Виды работ по развитию навыка чтения в ходе учебной деятельности
Пиктограммы": найти изображенное на рисунке то выражение лица, которое соответствует настроению, «улучшим свое настроение»; Распространить предложение. Например: Облако. Облако мечтает. Прекрасное облако мечтает. За окном мечтает прекрасное облако. Упражнения в многократном чтении с самозамером по методике Пальченко И., Федоренко И. (повышение скорости чтения); Развитие навыка чтения:· Чтение… Читать ещё >
Виды работ по развитию навыка чтения в ходе учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Так как в каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне стандарта в установленные сроки, считаю целесообразно и необходимо включать в процесс учебной деятельности задания, упражнения, игры развивающей направленности.
Виды работ на уроках обучения грамоте:
1. Организационный момент. Психологический настрой на продуктивную работу:
" Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, смело, четко говорим и тихонечко сидим" ;
" Прежде чем работать сесть, посмотрите, все ли есть?" .
Игра на внимание: «Отстучи ритм», «Что изменилось?», «Зеркало» ;
2. Эмоциональные разминки:
Пантомимы: показ предметов и действий жестами: «Изобразим хитрую лису, трусливого зайца без помощи карандаша» .
Элементы «Вальдорфской педагогики»: медленное прорисовывание петли, клубка, полета пчелы с целью сконцентрировать внимание, урегулировать процессы возбуждения и торможения;
" Пиктограммы": найти изображенное на рисунке то выражение лица, которое соответствует настроению, «улучшим свое настроение» ;
Психотренинг «Дыхание цветов»: медленно вдыхаем «ароматы цветов, радости, разума», а выдыхаем «печаль, зло»; (см. Приложение 2.6.).
3. Речевая разминка.
Таблица 3
Комплекс заданий на развитие речи, обогащение словарного запаса, артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и представлений, слогового анализа и синтеза для учащихся 1−2 классов:
Упражнения. | Методика проведения. | |
Языковые игры. " Наборщик" . | Составление слов из букв заданного слова. Например: контрабасбас, кон, раб, тон, рост, работа, кора, бант. | |
" Лесенки" (букварный период). | Подбор слов на определенную букву. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше. | |
" Шифровщик" . | Кодирование слова, используя номер буквы в алфавите. | |
" Бесконечное предложение" . | Распространить предложение. Например: Облако. Облако мечтает. Прекрасное облако мечтает. За окном мечтает прекрасное облако. | |
" Доскажи словечко" . | Рисовать умеет наш Деревянный (карандаш). | |
" Перевертыши" . | Буквы перепутаны местами (маиззима), Читай справаналево и слеванаправо. | |
" Поймай звук" . | " Бросаю рукой" звуки, а дети произносят, какое слово получилось. | |
" Объяснял-ки" . | Дать описание любому предмету, для чего служит, сравнение предмета с другим. | |
" Наоборот" . | Придумать словаантонимы. | |
" Из слогов — слова" . | Составь: ро- (га), (жи), (са). | |
" Меткое слово" . | Объясни пословицу. | |
Работа над дикцией. Скороговорки. | " Произнеси слово быстро и наоборот" . | |
4. Развитие познавательных процессов и мыслительной деятельности.
Таблица 4
Комплекс заданий по развитию познавательных процессов и мыслительной деятельности для учащихся 1−2 классов:
Задания. | Методика проведения. | |
" Слева, справа, ниже, выше — нарисуешь, как услышишь" . | Цель — научиться ориентироваться в пространстве. Упражнение выполняется по словесной инструкции. | |
" Найди друзей для одинокого слова" . | Цель: формирование умения находить внутренний смысл абстрактных понятий. | |
" Собираем буквыгрибы" . | Цельразвитие способности анализировать письменный текст. Задание заключается в вычеркивании, выделении особым образом определенной буквы в тексте. | |
" Кто же вылечит слова?" . | Цель: развитие навыка смысловой догадки. Догадайся, какие буквы пропущены в тексте? | |
" Как слова дружили" . | Цель: развитие словеснологического мышления. Подумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары, тройки? Например: 1. Яблоко и арбуз. 2. Сахар и снег. 3. Книга, крыша, коробка. 4. Труд и река. | |
" Найди лишнее слово" . | Цель: развитие словесно — логического мышления. Определить «лишнее» слово по определенному признаку. Например: арбуз, вишня, яблоко, груша. | |
- 5. Развитие навыка чтения:
- · Чтение текста «вверх ногами», с прикрытой половиной страницы, табличных слов «наоборот» ;
- · «Спортивное чтение» (чтение бессмысленных слогов из 3−4 букв на скорость и договаривание их до целых слов по методике Лысенковой) (см. Приложение 2.3.);
- · Чтение слоговых таблиц-тренажеров (О.Узорова, Е. Нефедова) (см. Приложение 2.4.);
- · «Жжужащие чтение» (чтение вслух одновременно в полголоса 5 минут по методике Зайцева И.);
- · Зрительные диктанты по методике Федоренко И. (развитие оперативной памяти) (см. Приложение 2.5.);
- · Упражнения в многократном чтении с самозамером по методике Пальченко И., Федоренко И. (повышение скорости чтения);
- · «Чтение с вторением» по методике Зайцева (работа над выразительным чтением текста) ;
- 6. Практическая деятельность:
- · классификация слов на группы (см. Приложение 4);
- · отделение слов от псевдослов;
- · нахождение «лишнего» слова (см. Приложение 4)
- · складывание слов, предложений из половины карточек;
- · работа по индивидуальным карточкам для самостоятельной работы (см. Приложение 4);
- · графический диктант;
- · работа с изографами (см. Приложение 4);
- · моделирование по схемам, конструирование букв из пластилина, проволоки, работа с фольгой «Американские горки» .
Мы рассмотрели различные приемы, задания, упражнения, способствующие развитию навыка чтения и повышению общего уровня развития учащихся, систематизированные из различных методических источников, созданные мною и учащимися класса. Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий развивающей направленности, только систематическая работа поможет ребенку овладеть полноценным навыком чтения, а значит приведёт к хорошим и отличным отметкам.