Коррекционная работа учителя в процессе обучения младших школьников с минимальными нарушениями психического развития
Диссертация
В результате психолого-педагогического исследования была выявлена обусловленность несформированности учебно-познавательной деятельности детей с минимальными недостатками психического развития степенью нарушения саморегуляции. Экспериментальное исследование общей способности к учению младших школьников с МНПР позволило выявить критерии проявления саморегуляции на основных этапах учебной… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- С.З
- Г л, а в, а 1. Особенности учебно-познавательной деятельности С младших школьников с минимальными нарушениями психического развития
- 1. 1. Дифференциация школьников с минимальными нарушениями психического развития в научных исследованиях детей с трудностями в обучении. С
- 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с минимальными нарушениями психического развития. С
- 1. 3. Ведущее нарушение учебно-познавательной деятельности младших школьников с минимальными недостатками психического развития. С. З
- 1. 4. Индивидуально-типологические особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с минимальными нарушениями психического развития. С
- Г л, а в, а 2. Содержание коррекционной работы учителя в процессе обучения младших школьников с минимальными С 74 нарушениями психического развития
- 2. 1. Основные подходы к организации коррекционного обучения младших школьников с минимальными нарушениями С 74 психического развития
- 2. 2. Структура коррекционной работы учителя в процессе обучения младших школьников с минимальными нарушениями с 89 психического развития
- 2. 3. Методы и приёмы коррекционной работы в процессе обучения младших школьников с минимальными нарушениями с 101 психического развития
- 2. 4. Педагогические условия осуществления коррекционного обучения младших школьников с минимальными нарушениями С 119 психического развития и результаты эксперимента
Список литературы
- Абульханова-Славская К. С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности /Психология формирования личности.- М., 1981.-147 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982. 125 с.
- Александровская Э. М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: «Фолиум», 1993.-32с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. М.: Просвещение, 1984.- 126с.
- Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска». М.: Институт практической психологии, 1996. -224 с.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. — М. 1996.- с. 45−89.
- Айдарова Л. И., Цукерман Г. А. Опыт построения коллективной распределительной учебной деятельности в начальной школе./ Проблемы обучения младших школьников. Под ред. Л. М. Фридмана и др.- М., 1978. с.34−56.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1989 — 558 с.
- Бадалян Л. О., Заваденко И. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. СПб., 1993. — № 3. — С. 74−90.
- Бардин К. В. Как научить детей учиться. М.:. Просвещение, 1987. — 51с.
- П.Беличева С. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска// Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. -М.: МАИ, 1992. С. 16−21.
- Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992. 95с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 190с.
- Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.- 275с.
- Богданова Т. К., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. — 94с.
- Богоявленский Д. М., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., — 1959. — 345 с.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. М.:2002. — 65 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.- 180 с.
- Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — Томск, 1993. 63 с.
- Вергелес F. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989. — 225 с.
- Витковская И. М. Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения. М., 1994. — 73с.
- Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975.№ 6. С. 8 — 17.23: Власова Т. А-, Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 1976. 76 с.
- Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. Под ред. В. И. Слободчикова. -М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. 395с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. 416 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т.2. — 504с.
- Выготский JI. С. Собр. соч.: в 5 т. М., 1983. Т.З. — 238с.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1935. — 133с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1991. — 389с.
- Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М., 1988. — 156 с.
- Гаврин Н. В. Школьная успеваемость и конфигурация семьи//Школа здоровья, 1994., № 1.- С. 37−49.
- Гальперин П. Я. Управляемое формирование психических процессов. -М., 1977.- 185 с.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. -99 с.
- Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. — М., 1973. — 109 с.
- Гильбух Ю. П. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. // Книга для учителя дифференцированных классов. Киев, 1993. — 184 с.
- Гильбух Ю. П. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным учащимся // Пособие для учителя классов выравнивания. Киев, 1985. — 276 с.
- Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. Нейропсихологические аспекты. М.: Наука, 1983. — 239с.
- Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С. Г. Шевченко. М.: «Ника-пресс», 1998. — 192 с.
- Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1989. 247 с.
- Гурова Н. Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении//Дефектология, 1996. № 5. С. 30−33.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1993. -123с.
- Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения// Педагогика, 1995. -№ 1.-С. 29−39.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. -М.: Знание, 1996. 145с.
- Давыдов В. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьников. М., 1977. — 144 с.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. Психология обучения и воспитания: Вопросы организации формирующего эксперимента. М., 1978. — 203 с.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13 — 26.
- Дощицина 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994. — 79с.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С. А. Беличевой. М.: Центр. Консорциум, 1995. -С.9−11.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Под ред. Д. Б. Эльконина, A. JI. Венгера. М., 1989. — 173 с.
- Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского и др. М.: «Педагогика», 1984.- 256с.
- Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996. — 165 с.
- Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966. -261с.
- Дети с временными задержками развития. / Под ред. Власовой ТА., Певзнер М. С. -М.: Педагогика, 1971. 184 с.
- Дробинская А. О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (К вопросу об этиопатогенезе). // Дефектология. 1996. № 5. С 22−30.
- Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. Сост. В. М. Астапов. М., 1995.-304с.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. М., 1973. — 98 с.
- Журба JI. Т., Мастюкова Е. М. Минимальные мозговые дисфункции у детей.-М.:ВНИИМИ. 1978. -278 с.
- Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997. — 320 с.
- Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации. //Школа здоровья. М.: НМЦ «Дар». 1994. № 1.-с 91−104.
- Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: ТТУ, 1995. — 97с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования // Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1995. 234с.
- Занков JI. В. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1990 -424с.
- Занков JI. В., Певзнер М. С. Трудные дети в школьной работе /Методическое пособие для учителей. М., 1933. — 244с.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка: — М., 1993 -95 с.
- Зыкова В. И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов// Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. -С. 206−253.
- Игошев К. Е. Семья, дети, школа. М.: Просвещение, 1989. — 44с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 238с.
- Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения //Методическое пособие: для учителя коррекционных классов. М., 1989. — 25 с.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1981. — 190 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., 1981.- 138 с.
- Калмыкова 3. И. Методика диагностики обучаемости школьников // Проблемы диагностики умственного развития. Сб.научн.тр. М.: «Просвещение» 1975. — С. 15−18.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-200 с.
- Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. -М-: Знание, 1979. 164 с.
- Кожакова Н. Е. Учитель и родители партнеры в воспитании ребенка // Новая школа, 1995. — № 6. — С. 11−13.
- Кочетов А. И. Педагогические исследования. Рязань: РГПИ, 1975. -178с.
- Краевский В. В. Проблемы построения целостной теории содержания образования и процесса обучения. Методологические проблемы современной науки и практики. Сб. научн. тр. Челябинск: 4111, 1988. — С.47−49.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности к школьному обучению. М.: Знание, 1991. -72с.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. — С.25−96.
- Краткий словарь терминов по коррекции и реабилитации детей с аномалиями развития. Н. Новгород: НИРО, 1993. — 106с.
- Краткий энциклопедический словарь. Под ред. А. М. Прохорова. -М.:"Советская энциклопедия", 1986. 159 с.
- Коррекционная педагогика. Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Ас., 1999. -68с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальныхдошкольников. Под ред. JL П. Носковой. — М.: «Педагогика», 1989. 168с.
- Кузнецова. И. В., Ахутина Т. В. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. М.:НМЦ «Дар», 1997.- 118 с.
- Кумарина Г. Ф. Обучение в коррекционных классах/Пособие для учителя.-М.: Знание, 1989. — 79с.
- Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика как область педагогической науки и практики Выпуск 6'// Педагогика и нар. обр. в СССР. — М., 1988. — С.4−53.
- Кумарина Г. Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развивающего учебного процесса // Компенсирующее обучение в России. М.: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1997. — С.23−28.
- Кумарина Г. Ф. Диагностика школьной дизадаптации// Научно -методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: Центр Консорциума, «Соц, здоровье России», 1993. -126с.
- Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997.- 196 с.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. М. Н. Лазутовой. М.: РИПКРО, 1995. -250с.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы, в 2-х ч. Под Ред. Д. С. Шилова. М.: Знание, 1996. Ч. 1. — 9с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.— М, 1997.— 123 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных школьников. / Под ред. Л. П. Носковой. М., — 1989. — 264 с.
- Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. Е. Д. Хомская. Т. В. Ахутина. М., 1998. — С. 193−200
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. -345 с.
- Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М: МГУ, 1990. — С. 18−20.
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: «Альфа», 1993.-63с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-303с.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.-224 с.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. — 104 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека.— М., 1969.— 504 с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.— М. 1973.— 374 с.
- Лурия А. Р. Сознательное действие, его происхождение и мозговая организация// Вопросы психологии. 1969. № 5. — С. 13−29.
- Методические рекомендации по организации и. содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа, 1997. № 29 -С.2−32.
- Маркова А. К., Лидере A. F. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск: Карельский НМЦ, 1992. 180С.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.— М., 1993.— 148 с.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. — 123 с.
- Мастюкова Е. М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с перинатальными поражениями мозга. // Дефектология, 1977. № 5, с.33−37.
- Машарова Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения // Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 160 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. — 83 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: «Дело», 1994.-216с.
- Моносзон Э. И. Дидактические основы преодоления неуспеваемости и второгодничества // Пути преодоления второгодничества. М., 1966 -143с.
- Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. -М.: Знание, 1986−78 с.
- Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников. // Советская педагогика. 1965. № 7.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.-М.: «Владос», 2001.-256 с.
- Невский И. А. Трудный успех. Из опыта работы. М.: просвещение, 1981.- 128 с.
- Общая психодиагностика. Под редакцией А. А. Бодалева, В. В, Столина-М.: МГУ, 1987.-216с.
- Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия// Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. -М.:ИПП, 1996.-224с.
- Обучение детей с ЗПР. // Пособие для учителя. Сост. Т. А. Власова., -М.: Просвещение, 1981. 119с.
- Обучение в коррекционных классах //Пособие для учителя. Под ред. Г. Ф. Кумариной-М.: Знание, 1991. 192с.
- Обучение детей с задержкой психического развития // Пособие для учителя В. И. Лубовского. М.: ТОО «Россиянка», 1994. — 128с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.-240 с.
- Осипова Е. А., Манелис Н. Г. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья 1996. — Т. 3, № 4: С123−124.124- Особые дети. Изучение специального воспитания и социализации. -Новг.: ИГУ, 1996.-59 с.
- Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и. школы в предупреждении педагогической запущенности детей. — М.: ТЦ «Сфера», 1994. -214с.
- Оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении // Пособие для учителя начальных классов. Барнаул, 1994. — 140 с.
- Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста. М., 1993. — 37 с.
- Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. 3- И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. — М., 1986. 209 с.
- Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. Под редакцией В. И. Слободчикова. М.: Ин-т педагогич. инноваций РАО, 1996. — 452с.
- Пастухова Л. И. Родители + дети + учителя // Воспитание школьников, 1997. -№ 5. С.10−16.
- Пермякова В- А., Домишкевич С. А. Типические особенности эмоционально-волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонениях в развитии // Развитие школьников с отклонениями. — Иркутск, 1981. С. 34−52.
- Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М. Филинта, 1998.- 104 с.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии И Учебно-методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001. — 192 с.
- Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы// Дефектология. 1996. № 2. С.3−8.
- Преемственность дошкольного и начального школьного обучения в системе коррекционно-развивающего образования // Начальная школа, 1999. № 23. — С.2−32.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. М. М. Семаго М.: АРКТИ, 1999. — 136с.
- Раев А. И. Управление умственной деятельностью младших школьников. -JL, 1976. 82 с.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993. -65с.
- Романова Е. С., Усанова О. Н. и др. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. Н- Новгород., 1993. — С.5−26.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики психологии, опыт применения их в клинике. М. 1970. -304с.
- Селевко F. К., Бройде Б. А. Дифференциация обучения. Ярославль: ИПК и ПРО, 1995.-54с.
- Селевко F. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: «Народное образование», 1998. 256 с.
- Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. — 192с.
- Славина JI. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. — М., 1958 86 с.
- Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психолог. 2000. № 2 С. 42−52.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. порсобие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. порсобие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2002 — 416с.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.-246с.
- Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. — Самара: СИПКРО, 1998. 137 с.
- Тржесоглава 3. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.-256 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-153с.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 168 с.
- Фридман Л. М. Методы формирования ориентировочной основы умственных действий по решению задач. //Вопросы психологии, 1975. № 4.- С. 6−9.
- Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. -Н.Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.
- Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 176 с.
- Урбанская О. Н. Формы и методы работы школы с родителями. М.: «Просвещение», 1986. — С.86−136.
- Фортунатов Г. А. Трудные дети в семье и школе. М., 1935. — 154 с.
- Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.-М.: Энцикл., 1983.-839с.
- Философский энциклопедический словарь. М: ИНФРА, 1997. — 576с.
- Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Н. Новгород, 1995. — 355с.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». // Учебное пособие. — М.: «Народное образование», 1996. 224с.
- Чудинова Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности. — Рига. — 1999.-228 с.
- Чутко Н. Я. Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников. М., 1996. — 175 с.
- Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. Составитель Баженова И. Н. М.: Педагогика, 1987. — 205 с.
- Шацкий С. Т. На ликвидацию второгодничества // Избранные пед. Произведения. М., 1958. 436 с.
- Шевченко. С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты// Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: «Владос», 1999. -136с.
- Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — 247с.
- Шипицына JI. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии// Вестник психо-социальной и реабилитационной работы. СП., 1995., № 3. с. 29−36.
- Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1995., № 1. С.30−37.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение// Начальная школа, 1998.,№ 5. С.3−5.
- Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития// Дефектология. 1994.-№ 1.-С. 15−19.
- Шевченко С. Г. Современные подходы к организации системы * коррекционно-развивающего обучения// Начальная школа. М., 1997.29.- 32с.
- Эльконин Б. Д. Психология обучения младшего школьника. М.: Педагогика, 1974. — 64 с.
- Эльконин Б. Д. Психологические вопросы формирования учебной Ф деятельности в младшем школьном возрасте. Киев, 1961. — 75 с.
- Якиманская И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 1996. — 96с.
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб, ГП «ИМАТОН», 2001. — 88 с.
- Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб, ГП «ИМАТОН», 1999. — 184 с. т1. Анкета для родителей1. Наблюдаемый факт да нет
- Ребёнок часто не способен удерживать внимание на деталях, из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
- Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную речь
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с работой
- Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и другой деятельности
- Часто теряет личные вещи: рукавички, носовые платки, карандаши, ручки и т. д. «
- Легко отвлекается на посторонние стимулы
- Часто наблюдается беспокойная двигательная активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть и т. д.
- Часто отвлекается, встаёт во время выполнения уроков и другой деятельности
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца
- С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
- Часто мешает другим, вмешивается в беседы или игры
- Обработка результатов Наличие от шести и более положительных ответов на вопросы говорит о нарушении произвольной регуляции деятельности у детей.1. Обработка результатов
- Для каждой строчки подсчитывается:
- Общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки)-2. Количество ошибок.
- За ошибку считается неверная обработка, любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан). Основным показателем нарушения регуляции деятельности является снижение коэффициентов точности и (или) скорости до низкого и слабого уровня.
- Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию количества обработанных знаков в строчке и по динамике ошибок.
- Возрастные нормативы скорости выполнения теста.
- Возрастные группы Скорость выполнениянизкая слабая средняя хорошая6.7 лет 0−14 15 17 18−29 30 и выше8 лет 0−19 20−27 28−36 37 и выше9 лет 0−22 23 32 33−41 42 и выше10. 11 лет 0−15 16−25 26−37 38 и выше
- Возрастные нормативы точности выполнения теста.
- Возрастные группы Точность выполнениянизкая слабая средняя хорошая6 —7 лет до 0,89 0,9−0,91 0,92−0,95 0, 96 и выше8 лет до 0,89 0,9−0,91 0,92−0,95 0, 96 и выше9 лет до 0,9 0,91−0,92 0,93−0,96 0, 97 и выше10.11 лет до 0,9 0,9−0,91 0,92−0,94 0, 95 и выше
- Схема наблюдения за учащимися во время обучения:
- Коррекционная работа с детьми, имеющими минимальные нарушения психического развития в условиях общеобразовательной школы"1. Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план курсап/п Основные разделы и их тематика Количество часов
- Лекпии Практически 1ЯНЯТИЯ Самостоятельна пя^птя
- Теоретические основы коррекнионной работы учителя 2 2
- Психолого педагогическая, характеристика детей с МНПР 2 2 4
- Методика психолого-педагогической диагностики МНПР v ттетей 4 4 8
- Организация коррекции. r ппоттессе обучения 4 4 8
- Коррекционно- консультационная работа с родителями 2 4 6
- Личность учителя-организатора коррекционного процесса 1 1 21. Итого: 15 15 301. Всего: 60
- Раздел 1. Теоретические основы коррекционной работы учителя.
- Раздел 2. Психолого- педагогическая характеристика детей с МНПР-
- Раздел 3. Методика психолого-педагогической диагностики МНПР удетей.
- Раздел 4- Организация коррекции в процессе обучения-
- Раздел 5. Коррекционно-консультационная работа с родителями.
- Башмакова С. Б. Особенности учебно — познавательной деятельности детей с минимальными мозговыми дисфункциями и основные пути её нормализации // М-лы Всероссийской науч.-практ. конф.: С-Пб, 2003. С. Б.
- Башмакова С. Б. Коррекционная работа учителя в свете общей теории деятельности. Киров // Вестник образования № 6. Киров: Изд-во ВГТУ, 2002:
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Под ред. В. В. Воронковой.- М., 1994.
- Дети с задержкой психического развития // Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1993
- Обучение в коррекционных классах. // Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 1991.
- Специальная педагогика // Под ред. Н. М. Назаровой: М: — 2001.
- Ульенкова У .В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2001.