аргументировано отстаивать свою току зрения.
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение подготовить публикацию или вступление по результатам своей научной работы.
- Для моей успешной профессиональной деятельности в будущем необходимо в процессе обучения в вузе развивать и формировать умение самостоятельно разрабатывать анкету, опросник, тест и другие контрольно измерительные и диагностические материалы.
- Уровень освоения будущими бакалаврами ПП исследовательской компетенции не определяет уровень его профессионализма.
- Высокая степень профессиональной подготовки будущего бакалавра ПП невозможна без овладения им исследовательской компетенции на учебно-профессиональном материале.
- Для успешной профессиональной деятельности будущего бакалавра ПП совсем не обязательно развивать и формировать исследовательскую компетенцию.
- Использование исследовательских умений не облегчит решение учебно-профессиональных задач.1. Сообщите о себе:1. Ф.И.О.2. ФакультетКурсГруппа
- Благодарим за участие в нашем исследовании!1. Обработка результатов
- Данный опросник направлен на выявление уровня сформированности мотивационного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров 1111.
- Ключ для обработки опросника
- С целью получения количественно-выраженной информации об уровне сформированности мотивационного компонента исследовательской компетенции при обработки результатов экспертной оценки условно введены следующие цифровые значения:1. Оценка в баллах
- Да (согласен) Иногда (сомневаюсь) Нет (не согласен)1. 3 2 12. 3 2 13. 3 2 14. 1 25. 3 2 16. 3 2 17. 3 2 18. 3 2 19. 3 2 110. 3 2 111. 3 2 112. 3 2 113. 3 2 114. 3 2 115. 3 2 116. 3 2 117. 1 2 318. 3 2 119. 1 2 320. 1 2 3
- Уровень сформированности мотивационного компонента ИК Суммарный количественный показатель (баллы)низкий От 20 до 32 включительносредний От 33 до 46 включительновысокий От 47 и более
- Уважаемые будущие бакалавры 1111!
- Цель: выявление характера отношений студентов к исследовательской деятельности и ведущих мотивов участия в ней.
- Какие мотивы участия в учебно-исследовательской деятельности являются для Вас наиболее значимыми? Ответьте не более 4-х вариантов:
- Интерес к познанию нового-
- Интерес к самому процессу познания-
- Возрастает авторитет среди сокурсников-24. Личностное саморазвитие-25. Возрастает самоуважение-
- Возможность глубже изучить педагогику и психологию-
- Возможность развития личностных качеств (целеустремленность, самоорганизация и др.) —
- Овладение умениями значимыми для профессиональной деятельности, с целью занять достойное положение в обществе.
- Умеете ли Вы работать с печатными и иными источниками информации?
- Какими исследовательскими умениями, включая умственные приемы и операции, Вы владеете? Подчеркните выбранный вариант/ы: анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.1. Свой вариант:.
- При выполнении заданий по каким дисциплинам, Вы используете исследовательские умения?
- Обладаете ли Вы исследовательскими качествами ума: аналитичность, гибкость, критичность, любознательность? Подчеркните выбранные вариант/ы.
- Владеете ли Вы перечисленными приемами? Подчеркните выбранные вариант/ы: — самоорганизация в исследовательской деятельности-- планирование работы-- коррекция действий-- проведение само анализа, оценки, контроля.1. ТЕСТ 1
- На выявление у будущих бакалавров ПП понимания сущности и содержания ряда исследовательских умений, составляющих основу их исследовательскойкомпетенции
- Уважаемые будущие бакалавры ПП!
- Напоминаем, что правильность наших выводов будет зависеть от точности и искренности Ваших ответов.
- Цель: выявление наличия знания будущими бакалаврами об основных исследовательских умениях, представляющих основу исследовательской компетенции, и понимание их сущности.
- Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Отнеситесь к этой процедуре серьезно и ответственно.1. Успешной Вам работы!
- Наименование исследовательских умений, входящих в структуру исследовательской компетенции будущих бакалавров ПП № варианта ответа
- Умение обосновывать актуальность исследования
- Умение формулировать противоречия
- Умения формулировать проблему
- Умение определять объект и предмет исследования
- Умение формулировать цель исследования
- Умение формулировать гипотезу исследования
- Умение формулировать задачи исследования
- Умение использовать метод анализа
- Умение использовать метод абстрагирование
- Умение использовать метод конкретизации
- Умение использовать метод аналогии
- Умение использовать метод моделирования
- Умение использовать метод наблюдения
- Умение использовать метод беседы
- Умение использовать метод интервью
- Умение использовать метод анкетирование
- Умение использовать метод дедукции
- Умение использовать метод индукции
- Умение использовать метод идеализации
- Умение проводить эксперимент
- Умение использовать метод синтеза
- Умение использовать метод сравнения
- Умение использовать метод тестирование1. Методика 6
- Варианты ответов (определения)
- Умение, связанное с разработкой и использованием специально разработанных опросников, на которые даются ответы в письменной форме, позволяющий осуществить массовый сбор материала- (анкетирование)
- Умение, предполагающее изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание- (моделирование)
- Умение, предполагающее расчленение частей целого на составные элементы, т. е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого- (анализ)
- Умение, связанное с определением поля научных поисков и конкретного аспекта его изучения- (определение объекта и предмета исследования)
- Умение, связанное с определением степени важности научного исследования в конкретной социокультурной ситуации- (актуальность)
- Умение, связанное с выявлением несогласованности, несоответствия между какими-либо противоположностями внутри единого объекта- (противоречия)
- Умение, связанное с определением конечного результата научного исследования в целом- (цель)
- Умение, связанное с формулированием частных целей научного исследования- (задачи)
- Умение проводить целенаправленное обследование испытуемых, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики- (эксперимент)
- Умение, связанное с рассуждением от общего суждения к частному суждению, познания отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил- (дедукция)
- Умение, связанное с рассуждением от более частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений-(индукция)
- Умение, связанное с проверкой предположений о взаимоотношениях между факторами педагогического воздействия и его результатами- (гипотеза)
- Умение, связанное с мысленным конструированием понятий об объектах, отсутствующих в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире- (идеализация)
- Умение, связанное с практическим или мысленным соединением частей или свойств изучаемого объекта в единое целое- (синтез)
- Умение, связанное с сопоставлением познаваемых объектов с целью выявления сходства и различия между ними- (сравнение)
- Умение организовывать диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе- (беседа)
- Умение публично обсуждать, высказывать различные точки зрения, оценивать испытуемого по исследуемому вопросу- (интервью)
- Умение, связанное с целенаправленным, одинаковым для всех испытуемых обследованием, проводимым в строго контролируемых условиях, позволяющим объективно измерять изучаемые характеристики- (тестирование)
- Умение, связанное с активным, целенаправленным познавательным процессом, опирающимся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность- (наблюдение)
- Умение, связанное с определением границ достоверного знания и прогнозированием путей развития нового знания- (проблема)
- Умение, связанное с воссозданием предмета из вычлененных ранее абстракций, (конкретизация)1. Сообщите о себе:1. Ф.И.О.1. ФакультетКурсГруппа
- Спасибо за работу! Обработка теста1. Правильные ответы:1. 7- 2. 8- 3. 22- 4. 6- 5. 9- 6. 14- 7. 10- 8. 4- 9. 5- 10. 23- 11. 3- 12. 2- 13. 21- 14. 18- 15. 19- 16. 1- 17. 12- 18. 13- 19. 15- 20. 11- 21. 16- 22. 17- 23. 20.1. Ключ для обработки теста
- Выявление уровня сформированности когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров 1111:
- Уровень сформированности Количество правильных ответов
- Низкий от 13 до 16 включительно
- Средний от 17 до 20 включительно1. Высокий от 21 и более
- Уважаемы будущие бакалавры 1111!
- Напоминаем, что правильность наших выводов будет зависеть от точности и искренности Ваших ответов.
- Цель: выявление наличия знания будущими бакалаврами об основных исследовательских умениях, представляющих основу исследовательской компетенции, и понимание их сущности.
- Инструкция: Внимательно прочитайте определение основных исследовательских умений, выберите правильный ответ, на ваш взгляд, вариант ответа, приведенный ниже, отметив его галочкой или обведя соответствующую букву.
- Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Отнеситесь к этой процедуре серьезно и ответственно.1. Успешной Вам работы!
- Продолжение приложения 1 Методика 7
- Умение, связанное с определением конечного результата научного исследования в целом.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с определением границ достоверного знания и прогнозированием путей развития нового знания:
- A) обосновывать актуальность исследования- Б) формулировать проблему исследования-
- B) определять объект исследования- Г) определять предмет исследования.
- Умение, связанное с разработкой и использованием специально разработанных опросников, на которые даются ответы в письменной форме, позволяющий осуществить массовый сбор материала:
- A) использовать абстрагирование- Б) проводить наблюдение-
- B) проводить эксперимент- Г) проводить анкетирование- Д) применять индукцию.
- Умение публично обсуждать, высказывать различные точки зрения, оценивать испытуемого по исследуемому вопросу:
- A) проводить тестирование- Б) проводить анкетирование-
- B) проводить моделирование- Г) проводить интервью-1. Д) проводить наблюдение.
- Умение проводить целенаправленное обследование испытуемых, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики:
- A) проводить анкетирование- Б) проводить эксперимент-
- B) проводить тестирование- Г) проводить наблюдение.
- Умение организовывать диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, предполагающее расчленение частей целого на составные элементы, т. е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с нахождением неизвестных признаков исследуемого предмета, опираясь на ранее приобретенные знания о другом предмете, сходном с ним, переносить информацию от одного предмета на другой на основе некоторого отношения между ними.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с мысленным конструированием понятий об объектах, отсутствующих в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с рассуждением от более частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, предполагающее изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с практическим или мысленным соединением частей или свойств изучаемого объекта в единое целое.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с сопоставлением познаваемых объектов с целью выявления сходства и различия между ними.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с определением степени важности научного исследования в конкретной социокультурной ситуации:
- A) определять концептуальность- Б) обосновывать актуальность-
- B) формулировать проблему- Г) определять новизну.
- Умение, связанное с определением поля научных поисков:1. A) определять факты-1. Б) разрабатывать модель-
- B) определять объект- Г) определять феномен.
- Умение, связанное с определением элемента, подлежащего непосредственному изучению в научной работе:
- A) определение новизны- Б) определение цели-1. B) определение задач-1. Г) определение предмета.
- Умение, связанное с предложением возможных путей решения проблем, способов достижения поставленной цели:
- A) формулирование гипотезы- Б) формулирование тезисов-
- B) формулирование аргументов- Г) формулирование доказательств.
- Умение, связанное с целенаправленным процессом сбора информации путем непосредственного восприятия и регистрации процессов или явлений. Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с выявлением несоответствий между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, относящееся либо к практике (и только к одной ее стороне или аспекту), либо к теории (и то же только в одном каком-то аспекте).
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с формулированием конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с рассуждением от общего суждения к частному суждению, познанием отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
- Правильный вариант ответа:
- Умение, связанное с воссозданием предмета из вычлененных ранее абстракций.
- Правильный вариант ответа: Сообщите о себе:1. Ф.И.О.1. ФакультетКурсГруппа1. Спасибо за работу !1. Правильные ответы:
- Выявления уровня сформированности когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров 1111:
- Уровень выраженности Количество правильных ответовнизкий от 13 до 16 включительносредний от 17 до 20 включительновысокий от 21 и более
- Логика научного исследования»
- Уважаемые будущие бакалавры ПП!
- Действия исследователя Индивидуальный ответ Правильный ответ
- Выдвижение гипотезы исследования
- Определение этапов и сроков решения
- Определение задач, содержания и методики опытно-экспериментальной работы
- Выбор экспериментальной и контрольной группы
- Постановка цели исследования
- Прогнозирование положительных результатов опытно-экспериментальной работы и ее возможных негативных последствий
- Определение предмета исследования
- Определение методологической основы исследования
- Выбор методов исследования
- Определение проблемы исследования
- Внедрение результатов исследования
- Реализация и корректировка экспериментальной технологии
- Анализ степени разработанности темы
- Формулирование выводов и подведения итогов исследования
- Действия исследователя Индивидуальный ответ Правильный ответ
- Постановка задач исследования
- Подготовки диагностических материалов
- Определение перспектив дальнейшего изучения проблемы
- Разработка критериев и методов оценки ожидаемых результатов экспериментальной работы1. Выявление противоречий
- Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Определение объекта исследования
- Определение структуры работы, формулирование названий ее глав и параграфов1. Сообщите о себе:1. Ф.И.О.1. ФакультетКурсГруппа1. Спасибо за работу!
- Ключ для обработки задания 1
- Выявление уровня сформированности когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров 1111:
- Уровень выраженности Количество правильных ответов
- Низкий от 15 до 18 включительно
- Средний от 19 до 21 включительно1. Высокий от 22 и более---Баллы Критерии ¦—-— 1 балл 2 балла 3 балла1 2 3
- Рефлексивная оценка результатов своего исследования1 и) Оформление1 и) Выступление14.42 ИтогЯ