Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр
Диссертация
Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т.А. Репиной, Е. О Смирнова, Белова Е. А., Г. Уидцоусон, Д. Уилкинз). Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В.В. Краевского). Однако… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативной компетентности личности
- 1. 1. Коммуникативная компетентность и особенности ее формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 1. 2. Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 1. 3. Организация образовательного процесса на основе использования театрализованных игр при обучении детей иностранному языку
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе театрализованных игр (на примере изучения иностранного языка)
- 2. 1. Диагностика коммуникативной компетентности 85 дошкольников и младших школьников в образовательном процессе
- 2. 2. Формирование коммуникативной компетентности детей в 115 процессе обучения их иностранному языку
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна — М.: Наука, 1989 — 92с.
- Акимова А. Не только о театре М.: «Искусство», 1981 — 89с.
- Анастасьева А. На 45 языках М.: «Просвещение», 1989 — 192с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой М.: «Просвещение», 1987 — 3 с.
- Андреева Г. М Социальная психология — М.: «Просвещение», 1980 56с.
- Арбузов К.А. Театральная педагогика в современной французской школе — М.: «Просвещение», 1991 — 52с. —
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии — М.: «Просвещение», 1976 —38с.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.-с. 10−13.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 179с.
- Баранова Л.Ф. Обучение иностранному языку на начальном этапе.// Иностранные языки в школе, 1993, № 4 — с. 20−24
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества — М.: «Педагогика», 1979 — 34с.
- Березкин В. Спектакль и сценическое пространство М.: «Искусство», 1979−230с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика М.: «Высшая школа», 1974 — 48с.
- Белинский В.Г. О театре — М. «Современник», 1982 — 181−182с.
- Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Педагогика, 1991 — 12с.
- Бояджиев Г. Душа театра М.: «Радуга», 1984 — 155с. композиций // Театр и школа, 1974, № 4. — с. 12−14
- Бондаревская Е. В. Кульневич С.В. Педагогика — М.-Ростов-на Дону: «Учитель», 1999 87с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентиро ванного воспитания.//Педагогика, 2001, № 1. 107с.
- Бодал ев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Издв-во Моск. ун-та, 1982 199с.
- Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности // Совю педагогика -1990 -№?, с. 77−78
- Бодалев А.А. Психология о личности — М.: Изв-во МГУ, 1988 187с.
- Башлакова JI.H. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис. М.: 1986. 26с.
- Богуславская З.М. О способах ознакомления детей с окружающим// Дошкольное воспитание. 1954. № 6 с.15−17
- Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. 1955 Вып. 64. с. 35−41
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М «Педагогика», 1968 — 357с.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Под ред. Шахнаровича А. М. М. 1984−347с.
- Васильев И. Обучение иностранному языку в раннем возрасте.// Дошкольное воспитание, 1999, № 3. с.22−27
- Валлон А. От действия к мысли М.: «Высшая школа», 1957 — 84с.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979 № 5 с. 37−38
- Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе М.: «Высшая школа», 1985 — 48с., 73с.
- Венда В.Ф. Графическое представление информации — М.: «Педагогика», 1971 164с.
- Виноградова М. Д. Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. М.: «Педагогика», 1977 141с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: «Педагогика», 1955 — 179с.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972 № 2. с. 112−115
- Волков И.П. Художественное творчество в школе — М.: «Просвещение», 1993−42с.
- Выготский J1. С. История развития высших психических функций: в 6-ти т. М., 1983- т. З, 182с.
- Выготский J1. С. Психология искусства М.: «Просвещение», 1986 — 348 с.
- Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М.: «Педагогика», 1967 — 53с.
- Выготский JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.// Вопросы психологии, 1966, № 6. с. 62−76
- Выготский JI. С. Педагогическая психология М.: «Педагогика-Пресс», 1996−143с., 146с., 149с.
- Возрастные и особенности образного мышления учащегося. Под ред. Якиманской И. С. М.1989- 67с.
- Воробьёв Г. Г. Школа будущего начинается сегодня М.: «Просвещение», 1991 -155с.
- Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии М.: «Педагогика», 1978 — 423с., 424с.
- Грибанова К.И. Обучение письменной речи на начальном этапе.// Иностранные языки в школе, 1992, № 5 с. 47−52
- Горелов И. Н. Житников В.Ф. Шкатова JI.A. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение, 1991. с. 8−9.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1980−23с.
- Гройсман А.Л. О системе психорегулирующих воздействий в театральной педагогике.// Прикладная психология, 1998, № 6. с. 59−68
- Горчакова Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского — М.: «Искусство», 1985 — 173с.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М.: «Педагогика», 1973 149с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 1977. № 5, с. 34−36
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: «Педагогика», 1986 -230с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов М.: «Просвещение», 1986 — 117с.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников Н Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 17−19
- Деятельность и взаимоотношение детей дошкольного возраста/ Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 61с.
- Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. 205с.
- Дубровин Н.Г. Театра творчества// Театр и школа, 1970, № 5. с.26−29
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология М.: «Просвещение», 1982 — 252с.
- Ершова А.П. Самодеятельный детский театр// Театр и школа, 1980, № 8. — с.34−36
- Жирнова Е.В. Обучение иностранному языку детей в возрасте до 5 лет.// Иностранные языки в школе, 1998, № 5. с. 34−38
- Жуков Ю.М., Петровская J1.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991. — 142с.
- Жуковская Р.И. Творческие игры в детском саду. М.: «Педагогика», 1969 149с.
- Завадский Ю. Об искусстве театра — М.: «Искусство», 1989 179с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников М.: «Педагогика», 1984 — 249−251 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т.— М.: «Педагогика», 1 т., 1986- 130с., 195с.
- Запорожец Т.И. Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю. И. М. 1964 -214с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке — М.: «Педагогика», 1978 -98−101 с. 68.3убков Ю. А. Театр, семья, школа — М.: «Педагогика», 1975 -56−59с.
- Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А. В. М. 1979 57с.
- Игра дошкольника. Под ред. Новосёловой С. Л. М: «Просвещение», 1989−166с.
- Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы.// Педагогика, 1998, № 1.-с. 46−48
- Ильинский И. Беседа о театральном искусстве М.: «ВТО», 1964 — 85−86с.
- Искусство и дети // Под ред. Шестакова В. М.: «Искусство», 1969 — с. 5657
- Истрин В.А. Возникновение и развитие письма — М.: «Просвещение», 1965−62с., 71с.
- Кан-Калик В. А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения — М.: «Педагогика», 1984 158с.
- Клюева Н. В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль.: Изв-во «Академия развития»
- Кнебель М. Поэзия педагогики — М.: «Искусство», 1976 291с.
- Кнебель М.О., Лурия А. Р. Пути и средства кодирования смыла// Вопросы психологии, 1971, № 4. с.31−34
- Ковынева Л.В., Русакова О. В. Обучение английскому языку в детском саду. // Иностранные языки в школе, 1992, № 1 — с. 80−85
- Кол ч ее в Ю. Колчеева Н. Игровая театральная педагогика.// Воспитание школьников, 1999, № 3. с. 19−21
- Колчеев Ю. Колчеева Н. Игровая театральная педагогика.// Воспитание школьников, 2000, № 4. с.29−36
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста М.: Просвещение, 1988 — 105с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск.: Радуга, 1969 59с.
- Кон И. С. Ребенок и общество М.: «Наука», 1988 — 194с.
- Копнинин. П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания — М.: «Просвещение», 1982 55с.
- Кондратова М. Развитие для детей старшего дошкольного возраста изучением английского языка.// Дошкольное воспитание, 1999, № 9. — с. 133 139
- Коршунов А., Мантатов В. В. М.: «Просвещение», 1974 — 152−153с.
- Корепанова М.В., Каткова Л. В. Проблемы воспитания одаренных детей. -Вол-д.: Перемена, 1999.-е. 7−8.
- Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 1994. — 33с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: «Педагогика», 1991 50с.
- Кузин B.C. Психология М.: «Высшая школа», 1974 — 93с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979. с. 378. 137. Леонтьев А. А. Что такое язык. М.: Педагогика, 1976. — 517с.95 .Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности — М.: «Высшая школа», 1971 -294с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1959 329с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения у детей. М.: Педагогика, 1986−128с.
- Львов- Анохин Б. Беседы режиссера М.: «Просвещение», 1978 — 63с.
- Лордкипанидзе Н. Актер на репетиции М.: «Искусство», 1978 -5с. ЮО. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта: в 7-ми т. М., 1958-т. 5,272 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения М.: «Педагогика», 1983 -431с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения М.: «Просвещение», 1974 — 87−90с.
- Мантатов В. В. Образ, знак, условность М.: «Педагогика», 1980 — 93с.
- Матанов Б.А. Игра как средство воспитания сценической речи М.: «Педагогика», 1976 — 43с.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения// Психолог, журнал. -1982. Т.З. -№ 4. с. 28−32.
- Монтессори М. Помоги мне это сделать самому М.: «Карапуз», 2000 -24с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: «Педагогика», 1986 -108с.
- Мудрик А. В. Общение школьников М.: Знание, 1987 — 76с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта М.: «Педагогика», 1981 — 74−76с.
- Мясшцев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970. — 39с.
- Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера М. «Радуга», 1973 -532с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992 — 47с.
- З.Новосёлова СЛ. Развитие мышления в раннем возрасте — М.: «Педагогика», 1978 62−65с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы М.: Педагогика, 1985 — 11с.
- Общение в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. — 150с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольника // Под. ред. М. И. Лисиной., 1974. 208с.
- Основы эстетического воспитания. Под ред. Кушаева Н. А. М. 1986 -73с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада // Под. ред. Т. А. Репиной. М., 1978. 196с.
- Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Москва, 1993.
- Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Просвещение, 1980. 74с.
- Писарев Д.И. Школа и жизнь. Избранные пед. соч. М.: 1951 266с.
- Педагогический словарь. В 2-х т. / Под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во АПН. — T. I, 1960. — 677с.
- Петрова А.Н. Сценическая речь М.: «Искусство», 1981 — 4−5с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
- Петровская Л.А., Соловьев О. В. Обратная связь в межличностном общении// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1982. № 3.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 22с.
- Покровский Б. Ступени профессии М.: «ВТО», 1984 — 20с.
- Полторацкий А.Ф., Швырёв B.C. Знак и деятельность М.: «Педагогика», 1970 — 85−88с.
- Психология. Под ред. Смирнова А. А. М. 1962 135с., 189с., 219с.
- Пуйман С. А. Педагогика Минск: «ТетраСистемс», 1999 — 34с.
- Разбаш М. Or игры к кукольному театру М.: «Педагогика», 1989 — 131с.
- Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: «Педагогика», 1988 — 22с.
- Решетова Н. Сорокина Т. Программа по английскому языку для старшей и подготовительной групп.// Дошкольное воспитание, 1994, № 8. — с.22−28
- Рыжкова И. Учимся играя.// Дошкольное воспитание, 1994, № 3. — с.32−37
- Рыжкова И. О занятиях на английском языке.// Дошкольное воспитание, 1993, № 11. — с.39−41
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: «Педагогика», 1987 160с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АПН СССР, 1957. — 328 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении // Издательство Московского университета, 1 988 139. С алого ва Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет. М.: «Педагогика», 1986 142с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс, 1992. -191 с.
- Сергеев Н.К. К понятию связи в исследовании целостного педагогического процесса. // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Выпуск 1. Волгоград: ВГПИ, 1990. — с. 14−20
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград: Перемена, 1994 — 152с.
- Станиславский К.С. Собрание соч. в 8-ми т. тт. II, III Работа актера над собой, 273−275с.
- Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену (книга для учителя) М.: «Просвещение», 1993 — Зс.
- С игуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие М.: «Педагогика», 1990- с. 103−105
- Славина J1.C. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. М.: // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. с. 10−28
- Смирнов С.А., Котова И. Б. Педагогика — М.: «Академия», 2000 — 329с.
- Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Во пр. Психолог. — 1994. № 6.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве — М.: «Искусство», 1962 -83 с.
- Старшинская Н. Дошкольное детство: усвоение родного и второго языка.// Дошкольное воспитание, 1994, № 3. — с.32−37
- Стоуне Э. Психо-педагогика М.: Педагогика, 1984 — 115 с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: «Педагогика», 1977 94с.
- Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1978. № 3 — с. 1324
- Толстова В.Ф. Игры на английском языке для младших школьников.// Иностранные языки в школе, 1992, № 5 с. 47−52
- Топорков В.О. О технике актера — М.: «Искусство», 1950 — с.27−28
- Уланова О. О самооценке дошкольника на примере занятий по английскому языку.// Дошкольное воспитание, 1999, № 12. — с. 48−57
- Ушинский К.Д. Родное слово. Собр. Соч. М.: 1948, т.2 558 с.
- Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранному языку.// Иностранные языки в школе, 1998, № 5. — с. 17−20
- Футерман З.Я. иностранный язык в детском саду. — Киев.: «Радяньска Школа», 1984.-е. 16−17.
- Хакхаузен X. Мотивация и деятельность. — в 2-х т./ Перевод с нем. М.: Педагогика, 1986. — 391с.
- Хейзинга И. Homo Ludens. М.: «Прогресс-Академия», 1992. 17с.
- Царапкина Е.С. Немецкий язык в детском саду.// Из опыта обучения немецкому языку в детском саду, 1967, № 1. — с. 37−41
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М.: «Педагогика», 1985 79с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978 — 254с.
- Эстетическое воспитание в школе. Под. ред. Бурова А. И., Лихачева Б.Т.М. 1974−38−40
- Эфрос А.В. Профессия режиссер М.: «Искусство», 1979 — с.54−56
- Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности// Вопр. Психолог. 1977. — № I.
- Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1968, № 6. с. 96−107
- Ястребова Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Дис.. канд.пед.наук. — Волгоград, 1998
- Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. N.Y.- Chicago, Toronto, L., 1983 345p.
- Butler R. Creative developments. N.Y.: Horizon Pr., 1988 25lp.
- Dimmack M. Modern Art Education in the Primary School. L.: Macmillian, 1980−136p.
- Ducasse C. Art and the language of the emotions N.Y., Capricorn books, 1987 pp. 240−247
- Freinet. S. Deldime R. et a Actualite de la pedagogie Freinet Brukelles, 1978−85p.
- Green Т. E. Creative arts and craft activities. Minneapolis.: Denison, 1989 -93p.
- Haefele J. Creativity and Innovation. N.Y.: Reinhold Publish Co., 1982 pp. 81−95
- Kaufman J. Art and Education. N.Y.: Macmilian, 1966 532p.
- Kessler. L. Art is everywhere. N.Y.: Dodd mead & Co, 1982 85p.
- Lindermann E., Herberholz D. Developing Artistic and Perceptual Awareness, Art Practice in the Elementary Classroom, Dubuque. Brown, 1964 -102p.
- LindstormM. Children’s Art, Cambridge, 1958, 341 p.
- Maley A., Duff A. Drama techniques in language learning Cambridge University Press, 1978 — 4−6pp.
- Marcel Marechal La Mise En Theatre Paris, Union gёnёrale d’editions, 1974 — 163c.
- Maslow A. Motivation and Personality. NY: Harper and Row, 1987.
- McJivain D.S. Art for Primary Grades. N.Y.: Putman, 1961, 297p.
- McPherson H. Art Education Scene in Toronto. Canadian Art, 1965, 22p.
- Meritt H. Guiding Free Expression in Children’s Art, N.Y.: Holt, 1984 88p.
- Nicholas F. Art for Young American. By C.Y. Heyne, F.W. Nicholas. M.M. Lee, M.B. Trilling, 4-th rev. ed., Peoria, Bennet, 1962, 283−287pp.
- Norton P. An Agenda for Technology and Education: Eight Imperatives. N.Y. Capriciorn books, 1987 82p.
- Peck R.I., Aniello R.S. What can I do for the Elementary Classroom Teacher? Parker pub., 1966, 224p.
- Piner. J. Une experience de theatri puor la pedagogie de Fhistorre a I’ecole. ATEY Press, 1983 17p.
- Read H. Education through Art. N.Y.: Faber, 1985 328p.
- Read. H. The future of art education. N.Y.: Capricorn books, 1981 pp.46−50
- Richardson G. Education for Freedom: Blueprint for a Human Centered School/Sydney: Gavermer Found., 1985, 125 pp.
- Rogers C. A Theory of Therapy. Personality and Interpersonal Relationships. In S. Koch Psychology. NY: McGrow Hill, 1959, v. 3, Pp. 124−126.
- Smith B.W. Education through Art in Australia, Cambridge, 1958, 69p.
- Scott G. Drama Activities in the Crowded Classroom. Bailee, Reed, 1987, 224p.
- Torrance E. Status of knowledge Concerning Education and Creative Talent.
- Tritten H. Drama Techniques for Children N.Y.: Reinhold, 1974, 72p.
- Warner E. Art: an everyday Experience, N.Y.: Harper and Rou, 1976, 92p. 196.
- Whitehead Al. The aims of education. N.Y.: Mentor books, 1978 158p. Minneapolis, 1961 — 173p.
- Zibers L. Spurs of creative teaching. N.Y.: Putman’s sons, 1979 446p. Educational Technology, 1985, v.25, N 1, Pp. 17−19pp.4