Технологии обучения на проблемах
Смысл технологии обучения на проблемах сводится к тому, чтобы научить обучающихся видеть, вычленять проблемы, как в процессе учения, так и в жизненных ситуациях, и находить способы их решения (не предоставление готовых знаний для усвоения, а выявление знаний «о своем незнании»), О. С. Виханский, критикуя классно-урочную систему отмечает, что новое общество требует тектонического сдвига. Не только… Читать ещё >
Технологии обучения на проблемах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Никакую проблему нельзя решить, находясь на том же уровне сознания, при котором она возникла.
А. Эйнштейн
Смысл технологии обучения на проблемах сводится к тому, чтобы научить обучающихся видеть, вычленять проблемы, как в процессе учения, так и в жизненных ситуациях, и находить способы их решения (не предоставление готовых знаний для усвоения, а выявление знаний «о своем незнании»), О. С. Виханский, критикуя классно-урочную систему отмечает, что новое общество требует тектонического сдвига.
не только в понимании того, что такое знание, или того, какие умения и навыки необходимо развивать у обучающихся, но и очень важно понимать, что в условиях смены парадигмы часто абсурд превращается в реальность. В этот период (тектонического сдвига) снова возникают традиционные вопросы, требующие иных ответов:
- — чему важнее учиться — правильным ответам или умению задавать правильные вопросы?
- — Помогает ли человеку в достижении успеха широкая информированность («больше знания»)? Или же наоборот, широкая информированность делает его заложником знаний, лишая возможности смотреть на мир свободным взглядом? Доступ к информации загнал человека в такую ситуацию, при которой полученные им новые знания многократно расширяют его поле незнания. Парадокс, но это современная реальность. Технология обучения на проблемах направлена в большей степени на осмысление значимости информации, в том числе и для жизнедеятельности, а не просто для успешной учебы, а именно:
- — на поиск способов развития умений вскрытия и идентификации проблемы (так как в проблемах скрываются возможности);
- — понимание протекающих процессов, умение видеть проблемы: видеть симптомы проблемы, саму проблему, причины проблемы, понимать, кто испытывал проблему, в чем суть проблемы данного конкретного субъекта, докапываться до истинных причин проблемы, а уже потом предлагать возможные решения (учащиеся не различают, с одной стороны, явление, процесс и, с другой стороны, проблему). Бизнесмены считают, что самая катастрофическая ошибка происходит тогда, когда имеется готовый ответ и при этом глубоко не проработанная проблема;
- — необходимо понимание того, что проблема не существует «вообще», т. е. самостоятельно — она всегда субъективна. Объективно существуют явления или процессы. Проблема — это ни что иное, как боль, расстройство или беспокойство конкретного человека.
В технологии обучения на проблемах возникают проблемы двух видов:
- — проблемы дидактического характера (что я знаю, чего я не знаю, что нужно делать);
- — проблемы информационного характера (что должен познать, чему научиться, понять, где может понадобиться).
Приведем фрагмент занятия по теме «Минеральные удобрения» (химия, 9 класс) с использованием технологии обучения на проблемах.
Обозначив проблему, педагог предлагает следующие вопросы обучающимся.
- — Какие вопросы возникают у вас при прочтении данной темы?
- — Что бы вы хотели узнать?
- — Каковы причины такого явления, как вы считаете?
- — Что уже знаете?
Таблица заполняется постепенно в процессе обсуждения выдвинутой проблемы, и педагог ориентирует на то, что в конце занятия обучающиеся должны указать, что они узнали нового.
Какие вопросы возникают у вас при прочтении данной темы? | Что бы вы хотели узнать? | Что уже знаете? | Каковы причины такого явления, как вы считаете? | Что узнали нового? (Заполняется в конце занятия). |
Работа учащихся:
- — Что это такое?
- — Зачем они нужны?
- — Какое отношение имеет к химии?
- — Если это вещества, то к какому классу они принадлежат?
- — Как использовать минеральные удобрения?
- — Когда стали их применять?
Педагог:
- — Какую роль сыграла наука в решении данной проблемы?
- — Каков состав и свойства минеральных удобрений?
- — Бывают ли разные виды удобрений?
- — Зачем и почему нужны разные виды удобрений?
- — Осуществите поиск необходимой информации для ответа на вопросы, поставленные на сегодняшнем занятии, составьте краткий конспект.
Разновидностью технологии обучения на проблемах является технология «Дотошный ученик». Данная технология предполагает несколько этапов:
- — предлагается текст, и учащиеся, прочитав его, начинают к нему задавать вопросы (кто больше, лучше);
- — производится дифференциация вопросов (вопросы понятия — что это, кто это, что такое — относятся к самому низкому уровню; вопросы умозаключения, суждения — почему, зачем, отчего; вопросы эволюции — что произойдет, почему это произойдет, какие превращения можно ожидать, каковы последствия);
- — опрос — сначала количественный — кто и сколько задал вопросов, затем отсекаются одинаковые вопросы, и дополняются в тетради те вопросы, которые сам не задал (работа идет в тетрадях);
- — затем каждый ученик выбирает вопросы, ответы на которые ему известны, неизвестны (планирует над ними работать) — это фиксация знания о своем «незнании»;
- — происходит организация ответов на вопросы;
- — формирование проблем (проблемы на основе анализа ответов — проблема учебная и проблема реальная, от решения которой зависят процессы в жизни).