В социальных учениях XIX в. сформировалось два подхода к воспитанию, его возможностям и пределам развития человека как личности. Всестороннее развитие личности представлялось социалистам-утопистам Клоду Анри Сен-Симону, Франсуа Мари Шарлю Фурье, Роберту Оуэну и как великая общечеловеческая цель — педагогическая функция воспитания, и как средство социальной организации, гармонизации общественных отношений.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, напротив, полагали, что развитие крупного производства и научно-технический прогресс не ведут сами по себе к замене «частичного рабочего» всесторонне развитой личностью. Позитивное значение закона «перемены труда» они связывали с завоеванием пролетариатом политической власти, а развитие индивида с его вовлеченностью в классовую борьбу— «революционную практику».
Рассматривая в целом развитие зарубежной школы и педагогической мысли в первые три десятилетия XIX в., можно сделать вывод о том, что в этот богатый историческими событиями период развитие образовательно-воспитательной практики шло значительно медленнее, чем прогресс педагогической мысли.
Организация, содержание и методы обучения в школах всех уровней практически не претерпели изменений. В то же самое время педагогическая мысль развивалась чрезвычайно энергично: именно к этому времени можно отнести оформление педагогики как самостоятельной науки, что связано в первую очередь с именем И. Ф. Гербарта; влияние на всю мировую педагогическую мысль и школьную практику оказала деятельность И. Г. Песталоцци; под влиянием идей и практической деятельности Ф. А. В. Дистервега получает развитие педагогическое образование; вопросы подрастающего поколения привлекают внимание представителей самых различных социальных учений и движений.