Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания девушек-горянок в этнопедагогической культуре дагестанцев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В реальном педагогическом процессе духовное и нравственное воспитание связаны между собой направленностью воздействий на выработку у подрастающего поколения цельного жизненного идеала, включающего в себя духовные и нравственные ценности, отношения, выступающие как должное, как высший образ совершенной, целостной личности, воплощающей в себе лучшие черты и качества, к которым должен стремиться… Читать ещё >

Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания девушек-горянок в этнопедагогической культуре дагестанцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новая политическая концепция общества усилила социальную значимость образования и воспитания, вызвала необходимость его качественного обновления. Источником последнего выступает духовно-нравственная, эстетическая направленность образования. Между тем достижение значительного уровня цивилизации, порождает и оставляет грядущим поколениям в данном аспекте много нерешенных проблем. В начале нового тысячелетия со всей очевидностью выявилось нарушение равновесия духовных и материальных ценностей в человеческой культуре, выразившееся в глубоком моральном кризисе. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Одной из существенных проблем современности является дефицит нравственности, разрыв связи поколений, воспитание молодежи вне культурно-исторических традиций, системы ценностей и менталитета своего народа.

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям в силу несформированности мировоззренческих позиций оказались дети, подростки, молодежь. Очевидно, что в такой ситуации, особенно, возрастает значимость духовно-нравственного воспитания, в том числе через постижение и реализацию национальных нравственно-эстетических идеалов и ценностей, отраженных в этнопедагогической культуре народа.

Необходимо пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в этнопедагогической культуре Дагестана, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Хочу поделиться своими взглядами на сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т. д. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты Родины, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитаниеорганизованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у подрастающего поколения. В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится в стадии становления. Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в Дагестане.

В течение многовековой воспитательной деятельности народная педагогика Северного Кавказа накопила значительный опыт духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, успешно используя арсенал веками апробированных педагогических средств и методов, благодаря которым девушка с рождения поэтапно и успешно продвигается в своем развитии к статусу «истинной горянки». Благодаря связи поколений в жизни народов Кавказа сформировалась специфическая система этических и эстетических воззрений, которая фиксировалась в общепринятых заповедях и кодексах, категориях и понятиях, традициях и обычаях, которые постоянно развивались и совершенствовались.

В национальных системах воспитания этический и эстетический аспекты рассматриваются синкретично: все то, что нравственно, является прекрасным, а прекрасное по форме должно иметь нравственную сущность, т. е. категории «добра» и «красоты» в народной педагогике выступают как единое целое. Это положение легло в основу традиционной педагогической культуры горцев как представление народа о целостности воспитания и о человеческой гармонии.

Таким образом, в духовной культуре народов Дагестана сложилась народная, эмпирическая в своей основе, воспитательная система, направленная на формирование у подрастающих поколений нравственности и чувства прекрасного. Народная педагогика передавала подрастающим поколениям знания, воспитывала их на фундаменте духовных национальных ценностей, в духе народных нравственно-эстетических идеалов. Педагогическая мудрость народа отразилась в его культуре — устном поэтическом творчестве, искусстве, обычаях, традициях, праздниках и др.

Система духовно-нравственного воспитания народов Дагестана, не получив должного научного обоснования, тем не менее, имеет свою внутреннюю логику и относительную самостоятельность, реально существует и функционирует в многообразии морально-эстетических суждений и оценок, используемых в практике повседневной жизни этносов, в методах воспитания.

Обращение к педагогическому наследию горских народов, осмысление его идеалов, духовных и культурных ценностей вызвали необходимость систематизации опыта духовно-нравственного, эстетического воспитания подрастающих поколений в этнопедагогической культуре Дагестана, осмысления мощной логики ее моральных и эстетических принципов, их использование для решения проблем воспитания современной молодежи. Данная проблема сложна, но весьма актуальна, практически востребована, слабо исследована в интегральном плане.

Нравственное воспитание представляет собой процесс формирования нравственно-целостной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, общественно ценного поведения. Для современного понимания духовно-нравственного воспитания характерно то, что в этот процесс включается как составная часть, воспитание потребности и способности творить добро, участвовать в создании красоты в жизни и искусстве.

Нравственное воспитание представляет собой формирование нравственных отношений, способности к самосовершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Нравственное воспитание тесно связано с духовным воспитанием личности, которое представляет собой формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего всестороннее развитие личности, а также воспитание чувства совести, долга, справедливости и других качеств, способных придать высокое значение мыслям, поведению, деятельности человека.

Исследуя научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания девушек-горянок в этнопедагогической культуре Дагестана можно сказать, что духовно-нравственное воспитание определяется как воспитание в человеке чувства прекрасного и долга, ответственного отношения к делу и способность творить красоту в своей деятельности, гуманности по отношению к другим людям и всему живому, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям. Данные и другие общезначимые моральные и духовные ценности являются основными критериями оценки человека.

Теоретический анализ толкования сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» показывает, что в научной литературе еще нет дефиниции, т. е. нет общепризнанного и однозначно понимаемого определения рассматриваемого понятия. Каждое из понятий не претендует на полное и исчерпывающее раскрытие сущности духовно-нравственного воспитания, хотя в теоретическом аспекте все они представляют отражение различных его сторон.

В этой связи мы попытаемся обосновать тесную связь, единство и взаимообусловленность нравственного и духовного воспитания в народной педагогике Дагестана. Мы полагаем, что проблемы нравственного и духовного воспитания необходимо изучать в контексте интегральности. Данное положение исходит из понимания того, что взаимосвязь этих составных частей воспитания направлено на формирование гармонично развитой личности. Тесная взаимосвязь духовного воспитания с нравственным обусловлена единством во всех сферах жизни, формами их оценки, выражением социальной функции общественного сознания и духовно — практической деятельности людей. Нравственность выступает одним из критериев содержания эстетической деятельности людей, как деятельности, осуществляемой по законам красоты. Духовно-нравственные ценности есть отражение таких потребностей и способностей, которые реализуются в любой сфере человеческой деятельности и познанияв труде и быту, в науке и политике, в искусстве и поведении. Наличие общих объективных предпосылок делает эту взаимосвязь внутренне органической. Из сказанного нетрудно заключить, что единство духовного и нравственного воспитания проявляется в том, что цели того и другого взаимопроникают.

В реальном педагогическом процессе духовное и нравственное воспитание связаны между собой направленностью воздействий на выработку у подрастающего поколения цельного жизненного идеала, включающего в себя духовные и нравственные ценности, отношения, выступающие как должное, как высший образ совершенной, целостной личности, воплощающей в себе лучшие черты и качества, к которым должен стремиться растущий человек. В конечном итоге идеал совершенного человека становится конкретной практической целью формирования воспитанника в данных исторических условиях. Эта цель представляет собой обобщение тех нравственных, духовных и других эстетических качеств личности, формирование которых обусловливается требованиями общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой