Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования
Обоснованы принципы отбора содержания элективных курсов: научностикультурологичностидоступностипрочности знанийинтегра-тивностидифференцированной профессиональной направленностиприоритета деятельностного содержания перед информационнымдополнительностиадаптируемости и вариативности. Определившиеся методологические позиции явились основанием для отбора содержания обучения элективных курсов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме повышения уровня информационной культуры специалистов в системе дополнительного профессионального образования
- 1. 1. Информационная культура как предмет научного исследования
- 1. 2. Сущностные характеристики информационной основы деятельности специалистов научно-технической сферы
- 1. 3. Концепция непрерывного образования как фактор совершенствования информационной подготовки в системе дополнительного профессионального образования
- 1. 4. Иерархия информационной культуры в системе непрерывной информационной подготовки
- Выводы по главе
Глава 2. Моделирование процесса повышения уровня информационной культуры специалистов научпо-техннческой сферы в условиях дополнительной информационной подготовки и его опытно-экспериментальная апробация
2.1. Учет методологических подходов и дидактических принципов при моделировании процесса повышения уровня информационной культуры специалистов в процессе дополнител ьной информационной подготовки
2.2. Моделирование процесса повышения уровня информационной культуры специалистов в условиях учреждения дополнительного профессионального образования
2.3. Уточнение целей обучения и отбор содержания дополнительной информационной подготовки специалистов
2.4. Особенности методического процесса повышения уровня информационной культуры специалистов
2.5. Исследование эффективности реализации модели повышения уровня информационной культуры специалистов
Выводы по главе
Список литературы
- Абдуллйна, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования / O.A. Абдуллйна — М.: 1990. — 141 с.
- Абумова, Г. И. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук / Г. И. Абумова. М., 2001. — 287 с.
- Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Авдеев М.: Владос, 1994. — 336 с.
- Алейников, В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Алейников. Брянск, 1998. — 22 с.
- Андреев, A.A. Введение в дистанционное обучение / A.A. Андреев // Компьютеры в учебном процессе. -М.: Интерсоцинформ, 1998. № 2. — С. 25 — 68.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Казан. ун-т, 1988.-238 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: учебное пособие / В. И. Андреев. — Казань: Казанский государственный ун-т, 1996. Т. 1. — 56 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод, пособие / В. И. Андреев.- М.: Высш. школа, 1981.-240 с.
- Андреева, В.В. Проектирование и реализация системы многоуровневой подготовки специалистов в области информационных технологий: Дис. докт. пед. наук: 13.00.08 /В.В. Андреева. Н. Новгород: ВГИПУ, 2005. — 375 с.
- Антонова, С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия / С. Г. Антонова // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. Вып.З. — М.: 1996. — С. 23 — 28
- Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Архангельский, С.И., Мизинцев В. П. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса / С. И. Архангельский, В. П. Мизинцев // Новые методы и средства обучения. М.: 1989. — № 3.
- Асмолов, А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России / А. Г. Асмолов // Инновационная деятельность в образовании: Меж-дунар. междисциплинар. Науч.-практ. журн. 1994. — № 3. — С. 9 — 13.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат — 1980.- 368 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Наука 1981. 432 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский, Ю.К. Развивать разнообразные формы передового педагогического опыта и творчества учителей / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические соч. -М.: Педагогика, 1989. 187 с.
- Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / И. Д. Багаева // Профессионализм педагога. Ч. 1. -Ижевск, С.-Пб, 1992. С. 19.
- Батурина, Г. И. Показатели качества знаний и умений учащихся / Г. И. Батурина // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. М., 1973. — С. 157.
- Бахтиярова, JI.H. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности (на примере бизнес-планирования): Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Бахтиярова, A.A. Чер-вова. Н. Новгород: ВГИПА, 2002. — 26 с.
- Белкин, E. J1. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью / E. J1. Белкин. Ярославль: ЯГПИ, 1974. — 227 с.
- Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997. — 225 с.
- Беляева, А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / А. П. Беляева / Ин-т профтехобразования РАО, ИТЭ СПб.: Радом, 1995. — 49 с.
- Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3 — 8.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 352 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГПИ, 1977. — 308 с.
- Библиотечные компьютерные технологии: Сб. статей. Вып. 1- 2 / Ром. гос. б-ка. Сост. O.A. Лавренова. — М.: Пресс, 1996. — С. 18.
- Бизюк, В.В. Формирование информационной культуры учащихся 10 классов в процессе самостоятельной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Бизюк. М.: 1993. — 24 с.
- Богданов, В.А. Систематическое модеоирование личности и социальная психология / В. А. Богданов. Д.: Изд-во Ленинград, университета, 1987.- 145 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл.ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с. •
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 11−17.
- Боровков, А.Б. Диагностическая функция информационно-образовательной среды / А. Б. Боровков // Электронный журнал Вопросы Интернет образования. — 2003. -.№ 10. Интернет: http://center.fio.ru/vio/. гviol O/default.htm
- Брановский, Ю. Работа в. информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в.России. 2002. — № 1. — С. 81 — 87.
- Бутенко, Ю.Б. Методика формирования информационной основы деятельности специалиста (на примере подготовки специалиста в области организации коммерции): Дисканд. пед. наук / Ю. Б. Бутенко. Тамбов, 2000. — 210 с.
- Валеева, Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. / Н. Ш. Валеева. Казань, 1998.- 40 с.
- Велихов, A.B. Основы информатики и компьютерной техники / A.B. Велихов. М.: COJIOH-Пресс, 2003. — 544 с.
- Викулина, М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография / М. А. Викулина. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 136 с.
- Винер, Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине: Пер. с англ. Под ред. Г. Н. Пивоварова / Н. Винер. М.: Наука, 1983. — 343 с.
- Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов, А. Синюк // Высшее образование в России. 2000. — № 2. — С. 41 — 42.
- Виноградов, В.А. Информационная культура, как фактор повышения информационной деятельности / В. А. Виноградов. Л.: Наука, 1990. -216 с.
- Виноградов, В.А. Культура и информация /В.А. Виноградов, Л. В. Скворцов // Теория и практика общественно-научной информации. -1992.-№ 2.- С. 25−31.
- Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. -М.:-Молодая гвардия, 1978. -216 с.
- Воройский, Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник / Ф. С. Воройский.- М.: Либерея, 2001. 536 с.
- Вохрышева, М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. статей, М.: 1994. — С. 117 — 124.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М., 1956.-218 с.
- Гальперин, П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность обучения / П. Я. Гальперин // Возростная и педагогическая психология. Пермь, 1974. — 119 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Кн. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. -254 с.
- Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин 7/ Сб. Психологическая наука в СССР, -Т.1.-М., 1975.-184 с.
- Гершунский, Б.С. Дидактическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики / Б. С. Гершунский, Я. Пруха. Киев: 1979. — 128 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — С. 69.
- Глушков, В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики / В. М. Глушков. М.: Наука, 1986. — 488 е. .
- Гнеденко, Б.В. Введение в теорию массового обслуживания / Б. В. Гнеденко, И. Н. Коваленко. М.: Наука, 1966. — 431 с.
- Горбачук, В. 1нформатиКа як штегральна наука / В. Горбачук // 1нформащя та нов1 технологи. 1993. — № 1. — С. 11−16.
- Горбенко, В.Ф. Повышение информационной культуры студентов / В. Ф. Горбенко // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. М.: 1995. — 190 с.
- Горлова, И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики / И. И. Горлова // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред.Ю. С. Зубова и И. М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994.-215 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М.:1995. — 383 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 201 600 Радиоэлектронные системы. -М.: Госкомвуз, 1995. — 20 с.
- Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. Монография / Г. А. Кручинина. М.: изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1996. — 176 с.
- Гречихин, A.A. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / A.A. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. — С. 12−39.
- Густов, П.В. Базовые элементы информационно-коммуникационной среды: Учебная программа / И. А. Коршунов, П. В. Густов. Н. Новгород: ГОУ НИЦ, 2003. — 8 с.
- Густов, П.В. Менеджер :информационно-коммуникационных систем: Учебная программа / И. А. Коршунов, П. В. Густов, И. Е. Петухов. -Н.Новгород: ГОУ НИЦ, 2005. 8 с.
- Густов, П.В. Обзор элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в современной Германии / И. А. Коршунов, А. А. Трифилова, П. В. Густов и др. // Инновации. 2005. — № 8. — С. 17−21.
- Густов, П.В. Основы информационной культуры: Учебная программа / П. В. Густов. Н. Новгород: ГОУ НИЦ, 2003. — 8 с.
- Густов, П.В. Пространственное моделирование на базе системы ГЕОС®- КЗ / М. В. Лагунова, П. В. Густов.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. 48 с.
- Густов, П.В. Профессионально-ориентированные электронные информационно-коммуникационные ресурсы: Учебная программа / И. А. Коршунов, П. В. Густов, И. Е. Петухов. Н. Новгород: ГОУ НИЦ, 2003. — 8 с.
- Густов, П.В. Ресурсы Интернет для технологий, инноваций и бизнеса: Учебное пособие / П. В. Густов, И. А-.Коршунов. Н. Новгород: ГОУ НИЦ, 2003. — 230 с.
- Густов, П.В. Современные электронные патентные ресурсы / И. Е. Петухов, П. В. Густов // Актуальные вопросы охраны интеллектуальнойIсобственности: Тезисы докладов науч.-практ. конф. Н. Новгород: ГОУ НИЦ, 2004.-С. 10−14.
- Гуторов, Г. С. Организационно-педагогические основы взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах: Автореф. дис.докт. пед. наук / Г. С. Гуторов. АПН СССР- НИИ труд. Обучения и проф. ориентации. -М., 1988. — 36 с.
- Гухман, В.Б. Философская сущность информационного подхода: Дисс. докт. ф. наук / В. Б. Гухман / Тверь Москва, 2001. — 405 с.
- Гущин, А.В. Моделирование информационной технологии обучения педагогическим дисциплинам студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Гущин. Н. Новгород, ВГИПА, 2003. — 14 с.
- Демкин, В. Гуманитарная информатика / В. Демкин, Г. Можаева // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 82 — 84.
- Денисова, А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дисс.. док. пед. наук / А. Л. Денисова. М.: 1994. — 445 с.
- Джонасен, Д. Компьютеры как инструмент познания / Д. Джонасен // Информатика и образование. 1996. — С. 117−131.
- Дмитриева, Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию курсов дистанционного обучения / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4. — С. 16 — 20.
- Долинер, Л.И. Управление обучением в условиях информатизацииобразования / Л. И. Долинер // Тез. докл. на 8-й Рос. Науч.-практ. конф.
- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. ун-та, 2000. С. 36. в
- Ершов, А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности ккультуре / А. П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность. М.:1998.-154 с.
- Ефимов, Ю.И. Человеческий фактор и культура / Ю. И. Ефимов, И. А. Громов. Л.: Наука, 1989. — 192 с.
- Ефремов, B.C. Виртуальное обучение как зеркало новой информационной технологии / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом.1999.-№ 6. С. 23−25.
- Жариков, В.Ю. К проблеме системного анализа понятия культура / В. Ю. Жариков // Системный подход и современная наука. Новосибирск: НГУ, 1976.-96 с.
- Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. — М.: Педагогика, 1990. 164 с.
- Загвязинский, В.И. Основы дидактики высшей школы / В.И. Загвя-зинский, Л. И. Гриценко. Тюмень, 1978.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 192 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.-63 с.
- Зверева, И.А. Организационно-педагогические основы регионализации высшего профессионального образования (на примере Нижегородской области): Автореф. дисс. канд.пед.наук / И. А. Зверева. Н. Новгород, 2003. — 26 с.
- Звягинцев, В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи / В. А. Звягинцев // Вопр. философии. 1987. — № 4. — С. 56 — 62.105.3еер, Э. Ф. Становление личностно-ориентированного образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 1999. — № 1. — С. 112 — 122.
- Зепа, Б.А. Развитие культуры личности в процессе подготовки инженерных кадров: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Б. А. Зепа. М., 1984. — 19 с.
- Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О. В. Зимина. -М.: Издательство МЭИ, 2003. 336 с.
- Зимина, О.В. Предметный сегмент образовательной информационной среды и методика его использования в математическом образовании инженеров: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / О. В. Зимина. М., 2004. — 36 с.
- Ю.Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева. Краснодар, 1996. — 136 с.
- Зинченко, В.П. Проблемы гуманитаризации высшего технического образования / В. П. Зинченко // Вестн. Высш. шк. 1986. — № 10. — С. 22 — 31.
- Змеев, С.И. Андрогоника: становление и пути развития / С. И. Змеев // Педагогика, 1993. № 3. — С. 24 — 32.
- Змеев, С.И. Основы андрагогики: Уч. посо. бие / С. И. Змеев. — М., 1999.-360 с.
- Иванов, H.A. Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Автореферат дис.канд. пед. наук/H.A. Иванов-СПб., 1995.-17 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М., 1987. — С. 34 — 69.
- Иванова, Т.В. Формирование педагогической культуры будущих учителей в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. В. Иванова. Луганск, 1991. — 18 с.
- Извозчиков, В.А. Инфоносферная эдукология: новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. СПб.: Питер, 1991. — 200 с.
- Извозчиков, В.А. Информационные технологии в обучения системе непрерывного педагогического образования / В. А. Извозчиков, К. П. Козлов // Подготовка специалистов в области образования (структура и содержание) СПб., 1994. — 102 с.
- Симонович, C.B. Информатика. Базовый курс / C.B. Симонович, и др. СПб.: Питер, 2000. — 640 с.
- Информатика: учебник для студ. ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов / Под ред. К. В. Тараканова. М., 1986. С. 9 — 10.
- Информационная технология: Вопросы развития и применения. -Киев.: Наук, думка, 1988.-215 с.
- Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю. М. Арский, P.C. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. М.: ВИНИТИ, 1996. 489 с. -
- Исакова, С.Н. Формирование готовности. студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дисс.-. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Н. Исакова. Н. Новгород: ВГИПА', 2005. — 258 с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996.- С. 304−306
- Каймин, В.А. и др. Основь1 информатики и вычислительной техники: проб, учебник для 10−11 кл. / В. А. Каймин. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
- Каймин, В.А. Информатика: Учеб. пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов / В. А. Каймин, B.C. Жданов, В. М. Питеркин, А. Г. Уртминцев. М.: ACT, 1996.-205 с.
- Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов •// Педагогическая информатика. -2000.-№ 2.-С. 41−54.
- Карамышев, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах / Т. В. Карамышев. СПб.: Союз, 2001. — 77 с.
- Карпова, О.В. Становление и развитие университетских учебных комплексов / О. В. Карпова // Тез. докл, II Международной науч.-метод. конф. Пенза: ПГУАС, 2006.-С.114−115: ¦
- Керимов, З.Г. Автоматизированное проектирование конструкций / З. Г. Керимов, С. А. Багиров. М.: Машиностроение, 1985. — 424 с.
- Кетова, Т.С. Информатика в гуманитарном образовании / Т.С. Ке-това, В. Н. Лавренюк, В. П. Леонов и др. // вестник Томского гос. ун-та. -2002. № 275. — С. 245 — 248.
- Киева, О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук / О. В. Киева. Брянск, 2001. — 19 с.
- Климов, Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов / Е. А. Климов. -М., 1997.-186 с.
- Коган, В.З. Маршрут в страну информологию / В. З. Коган. М.: Наука, 1985.- 160 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Козлов, O.A. Поэтапная подготовка учителей к проведению занятий в кабинете информатики / O.A. Козлов // Информатика и образование. -1991.-№ 4.-С. 34−40.
- Козлов, O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография / O.A. Козлов. М.: МО РФ, 2000. — 230 с.
- Коломиец, Б.К. Образовательные парадигмы и стандарты: инвариантные аспекты / Б. К. Коломиец // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — С. 46 -56/
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. -№ 1.- С. 38 — 48.
- Конюшенко, С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека / С. М. Конюшенко // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С. 102 — 105.
- Копылов, В.А. Информационное законодательство и информационное общество/ В. А. Копылов // НТИ, Сер.1. 1997. — № 1. — С. 12 — 15.
- Кормаков, Е.С. Практическая педагогика (инновационное образование взрослых) / Е. С. Кормаков, А. Г. Чернявская. М., 1998. — 108 с.
- Косов, Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебное пособие для вузов / Б. Б. Косов. М.: Академический проект, 2000. — 240 с.
- Косов, Б.Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика. Обзорн. Информ. / Б. Б. Косов. — М.: НИИВО, 1991. — С. 54.
- Кочурова, О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук / О. И. Кочурова. СПб, 1996. — 22 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ., 1994.- 165 с.
- Крылова, Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности / Н. Б. Крылова. М., 1978. — С. 14.
- Кузин, Л.Т. Основы кибернетики: В 2-х т. Т.2. Основы кибернетических моделей. Учеб. пособие для вузов / Л. Т. Кузин. М.: Энергия, 1979. — 584 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 431 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М., 1989.- 118 с.
- Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. 279 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология • обучения взрослых / Ю.Н. Кулют-кин. -М., Просвещение, 1985. 185 с.
- Куррас, Э. Информационная наука информация как диалектическая интерактивная система / Э. Куррас // Междунар. форум по информ. и документации. — 1995. — Т. 20. — № 1. — С. 23 — 27.
- Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: Дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Лагунова. Н. Новгород, 2002. 564 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. М., 1977.-118 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер.-М.: 1981.-205 с.
- Лось, М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии (на примере учебников математики): Дис. канд.пед.наук / М. В. Лось. -Владикавказ, 1999.-211 с.
- Ляудис, В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М.: 1980. — С. 18−31.
- Маркова, А.К. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 61−77. ' •
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-167 с.
- Маркова, С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровнего непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. докт.пед.наук / С. М. Маркова. СПб, 2002. — 50 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Медведева, Е.А. Основы информационной культуры: Программа курса для вузов / Е. А. Медведева // СОЦИС. 1994. — № 11. — С. 59 — 65.
- Меерзон, Э.Д. Исследование пространственного представления при изучении начертательной геометрии и черчения / Э. Д. Мерзон, М. Ф. Артемьев // Сб. науч. метод, ст. по начерт. геометр, и инж. граф. — М.: Высш.шк., 1973.-Вып. 1.-С.51 -58.
- Менеджеры инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах. М.: РИНКЦЭ, 2001. 145 с.
- Минкина, В.А. Информационная культура и способность рефлексии / В. А. Минкина //Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.27 — 32.
- Михайлов, А.И. Основы информатики / А. И. Михайлов, А. И. Черный, P.C. Гиляревский. М., 1968. — 756 с.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. — М.: Высш. шк., 1987. 200 с.
- Могилев, A.B. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / A.B. Могилев. — Воронеж, 1999. 40 с.
- Моисеева, Т.В. Теоретические основы и практическое воплощение оптимизации ориентировочной деятельности студентов в условиях технического университета: моногр. / Т. В. Моисеева, А. А. Червова. Н. Новгород, ВГИПИ, 2001.-120 с.
- Морозов, В.В. Инновационное развитие системы внутрифирменной подготовки специалистов: Автореф. дис. канд.э.наук / В. В. Морозов. -Москва, 2005.-30 с.
- Найн, А .Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих / А. Я. Найн. М.: Высш.шк., 1987. — 125 с.
- Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Нестерова. Брянск, 2002.-229 с.
- Нечаев, H.H. Информационные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / H.H. Нечаев, А. И. Рудь, A.B. Скопинцев. Ростов н/Дону: РАИ, 1990. — 91 с.
- Никифорова, Т.А. Комплексная подготовка будущих учителей к использованию систем управления базами данных: Автореф. дис. канд. Пед. наук / Т. А. Никифорова. Екатеринбург: 1999. — 22 с.
- Николаев, Е. Философия и коммуникация / Е. Николаев София: Наука и изкуство, 1988. — С. 106.
- Новиков, A.M. Профессиональное образование в России: перспективы развития / A.M. Новиков. М., ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
- Образование взрослых и прогресс: Пер. с нем. / Institut flier Internationale Zusammenarbeit des Deutschen Volkshochschul-Verbandes e.V. (IIZ/DW). -Бонн, 1994.-449 c.
- Овечкина, O.B. Система функционирования инновационного центра индивидуализированного обучения: Автореф.. канд.пед.наук / О. В. Овечкина. — Н. Новгород, 2002. 24 с.
- Оганов, A.A. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов / A.A. Оганов, И. Г. Хангельдиева. М.: Фаир-Пресс, 2001. — 379 с.
- Орлова, Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов / Э. А. Орлова // Культура: теории и проблемы. -М.: Наука, 1995. С. 109 — 113.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Панасюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров / А. Ю. Панасюк. М., 1991. — 245 с.
- Панюкова, С. В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личност-но-ориентированном обучении: Дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Панюкова. М., 1998. — 390 с.
- Перспективный комплект учебной вычислительной техники: Исход. Требования к изделию, подлежащему разработке: Проект/НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН СССР- разраб.: И. В. Роберт. М., 1991. — 56 с.
- Першиков, В.И. Толковый словарь по информатике / В.И. Перши-ков, В. М. Савинов. М.: 1991. — 308 с.
- Петров, Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием / Ю. Н. Петров, С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 172 с.
- Петров, A.B. Методологические и методические основы личност-но-развивающего компьютерного образования: Монография / A.B. Петров. -Волгоград: Перемена, 2001. 267 с.
- Петрова, О.Г. К вопросу об инновациях педагогического процесса в системе последипломного образования / О. Г. Петрова // Тез. докл. II Международной науч.-метод. конф. Пенза: ПГУАС, 2006. — С. 121−123.
- Подрейко, A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной грамотности у студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук / A.M. Подрейко. Калининград: 1996, 16 с.
- Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации компьютерного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. — С. 18−23.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. М.: ACADEMIA, 2001. — С. 59 — 102.
- Полат, Е.С. Проблемы использование компьютеров в системе образования развитых капиталистических стран / Е. С. Полат // Информатика и образовние. 1987. — № 4. — С. 106 — 113.
- Полищук, В.И. Мировая и отечественная культура / В. И. Полищук. Екатеринбург, 1993. — Ч. 1. — С. 12.
- Правовая информатика и кибернетика: Учеб. / Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993. — 528 с.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающимся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Рагозин, Ю.И. Методика изучения информационных систем и технологий в рамках дополнительной общеобразовательной подготовки в учебных центрах службы занятости населения: Автореф. дис. канд.пед.наук / Ю. И. Рагозин. М., 2003. — 14 с.
- Разинкина, Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности: Дис, канд. пед. наук / Е. М. Разинкина. Магнитогорск, 2000.-200 с.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Раки-тов.-М., 1991.-186 с.
- Рассолов, М.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учеб. Пособие/ М. М. Рассолов. М.: Юристь, 1996. — 480 с.
- Ребане, Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания / Я. К. Ребане // Вопр. филос. 1982. — № 8. -С. 44 — 54.
- Ребане, Я.К. Принципы социальной памяти / Я. К. Ребане // Филос. науки. 1977. — № 5. — С. 94 — 104: '
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2 — 6. -2003. — № 1. — С. 2 — 9. — 2003. — № 2. — С. 8 -14.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования / И. В. Роберт. -М.: Просвещение, 1994. 205 с.
- Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1991. — № 3. С. 33 — 38.
- Романов, С.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей водохозяйственных служб: Дис.. канд.пед.наук/ С. П. Романов. -Н.Новгород, 2002.-193 с. '
- Рубинштейн, С Л Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1959. — 149 с.
- Руднева, Т.И. Исследование процесса формирования основ педагогического профессионализма студентов университета / Т. И. Руднева // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 40
- Ряхинова, И.В. Курс «Информатика для учителя начальной школы как средство формирования информационной культуры будущего учителя»: Дис.канд. пед. наук / И. В. Ряхинова. СПб.: 1993. — 36 с.
- Саюшев, В.А. Организация и совершенствование профессионально-технического образования/ В.А. Саюшев-М.: Высш.шк., 1987.- 175 с.
- Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. П. Семенюк // НТИ, Сер.1. 1994. — № 1. С. 1 — 8.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. 152 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
- Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткий, В. В. Краевский. -М.: Знание, 1981. 118 с.
- Слабунова, Э.Э. Информационная культура в концепции лицеист-ского образования. Электронный ресурс. — Режим доступа / Э. Э. Слабунова. — Интернет: http://www.mediaeducation.ru/publ/mo/slabunova.htm
- Сластенин, В.А. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых / В. А. Сластенин. М., 2000.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
- Словарь терминов по информатике на русском и английском языках / Г. С. Жданова, Е. С. Колобродов, А. Полушкин, А. И. Черный. М.: Наука, 1971.-359 с.
- Соколов, В.Э. Культура и личность / В. Э. Соколов. Л.: ЛТУ, 1972.-214 с.
- Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия «информация» / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончуков. -М.: 1997. 168 с.
- Стайнов, Г. Н- Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин / Г. Н. Стайнов. М.: Педагогика — Пресс, 2002. — 36 с.
- Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.-С. 381.
- Суворова, Н.Г. Методика сбора и обработки экспериментальных данных / Н. Г. Суворова // Организация и методика экспериментальных данных: Сб. научн. тр. / НИИ шк. Сост. И. А. Канарская. М.: НИИШ, 1983. — С. 24−25.
- Таизова, О.С. Компетенции (основные смысловые напряжения) / О. С. Таизова. Интернет: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section= 138. htm
- Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хиловский. Саратов: Сарат. ун-т, 1987. — 176 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 154 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1975. I25 с.
- Тамместе, Р. О понятии информации / Р. Тамместе // Ученые записки Тартуского ун-та. Труды по философии. Тарту, 1965.
- Терминологический словарь по информатике // Международный центр науч. и техн. информ. М., 1975. — С. 168.
- Ткаченко, А. Информационная культура будущих инженеров / А. Ткаченко, Л. Нестерова // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 153- 158.
- Трайнев, В. Россия в грядущем информационном мире / В. Трай-нев // Высшее образование в России. 1996. — № 6. — С. 11−19.
- Уваров, А.И. Проблемы информационной эпистемологии и методологии / А. И. Уваров. М., 1992. .
- Уемов, А.И. Системный подход в общей теории систем / А.И. Уе-мов. М.: Мысль, 1978. 312 с. '
- Урсул, А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие / А. Д. Урсул. М.: 1990. — 187 с.
- Урсул, А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты / А. Д. Урсул // НТИ, Сер.2. 1994. — № 12. — С. 1 — 8.
- Филатов, O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе / O.K. Филатов. Ростов-на-Дону: Издательство ТОО «Мираж». — 1997. — с. 213.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверин-цева и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.
- Фридланд, А.Я. Основные понятия информатики / А. Я. Фридланд // Информатика и образование. 2 — 3. — № 7. — С. 120 — 124.
- Фрумкина, P.M. Вокруг Интернета: надежды, иллюзии, факты / P.M. Фрумкина, И. А. Шошийташвили. //НТИ, Сер.1. 1997. -№ 6. — С. 15 — 17.
- Хамелинк, Д. Культура в век электронных средств коммуникации / Д. Хамелинк // Культура диалог народов мира. — 1985. — № 4. — с. 38 — 47.
- Хангельдиева, В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В. А. Хангельдиева // Высшее образование в России. — 1995. № 4.-С. 27−36.
- Хузина, С.А. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования: Дис. канд. пед. наук / С. А. Хузина Екатеринбург: УГППУ, 1997. — 176 с.
- Хуторской, A.B. Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. / A.B. Хуторской Центр «Эйдос» — Интернет: www.eidos.ru/news/cornpet.htm
- Цевенков, Ю.М. Информатизация образования в США. Обзорная информация / Ю. М. Цевенков, Е. Ю. Семенова // НИИВО, вып. 8. М.:1990. -80 с.
- Чегодаев, Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Дис. докт. пед. наук / Н. М. Чегодаев. М., 1998. — 115 с.
- Чепрасова, Т.В. Дидактические основы формирования читательского лексикона тезауруса в профессиональной подготовке студентов (компьютеризация обучения иностранным языкам). Дис. канд. пед. наук / Т. В. Чепрасова — Воронеж, 1998. — 179 с. *
- Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский., O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
- Чеченина, С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук / С. И. Чеченина. Н. Новгород, 2005. — 27 с.
- Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования / В. А. Шаповалов Ставрополь: СГУ, 1997. — 118 с.
- Шевцова, JT.A. Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения: Дис.канд. пед. наук. / JT. A .Шевцова. — Н. Новгород, 2005. С. 69.
- Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ./К. Шеннон.-М.: Мир, 1971.-382 с.
- Шипулина, JT.A. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: Дис. канд. пед. наук / JT.A. Шипулина. Ставрополь, 2004. — 169с.
- Ширшов, И.Е. Динамика культуры / И. Е. Ширшов. Минск: БГУ, 1980.- 189 с.
- Ширшова, Н.Г. Повышение уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранениия и поиска информации: Дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Г. Ширшова Н. Новгород: ВГИПА, 2005, 171 с.
- Шлапаков, И.М. Дидактический комплекс для обучения информационным технологиям будущих учителей экономики и предпринимательства: Дис. канд. пед. наук / И. М. Шлапаков. Тула, 1996. — 198 с.
- Шумилин, В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Шумилин. Орел, 1999. -24 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий, 1995.560 с.
- Энциклопедический словарь по культурологии. -М.: 1997. -480 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — Т.1 — С. 362.
- Этюды дидактики высшей школы: монография. Под общ.ред. А. П. Чернышова / М. Г. Гарунов, Л. Г. Семушина, Ю. Г. Фокин и др. М.: НИИВО. 1994.-134 с.
- Юдин, Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения / Э. Г. Юдин. Вопр. философии, 1976, — № 5. -С. 15−23.
- Юматова, Э.Г. Формирование геометро-графической компетентности студентов технического вуза средствами компьютерных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук / Э. Г. Юматова. Н. Новгород: ВГИПА, 1994. -26 с.
- Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Computor Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computor. Educatio// Educ. Technology, 1983. Vol. 23. — № 10.
- Kommission der Europaischen Gemeinschaften: Vorschlag fur eine Empfehlung des Rates uber den Zugang zur beruflichen Bildung. KOM (92) 487. Brussel, EU-Kommission, November 1992.
- Kommission der Europaischen Gemeinschaften: Wachstum, Wettbewerbsfahigkeit, Beschaftigung. Herausforderungen der Gegenwart und Wege ins 21. Jahrhundert. Luxemburg, CECA-CE-CEEA, 1994.