Речевое расстройство — это нарушение, при котором речевые навыки ребёнка ниже возрастной нормы, несмотря на отсутствие мозговых повреждений, адекватное умственное развитие, нормальный слух, правильно развитый артикуляторный аппарат и нормальные условия для овладения языком. Это общее название различных нарушений речи.
Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются собственно коммуникативного функционирования (например, распад речевых навыков, фонологические расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологию восприятия речи (в частности, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что «чистые» нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими.
Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:
- 1. Нарушения звукопроизношения.
- 2. Нарушения ритма и темпа речи.
- 3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
- 4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.