Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вариативные программы. 
Образовательные программы для детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Синий цвет — разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Первая раздел предлагает воспитателям рассказывать детям об окружающем их мире. В целом он повторяет подобный раздел в прежних программах, но в «Радуге» внесено важное уточнение: он состоит из таких частей: «Я и моя семья», «Мой город», «Моя страна». Внесение местоимения в название сразу меняет… Читать ещё >

Вариативные программы. Образовательные программы для детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первой вариативной программой была программа «Радуга». Она вышла в 1989 г., была разработана научным коллективом лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. И. Дороновой. Название программы определяет ее структуру. Все содержание воспитания разделено на семь видов занятий и деятельности. Внутри каждого «цветового» раздела материал разделен на возрастные группы.

Красный цвет физическая культура, привитие детям любви к движению, спортивной деятельности, развитие мотивов участия в охране собственного здоровья, овладение основными движениями. Названия разделов — «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни» (предлагаются разные варианты режима), «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движения» — уже сами по себе говорят о многогранности решаемых задач на каждом возрастном этапе жизни детей.

Оранжевый цвет — игра. Этот раздел является основополагающим в программе, так как авторский коллектив считает игру нс только ведущей деятельностью (вслед за психологами, изучавшими проблему игры), но и основной формой организации жизни детей (А. П. Усова). Внутри этого раздела материал разделен на подразделы: «Играем с детьми», «Игра с детьми от 3 до 4 лет», «Игра с детьми от 4 до 5 лет», «Игра с детьми от 5 до 6 лет»; рассматриваются разные виды игр — сюжетно-ролевая, подвижная, дидактическая, игры с правилами. В каждом подразделе указаны задачи развития собственно игровой деятельности и развития в ней ребенка, даются рекомендации по внесению в игру игрушек, предметов-заместителей, обращается внимание педагогов на важность развития у детей понимания роли в игре и обучение особенностям исполнения разных ролей в игре.

Желтый цвет — разделы «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд». Их основу составляют народное и декоративно-прикладное искусство. Детей предлагается обучать приемам рисования, лепки, умениям работать с деревом, соломой, берестой и другими материалами. При этом обращается внимание нс только и нс столько на качество выполнения, сколько на проявление творчества, выдумки. Деятельность детей носит прикладной характер: они делают елочные игрушки, подарки друзьям и близким людям. Предлагаются интересные формы организации занятий с детьми.

Зеленый цвет — конструирование. Это деятельность, способствующая воспитанию фантазии, воображения, освоению сенсорных эталонов, формированию конструктивных навыков, творчества.

Голубой цвет — музыкальное и пластическое развитие. Развиваются и формируются эстетические переживания, эмоциональная отзывчивость, выразительность певческих и пластических способностей. Музыка влияет на настроение ребенка, движения дает возможность выразить себя; игра на музыкальных инструментах развивает ребенка творчески; игры под музыку дают радость и закрепляют положительные эмоции.

Синий цвет — разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Первая раздел предлагает воспитателям рассказывать детям об окружающем их мире. В целом он повторяет подобный раздел в прежних программах, но в «Радуге» внесено важное уточнение: он состоит из таких частей: «Я и моя семья», «Мой город», «Моя страна». Внесение местоимения в название сразу меняет акценты — они адресованы восприятию ребенком своей семьи, своего города, своей страны. В этом разделе уделяется внимание обучению детей взаимодействию со взрослыми, содержательному общению.

В разделе «Обучение родному и иностранному языкам» предлагается традиционная методика развития речи, а изучение иностранного языка предполагает приобщение детей к общечеловеческой культуре и ценностям.

Фиолетовый цвет — обучение детей математике. Оно представлено в традиционном содержании, а формы проведения занятий предлагается выстраивать так, чтобы на занятиях была доброжелательная обстановка, позволяющая ребенку без страха наказания ошибаться и исправлять свои ошибки.

К программе «Радуга» авторы разработали методические рекомендации, в которых дают советы воспитателям помнить об основных принципах, на которых построена программа: уважение к ребенку, изучение его индивидуальности, создание традиций, которые сделают жизнь детей в дошкольном учреждении привлекательной и интересной, важность роли взрослого как организатора процесса воспитания и образца для подражания.

«Золотой ключик». Программа для воспитания и обучения детей от 3 до 10 лет. (1995). Авторы Е. Г. Кравцова, Г. Г. Кравцов.

Программа создана для семейно-общественного детского центра «Золотой ключик». Организация детских образовательных учреждений и педагогического процесса согласно этой программе отличается следующими чертами:

  • — жизнь учреждений строится по семейному принципу, где все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой общественной семьи, оказывающейся продолжением и расширением собственной семьи ребенка;
  • — родители и другие члены семьи вовлечены в жизнь учреждения;
  • — учреждение является комплексом типа «детский сад — начальная школа», где вместе живут и учатся дети от 3 до 10 лет;
  • — дети объединены в разновозрастные группы с равномерной представленностью детей всех возрастов;
  • — с каждой группой в течение всего рабочего дня работают два воспитателя;
  • — для старших детей, начиная с шсстилстнего возраста, организуется обучение на занятиях продолжительностью 20—30 мин;
  • — основу всей жизнедеятельности учреждения задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми;
  • — решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, многообразных играх и театрализациях, запланированных и неожиданных событиях.

Содержание обучения. Введение материала и отслеживание его усвоения проводится по четырем главным направлениям.

  • 1. Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и с каждым ребенком индивидуально, освоение пространства группы, всего детского комплекса, участка, прилегающей местности.
  • 2. Временная составляющая. Это временное измерение действительности проходит на самых разных уровнях: от микроинтервалов (сколько раз ты пропрыгаешь за полминуты, простоишь ли на одной ноге минуту и т.н.) до большого исторического периода.
  • 3. Действия с разными материалами, продуктивная деятельность, конкретные способы, которые осваивают дети. Все это происходит на фоне углубления и расширения знаний и умений в пространственной ориентировке.
  • 4. Развитие у детей способности анализировать свои действия, рефлексировать их, корректировать по необходимости.

«Золотой ключик» — экспериментальная программа, очень интересная по замыслу, поставленной цели, но требующая детальной экспериментальной проработки в основном на уровне практического введения в жизнь комплекса «детский сад — начальная школа».

«Истоки» (1997). Авторский коллектив определяет цель программы так: «Цель — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон».

Программа рассчитана на ребенка от рождения до 7 лет и разделена на два больших этапа: «Раннее детство» и «Дошкольное детство». Внутри каждого этапа еще произведено деление: раннее детство делится на младенчество и ранний возраст, а дошкольное детство — на младший (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Структура каждого раздела по возрастам одинакова:

— игра: характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, показатели развития;

социальное развитие, акцентируется социальная компетентность, социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального развития рассматривается общение ребенка со взрослыми, сверстниками. Общение в разных видах деятельности выступает как главное условие усвоения общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей Родине и как основа формирования самосознания;

  • — речь и речевое общение как составляющая социального развития предполагает развитие умения при помощи речи устанавливать контакты, налаживать взаимопонимание со взрослыми и сверстниками, вести диалог. Подчеркивается роль словотворчества. Новый подход к обучению грамоте основывается на единстве чтения, письма и счета как общекультурных навыков;
  • — познавательное развитие: познание окружающего мира, природа и ребенок, культура быта, элементарные историко-географические представления, грамота, чтение и письмо, математические представления, конструирование;
  • — эстетическое развитие, художественная литература, изобразительное искусство, художественная декоративная деятельность. Детский дизайн, дети в музее изобразительного искусства, музыка (слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах);

физическое развитие: упражнения общеразвивающего воздействия, упражнение в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, упражнения в перемещениях со скольжением, передвижения с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, плавания;

— здоровье, режим, культурно-гигиенические навыки, психическое здоровье, безопасность.

В конце каждого возрастного периода даются базисные характеристики личности по следующим параметрам: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.

В конце программы перечисляются общие условия реализации программы: организация жизнедеятельности детей; психолог в дошкольном учреждении; сотрудничество педагога с семьей; развивающая предметная среда детства.

Завершает программу приложение (обучение второму языку; компьютер в детском саду; живой мир природы в городе и ребенок).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой