Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе современных информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанной методики в вузе и школе позволяют утверждать, что данная методика повышает эффективность образовательного процесса, стимулирует интенсивность работы преподавателей и студентов (учителей и школьников), индивидуализирует контроль знаний и умений, позволяет объективнее подойти к оценке результатов, проследить динамику усвоения знаний… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема становления профессиональной компетентности будущего учителя физики
    • 1. 1. Качество образования
    • 1. 2. Основные направления обеспечения качества образования
    • 1. 3. Компетентностный подход в образовании
      • 1. 3. 1. Содержание профессиональной компетентности учителя физики
      • 1. 3. 2. Специфика компетенций учителя физики
    • 1. 4. Диагностика компетенций учащихся
      • 1. 4. 1. Психолого-педагогические основы взаимодействия субъектов процесса диагностики профессиональных компетенций
    • 1. 5. Выводы по главе 1. Постановка задачи
  • Глава 2. Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики
    • 2. 1. Возможности применения традиционных методов контроля знаний и умений по физике для диагностики профессиональных компетенций
    • 2. 2. Инструментарии системной диагностики профессиональных компетенций
      • 2. 2. 1. Мониторинг образовательного процесса
      • 2. 2. 2. Рейтинговая система
    • 2. 3. Диагностика профессиональных компетенций будущего учителя физики в рамках системы обеспечения качества образования
    • 2. 4. Компьютерное тестирование, как одна из форм диагностики профессиональных компетенций
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • Глава 3. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий этап эксперимента в школе. .,
      • 3. 2. 1. Характеристика экспериментального 7 М класса
      • 3. 2. 2. Характеристика контрольного 7 А класса
      • 3. 2. 3. Характеристика экспериментального 10А и контрольного 10Б классов
      • 3. 2. 4. Отношение учителей к методике диагностики знаний и умений
      • 3. 2. 5. Данные Интернет-источников
    • 3. 3. Поисковый этап эксперимента
      • 3. 3. 1. Методика компьютерного тестирования
      • 3. 3. 2. Результаты тестирования
    • 3. 4. Формирующий этап эксперимента
      • 3. 4. 1. Формирующий эксперимент с учащимися 7 М и 7А классов
      • 3. 4. 2. Формирующий эксперимент с учащимися 10А и 10Б
      • 3. 4. 3. Результаты мониторинга образовательного процесса
      • 3. 4. 5. Выводы
    • 3. 5. Диагностика профессиональных компетенций у студентов
      • 3. 5. 1. Констатирующий эксперимент
      • 3. 5. 2. Поисковый эксперимент
      • 3. 5. 3. Обучающий эксперимент
      • 3. 5. 4. Выводы
    • 3. 6. Выводы по главе 3

Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе современных информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Целенаправленное использование различных методик контроля знаний и умений создает предпосылки формирования у обучаемых самооценки, закладывает основы для развития их профессиональной компетентности. Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынках интеллектуального труда, отмечена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Усиление внимания к данной проблеме обусловлено рекомендациями европейского образовательного сообщества относительно обеспечения качества высшего образования. Внимание к вопросам качества объясняется тем, что главным в оценке эффективности образования считается не планирование и организация учебного процесса, а его результаты, знания, умения и практический опыт, полученные в том числе за счет самообразования. Основное отличие Госстандарта нового поколения — подход по принципу компетентности, то есть основным становится требование к тому, какими компетенциями владеет выпускник, как он приспособлен к жизни, а не количеством изученных им понятий и формул. Создание системы контроля качества знаний, которая способствовала бы формированию компетентной личности, уверенно ориентирующейся в непрерывном потоке информации, является одной из основных задач современной школы.

Будущее благосостояние нашей страны во многом определяется сегодняшними результатами преподавания естественнонаучных дисциплин и физики, в частности. В последнее время особое место в образовании занимают информационные технологии, физика — наиболее развитая область применения этих технологий. Без знаний основ физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции на производстве, понимать сущность явлений, широко используемых в профессиональной деятельности значительного числа специалистов. Назрела необходимость формирования преподавателя физики нового типа, не только обладающего 3 фундаментальными знаниями в области соответствующей науки, но и способного помочь учащемуся овладеть методами научного поиска, научить его не только решать предложенные задачи, но и ставить перед собой новые. Современные технологии управления качеством образования должны обеспечивать диагностику сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики на различных этапах его подготовки и позволять корректировать выбранную образовательную траекторию.

Традиционные способы контроля знаний и умений не позволяют в полной мере отслеживать уровень сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики. Помимо его фундаментальной подготовки по физике должен диагностироваться уровень, сформированной на ее основе методологической культуры. Перспективным направлением в решении указанных проблем является использование новых информационных технологий при разработке систем диагностики компетенций будущих учителей. Внедрение в образовательный процесс учебных заведений рейтинговой системы и мониторинга качества знаний на основе компьютерного тестирования позволит координировать деятельность различных структурных подразделений в рамках системы управления качеством образовательного учреждения.

В последнее время проблеме использования новых информационных технологий в образовании посвящено большое число исследованийразличные аспекты использования компьютера при осуществлении контроля знаний и умений исследовались в работах B.C. Аванесова, В. И. Васильева, Ю. А. Гороховатского, В. А. Извозчикова, В. В. Касинского, А. Н. Майорова, С. К. Стафеева, Н. А. Яковенко и др.

Критерии качества образования рассматриваются в работах В. П. Беспалько, З. Д. Жуковской, В. А. Кальнея, B.C. Лазарева, Б. Т. Лихачева, А. С. Маслова, В. П. Панасюка, В. М. Полонского, Ю. В. Сенько, Н. Ф. Талызиной, А. В. Хуторского, М. А. Чошанова, С. Е. Шишова и др. Общим в этих работах является стремление к созданию методики оценки качества образования, определению показателей, параметров, характеристик, с помощью которых осуществлялся бы сравнительный анализ образовательного процесса по определенным критериям и обеспечивался всесторонний объективный контроль качества обучения.

Вопросам компетентностного подхода в образовании посвящены исследования О. В. Акуловой, С. И. Архангельского, А. С. Белкина, А. Г. Бермуса, Е. В. Бондаревской, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. Г Молчанова, С. А. Писаревой, М. Н. Скаткина, А. И. Субетто, А. В. Хуторского и др.

Профессиональные компетенции учителя анализируются в работах З. А. Агеевой, М. М. Балашова, В. Н. Вершинина, О. А. Добрынина, Т. А. Кривченко, В. А. Сластенина и др.

Однако вопросы разработки методов диагностики компетенций будущих учителей физики на основе применения информационных технологий исследованы еще не в полном объеме. Существует противоречие между необходимостью создания современной системы контроля качества знаний и умений будущих учителей физики, с одной стороны, и отсутствием разработанных методов диагностики их компетенций на основе использования информационных технологий, с другой. Это противоречие определило актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учителей физики.

Предметом исследования является диагностика профессиональных компетенций будущих учителей физики.

Цель исследования заключается в разработке методики диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе использования информационных технологий.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессиональных компетенций будущего учителя физики будет более эффективным, если:

— разработать методику диагностики профессиональных компетенций на основе использования информационных технологий в рамках системы управления качеством образовательного учреждения с применением современных дидактических материалов.

Цель и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

— изучение и анализ основных направлений обеспечения качества образования в различных учебных заведениях;

— уточнение и дополнение универсальных и профессиональных компетенций необходимых преподавателю физики;

— анализ существующих методов и форм контроля знаний и умений учащихся и определение их возможностей в условиях изменяющейся парадигмы образования;

— исследование возможностей использования информационных технологий для контроля профессиональных компетенций будущих учителей физики;

— разработка авторской методики мониторинга учебного процесса в рамках системы управления качеством образовательного учреждения на основе внедрения рейтинговой системы и компьютерного тестирования;

— разработка банка тестовых заданий для диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики.

Методологическую основу исследования составляют:

— теория высшего педагогического образования (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. К. Маркова и др.);

— концепция формирования профессиональной компетентности учителя (А.Г. Бермус, В. А. Сластенин, JI.K. Гребенкина, А. В. Хуторской и др.) — теоретические исследования в области теории и методики обучения физике (С.Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, А. В. Усова, Т. Н. Шамало и др.);

— научно-методические работы по технологиям компьютерного обучения (Э.В. Бурсиан, Е. И. Бутиков, И. Б. Горбунова, В. А. Извозчиков, А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. И. Назаров, С. К. Стафеев, А. С. Чирцов и др.).

Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту и предмету исследованияанализ нормативных документов, авторских программ, учебных пособий, публикаций посвященных контролю знаний по физикеизучение и обобщение передового опыта вузов и отдельных преподавателейанализ имеющихся тестовых заданий и методик их использованиямоделирование деятельности субъектов педагогического процесса при внедрении системы управления качеством образованияпроведение педагогических измерений (анкетирование, тестирование, опросы) — проведение педагогического эксперимента и обработка его результатов с помощью методов математической статистики.

Основные этапы исследования.

В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось в течение 5 лет (с 2004 г.- по 2008 г.) в несколько этапов.

На этапе констатирующего эксперимента проводился анализ состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, который позволил выявить основные проблемы исследования, связанные с трудностями диагностики компетенций. Обобщался педагогический опыт учителей различных школ для определения возможных путей решения поставленных задач на основе использования новых информационных технологий в рамках существующих систем управления качеством образовательных учреждений. Уточнялись имеющиеся банки тестов и возможность их использования для диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики и умений школьников.

В ходе поискового эксперимента проводилось уточнение задач исследования, определялись пути реализации создаваемой авторской методики внедрением рейтинговой системы и мониторинга знаний и умений на основе разработанного банка тестовых заданий, предназначенного для диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики, знаний и умений школьников.

На третьем, формирующем этапе определялась эффективность разработанных методов диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики, знаний и умений школьников в рамках системы управления качеством образования. Оценивалось влияние предлагаемой методики на уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей физики, знаний, умений школьников и их академическую успеваемость. Уточнялись и корректировались рекомендации по координации деятельности различных учебных структурных подразделений для успешного формирования профессиональных компетенций будущего учителя физики.

Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа осуществлялась в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина" — школах № 3, № 40, № 43 г. РязаниТумской средней (полной) общеобразовательной школе № 46, Гулынской средней общеобразовательной школе Рязанской области.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована роль диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики при формировании их профессиональной компетентности в рамках системы управления качеством образования.

2. Раскрыты возможности использования новых информационных технологий при осуществлении контроля знаний и умений обучаемых в условиях реализации компетентностного подхода.

3. Разработана авторская методика мониторинга процесса обучения физике на основе внедрения компьютерного тестирования и рейтинговой системы, отличающаяся использованием индивидуальных электронных карточек учащихся с их личностными характеристиками, психологическими особенностями, увлечениями и индивидуальными заданиямиэлектронного журнала успеваемости учащихсяэлектронного банка данных всех изменяющихся параметров по формированию компетенций учащихсяэлектронного банка данных по динамике изменяющихся показателей у учащихсяэлектронной базы данных многоуровневых компьютерных тестовых заданий по изучаемым разделам.

4. Создан банк тестовых заданий для диагностики профессиональных компетенций, которые включают теоретические знания, экспериментальные умения, умения решать физические задачи, умения комплектовать кабинет физики, способствующий успешному формированию профессиональных компетенций будущих учителей физики.

5. Показано влияние технологических особенностей тестирующих оболочек (возможность использования многоуровневых тестов, автоматической записи результатов в базу данных, активного изменения набора тестовых заданий и др.) при создании тестовых заданий в рамках системы управления качеством образования.

6. Разработана компьютерная технология проведения мониторинга образовательного процесса, позволяющая собирать, систематизировать, обобщать, сохранять полученные результаты и извлекать из них максимум необходимой информации в процессе компьютерного тестирования для диагностики элементов профессиональной компетенции будущего учителя физики.

Теоретическая значимость исследования определяется дальнейшим развитием вопросов контроля знаний и умений в процессе обучения физике на основе использования современных информационных технологийнахождениём педагогических условий диагностики профессиональных компетенций студентов средствами информационных технологий (осуществление обратной связи «преподаватель-студент» с учетом их потребностей и специфики вузаобеспечением готовности студентов к систематическим контрольным мероприятиям и необходимой коррекции педагогического процесса) — определением основных принципов (последовательность учета и взаимодействия изменяющихся характеристик учащегося, внесения необходимых поправок по видам и количеству разнообразных компьютерных тестов, анализа и обобщения полученных результатов) осуществления мониторинга процесса обучения физике на основе внедрения компьютерного тестирования и рейтинговой системывыявлением влияния указанных идей на формирование методологической культуры учителей физики.

Практическую значимость исследования имеют:

— возможности использования основных положений и результатов диссертационного исследования при координации деятельности различных учебных подразделений для обеспечения необходимого уровня качества образования, преподавателями при проведении мониторинга знаний и умений студентов, в процессе обучения физике, а также студентами на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности;

— возможности применения разработанной методики диагностики профессиональных компетенций у обучаемых с использованием информационных технологий в практике обучения физике студентов других специальностей, учащихся средних школ, на курсах повышения квалификации;

— банк тестовых заданий по физике для диагностики профессиональных компетенций будущих учителей и для контроля знаний и умений учащихся 7−11 классов средней школы;

Достоверность научных положений и выводов обеспечена соблюдением основных требований, предъявляемых к организации и проведению педагогического эксперимента, обоснованностью исходных методологических положений, воспроизводимостью экспериментальных результатов, репрезентативностью выборки количества участников педагогического экспериментакомплексным использованием разнообразных методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались и одобрены на конференциях по соответствующей проблематике, в их числе: научно-практическая конференция «Профильное обучение по физике в старших классах общеобразовательных учреждений: проблемы, пути решения» (Коломна, 2006), двенадцатая всероссийская научно-практическая конференция «Учебный физический эксперимент: актуальные проблемы, современные решения» (Глазов, 2007), всероссийская научно-практическая конференция «Новации и традиции в преподавании физики: от школы до вуза» (Тула, 2007), международная научно-практическая конференция «Проблемы развивающего обучения физике в условиях предметной информационно-образовательной среды. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы» (Москва, 2007), международная научно-методическая конференция, посвященная 105-летию со дня рождения А. В. Перышкина «Единство традиций и инноваций в системе непрерывного естественно-математического образования» (Рязань,.

2007), международная научно-практическая конференция «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования» (Москва, 2008), международная научно-практическая конференция «Проблемы контроля и оценки качества образования по физике» (Москва, 2008), седьмая международная научно-практическая конференция «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул,.

2008), научно-практическая конференция «ИКТ в подготовке учителя технологии и учителя физики» (Коломна, 2007, 2008).

На защиту выносится:

1. Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе разработанного инструментария (системного мониторинга, рейтинговой системы, компьютерного тестирования), обеспечивающая их эффективное формирование в процессе обучения.

2. Мониторинг процесса обучения физике в рамках управления качеством образовательного учреждения, как система целеполагающих, контролирующих и диагностических мероприятий, включающих сбор, обработку, анализ данных с возможностью внесения необходимых изменений и выявления основных тенденций в подготовке будущих педагогов.

3. Банк компьютерных тестовых заданий диагностирующих теоретические знания, экспериментальные умения, умения решать физические задачи, умения комплектовать кабинет физики, умения руководить исследовательской работой и техническим творчеством учащихся, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций учителя физики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 180 наименований. Основной тест диссертации изложен на 184 стр., включает 12 таблиц, 46 рисунков и диаграмм.

3.6. Выводы по главе 3.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили гипотезу исследования о повышении эффективности подготовки учителя физики, на основе применения методики диагностики профессиональных компетенций по сравнению с традиционными методами контроля знаний и умений.

Автоматическая обработка результатов компьютерного тестирования позволяет получить детальный и всесторонний анализ уровня и структуры знаний школьников и студентов, качественно и объективно их оценить и своевременно информировать о результатах проведенного контроля всех заинтересованных лиц. При этом мониторинг представляет нам информацию об усвоении учебного материала и о конкретных трудностях, которые возникают у класса (группы) и отдельных школьников (студентов) в процессе обучения физике.

Поновому воспринимается процедура компьютерного контроля знаний: у учителя физики (будущего учителя физики) (преподавателя) появляется возможность проверить и вывести на качественно новый уровень •свои подходы к оцениванию знаний и тем самым использовать более правильные и объективные критерии оценки знаний школьников (студентов) так и оценки собственной педагогической деятельности.

Заключение

Основные результаты исследования.

В ходе диссертационного исследования были решены все поставленные задачи, гипотеза исследования была экспериментально подтверждена. Результаты работы обогащают педагогическую науку и методику преподавания физики, способствуя интеграции современных методов диагностики профессиональных компетенций в образовательный процесс.

1 .Диссертационная работа является обобщением многолетних комплексных исследований автора, проведенных в университете и средней школе с привлечением методов экспериментальной физики, информатики, математической статистики, педагогики и психологии.

2.Анализ понятия «компетенция» показал, что этот термин представляет собой совокупность таких компонентов как знания, умения и готовность к выполнению определенного вида деятельности.

Профессиональные компетенции учителя физики являются сложной структурой, подразумевают обладание знаниями и владение умениями при условии личностной заинтересованности педагога в осуществлении.

167 практической деятельности. Внедрение в образовательную практику компетентностного подхода актуализирует разработку эффективной методики диагностики компетенций специалистов, так как их совокупность позволяет говорить о профессиональной компетентности специалиста.

3.Разработана и практически реализована методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики, основанная на использовании в образовательном процессе информационных технологий, позволяющая диагностировать теоретические знания, экспериментальные умения, умения решать физические задачи, расширяющая возможности традиционных методов и меняющая способ выставления оценки.

4. Разработаны комплекты разноуровневых тестовых заданий, для диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики, знаний и умений учащихся 7−11 классов средней школы, пакет рекомендаций и инструкции по проведению компьютерного тестирования в школе и вузе, позволяющие обеспечить систематический характер контролирующих мероприятий, что позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся при изучении физики.

5. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность осуществления мониторинга образовательного процесса как системы целеполагающих, контролирующих и диагностических составляющих, используемых для управления процессом формирования профессиональных компетенций студентов (знаний и умений школьников) и прогнозирования дальнейшего пути их развития.

6.Результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанной методики в вузе и школе позволяют утверждать, что данная методика повышает эффективность образовательного процесса, стимулирует интенсивность работы преподавателей и студентов (учителей и школьников), индивидуализирует контроль знаний и умений, позволяет объективнее подойти к оценке результатов, проследить динамику усвоения знаний каждого учащегося, дифференцировать значимость оценок (самостоятельно выполненная работа или под руководством учителя, творческая или исполнительская, по инициативе учителя или по собственной, выполненная в рамках итогового контроля или текущего), инициирует творческую деятельность учащихся, пробуждает соревновательный дух. Применение разработанной методики обеспечивает диагностируемый рост качества знаний и умений студентов и школьников, развивает мышление и познавательный интерес к физике, доказывает, что применение новых информационных технологий меняет негативное отношение учащихся к контролю знаний и к учебе в целом.

Данное исследование не претендует на решение всего комплекса задач, связанных с диагностикой профессиональных компетенций будущего учителя физики. Круг проблем, требующих дальнейшего решения, может включать в себя исследование влияния сформированных у учителя компетенций на их формирование у его учеников, а также поиск новых компонентов систем диагностики знаний и умений, основанных на применении современных информационных технологий, которые усиливали бы их личностно-ориентированную направленность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Композиция тестовых заданий: Кн. для преподавателей вузов, техникумов, для студентов и аспирантов пед. вузов /В.С.Аванесов. 2-е изд., испр. и доп.-М.:Адепт, 1998.-217 е., С.191−192.
  2. , B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дис. Д-ра. Пед. Наук. М., 1994. — 386с.
  3. , B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: Учебное пособие. М., 1994. — 235с.
  4. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие/ B.C. Аванесов. М.: Исслед. центр, 1989.
  5. , B.C. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. Ред. Акад. АПНСССР А. В. Петровского. М., 1986. — 273с.
  6. , B.C. Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения и при аккредитации вузов // Тезисы докладов участников конференции-семинара. -М.: Исслед. Центр, 1995 144с.
  7. , B.C. Форма тестовых заданий. М., 1991.
  8. , З.А. Психологические аспекты профессионального мастерства учителя начальных классов.// Вопросы общей и дифференциальной психологии, — Кемерово, 1998.- Вып. 2.- С. 134−140.
  9. , Б.Г. Вопросы повышения качества учебно-воспитательной работы школы. М., 1950.
  10. , Б.Г. Вопросы психологии обучения и воспитания. Труды Ленинградского ин-та педагогики.- М., 1950.
  11. , Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980, Т2 — С. 128−267.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969. — 241с.
  13. , И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах. -М.: Просвещение, 1974.
  14. , С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991. — 397с.
  15. , С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. — М.: «Высшая школа», 1980.
  16. , Ю.А. Непрерывная аттестация студентов как фактор успешного обучения в вузе. // Проблемы высшего технического образования / Под общ. Ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.
  17. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Педагогика, 1987.-96с.
  18. , Ю.К. Педагогика высшей школы / Отв. Ред. Гл. кор. АП НСССР Ю. К. Бабанский Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. универ., 1972.
  19. , М.М. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании/ М. М. Балашов, М.И. Лукьянова// Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. Ульяновск, 1998.
  20. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. Изд-во», 2004, 176 с.
  21. , А.Г. «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» Интернет-журнал «Эйдос». 2003.
  22. , М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса? // Народное образование. 2002. — № 7 — С. 81−87.
  23. , В.Н. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ. — 1977.
  24. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Высшая школа. 1995. — 336с.
  25. , В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы, 1998. № 1. — С.3−8.
  26. , В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. -М.:ИРПО, 1996.-336с.
  27. , В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.
  28. , В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия. М.: Педагогика, 1993. — № 5. — С. 23−29.
  29. Большая советская энциклопедия. — М/. Советская энциклопедия, 1970 1976. — Т.25. — 600с., С. 513.
  30. Варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Физика. — М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
  31. Варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Физика. М.: Федеральный центр тестирования, 2008.
  32. , В.И. Культура компьютерного тестирования. 4.2
  33. , В.Н. Этапы и кризисы послевузовского становления-педагога/ В.Н. Вершинин// Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. Ульяновск, 1998.
  34. , К.Я., Петров, Ю.Н., Белиловский, В. Д. Педагогический менеджмент. -М.: Педагогика, 1991. -268с.
  35. , B.C. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука. 1990.
  36. , Ю.А., Трубина JI.A., Васильева Е. В., Козлова О. В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. Воронеж: ВГПУ. — 2004. — 97 с.
  37. , JI.C. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  38. , Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. — 170 с.
  39. , П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. Т.1 М.: АПН РСФСР, 1959. -599с.
  40. , Е.Н. Общие вопросы методики физики. М.: Учпедгиз, 1948. -Т. 1.-496 с.
  41. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь. К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  42. , В.В. Оценка, рейтинг. Тест. Знание, 1999. — 69с.: Ил. -(Систем, основания образоват. технологии).
  43. , В.В., А.У. Варданян Учебная деятельность и моделирование.- Ереван, Луйс. 1981.
  44. , В.В. Теория развивающего обучения. -М.:ИНТОР, 1996.-544с.
  45. , О.А. Формирование психолого-педагогической компетентности учителя в условиях реализации образовательного стандарта. // Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие. -М.- Новокузнецк, 1997.
  46. А.В., Ларина М. Е., Моисеев С. Г., Федорова Н. Б., Холева Н.В.,
  47. А.Б. Тестовые задания по физике (9−11 класс): Дидактический материал. Рязань: Узорочье, 2002. 254с.
  48. , A.JI. Как помочь формированию мировоззрения школьников. Книга для учителя и не только для него. — Самара: Изд-во Самарского ГПУ, 1995.-288с.
  49. Жуковская, 3.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук С.П., 1994. — 420с.
  50. Задачи вступительных экзаменов по физике в вузы г. Рязани: Пособие для поступающих / Под ред. Б. С Кирьякова- Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1997.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании» «Российская газета», № 172, 31.07.1992.
  52. , А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002. С. 383.
  53. , А.А. Основы логической теории научных знаний. М.: Наука, 1976.-С. 212.
  54. , Т.Н. Рейтинговая система как один из видов педагогического контроля в высшей школе. Материалы региональной научно-практической конференции 20−21 апреля 1999. Чебоксары 1999.
  55. , В.А., Мартыненко В. П. Применение ЭВМ при обучении физики // Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе. Свердловск: СГПИ, 1987. — С. 89 — 92.
  56. , Г. А. Педагогика: Курс лекций. М., Просвещение, 1984. 496с
  57. , К. Педагогическая диагностика. — М. Педагогика, 1991. — 240с.
  58. , И.Е. Задачи по общей физике: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., перераб. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 448 с.
  59. , М.С. Мир общения. М., 1988.
  60. , В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик»: Метод, пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86с.
  61. , Г. Ф. Образовательная ситуация в России в 1-ой половине XX века. Ростов-на-Дону ЮО РАО, 1994. — 293с.
  62. , М.Н., Карпов В. В. Качество специалиста и технология обучения // Современная высшая школа 1991 — 76с.
  63. , В.А., Прудковский Б. А. По поводу оценки качества высшего образования // Высшее образование в России. 1999. № 2. — С.56.
  64. , А.В., Павшок JI.B., Шалагинов А. А. Применение модульно-рейтинговой системы в преподавании математических дисциплин // Проблемы высшего технического образования / Под общ. Ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1988 с.20−26.
  65. , Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955.
  66. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982 — T. l — 656с.- Т.2 — 576с.
  67. , А.С., Уздин В. М. Физики. Сборник задач. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. 392 с.
  68. Контроль за преподаванием учебных предметов / Под ред. Д. И. Румянцевой. Киев, 1988. — 6с.
  69. Контроль знаний и обратная связь в обучении. Методические рекомендации. Ленинград, 1980.
  70. Контроль знаний учащихся по физике. Под ред. Разумовского В. Г. и Кривошаловой Р. Ф. М.: «Просвещение». 1982.
  71. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002, № 2783 -М., 2002.
  72. Концепция управления качеством образования. Пермь. — 1997. С14
  73. , И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. -2001. № 1. С. 37−42.
  74. , Т.А. Специфика общения учителя и социального работника.
  75. О коммуникативных умениях и профессиональной деятельности). // Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность. — Тамбов, 1997.
  76. , Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие Текст. / Н. В. Кузьмина и др. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980−17.
  77. , Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989 — 167с.
  78. , B.C. Дидактика (теория обучения). Издательский центр «Март». Москва- Ростов- на-Дону. 2003 238−239с.
  79. , А.А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным дисциплинам — М.: Высшая школа, 1984 111с.
  80. , Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. — М-во образ. Рос. Федерации, Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И. П. Ползунова. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. универ., 2004.
  81. , B.C. Системное развитие школы. М., 2002, — 304с.
  82. , А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. -М., 1996 228с.
  83. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  84. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 176с.
  85. , Б.Т. Педагогика М.: Юрайт. 2001. — 300с.
  86. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. М., 2000.
  87. , А.Н. Тесты школьных достижений как средство аттестации учащихся: дис. канд. пед. наук / А. Н. Майоров. СПб., 1996.
  88. , А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование и испытание. 2-е изд. СПб.: Образование и культура, 1997. — 304с.
  89. , А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование. • Проведение, использование СПб.: Образование и культура, 1997 — 304с., с. 263−266.
  90. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988
  91. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, № 8, 1990 С. 24−25.
  92. , А.К. Психология труда учителя М., 1993.
  93. , А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя — Просвещение, 1994, С.7−8.
  94. , А.С. Высшая школа и ее педагогические основы. Волгоград, 1993.-71с.
  95. , Г. У. Тестовый контроль знаний в вузе. Курс лекций. Казань, 1993.
  96. , В.И., Мигаль Е. А. Управление современной школой. Вып. 1 Внутришкольный контроль и сетевое планирование: практич. Пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ППК. -Ростов -на-Дону: Учитель, 2002. 64с.
  97. , Е.А. Дидактическая тестология / Е. А. Михайлычев. М.: Нар. Образование, 2001.
  98. , Е.А. Дидактические тесты как средство измерения // Школьные технологии. 2001 — № 4 — С. 32- 47.
  99. , С.Г. Профессиональная компетентность учителя и ее оценивание. // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования. -Челябинск, 2000.
  100. , Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В.А. хлебников. М.: Прометей, 2000.
  101. , Ю.М. Как оценивается уровень подготовленности учащихся по результатам Единого государственного экзамена /Ю.М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Центр тестирования М-ва образования Российской федерации, 2004.
  102. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст./ Д. А. Новиков.- М.: МЗ- Пресс, 2004. 67с.
  103. Новые методы и средства обучения. Изд-во «Знание». 1991. № 1 (13).
  104. Общая психология. Учебное пособие // Под ред. В. В. Богословского и др.-М.: Просвещение, 1981.-383с.
  105. , Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: Изд. РАО ИОВ, 1995. — 170с.
  106. , С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М., 2001.
  107. , В. Введение в общую дидактику. — М.: высшая школа, 1990. — С. 381.
  108. , О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  109. , В.А. Тесты по физике для IX — XI классов. М.: Школа-Пресс, 1994. -96с.
  110. , В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореферат докт. Дисс. СПб., 1998.-С.17.
  111. Педагогика. Учебник для студ. Педагог. Учебн. Заведений. Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. М. 2004. — 397с.
  112. , Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР — 1960.
  113. , Е.И. Функции и система текущей проверки знаний учащихся. Для обсуждения. М., Акад. пед. наук РСФСР. — 1956.
  114. , А .Я. Методика рейтинговой оценки знаний и навыков — Петродворец, 1994.
  115. , И.П. Педагогика М.: Владос. 2003. — 544с.
  116. , В.М. Дидактические вопросы оценки системы знаний: дис. кан. пед. наук. М., 1970.
  117. , В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  118. , В.М. Оценка знаний школьника. — М.: «Знание». 1981.
  119. , В.М. Оценка знаний школьников. М.: «Знание». — 1991. -Серия педагогика и психология, № 4. — С. 29−47.
  120. , В.А. Опыт рейтинговой системы оценки знаний студентов // Педагогика. 1998. № 8 — с. 51−55.
  121. Проверка и оценка знаний в высшей школе // Под ред. Б. Г. Иоганзена, А. И. Кувшинова: Том. Пед. ит-т. Томск, 1969. — 199с.
  122. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7−11 кл.: Кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996.
  123. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. —М.: Педагогика, 1975. — 170 с.
  124. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции / Под ред. JI.C. Гребнева — М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002
  125. Реформа образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272с.
  126. , А.В. Рейтинговая система оценки результатов обучения // Основы психологии и педагогики высшей школы / Отв. Ред. JI.K. Авериенко. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-е. 52−60.
  127. , А.П. Физика. Задачник. 10−11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.
  128. , B.JI. Контроль качества знаний учащихся. М.: Педагогика. 1972 -80с.
  129. , Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. — М.: Просвещение: учеб. лит., 1996. 320 с.
  130. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Н. А. Ермолаева, В. А. Орлов. —М.: Посвящение. 1987. 91 с.
  131. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. 111 с.
  132. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М., 2000.
  133. , В.В. Теория и практика проектирования образовательных систем-М., 1999.
  134. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. Речь. Текст./ Е. В. Сидоренко. СП-б, 2007. — 346с.
  135. , В.П. Диагностика личности и профессионального мастерствапреподавателя: / Международная педагогическая академия. — М&bdquo- 1995.
  136. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. — М., 1997.
  137. , М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96с.
  138. Советский энциклопедический словарь М., 1979.
  139. Современный словарь по педагогике // Сост. Е. С. Рапацевич М.: «Современное слово», 2001. 928с., С. 302.
  140. , В.М. Стандарты в управлении качеством образования. М.: ЦГЖПС, 1993.-95с.
  141. , Н.А. Дидактика. Учебное пособие для институтов. — М.: Просвещение, 1974. с. 222.
  142. , В.Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., 1996 — 159с.
  143. , А.И., Панасюк В. П., Яковлев Ю. С. Понятийный аппарат управления качеством профессионального образования // ПрофИ.- 1999, № 2. С. 15.
  144. , Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студ. Учебн. заведений сред. проф. образования для под. спец. / Н. Ф. Талызина.: Academia, 2001.- Юс.
  145. , Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Изд во «Знание». М., 1983.
  146. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологические аспекты. М.: МГУ. 1984. — 313с.
  147. , Н.В. Проверка и оценка знаний учащихся. Методическое пособие. Изд-во саранского университета. 1984.
  148. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. М.: Издательский центр"Академия", 2000.
  149. , Е.И., Захарова Г. И. Системный контроль как средство повышения эффективности образовательного процесса // Профессиональное образование,№ 5, 1999.-С. 16−17.
  150. , К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 Т. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1 — 594с. Т.2 — 440с.
  151. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
  152. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Прометей, 2000.
  153. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.
  154. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  155. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2003.
  156. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2004.
  157. Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2005.
  158. Физика Тесты. 11 класс: Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Прометей, 1999.
  159. Физика: Учеб. пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики / Под ред. А. А. Пинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.
  160. Физика: Учеб. пособие для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики / Под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 1994.
  161. Физический практикум / Под ред. В. И. Ивероновой. М.: Физматгиз, 1962.
  162. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал. 9−11 классы / Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1993.
  163. Философский энциклопедический словарь. Ред. сост. С. Ф. Губский, Г. В. Короблева. -М.: Инфа, 1997. 576с.
  164. , X. Мотивация и деятельность. В 2 Т. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — Т. 1 — 407с.
  165. , А.В. Ключевые компетенции и компоненты личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование М., 2003, № 2, С. 55−61.
  166. , А.В. Современная дидактика. Литер. Санкт-Петербург -Москва Харьков — Минск, 2001. — 418с.
  167. , М.Б. Разработка педагогических тестов на основеIсовременных математических моделей / М. Б. Челышкова. М., 1995.
  168. , М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002.174." Чертов, А.Б., Воробьев А. А. Задачник по физике. М.: Высшая школа.1991.
  169. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. -М.: Народное образование, 1996. 160с.
  170. , М.Б. Система педагогических тестов как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе изучения математических дисциплин в педвузе: дис. канд. пед. наук / М. Б Шашкина, Красноярск, 1999.
  171. , A.M. Формирование информационной компетенции будущих учителей физики в университете/ A.M. Шуйцев // ИКТ в подготовке учителя технологии и физики: Сборник материалов научно- практической конференции. Коломна: КГПИ, 2008. -Часть 2. — С. 89−91.
  172. , Д.Б. Психология обучения младшего школьни-ка//Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. пси-хол. труды.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995-.С.239−284.
Заполнить форму текущей работой