Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное воспитание и сопровождение человека, проблемы и трудности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый институт, как правило, выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания. Социальное воспитание осуществляют государство (общество), различные учреждения, семья, а также сам человек. У каждого из них свои цели, возможности и способы их достижения. С позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание. Кто… Читать ещё >

Социальное воспитание и сопровождение человека, проблемы и трудности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Идея социального воспитания в мировой и отечественной педагогике известна давно. В России она особенно активно развивалась в 1920- 1930;е гг. Важно определить сущность, содержание, особенности понимания и практического применения социального воспитания в современных условиях.

В результате изучения главы 29 студент должен:

знать

  • • сущность и содержание социального воспитания;
  • • социальное воспитание с позиции государства (общества);
  • • социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов;

уметь

  • • анализировать и оценивать направленность и эффективность социального воспитания в семье;
  • • анализировать политику государства (общества) в области социального воспитания;
  • • анализировать направленность и действенность социального воспитания учреждения (социального института);

владеть

  • • способами оценки направленности и эффективности социального воспитания в семье;
  • • методами социально-педагогического анализа политики государства (общества) в социальном воспитании;
  • • методами анализа направленности и действенности социального воспитания учреждения (социального института).

Сущность и содержание социального воспитания

Социальное воспитание осуществляется в определенной социокультурной среде, с учетом ее потребностей и возможностей. Возникает вопрос: в чем существо социального воспитания и особенности его реализации?

Термин социальный по отношению к воспитанию представляет собой широкое понятие, характеризующее его общественную обусловленность, в частности:

  • — по отношению к чему (для какой социальной среды) оно осуществляется. В этом случае речь идет о том, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога), какую культуру, необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности, ему передать (способствовать ее усвоению);
  • — с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание. Кто осуществляет воспитание, тот и определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родитель, а также среда, в которой живет человек.

По сути социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание), связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ей.

Каждая среда (государство, общество, а также социальный институт, образовательное учреждение, семья) представляет определенную субкультуру, социокультурную среду. Она носит достаточно устойчивый характер, формирует способы самосохранения, приумножения и передачи подрастающему поколению. Субкультура среды сама выступает субъектом социального воспитания подрастающего поколения.

Субъект воспитания, в зависимости от того, как он усвоил существо воспитательной деятельности (субъектность фактора реализации социального воспитания) и способы ее осуществления, определяет цели и способы их достижения по отношению к объекту воспитания (школьнику, воспитаннику интернатного учреждения, ребенку в семье). В качестве субъектов социального воспитания выступают государство (общество), общественные организации и движения, конфессии, социальные институты, другие государственные и негосударственные учреждении, отдельные личности.

Государство и общество — основные субъекты социального воспитания. Именно они определяют направленность, перспективы и способы обеспечения социального воспитания подрастающего поколения.

При рассмотрении того, с позиции кого может осуществляться социальное воспитание следует выделять и самого человека как субъекта самосовершенствования. Чем старше он становится и чем ответственнее относится к себе и своей жизненной перспективе, тем в большей степени он «берет судьбу в свои руки» .

Сущность и содержание социального воспитания формулировались различными исследователями далеко не однозначно. В разные периоды отдельные педагоги и философы, философские и педагогические течения выдвигали свои идеи социального воспитания.

Можно выделить следующие основные направления, определяющие содержание социального воспитания:

  • — гражданское воспитание — направленное воспитание гражданина, патриота своей страны, для которого ценности, идеалы, нормы и правила сложившиеся в государстве выступают ориентирами и руководством в самореализации (В. В. Зеньковский, А. В. Луначарский, Николай Николаевич Иорданский (1863−1941);
  • — общественное воспитание — воспитание социальноактивной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В. В. Зеньковский, ?. Н. Иорданский);
  • — формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством, стремящимся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество (?. Н. Иорданский);
  • — исправление последствий негативного социального воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивая наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский). Это направление называют социально контролируемой социализацией (ресоциализацией). Оно получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России;
  • — навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран, имеющие место в деятельности стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни приоритетны, и стремящихся экспортировать их на соседние, создавая наиболее благоприятную среду для своей культурной и экономической экспансии.

Изложенные направления сохраняют свою значимость в раскрытии содержания социального воспитания в современных условиях.

Каждый институт, как правило, выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания. Социальное воспитание осуществляют государство (общество), различные учреждения, семья, а также сам человек. У каждого из них свои цели, возможности и способы их достижения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой