Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой явилось учение о социальной сущности воспитания, получившее свое развитие в философии, социологии, культурологии, психолого-педагогических исследованиях. В качестве основополагающего выделяется культурологический подход как один из важных в современном гуманитарном познании. Исследование опирается на положение философии о личности как совокупности общественных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Формирование социального опыта подростков в условиях детского центра как педагогическая проблема
    • 1. 1. Возможности формирования социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра
    • 1. 2. Педагогические условия и средства формирования социального опыта подростков в системе деятельности центра
    • 1. 3. Модель процессов формирования социального опыта подростков в условиях ВДЦ «Орленок»
  • Глава 2. Реализация комплекса средств’формирования социального опыта подростков в педагогической системе
  • Центра «Орленок». 82−138 2.1. Педагогическая поддержка освоения подростками социального опыта в реализации педагогических программ центра
    • 2. 2. Игровая основа программ деятельности Центра как фактор формирования социального опыта подростка
    • 2. 3. Изменения в социальном опыте подростков под влиянием субкультурного содержания деятельности центра
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Формирование социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование социального опыта детей и подростков — процесс, направленный на освоение растущим человеком гуманистических ценностей: в будущем они позволят ему проявиться как подлинному субъекту жизнедеятельности, которому небезразлично общество и культурное пространство, в которых он живет. Общетеоретической основой обновления образования как единства процессов обучения и воспитания стала парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В формировании опыта социальных отношений подростка большое значение имеет деятельность учреждений дополнительного образования, в том числе детских центров и оздоровительных лагерей.

Воспитание личности, активно участвующей в переустройстве жизни, — так определяли роль педагогов в духовном становлении личности ребенка В. П. Стоюнин, К. Д. Ушинский и другие. В работах Ш. А. Амо-нашвили, И. П. Иванова, В. А. Сухомлинского центральное место занимает тема развития духовного мира ребенка, создания духовной общности педагога и воспитанника.

В современных педагогических исследованиях В. П. Бедерхановой, Е. В. Бондаревской, И. П. Иванова, А. В. Мудрика, А. И. Кравченко, М. М. Князевой, С. Д. Полякова, и др. уделяется большое внимание использованию культурных традиций как фактора формирования социального опыта детей.

Социализирующее влияние деятельности детских общественных объединений на развитие и воспитание подростков исследовалось группой ученых (А.В. Волоховым, Т. П. Вернигоровой, В. Н. Кочергиным, Л. В. Спириной, И. И. Фришман, Е. Е. Чепурных и др.) под руководством доктора педагогических наук Рожкова М.И.

В то же время количество педагогических исследований, специально посвященных вопросам воспитания социального опыта у учащихся, очень незначительно (Э.Г. Дмитриева, Т. А. Фомина, В. А. Черкасов, Ш. Ш. Хайрулин).

Большое внимание развитию нравственности, мировоззрения подростков средствами дополнительного образования уделено в работах В. П. Бедерхановой и О. С. Газмана. Исследованию педагогических возможностей временного детского объединения, педагогической системы детского лагеря, в том числе ВДЦ «Орленок», посвящены работы Ю. В. Буракова, И. Г. Доценко, JI.B. Ершовой, Е. П. Рыбинского, З. А. Ходоровской, Т. П. Щербаковой, А. А. Юрикова и многих других авторов.

Несмотря на существенные негативные изменения, происходящие в государстве и обществе, Всероссийский детский центр «Орленок», трансформируя свой уникальный педагогический опыт к современным условиям, способен существенно влиять на социальное становление подростков. Ежегодно воспитанниками «Орленка» становятся более двадцати тысяч подростков со всех регионов России. На протяжении ряда лет педагоги центра ведут поиск новых педагогических средств, которые могут существенно повлиять на формирование социального опыта подростков. В тоже время опора на традиционные подходы к формированию социального опыта подростков не всегда дает позитивный результат. Одной из главных причин этого являются изменения, происшедшие в ценностных ориента-циях современных подростков. Проведенные ранее исследования по изучению воспитательных возможностей педагогической системы «Орленка» не ориентированы на современного подростка, разработанные на их основе рекомендации часто не позволяют получить ожидаемый результат.

Возникло противоречие между новыми социальными условиями, определяющими сущность социальных отношений в нашем обществе и готовностью Всероссийского детского центра адекватно отразить их в педагогическом процессе.

Это обусловило выбор проблемы нашего исследования: каковы средства формирования социального опыта современных подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок» ?

Цель исследования: обосновать комплекс средств формирования социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра и определить возможности их использования в работе региональных детских центров и оздоровительных лагерей.

Объект: процесс формирования социального опыта подростка в педагогической системе Всероссийского детского центра.

Предмет: комплекс педагогических средств формирования социального опыта подростков в условиях Всероссийского детского центра.

Гипотеза исследования. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра будет успешным, если:

— активно использовать факторы влияния субкультуры детского центра на этот процесс;

— обеспечить свободный и демократический выбор детьми видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде временного детского объединения в логике реализации педагогического содержания лагерной смены;

— осуществлять педагогическую поддержку развития личности подроста, создавая ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха.

Задачи исследования:

1. Определить возможности формирования социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра;

2.Выявить условия влияния субкультуры центра на формирование у подростков социального опыта;

3.Разработать комплекс средств формирования социального опыта современных подростков с учетом особенностей функционирования педагогической системы детского центра.

Методологической основой явилось учение о социальной сущности воспитания, получившее свое развитие в философии, социологии, культурологии, психолого-педагогических исследованиях. В качестве основополагающего выделяется культурологический подход как один из важных в современном гуманитарном познании. Исследование опирается на положение философии о личности как совокупности общественных отношений, формирующейся в деятельности, о детерминации ее развития окружающей средой, о взаимосвязи и взаимном влиянии среды и личности, а также о культуре как результате особого подлинно человеческого отношения к миру. Особый интерес для нашего исследования представляют труды представителей русской идеалистической философии Н. А. Бердяева,.

A.И. Введенского. И. А. Ильина. J1.A. Флоренского.

Теоретической основой выступают: теория культурно-исторического развития личности (JI.C. Выготский) — идеи С. И. Гессена, рассматривающего культуру как источник и среду нравственного образования личности человека от рождения до смертиидеи культуросообразности развития личности, отраженные в трудах ученых различных дисциплин А. Адлера, Р. Бенедикт, Ф. Боаса, М. Вебера, М. Мид, Г. Наппорта, наших соотечественников М. М. Бахтина. Ю. Н. Давыдова, В. И. Зинченко, А. А. Пузырей.

B.М. Розина и др.

В качестве методов исследования использовались: методы теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-педагогическая работа, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности. В исследовании использовались интервью, метод экспертных оценок, включенное наблюдение, метод незаконченных предложений, рейтинг, изучение продуктов деятельности подростков (видеозаписи, слайды, фотографии, аудиозаписи, сочинения, альманахи, газеты и др.), комплекс социологических исследований.

База исследования: Всероссийский детский центр «Орленок». Научно-методическому, теоретическому и сравнительному анализу были подвергнуты материалы реализации 45 педагогических программ, реализованных на базе детских лагерей центра в 1995;98 гг. Обследованию подверглись три тысячи подростков — участников программ, 220 педагогов-организаторов временных детских объединений, 112 профильных специалистов — организаторов федеральных и региональных программ.

Исследование проводилось поэтапно:

На I этапе (1994;96 гг.) осуществлялось изучение научной и методической литературы, определялись методологические подходы к проблемеформировалась концепция исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий, проводилось пилотажное обследование.

На II этапе (1996;98 гг.) проводилась работа по определению возможностей формирования социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок», уточнялись методика и инструментарий исследования, проводилась опытно-педагогическая работа, проверялась эффективность разнообразных педагогических средств.

На III этапе (1998;99 гг.) — проводилась комплексная оценка результатов, готовились методические рекомендации, оформлялся аппарат диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации определены возможности формирования социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра, выявлены условия влияния субкультуры центра на формирование у подростков социального опыта, разработан комплекс средств формирования социального опыта современных подростков с учетом особенностей функционирования педагогической системы детского центра.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в работе: выявлена взаимосвязь между субкультурой центра дополнительного образования и процессом формирования социального опыта подростковобоснованы критерии эффективности педагогической деятельности, обеспечивающие педагогическую поддержку процесса формирования социального опытаопределены, опытно проверены и обоснованы средства включения подростка в социальную деятельность на основе создания ситуаций социального выбора, творческого самоопределения и успеха.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработана методика применения системы средств деятельности учреждения дополнительного образования детей, базирующаяся на субкультурных традициях педагогической системы детского центра, разработана и апробирована методика совместной деятельности детей и педагогов в микро социуме временного детского объединения, реализуемая в структуре педагогического взаимодействия на различных уровнях субъ-ектности. В практику работы детских центров и детских оздоровительных лагерей внедряются рекомендации по формированию социального опыта детей, в которых используются результаты диссертационного исследова-ния<

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются сопоставлением данных, полученных различными исследовательскими методами, адекватных цели, задачам и объекту и предмету исследования, применимостью результатов в образовательной практике и установленной эффективностью их внедрения, репрезентативностью выборки социологических опросов и валидностью использованных методик.

Апробация результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на методических, педагогических советах и в ходе научно-практических конференций ВДЦ «Орленок». Результаты исследования представлены на научно-практической конференции «Роль и место „Орленка“ в становлении личности современного подростка» (1997, Госкомитет РФ по делам молодежи), «Образование и творчество» (1998, Министерство общего и профессионального образования РФ), на ежегодном заседании Южного отделения Российской академии образования (1997), на региональной научно-практической конференции Краснодарского края по проблемам молодежной политики (1998). Основное содержание исследования отражено в шести публикациях автора. Результаты работы используются в ходе профессиональной подготовки педагогов-организаторов в школе педагогических работников центра.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представление социального опыта как совокупности духовно-нравственных ценностей, сложившихся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности;

2. Комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в социальной среде Детского центра между:

— многообразием видов развивающей деятельности и возможностями выбора подростком своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совместной деятельности и уровнями субъективизации подростка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных возможностей центра дополнительного образования и успешностью усвоения нового социального опыта подростков.

3. Обоснование средств формирования социального опыта подростков в педагогической системе Центра: целевые программы, создающие условия для вариативного выбора содержания деятельности подростковсоциально-ролевые игрыпроблемные дискуссииорганизация рефлексии и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Реализация комплекса средств формирования социального опыта подростков в педагогической системе Центра «Орленок» потребовала от автора построения опытной работы, которая строилась в следующей последовательности.

На первом этапе для нас было важным определить комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на процессы проявления и обогащения социального опыта подростка в социальной среде центра дополнительного образования детей, которым является Всероссийский детский центр «Орленок», на базе его проводилась опытная работа.

Это позволяет рассмотреть пребывание ребенка в лагере как его своеобразную гуманитарную практику, направленную прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми.

Таким образом, выделяется несколько интегративных признаков педагогической системы «Орленка» :

— общие целевые установки и функции центра дополнительного образования подростков;

— субкультурные факторы педагогического труда и педагогического взаимодействия, воспитывающей среды центра;

— личностно ориентированный подход к воспитанию;

— технологии совместной деятельности, в центре которой личность ребенка;

— специально организованная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— учет особенностей и условий существования временных детских объединений.

Вышесказанное позволяет нам констатировать, что переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становится фактором социально личностного развития подростков, превращает детский центр в гуманитарный центр дополнительного образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний.

Это позволило соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федерации, определить основные направления реализации педагогической идеологии педагогического коллектива, к которым мы относим:

Во-первых — поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности.

Во-вторых — разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в целях приобретения лидерского и социального опыта в общении, отношениях и деятельности.

Для определении зависимостей был привлечен научно-методический, теоретический и сравнительный анализ материалов 45 смен различной направленности, реализованных в течение 1997;98 годов на базе детских лагерей ВДЦ «Орленок». В результате анализа выделился комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра. К ним мы отнесли следующие зависимости между:

— сезонными ожиданиями подростков и выбором содержания педагогических программ центра (при этом независимо от времени года ведущим ожиданием подростка является свободный и демократический выбор видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде временного детского объединения);

— многообразием видов развивающей деятельности и возможностями выбора подростком своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совместной деятельности и уровнями субъективизации подростка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных возможностей центра дополнительного образования и успешностью усвоения нового гуманитарного опыта подростков.

Это позволило на втором этапе определить комплекс средств формирования социального опыта подростков в субкультурной среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической программы. К ним мы отнесли: технологию совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействияпедагогическую поддержку развития социального опыта, обеспечиваемую в логике реализации педагогического содержания лагерной смены.

В ходе этой работы сделано технологическое описание методики совместной деятельности, структуры педагогического взаимодействия, этапно-сти реализации механизмов педагогической поддержки развития социального опыта подростков в условиях лагерной смены.

Под сущностью педагогического взаимодействия мы понимаем прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Субъектность человека проявляется через активность: поведенческую и деятельностную, то есть через гуманитарный и деятельностный опыт. Наложение субкультур участников процесса взаимодействия приводит, на наш взгляд, к успешности или неуспешности педагогического влияния педагога на процессы социализации подростка. Другими словами, педагог как носитель и транслятор социального опыта должен постоянно находиться в эмпатийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия. В современной теории и практике сложилось пять уровней субъектности человека или группы. Мы их проанализируем с позиции педагогической деятельности, которая рассматривается нами как совокупный процесс управления и организации деятельности человека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, образование и социализацию во взаимодействии с участниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения:

Взаимодействие в системах: Педагог <=> РебенокПедагог <=> Детская группа;

Педагог о Детское сообщество.

I уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети принимают предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность (репродуктивный уровень субъектности).

П уровень: Цели и задачи взаимодействия выдвигаются педагогом, а содержание взаимодействия и формы его реализации рождаются в совместной деятельности педагога и детей (адаптивный уровень субъектности). Ш уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей (локально — моделирующий уровень субъектности).

IV уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу (системномоделирующий уровень субъектности).

V уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются педагогом и полностью отвергаются детьми (абсолютная поведенческая субъектность).

В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть уточнена (см. 1.2.) следующим образом:

Педагогическая задача i.

Система педагогических методов, избранных для ее решения i.

Коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики совместной деятельности иа игровой основе реализации педагогических проектов i.

Создание педагогически и организационно целесообразных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне субкультур субъектов i.

Чувственное восприятие субъектами ситуации взаимодействия i.

Уровни проявления и освоения социального опыта подростков i.

Поведенческая и деятельностиая активность субъектов I.

Педагогическая рефлексия ситуации взаимодействия и коррекция первоначальной педагогической задачи.

Она проверялась в процессе опытной работы, проводимой под руководством диссертанта. В рамках этой работы апробированы в практике лагеря вариативные программы деятельности, такие как «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас», социально-ролевые игры, организация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими.

Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения социального опыта подростка позволила рассмотреть механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации педагогических программ центра.

Таким образом, на основе результатов представленного анализа и исследования можно сделать вывод, что формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор ребенком видов деятельности, через разнообразие программ в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.

Качественные результаты этого вывода подтвердили наше предположение о том, что социализирующее влияние субкультуры центра дополнительного образования на формирование социального опыта подростков будет более эффективным, если:

— в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха;

— обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;

— осуществляется процесс совместной деятельности подростков и взрослых с позиции педагогической поддержки развития гуманитарного опыта подростка;

— субкультура воспитательной системы центра определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра.

Заключение

.

Проведенный анализ позволил нам уточнить наше понимание категории «социальный опыт». В исследованиях авторов проблем социализации человека постоянно указывается на то, что ее компонентом является овладение определенным уровнем социального опыта, позволяющей человеку активно сосуществовать в обществе, с одной стороны, удовлетворяя собственные потребности жизнедеятельности, с другой— оказывая определенное влияние на свое окружение.

В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается как бы двумя взаимосвязанными процессами.

Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентаций в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своем поведении и отношениях с другими.

В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства, это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.

Первый процесс мы назвали процессом накопления гуманитарного опыта личности, второй — деятельностного опыта. Их сумма и представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности.

Подросток, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет уже накопленный уровень социального опыта и осваивает новый. На наш взгляд, соотнося это с процессами социализации подростка, можно сказать, что проявление и освоение опыта проходит несколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятельствам реализовать себя в этой жизненной ситуации. В диссертации выделяются следующие стадии:

Первая — репродуктивная: воспроизведение комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми — личностная предадаптация к ситуации;

Вторая — адаптивная: рефлексия и самоопределение к возникшей ситуации, приспособление и мобилизация имеющегося социального опыта к возникшей ситуации — субъективизация в ситуации.

Третья — локально-моделирующая: рефлексия развертывания ситуации, освоение ценностных норм разрешения ситуации, выработка стратегии поведения.

Четвертая — системно-моделирующая: закрепление ценностных норм, возникших при разрешении ситуации, попытка влияния на разрешение ситуации.

Данный процесс носит цикличный характер и детерминирован только индивидуальностью личности подростка и сложившимся у него на данный момент уровнем социального опыта.

Исследование сущности, форм и особенностей формирования социального опыта подтверждает наше предположение о том, что культура как носитель социального опыта охватывает все способы духовной регуляции развития.

Процесс развития человека протекает в многообразии взаимодействия внутреннего пространства человека с пространствами окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность входит в соответствующее пространство внешнего мира: наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю и культуру предков, учится, работает на земле и т. д.

По мнению многих авторов (Е.В. Бондаревской, В. П. Бедерхановой, О. С. Газмана, М. М. Князевой, Н. Б. Крыловой, В. В. Сухомлинского и многих других) процесс подобного взаимодействия детерминирован культуросооб-разной средой жизнетворчества личности, рефлексивным характером процесса развития.

Культуросообразная воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития личности ребенка выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка (по Н.Е. Щурковой). Именно это положение и определяет возможности влияния педагогической системы Всероссийского детского центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков.

Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, частично альтернативные как взрослой, так и детской формам реагирования. Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.

Субкультурная среда Детского центра не возникает сама собой, она рождается в синтезе культуросообразных форм взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающим, в совместной деятельности и общении взрослых и детей как субъектов культуры.

Моделирование субкультурного влияния педагогической системы центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков убедило нас в том, что педагогическая система Центра является воспитывающим социумом, в котором субкультура определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра.

К элементам субкультуры «Орленка» мы отнесли: природно-климатические условияархитектурадендропаркзаконы, традиции и ритуалылегендыбазовые педагогические технологии (совместной деятельности) — игровую средунормы и ценности общения и отношенийединое образовательное пространствомузыкально-песенные традициипедагогическую культуруединый педагогический коллектив современного типапедагогическое взаимодействие как условие организации совместной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, средовой подход стал основой организованной нами опытной работы. В ходе которой, на первом этапе для нас было важным определить комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на процессы проявления и обогащения социального опыта подростка в социальной среде центра дополнительного образования детей, которым является Всероссийский детский центр «Орленок», на базе его проводилась опытная работа.

Это позволяет рассмотреть пребывание ребенка в лагере как его своеобразную гуманитарную практику, направленную прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми.

Таким образом, выделяется несколько интегративных признаков педагогической системы «Орленка» :

— общие целевые установки и функции центра дополнительного образования подростков;

— субкультурные факторы педагогического труда и педагогического взаимодействия, воспитывающей среды центра;

— личностно ориентированный подход к воспитанию;

— технологии совместной деятельности, в центре которой личность ребенка;

— специально организованная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— учет особенностей и условий существования временных детских объединений.

Вышесказанное позволяет нам констатировать, что переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становится фактором социально личностного развития подростков, превращает детский центр в гуманитарный центр дополнительного образования, воспитания и самовоспитании, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний.

Это позволило соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федерации, определить основные направления реализации педагогической идеологии педагогического коллектива, к которым мы относим:

Во-первых — поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности.

Во-вторых — разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в целях приобретения лидерского и социального опыта в общении, отношениях и деятельности.

Для определении зависимостей был привлечен научно-методический, теоретический и сравнительный анализ материалов 45 смен различной направленности, реализованных в течение 1997;98 годов на базе детских лагерей ВДЦ «Орленок». В результате анализа выделился комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра. К ним мы отнесли следующие зависимости между:

— сезонными ожиданиями подростков и выбором содержания педагогических программ центра (при этом независимо от времени года ведущим ожиданием подростка является свободный и демократический выбор видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде временного детского объединения);

— многообразием видов развивающей деятельности и возможностями выбора подростком своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совместной деятельности и уровнями субъективизации подростка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных возможностей центра дополнительного образования и успешностью усвоения нового гуманитарного опыта подростков.

Это позволило на втором этапе определить комплекс средств формирования социального опыта подростков в субкультурной среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической программы. К ним мы отнесли: технологию совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействияпедагогическую поддержку развития социального опыта, обеспечиваемую в логике реализации педагогического содержания лагерной смены.

В ходе этой работы сделано технологическое описание методики совместной деятельности, структуры педагогического взаимодействия, этапности реализации механизмов педагогической поддержки развития социального опыта подростков в условиях лагерной смены.

Под сущностью педагогического взаимодействия мы понимаем прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Субъектность человека проявляется через активность: поведенческую и деятельностную, то есть через гуманитарный и деятельностный опыт. Наложение субкультур участников процесса взаимодействия приводит, на наш взгляд, к успешности или неуспешности педагогического влияния педагога на процессы социализации подростка. Другими словами, педагог как носитель и транслятор социального опыта должен постоянно находиться в эмпа-тийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия. В современной теории и практике сложилось пять уровней субъектности человека или группы. Мы их проанализируем с позиции педагогической деятельности, которая рассматривается нами как совокупный процесс управления и организации деятельности человека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, образование и социализацию во взаимодействии с участниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения:

Взаимодействие в системах: Педагог о РебенокПедагог <=> Детская группа;

Педагог <=> Детское сообщество.

I уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети принимают предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность (репродуктивный уровень субъектности).

II уровень: Цели и задачи взаимодействия выдвигаются педагогом, а содержание взаимодействия и формы его реализации рождаются в совместной деятельности педагога и детей (адаптивный уровень субъектности).

Ш уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей (локально — моделирующий уровень субъектности).

IV уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу (системно — моделирующий уровень субъектности).

V уровень: Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются педагогом и полностью отвергаются детьми (абсолютная поведенческая субъектность).

В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

Педагогическая задача I.

Система педагогических методов, избранных для ее решения I.

Коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики совместной деятельности I.

Создание педагогически и организационно целесообразных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне субкультур субъектов ч.

Чувственное восприятие субъектами ситуации взаимодействия I.

Уровни проявления и освоения социального опыта подростков I.

Поведенческая и деятельностная активность субъектов I.

Педагогическая рефлексия ситуации взаимодействия и коррекция первоначальной педагогической задачи.

Эта логика проверялась в процессе опытной работы, проводимой под руководством диссертанта. В рамках этой работы апробированы в практике лагеря вариативные программы деятельности, такие как «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас», социально-ролевые игры, организация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими.

Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения социального опыта подростка позволила рассмотреть механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации педагогических программ центра.

Таким образом, на основе результатов представленного анализа и исследования можно сделать вывод, что формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор ребенком видов деятельности, через разнообразие программ в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.

Качественные результаты этого вывода подтвердили наше предположение о том, что социализирующее влияние субкультуры центра дополнительного образования на формирование социального опыта подростков будет более эффективным, если:

— в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха;

— обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;

— осуществляется процесс совместной деятельности подростков и взрослых с позиции педагогической поддержки развития гуманитарного опыта подростка;

— субкультура воспитательной системы центра определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы исследования в следующих аспектах:

— психолого-педагогические особенности освоения гуманитарных ценностей гражданственности, патриотизма в социокультурной среде центра дополнительного образования детей;

— влияние традиций и ритуалов центра дополнительного образования на актуализацию гуманитарных возможностей подростка;

— система дополнительного образования других возрастных категорий, направленная на формирование высокого уровня педагогической культуры взаимодействия, совместной деятельности детей и взрослых с позиции педагогической поддержки самоопределения и самореализации подростка в специфических условиях временного детского объединения.

Таким образом, важнейшим условием развития, становления ребенка в процессе социализации выступает социальный опыт как совокупность духовно-нравственных ценностей, знаний, умений, навыков, форм, средств, методов, выработанных личностью подростка в процессе совместной деятельности во временном детском объединении при педагогической поддержке развития и обогащения этого опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. М., 1989. — С.110−134.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 1985. — 605с.
  3. П.В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М.: Тесис, 1996. — С.250−251.
  4. Т.В. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Дисс. канд. пед.наук. Волгоград, 1997
  5. Ш. А. В школу с шести лет. В кн. Педагогический поиск. /Сост. И. А. Бажнова. -М.: Педагогика, 1987. — С. 47−55.
  6. . Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленингр. университета. 1969.- 314 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238с.
  8. Г. М., Богомолов Н. П., Петровский Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ 1978. 270 с.
  9. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. — 64с.
  10. Ю.Арнольдов А. Наука постижения культуры. // Народное образование, 1998, № 5. С.184−190
  11. И.Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974. 221 с.
  12. А. Г. Психология личности. Учебник. -М.: Изд-во Моск. университета, 1990. 368 с.
  13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. — 768 с.
  14. Н.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980
  15. Т. С. Воспитание старшеклассников как субъектов социального творчества. Дисс. канд.пед.наук. -М.: — 1994. 189 с.
  16. Базисный учебный план (федеральный) государственных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (проект для обсуждения). Сост. Горский В. А. М., 1996. 11 с.
  17. П.Балакирева Е. И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Автореф.дис.канд.пед.наук. -Саратов: 1996. 21 с.
  18. А. Философия искусства. М., 1989. — 300с.
  19. В.Е. Личностный фактор человеческих потребностей //Факторы развития человеческой субъективности /Отв. ред.С. С. Батенин. Л., 1989. -С. 20−34.
  20. Г. С. Социальные связи человека в культуре //Культура, человек и картина мира /Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. — С. 90−135.
  21. В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 108с.
  22. В. П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар.: 1993. — 61 с.
  23. В.П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях летнего лагеря. // Сб. Материалов научно-практической конференции «Образование и творчество». М.: 1998. — 110 с.
  24. Е.П. Соборность как путь к новой школе. // Русская школа. Выпуск 1. М.: Всемирный русский собор, 1993. — С. 10−28.
  25. Л.П. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. Киров, 1994.
  26. Н.А. О назначении человека. М.: Прогресс, 1993. — 383с.
  27. Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — С. 354−356.
  28. Н.А. Смысл истории. -М.: Прогресс, 1990. С. 16,164.
  29. Н.А. Судьба России. М.: Прогресс, 1990. — С. 85.
  30. Н.А. Самопознание: (опыт философс. автобиогр.) /сост., предисл., подготов. текстов, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  31. .Н. Духовность как коренная черта социализма//Социально-политические науки. 1990. — № 4. — С. 44−52.
  32. B.C. Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы. Кемерово: Алеф, 1993.-414 с.
  33. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  34. П. П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во Академ.пед.наук.РСФСР, 1961. 695 с.
  35. Л.В., Голубева Т. П. Подростковая культура //Проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1994. — С. 3−37.
  36. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  37. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1970. 121 с.
  38. О. С. Теория и методика воспитания: актуальные исследования. //Сов.педагогика., 1985, № 10. с. 43−47.
  39. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. 115 с.
  40. Е. Л. Психологические особенности развития личности подростков. -М.: Знание, 1979. 80 с.
  41. Е. В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: РИМ, 1991. — С.32
  42. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РПТУ, 1995.- 172 с.
  43. О. О подходе к исследованию детской субкультуры. //Социологические проблемы исследования художественной жизни. Сб. стастей программы социологического исследования «Субкультурная стратификация и художественная жизнь общества». М., 1993 190 с.
  44. Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1967. -267 с.
  45. Л. П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 210с.
  46. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»). Дисс.канд.пед.наук. М.: 1980. — 251 с. О
  47. .В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1989. -188с.
  48. Быстрицкий Е. К Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев, 1991. 195с.
  49. В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. С. 238−260.
  50. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  51. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов/Дону: РГПУ, 1995. 172с.
  52. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987. — 211с.
  53. И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.-237с.
  54. Т.П. Социально-педагогические условия формирования культуры демократических отношений у старшеклассников в деятельности детских организаций. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, ЯГПУ, 1994.
  55. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. Л. К. Балясной. Сост. Л. И. Филатов и В. С. Муратова. М: Просвещение, 1978. — 256 с.
  56. Г. Н. Ян Амос Коменский и современность. Чебоксары, 1970. — С. 15−43.
  57. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, ЧувГПИ, 1974. — 182 с.
  58. И.П. Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.-с. 107.
  59. В.З. «Семь парадоксов воспитания». М.: Новая школа, 1994. -С.16 ~
  60. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол.очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  61. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983−1987.
  62. К.В. Воспитание человечности. Минск, 1985. — 181с.
  63. К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988. — 126с.
  64. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философогерменевтики. /Пер. с нем. Под ред. Б. А. Бессонова. М.: Просвещение, 1988, 704 с.
  65. О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982.-96 с.
  66. О.С. Коллективное творчество. // Учительская газета, 17 декабря, 1987.-С.2.
  67. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О. С. Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С. 5.
  68. О.С. Самоопределение. //Новые ценности образования. Вып. 1. -М., 1995.-с. 113.
  69. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. //Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1995. с. 103.
  70. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. С. 58.
  71. О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки.
  72. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 4.
  73. О.С., Иванов А. В. Памятка освобожденному классному руководителю (классному воспитателю). «Классный руководитель» М., 1991, 27 с.
  74. О.С., Иванов А. В. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. -М., «Иноватор», 1992. 114 с.
  75. Г. В. Соч.: В 10 т. Т.З. М.: Госполитиздат, 1956. — 371с.
  76. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  77. .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (на материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»). Дисс.канд.психол.наук. М.: 1976. — 250 с.
  78. .Т. Понятие о человеке в современной философии, НО человеческом в человеке. М., 1991. — С. 358−383.
  79. JI.A., Алмазов Б. Н. Побег из дома и бродяжничество. Свердловск, 1988.
  80. Е. С. Природа художественного творчества.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 239 с.
  81. П.С. Философская концепция Эриха Фромма: Послесловие к книге Э. Фромма «Бегство от свободы». М., 1990. — 334с.
  82. А.Я. Категория средневековой культуры. М.: Наука, 1972. — 318 с
  83. М. А., Малинин В. Г. Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов. //Сов.педагогика. 1971, № 1, с. 71−73.
  84. Э.Г. Основы духовности и нравственности //Начальная школа. 1994. — № 4. — С. 47−50.
  85. И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ярославль: ЯГПУ, 1995.
  86. М. Почему пусто в человеческих душах? //Православная беседа. -1993.-N3.-С. 41−43.
  87. Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии /Под ред. А. Ф. Лазурского и А.Нечаева. М., 1910. — 283с.
  88. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. 2е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  89. JI.B. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Дисс. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995. 183 с. 90.3лотникова Т. С. Введение в культурологию. -Ярославль, ЯрГПУ, 1999. -117с.
  90. И. П. Воспитывать коллективистов. // Кн. Педагогический поиск. /Сост. Л. И. Бажнова. М.: Педагогика, 1987. — С. 363−441.
  91. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  92. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  93. Н.В., Фролова Т. В. Педагогический смысл помощи и поддержки. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 32.
  94. Э.В. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. / Сост. Б.М.Бим-Бад, Д. Э. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. — 288 с.
  95. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 112с.
  96. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития отечественного образования (тезисы докладов и выступлений). /Под ред. З. И. Равкина. М., 1993. — С. 116−117.
  97. М.С. О духовном: опыт категориального анализа //Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. — С. 208−239.
  98. М. С. Человеческая деятельность. /Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 326 с.
  99. В.А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней общеобразовательной школы: /Опыт монографического исследования/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 16с.
  100. КареевН. Беседы о выработке миросозерцания. Спб., 1899. — 162с.
  101. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.: Изд-во МГУ, 1983. 168 с.
  102. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. //Б-ка учителя и воспитателя/. М.:Педагогика, 1990. — С.26−27
  103. КаптеревП.Ф. Из истории души: Очерки по истории ума. Спб., 1890. — 255с.
  104. П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. //Кн. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: 1986. — С.254−256.
  105. В.А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней общеобразовательной школы: /Опыт монографического исследования/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 16с.
  106. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: 1983. — С.7−10
  107. В.А. Воспитание гражданина. Записки директора школы. М.: Моск. рабочий, 1987. — 144с.
  108. А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  109. М.М. Мультикультурное пространство образования. //Новые ценности образования. Вып.1, М. «Инноватор», 1995. с. 113.
  110. М.М. Педагогические возможности культурологического подхода. //Новые ценности образования. Вып.4, М. «Инноватор», 1996. С. 78.
  111. М.М. Субкультура. //Новые ценности образования. Вып.1, М. «Инноватор», 1995. с. 113.
  112. Концепция воспитания учащейся молодежи. Сост.А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. //Педагогика, 1992, №№ 3−4.
  113. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2. М., 1982. — 576с.
  114. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — 317 с.
  115. А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16с.
  116. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М., 1990. -493с.
  117. В.Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деятельности детских организаций. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1993.
  118. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.
  119. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  120. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1967. — 312с.
  121. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. //Сов. педагогика, 1970, № 9. С. 103−115
  122. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 143
  123. Д.И., Фурман А. Е. Исторический материализм. М.: Политиздат, 1973. — 343 с.
  124. А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза: НМЦ ГОРОНО, 1994. — 344 с.
  125. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494с.
  126. Краткая философская энциклопедия /Редкол.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 1994.- 576с.
  127. Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. /Н.Т. Бу-тинович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. /Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 1995. — 510 с.
  128. В.В. Методология педагогики: анализ с позиций практики /Сов.педагогика, 1988, № 7. -С. 23−29.
  129. А.И. Введение в социологию: учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. — 144 с.
  130. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1965. — С. 566.
  131. В.А., Лунин B.C. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  132. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л., 1978. С. 26−27.
  133. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967. -С.54.
  134. Кулыура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем /Под ред. В. П. Иванова, В. П. Козловского, Е. К. Быстрицкого. -Киев, 1989. 320с.
  135. В.П. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  136. Культурология: Очерки теорий кулыуры. /Под общ. ред. М. М. Князевой. М.: Интерпракс, 1994. — 172 с.
  137. А.Н. Человек и кулыура. М.: Политиздат, 1961. -115с.
  138. А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. проф.А. В. Петровского. Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. — С. 209.
  139. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  140. А.Н. Личность и деятельность. // Вопросы философии, 1974, № 5. С.65−68.
  141. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ, 1972. -575с.
  142. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  143. В.И., Кушаев Н. А. Личностный уровень эстетического развития. -М.: НИИ АПН СССР, 1979. С. 21−23.
  144. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192с.
  145. Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с.
  146. Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М.: Педагогика, 1969. — 140 с.
  147. А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений.- Мурманск, 1994. 84 с.
  148. Н.О. История русской философии. М.: Высш. школа, 1991.559 с.
  149. А.Ф. Философские знания школьников. / Сов. педагогика, 1990, № 11. С.21−26.
  150. М. К. О философии // Вопросы философии. 1995, № 5.- С. 3−10
  151. В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизация отношений в детских творческих коллективах. Автореф.дисс. канд.пед.наук: Спб., 1994.-21 с.
  152. С.П. Основы культурологии. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. — 218 с.
  153. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.-512с.
  154. В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. М., 1986. — 64с.
  155. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. М., 1982.-С. 108−117.
  156. В.М. Культура как проблема философии //Культура, человек и картина мира /Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. -С. 300−331.
  157. Д.С. Соч.: В 12 т. Т.12. М., 1914. — 359с.
  158. Методы педагогических исследований. / Под ред. А. И. Пискунова,
  159. П.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  160. Т.А. Самопознание и педагогическая поддержка. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 41.
  161. О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организаторов детского и юношеского движения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996.
  162. Н.Н., Юсфин С. М. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления. //Директор школы, № 4. 1997. С.3−13.
  163. Т.В. Процессы социализации, адаптации и дезадаптации личности: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — С. 6−68.
  164. Мудрость воспитания. Кн. для родителей. / Сост. Б.П.Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Карпетов. М.: Педагогика, 1987. 288 с.
  165. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  166. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. -М., 1990. 191с.
  167. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие, 4.1. Пенза: ИПК и ПРО, 1995. — 172 с.
  168. М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.-21с.
  169. B.C. Возрастная психология: Учеб.пособие. М.: Новая школа, 1998. — 420 с.
  170. Р.С. Психология: В 3 т. М.: Просвещение, «Владос», 1995.
  171. Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Владос, 1995. 182 с.
  172. JI.C. Педагогика личности. Харьков, 1992. — 114с.
  173. A.JI. Деятельность и свобода. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 330−343.
  174. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. -N 9. — С. 41−47.
  175. Л.И. Педагогика детского коллектива. / Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978. 144с.
  176. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. — 200с.
  177. Новые ценности образования: Альманах, Вып. №№ 1−7 М.: Инноватор, 1995−98.- 184 с.
  178. Образование в поисках человеческих смыслов. / Под ред. Е.В. Бонда-ревской. Ростов н/Д, 1995. — 214 с.
  179. Н.Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности //Проблема общения в психологии.-М., 1981.-С. 21−34.
  180. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1988. — 750с.
  181. В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Политиздат, 1985. -220с.
  182. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов псих фак. М.: Логос, 1995. -224 с.
  183. С.И. Профессиограмма педагога-организатора ВДЦ «Орленок». ВДЦ: ИИО, 1997. — 64 с.
  184. С.И. Теоретические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного действия. Дисс. канд. пед. наук. -М.: ВКШ, 1989. 320 с.
  185. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд центр «Академия», 1998. — 512 с.
  186. Педагогический словарь. В 2-х тт. / Гл. редакция: И. А. Каиров, П. К. Гончаров и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 464.
  187. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1994. — С.225−234. — 512 с.
  188. . Уч. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасинского. М.:Роспедагенство, 1995. — С.473−474. — 638 с.
  189. В.И. Педагогическая диагностика. // Сов. педагогика, 1989, № З.-С. 148−151.
  190. А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  191. В.А., Ярошевский М. История психологии. М.: Феникс, 1994. 320 с.
  192. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН, 1985. — 496с.
  193. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. 256с.
  194. С.Д. Школа: поиск в пути: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1989. 175 с.
  195. С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск, 1996. 136 с.
  196. В.В. Духовный потенциал личности. М.: Наука, 1974. -255с.
  197. Принципы обновления программного обеспечения в учреждения дополнительного образования. / Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20−24 марта 1995 г. СП.: 1995.- 163 с.
  198. Проблемы методологии системного исследования. / И. В. Блауберг и др. М.: Мысль, 1970. — 455 с.
  199. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. /Сост. Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова. Ростов-на-Дону: Pi НУ, 1995.
  200. Программа развития образовательной и оздоровительной деятельности ВДЦ «Орленок» до 2000 года: Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Панченко С. И. ВДЦ: ИИО, 1998
  201. Психология. Словарь. / Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., Испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  202. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. А. Роланова. М.: изд-во МГУ, 1982. — 319 с.
  203. З.И. Педагогика творчества и новаторства. // Сов. педагогика, 1989,№ 9. -с. 103−109.
  204. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Общ.ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  205. В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: РОУ, 1994. 146 с.
  206. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса: Учеб.пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1999. — 117 с.
  207. М.И. Теоретические основы педагогики. -Ярославль, 1994. 63 с.
  208. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: АПН, 1976. -416с.
  209. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности //Психология личности: Тексты. М., 1982. — С. 28−34.
  210. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В2т.-М., 1981. Т.1. — С. 19−593.
  211. В.Н., Сагатовская Л. Г. Духовные ценности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев, 1981. — 48с.
  212. В.Я. О разработке и оценке педагогических концепций.// Сов. педагогика, № 8,1988. С. 89−94.
  213. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Москва.: Народное образование. 1998. — 256 с.
  214. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. -360с.
  215. В.Ф., ГречаныйВ.В. Человек как предмет философского и естественно-научного анализа. Л.: ЛГУ, 1980. — 216с.
  216. П.В. и др. Происхождение духовности. М., 1989. — 352с.
  217. А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема. Дисс.канд.педнаук. Ростов-на-Дону, 1995. -189 с.
  218. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Магистр», 1997. — 224 с.
  219. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  220. Словарь русского языка: В 4 т. Т.2. /Под. ред. А. П. Евгеньевой. М.: Наука, 1986. — 736с.
  221. Современная западная социология: Словарь. М.: Прогресс, 1990.
  222. Э.В. Духовная культура и ее судьбы в современном мире //Духовное становление человека. Л., 1972. -С. 3−18.
  223. Советский энциклопедический словарь. / Гл.ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. -М.: Совэнциклопедия, 1983. С. 381.
  224. Е.Н. Детское движение в современном общест-ве:Уч.пособие. Ростов-на-Дону: РГТТУ, 1993. — С. 17,46.
  225. Социология молодежи: Учебник. /Под ред. Проф.В. Т. Лисовского. -Спб.: Изд-во Спебербургского университета, 1996. 460 с.
  226. Способности и склонности: Комплексные исследования. / Под. Ред. Э. А. Голубовой. М.: Педагогика, 1989.-190 с.
  227. . Этика. М.-Л., 1932. — С. 128−132.
  228. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Просвещение, 1972. -303с.
  229. В.А. Духовный мир школьника. М.: Просвещение, 1961.-246с.
  230. В.А. Мудрая власть коллектива. Пер. С укр. Н.Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1975. — 240 с.
  231. В.А. Рождение гражданина. 2-е изд. — М.: Молгвардия, 1971.-336 с.
  232. В.И. Человечность как главная ценность духовного мира человека //Формирование духовного мира человека. Горький, 1989. — С. 37.
  233. .М. Способности и одаренность. -М.: изд-во МГУ, 1982. 130 с.
  234. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
  235. Толковый словарь живого великорусского языка: В 15 т. Т. 1. Спб.- М., 1912.- 1379 с.
  236. А.Н. Школа самоопределения. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. С.75
  237. Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: ИПП, Воронеж: НПО «Модэк», 1997 — 448 с.
  238. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1974. — С. 27−28.
  239. К.Д. «Педагогические сочинения». В 5 т. — Т.2. — М.: Педагогика, 1986. — с.162
  240. Фантазия + творчество = каникулы: метод. И практич. Материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. /Автор.коллектив / Под ред. А. В. Волохова. М.: СПО ФДО, 1994. — 192с.
  241. В.Г. Духовное, душевное и жизнь //Человек и духовность. -Рига, 1990. С. 3−7.
  242. В.Г. Духовность как фактор перестройки //Вопросы философии. 1987.3. — С. 11−28.
  243. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 186 с.
  244. Т.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-22с.
  245. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — С.474.
  246. Философская энциклопедия: В 2 т. Т.2. М.: Совэнциклопедия, 1962. -543с.
  247. В. Человек в поисках смысла. М.: Правда, 1990. — 368с.
  248. Э. Иметь или быть? М., 1990. — 336с.
  249. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415с.
  250. М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. — 190с.
  251. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. — 528 с.
  252. И.И. Технологии ситуации успеха: сборник методических материалов. -ВДЦ: Орленок, 1998. С. 4−5
  253. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности /Под. ред. Т. И. Адило, А. И. Антипенко, Е. Я. Александровой и др. Минск, 1989. -208с.
  254. В.А. и др. Развитие духовности школьника: (аспект оптимизации светского образования). Челябинск, 1993. — 164с.
  255. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -143с.
  256. Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии: Критический очерк. Рига, 1991. — 303с.
  257. В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. фирма «Логос», 1993. 181 с.
  258. Ю.В. Воспитание духовных потребностей основа всестороннего гармонического развития личности //Формирование духовных потребностей школьников. — Новосибирск, 1966. — С. 23−80.
  259. А. Культура и этика. М., 1973. — 343с.
  260. Г. П. Развитие творческо-эстетической активности подростков // Сов. педагогика, № 2,1995. С. 21−28.
  261. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Коцептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: Владос, 1995. 544 с.
  262. В.Н. Добро и зло //Человек и закон. 1992. — N 1. — С. 27−34.
  263. В.Н. Добро. Истина. Красота. М., 1983. — 64с.
  264. Т. Социальная психология. М.: Владос, 1996. С. 256
  265. Школа диалога культур. Идеи, опыт, проблемы. /Под общ.ред. В. С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр «Алеф», 1993. — 196 с.
  266. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
  267. С.А. Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. -М.: Магистр, 1992. 160 с.
  268. Э. Основные идеальные типы индивидуальности //Психология личности: Тексты. М., 1982. — С. 55−59.
  269. B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание, 1988. -80 с.
  270. А.Т. Проблемы теории творчества. -М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  271. Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1997.
  272. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (на материалах Центра дополнительного образования). Дисс. канд пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 1997.
  273. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1988. — 38с.
  274. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. М., 1994. — 96с.
  275. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1994, 111 с.
  276. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 260 с.
  277. Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, № 4,1971. С. 15−16.
  278. ДБ. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  279. Эльконин Б. Д Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). -М.: Тривола, 1994. -168 е., ил.
  280. Эстетика: Словарь /Под. общ. ред. А. А. Беляева и др. М., 1988. — 38с.
  281. Этическое и эстетическое /Отв. ред. М. С. Каган, В. Г. Иванов. Л., 1971.- 120с.
  282. А.А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников. Дисс.канд.пед.наук, -Краснодар, 1996. 142 с.
  283. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. М.: Наука, 1978. — 239 с.
  284. И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М.,
  285. УВЦ «Инноватор», 1996.Г.-С.37.
  286. И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. 39 с.
  287. A.M. Личностный подход к воспитательной деятельности. // Сов. педагогика, № 3,1988. С. 70−73.
Заполнить форму текущей работой