Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе современных информационных технологий
Диссертация
Результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанной методики в вузе и школе позволяют утверждать, что данная методика повышает эффективность образовательного процесса, стимулирует интенсивность работы преподавателей и студентов (учителей и школьников), индивидуализирует контроль знаний и умений, позволяет объективнее подойти к оценке результатов, проследить динамику усвоения знаний… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема становления профессиональной компетентности будущего учителя физики
- 1. 1. Качество образования
- 1. 2. Основные направления обеспечения качества образования
- 1. 3. Компетентностный подход в образовании
- 1. 3. 1. Содержание профессиональной компетентности учителя физики
- 1. 3. 2. Специфика компетенций учителя физики
- 1. 4. Диагностика компетенций учащихся
- 1. 4. 1. Психолого-педагогические основы взаимодействия субъектов процесса диагностики профессиональных компетенций
- 1. 5. Выводы по главе 1. Постановка задачи
- Глава 2. Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики
- 2. 1. Возможности применения традиционных методов контроля знаний и умений по физике для диагностики профессиональных компетенций
- 2. 2. Инструментарии системной диагностики профессиональных компетенций
- 2. 2. 1. Мониторинг образовательного процесса
- 2. 2. 2. Рейтинговая система
- 2. 3. Диагностика профессиональных компетенций будущего учителя физики в рамках системы обеспечения качества образования
- 2. 4. Компьютерное тестирование, как одна из форм диагностики профессиональных компетенций
- 2. 5. Выводы по главе 2
- Глава 3. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента
- 3. 1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Констатирующий этап эксперимента в школе. .,
- 3. 2. 1. Характеристика экспериментального 7 М класса
- 3. 2. 2. Характеристика контрольного 7 А класса
- 3. 2. 3. Характеристика экспериментального 10А и контрольного 10Б классов
- 3. 2. 4. Отношение учителей к методике диагностики знаний и умений
- 3. 2. 5. Данные Интернет-источников
- 3. 3. Поисковый этап эксперимента
- 3. 3. 1. Методика компьютерного тестирования
- 3. 3. 2. Результаты тестирования
- 3. 4. Формирующий этап эксперимента
- 3. 4. 1. Формирующий эксперимент с учащимися 7 М и 7А классов
- 3. 4. 2. Формирующий эксперимент с учащимися 10А и 10Б
- 3. 4. 3. Результаты мониторинга образовательного процесса
- 3. 4. 5. Выводы
- 3. 5. Диагностика профессиональных компетенций у студентов
- 3. 5. 1. Констатирующий эксперимент
- 3. 5. 2. Поисковый эксперимент
- 3. 5. 3. Обучающий эксперимент
- 3. 5. 4. Выводы
- 3. 6. Выводы по главе 3
Список литературы
- Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий: Кн. для преподавателей вузов, техникумов, для студентов и аспирантов пед. вузов /В.С.Аванесов. 2-е изд., испр. и доп.-М.:Адепт, 1998.-217 е., С.191−192.
- Аванесов, B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дис. Д-ра. Пед. Наук. М., 1994. — 386с.
- Аванесов, B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: Учебное пособие. М., 1994. — 235с.
- Аванесов, B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие/ B.C. Аванесов. М.: Исслед. центр, 1989.
- Аванесов, B.C. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. Ред. Акад. АПНСССР А. В. Петровского. М., 1986. — 273с.
- Аванесов, B.C. Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения и при аккредитации вузов // Тезисы докладов участников конференции-семинара. -М.: Исслед. Центр, 1995 144с.
- Аванесов, B.C. Форма тестовых заданий. М., 1991.
- Агеева, З.А. Психологические аспекты профессионального мастерства учителя начальных классов.// Вопросы общей и дифференциальной психологии, — Кемерово, 1998.- Вып. 2.- С. 134−140.
- Ананьев, Б.Г. Вопросы повышения качества учебно-воспитательной работы школы. М., 1950.
- Ананьев, Б.Г. Вопросы психологии обучения и воспитания. Труды Ленинградского ин-та педагогики.- М., 1950.
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980, Т2 — С. 128−267.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969. — 241с.
- Антипин, И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах. -М.: Просвещение, 1974.
- Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991. — 397с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. — М.: «Высшая школа», 1980.
- Афанасьев, Ю.А. Непрерывная аттестация студентов как фактор успешного обучения в вузе. // Проблемы высшего технического образования / Под общ. Ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Педагогика, 1987.-96с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика высшей школы / Отв. Ред. Гл. кор. АП НСССР Ю. К. Бабанский Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. универ., 1972.
- Балашов, М.М. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании/ М. М. Балашов, М.И. Лукьянова// Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. Ульяновск, 1998.
- Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. Изд-во», 2004, 176 с.
- Бермус, А.Г. «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» Интернет-журнал «Эйдос». 2003.
- Бершадский, М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса? // Народное образование. 2002. — № 7 — С. 81−87.
- Беспалько, В.Н. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ. — 1977.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Высшая школа. 1995. — 336с.
- Беспалько, В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы, 1998. № 1. — С.3−8.
- Беспалько, В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. -М.:ИРПО, 1996.-336с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько, В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия. М.: Педагогика, 1993. — № 5. — С. 23−29.
- Большая советская энциклопедия. — М/. Советская энциклопедия, 1970 1976. — Т.25. — 600с., С. 513.
- Варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Физика. — М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Физика. М.: Федеральный центр тестирования, 2008.
- Васильев, В.И. Культура компьютерного тестирования. 4.2
- Вершинин, В.Н. Этапы и кризисы послевузовского становления-педагога/ В.Н. Вершинин// Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. Ульяновск, 1998.
- Возина, К.Я., Петров, Ю.Н., Белиловский, В. Д. Педагогический менеджмент. -М.: Педагогика, 1991. -268с.
- Волькинштейн, B.C. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука. 1990.
- Воронин, Ю.А., Трубина JI.A., Васильева Е. В., Козлова О. В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. Воронеж: ВГПУ. — 2004. — 97 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. — 170 с.
- Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. Т.1 М.: АПН РСФСР, 1959. -599с.
- Горячкин, Е.Н. Общие вопросы методики физики. М.: Учпедгиз, 1948. -Т. 1.-496 с.
- Грабрь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь. К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гузеев, В.В. Оценка, рейтинг. Тест. Знание, 1999. — 69с.: Ил. -(Систем, основания образоват. технологии).
- Давыдов, В.В., А.У. Варданян Учебная деятельность и моделирование.- Ереван, Луйс. 1981.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. -М.:ИНТОР, 1996.-544с.
- Добрынина, О.А. Формирование психолого-педагогической компетентности учителя в условиях реализации образовательного стандарта. // Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие. -М.- Новокузнецк, 1997.
- Ельцов А.В., Ларина М. Е., Моисеев С. Г., Федорова Н. Б., Холева Н.В.,
- Ястребков А.Б. Тестовые задания по физике (9−11 класс): Дидактический материал. Рязань: Узорочье, 2002. 254с.
- Жохов, A.JI. Как помочь формированию мировоззрения школьников. Книга для учителя и не только для него. — Самара: Изд-во Самарского ГПУ, 1995.-288с.
- Жуковская, 3.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук С.П., 1994. — 420с.
- Задачи вступительных экзаменов по физике в вузы г. Рязани: Пособие для поступающих / Под ред. Б. С Кирьякова- Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1997.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» «Российская газета», № 172, 31.07.1992.
- Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002. С. 383.
- Зиновьев, А.А. Основы логической теории научных знаний. М.: Наука, 1976.-С. 212.
- Иванова, Т.Н. Рейтинговая система как один из видов педагогического контроля в высшей школе. Материалы региональной научно-практической конференции 20−21 апреля 1999. Чебоксары 1999.
- Извозчиков, В.А., Мартыненко В. П. Применение ЭВМ при обучении физики // Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе. Свердловск: СГПИ, 1987. — С. 89 — 92.
- Ильина, Г. А. Педагогика: Курс лекций. М., Просвещение, 1984. 496с
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. — М. Педагогика, 1991. — 240с.
- Иродов, И.Е. Задачи по общей физике: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., перераб. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 448 с.
- Каган, М.С. Мир общения. М., 1988.
- Кальней, В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик»: Метод, пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86с.
- Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в 1-ой половине XX века. Ростов-на-Дону ЮО РАО, 1994. — 293с.
- Катханов, М.Н., Карпов В. В. Качество специалиста и технология обучения // Современная высшая школа 1991 — 76с.
- Качалов, В.А., Прудковский Б. А. По поводу оценки качества высшего образования // Высшее образование в России. 1999. № 2. — С.56.
- Ковалевская, А.В., Павшок JI.B., Шалагинов А. А. Применение модульно-рейтинговой системы в преподавании математических дисциплин // Проблемы высшего технического образования / Под общ. Ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1988 с.20−26.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982 — T. l — 656с.- Т.2 — 576с.
- Кондратьев, А.С., Уздин В. М. Физики. Сборник задач. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. 392 с.
- Контроль за преподаванием учебных предметов / Под ред. Д. И. Румянцевой. Киев, 1988. — 6с.
- Контроль знаний и обратная связь в обучении. Методические рекомендации. Ленинград, 1980.
- Контроль знаний учащихся по физике. Под ред. Разумовского В. Г. и Кривошаловой Р. Ф. М.: «Просвещение». 1982.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002, № 2783 -М., 2002.
- Концепция управления качеством образования. Пермь. — 1997. С14
- Крамаренко, И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. -2001. № 1. С. 37−42.
- Кривченко, Т.А. Специфика общения учителя и социального работника.
- О коммуникативных умениях и профессиональной деятельности). // Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность. — Тамбов, 1997.
- Кузьмина, Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие Текст. / Н. В. Кузьмина и др. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980−17.
- Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989 — 167с.
- Кукушкин, B.C. Дидактика (теория обучения). Издательский центр «Март». Москва- Ростов- на-Дону. 2003 238−239с.
- Куприянов, А.А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным дисциплинам — М.: Высшая школа, 1984 111с.
- Лаврентьев, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. — М-во образ. Рос. Федерации, Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И. П. Ползунова. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. универ., 2004.
- Лазарев, B.C. Системное развитие школы. М., 2002, — 304с.
- Лейбович, А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. -М., 1996 228с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 176с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика М.: Юрайт. 2001. — 300с.
- Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. М., 2000.
- Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений как средство аттестации учащихся: дис. канд. пед. наук / А. Н. Майоров. СПб., 1996.
- Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование и испытание. 2-е изд. СПб.: Образование и культура, 1997. — 304с.
- Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование. • Проведение, использование СПб.: Образование и культура, 1997 — 304с., с. 263−266.
- Максимов, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, № 8, 1990 С. 24−25.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя М., 1993.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя — Просвещение, 1994, С.7−8.
- Маслов, А.С. Высшая школа и ее педагогические основы. Волгоград, 1993.-71с.
- Матушанский, Г. У. Тестовый контроль знаний в вузе. Курс лекций. Казань, 1993.
- Мигаль, В.И., Мигаль Е. А. Управление современной школой. Вып. 1 Внутришкольный контроль и сетевое планирование: практич. Пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ППК. -Ростов -на-Дону: Учитель, 2002. 64с.
- Михайлычев, Е.А. Дидактическая тестология / Е. А. Михайлычев. М.: Нар. Образование, 2001.
- Михайлычев, Е.А. Дидактические тесты как средство измерения // Школьные технологии. 2001 — № 4 — С. 32- 47.
- Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность учителя и ее оценивание. // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования. -Челябинск, 2000.
- Нейман, Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В.А. хлебников. М.: Прометей, 2000.
- Нейман, Ю.М. Как оценивается уровень подготовленности учащихся по результатам Единого государственного экзамена /Ю.М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Центр тестирования М-ва образования Российской федерации, 2004.
- Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст./ Д. А. Новиков.- М.: МЗ- Пресс, 2004. 67с.
- Новые методы и средства обучения. Изд-во «Знание». 1991. № 1 (13).
- Общая психология. Учебное пособие // Под ред. В. В. Богословского и др.-М.: Просвещение, 1981.-383с.
- Огарев, Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: Изд. РАО ИОВ, 1995. — 170с.
- Ожегов, С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М., 2001.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику. — М.: высшая школа, 1990. — С. 381.
- Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
- Орлов, В.А. Тесты по физике для IX — XI классов. М.: Школа-Пресс, 1994. -96с.
- Панасюк, В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореферат докт. Дисс. СПб., 1998.-С.17.
- Педагогика. Учебник для студ. Педагог. Учебн. Заведений. Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. М. 2004. — 397с.
- Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР — 1960.
- Перовский, Е.И. Функции и система текущей проверки знаний учащихся. Для обсуждения. М., Акад. пед. наук РСФСР. — 1956.
- Подкользин, А .Я. Методика рейтинговой оценки знаний и навыков — Петродворец, 1994.
- Подласый, И.П. Педагогика М.: Владос. 2003. — 544с.
- Полонский, В.М. Дидактические вопросы оценки системы знаний: дис. кан. пед. наук. М., 1970.
- Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Полонский, В.М. Оценка знаний школьника. — М.: «Знание». 1981.
- Полонский, В.М. Оценка знаний школьников. М.: «Знание». — 1991. -Серия педагогика и психология, № 4. — С. 29−47.
- Попков, В.А. Опыт рейтинговой системы оценки знаний студентов // Педагогика. 1998. № 8 — с. 51−55.
- Проверка и оценка знаний в высшей школе // Под ред. Б. Г. Иоганзена, А. И. Кувшинова: Том. Пед. ит-т. Томск, 1969. — 199с.
- Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7−11 кл.: Кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. —М.: Педагогика, 1975. — 170 с.
- Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции / Под ред. JI.C. Гребнева — М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002
- Реформа образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272с.
- Русина, А.В. Рейтинговая система оценки результатов обучения // Основы психологии и педагогики высшей школы / Отв. Ред. JI.K. Авериенко. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-е. 52−60.
- Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10−11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.
- Рысс, B.JI. Контроль качества знаний учащихся. М.: Педагогика. 1972 -80с.
- Савченко, Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. — М.: Просвещение: учеб. лит., 1996. 320 с.
- Сборник нормативных документов. Физика / сост. Н. А. Ермолаева, В. А. Орлов. —М.: Посвящение. 1987. 91 с.
- Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. 111 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М., 2000.
- Сериков, В.В. Теория и практика проектирования образовательных систем-М., 1999.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. Речь. Текст./ Е. В. Сидоренко. СП-б, 2007. — 346с.
- Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерствапреподавателя: / Международная педагогическая академия. — М&bdquo- 1995.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. — М., 1997.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96с.
- Советский энциклопедический словарь М., 1979.
- Современный словарь по педагогике // Сост. Е. С. Рапацевич М.: «Современное слово», 2001. 928с., С. 302.
- Соколов, В.М. Стандарты в управлении качеством образования. М.: ЦГЖПС, 1993.-95с.
- Сорокина, Н.А. Дидактика. Учебное пособие для институтов. — М.: Просвещение, 1974. с. 222.
- Сосонко, В.Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., 1996 — 159с.
- Суббетто, А.И., Панасюк В. П., Яковлев Ю. С. Понятийный аппарат управления качеством профессионального образования // ПрофИ.- 1999, № 2. С. 15.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студ. Учебн. заведений сред. проф. образования для под. спец. / Н. Ф. Талызина.: Academia, 2001.- Юс.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Изд во «Знание». М., 1983.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологические аспекты. М.: МГУ. 1984. — 313с.
- Тельтевская, Н.В. Проверка и оценка знаний учащихся. Методическое пособие. Изд-во саранского университета. 1984.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. М.: Издательский центр"Академия", 2000.
- Тупикин, Е.И., Захарова Г. И. Системный контроль как средство повышения эффективности образовательного процесса // Профессиональное образование,№ 5, 1999.-С. 16−17.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 Т. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1 — 594с. Т.2 — 440с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Прометей, 2000.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2003.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2004.
- Физика Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2005.
- Физика Тесты. 11 класс: Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Прометей, 1999.
- Физика: Учеб. пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики / Под ред. А. А. Пинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.
- Физика: Учеб. пособие для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики / Под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 1994.
- Физический практикум / Под ред. В. И. Ивероновой. М.: Физматгиз, 1962.
- Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал. 9−11 классы / Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1993.
- Философский энциклопедический словарь. Ред. сост. С. Ф. Губский, Г. В. Короблева. -М.: Инфа, 1997. 576с.
- Хеккаузен, X. Мотивация и деятельность. В 2 Т. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — Т. 1 — 407с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и компоненты личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование М., 2003, № 2, С. 55−61.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика. Литер. Санкт-Петербург -Москва Харьков — Минск, 2001. — 418с.
- Челышкова, М.Б. Разработка педагогических тестов на основеIсовременных математических моделей / М. Б. Челышкова. М., 1995.
- Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002.174." Чертов, А.Б., Воробьев А. А. Задачник по физике. М.: Высшая школа.1991.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. -М.: Народное образование, 1996. 160с.
- Шашкина, М.Б. Система педагогических тестов как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе изучения математических дисциплин в педвузе: дис. канд. пед. наук / М. Б Шашкина, Красноярск, 1999.
- Шуйцев, A.M. Формирование информационной компетенции будущих учителей физики в университете/ A.M. Шуйцев // ИКТ в подготовке учителя технологии и физики: Сборник материалов научно- практической конференции. Коломна: КГПИ, 2008. -Часть 2. — С. 89−91.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьни-ка//Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. пси-хол. труды.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995-.С.239−284.