Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повседневная жизнь и деятельность советского учителя в годы вов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной функцией учителя во время Великой Отечественной войны стала идейно-политическая работа. Во многих селах и деревнях, как на советской, так и на оккупированной территориях, учитель часто оставался единственным представителем советской власти. К нему охотно шли за советом, помощью, поддержкой. Школьный учитель становился духовным центром местного общества. Так, беспримерный подвиг совершила… Читать ещё >

Повседневная жизнь и деятельность советского учителя в годы вов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великая Отечественная Война занимает особое место в истории России. Она стала самой жестокой и тяжелой из всех воин, когда-либо пережитых нашей Родиной. И с самого начала ВОВ превратилась в подлинно всенародную. Мировая история не знала такой самоотверженности, такой стойкости и героизма, какие были проявлены советскими людьми на фронтах и в тылу. В великую Победу неотъемлемой частью вошли трудовые и ратные усилия школьного учителя. Советский учитель справился с выполнением своих педагогических обязанностей, внеся свой вклад в достижение победы. «Советский учитель, писала „Правда“ от 16 декабря 1944 г., — делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне».

Советские учителя в Отечественной войне показали яркие примеры высокого понимания своего гражданского долга. Они глубоко осознавали серьезность поставленных перед ними задач, отдавая все свои силы делу воспитания и обучения детей. В условиях войны труд стал делом особой важности. Учителя рассматривали свой педагогический труд как часть всенародной борьбы против немецко-фашистких захватчиков. «Никаких скидок на военную обстановку!» — таков был лозунг учителя во время войны. Не ограничивая свою деятельность стенами школы, учителя откликались на любое событие общественной жизни. Не было практически ни одного политического, хозяйственного, оборонного мероприятия, в проведении которого не принимали бы участие учителя, часто решая успех той или иной компании. На плечи учителя с первых же дней войны легла ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за сохранения их жизни и здоровья. Они вывозили детей из прифронтовой полосы, обеспечивая охрану их жизни и здоровья в пути, устраивали жизнь и быт детей в тылу, заботились об организации их учения и отдыха.

В целом ряде районов СССР учителя являлись инициаторами движения за спасение осиротевших детей. Тысячи учителей приняли участие в оказании помощи семьям воинов Советской Армии, на их плечи легла работа с населением по программе ПВХО. Возглавили они и местные группы самозащиты. Важное место принадлежало учителю в деле организации помощи фронту, мобилизации средств, необходимых для ведения войны. «В этом исключительном государственной важности деле особо должно быть отмечено советское учительство. Учителя вносили в фонд обороны свои личные сбережения, отдавали в этот фонд все трудодни, заработанные ими в колхозах во время летних отпусков, помогали лучше организовать сбор средств среди населения, разъясняли населению куда и на что идут взносы в фонд обороны [5. C. 21].

Важной функцией учителя во время Великой Отечественной войны стала идейно-политическая работа. Во многих селах и деревнях, как на советской, так и на оккупированной территориях, учитель часто оставался единственным представителем советской власти. К нему охотно шли за советом, помощью, поддержкой. Школьный учитель становился духовным центром местного общества. Так, беспримерный подвиг совершила Ефросинья Дмитриевна Андрюшина. Молодая сельская учительница в селе Зловодке Калужской области организовала колхоз на оккупированной врагом территории. Фашистов, под носом у которых выполнялся план полевых работ, обманывали: посеянную площадь занижали до минимума. Собранный урожай увозили в Раменский лес, к партизанам. За время своего существования подпольный колхоз передал партизанам 820 пудов зерна, 120 пудов мяса, 40 лошадей, 30 коров. Приходилось поставлять продовольствие и фашистам, но их обозы почему-то оказывались разгромленными в пути. Однако Ефросинья Андрюшина не дожила до Победы. 2 октября 1942 года после долгих пыток, гитлеровцы расстреляли ее в тюремном дворе, у нее остался маленький сын — Александр. Подпольный колхоз продолжал жить до 9 сентября 1943 года, когда в Зловодку вступила Красная Армия [15. C. 17].

И таких героических поступков немало, когда советский учитель, до войны скромный труженик, становился мужественным и бесстрашным бойцом на оккупированных немцами районах. Многие учительницы, пренебрегая опасностью, помогали партизанам, добывали для них ценные сведения, спасали раненных красноармейцев, собирали тайные сходки сельчан в домах, лесах и рассказывали им правду о войне, возбуждая в сердцах измученных крестьян волю к борьбе. Только в Белоруссии в партизанских отрядах сражались 7185 учителей. Среди них сотни организаторов партизанского движения и подполья [33. C. 48].

Подлинно героической была жизнь учителей в осажденных фашистами городах, где продолжали работать школы. В обстановке бомбардировок и голода шли занятия в школах Ленинграда. 26 октября 1941 года исполком Ленинградского городского совета разрешил где это возможно организовывать регулярные занятия с учащимися I-VI классов в бомбоубежищах, а с учащимися VII-X классов в школьных зданиях [35. C.46]. «Зима. На улице лютый мороз. Мороз в классных комнатах, где идут занятия, — писала учительница школы.

№ 114 В. М. Никитина — Большой зал разделен шкафами на три класса. Здесь около буржуйки проходят занятия, дым разъедает глаза, лезет в горло, вызывает кашель, на глазах выступают слезы, но ни учителя, ни ученики, ни на минуту не прекращают занятия. Чернила замерзали, и ученики пользуются карандашами. Закоченели пальцы с трудом удерживающие карандаши" [3. C. 63].

Исторически засвидетельствован факт, что 15 сентября 1941 года начался учебный год в катакомбах семилетней школы № 125 села Кривая Балка Одесского района. Под руководством учительницы А. А. Галько, возглавившей школу после ухода на фронт всех учителей-мужчин, для занятий было устроено в подземелье 7 классных комнат. Парты были сделаны из камня-ракушечника, освещение поддерживали фонари «Летучая мышь». В катакомбах готовились домашние задания, проводились пионерские сборы и комсомольские собрания. Для связи с «внешнем миром» были выделенные связные, приносившие газеты, книги, информацию. После уроков ребят выводили на поверхность, если не было опасности.

К январю 1942 года в Севастополе работало 9 школ, размещенных в глубоких штольнях. Около 300 севастопольских учителей работало под землей. Многие из них жили там же с учащимися. Так, школа № 32 была создана в Инкермане на глубине 40 м. Расписание уроков было прикреплено к скале, голосистый школьный звонок звал учащихся на занятия. В подземелье под глухой аккомпанемент звучали стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского. Старшеклассники в цехах подземного комбината помогали рабочим ремонтировать и изготавливать оружие, ухаживали за раненными бойцами. Руководителем и создателем этой удивительной школы был молодой учитель К. И. Ленько. Когда бои шли уже на окраинах Севастополя, в его подземной школе состоялся выпуск учащихся [38. C. 112].

Огромную нагрузку несли учителя в тылу. Заменяя педагогов, ушедших на фронт, они с максимальной отдачей, боролись за осуществления всеобуча, вместе с детьми трудились на колхозных полях, в цехах фабрик и заводов. Только в 1942 году 154 тысячи учителей трудились на полях колхозов и совхозов [35. C. 44]. Они не только работали на полях и заводах, выполняя и перевыполняя нормы, но успевали организовывать труд учащихся, одновременно заботясь об их питании и отдыхе. Учителя-коммунисты еще вели пропагандистскую и агитационную работу среди населения, информировали людей о положении на фронта, выпускали газеты и боевые листки. Когда в стране было введено всеобщее военное обучение, учителя активно откликнулись на это. Они организовывали военные уголки, читали лекции, возглавляли противовоздушные и противопожарные команды. Многие из педагогов стали командирами и политруками военного всеобуча.

В районах, освобожденных от немецких оккупантов, учителя проводили учет уцелевшей жилой площади, перепись населения, учет детей потерявших родителей и детей, подлежащих обучению в школе.

Большой вклад внесли учителя в дело восстановления и ремонта школ на освобожденных территориях. Они принимали деятельное участие в изготовлении школьной мебели, учебного оборудования, наглядных пособий, в заготовлении топлива, писали учебно-методическую литературу для восстановленных школ. Так ученики и учителя Ефремовской железнодорожной школы (Тульская область), превращенную оккупантами в конюшню, за 2 дня привели ее в порядок, и на третий день после освобождения в ней уже начались регулярные занятия [35. C. 59].

Другую героическую страницу ВОВ открывают учителя-фронтовики. С первых же дней войны в рядах Советской армии были и учителя. С начала войны большинство учителей-мужчин были призваны в армию. И советский педагог полностью оправдал свое мужество, стойкость, несгибаемую волю. Подчеркивая особую роль учителя-воина Маршал Советского Союза А. М. Василевский говорил: «он и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии: личным примером учил, как надо воевать». Об этом говорят и факты: за боевую доблесть и отвагу, мужество и героизм 86 тысяч воинов-педагогов были награждены орденами и медалями. Более трехсот из них получили звание Героя Советского Союза.

Учитель стал воином, защитником своей страны. Они стали пехотинцами, моряками, летчиками, минометчиками, связными, артиллеристами. Многие отлично зарекомендовали себя в качестве политработников, военных корреспондентов, редактора газеты, военных переводчиков, разведчика. Женщиныучителя становились медсестрами, радистками, телеграфистками, зенитчицами. Так, что вряд ли найдется в истории Великой Отечественной войны такое сражение, в котором активными участниками не были бы учителя. Многочисленные документы и воспоминания фронтовиков свидетельствуют о том, что учителя показывали в боях примеры отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки.

Вот несколько примеров ратных подвигов учителей-воинов. Царегородский Алексей Андреевич родился 3 марта 1918 года в селе Глинка ныне Калачаевского района Воронежской области в семье крестьянина. Окончил педагогическое училище. Работал заведующим Подгоренской начальной школы в Калачаевском районе. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов. Участник ВОВ с 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Штурман эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии командир Алексей Царегородский к маю 1945 совершил 176 боевых вылетов на разведку и бомбардировку укреплений, аэродромов и войск противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Алексею Андреевичу Царегородскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Легнина и медали «Золотая Звезда». После войны жил в селе Забродненское Калачаевского района и работал директором Ильинской школы.

Бахвалов Валентин Николаевич — родился 16 октября 1913 года в деревне Гуляево Вологодской области. В 1925 окончил начальную школу, работал в колхозе, закончил школу ФЗУ. С 1933 по 1936 гг. трудился инструктором по труду, преподавателем черчения и физкультуры в Порозовской школе крестьянской молодежи. В армию Валентин Бахвал был призван в 1939 году, рядовым сапёром он участвовал в финской компании, а потом учился в военноинженерном училище. Участвовал в разгроме немцев под Москвой, форсировании Днепра, освобождении Чернигова, Пинска, Бреста, Латвии, Литвы и Польши. Исключительную личную храбрость и умелое руководство бойцами проявил во время Висло-Одерской операции в апреле 1945 года. 9-й отдельный саперский батальон, которым командовал Валентин, входил в состав 12-й гвардейской стрелковой дивизии и получил задание обеспечить переправу ее через Одер севернее города Кюстрина. За обеспечение переправы своей части в столь сложных условиях и проявленное при этом мужество В. Н. Бахвалову было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну отважный воин-педагог закончил на Эльбе, а затем остался в армии, служил на командных должностях в инженерных войсках. Помимо этого, за годы войны был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» [4. C. 286].

Есть среди Героев Советского Союза и учитель-женщина — Татьяна Николаевна Барамзина. Родилась в городе Глазове (Удмуртская Республика). Окончила 7 классов школы и Глазовское педагогическое училище, где вступила в Комсомол, стала членом обществ Осавиахима и РОКК, где научилась стрелять из винтовки. После окончания училища работала в школах сел Омутнице, Качкашуре, Парзях. В 1940 году Таня поступила в Пермский педагогический институт на географический факультет. После начала войны пошла на фронт, но получила отказ. Продолжив учебу, стала работать в детском саду для эвакуированных, училась на курсах медсестер, сдавала кровь. В 1943 году она все-таки была зачислена в Центральную школу снайперов, после окончания, которой в апреле 1944 года была направлена в 3-й Белорусский фронт. В боях она уничтожила из снайперской винтовке 16 фашистов, но вскоре у нее стало падать зрение. Отказавшись мобилизоваться, Татьяна переучилась в телефонистку. В боях у деревни Малое Морозово под сильным огнем противника 22 и 23 июня 1944 г. она 14 раз исправляла прерванную телефонную связь. А уже 5 июля 1944 года Татьяна в составе 3-го стрелкового батальона 252-го стрелкового полка была направлена в тыл противника для выполнения боевого задания. Но на марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Таня оказывала помощь раненым, а потом стала прикрывать их отход в лес. Таня Барамзина отстреливалась до последнего патрона, уничтожив несколько вражеских солдат. Попала в плен, и после долгих пыток была расстреляна из противотанкового ружья.

24 марта 1945 года ей посмертно присвоили Героя Советского Союза. Ее именем названа спортивная детско-юношеская в Перми и школа № 53 в Ижевске. Навечно Татьяна занесена в списки учащихся средней школы № 2 города Глазов. На здании Пермского педагогического института в память о ней установлена мемориальная доска. Именем Татьяны названы улицы в Москве, Глазове, Ижевске, Перми, Подольске [32].

Таких героических страниц про учителей-воинов можно найти немало. Оставаясь в душу гуманистами, учителя-воины вынуждены были взять в руки оружие, чтобы защитить свою страну, своих питомцев, будущее педагогической науки и своей профессии.

Участие учителей-мужчин, а также часть учителей-женщин в боевых действия на фронтах Великой Отечественной войны, создало государственную проблему обеспечения школ педагогическими кадрами. Призыв в армию, уход части учителей в партизаны, массовая эвакуация, переход на другую работу привели к резкому сокращению учителей, как в целом по стране, так и в отдельных районах. Только на российской территории число учителей с 607 807 в 1940/41 учебном году сократилось до 429 706 в 1943/44 учебном году. (Советская экономика в период ВОВ 1941;1945 гг. М1970, с23−24). Несмотря на все меры — эта проблема до конца войны так и не была решена. При этом следует учитывать, что выбывшие учителя часто заменялись малоквалифицированными и слабо подготовленными работниками.

Также в годы войны произошло существенное изменение и в самом кадровом составе педагогического корпуса страны. Заметно возрос удельный вес женщин в области просвещения с 58% на 1 января 1940 г. до 70% на 1 октября 1945 г [38. C. 46].

Наибольшие потери в педагогических кадрах понесли конечно районы страны, подвергнувшиеся фашистской оккупации. На территориях, захваченных врагом до войны имелось 526,5 тыс. учителей, а после освобождения осталось всего 249,2 тыс., что составляло 47% по отношению к довоенному [38. C. 48]. Это объяснялось, прежде всего в «школьной политике» оккупантов, которые истребляли советскую интеллигенцию и прежде всего учителей.

Общее представление об абсолютном сокращении количественного состава учительских кадров страны за годы Великой Отечественной войны дают следующие данные: накануне войны во всех общеобразовательных школах всех наркоматов и ведомств СССР насчитывалось 1 215 967 педагогов. На начало первого послевоенного 1945/46 учебного года их число сократилось до 1 042 813 человек. В итоге получилось, что за годы войны СССР потерял 14% состава учителей. (Культурное строительство в СССР: Статистический сборник ЦСУ при СМ СССР М1956 с 80−85) Наиболее существенные потери учительских кадров были в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Азербайджане. Так, в 1944/45 учебном году школам Осетинской АССР недоставало 103 учителя по различным предметам. Директорами 22 школ работали лица без должной квалификации и образования. Были и такие средние школы, где не оставалось ни одного учителя с высшим образованием. В отдельных районах страны в средних школах из-за отсутствия учителей не преподавалась физика, математика, иностранный язык. Из-за этого же в ряде школ не проводились экзамены на аттестацию зрелости.

Все перечисленные выше обстоятельства не могли не сказаться на качестве учебно-воспитательной работы в школе, а также выполнения плана по всеобучу. В такой ситуации правительство приняло самые энергичные меры для восполнения убыли педагогов и повышению уровня их подготовки, что должно было обеспечить бесперебойную и качественную работу школ страны. Были определены основные направления этой работы: улучшение материальнобытового положения учительства; возвращение в школу учителей, занятых не по специальности; увеличение выпуска учителей педагогическими училищами и институтами.

Так, несмотря на первоочередную задачу удовлетворения нужд фронта и военного комплекса, правительство СССР нашло возможным в 1943 г. повысить заработную плату учителя в среднем более чем на 50%! Только по Российской Федерации на это было выделено с 1 августа 1943 г. по 1 января 1944 г.

500 млн. рублей.(Учительская газета 1944 8 марта). Также постановлением СНК СССР от 13 ноября 1943 г. «О распространении постановления ЦИК и СНК СССР от 3 июля 1929 г.(О пенсионном обеспечении работников просвещения за выслугу лет) на учителей, работающих в органах народного образования и в профсоюзе работников начальной и средней школы» значительная часть педагогических работников получала дополнительную социальную защиту от государства. Специальные меры предусматривались для погашения задолженности и обеспечения своевременной выплаты заработной платы учителям сельских школ.

По нормам снабжения продовольственными и промышленными товарами учителя приравнивались к категории рабочих промышленности, связи и транспорта. Для сельских работников образования в 1943 г. были специальным постановлением выделены товары широкого потребления, главным образом одежда и обувь. Учителям освобожденных районов был предоставлен ряд дополнительных льгот в виде первоочередного обеспечения жильём.

Советские органы принимали в эти годы и большие усилия для возвращения учителей, работавших не по специальности. 28 июля 1943 г. Совнарком СССР принял специальное постановление по этому вопросу. На местах эту нелёгкую задачу решали партийные организации и органы народного образования. Это принесло результаты. В РСФСР за короткий срок к началу 1943/44 учебного года удалось возвратить в школу с работы не по специальности около.

6 тыс. педагогов [11. C. 24]. Не вероятно, но факт, что в августе 1943 г. Наркомпрос РФ нашёл возможным принять меры по обеспечению школ учителями пения.

Следующей неотложной задачей перед органами образования была повышение уровня педагогов. По данным Наркомпроса, в 1943/44 учебном году треть всех учителей Российской Федерации не имела педагогического образования [1. C. 24]. Не редки были факты, когда в коле работали учителя, не имеющие подготовки даже в объеме восьмилетней школы. Поэтому на Всероссийском совещании по народному образованию в 1943 г. была поставлена задача — уделить больше внимания повышению квалификации учителя. Основной формой повышения квалификации учителей стали в этот период педагогические курсы, на которых обучалось в год до 66 тыс. человек. Центрами методической работы стали районные педагогические кабинеты и сами школы, где создавались методические объединения.

В 1943;1945 гг. в союзных и автономных республиках, краях и областях развернули активную деятельность институты усовершенствования учителей. В июне 1944 г. возобновил работу прервавший свою деятельность в 1941 г. Центральный комитет повышения квалификации руководящих работников народного образования Министерства просвещения СССР. Ценою героических усилий органов народного образования и самих педагогов в течении всей войны работал институт усовершенствования учителей в блокадном Ленинграде. Здесь, в тяжелых условиях, читались лекции, проводились консультации, работали семинары.

Значительный вклад в дело повышения квалификации учителей внесла, созданная в октябре 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР. Практическая работа сотрудниками Академии велась на базе 26 опытных школ, где они выступали с лекциями по педагогике, психологии и частным методикам. Только в 1944 г. сотрудниками Академии более 900 раз выступили с лекциями и докладами на учительских совещаниях [35. C. 48]. Постоянную помощь учителям оказывали периодические издания Академии: журналы «Советская педагогика», «Семья и школа», а также серия книг «Историко-педагогическая библиотека», «Педагогическая библиотека», «Библиотека школьной гигиены».

Таким образом, мы видим, что народные учителя, скромные и незаметные трудяги, в годы Великой Отечественной войны оказались на переднем краю борьбы против фашистских захватчиков. Кто-то из них с оружием в руках встал в ряды Красной Армии, кто-то продолжил борьбу на оккупированных врагом территориях, а кто-то в тылу целиком отдался делу воспитания молодого поколение — будущие нашей страны.

Правительство нашей страны высоко оценило деятельность советских учителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1944 г. более 5 тыс. учителей и руководителей народного образования Российской Федерации были награждены орденами и медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей; 205 учителей получили орден Ленина, 1421 — орден Трудового Красного Знамени, 982орден «Знак почёта», 1317 -медаль «За трудовую доблесть», 1302 -медаль «За трудовое отличие» (Ведомости Верховного Совета СССР 1944 № 37).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой